Научная статья на тему 'ДИНАМИКА «ОБРАЗА Я» И СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ'

ДИНАМИКА «ОБРАЗА Я» И СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
образ Я / самосознание / Я-кон цепция / профессиональная идентичность / студенты вуза / self-image / self-awareness / self-concept / professional identity / university students

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Канина Наталья Анатольевна, Фролова Алина Евгеньевна, Кривцова Евгения Владимировна

Статья посвящена исследованию динамики «образа Я» и статусов профессиональной идентичности студентов–будущих психологов. В статье анализируются данные эмпирического исследования проведенного с целью выявления динамики содержательных характеристик и структурных компонентов «образа Я» студентов, а также статусов профессиональной идентичности в процессе обучения в вузе. При помощи психо диагностических методов (теста «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т. В. Румянцевой), методики изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецова), методов математической статистики выявлены различия в выраженности компонентов «образа Я» у студентов первых и выпускных курсов, выявлена динамика снижения статуса «сформированной» профессиональной идентичности к концу обучения в вузе, наличие кризиса профессиональной идентичности у студентов. Проведенное исследование позволило проанализировать проблемные аспекты в формировании профессиональной идентичности у студентов. Отражена авторская позиция необходимости и важности формирования профессиональной идентичности и преодоления кризисов профессиональной идентичности в процессе обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Канина Наталья Анатольевна, Фролова Алина Евгеньевна, Кривцова Евгения Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF “SELF-IMAGE” AND PROFESSIONAL IDENTITY STATUS OF STUDENTS — FUTURE PSYCHOLOGISTS DURING THE PROCESS OF STUDYING AT UNIVERSITY

The article is devoted to the study of the dynamics of the “self-image” and the status of professional identity of studentsfuture psychologists. The article analyzes the data of an empirical study conducted to identify the dynamics of the substantive characteristics and structural components of the “self-image” of students, as well as the status of professional identity in the process of studying at a university. Using psychodiagnostic methods (Test “Who Am I?” (M. Kuhn, T. McPartland modifi ed by T. V. Rumyantseva), methods for studying professional identity statuses (A. A. Azbel, A. G. Gretsova), mathematical methods statistics revealed differences in the severity of the components of the “self-image” among fi rstand fi nal-year students, revealed the dynamics of decline in the status of “formed” professional identity by the end of their studies at the university, and the presence of a crisis of professional identity among students. The study made it possible to analyze problematic aspects in the formation of professional identity among students. The author’s position on the need and importance of forming a professional identity and overcoming crises of professional identity during the process of studying at a university is refl ected.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА «ОБРАЗА Я» И СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ — БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ»

3. Braun O. A., Arkuzin M. G., Bilan M. A., Arshinova E. V. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie razvitija grazhdanskoj iden-tichnosti studentov vuzov kak osnovy prosocial'noj aktivnosti [Psychological and Pedagogical Support of the Development of Civil Identity of University Students as the Basis of Prosocial Activity]. Professional'noe obrazovanie v Rossii i za rubezhom, 2021, no. 1 (41), pp. 48-56. (In Russian).

4. Il'in I. A. Za Nacional'nuju Rossiju. Manifest Russkogo Dvizhenija [For the National Russia. Manifesto of the Russian Movement]. URL: http://ivan-article.narod.ru/files/article.pdf (accessed 10.11.2023). (In Russian).

5. Grebenjuk T. N. Obraz rodiny: obshhechelovecheskaja cennost' versus politicheskaja cennost' [The Image of a Native land: a Human Value Versus a Political Value]. Vestnik Tomskogo gosudarstven-nogo universiteta, 2007, no. 301, pp. 14-16. (In Russian).

6. Tkachenko N. I., Ivliev P. V. Teorija ustanovki D. N. Uznadze kak sistema poznanija zakonomernostej psihicheskoj aktivnosti cheloveka, ego soznanija i dejstvij [Uznadze's Theory of Attitude as a System of Cognition of the Laws of a Person's Men-

tal Activity, HIS Consciousness and Actionse]. Prikladnaja juridicheskaja psihologija, 2022, no. 2 (59), pp. 121-126. (In Russian).

7. Triandis G. Individualizm i kollektivizm: proshloe, nastojashhee i budushhee [Individualism and Collectivism: past, present and future]. Psihologija i kul'tura. Saint Petersburg, 2003, pp. 73-97. (In Russian).

8. Kashapova G. I. Svjaz' individualisticheskih i kollektivisticheskih ustanovok s drugimi lichnostnymi harakteristikami [The connection of individualistic and collectivistic attitudes with other personal characteristics]. Kazanskij pedagogicheskij zhurnal, 2011, no. 3 (87), pp. 98-108. (In Russian).

9. Pochebut L. G. Kross-kul'turnaja i jetnicheskaja psihologija [Cross-cultural and ethnic psychology]. Saint Petersburg, 2012, 336 p. (In Russian).

10. Inglhart R., Vel'cel' K. Modernizacija, kul'turnye izmenenija i demokratija: posledovatel'nost' chelovecheskogo razvitija [Modernization, Cultural Change and Democracy: the Human Development Sequence]. Moscow, 2011. 464 p. (In Russian).

УДК/ийС 159.923.5

йО! 10/54509/22203036_2024_1_75

ЕйМ ЕСЕВ^

Канина Наталья Анатольевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологических наук, ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Фролова Алина Евгеньевна

педагог-психолог Психологической службы,

ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»,

г. Кемерово

Кривцова Евгения Владимировна

кандидат психологических наук, доцент кафедры социологических наук ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет», г. Кемерово

Kanina Natal'ja A.

Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Psychological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

Frolova Alina E.

Educational Psychologist of the Psychological service, Kemerovo State University, Kemerovo

Krivcova Evgenija V.

Candidate of Psychology Sciences, Associate Professor, Docent of the Department of Sociological Sciences, Kemerovo State University, Kemerovo

ДИНАМИКА «ОБРАЗА Я» И СТАТУСА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ У СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

DYNAMICS OF "SELF-IMAGE" AND PROFESSIONAL IDENTITY STATUS OF STUDENTS - FUTURE PSYCHOLOGISTS DURING THE PROCESS OF STUDYING AT UNIVERSITY

Аннотация. Статья посвящена исследованию динамики «образа Я» и статусов профессиональной идентичности студентов-будущих психологов. В статье анализируются данные эмпирического исследования проведенного с целью выявления динамики содержательных

характеристик и структурных компонентов «образа Я» студентов, а также статусов профессиональной идентичности в процессе обучения в вузе. При помощи психодиагностических методов (теста «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т. В. Румянцевой),

методики изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецова), методов математической статистики выявлены различия в выраженности компонентов «образа Я» у студентов первых и выпускных курсов, выявлена динамика снижения статуса «сформированной» профессиональной идентичности к концу обучения в вузе, наличие кризиса профессиональной идентичности у студентов. Проведенное исследование позволило проанализировать проблемные аспекты в формировании профессиональной идентичности у студентов. Отражена авторская позиция необходимости и важности формирования профессиональной идентичности и преодоления кризисов профессиональной идентичности в процессе обучения в вузе.

