Научная статья на тему 'Динамика научных взглядов, влияющих на современное понимание службы в органах внутренних дел'

Динамика научных взглядов, влияющих на современное понимание службы в органах внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
323
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУЩНОСТЬ / СПЕЦИФИКА / ПРИЗНАКИ / ПОЛНОМОЧИЯ / ФУНКЦИИ / PUBLIC SERVICE / ACTIVITY / NATURE / SPECIFIC / FEATURES / POWERS / FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дикажев Мухарбек Магомедгиреевич

В статье изложены основные теоретические взляды ученых на сущность службы в органах внутренних дел. Обращено внимание на ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дана их подробная характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Дикажев Мухарбек Магомедгиреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dynamics of the scientific views influencing on modern understanding of service in law-enforcement bodies

The article outlines the main theoretical views of scientists on the essence of the service in law-enforcement bodies. The attention is focused on the highest priority features and characteristics of this type of service, given the detailed characteristics.

Текст научной работы на тему «Динамика научных взглядов, влияющих на современное понимание службы в органах внутренних дел»

Дикажев Мухарбек Магомедгиреевич

доктор юридических наук, доцент, Правительство Республики Ингушетия (e-mail: [email protected])

Динамика научных взглядов, влияющих на современное понимание службы в органах внутренних дел

В статье изложены основные теоретические взляды ученых на сущность службы в органах внутренних дел. Обращено внимание на ее наиболее приоритетные признаки и особенности, дана их подробная характеристика.

Ключевые слова: государственная служба, деятельность, сущность, специфика, признаки, полномочия, функции.

M.M. Dikazhev, Doctor of Law, Assistant Professor, Government of the Republic of Ingushetia; e-mail: [email protected]

Dynamics of the scientific views influencing on modern understanding of service in law-enforcement bodies

The article outlines the main theoretical views of scientists on the essence of the service in law-enforcement bodies. The attention is focused on the highest priority features and characteristics of this type of service, given the detailed characteristics.

Key words: public service, activity, nature, specific, features, powers, functions.

Среди ученых-административистов не сложилось единого мнения по вопросу о том, что следует понимать под государственной службой. Начнем с того, что сформулированное В.М. Манохиным в середине 60-х гг. прошлого столетия определение государственной службы стало позднее в научной литературе наиболее часто повторяемым и анализируемым: «Государственная служба представляет собой одну из частей деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и других государственных организаций, а также саму деятельность такого личного состава - государственных служащих по практическому и непосредственному осуществлению задач и функций государства» [1].

Г.В. Атаманчук, характеризуя государственную службу, полагает, что «государственная служба как институт состоит из двух системно организованных частей: а) норм, правил, стандартов, процедур, структур и других элементов, диктующих порядок осуществления государственной власти, а также требований, предъявляемых к тем, кто непосредственно участвует во властеотношениях, государственном управлении общественными процессами (правовая составляющая); б) граждан, профессионально подготовленных и постоянно

участвующих в исполнении компетенции различных государственных органов (социальная составляющая)» [2, с. 137].

С точки зрения Ю.Н. Старилова, «правовым институтом государственной службы является система правовых норм, регулирующая отношения, складывающиеся в процессе организации системы государственной службы (федеральная, муниципальная, отраслевая; государственная должность, реестр государственных должностей), статуса государственных служащих» [3, с. 617].

В соответствии с позицией П.П. Сергуна, «государственной службой является тот вид социальной службы, который осуществляется в органах государственной власти» [4, с. 65].

Достаточно комплексно характеризует государственную службу Н.М. Конин. Он отмечает, что государственная служба как социальная и государственно-правовая категория представляет собой сложное общественное явление, которое необходимо рассматривать как организационный и правовой институт. Содержание данного института, по его мнению, образуют три взаимосвязанных элемента: 1) организация деятельности личного состава государственных органов, его служащих (учреждение должности в структуре государственного аппарата, определение круга обязанностей и полномочий по каждой должности, порядка замещения

62

этой должности и т.д.); 2) сама служебная профессиональная деятельность личного состава государственных органов (его служащих), в процессе и в результате которой реализуется компетенция соответствующего государственного органа; 3) правовое регулирование этой служебной профессиональной деятельности государственных служащих (указание и закрепление в соответствующих нормативных правовых актах задач, функций и полномочий, организационных и правовых форм и методов деятельности каждого государственного служащего) [5, с. 131].

