Пыхина Н.В.
Кандидат педагогических наук, доцент, Нижегородский государственный лингвистический университет ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ИНОЯЗЫЧНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье рассматривается содержание общекультурных компетенций в иноязычном образовании. Представлено соответствие общекультурных компетенций и видов творчества в педагогическом проектировании.
Ключевые слова: общекультурная компетенция, творчество, педагогическое проектирование.
Pykhina N.V.
PhD in Pedagogy, associate professor, Nizhny Novgorod State Linguistic University DESIGNING GENERAL CULTURAL COMPETENCES IN THE FOREING LANGUAGE EDUCATION
Abstract
The article considers the contents of the general cultural competences in the foreign language education. The correlation of the general cultural competences and the types of creativity in the pedagogical design is presented.
Keywords: general cultural competence, creativity, pedagogical design.
Проектирование общекультурных компетенций бакалавра по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Иностранный язык») имеет определяющее значение в контексте реализации компетентностного подхода в профессиональном иноязычном образовании.
Согласно концепции А.В. Хуторского [1], общекультурные компетенции являются ключевыми образовательными компетенциями и предопределяют метапредметный характер содержания образования. К ним относятся особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных традиций.
На основании Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения развитие общекультурных компетенций студентов рассматривается в качестве результатов образования. Тем не менее, в системе высшего образования наблюдается ряд противоречий между требованиями к уровню сформированности общекультурных компетенций будущих специалистов и практикой их реализации в подготовке бакалавров педагогического профиля.
В этой связи актуальным представляется обращение к педагогическому проектированию, личностно-центрированный характер которого способствует созданию социокультурной среды для адекватной реализации воспитательного компонента учебного процесса.
Обратимся к психологическим основам педагогического проектирования, раскрывающимся через следующие виды творчества: моральное, дидактическое, технологическое и организационное. Под моральным творчеством понимается деятельность в сфере морально-этических отношений обучающихся и преподавателя. Следует отметить специфику данного вида творчества, необходимого, прежде всего, при проектировании педагогических ситуаций. Что касается дидактического творчества, то оно затрагивает деятельность по эффективному отбору и структурированию учебного материала и методов его усвоения обучающимися. Одним из самых сложных видов творчества по праву признается технологическое творчество, направленное на создание новых педагогических систем, способствующих повышению результативности обучения и воспитания. Особенность технологического творчества состоит в том, что оно полностью охватывает деятельность преподавателя и обучающихся. Организаторское творчество затрагивает сферу управления по созданию способов планирования, контроля, взаимодействия преподавателя и обучающихся.
Рассмотрим, как содержание общекультурных компетенций бакалавра по направлению «Педагогическое образование» соотносится с указанными видами творчества.
Так, моральное творчество в наибольшей степени соотносится с содержанием компетенции ОК-3 «Способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества». Дидактическое творчество находит отражение в содержательных особенностях компетенции ОК-1 - «Владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения». Для технологического творчества определяющим будет содержание компетенции ОК-2 «Способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы». Сущность организаторского творчества раскрывается в компетенции ОК-7 «Готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе».
Подобный анализ позволит использовать как нормативные, так и творческие ресурсы педагогического проектирования для эффективной реализации профессиональных задач в области иноязычного образования.
Литература
1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты // Интернет-журнал «Эйдос». - 2002. - 23 апреля
References
1. Hutorskoy A.V. Kluchevye kompetentsii i obrazovatelnie standarti // Internet-zhurnal «Eidos» . - 2002. - 23 aprelya.
Сизова Н.Н.1, Исмагилова Ю.Д.2, Тиосова Т.Н.3
'Ст. преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии; 2Научный сотрудник, Владивостокский филиал Российской таможенной академии; 3Ст. преподаватель, Владивостокский филиал Российской таможенной академии ИЗУЧЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЗДОРОВЬЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ВЛАДИВОСТОКСКОГО ФИЛИАЛА РОССИЙСКОЙ ТАМОЖЕННОЙ АКАДЕМИИ
Аннотация
В настоящее время здоровье рассматривается не только как состояние организма, а как качественная категория, определяющая работоспособность, эффективность и надежность будущего профессионала. В статье дается оценка уровню здоровья студентов и их физической подготовленности. Определение здоровья является необходимым компонентом учебного процесса по физической культуре с целью внесения изменений и корректировки физической подготовки.
Ключевые слова: студент, физическое здоровье, психическое здоровье, физическая подготовленность.
