УДК 614.2
НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ НА РАЗЛИЧНЫХ КУРСАХ
ОБУЧЕНИЯ
1 2 1 С.В. Гудимов, И.А. Осетров, М.А. Кузнецов
1ФГБОУ ВО ЯГМУ «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ярославль, Россия
ФГБОУ ВО ЯГПУ «Ярославский государственный педагогический университет» Министерства просвещения Российской Федерации, г. Ярославль, Россия
РЕЗЮМЕ
Цель исследования: провести сравнительный анализ уровня здоровья и физического развития студентов различных курсов Ярославского государственного медицинского университета. Материалы и методы: Исследование проведено на кафедре физической культуры и спорта ФГБОУ ВО ЯГМУ «Ярославский государственный медицинский университет». В нем приняли участие 26 юношей и 59 девушек первого курса и 31 юноша и 42 девушки третьего курса. Результаты: Анализ результатов проведенного исследования позволил определить соответствие показателей роста и массы, жизненной емкости легких, артериального давления, частоты сердечных сокращений, становой и кистевой силы физиологической норме во всех обследованных группах студентов и студенток. Установлены достоверно большие показатели веса и времени восстановления ЧСС после нагрузки юношей 3 курса. Показатели соматического здоровья юношей 1 и 3 курсов соответствовали среднему уровню. У девушек 3 курса также выявлено увеличение времени восстановления ЧСС в сравнении с первокурсницами. Установлен прирост показателей пробы Штанге студенток 3 курса, тенденция к увеличению пробы Генчи, выявлено снижение ИМТ. Показатели соматического здоровья девушек как 1, так и 3 курсов, соответствовали среднему уровню. Выводы: 1. Уровень здоровья юношей первого и третьего курсов оценивается как средний. У юношей 3 курса выявлено значимое увеличение показателя времени восстановления ЧСС после приседаний, тенденция к росту ЖЁЛ, ИМТ и кистевой динамометрии в сравнении со студентами 1 курса. 2. Уровень здоровья девушек первого и третьего курсов оценивается как средний. У студенток 3 курса выявлено значимое увеличение показателя времени восстановления ЧСС после приседаний и снижение ИМТ в сравнении со студентками 1 курса. По данным гипоксических проб, установлены лучшие показатели функционального состояния студенток 3 курса по отношению к первокурсницам.
Ключевые слова: уровень здоровья; физическое развитие; студенты
SOME FEATURES OF SOMATIC HEALTH AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS AT DIFFERENT TRAINING COURSES
1S.V. Gudimov, I.A. 2Osetrov, M.A. 1Kuznetsov 1Yaroslavl State Medical University, Yaroslavl, Russia
2
Yaroslavl State Pedagogical University, Yaroslavl, Russia
ABSTRACT
Objective: to conduct a comparative analysis of the level of health and physical development of students of various courses of the Yaroslavl State Medical University.
Materials and methods: The study was carried out at the Department of Physical Culture and Sports "Yaroslavl State Medical University". It was attended by 26 boys and 59 girls of the first year and 31 boys and 42 girls of the third year.
Conclusions: The analysis of the results of the study made it possible to determine the correspondence of the indicators of height and weight, vital capacity of the lungs, blood pressure, heart rate, body strength and hand force to the physiological norm in all surveyed groups of students. Significantly large indicators of weight and heart rate recovery time were established after the load of 3-year boys. The indices of the somatic health of boys of the 1st and 3rd courses corresponded to the average level. In girls of the 3rd course, an increase in the recovery time of heart rate was also revealed in comparison with freshmen. An increase in the indicators of Shtange's test of 3rd year students was established, a tendency to an increase in Genchi's test, a decrease in BMI was revealed. The indicators of somatic health of girls of both 1st and 3rd courses corresponded to the average level.
Results: 1. The health level of young men of the first and third courses is assessed as average. A significant increase in the rate of recovery of heart rate after squatting, a tendency to an increase in VC, BMI and hand dynamometry in comparison with students of the 1st year was revealed in 3-year boys. 2. The health level of first and third year girls is assessed as average. The 3rd year students showed a significant increase in heart rate recovery time after squats and a decrease in BMI in comparison with 1st year students. According to the data of hypoxic tests, the best indicators of the functional state of 3rd year students in relation to freshmen were established.
Key words: health level; physical development; students
1. Введение
Мониторинг показателей физического развития студентов указывает на неоднозначность и специфику антропометрических показателей и функционального состояния испытуемых на разных курсах обучения. Оценка уровня здоровья позволяет определить жизнеспособность конкретного индивидуума и вероятность развития болезни.
Исследование физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов является ведущим критерием состояния здоровья населения России. [2-5, 7].
Цель исследования - провести сравнительный анализ уровня здоровья и физического развития студентов различных курсов Ярославского государственного медицинского университета (ЯГМУ).
