Научная статья на тему 'Исследование мотивов, определяющих включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность'

Исследование мотивов, определяющих включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
206
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / МОТИВАЦИЯ / ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ / STUDENTS OF TECHNICAL COLLEGE / OCCUPATION BY PHYSICAL CULTURE / MOTIVATION / FACTORIAL ANALYSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яковлев Юрий Владимирович

Статья посвящена изучению мотивов, определяющих физкультурно-спортивную активность студентов. Известно, что занятия физическими упражнениями являются важной частью профессиональной подготовки студентов горных специальностей. Однако, как свидетельствует анализ научно-методической литературы, в горных вузах преподаватели кафедр физического воспитания встречаются с различными проблемами в процессе физической подготовки специалистов к предстоящей профессиональной деятельности. В исследовании показано, что одним из факторов, препятствующих решению задач, стоящих перед занятиями физическими упражнениями в вузе, является низкий уровень интереса студентов. В этой связи, посредством анкетирования выявлялись мотивы занятий физическими упражнениями у студентов. В исследовании участвовало 246 студентов 1-го, 2-го, 3-го курсов Национального минерально-сырьевого университета «Горный». В статье приводятся результаты факторного анализа, который позволил выявить структуру мотивов занятий физической культурой и спортом студентов. В полученной структуре у девушек определено шесть факторов, которые объясняют 83,4% дисперсии признаков, а у юношей пять факторов, которые объясняют 80,1% дисперсии признаков. Анализ полученных данных показал характерные отличия мотивов включения в физкультурно-спортивную деятельность группы девушек от группы юношей, что необходимо учитывать при организации занятий физическими упражнениями в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яковлев Юрий Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Investigation of motives, determining whether the students of mountain specialties are engaged in physical culture and sports activities

Article is devoted to studying of the motives defining sports activity of students. It is known that occupations by physical exercises are an important part of vocational training of students of mountain specialties. However, as the analysis of scientific and methodical literature testifies, in mountain higher education institutions the physical training teachers meet various problems in the course of physical training of specialists to the forthcoming professional activity. The research has shown that one of the factors interfering the solution of tasks, facing the physical culture lessons in higher education institution, is low level of interest of students. In this regard, the students' motives to physical exercises lessons became known by means of questioning. 246 students of the 1st, 2nd, 3rd courses of National Mineral Resources University "Gorny", participated in research. Results of the factorial analysis, which allowed revealing structure of motives to physical culture lessons occupation and sport among students, have been given in article. In the received structure, the six factors explaining 83.4% of dispersion of signs among the girls have been received, and at young men five factors which explain 80.1% of dispersion of signs. The analysis of the received data showed characteristic differences of motives for inclusion in sports activity of group of girls from group of young men that is necessary to consider at organization of occupations by physical exercises in higher education institution.

Текст научной работы на тему «Исследование мотивов, определяющих включенность студентов горных специальностей в физкультурно-спортивную деятельность»

вышения преимущественно эффективности атакующих действий дзюдоисток до уровня Мастера спорта и в значительной степени повышает значимость собственно-силовых способностей у спортсменок элитного уровня, проявляющихся при противодействии сопернице и проведении контрприёмов.

У элитных дзюдоисток значительно больше, по сравнению со спортсменками, имеющими квалификацию "кандидат в мастера спорта" и "Мастер спорта" средняя продолжительность схватки, что определяет возрастание роли силовой выносливости в структуре специальной силовой подготовленности с ростом квалификации в женском дзюдо.

ЛИТЕРАТУРА

1. Коблев, Я. К. Система многолетней подготовки спортсменов международного класса в борьбе дзюдо: дис. ... д-ра пед. наук / Я.К. Коблев. - М. : ГЦОЛИФК, 1990. - 328 с.

2. Манолаки, В.Г. Педагогический контроль за уровнем подготовленности квалифицированных дзюдоисток на этапе спортивного совершенствования: дис. ... канд. пед. наук / В.Г. Манолаки. - Л., 1990. - 164 с.

3. Матвеев, Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л.П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 320 с.

4. Платонов, В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В.Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 583 с.

REFERENCES

1. Koblev, Ya.K. (1990), System of Long Years Training of Sportsmen International Level in Judo: dissertation, publishing house Adygheya State University, Majkop, Russian Federation.

2. Manolaki, V.G. (1990), Pedagogical Control of Training Level of the Qualified Women Judo-Wrestlers at a Stage of Sports Improvement: dissertation, publishing house GDOIFK, Leningrad, USSR.