Таким образом, анализ и обобщение приведенных выше точек зрения, характеризующих государственную службу, позволяет нам прийти к выводу о том, что одним из основополагающих признаков, определяющих сущность государственной службы, является профессионализм, который представляет собой профессиональную деятельность государственных служащих, направленную, прежде всего, на реализацию функций государства и общества в их взаимосвязи и взаимодействии.

Исходя из того, что функции государства осуществляются через властные полномочия, закрепленные законодателем за Российской Федерацией и ее субъектами либо за конкретными государственными органами и должностными лицами, следует к основным признакам государственной службы отнести и такой, как властность.

Изучение правового статуса МВД России позволяет убедиться в том, что один из наиболее характерных признаков деятельности органов внутренних дел - это властность. Именно МВД России является тем органом исполнительной власти, который обладает наиболее широкими властными полномочиями и компетенцией для решения задач по обеспечению внутренней безопасности государства.

Органы внутренних дел являются органами исполнительной власти в механизме осуществления функций государства и относятся к федеральным государственным органам, правовое регулирование организации и деятельность которых осуществляется на принципах и условиях государственной службы, а кадровый состав образуют их сотрудники (федеральные государственные служащие), что является еще одним подтверждением присутствия в их служебной деятельности такого признака, как властность.

Изучение ряда нормативных правовых актов, определяющих задачи и полномочия органов внутренних дел, позволяет увидеть и

другие общие с государственной службой признаки службы в органах внутренних дел. Многофункциональность деятельности полиции и обширный комплекс задач, стоящих перед органами внутренних дел, позволяют говорить о том, что для их решения необходима высокопрофессиональная служебная деятельность сотрудников, а следовательно, еще раз подчеркиваются свойственные службе в органах внутренних дел, как и всей государственной службе, признаки компетентности и профессионализма.

Государственная служба в органах внутренних дел выступает в качестве одного из структурных элементов, входящих в систему государственной службы Российской Федерации, и имеет общие с ней признаки властности, профессионализма, компетентности и системности.

Таким образом, рассмотрев общие с государственной службой признаки службы в органах внутренних дел, такие как властность, профессионализм и системность, обратимся к изучению специальных признаков службы в органах внутренних дел.

Изучение законодательства о государственной службе в органах внутренних дел, других федеральных законов в области деятельности органов внутренних дел, а также специальной литературы [6; 7; 8; 9] позволяет выделить следующие наиболее приоритетные признаки и особенности данного вида службы:

1. Нормативно-правовое регулирование службы в органах внутренних дел как федеральной государственной службы относится к ведению Российской Федерации. Правовое регулирование данной службы осуществляется только на федеральном уровне, т.е. Конституцией РФ, федеральными законами, а также нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ.

2. Субъектом службы в органах внутренних дел может быть только гражданин РФ.

3. Профессиональная служебная деятельность в органах внутренних дел относится к федеральной государственной службе, что обуславливает распространение на нее общих признаков государственной службы.

4. Служба в органах внутренних дел строится и функционирует как на общих принципах государственной службы, так и на специальных принципах самой службы, к числу которых, по нашему мнению, следует отнести централизацию системы службы в органах внутренних дел и управления ею, единоначалие в организации и функционировании данной службы, режим

63

субординационных отношений, компенсацию соответствующими льготами установленных федеральными законами ограничений некоторых общегражданских прав и свобод сотрудников органов внутренних дел, обусловленных особенностями данного вида службы.

5. Государственная служба в органах внутренних дел является федеральной службой, а это, в свою очередь, означает территориальную иерархическую организацию построения системы органов внутренних дел. Возможность создания территориальных органов внутренних дел непосредственно вытекает из ч. 1 ст. 78 Конституции РФ, в которой указывается, что федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы. Таким образом, поскольку территориальные органы создаются для осуществления полномочий федеральной исполнительной власти в сфере внутренних дел, их следует рассматривать в качестве федеральных (или территориальных) органов исполнительной власти, а профессиональную деятельность по реализации их задач и функций следует считать государственной службой в органах внутренних дел.