2. Материал и методы
Исследование проводилось на кафедре физической культуры и спорта ЯГМУ в феврале-марте 2019г, в нем приняли участие обучающиеся первых и третьих курсов. Оценка уровня здоровья испытуемых производилась при помощи экспресс-метода Г.Л. Апанасенко. Для этого использовались: определение роста и массы тела; измерение частоты сердечных сокращений (ЧСС) и артериального давления; измерение кистевой силы и жизненной емкости легких; определение времени восстановления ЧСС до исходного уровня после 20 приседаний в течение 30 с. На основании полученных данных, рассчитывались весо - ростовые, силовые и др. индексы. Подсчитывалась сумма баллов для оценки уровня здоровья по 5 уровням: низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий. Функциональное состояние студентов оценивалось при помощи гипоксических проб. Становая и кистевая сила обучающихся измерялась становым и кистевым динамометрами, соответственно. Полученный материал обработан статистически с использованием ^критерия Стьюдента в приложении $1ай8йса 6.0.
3. Результаты и обсуждение
Методами математической статистики определены средние значения показателей физического развития студентов и студенток: индекс массы тела (ИМТ), систолическое и диастолическое артериальное давление (САД и ДАД), ЧСС, жизненная емкость легких (ЖЁЛ), пробы Штанге и Генчи, время восстановления ЧСС после 20 приседаний (1 восстановления ЧСС), становая и кистевая сила, уровень здоровья (Табл. 1, 2).
Зафиксированные значения роста и веса, ЖЁЛ, АД, ЧСС становой и кистевой силы во всех обследованных группах студентов и студенток находились в пределах физиологической нормы и были сопоставимы с показателями физического развития данной возрастной категории, представленными [6].
Установлены значимые различия массы и 1 восстановления ЧСС после дозированной нагрузки между показателями юношей 1 и 3 курсов. Результаты студентов 3 курса превысили значения первокурсников на 13 % и 19 %, соответственно. Уровень восстановления ЧСС студентов 3 курса приблизился к показателю «ниже среднего» в соответствии с [1]. В целом, показатели соматического здоровья юношей 1 и 3 курсов, согласно методике Г.Л. Апанасенко, соответствовали «среднему» уровню. Наметилась тенденция к увеличению кистевой силы старшекурсников.
Таблица 1
Показатели уровня здоровья и физического развития юношей
№ п/п Показатель Юноши 1 курс (п=26) Юноши 3 курс (п=31) Р
1 Возраст, лет 18,2±0,7 20,7±1,1 0,001
2 Масса, кг 67,7±10,7 76,4±16,1 0,05
3 Рост, см 177,4±5,5 177,5±6,1
4 ИМТ, кг/м2 21,5±3,0 24,1±5,0 0,06
5 Проба Штанге, с 68,6±19,4 62,4±17,6
6 Проба Генчи, с 33,6±7,4 27,9±8,3
7 САД, мм.рт.ст. 128,2±14,3 126,2±10,6
8 ДАД, мм.рт.ст. 73,3±11,9 74,8±5,9
9 ЧСС, уд/мин 82,5±13,6 81,6±13,8
10 ЖЕЛ, мл3 4933,3±786,3 5254,2±701,5
11 t восстановления ЧСС, с 99,5±30,5 118,8±32,9 0,05
12 Становая динамометрия, кг 107,6±22,2 106,3±28,3
13 Кистевая динамометрия, кг 40,5±7,6 45,2±10,5
14 Уровень здоровья(баллы) 8,7±4,1 7,6±4,7
У обследованных девушек 3 курса выявлено увеличение t восстановления ЧСС (на 23 %) в сравнении с первокурсницами. Установлен 18%-ый значимый прирост показателей пробы Штанге студенток 3 курса, тенденция к увеличению результата пробы Генчи, выявлено снижение ИМТ на 8 %. Становая и кистевая сила девушек в зависимости от возраста значимо не отличались. Показатели соматического здоровья девушек как 1, так и 3 курса, были идентичны и соответствовали «среднему» уровню.
Таблица 2
Показатели уровня здоровья и физического развития девушек
№ п/п Показатель Девушки 1 курс (П=59) Девушки 3 курс (П=42) P
1 Возраст, лет 18,2 ±0,4 20,3 ±0,6 0,001
2 Масса, кг 62,1 ±11,0 57,9 ±11,3
3 Рост, см 164,5 ±4,5 165,2 ±6,5
4 ИМТ, кг/м2 22,9 ±3,8 21,1 ±3,5 0,04
5 Проба Штанге, с 55,8 ±15,7 65,9±24,5 0,05
6 Проба Генчи, с 36,6 ±9,6 41,3 ±17,5
7 САД, мм.рт.ст. 111,9 ±13,2 112,1 ±11,0
8 ДАД, мм.рт.ст 71,2 ± 9,4 73,8 ±11,5
9 ЧСС, уд/мин 80,3 ±12,9 78,9±13,8
10 ЖЕЛ, мл3 3891,7 ± 522,8 3842, 9±531,9
11 t восстановления ЧСС, с 89,3 ±30,5 110,2 ±39,5 0,03
12 Становая динамометрия, кг 52,7 ±12,6 50,1 ±11,1
13 Кистевая динамометрия, кг 27,2 ±5,3 26,3±5,1
14 Уровень здоровья (баллы) 10,9 ±4,1 10,7 ±5,3
4. Выводы
1. Уровень здоровья юношей первого и третьего курсов оценивается как средний. У юношей 3 курса выявлено значимое увеличение показателя времени восстановления ЧСС после приседаний, тенденция к росту ЖЁЛ, ИМТ и кистевой динамометрии в сравнении со студентами 1 курса. По другим обследуемым показателям существенных отличий не выявлено.