Abstract. The article is devoted to the study of the dynamics of the "self-image" and the status of professional identity of students-future psychologists. The article analyzes the data of an empirical study conducted to identify the dynamics of the substantive characteristics and structural components of the "self-image" of students, as well as the status of professional identity in the process of studying at a university. Using psychodiagnostic methods (Test "Who Am I?" (M. Kuhn, T. McPartland modified by T. V. Rumyantseva), methods for studying professional identity statuses (A. A. Azbel, A. G. Gretsova), mathematical methods statistics revealed differences in the severity of the components of the "self-image" among first- and final-year students, revealed the dynamics of decline in the status of "formed" professional identity by the end of their studies at the university, and the presence of a crisis of professional identity among students. The study made it possible to analyze problematic aspects in the formation of professional identity among students. The author's position on the need and importance of forming a professional identity and overcoming crises of professional identity during the process of studying at a university is reflected.

Ключевые слова: образ Я, самосознание, Я-концеп-ция, профессиональная идентичность, студенты вуза.

Keywords: self-image, self-awareness, self-concept, professional identity, university students.

Введение

Процессы самосознания и самоопределения студентов играют огромную роль в формировании профессиональной идентичности. Особенно важно уделять внимание этим аспектам из-за постоянных изменений в социокультурной среде. Самосознание подвержено влиянию событий, происходящих в жизни человека. Представления о себе, о своем месте в окружающей действительности меняются в течение жизни

у человека. Самосознание затрагивает субъективно значимые сферы жизнедеятельности личности, одной из которых является процесс обучения в вузе. Именно в стенах университета начинается формирование профессионального самосознания. В настоящее время перспективным является изучение влияния процесса обучения на развитие профессиональной идентичности студентов в период получения высшего образования, что обосновывает актуальность данной проблемы. Будущие специалисты, поступая в вузы не только сталкиваются с высокой динамичностью внешних преобразований в различных сферах жизнедеятельности, которые влияют на изменения в требованиях к профессии, на изменение рынка труда, но и с тем, что взгляд студентов на получаемую профессию в процессе обучения может существенно меняться [18]. Перед поступлением в вуз студент получает знания о будущей профессии от своих родителей, друзей, СМИ. В зависимости от того, насколько верным решением будет являться поступление в тот или иной вуз, зависит эффективность обучения в нем. Осваивая систему знаний и умений, студент строит определенные ценностные представления о своей профессиональной деятельности. Если выбор оказывается неверным и создает у студента состояние фрустрации, то это влечет к серьезным затруднениям в становлении профессиональной идентичности. Сложность самореализации в выбранной человеком области и профессиональный кризис есть результат потери интереса и личностного смысла в обучении по специальности. В настоящее время недостаточно данных об особенностях формирования профессиональной идентичности, динамике статусов профессиональной идентичности в течение обучения в вузе.

Так же на современном этапе остается дискуссионным содержание понятия «образ Я». Часто оно используется вместе с понятиями самосознание, самооценка, «Я-концепция». Основоположник исследования «образа Я» У. Джеймс рассматривал его как глобальное личностное «Я» и трактовал как двойственное образование («Я-сознающее» и «Я-как-объект») [1]. В зарубежной психологии понятие идентичности в основном соотносится с понятиями «Я-концепция» и «образ Я». Х. Ремшмидт в своих работах рассматривал соотношение «Я-концепции» и идентичности. Автор говорил о таких понятиях, как «Я» и «самость». Под первым Х. Ремшмидт понимал такую организованную систему взглядов, при которой тождественность самому себе обуславливалась взглядами и установками личности [8]. По мнению Р. Бернса, «Я-концепция» определяет то, каким индивид видит себя и что думает о себе

и своем будущем [3]. Сама «Я-концепция» является целостной системой представлений человека о самом себе. «Образ Я» выступает как сумма всех представлений человека о самом себе, как совокупность установок «на себя», то есть существует взаимосвязь самооценки и «образа Я». Р. Бернс считает, что такая характеристика проистекает из двух составляющих «образа Я»: описательной и оценочной, которые можно сопоставить с термином «картина Я» и «самооценка» [3]. В формировании «образа Я» большое значение имеет то, что индивид о себе думает, каким он видит себя и свое будущее, как он относится к любой своей деятельности. Таким образом, самооценка и «образ Я», по мнению Р. Бернса, неразрывно взаимосвязаны в структуре «Я-концепции» [3].

В символическом интеракционизме (Дж. Г. Мид) главное внимание уделяется изучению человека в контексте социума («Я - каким меня видят другие»; как человек сам себя воспринимает, «Я - каким я сам себя вижу», и как соотносятся эти два процесса - «Я как сознающий субъект и как объект» [1; 2]. Данное направление дало начало многочисленным социологическим исследованиям в области изучения идентичности. По мнению ряда исследователей, «образ Я» является важной частью процесса адаптации в новых ситуациях и представляет собой когнитивно-эмоциональный комплекс индивида [11]. В процессе развития «образа Я» важным является идентификация личности с важным для него человеком (значимым Другим), его статусом в той группе, в которой формируются у него социальные нормы и правила, т.е. его референтной группой [11].

Согласно когнитивной психологии (Х. Маркус) в структуре «Я» существуют «Я-схемы», представляющие собой обобщения, которые личность делает относительно себя, основываясь на своем прошлом опыте. «Образ Я» относится к процессам, характеризующим самопознание [1]. Самопознание личности включает в себя «образ Я».

В концепциях представителей психоанализа (теория психосоциального развития Э. Эриксона [20], школа межличностных отношений Г. Салливана [14], теория «собственного Я» Х. Кохута [6]) прослеживается точка зрения, основанная на изучении влияния биологического на индивида и общество, при котором взаимодействие индивида и социума рассматривается на разных уровнях. В результате были выдвинуты теории формирования представлений о своем «Я»: эволюционная, динамическая и структурная.

В рамках гуманистического направления выдвигается тезис о взаимосвязи между внутренним функционированием организма и его взаимодействием

с внешней средой. «Образ Я» рассматривается здесь с точки зрения того, как человек относится к себе, основываясь на своем накопленном опыте прошлых лет [13; 16]. Появившееся в гуманистической психологии понятие «Я-концепция» (К. Роджерс) определяется как «структурированный образ, состоящий из представлений свойств «Я» как субъекта и «Я» как объекта, а также из восприятия отношения этих свойств к другим людям» [13]. «Я-концепция», по К. Роджерсу, обладает определенным набором функций, включающих в себя контроль и интерпретацию своего поведения. Данные функции могут влиять на то, как будет развиваться «представление о себе», в положительном или негативном направлении [13].

Отечественные психологи (В. В. Столин, Е. Т. Соколова) рассматривают «образ Я» через призму самосознания. По мнению ученых, «Я-концепция» является неизменным ядром личности человека, которое не подвержено влиянию изменений «образов Я», состоящих из совокупности характеристик собственной индивидуальности [4]. Е. Т. Соколова [15] считает, что «образ Я» имеет три компонента: аффективный, когнитивный, поведенческий. Первый компонент - это отношение индивида к самому себе, проявление самоуважения или самоуничижения. Второй компонент - это образ всех способностей, особенностей внешности, потенциала [15]. Третий компонент - это реализация целей и планов, которые человек перед собой ставит [15].

И. С. Кон отмечает, что понятие «Я» имеет двойственную природу: «Я» как субъект мышления и «Я» как объект восприятия и внутреннего переживания. Первое «Я» понимается как активное, субъективное, отражающее «Я», в то время как второе - категориальное, объективное, отражающее «Я». И. С. Кон также подчеркивает, что «образ Я» - это также социальная установка, которая решается через отношение индивида к самому себе [1]. Об этом также пишет Д. А. Ошанин и отмечает различия в цели: «образ Я» выступает как регулятор действия и как инструмент познания. Под регулятором действий понимается целостный информационный комплекс, задачей которого является целенаправленное и целесообразное воздействие на объект. Инструмент познания понимается как изображение объекта, всех его свойств и всего его многообразия [9].

