ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
УДК 796.011.3:378.172 DOI:
10.24412/2305-8404-2021-12-3-8
ДИНАМИКА ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ТРАНСПОРТНОГО ВУЗА
Ю.А. Греков, Е.В. Плеханова
Представлен анализ динамики основных показателей физической подготов-
ленности студентов транспортного вуза, полученных по результатам сдачи физиче-
ских испытаний при поступлении в Военный учебный центр вуза за
четырехлетний
период. Рассмотрены проблемы и перспективы физического развития студентов.
Ключевые слова: физическая подготовленность, нормативы, студенты.
DYNAMICS OF THE MAIN
INDICATORS OF PHYSICAL
READINESS OF TRANSPORT
UNIVERSITY STUDENTS
Grekov Yu.A., candidate of pedagogical sci-
ences, associate professor, grek_of@mail.ru,
Russia, Moscow, Russian University of
Transport,
Plehanova E.V., senior lecturer, plehanova_
ev@list.ru, Russia, Moscow, Russian Univer-
sity of Transport
The analysis of the dynamics of the main indi-
cators of physical fitness of young transport
university students obtained as a result of
passing physical tests when entering a Mili-
tary training center for a four-year period is
presented. The problems and prospects physi-
cal development of students are considered.
Key words: physical fitness, standards, stu-
dents.
Греков Юрий Алексеевич, канд. пед. наук,
доц., grek_of@mail.ru, Россия, Москва, Российский уни-
верситет транспорта,
Плеханова Екатерина Викторовна, старший
преподаватель, plehanova_ev@list.ru, Россия, Москва,
Российский университет транспорта
Несмотря на многообразие раз-
личных программ развития физической
культуры и спорта в нашей стране, в том
числе на федеральном уровне, популяри-
зацию физкультурно-спортивной дея-
тельности в средствах массовой инфор-
мации, возрождение Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне», реализацию
федерального проекта «Спорт – норма
жизни!», являющийся составной частью
Нацпроекта «Демография» на период
2019–2030 гг., по мнению специалистов в областях физической культуры,
спорта, здравоохранения, к сожалению, не приносит желаемого результата
в оздоровлении нации [1–4].
Многие факторы препятствуют предпринимаемым мерам по фор-
мированию в России спортивного и здорового облика нации. К ним можно
отнести как внешние факторы (чистота воздуха, качество продуктов, забо-
левания с тяжелыми осложнениями, в частности COVID-19, и т.д.), так и
внутренние – дефицит двигательной активности, снижение объемов и ин-
тенсивности физической нагрузки на обязательных занятиях по физиче-
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 12
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 12]
ской культуре в вузах, несмотря на то, что данная форма обучения играет
большую роль в формировании физической культуры личности, здорового
образа жизни, в физическом развитии обучающихся и т. д. [5, 6].
На сегодняшний день становятся важными контроль за динамикой
основных показателей физической подготовленности учащихся, поиск
решения проблем информационной перегрузки студентов, повышение их
двигательной активности и мотивации к занятиям физической культурой и
спортом [7].
В Российском университете транспорта одним из мотивационных
факторов занятий физической культурой и спортом, ведения здорового
образа является возможность обучения в Военном учебном центре (ВУЦ
РУТ). Многие юноши имеют желание в процессе обучения в вузе пройти
подготовку по военно-учетным специальностям, родственным граждан-
ским. Для зачисления в ВУЦ РУТ студентам в конце второго курса обуче-
ния необходимо пройти предварительный и основной отборы. К предвари-
тельному отбору относится сбор необходимых для поступления докумен-
тов и медицинское освидетельствование на пригодность к прохождению
обучения по военным специальностям [8].
На основном этапе отбора определяется средний балл по общеобра-
зовательным предметам кандидатов для обучения в ВУЦ РУТ, а также
оценивается уровень развития у них физических качеств по результатам
отдельных испытаний: силы (подтягивания на высокой перекладине),
быстроты (бег на 100 м), выносливости (бег на 3 км) [8].
В последние годы особый интерес вызывает уровень физической
подготовленности студентов и динамика показателей развития их физиче-
ских качеств в процессе обучения в вузе.
Цель исследования – провести анализ динамики основных показа-
телей физической подготовленности студентов транспортного вуза.
Методы исследования: анализ научной и методической литературы,
педагогическое тестирование, методы математической статистики.
Организация исследования. Анализ динамики основных показате-
лей физической подготовленности студентов транспортного вуза прово-
дился по результатам сдачи физических испытаний при поступлении в
Военный учебный центр Российского университета транспорта за четы-
рехлетний период (с 2018 по 2021 годы).
Выявлено, что за исследуемый период лишь треть из всех кандида-
тов прошли основной отбор, то есть по заключению врачей являются год-
ными к обучению по военным специальностям и допущены к сдаче норма-
тивов по физической подготовке (рис. 1).
Минимальный нормативный уровень был следующим: подтягива-
ние – 4 раза, бег на 100 м – 15,4 с, бег на 3 км – 14 мин 56
с. В случае
невыполнения хотя бы одного норматива из перечисленных испытаний
кандидат из списка участников конкурсного отбора выбывал.
