Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ'

ДИНАМИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
79
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / МОТИВАЦИЯ К УСПЕХУ / МОТИВАЦИЯ К ИЗБЕГАНИЮ НЕУДАЧ / СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ МОТИВ / МОТИВ ФИЗИЧЕСКОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Гут Ю.Н., Кабардов М.К., Кошелева Ю.П., Жамбеева З.З., Осницкий А.К.

Цель исследования - выявить динамику особенностей мотивации к занятиям физической культурой студентов-психологовв процессе обучения в вузе. Методика и организация исследования. Эксперимент проводился при участии студентов факультета психологии НИУ «БелГУ» в два этапа: в 2019 г. на 1-м курсе и 2022 г. на 4-м курсе среди студентов бакалавриата. Всего в исследовании приняли участие в 2019 г. 98 студентов 1-го курса и в 2022 г. 97 студентов 4-го курса бакалавриата. В качестве основных методик выступили: методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избегания неудач Т. Элерса, методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас, а также анкета «Отношение к физической культуре». Результаты исследования и выводы. Выявлена динамика различий в мотивах, побуждающих к занятиям физической культурой, у студентов с первого по четвертый курс. Установлено, что студенты на первом курсе чаще и активнее занимались физической деятельностью, однако к старшему курсу у них появляется более осознанное мнение о том, что регулярные занятия физкультурой способствуют укреплению здоровья и улучшают настроение. Результаты исследования могут быть использованы при проведении занятий по физической культуре у студентов первых курсов неспортивных специальностей с целью оптимизации проблемы развития мотивации сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения в вузе и после его окончания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Гут Ю.Н., Кабардов М.К., Кошелева Ю.П., Жамбеева З.З., Осницкий А.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF MOTIVATION FEATURES TO PHYSICAL CULTURE AMONG STUDENTS OF NON-SPORTS SPECIALTIES

Objective of the study was to reveal the dynamics of the peculiarities of motivation for physical education of students-psychologists in the process of studying at the university. Methods and structure of the study. The experiment was carried out with the participation of students of the Faculty of Psychology of the National Research University "BelSU" in two stages: in 2019 at the 1st year and in 2022 at the 4th year among undergraduate students. In total, 98 1st year students took part in the study in 2019 and 97 4th year undergraduate students in 2022. The main methods were: the method of diagnosing a personality for motivation for success and avoiding failures by T. Ehlers, the method "Motives for playing sports" by A.V. Shaboltas, as well as the questionnaire "Attitude towards physical culture". Results and conclusions. The dynamics of differences in the motives that encourage students to engage in physical culture from the first to the fourth year have been revealed. It was found that students in the first year were more often and more actively engaged in physical activity, but by the senior year they have a more conscious opinion that regular physical education improves health and improves mood. The results of the study can be used when conducting physical education classes for first-year students of non-sports specialties in order to optimize the problem of developing the motivation to preserve and improve health in the process of studying at a university and after graduation.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»

ДИНАМИКА ОСОБЕННОСТЕЙ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЕ У СТУДЕНТОВ НЕСПОРТИВНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ

УДК/UDC 159.9

Информация для связи с автором: gut.julya@yandex.ru

Поступила в редакцию 04.11.2022 г.

Кандидат психологических наук, доцент Ю.Н. Гут1- 2 Доктор психологических наук, профессор М.К. Кабардов1 Кандидат психологических наук, доцент Ю.П. Кошелева1- 3 Кандидат психологических наук З.З. Жамбеева1 Доктор психологических наук, профессор А.К. Осницкий1 1Психологический институт Российской академии образования, Москва 2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, Белгород

3Московский государственный лингвистический университет, Москва

DYNAMICS OF MOTIVATION FEATURES TO PHYSICAL CULTURE AMONG STUDENTS OF NON-SPORTS SPECIALTIES

PhD, Associate Professor Yu.N. Gut1- 2 Dr. Psych., Professor M.K. Kabardov1 PhD, Associate Professor Yu.P. Kosheleva1- 3 PhD Z.Z. Zhambeeva1

Dr. Psych., Professor A.K. Osnitsky1

1Psychological Institute of the Russian Academy of Education, Moscow 2Belgorod State National Research University, Belgorod 3Moscow State Linguistic University, Moscow

