Научная статья на тему 'СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР БГТУ ИМ. В.Г. ШУХОВА'

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР БГТУ ИМ. В.Г. ШУХОВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
кандидат на обучение / вступительное испытание / физическая подготовка / физические качества / candidate for training / entrance test / physical fitness / physical qualities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Замчевская Елена Станиславовна, Коруковец Александра Петровна, Кутергин Николай Борисович

Рассмотрены особенности сдачи вступительного испытания по физической подготовке кандидатами на обучение в военный учебный центр имени Героя Советского Союза генерала армии Н.Ф. Ватутина БГТУ им. В.Г. Шухова. Проведен анализ сдачи вступительного испытания по физической подготовке кандидатами на обучение за 2019 и 2020 годы. Предложены рекомендации для эффективной физической подготовки кандидатов на обучение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Замчевская Елена Станиславовна, Коруковец Александра Петровна, Кутергин Николай Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CHANGE PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AT ADMISSION TO MILITARY TRAINING CENTER OF BGTU IM. V.G. SHUKHOVA

The features of passing the entrance test in physical training by candidates for training in the military training center named after the Hero of the Soviet Union, General of the Army N.F. Vatutin BSTU named after V.G. Shukhov. An analysis of the passing of the entrance test in physical fitness by candidates for training for 2019 and 2020 is carried out. Recommendations for effective physical training of candidates for training are offered.

Текст научной работы на тему «СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВОЕННЫЙ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР БГТУ ИМ. В.Г. ШУХОВА»

1

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

УДК 796.011:378.141 10.24412/2305-8404-2021-6-50-57

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ

ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ВОЕННЫЙ

УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР БГТУ ИМ. В.Г. ШУХОВА

Е.С. Замчевская, А.П. Коруковец, Н.Б. Кутергин

Рассмотрены особенности сдачи вступительного испытания по физической

подготовке кандидатами на обучение в военный учебный центр имени Героя Совет-

ского Союза генерала армии Н.Ф. Ватутина БГТУ им. В.Г. Шухова. Проведен анализ

сдачи вступительного испытания по физической подготовке кандидатами на обучение

за 2019 и 2020 годы. Предложены рекомендации для эффективной физической подго-

товки кандидатов на обучение.

Ключевые слова: кандидат на обучение, вступительное испытание, физиче-

ская подготовка, физические качества.

COMPARATIVE ANALYSIS OF CHANGE Замчевская Елена Станиславовна, канд. пед.

PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS AT наук, доц., Elena_zamchevskaya@mail.ru, Россия, Белго-

ADMISSION TO MILITARY TRAINING род, Белгородского государственного технологического

CENTER OF BGTU IM. V.G. SHUKHOVA университета им. В.Г. Шухова,

Коруковец Александра Петровна, доц.,

Zamchevskaya E.S., candidate of pedagogi- korukovets.aleks@yandex.ru, Россия, Белгород, Белгород-

cal sciences, associate professor, Elena_ ского государственного технологического университета

zamchevskaya@mail.ru, Russia, Belgorod, им. В.Г. Шухова,

Belgorod State Technological University of Кутергин Николай Борисович, канд. пед.

V.G. Shukhov, наук, проф., kutergin-nb@rambler.ru, Россия, Белгород,

Korukovets A.P., associate professor, koru- Белгородского государственного технологического уни-

kovets.aleks@yandex.ru, Russia, Belgorod, верситета им. В.Г. Шухова

Belgorod State Technological University of

V.G. Shukhov,

Kutergin N.B., candidate of pedagogical Любая сфера деятельности тре-

sciences, professor, kutergin-nb@rambler.ru, бует высококвалифицированных специа-

Russia, Belgorod, Belgorod State Technologi- листов с высшим образованием. Профес-

cal University of V.G. Shukhov

сиональное подтверждение знаний и уме-

The features of passing the entrance test in ний обеспечивает достойный набор рабо-

physical training by candidates for training in

the military training center named after the чих кадров. Вооруженные Силы России

Hero of the Soviet Union, General of the не стали исключением. Для данной цели

Army N.F. Vatutin BSTU named after V.G. в соответствии с распоряжением Прави-

Shukhov. An analysis of the passing of the

entrance test in physical fitness by candidates тельства Российской Федерации от 13 де-

for training for 2019 and 2020 is carried out. кабря 2017 года № 2790-р при федераль-

