УДК 159.95 Б01 10.52928/2070-1640-2024-42-2-22-26
ДИНАМИКА ПАТРИОТИЗМА СТУДЕНТОВ
д-р психол. наук, проф. А. Н. НИКОЛАЕВ (Институт образования и социальных наук, Псковский государственный университет)
Изложены итоги эмпирического исследования уровня патриотизма студентов и его изменения за последние 8 лет. В качестве испытуемых выступили выпускники вузов двух педагогических специальностей: «Физическая культура» и «Иностранные языки». Отражены покомпонентные характеристики патриотизма и их иерархия. Показаны признаки этих компонентов - их выраженность и коэффициенты вариативности. Кроме того, приводятся данные сравнительного анализа компонентов патриотизма в обеих группах студентов и данные измерений в 2015 и 2023 гг. И наконец, представлены результаты расчета коэффициентов корреляции показателей патриотизма как в группах разных студентов, так и в группах разных лет измерения. У студентов разных педагогических специализаций различия незначительны, однако за последние 8 лет уровень патриотизма заметно изменился в обеих группах.
Ключевые слова: патриотизм, патриотизм гордости, патриотизм действия, изменение патриотизма, патриотизм к стране, патриотизм к государству, компоненты патриотизма.
Введение. Обращение к научной литературе, посвященной теории патриотизма и его воспитания, показало наличие по такой тематике множества белых пятен. Если информация о необходимости воспитания патриотизма у детей и студенческой молодежи приводится, то о средствах его воспитания ответа, как правило, нет. Возникает вопрос: если в стране осуществляется работа по воспитанию патриотизма, организуются патриотические мероприятия, то на какую научную базу они опираются? При этом значимость патриотического воспитания молодежи в литературе отражена, но как-то не рассматривается само понятие патриотизма (кроме как «любовь к Родине»). Практически нет данных и об эффективности, так называемых, уроков патриотизма [1-3; 7].
Основная часть. Как известно, патриотизм является индивидуально и общественно ценным качеством. В учебных заведениях педагоги пытаются сформировать это качество у учащихся. Этому способствуют и соответствующие распоряжения, и указы «сверху». Так, в России была принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
Однако, как ни странно, теория этого весьма ценного психологического явления требует специального исследования: понятия патриотизма, его классификации, а главное, средств его формирования и развития. Например, есть понятие «военно-патриотическое воспитание», закономерность существования которого по меньшей мере сомнительна, учитывая то обстоятельство, что существует военное воспитание и патриотическое. Имеет место множество разговоров на тему патриотизма, однако научных исследований очень мало. Трудно найти информацию об эффективности патриотического воспитания, а о средствах поднятия его уровня - тем более.
Исследование патриотизма актуально еще и по той причине, что это явление ценно для всех граждан страны да и для всех стран.
Сразу следует отметить, что разделение граждан страны на патриотов и либералов в средствах массовой информации (СМИ) является совершенно безграмотным. Во-первых, сразу исключим использование термина «либерализм» как антонима патриотизму, который означает ни что иное, как свобода «человека от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством и т.д., и к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества. При этом, возможности государства ... влиять на жизнь общества ограничиваются конституцией»1, когда речь идет о нововведения и реформах. Здесь, вероятно, целесообразнее использовать понятие «демократия» - как процесс и результат формирования власти на основе большинства или всего народа; проще говоря, власть народа, мнение которого ее представители во власти обязаны знать и ориентироваться на это мнение в своей деятельности.
Что касается патриотизма, то и здесь много неясного. Если патриотизм - это любовь к Родине, то остается непонятным, во-первых, недостаточно определено понятие любви, а во-вторых, нельзя же воспитывать любовь к чему-либо. Здесь адекватнее использование понятия «отношение человека к Родине». Для государства ценность и важность патриотизма понятна. Ценно это качество и для каждого гражданина в зависимости от того, что под этим термином понимается.
Понятие патриотизма целесообразно рассматривать через призму отношения к своей стране. А, как известно, теория исследования отношения субъекта деятельности к ее объекту более-менее выстроена, когда в качестве объекта такого отношения выступает то, что является индивидуальной ценностью для человека.