Sizova N.N.1, Ismagilova J.D.2, Tiosova T.N.3
'Senior teacher, Vladivostok Branch of Russian Customs Academy; ^Research associate, Vladivostok Branch of Russian Customs Academy; 3Senior teacher, Vladivostok Branch of Russian Customs Academy THE STUDYING INDICATORS OF HEALTH AND PHYSICAL PREPAREDNESS STUDENTS FROM VLADIVOSTOK
BRANCH OF RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY
Abstract
Today health is considered not only as a condition but also as an qualitative categories that defining performance, efficiency and reliability of future professional. In article assesses students level health and their physical preparedness. The definition of health is necessary component ofphysical culture educational process for changes and adjustments ofphysical preparedness.
Keywords: students, physical health, psychical health, physical preparedness
39
Органы таможенной службы являются неотъемлемым звеном системы органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации [3].
Усилия таможенников направлены на решение важных государственных задач: содействие внешнеэкономической деятельности, пополнение федерального бюджета, защиты экономической безопасности страны, борьба с таможенными правонарушениями и преступлениями [4]. Основной из них является обеспечение необходимого профессионального уровня должностных лиц таможенных органов Российской Федерации. Специфика будущей профессиональной деятельности студентов-таможенников предъявляет высокие требования к уровню их физического здоровья [1,2].
Статистические данные Минздрава РФ (Росстат, 2013) показывают, что первое место в иерархии заболеваний по стране в 2013 году занимают болезни органов дыхания (24,2%), так с 2010г по 2012г данный показатель увеличился на 19,7%. На следующем месте стоят заболевания системы кровообращения (14,2%) и на третьем месте заболевания опорно-мышечного аппарата (8,3%).
Медицинское обследование студентов Владивостокского филиала Российской таможенной академии за 2013-2014 уч.год выявило, что на первом месте по заболеваниям среди студентов стоит система дыхания (табл.1).
Таблица 1. Системная патология, выявленная при обследовании студентов ВФРТА в 2013-2014 уч.году (n-528)
Система кровообращения S § 2 Я Й й К А о ^ Зрение Мочеполовая система § hQ 5 Й к § | и О (Г - Прочее
n % n % n % n % n % n %
Факультет 46 18,3 51 20,3 45 17,9 39 15,6 37 14,7 33 13,2
таможенного дела
Экономический 34 21,9 45 29,1 36 23,3 19 12,2 12 7,7 9 5,8
факультет
Юридический 21 17,3 31 25,4 24 19,6 18 14,7 9 7,4 19 15,6
факультет
ИТОГО 101 19,2 127 24,1 105 19,9 76 14,4 58 10,9 61 11,5
Так, у 127 студентов филиала (24,1%) отмечены нарушения в функционировании дыхательной системы. Следующую ступень занимают патологии органов зрения. У 105 (19,9%) обследованных студентов отмечена миопия, причём у около половины из них имеют высокую и среднюю степень близорукости. Третье место по заболеваниям среди студентов филиала отводится системе кровообращения (19,2%).
Сложившаяся в настоящее время ситуация со здоровьем населения в целом по стране находится в пагубном. Многочисленные исследования указывают на ежегодное увеличение студентов специальной медицинской группы и полностью освобождённых от занятий физической культурой.
Данная негативная тенденция характерна и для Владивостокского филиала Российской таможенной академии. Результаты медицинского обследования студентов ВФРТА подтверждают, что состояние здоровья студентов, прогрессивно ухудшается.
Анализ данных здравпункта ВФРТА с 2011 по 2014 гг. обнаружил, что из года в год наблюдается устойчивое увеличение студентов отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. В 2011-2012 уч.году из 533 обследованных студентов всего лишь 30 человек (5,6%) относились к специальной медицинской группе, в 2013-2013 уч.году данная категория студентов увеличилась, и из 528 обследованных человек уже 69 (13,1%) студентов были причислены к специальной медицинской группе. Данные на начало 2013 уч.года показали, что данная категория студентов продолжает увеличиваться и составила 97 человек, что соответствует 18,3% из 528 обследованных (рис. 1).
Рис. 1. Распределение студентов ВФРТА по группам здоровья (%)
Гендерный анализ уровня физического здоровья, проводимого по методике Г.Л. Апанасенко (2006), обнаружил, что уровень физического здоровья у юношей филиала несколько выше, чем у девушек (табл.2).