Территориальность деятельности органов внутренних дел подчеркивается и тем, что свои полномочия сотрудники органов внутренних дел реализуют на всей территории России.

Определенный научный интерес представляет такая особенность службы в органах внутренних дел, как ее милитаризованность. Ее особенности позволяют выявить некоторые другие признаки, характеризующие специфику службы в органах внутренних дел. В научной литературе [10; 6; 11, с. 98; 12] некоторыми авторами отмечается, что «милитаризованность, применительно к службе в органах внутренних дел, означает присутствие в ней черт, присущих военной службе, ее определенную приближенность к последней». Так, например, А.Л. Анисимов считает, что «сотрудников органов внутренних дел следует отнести к категории милитаризованных государственных служащих, проходящих службу в системе государственных органов исполнительной власти на должностях правоохранительной службы» [11, с. 102].

Рассматриваемый вид службы получил в наследство от жандармерии (специального полицейского учреждения в дореволюционной России) явную близость к военной службе. Отдельный корпус жандармов (ОКЖ) был учрежден в 1827 г. Он имел чисто военную организацию и в административном, строевом и хозяйственном отношении первоначально

подчинялся Военному министерству. В 1880 г. Отдельный корпус жандармов вошел в состав МВД. Жандармы выполняли функции военной полиции, должны были контролировать в первую очередь военных, следить за настроениями в армии и не имели никакого отношения к раскрытию политических преступлений [13].

Близость к военной службе сохранилась в органах внутренних дел и в советское время. Это касается жестких требований к соблюдению сотрудниками органов внутренних дел служебной дисциплины, приказного порядка служебных отношений, единоначалия как принципа управления, означающего предоставление руководителю органа внутренних дел полномочий, необходимых для выполнения его функций в организации и несении службы, должностного подчинения. Данное сходство в полной мере относится и к порядку присвоения специальных званий, требованиям к соответствию уровня специальных званий занимаемой должности и другим элементам службы в органах внутренних дел.

Исходя из наличия повышенного риска прохождения рассматриваемых видов службы, при формировании законодательства в их содержание изначально закладываются правовые механизмы государственной защиты военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, выплаты им соответствующих компенсаций при причинении вреда жизни и здоровью. И военная служба, и служба в органах внутренних дел характеризуются наличием повышенного риска для проходящих эти виды службы граждан. При этом необходимо особо отметить, что профессиональный риск не только является неотъемлемой составляющей как военной службы, так и службы в органах внутренних дел в силу выполняемых государственными служащими функций по обеспечению внешней и внутренней безопасности Российского государства, но и определяет сущность рассматриваемого признака, проявляющуюся в том, что и военнослужащий, и сотрудник органа внутренних дел всегда должны быть готовы рисковать жизнью и здоровьем для выполнения поставленных перед ними государством задач.

Еще одним из наиболее значимых подтверждений специфики милитаризованности службы в органах внутренних дел, по нашему мнению, является возможность сотрудников ОВД применять в порядке, установленном законодательством, физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие. Статья 11 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел

64

Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [14], закрепляя права сотрудников органов внутренних дел на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, не устанавливает при этом порядок такого применения, а отсылает правоприменителя к соответствующим статьям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции». При этом необходимо отметить законодательное закрепление специфических оснований и порядка применения мер государственного принуждения в случае нарушения установленных правил. Например, сотрудник полиции имеет право применять специальные средства в следующих случаях: для отражения нападения на гражданина или сотрудника полиции; для пресечения сопротивления, оказываемого сотруднику полиции; для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться; для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление; для освобождения насильственно удерживаемых лиц, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и земельных участков и др. [15].

Кроме того, Федеральным законом «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дополнительно установлено, что основной обязанностью сотрудника органов внутренних дел является обязанность проходить периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия [14].