Recommendations for effective physical

training of candidates for training are offered. ном государственном бюджетном обра-

зовательном учреждении высшего обра-

Key words: candidate for training, entrance

test, physical fitness, physical qualities. зования «Белгородский государственный

технологический университет имени

В.Г. Шухова» (БГТУ им. В.Г. Шухова) образован военный учебный центр

имени Героя Советского Союза генерала армии Н.Ф. Ватутина. На базе

гражданского вуза подготавливаются военные кадры: офицеры и сержанты

50

2

Физическая культура [Physical culture]

запаса по воинским специальностям «Применение наземных подразделе-

ний войсковой разведки», «Командир отделения (стрелкового)» и «Коман-

дир отделения войсковой разведки» для Вооруженных Сил Российской

Федерации. Создание военного центра способствует всестороннему разви-

тию студентов вуза, повышению мастерства, овладению специфическими

навыками. С каждым годом центр совершенствуется: добавляются новые

направления, увеличивается число бюджетных мест, издаются научные

труды в данной сфере, оборудуются новые кабинеты и площадки, к препо-

даванию привлекаются сотрудники офицерского состава [7].

Студенты, обучающиеся в военном учебном центре, могут одно-

временно посещать занятия по основному направлению и заниматься

военной подготовкой. Параллельная организация обучения предоставляет

возможность юношам получить сразу два профильных образования. Кур-

санты проходят подготовку один раз в неделю. Сроки обучения разнятся

для каждого направления: сержанты запаса обучаются в течение 2 лет, а

офицеры запаса – 3 года.

В конце учебного года проводятся обязательные военные сборы

(30 дней), на которых студенты участвуют в практических занятиях, сдают

итоговый экзамен и принимают военную присягу. Сборы организуются в

частях военного округа. Теоретические знания, полученные в процессе

обучения, реализуются на данных выездах. Закрепляются умения по физи-

ческой, огневой, инженерной подготовке, совершенствуются организатор-

ские способности. Студентам предоставляется возможность управления

специальной боевой техникой. Итоговая проверка знаний проходит в

несколько дней в форме традиционной сдачи экзаменов в вузе. Курсантам,

успешно освоившим военную программу, по окончании университета

присваивается воинское звание, и осуществляется их зачисление в запас

Вооруженных Сил Российской Федерации с вручением военного билета.

Отличившиеся студенты поощряются руководством центра.

Военный учебный центр объявляет набор курсантов в марте, и до

мая принимаются документы для участия в конкурсном состязании.

Физическая подготовка, как процесс боевой подготовки, представ-

ляет собой процесс стимулирования процессов устойчивости человече-

ского организма к возможным факторам при профессиональной деятель-

ности [2], психофизиологического состояния, выработки находчивости,

решительности, формирования умений с учетом выбранной деятельности и

социально-демографических характеристик. Специфика военной деятель-

ности требует от курсанта освоения в совершенстве базового элемента

готовности военнообязанных – физической подготовки, повышающей бое-

способность Вооруженных Сил России, а также систематического поддер-

жания достигнутого уровня.

51

3

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

Главная цель физического воспитания в Вооруженных Силах Рос-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сии состоит в установлении надлежащего уровня морально-волевых

качеств и физической подготовленности военнослужащих для выполнения

боевых и других задач в соответствии с их предназначением [8].

Абитуриенту для допуска к конкурсному отбору необходимо быть

гражданином РФ, пройти медицинскую комиссию, обучаться на 1-м и 2-м

курсах (для специалитета), подготовиться для отбора.

В день вступительных испытаний на стадионе военного учебного

центра имени Героя Советского Союза генерала армии Н.Ф. Ватутина при

БГТУ им. В.Г. Шухова оценивается уровень физической подготовленности

абитуриентов. Итоговая оценка складывается из результатов выполнения

следующих упражнений: бег на 100 м (быстрота), кросс на 3000 м (вынос-

ливость) и подтягивание на перекладине (сила). Все испытания организу-

ются на основании Приказа Министра обороны Российской Федерации

№ 560 от 31 июля 2013 г. «О внесении изменений в Наставление по

физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации»,

утвержденное Приказом Министра обороны Российской Федерации от

21 апреля 2009 г. № 200 [7].

