Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАБОРА В СЕКЦИЮ ДЗЮДО СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА'

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАБОРА В СЕКЦИЮ ДЗЮДО СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
99
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / дзюдо / мотивация / мотивы / спортивная деятельность / социологический опрос / students / judo / motivation / mo-tives / sports activity / sociological survey

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кутергин Николай Борисович

Изучены основные мотивы студентов технологического вуза к занятиям в спортивной секции дзюдо на основе анкетного опроса. Определены факторы, влияю-щие на сознание студентов при выборе группы спортивной борьбы и способствующие рациональной организации и эффективности тренировочных занятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Кутергин Николай Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME PROBLEMS OF RECRUITMENT TO THE JUDO SECTION OF STUDENTS OF THE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

The main motives of students of a technical university to study in the sports section of judo are studied on the basis of a questionnaire survey. The factors influencing the consciousness of students when recruiting into groups of wrestling were determinedand contributing to the rational organization and effectiveness of training sessions.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАБОРА В СЕКЦИЮ ДЗЮДО СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА»

УДК 796.853.23 DOI: 10.24411/2305-8404-2021-10211

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАБОРА В СЕКЦИЮ ДЗЮДО СТУДЕНТОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ВУЗА

Н.Б. Кутергин

Изучены основные мотивы студентов технологического вуза к занятиям в спортивной секции дзюдо на основе анкетного опроса. Определены факторы, влияющие на сознание студентов при выборе группы спортивной борьбы и способствующие рациональной организации и эффективности тренировочных занятий.

Ключевые слова: студенты, дзюдо, мотивация, мотивы, спортивная деятельность, социологический опрос.

SOME PROBLEMS OF RECRUITMENT TO THE JUDO SECTION OF STUDENTS OF THE TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

Kutergin N.B., candidate of pedagogical sciences, professor, kutergin-nb@rambler.ru, Russia, Belgorod, Belgorod State Technological University named after V.G. Shukhov

Кутергин Николай Борисович, канд. пед. наук, проф., kutergin-nb@rambler.ru, Россия, Белгород, Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова

The main motives of students of a technical university to study in the sports section of judo are studied on the basis of a questionnaire survey. The factors influencing the consciousness of students when recruiting into groups of wrestling were determinedand contributing to the rational organization and effectiveness of training sessions.

Key words: students, judo, motivation, motives, sports activity, sociological survey.

На данный момент развития общества реформирование системы образования ставит перед образовательными организациями задачу коренного и всестороннего улучшения профессиональной подготовки и физического воспитания будущих специалистов [1]. Независимо от попыток в лице государства заинтересовать молодежь занятием спортом и сохранением здоровья будущего поколения, по-прежнему остается актуальной проблема спортивной деятельности студентов в высших учебных заведениях.

В нашем исследовании проблема заинтересованности студентов в занятиях спортом сопряжена с анализом мотивационно-ценностного поведения в дзюдо, выявлением различий мотивов в зависимости от курса обучения студентов и пола, оценкой приоритетности стимулов.

В условиях вуза достаточно проблематичен набор занимающихся в секции спорта. В Белгородском государственного технологическом университете имени В.Г. Шухова (БГТУ им. В.Г. Шухова) каждый год осуществляется набор всех желающих студентов, независимо от уровня спортивной подготовки и половой принадлежности в секцию дзюдо, которая открыта сравнительно недавно, с 2017 года. Занятия по дзюдо проводятся в специально оборудованном спортивном зале под руководством квалифицированных тренеров. За это время были подготовлены победитель первенства России, серебряный призер кубка Европы, победители и призеры всероссийских и международных турниров.

С каждым новым учебным годом процесс набора в спортивную секцию становится более затруднительным. Стало сложнение мотивировать студентов, пришедших заниматься дзюдо, длительное время заниматься данным видом спортом. В частности, у 30 % студентов наблюдается несерьезный подход к занятиям спортом, они перестают посещать тренировки или систематически их пропускают в первый же месяц. При этом необходимо учитывать, что 20 % студентов никогда не проявляли повышенную физическую активность, не участвовали ранее в спортивной жизни университета, практически не посещали обязательные занятия по физической культуре в рамках учебного процесса. Сложившаяся ситуация может объясняться многими причинами, такими, как малоподвижный образ жизни студентов, отсутствие личного стремления к физическому самосовершенствованию, вредные привычки, особенности психологического и биолого-физиологического развития организма. Главную роль в этом факторе играет формирование мотивации к занятию спортом и физической деятельностью.