Физическая культура [Physical culture]
700
600
500
400
Общее количество
398
Основной отбор
432
369
Выполнившие минимум
643
395
300
200
100
0
233
2018
151
227
2019
156
227
2020
143
2021
198
Рис. 1. Общее количество заявок кандидатов на обучение
в Военном учебном центре РУТ в 2018–2021 гг., а также
количество студентов, выполнивших нормативный
минимум на этапе основного отбора
Анализ результатов тестирования студентов показал, что самым
сложным для них испытанием являлся бег на 3 км (табл. 1).
Таблица 1
Средние результаты сдачи двигательных нормативов
кандидатов на обучение в Военном учебном центре РУТ,
выполнивших нормативный минимум
Испытание
Подтягивание, кол-во раз
Бег на 100 м, с
Бег на 3 км, мин,с
Общий балл
2018 г.
∑=151
x̅ рез-т x̅ балл
14 62
13,5 62
13,12 49
173
2019 г.
∑=156
x̅ рез-т x̅ балл
14 64
13,7 58
12,43 52
174
2020 г.
∑=143
x̅ рез-т x̅ балл
13 61
13,7 59
12,54 51
171
2021 г.
∑=198
x̅ рез-т x̅ балл
13 60
13,8 57
13,39 46
163
Кроме того, выявлено, что студенты, не выполнившие нормативы
хотя бы по одному из тестов больше чем в половине случаев испытывают
трудности именно в беге на 3 км (табл. 2). В беге на 100 м и подтягивании
сложность преодоления минимального уровня норматива для студентов-
кандидатов в ВУЦ РУТ значительно меньше.
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 12
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 12]
Таблица 2
Количество кандидатов, не сумевших выполнить
минимальный норматив по двигательным тестам
Испытание
Подтягивание
Бег на 100 м
Бег на 3 км
2018 г.
∑=82
11 (13 %)
3 (4 %)
52 (63 %)
2019 г.
∑=71
12 (17 %)
12 (17 %)
42 (59 %)
2020 г.
∑=84
14 (17 %)
13 (15 %)
50 (60 %)
2021 г.
∑=197
23 (12 %)
30 (15 %)
138 (70 %)
Таким образом, результаты тестирования свидетельствуют о недос-
таточности развития у студентов выносливости – физического качества,
уровень развития которого во много обусловлен эффективностью функ-
ционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Следует отме-
тить, что по данным Всемирной организации здравоохранения заболевания
кардиореспираторной системы являются наиболее распространенными как
в мире, так и в России [9].
В процессе изучения динамики основных показателей физической
подготовленности студентов транспортного вуза наблюдается общая тен-
денция к снижению уровня развития основных
физических качеств, а не
только выносливости (рис. 2). Эта тенденция также подтверждается коли-
чеством студентов, не выполнивших минимальные нормативные требова-
ния при поступлении в ВУЦ РУТ.
70
60
50
40
30
20
10
0
2018 2019 2020 2021
П–опдодтятяггииввааннииее
Б–ебге1г н0а0м100 м
Б–ебге3г нкам3000 м
Рис. 2. Динамика основных показателей физической
подготовленности студентов транспортного вуза
с 2018 по 2021 годы, баллы
Таким образом, с каждым годом студенты все меньше уделяют
внимание занятиям физической культурой и особенно циклическим видам
с преимущественным развитием выносливости. Связано это со многими
Физическая культура [Physical culture]
причинами, а именно: ежегодным уменьшением двигательной нагрузки на
занятиях по физической культуре в вузе, избыточным «потреблением»
информации и ростом информационных перегрузок, получением инфор-
мационного стресса [10], а также неблагоприятными факторами внешней
среды.
Кроме того, следует учесть, что в настоящее время ситуация с
COVID-19 остается достаточно тревожной, необходимы постоянный
мониторинг и анализ состояния здоровья, показателей физической подго-
товленности обучающихся, их физического и функционального состояния.
Список литературы
1. Мозгунов А.И., Никифорова Т.Ю., Аношкина Н.Л. Функцио-
нальное состояние дыхательной системы у подростков, имеющих разный
уровень двигательной активности // Известия Тульского государственного
университета. Физическая культура. Спорт. 2020. Вып. 2. С. 53–60.
2. Замчевская Е.С., Коруковец А.П., Кутергин Н.Б. Сравнительный
анализ сдачи физической подготовки студентов при поступлении в Воен-
ный учебный центр БГТУ им. В.Г. Шухова // Известия Тульского госу-
дарственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6.
С. 50–57.
3. Полякова И.В., Юрищев Д.В. Формирование готовности к службе
в армии в процессе физического воспитания в вузе // Известия Тульского
государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021.
Вып. 8. С. 45–51.
4. Дудкина Ю.И., Мирзоев О.М., Рогозина А.Н. Мониторинг здоро-
вья и уровня физической подготовленности студентов вуза // Физическая
культура: воспитание, образование, тренировка. 2020. № 1. С. 38–40.