1 Либерализм [Электронный ресурс] // ЭСБЕ / Викитека. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B% D0%B8%D0%B1 %D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC
Таким образом, следует отказаться от терминологии СМИ и не делить людей на «либералов» и «патриотов» как противоположные группы россиян.
Исходя из этого обозначенного положения, патриотизм - это не любовь к Родине, а положительное отношение к тому, чем характеризуется страна, включая и аппарат управления страной. Однако можно смело утверждать, что у одного и того же человека это отношение может не только отличаться по модальности, но и быть различным к разным элементам жизни граждан страны.
Каким может быть отношение к известному в прошлом хоккеисту, а ныне государственному чиновнику Вячеславу Фетисову, если он публично заявляет, что, по его мнению, «...предательством сегодня показывать чемпионат мира по хоккею и чемпионат Европы по футболу» и далее: «Я специалист, каких в мире не так много. Я и игрок, и тренер, и министр, и сенатор, и депутат. Но мне это до лампочки»2. Можно только догадываться, какое отношение к личности этого человека может сформироваться у любителей высококачественных хоккея и футбола, которых в России миллионы. Можно ли считать человека патриотом, если потребности граждан страны для него значения не имеют? И можно ли считать предательством положительное отношение человека к просмотру футбольных матчей высокого уровня?!
Патриотизм человека не вполне целесообразно связывать с политикой. Патриотизм - это одно из психических явлений, характеризующих отношение человека к Родине, окружающей его действительности за последнее время [5].
Принципом исследования этого явления выступает то, что нельзя относить отдельно рассматриваемого человека к патриотам или непатриотам, поскольку мера патриотизма может быть различной и, главное, различной к разным сторонам окружающей его действительности.
Итак, что же можно считать основными компонентами патриотизма, которые для его исследования следует разделить еще на признаки? Основными компонентами можно считать: отношение к стране; отношение к государству; гордость за свою страну; выполнение определенных действий во благо страны. У кого-то может возникнуть вопрос о разделении двух компонентов - отношение к стране и к государству. Как известно, страна представляет собой совокупность людей, проживающих на определенной территории, а государство - это аппарат управления этой совокупностью людей для наилучшей организации жизни этой совокупности.
Все эти положения, приведенные выше, должны стать методологической основой исследования патриотизма.
В ряде ранее проведенных исследований было доказано, что основными признаками, соответственно и компонентами, отношения человека к чему-либо или к кому-либо являются: его потребность в объекте, его реальная активность взаимодействия с ним и эмоциональная реакция в форме удовлетворенности от такого взаимодействия [4], а не гностический, поведенческий и оценочный компоненты [3]. Такой методологический подход исследования патриотизма и использовался в данной работе.
Методика исследования. В измерении компонентов патриотизма студентов использовалась авторская методика, разработанная совместно с Д. А. Михайловой в рамках ее выпускной квалификационной работы (2015). В исследовании были выявлены основные признаки патриотизма посредством открытого опроса студентов старшего курса в форме интервью, где «. вопрос ставился о психологических различиях человека, являющегося патриотом и не являющегося им» [5, с. 169]. Однако для данного исследования такой опрос был проведен еще раз - по причине значительного изменения социально-экономических условий жизни россиян, но уже с другим составом респондентов.
Повторный опрос пополнил признаками лишь такой компонент патриотизма, как патриотизм действия. Сюда вошли три признака: противостояние словесным нападкам на страну; стремление говорить о ее превосходстве; стремление говорить всю правду о стране, какой бы она ни была. Методологическим подходом для измерения компонентов патриотизма явились: потребность в признаках патриотизма, проявление этих признаков в дискуссиях или в делах и удовлетворенность от их использования.
Патриотизм измерялся посредством расчета оценок, поставленных респондентами в отношении к признакам патриотизма, по шкале для метода семантического дифференциала С. Е. Осгуда в баллах, где студенты делали отметки в каждой из шкал предложенного им набора признаков.
В качестве респондентов выступили 39 студентов-выпускников НГУ им. П.Ф. Лесгафта. Кроме того, для утверждения качества выборки испытуемых и определения меры соответствия большему их числу (для приближения к генеральной совокупности) в число испытуемых были включены 32 выпускника института гуманитарных наук и языковых коммуникаций ПсковГУ. Основные расчеты делались на базе данных, где респондентами были выпускники физкультурных специальностей.