3. Matveev, L.P. (1999), Basis of General Theory of Sport and System of Sportsmen's Training, Olympic Literature, Kiev, Ukraine.

4. Platonov, V.N. (1997), General Theory of Sportsmen's Training in Olympic Sport, Olympic Literature, Kiev, Ukraine.

Контактная информация: sbelphnv@mail.ru

Статья поступила в редакцию 19.07.2012.

УДК 796.07

ИССЛЕДОВАНИЕ МОТИВОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ВКЛЮЧЕННОСТЬ СТУДЕНТОВ ГОРНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ В ФИЗКУЛЬТУРНОСПОРТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Юрий Владимирович Яковлев, преподаватель,

Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург

Аннотация

Статья посвящена изучению мотивов, определяющих физкультурно-спортивную активность студентов. Известно, что занятия физическими упражнениями являются важной частью профессиональной подготовки студентов горных специальностей. Однако, как свидетельствует анализ научно-методической литературы, в горных вузах преподаватели кафедр физического воспитания встречаются с различными проблемами в процессе физической подготовки специалистов к предстоящей профессиональной деятельности. В исследовании показано, что одним из факторов, пре-

пятствующих решению задач, стоящих перед занятиями физическими упражнениями в вузе, является низкий уровень интереса студентов. В этой связи, посредством анкетирования выявлялись мотивы занятий физическими упражнениями у студентов. В исследовании участвовало 246 студентов 1-го, 2-го, 3-го курсов Национального минерально-сырьевого университета «Горный». В статье приводятся результаты факторного анализа, который позволил выявить структуру мотивов занятий физической культурой и спортом студентов. В полученной структуре у девушек определено шесть факторов, которые объясняют 83,4% дисперсии признаков, а у юношей - пять факторов, которые объясняют 80,1% дисперсии признаков. Анализ полученных данных показал характерные отличия мотивов включения в физкультурно-спортивную деятельность группы девушек от группы юношей, что необходимо учитывать при организации занятий физическими упражнениями в вузе.

Ключевые слова: студенты технического вуза, занятия физической культурой, мотивация, факторный анализ.

DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2012.07.89.p155-159

INVESTIGATION OF MOTIVES, DETERMINING WHETHER THE STUDENTS OF MOUNTAIN SPECIALTIES ARE ENGAGED IN PHYSICAL CULTURE AND

SPORTS ACTIVITIES

Yury Vladimirovich Yakovlev, the lecturer,

National Mineral Resources University "Gorny", Saint Petersburg

Annotation

Article is devoted to studying of the motives defining sports activity of students. It is known that occupations by physical exercises are an important part of vocational training of students of mountain specialties. However, as the analysis of scientific and methodical literature testifies, in mountain higher education institutions the physical training teachers meet various problems in the course of physical training of specialists to the forthcoming professional activity. The research has shown that one of the factors interfering the solution of tasks, facing the physical culture lessons in higher education institution, is low level of interest of students. In this regard, the students’ motives to physical exercises lessons became known by means of questioning. 246 students of the 1st, 2nd, 3rd courses of National Mineral Resources University "Gorny", participated in research. Results of the factorial analysis, which allowed revealing structure of motives to physical culture lessons occupation and sport among students, have been given in article. In the received structure, the six factors explaining 83.4% of dispersion of signs among the girls have been received, and at young men - five factors which explain 80.1% of dispersion of signs. The analysis of the received data showed characteristic differences of motives for inclusion in sports activity of group of girls from group of young men that is necessary to consider at organization of occupations by physical exercises in higher education institution.

Keywords: students of technical college, occupation by physical culture, motivation, factorial analysis.

ВВЕДЕНИЕ

Специфика трудовой деятельности горняков совершается в режиме предельной мобилизации всех систем организма. Все это определяет высокий уровень требований к психофизическому состоянию их организма [2,3].

Однако, как показал анализ научно-методической литературы, существующая система занятий физическими упражнениями в горных вузах страны не в полной мере решает задачи физической подготовки специалистов к предстоящей профессиональной деятельности [2]. Одним из факторов, препятствующих решению задач, стоящих перед занятиями физическими упражнениями в вузе, является низкий уровень интереса студентов к этому виду учебной деятельности.