Г. М. Андреева в структуре «образа Я» выделяла следующие компоненты: «физическое Я» (объект во времени и в пространстве), «социальное Я» (место в группе, социальные роли); «рефлексивное Я» (индивидуальный стиль поведения, особенности характера), «трансцендентальное Я» (абстрактная рефлексия вне зависимости от конкретной социальной ситуации) [2].

Таким образом, изучение «Я-концепции» и «образа Я» включает в себя понятия, связанные с самосознанием. Мы считаем, что самосознание - это процесс, а «образ Я» - его результат. В то же время мы рассматриваем самооценку как неотъемлемую часть самосознания. Вслед за Р. Бернсом мы считаем, что «Я-концепция» - это совокупность представлений и оценок индивида о самом себе, а ее описательным компонентом является «образ Я», который включает в себя самооценку, отношение к себе и самопринятие. Кроме того, как отмечает У. Джеймс, человек думает о себе как в личностном аспекте (это создает личностную самотождественность), так и в социальном аспекте (где формируется многообразие социальных «Я» индивида). Теория зеркального «Я» Ч. Кули и концепция взаимодействия с другими людьми в процессе становления личности Дж. Г. Мида также подчеркивают двустороннее понимание границ личности. Таким образом, личная идентичность определяется с точки зрения физических, интеллектуальных и моральных аспектов, а социальная идентичность (самооценка в группе) связана с принадлежностью к определенной социальной группе. Для того, чтобы идентифицировать личную и социальную идентичность, необходимо описать «Я-концепцию» и изучить связи личности с группой. Профессиональная идентичность является одновременно частью «Я-концепции» и элементом самосознания.

В отечественных и зарубежных психологических исследованиях проблема профессиональной идентичности представлена различными аспектами. Профессиональная идентичность является важной характеристикой для успешного профессионального становления (З. В. Ермакова, Ю. П. Поваренков, Л. Б. Шнейдер) и неотъемлемой и важной частью личностного становления человека [7; 17-19]. В структуру профессиональной идентичности, по мнению Л. Б. Шнейдер, входят следующие компоненты: развитие позитивного образа своего профессионального «Я», умение правильно профессионально самопрезентовать, профессиональный опыт, идентификация себя с профессиональной группой [19]. Существует тесная взаимосвязь профессиональной «Я-концепции» и профессиональной идентичности (Е. А. Климова и Л. Б. Шнейдер).

Таким образом, противоречивость, дискуссион-ность теоретических данных по проблеме формирования профессиональной, социальной, личностной идентичности у студентов определили необходимость научного исследования динамики «образа Я» и статусов профессиональной идентичности студентов в процессе обучения в вузе. Разработанные рекомендации по раз-

витию профессиональной идентичности и преодолению кризисов профессиональной идентичности у студентов в процессе обучения в вузе обуславливают практическую значимость исследования.

Методология

Исследование с целью изучения динамики «образа Я» и профессиональной идентичности студентов было проведено на базе социально-психологического института Кемеровского Государственного Университета в 20222023 годах. В исследовании приняло участие 100 чело -век, из них 31 юноша в возрасте от 18 до 26 лет и 69 девушек в возрасте от 18 до 25 лет. Всего было задействовано шесть учебных групп: студенты психологических специальностей (направление «Психология» и специальность «Клиническая психология» (первые и выпускные курсы) и других деонтологических специальностей, обучающихся по направлениям «Организация работы с молодежью», «Социальная работа» (первые и выпускные курсы). С целью сравнительного анализа группы испытуемых были поделены на студентов психологического и непсихологического профиля подготовки (50 студентов психологического профиля и 50 студентов непсихологического профиля подготовки).

Научный анализ проблемы исследования проводился в соответствии с теоретико-методологическими положениями представителей деятельностного подхода к личности, согласно которому профессиональная идентичность формируется в процессе учебной и практической (профессиональные практики) деятель-ностей. Основой для изучения проблемы учебной деятельности студентов являлись работы Е. А. Климова, И. В. Вачковой, В. Я. Ляудиса, М. А. Егоровой, В. А. Карнаухова, А. Ф. Березина, И. В. Дубровиной, А. И. Донцова, Е. В. Шипиловой. Для изучения проблемы особенностей профессиональной идентичности студентов мы использовали методологические принципы и подходы, изложенные З. В. Ермаковой, Ю. П. Пова-ренковым, Л. Б. Шнейдер, А. Н. Леонтьевым, Е. А. Климовым, М. Куном, А. А. Реаном, К. Замфир, Э. Эриксоном, У. Джеймсом, Х. Ремшмидтом, Р. Бернсом, Л. И. Божо-вич, А. В. Боцман, И. В. Вачковым, Е. П. Ермолаевой, Н. Л. Ивановой, Е. В. Коневой, С. С. Котовой, В. И. Павленко, Н. С. Пряжниковым, У. С. Родыгиной, Е. Л. Трофимовой. В рамках нашего исследования мы придерживаемся термина профессиональной идентичности, предложенного Л. Б. Шнейдер, согласно которому профессиональная идентичность - это объективное и субъективное единство с профессиональной группой, делом, которое обуславливает преемственность профессиональных характеристик (норм, ролей и статусов лич-

ности) [19]. Вслед за А. А. Азбель мы выделяем четыре статуса профессиональной идентичности:

- неопределенная(диффузная)профессиональная идентичность, которая характерна для студентов, у которых отсутствуют профессиональные цели и задачи;

- навязанная профессиональная идентичность, характерная для человека, выбравшего свой профессиональный путь путем опоры на мнение авторитетов, близкого окружения (семьи, друзей);

- мораторий (кризис) профессиональной идентичности как состояние, при котором альтернативные варианты профессионального развития активно исследуются человеком для обеспечения своего благополучия в будущем. Человек примеряет на себе различные профессиональные роли, рассматривает отличные от его специальности профессии;

- сформированная профессиональная идентичность, характерная для тех юношей и девушек, которые готовы совершить осознанный выбор своего дальнейшего профессионального развития, они уверены в себе и в этом самом выборе. При этом статусе у человека сформирована система знаний о себе, о профессиональных ценностях [17].

Для изучения «образа Я» студентов мы использовали методологические принципы и подходы, изложенные в работах У. Джеймса, Г. М. Андреевой, М. Куна, Т. Макпартленда, Т. В. Румянцевой, О. Н. Устиновой и других. Вслед за Т. В. Румянцевой мы считаем, что «образ Я» - сложное многокомпонентное образование, в структуре которого можно выделить следующие показатели-компоненты:

1. «Социальное Я», включающее половую идентичность, сексуальную роль, учебно-профессиональную ролевую позицию (в том числе профессиональную идентичность), семейную принадлежность, этническо-региональную, гражданскую идентичность, мировоззренческую идентичность, групповую принадлежность.

2. «Коммуникативное Я», включающее особенности взаимодействия с людьми, восприятие себя членом группы друзей.

3. «Материальное Я», включающее оценку своей собственности, обеспеченности, отношение к материальным благам, к внешней среде.

4. «Физическое Я», включающее отношение к физическим данным, внешности, пристрастия в еде, вредные привычки.

5. «Деятельностное Я», включающее интересы, увлечения, самооценку навыков, умений, знаний, компетенций, достижений.