Таким образом, все вышеизложенное позволяет констатировать, что характерной особенностью службы в органах внутренних дел является ее милитаризованность, которая подтверждается, во-первых, повседневным повышенным риском для жизни и здоровья при прохождении службы в органах внутренних дел и связанными с этим государственными социальными гарантиями сотрудникам органов внутренних дел; во-вторых, возможностью применения сотрудниками органов внутренних дел физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия; в-третьих, дисциплиной, установленной в органах внутренних дел, которая обуславливает формирование особой системы субординационных служебных отношений.

Следует также отметить, что исследованные специфические признаки милитаризованности

службы в органах внутренних дел имеют свое законодательное закрепление, обусловленное в первую очередь тем, что сотрудники органов внутренних дел, осуществляя функцию повседневного оперативного противодействия противоправным посягательствам, как правило, сталкиваются с агрессивным противодействием со стороны правонарушителей.

Помимо рассмотренных выше, государственную службу в органах внутренних дел характеризует также и ряд других специфических признаков, непосредственно относящихся к прохождению сотрудниками службы в органах внутренних дел, к числу которых, на наш взгляд, следует отнести:

1. Особый порядок поступления на службу в органы внутренних дел и ее прохождения (специальный порядок назначения на должности в органах внутренних дел). Например, наличие не менее шести лет стажа службы в органах внутренних дел или не менее семи лет стажа работы по специальности для замещения высших должностей федеральной государственной службы в органах внутренних дел; отсутствие судимости; отсутствие заболеваний, препятствующих поступлению на службу в органы внутренних дел, ее прохождению; выявление соответствия поступающего на службу требованиям к уровню образования, профессиональной и физической подготовки [16; 14].

2. Наличие определенных ограничений при прохождении службы в органах внутренних дел. В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел не позволяет продолжать дальнейшую службу в органах внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью [14].

3. Строгое определение меры возможного и должного поведения сотрудников органов внутренних дел. Так, например, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел обязан заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не допускать принятия решений из соображений личной заинтересованности,

65

не совершать при выполнении служебных обязанностей поступки, вызывающие сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящие ущерб его репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти [14].

4. Законодательное установление для сотрудников органов внутренних дел ряда специфических обязанностей, ограничений, запретов. Например, в соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии и коррупции» сотрудник органов внутренних дел обязан уведомлять представителя нанимателя обо всех случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» лица, замещающие должности в органах внутренних дел, обязаны представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организа-

1. Манохин В.М. Советская государственная служба. М., 1966.

2. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы: история, теория, закон, практика. М., 2002.

3. Старилов Ю.Н. Курс общего административного права: в 3 т. Т. 1: История. Наука. Предмет. Нормы. Субъекты. М., 2002.

4. Сергун П. П. Ггосударственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: теоретико-правовое исследование: дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1998.

5. Конин Н.М. Административное право России: учеб. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2010.

6. Гайдов В. Б. Служба в органах внутренних дел как разновидность федеральной государственной службы: дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2001. URL: http://diss^si.ru/ diss/03/0446/03044601

7. Филиппова Э.М. Правовые и организационные основы государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации (милиции): дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2005.

ций), если сумма сделки превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки, а также об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка [17; 18].

Следует также отметить, что на сотрудников органов внутренних распространяется ряд специфических запретов. Например, в соответствии со ст. 14 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сотрудник органов внутренних дел не имеет права допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо органа внутренних дел, в котором он замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности [14; 19].

Указанные признаки особо подчеркивают сущность и специфику государственно-служебных отношений, возникающих при прохождении службы в органах внутренних дел.

1. Manokhin V.M. Soviet public service. Moscow, 1966.

2. Atamanchuk G.V. Essence of public service: history, theory, law, practice. Moscow, 2002.

3. Starilov Yu.N. Course of the common administrative law: in 3 vol. Vol. 1: History. Science. Subject. Norms. Subjects. Moscow, 2002.

4. Sergun P.P. Public service in law-enforcement bodies of the Russian Federation: theoretical and legal research: diss.... Dr of Law. Moscow, 1998.