Все данные, полученные эмпирическим путем, переводились в стандартные баллы - в стэны с разрядностью 10 стэнов.
Патриотизм студентов обоих вузов, как оказалось, имеет высокие различия меры выраженности его компонентов. Так, по показателям отношения к стране он достигает 7,5 стэна, тогда как показатель гордости своей
2 Фетисов назвал предательством показ Евро-2024 в России [Электронный ресурс] / Спорт Майл. - URL: https://sport-mail.ru/football2024/news/61672513/ (дата обращения 28.06.2024).
страной не достигает и 5 стэнов. В этом случае - при столь высоком разбросе полученных данных - можно лишь условно рассчитать уровень патриотизма в целом (таблица 1).
Таблица 1. - Компоненты патриотизма у студентов-выпускников двух педагогических специальностей (п = 39; п = 32)_
Компоненты и признаки патриотизма X ФК V X ИЯ V а
Отношение к стране 7,65 24,3 7,58 33,8 0,07
Отношение к государству 5,04 22,6 5,06 32,0 -0,02
Гордость за страну 4,86 30,4 4,61 17,9 0,25
Патриотизм действия. Признаки: { 5,01 23,0 4,94 25,5 0,07
противостояние нападкам 5,23 21,6 5,17 29,3 0,06
говорить о достоинствах страны 4,04 14,7 4,00 13,5 0,04
говорить правду о стране 5,77 32,6 5,71 33,6 0,06
Патриотизм в целом (по компонентам) 5,85 25,1 5,75 27,3 0,10
Примечание: ФК - выпускники вуза физической культуры; ИЯ - выпускники института гуманитарных наук и языковых коммуникаций. Данные исследования достоверности различий по вузам (с2) не приводятся, поскольку все они не достигают общепринятого ее уровня (р < 0,05).
Согласно таблице 1, уровень патриотизма студентов-выпускников превышает формально среднее значение (5 стэнов) в обеих группах испытуемых. Кроме того, по отдельным показателям отличия незначительны и по всем из них не получено статистически достоверных различий (поэтому они здесь не приводятся).
В обеих группах наиболее высокими оказались показатели патриотизма (по убывающей, в стэнах):
- отношение респондентов к стране - 7,65 (здесь и далее приводятся средние значения, коэффициенты вариации и корреляции по группе выпускников физкультурного вуза);
- патриотизм в целом - 5,85;
- патриотизм действия - готовность говорить правду о стране - 5,77.
Наиболее низкими показателями оказались (по возрастающей, в стэнах):
- патриотизм действия (говорить о достоинствах страны) - 4,04;
- патриотизм гордости за страну - 4,86;
- патриотизм отношения к государству - 5,04.
Получены относительно высокие коэффициенты вариации (около 25%) по показателям:
- отношения к стране - 24,3%, однако у студентов, специализирующихся по иностранным языкам, вариативность выше - 33,6%;
- отношения к государству - 22,6%, а у специалистов по иностранным языкам - 32%.
Высокие коэффициенты вариации зафиксированы по признаку патриотизма: готовность говорить правду о стране, какой бы эта правда ни была, - 32,6%. Обозначилась тенденция расслоения среди студенческой среды -на тех, кто готов говорить всю правду о стране, и тех, кто предпочитает промолчать.
С низкими коэффициентами вариации оказалась готовность говорить о достоинствах страны - 14,1%, правда, при невысокой степени выраженности.
Для определения взаимосвязей компонентов патриотизма студенты разных специализаций были объединены в одну группу. Как показал результат рангового корреляционного анализа по Ч. Спирмену, в обобщенной группе (при п = 71) взаимосвязанными оказались три компонента патриотизма:
- отношения к стране - гордость за свою страну (г < 0,28; р < 0,05);
- отношение к стране - патриотизм действий (г < 0,35; р < 0,01);
- гордость за свою страну - патриотизм действий (г < 0,29; р < 0,05).
Что касается взаимосвязей между признаками патриотизма действия, то выявлена одна статистически достоверная связь: готовность говорить о достоинствах страны - готовность говорить всю правду о стране (г = 0,37; р < 0,01). Эта взаимосвязь вполне объяснима - говорить все, что есть.