Мотивация занимает одно из главных мест во всех сферах жизни общества, в частности, она имеет решающее значение в спортивной деятельности. От наличия мотива зависит отношение к тренировочному процессу, рост спортивного результата, проявление характера как в спорте, так и в жизни. Формирование мотива определяется с помощью особенностей личности. Мотивация - это совокупность побуждающих факторов, определяющих активность личности, к ним относятся стимулы, мотивы, потребности, ситуационные факторы, детерминирующие поведение человек [2].

С целью исследования доминирующих мотивов к занятиям дзюдо в 2020 г. было проведено анкетирование студентов 1-5 -х курсов различных специальностей БГТУ им. В.Г. Шухова. Количество принявших участие в опросе юношей и девушек было примерно одинаковым. Респонденты отвечали на стандартные вопросы и из предложенных вариантов выбирали подходящий ответ или указывали свой вариант. Также студентам необходимо было дать пояснение, почему они хотят или не хотят заниматься в спортивной секции дзюдо. В рамках исследования проведен социологический опрос, состоящий из пяти стандартных вопросов с выбором подходящего ответа (табл. 1).

На основе результатов анкетирования, проведенного среди обучающихся в БГТУ им. В.Г. Шухова, выявлены мотивы, влияющие на отношение студентов к занятиям спортивной борьбой. Выявлены наиболее распространенные ответы студентов в вопросах желания и заинтересованности в занятиях в секции дзюдо.

Таблица 1

Анкета

№ п/п Вопросы

1 Укажите ваш курс обучения в университете

2 Укажите ваш пол

3 Занимаетесь ли вы в секции дзюдо, если нет, то хотели бы заниматься?

4 Если вы хотите начать заниматься в секции дзюдо или уже начали, что для вас является приоритетом?

5 По каким причинам вы не желаете записаться в секцию дзюдо?

Студенты из числа непосещающих занятия спортивной секции в 62 % случаев ответили, что никогда не имели желания заниматься дзюдо и в дальнейшем заниматься данным видом спорта не планируют. Причины и их процентное выражение, по которым студенты отказываются записаться в секцию дзюдо, представлены в табл. 2

Таблица 2

Результаты анкетирования студентов

Причины отказа от занятий дзюдо Кол-во студентов, %

Нет свободного времени 23,0

Не приветствую здоровый образ жизни 23,0

Не интересуюсь данным видом спорта 16,6

Боязнь травматизма 13,3

Отсутствие таланта 13,0

Плохое здоровье 6,7

Уже занимаюсь другим видом спорта 3,0

Из табл. 2 видно, что студенты технологического вуза на первое место поставили две причины, по которым они не имеют желания посещать секцию дзюдо, - это отсутствие свободного времени и неактуальность для них ведения здорового образа жизни (по 23 % соответственно). Стоит отметить, что выбор причины «малого количества свободного времени» сделали в основном студенты старших курсов. У обучающихся на первом курсе мотивация заниматься спортом присутствует в течение всего учебного года, в дальнейшем у них отмечается снижение интереса к спортивным занятиям и увеличение траты времени на выполнение учебных заданий.

Второе место среди ответов, свидетельствующих о недостаточной мотивации к занятиям спортом, заняла такая причина, как отсутствие интереса к дзюдо (16,6 %).

Третье место связано с причиной боязни студентов получить травмы в процессе тренировок - 13,3 %. Около 90 % опрошенных девушек указали именно эту причину. Вероятность получения травмы присутствует

в любом виде спорта, поэтому необходимо внимательно относиться к технике безопасности во время тренировочных занятий. На первом занятии всегда обучают правильному положению тела при падении, выполнению самостраховки. Также необходимо качественно разминаться до отработки приемов и поединков, слушать советы тренера. Владея правильной техникой, проявляя повышенное внимание, риск получения травмы сводится к минимуму. На соревнованиях врач обязательно в случае необходимости окажет квалифицированную медицинскую помощь.