2. Уровень здоровья девушек первого и третьего курсов оценивается как средний. У студенток 3 курса выявлено значимое увеличение показателя времени восстановления ЧСС после приседаний и снижение ИМТ в сравнении со студентками 1 курса. По данным гипоксических проб, установлены лучшие показатели функционального состояния студенток 3 курса по отношению к первокурсницам. Значимых отличий в становой и кистевой силе между студентками 1 и 3 курсов не выявлено.
Список литературы
1. Апанасенко Г.Л. Индивидуальное здоровье: теория и практика // Валеология. 2006. №1. С. 5 - 12.
2. Артеменков А. А. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов экологически неблагополучного города // Экология человека. 2012. № 4. С. 39 -44.
3. Гудимов С.В., Осетров И.А., Климова Г.Ф. Определение уровня соматического здоровья студентов медицинского университета // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. Научно-технический журнал. - Ростов -н/Д: РГУПС. 2018. №2. С.35-36.
4. Гудимов С.В., Осетров И.А. Сравнительная характеристика показателей выносливости и функциональной подготовленности студенток различных курсов медицинского университета // Труды Ростовского государственного университета путей сообщения. Научно-технический журнал. - Ростов - н/Д: РГУПС. 2020. №2. С.87-90.
5. Гудимов С.В., Шкребко А.Н., Осетров И.А., Шаймарданов В.М. Анализ адаптационного эффекта у легкоатлеток на предсоревновательном этапе годового учебно-тренировочного макроцикла // Спортивная медицина: наука и практика. 2020. 10(3). С. 4348.
6. Маргазин В.А., Коромыслов А.В., Быков И.В., Трофимова О.Г., Мельников Е.И. Физическое развитие (исследование и оценка): методическое пособие. - Ярославль: ЯГМУ. 2007. 47 с.
7. Мартынова Е.Ю., Колокольцев М.М. Физическое развитие и физическая подготовленность студентов вуза разных функциональных групп здоровья // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 6. URL:http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=25728 (дата обращения: 28.11.2020).
References
1. Apanasenko G.L. Individual health: theory and practice // Valeology. 2006. No. 1. Р.5
- 12.
2. Artemenkov AA Physical development and physical fitness of students in an environmentally disadvantaged city // Human Ecology. 2012. No. 4. P. 39 - 44.
3. Gudimov S.V., Osetrov I. A., Klimova G.F. Determination of the level of somatic health of students of a medical university // Proceedings of the Rostov State Transport University. Scientific and technical journal. - Rostov - n / a: RGUPS. 2018. No. 2. Р.35-36.
4. Gudimov S.V., Osetrov I.A. Comparative characteristics of indicators of endurance and functional readiness of female students of various courses of the medical university // Proceedings of the Rostov State University of Communications. Scientific and technical journal. - Rostov - n / a: RGUPS. 2020. No. 2. Р.87-90.
5. Gudimov S.V., Shkrebko A.N., Osetrov I.A., Shaimardanov V.M. Analysis of the adaptive effect in female athletes at the precompetitive stage of the annual educational and training macrocycle // Sports medicine: science and practice. 2020.10 (3). S. 43-48.
6. Margazin V.A., Koromyslov A.V., Bykov I.V., Trofimova O.G., Melnikov E.I. Physical development (research and assessment): a methodological guide. - Yaroslavl: YSMU. 2007. 47 p.
7. Martynova E.Yu., Kolokoltsev M.M. Physical development and physical fitness of university students of different functional groups of health // Modern problems of science and education. 2016. No. 6. URL: http: //www.science-education.ru/ru/article/view? Id = 25728 (date accessed: 28.11.20).
Информация об авторах:
Гудимов Станислав Владимирович - заведующий кафедрой физической культуры и спорта ФГБОУ ВО ЯГМУ «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, доцент, к.б.н.
Осетров Игорь Александрович - доцент кафедры спортивных дисциплин факультета физической культуры ФГБОУ ВО ЯГПУ «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского», к.б.н.
Кузнецов Михаил Андреевич - студент 5 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО ЯГМУ «Ярославский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации
Information about the authors:
Stanislav V. Gudimov - Ph.D. (Biology), Associate Professor, Head of the Department of Physical Culture and Sports of the Yaroslavl State Medical University (Yaroslavl, Russia).
Igor A. Osetrov - Ph.D. (Biology), Associate Professor, of the Department of Sports Disciplines of the Faculty of Physical Culture of the Yaroslavl State Pedagogical University (Yaroslavl, Russia)
Michael A. Kuznetsov - 5th year student of the pediatric faculty of the Yaroslavl State Medical University of the Ministry of Health of the Russian Federation
Поступило в редакцию: 14.11.20 Принято к публикации: 10.12.20
Received: 14 November 2020 Accepted: 10 December 2020