Аннотация

Цель исследования - выявить динамику особенностей мотивации к занятиям физической культурой студентов-психологовв процессе обучения в вузе. Методика и организация исследования. Эксперимент проводился при участии студентов факультета психологии НИУ «БелГУ» в два этапа: в 2019 г. на 1-м курсе и 2022 г. на 4-м курсе среди студентов бакалавриата. Всего в исследовании приняли участие в 2019 г. 98 студентов 1-го курса и в 2022 г. 97 студентов 4-го курса бакалавриата. В качестве основных методик выступили: методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избегания неудач Т. Элерса, методика «Мотивы занятий спортом» А.В. Шаболтас, а также анкета «Отношение к физической культуре». Результаты исследования и выводы. Выявлена динамика различий в мотивах, побуждающих к занятиям физической культурой, у студентов с первого по четвертый курс. Установлено, что студенты на первом курсе чаще и активнее занимались физической деятельностью, однако к старшему курсу у них появляется более осознанное мнение о том, что регулярные занятия физкультурой способствуют укреплению здоровья и улучшают настроение. Результаты исследования могут быть использованы при проведении занятий по физической культуре у студентов первых курсов неспортивных специальностей с целью оптимизации проблемы развития мотивации сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения в вузе и после его окончания.

Ключевые слова: мотивация занятий физической культурой, мотивация к успеху, мотивация к избеганию неудач, социально-эмоциональный мотив, мотив физического самоутверждения.

Abstract

Objective of the study was to reveal the dynamics of the peculiarities of motivation for physical education of students-psychologists in the process of studying at the university.

Methods and structure of the study. The experiment was carried out with the participation of students of the Faculty of Psychology of the National Research University "BelSU" in two stages: in 2019 at the 1st year and in 2022 at the 4th year among undergraduate students. In total, 98 1st year students took part in the study in 2019 and 97 4th year undergraduate students in 2022. The main methods were: the method of diagnosing a personality for motivation for success and avoiding failures by T. Ehlers, the method "Motives for playing sports" by A.V. Shaboltas, as well as the questionnaire "Attitude towards physical culture". Results and conclusions. The dynamics of differences in the motives that encourage students to engage in physical culture from the first to the fourth year have been revealed. It was found that students in the first year were more often and more actively engaged in physical activity, but by the senior year they have a more conscious opinion that regular physical education improves health and improves mood. The results of the study can be used when conducting physical education classes for first-year students of non-sports specialties in order to optimize the problem of developing the motivation to preserve and improve health in the process of studying at a university and after graduation.

Keywords: motivation for physical culture, motivation for success, motivation for avoiding failures, socio-emotional motive, motive for physical self-affirmation.

Введение. Задачи сохранения и укрепления здоровья студентов, улучшения физической подготовки будущих специалистов приоритетны для большинства вузов страны. Роль физической культуры и спорта многогранна не только в укреплении физического, но и психического здоровья. Систематические занятия физическими упражнениями повышают мобилизационные возможности организма и улучшают психоэмоциональное

состояние, повышают социальную адаптацию, стимулируют к саморазвитию, формируют позитивное отношение к жизни и активную социальную позицию (А. А. Королева, 2015). В связи чем перед образовательными учреждениями стоит проблема организации мероприятий по вовлечению обучающихся к занятиям физкультурно-спортивной деятельностью (В. Н. Ирхин с со-авт., 2021; Ю. Н. Гут, 2022; И. А. Мартын, 2017).

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с га

О (U .с Н

Современные ученые в качестве основной причины низкой двигательной активности студентов выделяют несфор-мированность устойчивых привычек и отсутствие мотивации. Е. А. Распопова с соавт. считают, что «удовлетворение потребности в движении зависит от сознания. Так, если у детей существует врожденная мотивация к двигательной активности, то у взрослого человека двигательная активность проявляется только на основе сознательного побуждения». Таким образом, в физкультурной деятельности принцип сознательности приобретает основополагающее значение в формировании мотивации» (Е. А. Распопова, Ю. А. Постольник, 2018).

Изучение мотивации к физкультурно-спортивной деятельности у студентов позволяет выявить не только степень заинтересованности в занятиях физкультурой, но предположить уровень активности в данной сфереи ее направленность (Lee, H.G.; Ji, J.C., 2020). То есть, определив особенности мотивов студентов, можно предположить, будут ли они продолжать заниматься физкультурно-спортивной деятельностью, участвовать в сдаче нормативов ГТО, или же в ходе обучения потребность в регулярных физических упражнениях снизится.

Цель исследования - выявить динамику особенностей мотивации к занятиям физической культурой студентов-психологов в процессе обучения в вузе.