Известно, что уровень сформированности интересов и мотивов выступает как один из ведущих показателей личной физической культуры студентов. Проявление интереса вызывает желание действовать, формирует мотивы поведения и потребность реализовать их на практике. [4]

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Задачей нашего исследования было выявление мотивов занятий физическими упражнениями у студентов технического вуза. В исследовании участвовало 246 студентов 1-го, 2-го, 3-го курсов Национального минерально-сырьевого университета «Горный».

На основе анкетирования изучались мотивы занятий студентов физической культурой. Респондентам предлагалось определить значимость того или иного мотива в 5-ти балльной шкале, по анкете, предложенной в работе А.Е. Митина, С.О. Филипповой [1]. В дальнейшем ответы на 42 вопроса группировались по 14 направлениям, по которым определялись средние значения. Для выявления основных факторов, определяющих мотивы занятий физической культурой и спортом у студентов Горного университета, был проведен факторный анализ. Так как по ряду мотивов результаты юношей и девушек имели достоверные различия, анализ был проведен отдельно по каждой исследуемой группе.

Факторный анализ был проведен по методу главных компонент. В связи с большим количеством показателей, задачей исследования было определить те, которые вносят наиболее значимый вклад в характеристику мотивов студентов. Поэтому, в факторных матрицах было установлено граничное значение выводимых нагрузок равное 0,5. Кроме того, вывод коэффициентов был организован через сортировку по значениям. Количество факторов выбиралось по методу «каменистой осыпи». В результате анализа показателей в группе девушек было выбрано 6 факторов. Выделенные факторы объясняют 83,4% дисперсии признаков. Первый фактор объясняет 48,3% суммарной дисперсии, второй фактор - 13,9%, третий фактор - 7,7%, четвертый фактор - 5,1%, пятый фактор -4,6% и шестой фактор - 3,6%.

Анализ выделенных по факторам показателей позволил осуществить их идентификацию (табл. 1).

Таблица 1

Идентификация факторов (девушки)________________________

№ фактора Показатели Факторный вес Идентифицированный фактор

1 Социальное признание 0,869 Личное и профессиональное совершенствование

Спортивная деятельность 0,845

Развитие способностей 0,837

Потребность в общении 0,793

Подготовка к профессии 0,758

Получение удовольствия 0,750

Формирование знаний 0,731

2 Снятие напряжения 0,723 Активный отдых

Организация досуга 0,658

3 Внешний вид 0,821 Имидж

Улучшение самочувствия 0,570

4 Укрепление здоровья 0,828 Здоровье

5 Проявление активности 0,859 Бодрость

6 Формальные требования 0,965 Зачет

Первые три фактора («личное и профессиональное совершенствование», «активный отдых» и «спортивная форма») включают значительное количество мотивов.

Личное и профессиональное совершенствование. Данный фактор включил в себя мотивы «социальное признание», «спортивная деятельность», «развитие способностей», «потребность в общении», «подготовка к профессии», «получение удовольствия», «формирование знаний».

Активный отдых. В этом факторе присутствуют мотивы, связанные с переключе-

нием на двигательную деятельность после умственной работы, умением бороться со стрессом, полезной организацией досуга и т.п.

Имидж. Этот фактор включил мотивы, связанные с улучшением самочувствия («чувствовать себя бодрым и здоровым», «улучшить настроение», «справляться с ежедневными нагрузками») и внешним видом («выглядеть привлекательнее», «уметь управлять своим весом», «улучшить свою фигуру»). Данные характеристики девушки рассматривали как создание привлекательного имиджа.

Четвертый («здоровье»), пятый («бодрость») и шестой («зачет») представлены небольшим числом мотивов, однако имеют значительные веса и можно считать, что они играют многих девушек определенную роль.

В результате анализа показателей у юношей было определено 5 факторов. Выделенные пять факторов объясняют 80,1% дисперсии признаков.

Первый фактор объясняет 55,3% суммарной дисперсии, второй фактор - 7,3%, третий фактор - 6,7%, четвертый фактор - 6,1% и пятый фактор - 4,5%. Анализ выделенных показателей по пяти факторам позволил осуществить их идентификацию (табл. 2).

