Научная статья на тему 'Динамика морфофункциональных и психологических показателей у студентов в процессе обучения'

Динамика морфофункциональных и психологических показателей у студентов в процессе обучения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
157
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ДИНАМОМЕТРИЯ / ПУЛЬС / ДАВЛЕНИЕ / ДЫХАНИЕ / ТРЕВОЖНОСТЬ / BREATHING (RESPIRATION) / ADAPTATION / DYNAMOMETRY / PULSE / BLOOD PRESSURE / ANXIETY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гусев Ю. А.

В статье отражены результаты исследования морфофункциональных и психологических показателей у студентов в течение трех лет обучения. Их динамика в отрицательную сторону свидетельствует о трудностях адаптации к учебному процессу и необходимости коррегирующих мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DUNAMICS OF MORPHOFUNCTIONAL AND PSUCHOLOGICAL STUDENTS DATA IN TEACHING PROCESS

The article reflects results of the research of of morphofunctional and psuchological students data during triennial education. Their necative dynamics testifies difficulties of adaptation to teaching situation and needs correcting measures.

Текст научной работы на тему «Динамика морфофункциональных и психологических показателей у студентов в процессе обучения»

Библиографический список

1. Бенвенист, Э. Общая Лингвистика / под ред.Ю.С. Степанова. - М., 1974.

2. Зинченко, В.Г. Межкультурная коммуникация. От системного подхода к синергетической парадигме: учеб. пособие / В.Г. Зинченко, В.Г. Зусман, З.И. Кирнозе. - М., 2008.

3. Кибрик, А.А. Функционализм / А.А. Кибрик, И.М. Кобозева, И.А. Секерина // Фундаментальные направления современной американской лингвистики: сб. обзоров. - М., 1997.

4. Куликова, О.В. Лингвопрагматические основания теории аргументации (на материале английского языка): автореф. дис. ... д-ра фи-лол. наук. - М., 2011.

5. Зернецкий, П.В. Коммуникативные стратегии: классификационный аспект // Методология исследования политического дискурса: актуальные проблемы содержательного анализа общественно-политических текстов: сб. науч. трудов / под общ. ред. И.Ф. Ухвановой-Шмыговой. - Минск, 1998. - Вып. 1.

6. Борисова, Л.А. Композиция и языковые особенности статута как поджанра в англоязычном юридическом дискурсе: автореф. дис. .канд. филол. наук. - Воронеж, 2010.

7. Ступникова, Л.В. Обучение профессионально ориентированному дискурсу в правовой сфере в условиях межкультурного взаимодействия (английский язык, неязыковой вуз): автореф. дис. .канд. пед. наук. - М., 2010.

8. Сусов, А.А. Моделирование дискурса в терминах теории риторической структуры // Вестник Воронежского государственного университета. - 2006. - № 2. - Сер.: Филология. Журналистика.

9. Шевырдяева, Л.Н. Язык современного американского судебного дискурса: на материале решений Верховного суда США: автореф. дис. ... канд. филол. наук. - М., 2009.

10. Губаева, Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. - М., 2003.

11. Демьянков, В.З. Конвенции, правила и стратегии общения (Интерпретирующий подход к аргументации) // Изв. АН СССР - 1982. - Т. 41. - № 4. - Сер. лит. и языка.

12. Рузавин, Г.И. Методологические проблемы аргументации. - М., 1997. - [Э/р]. - Р/д: http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library/ruzavin/ argument.html

13. [Э/р]. - Р/д: http://www.legalservicesboard.org.uk/news_publications/latest_news /pdf/economics_of_legal_services_regulation_ discussion_papers_publication_final.pdf

Bibliography

1. Benvenist, Eh. Obthaya Lingvistika / pod red.Yu.S. Stepanova. - M., 1974.

2. Zinchenko, V.G. Mezhkuljturnaya kommunikaciya. Ot sistemnogo podkhoda k sinergeticheskoyj paradigme: ucheb. posobie / V.G. Zinchenko, V.G. Zusman, Z.I. Kirnoze. - M., 2008.

3. Kibrik, A.A. Funkcionalizm / A.A. Kibrik, I.M. Kobozeva, I.A. Sekerina // Fundamentaljnihe napravleniya sovremennoyj amerikanskoyj lingvistiki: sb. obzorov. - M., 1997.

4. Kulikova, O.V. Lingvopragmaticheskie osnovaniya teorii argumentacii (na materiale angliyjskogo yazihka): avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. -M., 2011.

5. Zerneckiyj, P.V. Kommunikativnihe strategii: klassifikacionnihyj aspekt // Metodologiya issledovaniya politicheskogo diskursa: aktualjnihe problemih soderzhateljnogo analiza obthestvenno-politicheskikh tekstov: sb. nauch. trudov / pod obth. red. I.F. Ukhvanovoyj-Shmihgovoyj. - Minsk, 1998.