Сравнительный анализ данных 2015 и 2023 гг. осуществлялся путем сопоставления полученных данных по типу «было-стало» в группе студентов-выпускников вуза физической культуры. Полученные различия отражены ниже (таблица 2).
Таблица 2. - Компоненты патриотизма у студентов-выпускников специалистов физической культуры (щ = 42)
Признаки патриотизма X 2015 о V X 2023 о V а с2 р
Отношение к стране 8,65 1,07 12,4 7,65 1,86 24,3 1,00 6,01 0,05
Отношение к государству 5,83 0,98 16,8 5,04 1,14 22,6 0,79 3,95 0,05
Гордость за страну 5,55 1,05 18,9 4,86 1,48 30,4 0,69 3,42 0,10
Патриотизм действия 7,62 1,05 13,8 5,01 1,15 23,0 2,61 15,8 0,01
Патриотизм в целом 6,91 1,04 15,1 5,85 1,47 25,1 1,06 6,59 0,05
Примечание: коэффициент сопряженности (он же и коэффициент различий) с2 (хи-квадрат) определялся по 4-польным таблицам по числу студентов с уровнем патриотизма выше и ниже средних значений, а также в 1-м и 2-м измерениях (через 8 лет).
Уровень патриотизма у студенческой молодежи за последние 8 лет снизился на 1,06% стэнов. Это существенное снижение - более 10%.
Такое снижение затронуло все 4 компонента патриотизма, т.е. по всем 4 компонентам исследуемые показатели снизились. Наиболее пострадал патриотизм действия - этот показатель снизился 2,61 стэна, что в пересчете на проценты составляет 15,3%. Показатель отношения к государству - на 0,79 стэна (13,5%). Показатель гордости за страну - на 0,69 стэна (12,4 %). На 1 стэн снизился и такой показатель патриотизма, как отношение выпускников вузов к стране, - с 8,65 до 7,65 стэна (11,6%).
Таким образом, в какой-то мере представители студенческой молодежи на 10% изменили в худшую сторону свое отношение к Родине.
Полученные результаты исследования патриотизма и его компонентов у выпускников педагогических вузов представлены в диаграмме (рисунок).
Изменение компанентов патриотизма у студенческой молодёжи
Патриотизм в целом Патриотизм действия Гордость за страну
Отношение к государству Отношение к стране
01 23456789 10
□ □ 2015 □ □ 2023
Рисунок. - Мера выраженности патриотизма у студенческой молодежи
Чем же объяснить снижение числовой выраженности всех 4-х компонентов патриотизма и патриотизма в целом? Это обстоятельство требует специального исследования факторов количественного и качественного изменения патриотизма, что на данный момент выходит за рамки исследовательских возможностей.
Сейчас ответы на вопрос о причинах снижения патриотизма в целом можно только предполагать.
Обратимся к тому компоненту патриотизма, который более всего пострадал за последние годы, - это патриотизм действия; он снизился на 15,3%. Учитывая то обстоятельство, что признаками этого компонента являются характеристики общения (противостояние внутренним и внешним нападкам, ведение разговора о достоинствах страны, стремление говорить правду о стране), многие не хотят и/или уходят от разговора и предпочитают промолчать, чтобы «не лезть в политику». Можно только догадываться о причинах такого «молчания», хотя 8-9 лет назад студенты еще свободно дискутировали на темы о положении в образовании да и вообще о судьбе страны.
Снижение показателя отношения к государству на 13,5%, гипотетически, построено на снижении материального положения семей этой молодежи.
Вызывает удивление снижение на 12,4% такого показателя патриотизма, как гордость за страну. Правда, он и изначально был лишь на среднем уровне. Причиной этого может быть повышение показателей доли импорта продукции легкой и тяжелой промышленности, т.е. того, что молодежь видит в магазинах.
И наконец, снижение такого компонента патриотизма, как отношение к стране (11,6%), можно объяснить усилением репрессивных мер со стороны государства. Здесь возникает патовая ситуация, когда, с одной стороны, молодежь слышит о репрессиях со стороны государства, а с другой - это вызывает у нее формирование негативных оценок к некоторым характеристикам жизни в стране.
Все вместе, вероятно, и послужило причиной снижения у студенческой молодежи патриотизма в целом.