Все контрольные испытания имеют свои специфические особенно-

сти, затрудняющие их подготовку и проведение. Одна из таких проблем

заключается в проведении всех испытаний за один день. Полученные

результаты испытаний для поступления в военный учебный центр перево-

дятся в баллы в соответствии с Наставлением по организации физической

подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации. Для успешного

прохождения всех испытаний курсант должен набрать не менее 26 баллов

в каждом этапе [7]. Отметка «неудовлетворительно» ставится в случае

невыполнения без уважительной причины обязательных физических испы-

таний, непрохождения минимального порога. При оценке «неудовлетвори-

тельно», независимо от количества баллов по другим упражнениям, общая

оценка также ставится ниже пороговой. Сдавать в индивидуальном

порядке нормативы запрещено. В конкурсный список для зачисления в

военный учебный центр имени Героя Советского Союза генерала армии

Н.Ф. Ватутина при БГТУ им. В.Г. Шухова включают студентов, получив-

ших общую оценку за выполнение упражнений выше «удовлетвори-

тельно» [6].

Проведен анализ результатов сдачи вступительных испытаний по

физической подготовке кандидатами на обучение в военный учебный

центр. Исследования проводились с момента открытия военной кафедры в

течение 2 лет (2019 и 2020 годы). В конкурсе принимали участие и

студенты, имеющие спортивные звания и разряды по различным видам

спорта [3].

52

4

Физическая культура [Physical culture]

В числе студентов, участвовавших в конкурсе, было достаточно

большое количество спортсменов-разрядников по различным видам

спорта, которые в последующем представляли БГТУ им. В.Г. Шухова на

соревнованиях различного уровня [1].

Анализ результатов выполнения вступительных испытаний по

физической подготовке показал следующее: кандидаты на обучение спра-

вились лучше всего с критерием отбора по физическому качеству «быст-

рота» – бег на короткую дистанцию, менее успешно преодолели критерий

отбора по физическому качеству «сила» – подтягивание на перекладине

[3], хуже всего справились с критерием отбора по физическому качеству

«выносливость» – кросс на 3000 м (при выполнении контрольного упраж-

нения на выносливость не все абитуриенты способны пробежать дистан-

цию, чтобы набрать хотя бы минимальное количество баллов). На наш

взгляд, одной из причин сложившейся ситуации является недостаточная

эффективность школьной программы по физической культуре. Также

стоит принять к сведению, что многие средние общеобразовательные заве-

дения не имеют в собственном распоряжении спортивных баз и спортив-

ных городков, которые можно было бы использовать для спортивных

тренировок и развития основных физических качеств, в том числе и

выносливости [4].

Сравнительный анализ числа кандидатов на обучение в военный

учебный центр при сдаче вступительного испытания по физической подго-

товке в 2019 и 2020 годах представлен на рис. 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ числа кандидатов на обучение

в военный учебный центр по воинским специальностям

В 2019 году число кандидатов на обучение составило 393 студента.

Поступающих по специальности «Командир отделения (стрелкового)»

53

5

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

было 197 чел., из них 34 чел. (17 %) на вступительных испытаниях набрали

свыше 180 баллов, что соответствует среднему уровню физической подго-

товленности. По специальности «Командир войсковой разведки» приняли

участие в испытаниях 196 чел., из которых среднему уровню физической

подготовки соответствует 40 чел. (20 %).

Оценка данных результатов выполнения контрольных упражнений

свидетельствует об отсутствии качественного предварительного определе-

ния их физической подготовленности на стадии профессионального

отбора. В результате количество студентов, получивших «неудовлетвори-

тельно» по вступительным упражнениям, распределилось по военным спе-

циальностям следующим образом: «Командир отделения (стрелкового)» –

19 чел. (10 %), «Командир войсковой разведки» – 33 чел. (17 %). Отдельно

следует отметить, что число студентов, не выполнивших норматив в беге

на 3000 м, по специальности «Командир отделения (стрелкового)» соста-

вило 19 чел. (10 %), по специальности «Командир войсковой разведки» –

30 чел. (15 %).