40
Таблица 2. Уровень физического здоровья студентов-первокурсников (набор 2014г)
Девушки (n-94) Юноши (n-50)
Показатели теста M+m Балл M+m Балл
1 Индекс массы тела (вес, г/рост, см) 22,20+0,46 0 24,30+0,26 0
2 Жизненный индекс (ЖЕЛ, мл/вес, кг) 49,68+0,39 2 61,18+1,31 4
3 Индекс Робинсона (ЧССхАДсист/100) 90,81+1,65 2 84,36+1,08 3
4 Проба Мартинета 111,86+1,93 3 89,36+2,27 5
5 Силовой индекс (динамометрия кисти / вес, кг Х 100 ус.ед) 51,77+0,96 2 71,09+0,85 3
Уровень физического развития 9 15
Если у юношей данный показатель относится к уровню «выше среднего», то уровень физического здоровья студенток первого курса соответствует среднему уровню
В Уставе Всемирной организации здравоохранения определение здоровья трактуется как наличие физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний.
Обучение в вузе предъявляет высокие требования не только к умственным, физическим, но и психическим ресурсам студентов. Психическое здоровье, так же как и физическое, является неотъемлемым компонентом общего здоровья. Изучение состояния стресса у студентов филиала 1 курса выявило, что на протяжение учебного года они практически постоянно испытывают состояние стресса (рис.2).___________________________________________________________________________
Рис.2. Уровень стресса студентов-первокурсников на протяжении учебного года (усл.ед) ВУ - высокий уровень, СУ - средний
уровень, НУ - низкий уровень
Интерпретация результатов обработки методики «Шкала психологического стресса PSM - 25» показала, что девушки испытывают гораздо больший стресс, чем юноши. Более высокий уровень стресса у девушек можно объяснить особенностями женской психики, которой свойственна эмоциональная неустойчивость, характеризующаяся высокой возбудимостью и тревожностью.
По мнению ученых, состояние здоровья и физическая способность нынешних девушек определяют не только настоящее, но и будущее здоровье населения нашей страны, его резервные функциональные возможности и устойчивость иммунной системы к заболеваниям. Физическая подготовленность является одним из важнейших показателей здоровья. Однако, как показывают результаты нашего исследования, у девушек филиала данный показатель имеет тенденцию к снижению (табл. 3).
Таблица 3. Динамика уровня физической подготовленности студенток ВФРТА ___________________________(2010-2014 уч. гг.)________________________
Показатели теста Начало обучения (n=64) Окончание обучения (n=64) Разница Р
M+m M+m Ед. I %
Первоначальное тестирование (октябрь 2011г.)
Челночный бег 3х10м (с) 8,56+0,03 8,91+0,02 0,35 4,1 <0,05
Бег 2000 м (с) 570,105+2,95 605,00+1,13 34,95 6,1 <0,05
Прыжок в длину с места (см) 189,4+0,66 180,8+0,66 8,6 4,8 <0,05
Поднимание туловища (кол-во раз) 44,9+0,53 42,8+0,42 2,1 4,6 <0,05
Стоя, наклон вперёд (см) 9,1+0,29 8,3+0,26 0,8 8,7 <0,05
41
Особую тревогу вызывает тот факт, что у студенток снижается общая выносливость. За период обучения в вузе данный показатель у девушек снизился на 6,1%, а ведь именно выносливость определяет возможность выполнения длительной работы и способность противостоять утомлению
Г ендерный анализ студентов филиала обнаружен, что у девушек уровень здоровья ниже, чем у юношей. Недостаток времени и высокая загруженность по учебе способствует проявлению высокого уровня стресса, что приводит к увеличению различных соматических заболеваний. Наличие данных факторов говорит о необходимости систематического наблюдения за состоянием их здоровья и принятия адекватных мер к их устранению.
Литература
1. Матухно, Е.В. Участие кафедр физического воспитания технических вузов в формировании профессиональной успешности выпускника с ослабленным здоровьем [Текст] / Е.В. Матухно // Научный диалог. Педагогика. - Екатеринбург: Изд-во ООО «Издательский дом «Ажур», 2012. - №5. - С. 112-118
2. Распоряжение Правительства РФ от 28.12.2012 N 2575-р (ред. от 15.04.2014) «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года»
3. Сизова, Н.Н. Экспериментальная проверка эффективности использования комплексов упражнений преимущественно аэробной направленности на занятиях по самообороне с девушками вузов [Текст] / Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта.- Спб.: Изд-во НГУ им. П.Ф. Лесгафта, 2014. - № 6 (112). С. - 54-56.
