Научная статья на тему 'Современные подходы в подготовке специалистов системы МВД России'

Современные подходы в подготовке специалистов системы МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
162
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГОН / МАКЕТЫ ОРУЖИЯ / СТАНЦИИ / TRAINING GROUND / LIFE-SIZE MACHINE-GUN MODELS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егоров Д.Е., Радоуцкий В.Ю., Горбатенко А.В.

В работе рассмотрены результаты исследования эффективности практических занятий по физической подготовке, проводимых в условиях полигона с курсантами Бел ЮИ МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN APPROACHES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The work contains the analysis of efficiency of physical training exercises for BLS RMI students in a training ground.

Текст научной работы на тему «Современные подходы в подготовке специалистов системы МВД России»

2014'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕОИОнАЛЬнОЙ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ПОДГОТОВКЕ СПЕЦИАЛИСТОВ

СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

MODERN APPROACHES IN THE TRAINING OF SPECIALISTS OF MINISTRY oF Internal AFFAIRs of RUssIA

УДК 351.74:378.6(470)

д.Е. Егоров,

кандидат педагогических наук, доцент (Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова ) e-mail: zchs@intbel.ru;

в.ю. радоуцкий,

кандидат технических наук, доцент (Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова ) e-mail: zchs@intbel.ru;

а.в. горбатенко

(Белгородский юридический институт МВД России)

тел. (4722)52-55-35

D.E. EGOROV,

candidate of pedagogical Sciences, associate Professor (Belgorod state technological University. V.G. Shukhov ) e-mail: zchs@intbel.ru;

V.Y. RADOUTSKY,

candidate of technical Sciences, associate Professor (Belgorod state technological University. V.G. Shukhov) e-mail: zchs@intbel.ru;

A.V. GORBATENKO

(Belgorod Law Institute of the MIA of the Russian

Federation) tel. (4722)52-55-35

Аннотация: в работе рассмотрены результаты исследования эффективности практических занятий по физической подготовке, проводимых в условиях полигона с курсантами Бел ЮИ МВД России.

Ключевые слова: полигон, макеты оружия, станции.

Abstract: the work contains the analysis of efficiency of physical training exercises for BLS RMI students in a training ground.

Keywords: a training ground, life-size machine-gun models.

В связи с современными тенденциями в обществе потребность в квалифицированных специалистах силовых ведомств неуклонно растет, причем предъявляются высокие требования к уровню подготовленности данных специалистов. Постоянно ведется анализ существующих и поиск новых направлений повышения эффективности занятий, что отражено в работах многих специалистов различных областей наук, в том числе и в области педагогики [3, c.3-7; 2; 4; 1, c.47].

Специфические условия службы специалистов системы МВД, характеризующиеся высоким уровнем ответственности, ограничением времени на принятие решения, побуждают постоянно поддерживать и повышать уровень своих профессиональных

знаний, умений и навыков. Предъявляются высокие требования к уровню всех видов подготовки (физической, психологической, тактической и т.д.), что нашло свое отражение в работах различных авторов: Алексеев Н.А. (2010), Кутергин Н.Б. (2010) и др.

На сегодняшний день особенностью изменений в учебном процессе вуза является широкое внедрение инновационных методов подготовки, учебных тренингов и систем проверки эффективности профессиональной подготовки специалистов системы МВД, что повышает результативность учебного процесса.

В ходе обучения дипломированных специалистов задачу формирования необходимого объема знаний и умений решает кафедра физической подготовки Белгород-

32

ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

2014'1

ского юридического института МВД России, где проводится анализ существующих, а также поиск и разработка новых методик обучения будущих специалистов. Анализ эффективности методик, используемых при подготовке будущих специалистов, осуществляется по результатам этапного контроля, сдачи контрольных нормативов и зачета. Также проводится опрос курсантов с целью выявления наиболее эффективных форм и методов обучения с точки зрения обучаемых, что создает мотивацию к занятиям физической культурой и спортом. Создание такой мотивации является одним из важнейших вопросов в деле активизации интереса к занятиям [1, с.49].

В опросе приняли участие курсанты IV курса, опрашивались юноши и девушки. В ходе опроса выяснилось желание курсантов, используя современные средства телекоммуникаций, во время проведения различных операций наблюдать за работой подразделений. Данное желание объяснялось необходимостью узнать систему управления ведения операциями, специфику применения специальных средств и оружия, силового воздействия на правонарушителей, выявить негативные факторы, влияющие на сотрудников, участвующих в операциях.

Также респонденты выявили желание чаще использовать в учебном процессе в различных условиях имитационные средства подготовки (макеты техники, оружия и т.д.), в том числе и на полосе препятствий.

В данном случае формируются умения и навыки применения спецсредств в различных условиях, познается специфика будущей деятельности, актуализируется выбор будущей профессии, формируется психологическая устойчивость, интерес к предстоящей профессиональной деятельности. Так же, как и выполнение сотрудниками своих функциональных обязанностей с недостаточно сформированными профессиональными компетенциями снижает эффективность самой служебной деятельности, непрофессиональные действия приводят к ухудшению самой ситуации или гибели сотрудника, к потере здоровья, к раннему увольнению не только по состоянию здоровья, но и по профессиональной несостоятельности, что обусловливает не только высокую текучесть кадров, но и снижает уровень боеготовности личного состава подразделений.