6. «Перспективное Я», включающее профессиональную перспективу (связанную с учебно-профессио-

нальной сферой), семейную перспективу (связанную с семейным статусом), групповую перспективу (связанную с групповой принадлежностью), коммуникативную перспективу (связанную с друзьями, общением), материальную перспективу (связанную с материальной сферой), физическую перспективу (связанную с психофизическими данными), деятельностную перспективу (связанную с интересами, увлечениями, занятиями), персональную перспективу (связанную с персональными особенностями: личностными качествами, поведением), оценку стремлений.

7. «Рефлексивное Я», включающее восприятие личностных качеств, особенностей характера, стиля поведения, эмоциональное отношение к себе (персональную идентичность), а также глобальное, «экзистенциальное Я» [17].

В нашем исследовании проверялось предположение о том, что в процессе обучения в вузе происходит изменение статуса профессиональной идентичности студентов, а также предположение о том, что существует динамика «образа Я» в процессе обучения в вузе, которая проявляется в выраженности различных компонентов «образа Я» у студентов первого и выпускного курсов обучения.

Для исследования «образа Я» и особенностей профессиональной идентичности студентов были использованы следующие психодиагностические методы:

1. Тест «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т. В. Румянцевой). Тест позволил выявить содержательные характеристики структурных компонентов «образа Я», а также преобладание вида валентности идентичности: негативной (преобладание отрицательных категорий идентичности), нейтральной (равновесие между положительной и отрицательной самоидентификациями), позитивной (преобладают позитивные характеристики), завышенной (преобладают характеристики в превосходной степени). Ответы испытуемых записывались в том порядке, в котором они возникали, после ответа на тест каждый ответ (качество) оценивалось испытуемыми как позитивное (+), негативное (-), неоднозначное (±) или вызывающее трудности в его оценке (?), что дополнительно позволило выявить самооценку идентичности.

2. Методика изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов). При помощи методики выявлялись статусы профессиональной идентичности: неопределенная профессиональная идентичность, навязанная профессиональная идентичность, мораторий (кризис выбора), сформированная профессиональная идентичность, а также степень выраженности статуса профессиональной идентич-

ности (статус не выражен, выражен ниже среднего уровня, средняя степень выраженности статуса, выраженность статуса выше среднего уровня, ярко выраженный статус).

Для обработки результатов исследования использовались статистические методы (метод сравнения средних величин по критерию Стьюдента).

Результаты

В проведенном исследовании по результатам теста «Кто Я?» (М. Куна, Т. Макпартленда в модификации Т. В. Румянцевой) были получены данные, в которых была выявлена представленность отдельных структурных компонентов в «образе Я», а также содержательные характеристики различных структурных компонентов «образа Я».

В структуре «образа Я» студентов представлены следующие компоненты (табл. 1):

1. «Социальное Я» (ответы, отражающие половую идентичность: «женщина/мужчина» - 100 ответов, «любимая (девушка/парень)» - 48 ответов; ответы, отражающие учебно-профессиональную ролевую позицию: «студент» - 82 ответа, «нынешний специалист» - 21 ответ, «работник» - 59 ответов, «одногруппник» - 87 ответов; групповую принадлежность: «геймер» - 59 ответов; этническо-региональную идентичность (гражданскую идентичность): «гражданин» - 38 ответов; семейную принадлежность: «дочь/ сын, внук/внучка» 38 ответов). Показатели сексуальной роли, мировоззренческой идентичности в ответах студентов не выявлены.

2. «Коммуникативное Я» (ответы, отражающие показатели дружбы: «друг/подруга» - 76 ответов). Характеристики особенностей взаимодействия с людьми в ответах студентов не выявлены.

3. «Физическое Я» (ответы, отражающие показатели субъективного описания своей внешности: «спортивный(ая)» - 44 ответа, «стройная» - 48 ответов, «красивый(ая)» - 82 ответа, «привлекательный(ая)» -62 ответа). Показатели фактического описания своих физических данных и пристрастия к еде, вредные привычки не выявлены.

4. «Перспективное Я» (ответы, отражающие показатели профессиональной перспективы: «будущий специалист» - 30 ответов; семейной перспективы: «будущий(ая) супруг(а), будущая мать» - 22 ответа). Характеристики групповой перспективы, коммуникативной перспективы, материальной перспективы, физической перспективы, деятельностной перспективы, персональной перспективы, оценки стремлений в ответах студентов не выявлены.

5. «Рефлексивное Я» (ответы, отражающие показатели персональной идентичности: «ответственный^)» - 77 ответов, «умный(ая)» - 58 ответов, «честный(ая)» - 50 ответов, «веселый(ая)» - 72 ответа, «творческий(ая)» - 77 ответов и глобального «Я»: «человек» - 71 ответ, «личность» - 37 ответов, «индивидуальность» - 39 ответов, а также «имя» - 30 ответов).

В «образе Я» студентов нами не выявлены структурные компоненты «материальное Я», «деятельност-ное Я», так как не представлены ответы, включающее оценку своей собственности, обеспеченности, отношение к материальным благам, отношение к внешней среде, а также не представлены или единично представлены ответы, включающее увлечения, самооценку навыков, умений, знаний, компетенций, достижений. Для описания результатов нами учитывались показатели с наибольшей представленностью ответов. Единичные ответы испытуемых не использовались для анализа результатов всей выборки.

Таким образом, в структуре «образа Я» у студентов преимущественно преобладают «социальное Я» (532 ответа по пяти показателям идентичности: поло-вая/гендерная идентичность, учебно-профессиональная ролевая позиция, групповая принадлежность, семейная принадлежность, гражданская идентичность) и «рефлексивное Я» (511 ответов по двум показателям идентичности: персональная идентичность, «глобальное «Я»). Несколько меньше в структуре «образа Я» выражено «физическое Я» (236 ответов по показателю субъективного описания своей внешности). «Перспективное Я» (52 ответа по показателям профессиональная перспектива, семейная перспектива) и «коммуникативное Я» (76 ответов по показателю дружба) представлены незначительно в структуре «образа Я». Показатели-компоненты идентичности «материальное Я», «деятельное Я» и два самостоятельных показателя (проблемная идентичность, ситуативное состояние) не выявлены. Большинство испытуемых отмечает положительные характеристики своих личностных особенностей и особенностей внешности, положительно оценивают свою учебно-профессиональную ролевую позицию. У 62 студентов была выявлена позитивная валентность идентичности, у 35 студентов нейтральная валентность идентичности, у 2 студентов выявлена негативная валентность идентичности, у 1 студента завышенная валентность идентичности .

В результате сравнения содержательных характеристик структурных компонентов «образа Я» у студентов различных профилей подготовки было выявлено, что показатель-компонент идентичности «социальное Я» по количеству ответов практически одинако-

Результаты исследования содержательных характеристик идентичности личности

на общей выборке студентов

Показатели-компоненты идентичности Ответы Кол-во студентов, указавших данный ответ Эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик

Положительная оценка Отрицательная оценка Неоднозначная оценка Неопределенная оценка

Психологический профиль Не-психологический профиль Психологический профиль Не -психологический профиль Психологический профиль Не-психологический профиль Психологический профиль Не -психологический профиль Психо -логический профиль Не -психологический профиль

1.«Социальное Я»

Половая, гендерная идентичность Женщина/мужчина 50 50 50 50 0 0 0 0 0 0

Любимая (девушка/парень) 18 30 18 30 0 0 0 0 0 0

Учебно- профессиональная ролевая позиция Студент 40 42 29 28 0 0 11 14 0 0

Нынешний специалист 17 4 17 4 0 0 0 0 0 0

Работник 30 29 20 20 0 0 10 9 0 0

Одногруппник(ца) 44 43 19 43 0 0 25 0 0 0

Групповая принадлежность Геймер 30 29 30 29 0 0 0 0 0 0

Семейная принадлежность Дочь/сын Внук/внучка 18 20 18 29 0 0 0 0 0 1

Гражданская идентичность Гражданин 20 18 5 6 0 0 15 12 0 0

2. «Коммуникативное Я»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дружба Друг/подруга 41 35 41 35 0 0 0 0 0 0