Однако уровень патриотизма российской молодежи, имеющей высшее образование, достаточно высок. Лишь один компонент этого явления - патриотизм, проявляющийся в гордости за страну, ниже формально среднего значения (5 стэнов), но ненамного. Он ниже всего лишь на 0,14 стэна и равен 4,86 стэна.
При этом обращает на себя внимание высокая вариативность показателей патриотизма и, особенно, по показателю гордости за страну - 25,1% (напомним, в 2015 г. он был 15,1%). Это говорит о наличии размежевания молодежи по поводу того, насколько можно гордиться своей страной.
Заключение. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Патриотизм студентов-выпускников за последние 8 лет статистически достоверно снизился по трем из четырех его компонентов и, особенно, по показателю действия, а также по отношению к стране, отношению к государству, а также по патриотизму в целом.
2. В целом как патриотизм вообще, так и его компоненты находятся на среднем уровне, и лишь патриотизм гордости за свою страну несколько ниже среднего значения.
3. За последние восемь лет существенно увеличилась вариативность показателей как патриотизма в целом, так и всех его признаков. Можно сказать, что начался процесс «размежевания» студенческой молодежи по выраженности патриотизма. При этом такое разделение не проявляется на житейском уровне. Изменения патриотизма происходят «в себе», без устной или письменной публикации.
4. Получены три корреляционные взаимосвязи между показателями трех признаков патриотизма: отношение к стране связано с гордостью за страну и с патриотизмом действия, который в свою очередь также связан с гордостью за свою страну. Кроме того, на 99-процентном уровне достоверности выявлена взаимосвязь готовности говорить о достоинствах страны с готовностью говорить всю правду об особенностях страны.
Дальнейшие исследования такого важного явления целесообразно проводить по следующей тематике: необходимо выявить факторы развития и снижения уровня патриотизма у молодежи. Это ценно само по себе, а также для объяснения причин разделения меры патриотизма внутри молодежных групп.
Целесообразны также исследования эффективности специально организованного развития патриотизма у школьников и студентов.
Просто необходимо выявить причину отсутствия связи патриотизма к стране и патриотизма по отношению к аппарату государственного управления.
ЛИТЕРАТУРА
1. Быков А. К. Формирование патриотического сознания // Педагогика. - 2010. - № 9. - С. 10-20.
2. Лебедева О. В. Патриотическое воспитание - верноподданническое или гражданское? // Педагогика. - 2003. - № 9. -С. 77-90.
3. Мартенс Р. Социальная психология и спорт. - М.: Физкультура и спорт, 1979. - 176 с.
4. Николаев А. Н. Компоненты субъектных отношений (на примере отношений спортсменов к тренеру) // Психологические основы обучения и воспитания: материалы 26-й науч. конф. - СПб.: СПб ГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 2000. -С. 38-43.
5. Николаев А. Н. Особенности патриотизма студентов-выпускников вузов физической культуры // Вестн. Псков. гос. ун-та. Серия: Психол.-пед. науки. - 2016. - № 3. - С. 168-174.
6. Соснин В. А., Кольцова В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психол. журнал. - 2005. - № 4. - С. 89-97.
7. Хаустов В. М. Патриотизм и патриотическое воспитание // Соц.-гуманитарные знания. - 2007. - № 4. - С. 325-331.
Поступила 17.10.2024
THE DEVELOPMENT OF THE PATRIOTISM FEELING IN STUDENTS
A. NIKOLAEV (Institute of Education and Social Sciences, Pskov State University)
The article presents the results of an empirical study of the level of students' patriotism and its dynamics over the past eight years. The subjects of the study are university graduates with two pedagogical majors: physical education and foreign languages. The article describes the component characteristics of patriotism and illustrates their hierarchy. In addition, the characteristics of these components are shown - their severity and coefficients of the variability. The article also provides data of the comparative analysis for the components of patriotism in both student groups and shows data of two dimensions in 2015 and 2023. Finally, there are the results of calculating the correlation coefficients of patriotism indicators in groups of different students, and in groups in different years of measurement. The differences among students of different pedagogical majors are insignificant, however, over the past eight years the level of patriotism has changed significantly in both groups.
Keywords: patriotism, pride for patriotism, act of patriotism, change of patriotism, patriotism to the country, patriotism to the State, components of patriotism.