В 2020 г. в учебном центре имени Героя Советского Союза генерала

армии Н.Ф. Ватутина открылся набор на новую специальность «Примене-

ние наземных подразделений войсковой разведки», в конкурсном отборе

приняло участие 142 чел.

Из 142 абитуриентов, пробовавших свои силы при поступлении на

специальность «Командир отделения (стрелкового)», набрали 180 баллов

(выше среднего уровня физической подготовленности) 47 чел. (33 %),

свыше 180 баллов – 46 чел. (32 %).

Число кандидатов на обучение, получивших неудовлетворительные

оценки по физической подготовке, по специальности «Командир отделе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ния (стрелкового)» составило 25 чел. (17,6 %), по специальности «Коман-

дир войсковой разведки» – 30 чел. (21 %). С самым затруднительным кон-

трольным испытанием – бегом на 3000 м – не справились по специально-

сти «Командир отделения (стрелкового)» 24 студента (17 %), по специаль-

ности «Командир войсковой разведки» – 28 студентов (20 %).

На рис. 2 представлен сравнительный анализ числа кандидатов на

обучение по воинским специальностям, получивших оценку «неудовле-

творительно» при сдаче дополнительного контрольного испытания по

физической подготовке в беге на 3000 м в 2019 и 2020 годах.

Большинство студентов безответственно отнеслись к организации

сдачи нормативов. В 2019 году 70 чел. (18 %) не явились на конкурсный

отбор, в 2020 году это число увеличилось до 94 чел. (22 %). Возможно, это

связано с тем, что по окончании средней общеобразовательной школы

выпускники еще не полной мере осознают целенаправленность своих

дальнейших решений.

54

6

Физическая культура [Physical culture]

Рис. 2. Сравнительный анализ числа абитуриентов, получивших

неудовлетворительные оценки при сдаче дополнительного

вступительного испытания по физической подготовке

При несоответствии требованиям к базовым физическим показате-

лям будущие рядовые, сержанты и офицеры не способны к эффективному

решению задач обучения, формированию специальных умений и навыков,

необходимых в дальнейшей профессиональной деятельности [3]. В частно-

сти, это актуально для студентов первых курсов. Программа подготовки

при поступлении в учебный центр с каждым усложняется, от студентов

требуется выполнение комплексных двигательных заданий, имеющих тес-

ную связь с уровнем развития быстроты, силы, выносливости, гибкости и

ловкости [5]. Воинское мастерство подразумевает овладение многообра-

зием двигательных навыков, выработку саморефлексии к служебной дея-

тельности, развитие специфического мышления в сложных ситуациях.

Таким образом, проведенный анализ оценки сдачи контрольных ис-

пытаний для поступления в учебный центр показал, что абитуриенты не

владеют достаточной целенаправленной физической подготовкой.

При подготовке абитуриентов к поступлению в военный центр сле-

дует придерживаться следующих рекомендаций:

1) иметь отчетливое понимание и сосредоточенность на поступле-

нии и дальнейшем обучении в учебном центре;

2) объективно оценивать уровень развития своих физических ка-

честв и соответствие его к предъявляемым требованиям и нормативам

вступительных испытаний;

3) иметь мотивацию к обучению военным специальностям, понима-

ние преимуществ военного образования и представление о перспективах

воспитанников военного центра.

55

7

Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 6

[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 6]

Список литературы

1. Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учеб-

ному процессу в высших образовательных учреждениях системы МВД

России / Н.А. Алексеев [и др.] // Ученые записки университета имени

П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 9–13.

2. Болдин В.А., Шилько В.Г. Общая и профессионально-прикладная

физическая подготовка студентов учебного военного центра // Вестник

Томского государственного университета. 2014. № 378. С. 194–197.

3. Воротник А.Н., Кутергин Н.Б., Кулиничев А.Н. Анализ результа-

тов сдачи дополнительного вступительного испытания по физической под-

готовке кандидатами на обучение в Белгородский юридический институт

МВД России // Проблемы правоохранительной деятельности. 2014. № 1.

С. 105–109.