3. «Физическое Я»

Субъективное описание своей внешности Спортивный(ая) 17 27 17 27 0 0 0 0 0 0

Стройная 18 30 18 30 0 0 0 0 0 0

Красивый(ая) 34 48 34 48 0 0 0 0 0 0

Привлекательный(ая) 26 36 26 36 0 0 0 0 0 0

4. «Перспективное Я»

Профессиональная перспектива Будущий специалист 19 11 19 11 0 0 0 0 0 0

Семейная перспектива Будущий(ая) супруг(а) Будущая мать 10 12 10 12 0 0 0 0 0 0

5. «Рефлексивное Я»

Персональная идентичность Ответственный(ая) 37 40 37 40 0 0 0 0 0 0

Умный(ая) 27 31 27 31 0 0 0 0 0 0

Честный(ая) 23 27 23 27 0 0 0 0 0 0

Веселый(ая) 29 43 29 43 0 0 0 0 0 0

Творческий(ая) 37 40 37 40 0 0 0 0 0 0

Имя 10 20 10 20 0 0 0 0 0 0

Глобальное «Я» Человек 38 33 38 25 0 0 0 8 0 0

Личность 31 6 30 4 0 0 1 2 0 0

Индивидуальность 29 10 29 10 0 0 0 0 0 0

вый у студентов психологического профиля подготовки (267 ответов) и у студентов непсихологического профиля (265 ответов), исходя из общего количества 532 ответов (рис. 1). «Рефлексивное Я» практически одинаково выражено у студентов непсихологического профиля (250 ответов) и студентов психологического профиля (261 ответ), исходя из общего количества 511 ответов (рис. 1). Существенно отличается в представленности ответов ответ «личность», который преобладает у студентов психологического профиля подготовки (31 ответ), по сравнению со студентами непсихологического профиля подготовки (6 ответов), а также ответ «индивидуальность» (29 и 10 - соответственно). Что обусловлено спецификой процесса обучения будущих психологов. Ответов, касающихся профессиональной идентичности (входят в показатели-компоненты «Социальное Я» и «Перспективное Я»), у студентов психологического профиля больше («нынешний специалист» - 17 ответов и «будущий специалист» - 19 ответов, «работник» -30 ответов) по сравнению со студентами непсихологического профиля (4, 11, 29 ответов соответственно) (табл. 1). Данные категории ответов (кроме «работника») оценили как позитивные 100 % испытуемых всех профилей подготовки (что может говорить преимущественно о позитивном отношении к профессиональной деятельности). На ответ «работник» у некоторых испытуемых существует неоднозначная оценка (возможно из-за негативного опыта совмещения работы с учебой). Можно сделать вывод о том, что у студентов психологического профиля подготовки более выражена профессиональная направленность жизни по сравнению со студентами непсихологического профиля подготовки.

В результате сравнения содержательных характеристик структурных компонентов «образа Я» у студентов первого и выпускного курсов психологического профиля подготовки были получены следующие результаты (табл. 2).

Была выявлена динамика «образа Я» студентов в период обучения в вузе по показателю-компоненту идентичности «рефлексивное Я». У студентов-выпускников представленность данного компонента выше (139 ответа) по сравнению со студентами первого курса (122 ответов) (табл. 1). В содержательных характеристиках «образа Я» увеличилось количество ответов «человек», «личность», «индивидуальность», «умный» («интеллектуальный») и других персональных характеристик, что связано со спецификой процесса обучения. Ответы «личность» и «человек» чаще назывались выпускниками (19 и 21 ответ соответственно), чем студентами первого курса (12 и 17 ответов соответственно). Такие ответы, как «честный(ая)», «открытый(ая)», «веселый(ая)», относящиеся к персональной идентичности показателя-компонента «рефлексивное Я», чаще встречаются в ответах студентов первого курса (14, 14 и 18 ответов соответственно), чем у студентов-выпускников (9, 6 и 11 ответов соответственно).

Была выявлена неоднозначная динамика в содержательных характеристиках в компоненте «физическое Я». Ответы «красивый(ая)» и «спортивный(ая)», «привлекательная», относящиеся к субъективному описанию своей внешности, больше выявлены у студентов выпускного курса (20, 10 и 9 ответов соответственно), чем у студентов первого курса (14, 7 и 17 ответов соответственно).

300

250

200

150

100

50

267 265

261

250

_141_

_95^ _

-¿«^-1 -29

___■__■

23

■ Психологи □ Не психологи

«Социальное Я» «Коммуникативное Я» «Физическое Я» «Перспективное Я» «Рефлексивное Я»

Рис. 1. Выраженность структурных компонентов «Образа Я» у студентов психологического и непсихологического профиля подготовки

0

Результаты исследования содержательных характеристик идентичности личности студентов первого и выпускного курсов психологического профиля подготовки

Показатели компонентов идентичности Ответы Кол-во студентов, указавших данный ответ Эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик

Положительная оценка Отрицательная оценка Неоднозначная оценка Неопределенная оценка

1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс

1.«Социальное Я»

Половая, гендерная идентичность Женщина/мужчина 25 25 25 25 0 0 0 0 0 0

Любимая девушка/ парень 11 7 11 7 0 0 0 0 0 0

Учебно- профессиональная ролевая позиция Студент 20 20 20 20 0 0 0 0 0 0

Нынешний специалист 9 8 9 3 0 0 0 5 0 0

Работник 9 21 6 14 0 0 3 7 0 0

Одногруппник(ца) 22 22 22 19 0 0 0 3 0 0

Групповая принадлежность Геймер 15 15 15 15 0 0 0 0 0 0

Гражданин 11 9 8 7 0 0 3 2 0 0

Семейная принадлежность Дочь/сын Внук/внучка 12 6 10 6 0 0 2 0 0 0

2. «Коммуникативное Я»

Дружба Друг/подруга 20 21 20 21 0 0 0 0 0 0

3. «Физическое Я»

Субъективное описание своей внешности Спортивный(ая) 7 10 7 10 0 0 0 0 0 0

Стройная 11 7 11 7 0 0 0 0 0 0

Красивый(ая) 14 20 14 20 0 0 0 0 0 0

Привлекательный(ая) 17 9 17 9 0 0 0 0 0 0

4. «Перспективное Я»

Профессиональная перспектива Будущий специалист 7 12 7 11 0 0 0 1 0 0

Семейная перспектива Будущий(ая) супруг(а) Будущая мать 0 10 0 10 0 0 0 0 0 0

5. «Рефлексивное Я»

Персональная идентичность Ответственный(ая) 18 19 18 19 0 0 0 0 0 0

Умный(ая) 11 16 11 16 0 0 0 0 0 0

Честный(ая) 14 9 14 9 0 0 0 0 0 0

Веселый(ая) 12 17 12 17 0 0 0 0 0 0

Творческий(ая) 20 17 20 17 0 0 0 0 0 0

Имя 10 0 10 0 0 0 0 0 0 0

Глобальное «Я» Человек 17 21 17 21 0 0 0 0 0 0

Личность 12 19 10 19 0 0 2 0 0 0

Индивидуальность 8 21 8 21 0 0 0 0 0 0

Несмотря на то, что показатель-компонент идентичности «социальное Я» по количеству ответов выражен примерно одинаково у студентов выпускного курса и у студентов первого курса (133 и 134 ответов соответственно), ответов, касающихся профессиональной идентичности и входящих в показатели-компоненты идентичности «социальное Я» и «перспективное Я», у студентов первого курса меньше («работник» - 9 ответов, «будущий специалист» - 7 ответов), чем у студентов выпускного курса (21 и 12 ответов соответственно). Ответ «работник», касающийся профессиональной идентичности, имеет у некоторых студентов неоднозначную оценку. Ответы «гражданин» показателя групповой принадлежности несколько преобладает у студентов первого курса (11 ответов), чем у студентов выпускного курса (9 ответов), однако у студентов выпускного курса они имеют неоднозначную оценку. В «перспективном Я» к выпускному курсу увеличивается количество ответов «будущий(ая) супруг(а)» и «будущая мать», но данная категория ответов также продолжает быть недостаточно представленной, то есть большинство студентов не идентифицируют пока себя с супружеской и семейной жизнью.