Методика и организация исследования. Исследование динамики особенностей мотивации к занятиям физической культурой студентов проводилось на базе факультета психологии НИУ «БелГУ» в два этапа: в 2019 г. на 1-м курсе и 2022 г. на 4-м курсе среди студентов бакалавриата направлений подготовки: 37.03.01. Психология (N=44 человека в 2019 и 46 человек в 2022 г.) и 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (N=53 человека в 2019 и 50 человек в 2022 году). Всего в исследовании приняли участие в 2019 г. 98 студентов первого курса и в 2022 г. 97 студентов 4-го курса бакалавриата факультета психологии НИУ «БелГУ».

В качестве методического инструментария выступили следующие методики: методика диагностики личности на мотивацию к успеху и избегания неудач (Т. Элерс), мотивы занятий спортом (А. В. Шаболтас), а также была разработана анкета, выявляющая отношение студентов к физической культуре (Ю. Н. Гут). Для осуществления статистического анализа применялся непараметрический U-критерия Манна-Уитни с использованием программы SPSS 22.

Результаты исследования и их обсуждение. На первом этапе мы изучили особенности динамики мотивационной направленности личности студентов от первого к четвертому курсу с помощью методик Т. Элерса мотивации к успеху и избегания неудач. Оптимальный уровень мотивации достижения успеха играет важную роль в деятельности человека. Для того, чтобы осуществить деятельность, необходим достаточный уровень мотивации, однако если мотивация слишком сильная, увеличивается напряжение, что ухудшает результаты. В целом, у студентов, как на первом, так и на выпускном курсе выявлен высокий уровень мотивации к успеху, однако результаты первокурсников значимо выше (17,4 и 15,1; U=585, при р<0,01). В показателях мотивации избегания неудач значимых различий не выявлено.

Далее были изучены доминирующие цели (личностные смыслы) занятий физической культурой и спортом у студентов-психологов на первом и последнем курсе с помощью методики А. В. Шаболтас «Мотивы занятий спортом».

В результате статистического анализа были выявлены достоверные различия по ряду шкал. На первом курсе числовые значения показателей мотива эмоционального настроения превышают показатели повторного исследования (10,1 и 7,4, соответственно; U=670; р<0,01). Это говорит о том, что студенты-психологи на первом курсе испытывали более яркие

эмоциональные впечатления от двигательной активности и физических усилий, чем на четвертом. Похожие результаты выявлены и при сравнении показателей социально-эмоционального мотива, свидетельствующего об интересе к физической активности из-за возможности неформального общения. Установлено, что данный показатель на первом курсе значимо выше, чем на выпускном курсе (8,1 и 7,1; и=471 при р<0,01).

Показатели мотива достижения успеха в спорте, напротив, выше у студентов на старшем курсе (8 и 4,3и=556 при р<0,01). Это позволяет судить о том, что к старшим курсам студенты занимаются физкультурой более регулярно, чем первокурсники для того, чтобы поддерживать и повышать достигнутые результаты, а также при дефиците двигательной активности, с целью получить прилив новых сил, переключиться с умственной деятельности на физическую. Об этом свидетельствуют также и более высокие показатели рационально-волевого мотива у студентов на выпускном курсе (10,2 и 8,5; и=585 при р<0,01).

Полученные в ходе анкетного опроса данные позволили нам оценить динамику эмоционального отношения опрошенных к физкультурной деятельности. Мы выяснили, что на первом курсе доля студентов-психологов, занимающихся какими-либо видами физической активности, от первого до выпускного курса снижается с 85% до 78%.

Что касается регулярности занятий, то отмечается рост числа студентов-психологов: от 9,8% первого курса до 25% студентов старшего курса регулярно занимаются физкультурно-спортивной деятельностью, потому что физическая активность доставляет им радость; 40,4% и 41,3% респондентов (1-й и 4-й курс) - периодически и 49,2% и 35,7% -нерегулярно или не занимаются вовсе.

Самыми распространенными видами физической активности студентов-психологов на первом курсе являлись волейбол - 18,5%, бег - 12,8%, легкая атлетика - 11,3%, плавание -11%, при этом 9% первокурсников указали, что они «ходят на спорт». У старшекурсников - фитнес - 20%, бег - 19,5%, тренажерный зал - 10%, растяжка - 9% и т.д.