5. Konin N.M. Administrative law of Russia: textbook. 2nd ed., rev. and augm. Moscow, 2010.

6. Gaydov V.B. Service in law-enforcement bodies as a kind of federal public service: diss. ... Candidate of Law. Omsk, 2001. URL: http://diss. ssi.ru/diss/03/0446/03044601

7. Filippova E.M. Legal and organizational bases of public service in law-enforcement bodies of the Russian Federation (militia): diss. ... Candidate of Law. Chelyabinsk, 2005.

8. Shienkova A.S. Administrative and legal regulation of law-enforcement service in law-enforcement bodies of the Russian Federation:

66

8. Шиенкова А.С. Административно-правовое регулирование правоохранительной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид наук. М, 2002.

9. Позднякова Е.В. Правовое регулирование прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Воронеж, 2010.

10. Бахрах Д.Н. Милитаризованная служба России //Рос. юрид. журн. 2005. № 1. С. 20-27.

11. Анисимов А.Л. Особенности регулирования труда сотрудников органов внутренних дел // Трудовое право. 2009. № 1.

12. Какимжанов М.Т. Государственная служба в России: история и современность // История государства и права. 2008. № 12. С. 38-40.

13. Кубанев Н.А., Набилкин А.В. Место и роль корпуса жандармов в системе государственного управления России. URL: http://niu. ranepa.ru/nauka/wp-content/uploads/2012/07/ jandarm3_08

14. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 30 нояб. 2011 г. № 342-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г.) // Собр. законодательства РФ. 2011. № 49, ч. 1. Ст. 7020.

15. О полиции: федер. закон от 7 февр. 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 13 июля 2015 г.). Доступ из справ. правовой системы «Консультант-Плюс».

16. О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов): указ Президента РФ от 27 сент. 2005 г. № 1131 (в ред. от 15 нояб. 2013 г.) // Собр. законодательства РФ. 2005. № 40. Ст. 4017.

17. О противодействии коррупции: федер. закон от 25 дек. 2008 г. № 273-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2008. № 52, ч. 1. Ст. 6228.

18. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам: федер. закон от 3 дек. 2012 г. № 230-ФЗ // Собр. законодательства РФ. 2012. № 50, ч. 4. Ст. 6953.

19. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс».

auth. abstr. ... Candidate of Law. Moscow, 2002.

9. Pozdnyakova E.V. Legal regulation of passing of public service in law-enforcement bodies of the Russian Federation: auth. abstr. ... Candidate of Law. Voronezh, 2010.

10. Bakhrakh D.N. The militarized service of Russia // Russian legal journal. 2005. № 1. P. 20-27.

11. Anisimov A.L. Features of regulation of work of staff of law-enforcement bodies // Labour law. 2009. № 1.

12. Kakimzhanov M.T. Public service in Russia: history and present // History of state and law. 2008. № 12. P. 38-40.

13. Kubanev N.A., Nabilkin A.V. Place and role of the case of gendarmes in system of public administration of Russia. URL: http://niu. ranepa.ru/nauka/wp-content/uploads/2012/07/ jandarm3_08

14. About service in law-enforcement bodies of the Russian Federation and introduction of amendments to separate acts in the Russian Federation: fed. law d.d. Nov. 30, 2011 № 342-FL (as amended on July 3, 2016) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2011. № 49, pt. 1. Art. 7020.

15. On police: fed. law d.d Febr. 7, 2011 № 3-FL (as amended on July 13, 2015). Access from legal refernce system «ConsultantPlus».

16. On qualification requirements to an experience of the public civil service (public service of other types): decree of the President of the Russian Federation d.d. Sept. 27, 2005 № 1131 (as amended on Nov.15, 2013) // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2005. № 40. Art. 4017.

17. On counteraction to corruption: fed. law d.d. Dec. 25, 2008 № 273-FL // Coll. of legislation of the Russian Federation. 2008. № 52, pt. 1. Art. 6228.

18. About control of compliance of expenses of the persons replacing the state positions and other persons to their income: fed. law d.d. Dec. 3, 2012 № 230-FL //Coll. of legislation of the Russian Federation. 2012. № 50, pt. 4. Art. 6953.

19. On the public civil service of the Russian Federation: fed. law d.d. July 27, 2004 № 79-FL Access from legal refernce system «ConsultantPlus».

67

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.