Таким образом, «образ Я» претерпевает изменения в процессе обучения. На первом курсе студенты больше идентифицируют себя с ролью «студент» (учебно-профессиональной ролевой позицией), в то время как студенты-выпускники больше идентифицируют себя с ролями «будущий специалист», «нынешний специалист (психолог)», «работник», относящимися к показателям-компонентам идентичности «социальное Я» и «перспективное Я», что также является пока-

зателем роста профессиональной идентичности в процессе обучения. Изменение «рефлексивного Я», рост персональной идентичности также обусловлен особенностями обучения будущих психологов. Среди компонентов «образа Я» у студентов в процессе обучения приобретают рост и большую значимость компоненты «Я-рефлексивное» и «Я-перспективное» (рис. 2).

Мы также исследовали динамику «образа Я» у студентов непсихологических специальностей (табл. 3).

Была выявлена динамика в содержательных характеристиках «образа Я» у студентов непсихологических специальностей в процессе обучения в вузе (табл. 3). Ответ «студент» показателя-компонента идентичности «социальное Я» выявлен больше у студентов первого курса (24 ответа), чем у студентов выпускного курса (18 ответов). Большинство оценок положительные. Ответы «нынешний специалист», «работник», относящиеся к учебно-профессиональной ролевой позиции «социального Я», больше выражены у студентов выпускного курса, чем у студентов первого курса. Ответы «перспективного Я» («будущий(ая) супруг(а)» и «будущая мать») более характерны для студентов-выпускников, хотя общая представленность данных ответов достаточно низкая. Ответ «человек», входящий в показатель-компонент идентичности «рефлексивное Я» (глобальное «Я»), больше выражен у студентов-первокурсников (21 ответ), чем у студентов выпускного курса (12 ответов), однако у выпускников все оценки положительные, в то время как у первокурсников два студента отметили оценку «нейтральная».

Таким образом, у студентов непсихологического профиля подготовки выявлена несколько отличная

160 -

140 -134_133

120 — 100 — 80 — 60 40 20 0

139

122

-^46"-

20 21 Н 22

■Л I —дп

■ Первый курс □ Выпускной курс

«Социальное Я» «Коммуникативное Я» «Физическое Я» «Перспективное Я» «Рефлексивное Я»

Рис. 2 Выраженность структурных компонентов «образа Я» студентов первого и выпускного курса психологического профиля подготовки

Результаты исследования содержательных характеристик идентичности личности студентов первого и выпускного курсов непсихологического профиля подготовки

Показатели-компоненты идентичности Ответы Кол-во студентов, указавших данный ответ Эмоционально-оценочный тон идентификационных характеристик

Положительная оценка Отрицательная оценка Неоднозначная оценка Неопределенная оценка

1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс

1.«СоциальноеЯ»

Половая/гендерная идентичность Женщина/мужчина 25 25 25 25 0 0 0 0 0 0

Любимая девушка/ парень 12 18 12 18 0 0 0 0 0 0

Учебно- профессиональная ролевая позиция Студент 24 18 24 14 0 0 0 4 0 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нынешний специалист 1 3 1 3 0 0 0 0 0 0

Работник 11 18 8 12 0 0 3 6 0 0

Одногруппник(ца) 21 22 21 22 0 0 0 0 0 0

Групповая принадлежность Геймер 17 12 17 12 0 0 0 0 0 0

Гражданин 8 10 2 4 0 0 6 6 0 0

Семейная принадлежность Дочь/сын Внук/внучка 10 10 10 10 0 0 0 0 0 0

2. «Коммуникативное Я»

Дружба Друг/подруга 20 15 20 15 0 0 0 0 0 0

3. «Физическое Я»

Субъективное описание своей внешности Спортивный(ая) 16 11 16 11 0 0 0 0 0 0

Стройная 12 18 12 18 0 0 0 0 0 0

Красивый(ая) 23 25 23 25 0 0 0 0 0 0

Привлекательный(ая) 12 17 12 17 0 0 0 0 0 0

4. «Перспективное Я»

Профессиональная перспектива Будущий специалист 6 5 6 5 0 0 0 0 0 0

Семейная перспектива Будущий(ая) супруг(а) Будущая мать 2 10 2 10 0 0 0 0 0 0

5. «Рефлексивное Я»

Персональная идентичность Ответственный(ая) 19 21 19 21 0 0 0 0 0 0

Умный(ая) 15 16 15 16 0 0 0 0 0 0

Честный(ая) 11 16 11 16 0 0 0 0 0 0

Веселый(ая) 24 19 24 19 0 0 0 0 0 0

Творческий(ая) 23 17 23 17 0 0 0 0 0 0

Имя 10 10 10 10 0 0 0 0 0 0

Глобальное «Я» Человек 21 12 18 12 0 0 3 0 0 0

Личность 2 4 2 4 0 0 2 0 0 0

Индивидуальность 4 6 4 6 0 0 0 0 0 0

Таблица 4

Статусы профессиональной идентичности студентов вуза, в %

Статусы Не выражен Ниже среднего Средний Выше среднего Выражен

Студенты -психологи Студенты - не психологи Студенты -психологи Студенты - не психологи Студенты -психологи Студенты - не психологи Студенты -психологи Студенты - не психологи Студенты -психологи Студенты - не психологи

Неопределенная профидентичность 60 55 15 34 19 11 2 0 4 0

Навязанная профидентичность 100 100 0 0 0 0 0 0 0 0

Мораторий профидентичности 28 10 34 41 26 31 13 18 0 0

Сформированная профидентичность 4 10 13 7 15 21 21 17 47 45

от студентов психологического профиля подготовки динамика в выраженности структурных компонентов «образа Я» (рис. 3). К концу обучения незначительно возрастает компонент «социальное Я», «перспективное Я», незначительно снижается «коммуникативное Я», «рефлексивное Я».

При выявлении статусов профессиональной идентичности по методике изучения статусов профессиональной идентичности (А. А. Азбель, А. Г. Грецов) были получены следующие результаты (табл. 4).

Показатели почти всех статусов у обеих групп (студенты психологического и непсихологического профиля подготовки) находятся в одинаковом диапазоне. «Сформированная» профессиональная идентичность выражена почти у половины студентов психологического профиля подготовки и у студентов непсихологи-

ческого профиля подготовки (47% и 45% испытуемых). Выраженные статусы «неопределенной», «навязанной» профессиональной идентичности, статуса «мораторий» у большинства студентов психологического профиля подготовки не выявлены, как и у студентов непсихологического профиля. Статус «мораторий» профессиональной идентичности у трети студентов психологического профиля выражен слабо и имеет усредненные значения, как и у студентов непсихологического профиля. Значимых различий в средних значениях статусов профессиональной идентичности у студентов психологического и непсихологического профиля подготовки выявлено не было.