По вопросу о ведущем мотиве занятиями физкультурой 9% первокурсников и 11% студентов выпускного курса считают, что их ничего не может замотивировать на такие занятия; 27,2% студентов на 1-м курсе и 5,4% на 4-м курсе считают, что это «модно», и 30% и 39,2% (1-й и выпускной курс, соответственно) студентов утверждают, что занятия спортом укрепляют здоровье. Эти данные согласуются с результатами диагностики смысловых компонентов, описанных выше.

Таким образом, исходя из анализа полученных данных, можно утверждать, что ведущими компонентами в занятиях физкультурно-спортивной деятельностью для большинства студентов-психологов на первом курсе являются социально-эмоциональные мотивы, которые к старшему курсу изменяются на рациональные мотивы.

Выводы. Наиболее важным мотивом для решения основных задач физического воспитания в вузе является укрепление здоровья, а также подкрепляющие его мотивы: обеспечить потребность в движении; обеспечить студентов дополнительными знаниями, умениями и навыками; улучшить работоспособность и двигательные навыки; расширить их физические возможности.

На первом курсе студенты чаще и активнее занимаются физической деятельностью, чем старшекурсники, считая это увлечение модным и престижным. Однако на старших курсах студенты осознают, что физкультура укрепляет их здоровье, улучшают настроение и самочувствие, поэтому эти занятия более осознанны и регулярны.

Первокурсники, занимаясь физкультурно-спортивной деятельностью, в основном реализуют потребность в общении, одобрении и признании. Они нуждаются в эстетическом удо-

74

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

вольствии и ориентированы на мнение окружающих. Однако эти мотивы нельзя назвать устойчивыми и, вероятно, при смене социальной обстановки (уменьшение внимания окружающих, уменьшение свободного времени и т.д.) может наблюдаться снижение эффективности или вообще потеря интереса к физической активности.

Таким образом, полученные нами данные свидетельствуют о несформированности системы устойчивых внутренних мотивов занятия спортом у большинства студентов неспортивных специальностей на начальном этапе обучения.

Использованная литература

1. Гут Ю. Н. Особенности мотивации к занятиям физической культурой студентов неспортивных специальностей на разных этапах обучения / Ю. Н. Гут // Психолого-педагогический поиск. - 2022. -№ 2 (62). - С. 100-106. - DOI 10.37724/RSU.2022.62.2.011.

2. Королева А. А. Роль физической культуры и спорта в системе реабилитации инвалидов / А. А. Королева // Состояние здоровья: медицинские, социальные и психолого-педагогические аспекты: матер. VI науч.-практ. интернет-конф. Чита: Изд-во Забайкальского государственного университета, 2015. - С. 166-172.

3. Мартын И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи / И. А. Мартын // Universum: Психология и образование: электронный научный журнал. - 2017. - № 6 (36). - С. 7-10.

4. Распопова Е. А. Сравнительная характеристика доминирующих мотивов, побуждающих студентов различных вузов к занятиям физической культурой / Е. А. Распопова, Ю. А. Постольник // Педагогико-психологические проблемы физической культуры и спорта. - 2018. - Т. 13. № 1. - С. 125-132. DOI 10/14526/01_2018_291.

References

1. Gut Yu.N. Osobennosti motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy studentov nesportivnykh spetsialnostey na raznykh etapakh obu-

cheniya [Peculiarities of motivation for physical culture classes among students of non-sporting specialties at different stages of education], Psikhologo-pedagogicheskiy poisk, 2022, No, 2 (62), pp, 100-106, DOI 10,37724/RSU,2022,62,2,011,

2, Koroleva A,A, Rol fizicheskoy kultury i sporta v sisteme reabilitatsii in-validov [The role of physical culture and sports in the system of rehabilitation of disabled people], Sostoyaniye zdorovya: meditsinskiye, sotsialnyye i psikhologo-pedagogicheskiye aspekty [State of health: medical, social and psychological-pedagogical aspects], Proceedings scientific-practical internet conference, Chita: Zabaykalskiy gos, Uni-versitet publ,, 2015, pp, 166-172,

3, Martyn I,A, Formirovaniye motivatsii k zanyatiyam fizicheskoy kul'turoy i sportom u studencheskoy molodezhi [Formation of motivation for physical culture and sports among students], Universum: Psikhologiya i obrazovaniye, Electronic scientific journal, 2017, No, 6 (36), pp, 7-10,