Далее 13 % студентов отметили, что у них «нет таланта» для занятий дзюдо. Данное мнение является спорным, так как желание, приложенные усилия (многократные тренировки) и целеустремленность чаще всего важнее таланта. Развитие способностей способствует раскрытию таланта.

Меньше всего в качестве отказа были названы следующие причины: не могут заниматься спортом по состоянию здоровья - 6,7 % (преимущественно это студенты специальной медицинской группы и студенты со сниженной физической активностью), уже занимаются другим видом спорта - 3 %.

Мотивы юношей и девушек, занимающихся в секции дзюдо и изъявивших желание записаться в спортивную секцию, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Мотивация к занятиям дзюдо у студентов

Мотивы Кол-во студентов, %

Формирование личностных качеств 19,2

Эмоциональное удовольствие 18,0

Изучение и совершенствование приемов борьбы 17,0

Эстетика тела 15,0

Достижение успеха в спорте 11,0

Успешная сдача зачета по дисциплине «Физическая культура и спорт» 10,0

Экономический фактор 5,6

Подготовка к предстоящей профессиональной деятельности 2,8

Наличие свободного времени 1,4

Среди мотивов к занятиям дзюдо у студентов первое место занимает формирование личностных качеств (19,2 %). Занятия дзюдо раскрывают потенциал человека, духовные силы, нравственные отношения, формируют самостоятельность, чувство уверенности в себе, желание совершенствоваться, строить межличностные отношения. Именно в спорте наиболее ярко проявляются такие ценности, как равенство шансов, достижение успеха, стремление быть первым, победить не только соперника, но и самого себя [3].

Мотив «Получение эмоционального удовольствия» занимает второе место (18 %). Студенты испытывают потребности в двигательной активности, тренировки в секции дзюдо в полной мере помогают отвлечься от повседневной суеты, удовлетворить социально необходимые потребности человека в общении.

Третье место отведено мотиву, который движет студентами осознанно изучить новые приемы борьбы и совершенствовать технику их выполнения. Как для юношей, так и для девушек важно умение постоять за себя и иметь возможность в нужный момент защитить своих близких. Специальные упражнения в дзюдо способствуют развитию и формированию конкретных свойств личности и психических качеств, определяющих результативность действий в опасных ситуациях [4].

В 15 % случаев студенты занимаются дзюдо с целью приобрести и сохранить физическую форму. Техника и темп упражнений дзюдо укрепляют и развивают все группы мышц, делают тело более гибким; 11 % респондентов интересуют спортивные достижения. Дзюдо является олимпийским видом спорта, при высоких результатах выступления в соревнованиях спортсмен может быть включен в сборную команду России. Также многих спортсменов мотивирует престижность занятия данным видом спорта и возможность повысить свою спортивную квалификацию (выполнение норм массовых разрядов, получение спортивных званий).

Успешная сдача зачета по дисциплине «Физическая культура и спорт» также мотивирует студентов заниматься спортом (10 %). Однако данный мотив оказывает свое влияние только в период освоения учебной дисциплины. Не все студенты понимают значимость занятий физической культурой и, как правило, не проявляют старания в получении должного результата от тренировок [5]. В связи с этим растет количество пропущенных занятий без уважительных причин и по болезни, что значительно сни -жает качество процесса по физической подготовке [6].

В меньшей степени отмечены следующие мотивы к занятиям спортом: экономический фактор (5,6 %) - получение студентом повышенной стипендии, ряда определенных льгот; подготовка к предстоящей профессиональной деятельности (2,8 %) - этот вариант выбрали обучающиеся на военной кафедре и других специальностях с высокими требованиями к уровню физической подготовленности; наличие свободного времени

(1,4 %).