Подготовку следует вести с акцентом на практическую деятельность, проводя учебный процесс в условиях учебного полигона

в различных условиях: пониженного освещения, ограниченного пространства, на фоне физического утомления и т.д.

При реализации учебного процесса в стенах вуза, т.е. на занятиях, для отработки учебного вопроса необходимо создание различной тактической обстановки, что предъявляет требования к уровню подготовленности преподавателей и курсантов.

Тактическая ситуация при реализации задач занятия создается в обстановке, которая необходима курсантам для сознательного усвоения последовательности применения приемов и действий и условий выполнения обозначенных приемов и действий. При данной организации занятия необходимо использовать условия пониженного освещения, ограниченного пространства и ограниченного времени на принятие решения.

Для воспитания умения применять приемы и действия в различных условиях, например, во время преодоления дистанции или препятствия, необходимо формирование станций, на которых будет смоделирована та или иная задача и курсант должен будет на фоне ограниченного времени или утомления применить прием или действие.

Решение задач физической подготовки в условиях учебного полигона без достаточной обоюдной подготовки курсанта и преподавателя практически невозможно. Данное условие является стимулом к совершенствованию не только курсанта, но и преподавателя.

Во время выполнения различных действий курсанты часто допускают ошибки из-за недостаточно сформированной базы практических умений и навыков. Ошибки курсантами допускаются как при определении последовательности, так и техники выполнения действий. При совершенствовании навыков и умений один из эффективных способов исправления ошибок, а также экономии времени - это исправление без остановки занятия, через дополнительные команды. А на стадии обучения одним из эффективных способов коррекции ошибок является остановка с определением последовательности действий и последующим повторением приемов и действий после разбора ошибок. Также на этапе обучения один из наиболее эффективных методов исправления ошибок - это показ с последующим воспроизводством действия или алгоритма последовательности действий обучаемыми. Далее по мере формирования и совершенствования навыка желательно проводить работу над исправлением ошибок без остановки за-

33

2014'1 ПРОБЛЕМЫ НЕПРЕРЫВНОЙ П1>ОФЕССИ(ОНАЛЫЮЙ

ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

нимающихся, т.е. указать на ошибки и дать возможные варианты решения создавшейся ситуации, что способствует творчеству курсантов, поиску наиболее эффективного решения сложившейся ситуации.

Подобные занятия необходимы для того, чтобы у курсантов формировалась психологическая устойчивость, эмоциональноволевая устойчивость к риску и опасностям, решительность, смелость, выносливость и другие качества, необходимые сотрудникам системы МВД.

В результате исследования коллектив авторов пришел к следующим выводам:

• для наиболее эффективного формирования и закрепления необходимого уровня знаний и умений необходимо построение практических занятий в условиях полигона, оснащенного макетами техники, домов, подвалов и т.д.;

• с целью воспитания психологической устойчивости курсантов необходимо включать в полосу препятствий и полосу психологической подготовки;

• занятия в условиях полигона способс-

твуют выбору профессии, так как курсанты связывают службу в органах внутренних дел с неким ореолом романтизма, тогда как служебная деятельность в органах внутренних дел - это тяжелый, порой изнурительный труд, к выполнению которого не все курсанты проявляют способность;

• использование различных макетов оружия при реализации поставленных задач способствует активизации выработки самостоятельных решений;

• соблюдение техники безопасности является неукоснительным требованием при проведении практических занятий в условиях полигона и на полосе психологической подготовки;

• занятия на полигоне предъявляют повышенные требования и к подготовке преподавателя к занятиям.

Перечисленные выше условия будут способствовать не только формированию необходимых умений и навыков, но и способствовать становлению будущего специалиста, формировать знания и умения действовать самостоятельно и управлять коллективом.

Литература

1. Алексеев Н.А., Кутергин Н.Б. Характеристика существующей проблемы организации учебнотренировочного процесса по физической культуре и спорту в образовательных учреждениях // Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2010. С.47-49.

2. Егоров Д.Е, Радоуцкий В.Ю. Развитие и формирование профессионально значимых качеств спасателей. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2011. 158 с.

3. Крамской С.И. и др. Технологии формирования здорового образа жизни студентов : учеб. пособие / под ред. В. П. Зайцева, С. И. Крамского. - Белгород : БГТУ, 2012. 190 с.

4. Северин Н.Н., Шульженко В.Н., Радоуцкий В.Ю, Егоров Д.Е. Специальная спасательная подготовка. Поисково-спасательные работы на воде: учебное пособие. - Белгород: ООО «ЕвроПолиграф», 2011. 124 с.

References

1. Alekseev NA, Kutergin N.B. Characteristics of the existing problems of the organization of the training process of physical culture and sports in educational institutions // Herald Belgorod Law Institute Russian Ministry of Internal Affairs. 2010. Р.47-49.

2. Egorov D.E., Radoutsky V.Y. The development and formation of professionally significant the quality of rescuers . - Belgorod Univ BSTU 2011. Р.158.

3. KramskojS.I. Technology for Healthy Lifestyles students: Textbook. Benefit / ed. V.P. Zaitsev, S.I. Kramskoj. - Be^rod: BSTU 2012. Р. 190.

4. Severin N.N., Shulzhenko V.N., Radoutsky V.Y, Egorov D.E. Special rescue training . Search and rescue operations on the water: a tutorial. - Belgorod, LLC “Euro - Polygraph”, 2011. 124 р.

(Статья сдана в редакцию 15.01.2014)

34

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.