4. Сизова, Н.Н. Экспериментальная проверка эффективности использования комплексов упражнений преимущественно аэробной направленности на академических занятиях по самообороне [Текст] / Н.Н. Сизова, Ю.Д. Исмагилова // Международный научно-исследовательский журнал, г. Екатеринбург. : МНИЖ - 2012 - №6(25) Часть 2. - С.173-177
References
1. Matuhno, E.V. Uchastie kafedr fizicheskogo vospitanija tehnicheskih vuzov v formirovanii professional'noj uspeshnosti vypusknika s oslablennym zdorov'em [Tekst] / E.V. Matuhno // Nauchnyj dialog. Pedagogika. - Ekaterinburg: Izd-vo OOO «Izdatefskij dom «Azhur», 2012. - №5. - S. 112-118
2. Rasporjazhenie Pravitel'stva RF ot 28.12.2012 N 2575-r (red. ot 15.04.2014) «O Strategii razvitija tamozhennoj sluzhby Rossijskoj Federacii do 2020 goda»
3. Sizova, N.N. Jeksperimental'naja proverka jeffektivnosti ispol'zovanija kompleksov uprazhnenij preimushhestvenno ajerobnoj napravlennosti na zanjatijah po samooborone s devushkami vuzov [Tekst] / N.N. Sizova, Ju.D. Ismagilova // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta.- Spb.: Izd-vo NGU im. P.F. Lesgafta, 2014. - № 6 (112). S. - 54-56.
4. Sizova, N.N. Jeksperimental'naja proverka jeffektivnosti ispol'zovanija kompleksov uprazhnenij preimushhestvenno ajerobnoj napravlennosti na akademicheskih zanjatijah po samooborone [Tekst] / N.N. Sizova, Ju.D. Ismagilova // Mezhdunarodnyj nauchno-issledovatel'skij zhurnal, g. Ekaterinburg. : MNIZh - 2012 - №6(25) Chast' 2. - S.173-177
Соболева О.С.
Магистрант 2 курса, Сибирский Федеральный Университет ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ В СРЕДЕ E-LEARNING
Аннотация
В статье рассмотрено - понятие среды e-learning, открытая модель образования и ее принципы внедрения в систему обучения формы взаимодействия студентов и преподавателей в электронной обучающей среде, реализация интернет -технологий в обучении, а также системы дистанционного образования и их примеры.
Ключевые слова: e-learning, открытая модель образования, индивидуализация обучения, компьютерные технологии, интернет-технологии, системы дистанционного образования.
Soboleva O.S.
Master 2 courses, Siberian Federal University
PROFESSIONAL SUPPORT OF STUDENTS IN THE E-LEARNING ENVIRONMENT
Abstract
The article considers introduction of the concept ofprotection e-learning, open educational model and its implementation guidelines in the educational system, forms of interaction between students and teachers in the e-learning environment, the implementation of Internet-technologies in learning and distance education system and a real examples.
Keywords: e-learning, open model of education, individualized instruction, computer technology, Internet technology, distance education system.
В начале XX века стала зарождаться новая модель образования, которая получила название открытой. Эта модель образования исходит из открытости мира, процессов познания и образования человека.
Цель открытого образования — подготовка обучаемых к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях в условиях информационного общества.
Придание системе образования качеств открытой системы влечет кардинальное изменение ее свойств в направлении большей свободы при планировании обучения, выборе места, времени и темпа, в переходе от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
Таким образом, e-learning — это система, в которой реализуется процесс обучения и осуществляется индивидуумом достижение и подтверждение образовательного ценза. Основу образовательного процесса в системе составляет целенаправленная, контролируемая, интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по различным каналам связи.
Рассмотрим принципы открытого образования, которые непосредственно используются студентами в современной среде обучения e-leaning:
1. Открытое планирование обучения — свобода составления индивидуальной программы обучения путем выбора из системы курсов.
2. Свобода выбора времени и темпа обучения — прием студентов в вуз в течение всего года, отсутствие фиксированных сроков обучения.
3. Свобода в выборе места обучения — студенты могут физически отсутствовать в учебных аудиториях основную часть учебного времени, могут самостоятельно выбирать, где обучаться.
4. Переход от принципа «образование на всю жизнь» к принципу «образование через всю жизнь».
5. Переход от движения, обучающегося к знаниям к обратному процессу — знания доставляются человеку.
6. Свободное развитие индивидуальности как основополагающий фактор. [1].
В действующих системах E-learning применяют следующие формы взаимодействия студентов, преподавателей и администрации учебного заведения: традиционная почта, факс, компьютерные технологии, видеоконференции, аудиоконференции на основе телефонных технологий, интернет системы (электронная почта, чат). [2]
42