Таким образом, изучены основные мотивы студентов технического вуза к занятиям в спортивной секции дзюдо. Выявлено, что одна часть студентов не заинтересована в занятиях каким-либо видом спорта, в частности, дзюдо. Другая часть - мотивированы к занятиям дзюдо в силу интереса к спортивной борьбе, познания себя и своих возможностей, потребности в смене видов деятельности, чередовании умственной и физической работы.

В то же время необходимо более внимательно отнестись к изучению вопросов мотивации к занятиям дзюдо. Дзюдо как вид спорта развивает и самосовершенствует личность человека, способствует развитию многих качеств, необходимых для адаптации к реальным условиям жизни [7], способствует компенсации дефицита двигательной активности, формирует мотивационно-ценностное отношение к спорту в целом [8].

Список литературы

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. М.: Физкультура и спорт, 1988. 208 с.

2. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2002. 512 с.

3. Озолин Н.Г. Современная система спортивных тренировок. М.: Физкультура и спорт, 1970. 479 с.

4. Замчевская Е.С., Коровянский А.Г. Психологические проблемы «трудного соперника» в шахматах // Дискурс. 2017. № 11 (13). С. 68-73.

5. Адаптация курсантов средствами физической подготовки к учебному процессу в высших образовательных учреждениях системы МВД России / Н.А. Алексеев [и др.] // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2016. № 1 (131). С. 9-13.

6. Крамской С.И., Амельченко И.А., Егоров Д.Е. Анализ физического здоровья студенческой молодежи // Современные тенденции развития теории и методики физической культуры и спорта: сб. статей Между-нар. науч. конф. Чирчик, 2019. С. 334-338.

7. Волейбол в учебном процессе для студентов технического вуза: учеб. пособие / А.П. Коруковец [и др.]. Белгород: Изд-во БГТУ им. В.Г. Шухова, 2018. 89 с.

8. Грачев А.С., Куликова И.В., Фиронова Р.П. Оценка уровня развития ловкости студентов с учетом гендерного признака // Дискурс. 2016. № 1 (1). С. 33-38.

References

1. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kul'tura dlya vsekh i dlya kazhdogo [Physical education for everyone and everyone]. M.: Physical culture and sport, 1988. 208 p.

2. Il'in E.P. Motivaciya i motivy [Motivation and motives]. SPb.: Peter, 2002. 512 p.

3. Ozolin N.G. Sovremennaya sistema sportivnyh trenirovok [Modern system of sports training]. M.: Physical culture and sport, 1970. 479 p.

4. Zamchevskaya E.S., Korovyanskij A.G. Psihologicheskie problemy «trudnogo so-pernika» v shahmatah [Psychological problems of a "difficult opponent" in chess] // Diskurs [Discourse]. 2017. No. 11 (13). P. 68-73.

5. Adaptaciya kursantov sredstvami fizicheskoj podgotovki k uchebnomu processu v vysshih obrazovatel'nyh uchrezhdeniyah sistemy MVD Rossii [Adaptation of cadets by means of physical preparation for the educational process in higher educational institutions of the

system of the Ministry of Internal Affairs of Russia] / N.A. Alekseev [et al.] // Uchenye za-piski universiteta im. P.F. Lesgafta [Scientific Notes of the University. P.F. Lesgaft]. 2016. No. 1 (131). P. 9-13.

6. Kramskoj S.I., Amel'chenko I.A., Egorov D.E. Analiz fizicheskogo zdorov'ya stu-dencheskoj molodezhi [Analysis of the physical health of student youth] // Modern trends in the development of the theory and methods of physical culture and sport: collection of articles. articles of International. scientific. conf. Chirchik, 2019. P. 334-338.

7. Volejbol v uchebnom processe dlya studentov tekhnicheskogo vuza [Volleyball in the educational process for students of a technical university]: textbook. manual / A P. Korukovets [et al.]. Belgorod: Publishing house of BSTU im. V.G. Shukhova, 2018. 89 p.

8. Grachev A.S., Kulikova I.V., Fironova R.P. Ocenka urovnya razvitiya lovkosti studentov s uchetom gendernogo priznaka [Assessment of the level of development of students' dexterity taking into account gender characteristics] // Diskurs [Discourse]. 2016. No. 1 (1). P. 33-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.