4. Грачев А.С., Гавришова Е.В. Изучение двигательной активности

студентов различных специальностей // Современные проблемы науки и

образования. 2013. № 5. С. 176.

5. Колюхов В.Г. Физическая подготовка сотрудников органов внут-

ренних дел: учеб. пособие. М.: ЦОКР МВД России, 2006. 136 с.

6. Коруковец А.П. Задачи спортивной тренировки // Наукоемкие

технологии и инновации: сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. Белго-

род: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2016. С. 157–162.

7. Медико-биологическое обеспечение физической культуры и

спорта в процессе физической рекреации: монография / В.П. Зайцев [и др.].

Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2014. 175 с.

8. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 560 от

31 июля 2013 г. «О внесении изменений в Наставление по физической под-

готовке в Вооруженных Силах Российской Федерации». Нормативная до-

кументация Министерства обороны РФ (утв. приказом Министра обороны

РФ). М.: Стандартинформ, 2014. 70 с.

References

1. Adaptaciya kursantov sredstvami fizicheskoj podgotovki k uchebnomu processu v

vysshih obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah sistemy MVD Rossii [Adaptation of cadets by means

of physical preparation for the educational process in higher educational institutions of the

system of the Ministry of Internal Affairs of Russia] / N.A. Alekseev[et al.] // Uchenye za-

piski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after

P.F. Lesgaft]. 2016. No. 1 (131). P. 9–13.

2. Boldin V.A., Shil'ko V.G. Obshchaya i professional'no-prikladnaya fizicheskaya

podgotovka studentov uchebnogo voennogo centra [General and professional-applied physi-

cal training of students of the educational military center] // Vestnik Tomskogo gosudarstven-

nogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2014. No. 378. P. 194–197.

56

8

Физическая культура [Physical culture]

3. Vorotnik A.N., Kutergin N.B., Kulinichev A.N. Analiz rezul'tatov sdachi dopol-

nitel'nogo vstupitel'nogo ispytaniya po fizicheskoj podgotovke kandidatami na obuchenie v

Belgorodskij yuridicheskij institut MVD Rossii [Analysis of the results of passing an addi-

tional entrance test in physical training by candidates for training in the Belgorod Law Insti-

tute of the Ministry of Internal Affairs of Russia] // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti

[Problems of law enforcement]. 2014. No. 1. P. 105–109.

4. Grachev A.S., Gavrishova E.V. Izuchenie dvigatel'noj aktivnosti studentov raz-

lichnyh special'nostej [Studying the motor activity of students of various specialties] // So-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

vremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education].

2013. No. 5. P. 176.

5. Kolyuhov V.G. Fizicheskaya podgotovka sotrudnikov organov vnutrennih del

[Physical training of employees of internal affairs bodies]: textbook. allowance. M.: TsOKR

Ministry of Internal Affairs of Russia, 2006. 136 p.

6. Korukovec A.P. Zadachi sportivnoj trenirovki [Tasks of sports training] //

Science-intensive technologies and innovations: collection of articles. report Int. scientific-

practical conf. Belgorod: Publishing house of BSTU im. V.G. Shukhova, 2016. P. 157–162.

7. Mediko-biologicheskoe obespechenie fizicheskoj kul'tury i sporta v processe fizi-

cheskoj rekreacii [Medical and biological support of physical culture and sports in the process

of physical recreation]: monograph / V.P. Zaitsev [et al.]. Belgorod: Publishing house of

BSTU im. V.G. Shukhova, 2014. 175 p.

8. Prikaz Ministra oborony Rossijskoj Federacii № 560 ot 31 iyulya 2013 g. «O vne-

senii izmenenij v Nastavlenie po fizicheskoj podgotovke v Vooruzhennyh Silah Rossijskoj

Federacii». Normativnaya dokumentaciya Ministerstva oborony RF (utv. prikazom Ministra

oborony RF) [Order of the Minister of Defense of the Russian Federation No. 560 of July 31,

2013 "On amendments to the Manual on physical training in the Armed Forces of the Russian

Federation." Regulatory documentation of the Ministry of Defense of the Russian Federation

(approved by order of the Minister of Defense of the Russian Federation)]. M.: Standartin-

form, 2014. 70 p.

57

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.