Таблица 2

Идентификация факторов (юноши)__________________________

№ фактора Показатели Факторный вес Идентифицированный фактор

1 Улучшение самочувствия 0,783 Активный отдых

Получение удовольствия 0,741

Снятие напряжения 0,725

Потребность в общении 0,697

Организация досуга 0,643

2 Социальное признание 0,806 Самоутверждение

Проявление активности 0,714

Развитие способностей 0,539

3 Подготовка к профессии 0,809 Профессиональная подготовка

Спортивная деятельность 0,739

4 Внешний вид 0,792 «Спортивная форма»

Укрепление здоровья 0,653

5 Формальные требования 0,918 Зачет

Формирование знаний 0,498

Активный отдых. В этот фактор вошли мотивы «улучшение самочувствия», «получение удовольствия», «снятие напряжения», «потребность в общении», «организация досуга».

Самоутверждение. Этот фактор включил мотивы, связанные с социальным признанием, проявлением активности и развитием способностей.

Профессиональная подготовка. Данный фактор определяется группами мотивов связанных с подготовкой к профессиональной деятельности, а также занятий спортом.

В фактор «спортивная форма» вошли группы мотивов «внешний вид» и «укрепление здоровья».

В фактор зачет вошли группы мотивов «формальные требования» и «формирование знаний».

Анализ результатов факторного анализа показал характерные отличия группы девушек от группы юношей. Так, девушки рассматривают занятия физическими упражнениями, в первую очередь, как фактор личного и профессионального самосовершенствования, а юноши, как активный отдых. Формирование знаний для девушек достаточно значимо и входит в первый фактор, в то время как для юношей этот мотив входит в последний фактор и связан со сдачей зачета. Мотив совершенствования фигуры у девушек носит явный имиджевый характер, а у юношей он связан с укреплением здоровья. Спортивная деятельность воспринимается юношами как действенный фактор подготовки к

профессии, а у девушек - как компонент самосовершенствования. У юношей мотив «проявление активности» очень значим и тесно связан с социальным признанием. Для девушек этот мотив не является очень значимым и занимает предпоследнее место. Как у юношей, так и у девушек в первый фактор входят мотивы занятий физической культурой и спортом, связанные получением удовольствия от двигательной деятельности и реализации потребности в общении.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты исследования свидетельствуют о том, что большинство студентов связывают занятия физической культурой с улучшением самочувствия и укреплением здоровья. Вызывает озабоченность, что студенты технического вуза не видят роли занятий физическими упражнениями в успешности освоения будущей профессии. В то же время, как положительный, можно отметить тот факт, что получение зачета и выполнение формальных требований не является для студентов горного университета первостепенным в занятиях физической культурой, в отличие (как показывает анализ литературы) от студентов других вузов.

Таким образом, проведенное исследование показало, что студенты имеют разнообразные потребности, которые они хотят реализовать в процессе занятий физическими упражнениями. Их учет будет способствовать улучшению отношения студентов к процессу физического воспитания в вузе, повышению уровня их здоровья и физической подготовленности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Митин, А.Е. Повышение эффективности физкультурно-спортивной деятельности студентов вузов: методические рекомендации / А.Е. Митин, С.О. Филиппова. - СПб. : Белл, 2009. - 20 с.

2. Панченко, И.А. Разработка программы профессионально-прикладной физической подготовки студентов горных специальностей / И.А. Панченко, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - №9(55). - С. 86-88.

3. Яковлев, Ю.В. К проблеме физической подготовки работников горной промышленности как фактора сохранения их здоровья / Ю.В. Яковлев, Г.В. Руденко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. - №9(79). - С. 180-183.

4. Яковлев, Ю.В. Повышение мотивации студентов технического вуза к занятиям физической культурой на основе гуманитарных технологий/ Ю.В. Яковлев, Г.В. Руденко, А.Е. Митин. - 2011. - №12(82) - С. 211-215.

REFERENCES

1. Mitin, A.E. and Filippova, S.O. (2009), Increasing the effectiveness of physical culture and sports-temperature activity of college students: methodical recommendations, Bell, St.-Petersburg, Russian Federation.

2. Panchenko, I.A. and Rudenko, G.V. (2009), “The development of the program for professional training of students of mining specializations”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 55, No. 9, pp. 86-88.

3. Jakovlev, Y.V. and Rudenko, G.V. (2011), “To a problem of physical preparation of mining industry workers as factor of preservation of their health”, Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 79, No. 9, pp. 180-183.

4. Jakovlev ,J.V., Rudenko, G.V. and Mitin, A.E. (2011), “Increase of motivation of students of technical university to physical culture lessons based on humanitarian technologies” Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 82, No. 12, pp. 211-215.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Контактная информация: panfilio@spmi.ru

Статья поступила в редакцию 09.07.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.