5. Греков Ю.А., Гурьев Д.А. Физическая культура в жизни студента
(абитуриента) в режиме глобальной карантинной изоляции // Актуальные
проблемы развития и совершенствования системы физического воспита-
ния для подготовки специалистов в транспортной отрасли: труды
II Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУТ, 2020. С. 42–45.
6. Физическая подготовленность студентов в высших и средних
специальных учебных заведениях транспортного профиля / А.А. Романов
[и др.] // Среднее профессиональное образование. 2019. № 5. С. 30–32.
7. Постол О.Л., Ефимова А.М. Популяризация здорового образа
жизни среди студенческой молодежи за последние 10 лет в РУТ (МИИТ) //
Актуальные проблемы развития и совершенствования системы физиче-
ского воспитания для подготовки специалистов в транспортной отрасли:
труды II Междунар. науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУТ, 2020. С. 181–184.
8. Военный учебный центр РУТ [Электронный ресурс]. URL: https://
rut-miit.ru/depts/26145 (дата обращения 06.09.2021).
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 12
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 12]
9. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс].
URL: https://www.who.int/ru (дата обращения 06.09.2021).
10. Зотова О.М., Зотов В.В. Информационные перегрузки как фак-
тор стресса студентов вузов // Человек и его здоровье. 2015. № 4. С. 108–
115.
References
1. Mozgunov A.I., Nikiforova T.Yu., Anoshkina N.L. Funkcional'noe sostoyanie dy-
hatel'noj sistemy u podrostkov, imeyushchih raznyj uroven' dvigatel'noj
aktivnosti [The func-
tional state of the respiratory system in adolescents with different levels of
motor activity] //
Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura.
Sport [Bulletin of
the Tula State University. Physical culture. Sport]. 2020. Issue 2. P. 53–60.
2. Zamchevskaya E.S., Korukovec A.P., Kutergin N.B. Sravnitel'nyj analiz sdachi
fi-
zicheskoj podgotovki studentov pri postuplenii v Voennyj uchebnyj
centr BGTU im.
V.G. Shuhova [Comparative analysis of the delivery of physical training
of students upon
admission to the Military Training Center of BSTU named after V.G. Shukhova] //
Izvestiya
Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport
[Bulletin of the Tula
State University. Physical culture. Sport]. 2021. Issue. 6. P. 50–57.
3. Polyakova I.V., Yurishchev D.V. Formirovanie gotovnosti k sluzhbe v
armii v
processe fizicheskogo vospitaniya v vuze [Formation of readiness for military
service in the
process of physical education at the university] // Izvestiya Tul'skogo
gosudarstvennogo un-
iversiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of the Tula State
University. Physical culture.
Sport]. 2021. Issue 8. P. 45–51.
4. Dudkina Yu.I., Mirzoev O.M., Rogozina A.N. Monitoring zdorov'ya i urovnya fi-
zicheskoj podgotovlennosti studentov vuza [Monitoring of health and level of
physical fitness
of university students] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie,
trenirovka [Physical
culture: upbringing, education, training]. 2020. No. 1. P. 38–40.
5. Grekov Yu.A., Gur'ev D.A. Fizicheskaya kul'tura v zhizni studenta
(abiturienta) v
rezhime global'noj karantinnoj izolyacii [Physical culture in the life of a
student (applicant) in
the regime of global quarantine isolation] // Actual problems of the
development and im-
provement of the system of physical education for training specialists in the
transport indus-
try: proceedings of the II Intern. scientific-practical conf. M.: RUT, 2020. P.
42–45.
6. Fizicheskaya podgotovlennost' studentov v vysshih i srednih special'nyh
uchebnyh
zavedeniyah transportnogo profilya [Physical fitness of students in higher and
secondary spe-
cialized educational institutions of transport profile] / A.A. Romanov [et al.]
// Srednee pro-
fessional'noe obrazovanie [Secondary vocational education]. 2019. No. 5. P.
30–32.
7. Postol O.L., Efimova A.M. Populyarizaciya zdorovogo obraza zhizni sredi
studen-
cheskoj molodezhi za poslednie 10 let v RUT (MIIT) [Popularization of a
healthy lifestyle
among students over the past 10 years at RUT (MIIT)] // Actual problems of
development and
improvement of the system of physical education for training specialists in the
transport in-
dustry: proceedings of the II Intern. scientific-practical conf. M.: RUT, 2020.
P. 181–184.
8. Voennyj uchebnyj centr RUT [Military training center RUT]
[Electronic re-
source]. URL: https://rut-miit.ru/depts/26145 (date of access: 09/06/2021).
9. Vsemirnaya organizaciya zdravoohraneniya [World Health Organization]
[Elec-
tronic resource]. URL: https://www.who.int/ru (date of access 09/06/2021).
10. Zotova O.M., Zotov V.V. Informacionnye peregruzki kak faktor stressa studen-
tov vuzov [Information overload as a stress factor for university students] //
Chelovek i ego
zdorov'e [Man and his health]. 2015. No. 4. P. 108–115.