Мы выявили динамику показателей профессиональной идентичности от первого к выпускному курсу у студентов психологического и непсихологического профилей подготовки (табл. 5, 7).

160 140 120 100 80 60 40 20 0

129

136

■ Первый курс □ Выпускной курс

«Социальное Я» «Коммуникативное Я» «Физическое Я» «Перспективное Я» «Рефлексивное Я»

Рис. 3. Выраженность структурных компонентов «образа Я» у студентов непсихологического профиля подготовки

Таблица 5

Статусы профессиональной идентичности студентов первого и выпускного курсов психологического профиля подготовки, в %

Не выражен Ниже среднего Средний Выше среднего Выражен

Статусы 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс 1-й курс Выпускной курс

Неопределенная профидентичность 65 58 13 17 22 17 0 4 0 4

Навязанная профидентичность 100 100 0 0 0 0 0 0 0 0

Мораторий профидентичности 35 21 43 25 22 29 0 25 0 0

Сформированная профидентичность 0 13 0 21 4 25 22 17 74 25

Статус «неопределенной» профессиональной идентичности у разных курсов обучения не выявлен, однако у некоторых выпускников результаты несколько смещены в сторону средней выраженности данного статуса. У студентов разных курсов обучения статус «навязанной» профессиональной идентичности не выявлен. «Мораторий» профессиональной идентичности выше у студентов выпускного курса, чем у первого, однако выражен в среднем и ниже среднего значениях. Статус «сформированной» профессиональной идентичности выражен выше у первокурсников, чем у выпускников,

что также подтверждается данными сравнительного анализа (табл. 6).

Статус «моратория (кризиса)» профессиональной идентичности значимо выше у студентов-выпускников, нежели у студентов первого курса (р = 0,02). Таким образом, к концу обучения у некоторых студентов - будущих психологов возникает кризис профессиональной идентичности, который может выражаться в том, что выпускники не пойдут работать по специальности.

Были выявлены особенности динамики статусов профессиональной идентичности у студентов непсихо-

Таблица 6

Результаты сравнения средних показателей профессиональной идентичности у студентов первого и выпускного курса психологического профиля подготовки

Показатели Студенты-первокурсники Студенты-выпускники Р t

Неопределенная профидентичность 4,70 3,80 0,32 0,98

Навязанная профидентичность 0,73 0,21 0,14 1,48

Мораторий профидентичности 3,99 4,37 0,02 -2,42

Сформированная профидентичность 10,29 11,97 0,21 -1,24

Таблица 7

Статусы профессиональной идентичности студентов первого и выпускного непсихологического профиля подготовки, в %

Статусы Не выражен Ниже среднего Средний Выше среднего Выражен

1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс 1-й курс 4-й курс

Неопределенная профидентичность 58 50 37 30 5 20 0 0 0 0

Навязанная профидентичность 100 90 0 0 0 10 0 0 0 0

Мораторий профидентичности 0 30 42 40 32 30 26 0 0 0

Сформированная профидентичность 0 10 0 0 5 10 26 20 68 60

логических специальностей от первого к последнему курсу обучения (табл. 7).

Статус «неопределенной» профессиональной идентичности у половины студентов первого курса и половины студентов выпускного курса не выражен. Результаты схожи с результатами студентов психологического профиля подготовки. Однако существует разница в том, что 4 % студентов выпускного курса психологического профиля все же имеют выраженность данного статуса, в то время как у студентов непсихологического профиля статус «неопределенной» профессиональной идентичности не выражен ни у кого. У всех студентов первого и выпускного курса непсихологического профиля подготовки не выражен статус «навязанной» профессиональной идентичности. «Мораторий (кризис)» профессиональной идентичности у студентов первого и выпускного курсов выражены в равном процентном соотношении (все результаты в диапазоне «ниже среднего» и «средняя» выраженность). Больше половины студентов непсихологического профиля подготовки первого и последнего курсов обучения имеют выраженный статус «сформированной» профессиональной идентичности (68 % и 60 %), что существенно отличается от результатов студентов психологического профиля подготовки выпускного курса (25%).

Таким образом, результаты исследования показали «отрицательную» динамику статуса «сформированной» профессиональной идентичности у студентов - будущих психологов в процессе обучения в вузе. Статус «сформированной» профессиональной идентичности у студентов психологического профиля к концу обучения снижается. Мы предполагаем, что это связано с повышением статуса профессиональной идентичности «мораторий (кризис)», то есть с кризисом профессиональной идентичности, неготовностью выйти во «взрослую жизнь» и активно применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности. Статус «сформированной» профессиональной идентичности у студентов непсихологических специальностей (направления «Социальная работа», «Организация работы с молодежью») практически не изменяется от первого к выпускному курсу (оставаясь достаточно высоким). Кроме этого, студенты данных профилей подготовки не относят себя к другой профессии, отличной от их образования, в отличие от студентов психологического профиля. Обучающиеся психологического профиля подготовки более остро реагируют на кризис профессиональной идентичности, переставая видеть себя в роли специалиста психологического профиля. Таким образом, многие студенты к концу обучения имеют сформированную профессиональную идентичность,

однако большое количество студентов претерпевает кризис профессиональной идентичности.

Заключение

Изучение профессиональной идентичности и «образа Я» играет важную роль в профессиональном становлении студентов - будущих психологов. Это связано с тем, что работа психолога может осуществляться при условии сформированности профессиональной идентичности, так как является важным «инструментом», с помощью которого психолог воздействует на других. В случае несформированности профессиональной идентичности и рассогласованности «образа Я» будет затруднительным или неосуществимым процесс оказания психологической помощи. Нами установлено, что «образ Я» и статусы профессиональной идентичности изменяются в течение всего процесса обучения. Выраженность отдельных компонентов в «образе Я» к концу обучения, а именно «рефлексивного Я» (за счет роста личностной идентичности) и «перспективного Я» (профессиональной, семейной перспективы) обусловлены, в том числе, особенностями обучения студентов психологического профиля подготовки. Несмотря на то, что часть студентов имеет сформированную профессиональную идентичность, выявлена отрицательная динамика статуса «сформированной» профессиональной идентичности у студентов - будущих психологов. Статус «сформированной» профессиональной идентичности к концу обучения снижается, а повышается статус профессиональной идентичности «мораторий (кризис)». Тем самым можно констатировать кризис профессиональной идентичности к концу обучения в вузе. Профессиональное высшее образование должно способствовать формированию позитивной мотивации к развитию профессиональной идентичности. Психологическое сопровождение студентов, различные психолого-педагогические мероприятия, проведение профессиональных практик под супервизией ведущих психологов могут способствовать повышению уровня профессиональной идентичности и преодолению кризиса профессиональной идентичности.

Литература

1. Абдуллин А. Г, Тумбасова Е. Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии [Электронный ресурс] // Психология. Психофизиология. 2012. № 6 (265). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-kak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy-psihologii (дата обращения: 08.11.2023).

2. Андреева Г М. Психология социального познания. М. : Аспект Пресс, 2000. 288 с.

3. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М. : «Прогресс», 1986. 441 с.

4. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. М. : Смысл, 2004. 319 с.

5. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону : Ремикс, 1996. 509 с.

6. Кохут Х. Восстановление самости. М. : Когито-Центр, 2002. 320 с.