4, Raspopova E,A,, Postolnik Yu,A, Sravnitelnaya kharakteristika dominiruyushchikh motivov, pobuzhdayushchikh studentov razlichnykh vuzov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [Comparative characteristics of the dominant motives that encourage students of various universities to engage in physical culture], Pedagogiko-psikhologicheskiye proble-my fizicheskoy kultury i sporta, 2018, Vol, 13, No, 1, pp, 125-132, DOI 10/14526/01_2018_291,

5, Irkhin V,N,, Korneeva S,A,, Gut Y,N,, Khodeev D,A, GTO Trainings and tests in academic physical education service: student group psychology, motivations and priorities survey, Theory and Practice of Physical Culture, 2021, № 3, C, 23-25, [Google Scholar],

6, Lee H,G,; Ji, J,C, The relationship of physical activity levels and mental health variables in adolescents, Korean Soc, Sports Sci,2020, 29, 411-421, [Google Scholar] [CrossRef],

7, McMahon E,M,; Corcoran D,P,; O'Regan G,; Keeley H,; Cannon M,; Carli V,; Wasserman C,; Hadlaczky G,; Sarchiapone M,; Apter A,; et al, Physicalactivityin European adolescents and associations with anxiety, depression and well-being, Eur, Child Adolesc, Psychiatry 2017, 26, 111-122, [CrossRef],

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ И РАСПРОСТРАНЕНИЯ ГОЛЬФА В СТРАНАХ МИРА

П.И. Ивашина1

'Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва УДМ^С 796.034.6

Ключевые слова: гольф, регионы мира, страны мира, особенности, тенденции, национальные федерации.

Введение. Гольф пользуется популярностью во многих странах мира. Данный вид спорта распространился среди населения других стран благодаря торговым и политическим связям между государствами. В последствии игра из обычного времяпрепровождения достигла такого уровня популярности, что была включена в программу Игр Олимпиад. На сегодняшний момент гольф является спортом, популярным и активно развивающимся во многих странах мира, таких как: Великобритания, Испания, Турция, США, Португалия, Япония, Китай, Южная Корея, ЮАР и т.д.

Цель исследования - на основе теоретического анализа выявить особенности и тенденции развития гольфа в странах мира на современном этапе.

Методика и организация исследования. Теоретический анализ проводился в период с 2018 по 2022 гг. Основные методы исследования: систематизация, сравнение, сопоставление полученных данных. Использование метода сравнительного анализа позволило определить особенности состояния и перспективы развития гольфа в странах мира с XV по XXI вв.

Результаты исследования и их обсуждение. Теоретический анализ и обобщение данных о развитии гольфа позволили выявить основные особенности и тенденции развития на современном этапе. К ним относятся: возрастающий интерес к гольфу; развитие и популяризация гольфа в странах и регионах мира; выполнение требования всемирного антидопингового ко-

FEATURES OF THE DEVELOPMENT AND DISTRIBUTION OF GOLF IN THE COUNTRIES OF THE WORLD

P.I. Ivashina1

1Russian University Sport (SCOLIPE), Moscow

Поступила в редакцию 25.11.2022 г.

декса; оптимизированная система соревнований по гольфу; оптимальная система отбора и рейтинга спортсменов гольфистов; развитие любительского и детско-юношеского гольфа; повышение доступности соревнований; снижение дороговизны гольф-инфраструктуры; развитие массовости при занятиях гольфом; популярность гольфа как части физической культуры; женское спортивное движение; развитие индустрии спортивных зрелищ в странах мира, включающее поиск новых форм.

Результаты сравнительного анализа позволили выявить соотношение количества национальных федераций гольфа в регионах мира. На сегодняшний момент их 146. Исходя из полученных данных выявлено, что 32,2% федераций находится в Европе, 21,25% - в Азии, Южной Америке и Северной Америке, 20,5% - в Африке, 4,8% - в Австралии и Океании.

Вывод. Основные особенности развития гольфа на современном этапе носят позитивный динамичный характер, в том числе, в сфере массового спорта. Анализ современной географии распространения гольфа позволяет определить, что наибольшего распространения данный вид спорта достиг в Европе, Азии и странах Северной и Южной Америки.

Использованная литература

1. Ивашина П. И. Генезис гольфа как олимпийского вида спорта / П. И. Ивашина, Н. С. Леонтьева // Спорт - дорога к миру между народами. Материалы V Международной научно-практической конференции. Москва, 2019. С. 71-75.

2. Meister C. 1937-2012 European Golf Association E.G.A. 75th Anniversary / C. Meister. - Epalinges: European Golf Association, 2012. - 102 pg.

Информация для связи с автором: helenhoney@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.