7. Никифорова А. А., Цихончик Н. В. Динамика и содержание профессиональной идентичности студентов различных направлений вузовской подготовки [Электронный ресурс] // Психология, социология и педагогика. 2014. № 6. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3236 (дата обращения: 27.10.2023).

8. Особенности профессиональной идентичности студентов-психологов выпускных курсов [Электронный ресурс]. URL: https://studfile.net/preview/5113568/page:2 (дата обращения: 01.11.2023).

9. Ошанин Д. А. Предметное действие и оперативный образ : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. М., 1973. 42 с.

10. Патаки Ф. Некоторые когнитивные процессы Образа Я // Психологические исследования познавательных процессов и личности / отв. ред.: Д. Ковач, Б. Ф. Ломов. М. : Наука, 1983. С. 45-51.

11. Психология самосознания : хрестоматия / ред.-сост. Д. Я. Рай-городский. Самара : Издательский дом «Бахрах-М», 2003. 303 с.

12. Рикель А. М. Профессиональная Я-концепция и профессиональная идентичность в структуре самосознания личности [Электронный ресурс]. URL: https://www.dissercat.com/content/ professionalnaya-ya-kontseptsiya-i-organizatsionnaya-kultura-kak-faktory-uspeshnoi-karery (дата обращения: 01.11.2023).

13. Роджерс К. Р. Становление личности: Взгляд на психотерапию. М. : Эксмо-Пресс, 2001. 416 с.

14. Салливан Г С. Интерперсональная теория в психиатрии. СПб. : Ювента, 1999. 352 с.

15. Соколова Е. Т. Психотерапия. Теория и практика. М. : Академия, 2010. 368 с.

16. Устинова О. Н. «Образ - я» и его развитие средствами диалога : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2012. 25 с.

17. Фролова А. Е., Канина Н. А. Динамика профессиональной идентичности студентов деонтологического профиля подготовки в процессе обучения в вузе // Актуальные проблемы социальных и психологических наук: теория, методология, практика. Материалы симпозиума XVIII (L) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию КемГУ. Науч. ред. А. В. Серый. Кемерово, 2023. С. 66-69.

18. Фролова А. Е. Особенности профессиональной идентичности студентов, будущих психологов [Электронный ресурс] // Elibrary.ru. Научная электронная библиотека. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49246857 (дата обращения 01.11.2023).

19. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг : учебное пособие. М. : «МОДЭК», 2004. 600 с.

20. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ. А. Д. Андреевой, А. М. Прихожана, В. И. Ривош. М. : Прогресс, 1996. 344 с.

References

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Abdullin A. G., Tumbasova E. R. «Obraz ja» kak predmet issle-dovanija v zarubezhnoj i otechestvennoj psihologii ["Image of myself" as a subject of research in foreign and domestic psychology]. Psihologija. Psihofiziologija, 2012, no. 6 (265). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obraz-ya-kak-predmet-issledovaniya-v-zarubezhnoy-i-otechestvennoy- psihologii (accessed 11.08.2023). (In Russian).

2. Andreeva G. M. Psihologija social'nogo poznanija [Psychology of social cognition]. Moscow, 2000. 288 p. (In Russian).

3. Berns R. Razvitie Ja-koncepcii i vospitanie [Development of self-concept and education]. Moscow, 1986. 441 p. (In Russian).

4. Integral'naja individual'nost', Ja-koncepcija, lichnost' [Integral individuality, self-concept, personality]. ed. L. Ja. Dorfman. Moscow, 2004. 319 p. (In Russian).

5. Klimov E. A. Psihologija professional'nogo samoopredelenija. [Psychology of professional self-determination]. Rostov-on-Don, 1996. pp. 509 p. (In Russian).

6. Kohut H. Vosstanovlenie samosti [Restoration of selfhood]. Moscow, 2002, 320 p. (In Russian).

7. Nikiforova A. A., Cihonchik N. V. Dinamika i soderzhanie professional'noj identichnosti studentov razlichnyh naprav-lenij vuzovskoj podgotovki [Dynamics and content of professional identity of students in various areas of university training]. Psihologija, sociologija i pedagogika, 2014, no. 6. URL: https://psychology.snauka.ru/2014/06/3236 (accessed 27.10.2023). (In Russian).

8. Osobennosti professional'noj identichnosti studentov-psihologov vypusknyh kursov [Features of professional identity of final year psychology students]. URL: https: //studfile.net/ preview/5113568/page:2/ (accessed 01.11.2023). (In Russian).

9. Oshanin D. A. Predmetnoe dejstvie i operativnyj obraz. Dis. d-ra psihol. nauk [Subject action and operational image. Thesis of Dr. habil]. Moscow, 1973. 42 p. (In Russian).

10. Pataki F. Nekotorye kognitivnye processy Obraza Ja [Some cognitive processes of Self-I mage]. Psihologicheskie issledovanija poznavatel'nyh processov i lichnosti, eds. D. Kovach, B. F. Lomov, Moscow, 1983, pp. 45-51 (In Russian).

11. Psihologija samosoznanija. Hrestomatija [Psychology of self-awareness: chrestomathy]. Ed. D. Ja. Rajgorodskij. Samara, 2003. 303 p. (In Russian).

12. Rikel' A. M. Professional'naja Ja-koncepcija i professional'naja identichnost' v strukture samosoznanija lichnosti [Professional Self-concept and professional identity in the structure of a person's self-awareness]. URL: https://www.dissercat.com/content/ professionalnaya-ya-kontseptsiya-i-organizatsionnaya- kultura-kak-faktory-uspeshnoi-karery (accessed 01.11.2023). (In Russian).

13. Rogers K. R. Stanovlenie lichnosti: Vzgljad na psihoterapiju [Personality formation: A perspective on psychotherapy]. Moscow, 2001. 416 p. (In Russian).

14. Sullivan G. S. Interpersonal'naja teorija v psihiatrii [Interpersonal theory in psychiatry]. Saint Petersburg, 1999. 352 p. (In Russian).

15. Sokolova E. T. Psihoterapija. Teorija i praktika [Psychotherapy. Theory and practice]. Moscow, 2010, 368 p. (In Russian).

16. Ustinova O. N. «Obraz - ja» i ego razvitie sredstvami dialoga. Avtoref. dis. ... kand. psihol. nauk ["Image - I" and its development through dialogue. Extended Abstract of Ph. D. habil. thesis]. Moscow, 2012. 25 p. (In Russian).

17. Frolova A. E., Kanina N. A. Dinamika professional'noj identich-nosti studentov deontologicheskogo profilja podgotovki v processe obuchenija v vuze [Dynamics of professional identity of students of deontological profile training in the process of studying at a university]. Aktual'nye problemy social'nyh i psihologich-eskih nauk: teorija, metodologija, praktika. Materialy simpozi-uma XVIII (L) Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii studentov, aspirantov i molodyh uchenyh, priurochennoj k 50-letiju KemGU, Kemerovo, 2023, pp. 66-69 (In Russian).

18. Frolova A. E. Osobennosti professional'noj identichnosti studentov, budushhih psihologov [Features of the professional identity of students and future psychologists]. URL: https:// elibrary.ru/ item.asp?id=49246857 (accessed 01.11.2023). (In Russian).

19. Shnejder L. B. Professional'naja identichnost': teorija, jeksperi-ment, trening. Uchebnoe posobie [Professional identity: theory, experiment, training. Textbook]. Moscow, 2004, 600 p. (In Russian).

20. Jerikson Je. Identichnost': junost' i krizis [Identity: youth and crisis]. Moscow, 1996, 344 p. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.