- Vihp. 1.

6. Borisova, L.A. Kompoziciya i yazihkovihe osobennosti statuta kak podzhanra v angloyazihchnom yuridicheskom diskurse: avtoref. dis. ...kand. filol. nauk. - Voronezh, 2010.

7. Stupnikova, L.V. Obuchenie professionaljno orientirovannomu diskursu v pravovoyj sfere v usloviyakh mezhkuljturnogo vzaimodeyjstviya (angliyjskiyj yazihk, neyazihkovoyj vuz): avtoref. dis. .kand. ped. nauk. - M., 2010.

8. Susov, A.A. Modelirovanie diskursa v terminakh teorii ritoricheskoyj strukturih // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2006.

- № 2. - Ser.: Filologiya. Zhurnalistika.

9. Shevihrdyaeva, L.N. Yazihk sovremennogo amerikanskogo sudebnogo diskursa: na materiale resheniyj Verkhovnogo suda SShA: avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - M., 2009.

10. Gubaeva, T.V. Yazihk i pravo. Iskusstvo vladeniya slovom v professionaljnoyj yuridicheskoyj deyateljnosti. - M., 2003.

11. Demjyankov, V.Z. Konvencii, pravila i strategii obtheniya (Interpretiruyuthiyj podkhod k argumentacii) // Izv. AN SSSR. - 1982. - T. 41. - № 4.

- Ser. lit. i yazihka.

12. Ruzavin, G.I. Metodologicheskie problemih argumentacii. - M., 1997. - [Eh/r]. - R/d: http://ru.philosophy.kiev.ua/iphras/library/ruzavin/ argument.html

13. [Eh/r]. - R/d: http://www.legalservicesboard.org.uk/news_publications/latest_news /pdf/economics_of_legal_services_regulation_ discussion_papers_publication_final.pdf

Статья поступила в редакцию 15.05.12

УДК 159.938

Gusev Yu.A. THE DUNAMICS OF MORPHOFUNCTIONAL AND PSUCHOLOGICAL STUDENTS DATA IN TEACHING PROCESS. The article reflects results of the research of of morphofunctional and psuchological students data during triennial education. Their necative dynamics testifies difficulties of adaptation to teaching situation and needs correcting measures.

Key words: adaptation, dynamometry, pulse, blood pressure,breathing (respiration), anxiety.

Ю.А. Гусев, доц. каф. физкультуры и здоровья, АГАО, г. Бийск, E-mail ugusew@ mail.ru

ДИНАМИКА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

В статье отражены результаты исследования морфофункциональных и психологических показателей у студентов в течение трех лет обучения. Их динамика в отрицательную сторону свидетельствует о трудностях адаптации к учебному процессу и необходимости коррегирующих мероприятий.

Ключевые слова: адаптация, динамометрия, пульс, давление, дыхание, тревожность.

Сегодня изучение проблемы адаптации человека и факто- большее значение придается исследованию закономерностей

ров, способствующих её нарушению, является предметом изу- процессов адаптации человека к факторам внешней среды,

чения многих дисциплин [1]. В современных исследованиях все в том числе к условиям обучения в вузе [2]. Изучение здоровья

студентов за последние годы отражают тенденцию к снижению показателя «уровня здоровья» [3]. В период учебной деятельности многие находятся в состоянии напряжения и перенапряжения, а определенная часть - в состоянии срывов адаптационных процессов [4; 5]. Нами была поставлена задача: проследить в динамике изменения морфофункциональных и психологических показателей у студентов в течение трех лет обучения. Известно, что юношеский возраст характеризуется значительным увеличением возможностей двигательного аппарата. Именно в этом возрасте получают развитие такие двигательные качества как сила, выносливость, быстрота - то есть, качества, которые зависят от уровня развития скелетных мышц, а также систем, обеспечивающих бесперебойное снабжение мышц кислородом. Отклонения в физическом развитии могут скрывать под собой различного рода заболевания.

Нами исследована в динамике кистевая сила студентов на первом, втором и третьем курсах, поскольку этот показатель отражает степень развития нейромоторной функции организма, степень развития эффекторного аппарата и является достаточ-

Показатели динамомет|

но информативным критерием общей работоспособности и выносливости организма [6; 7].

Исследование проводили в первой половине дня с учетом биоритмологических рекомендаций: в этот период изучаемые показатели наиболее стабильны в течение суток. На первом курсе обследовано 185 человек, в том числе 72 юноши и 113 девушек.

У юношей и у девушек исходный уровень кистевой силы на правой и левой руках достоверно друг от друга не отличался, причем у последних диапазон распределения морфологических показателей весьма широк (от 10 кг минимального значения до 30 кг максимального).

Через год студенты были обследованы повторно (таблица 1). У всех отмечается снижение мышечной силы кистей на обеих руках, хотя разница не достигает степени достоверности. Выявленная тенденция снижения сохраняется и на третьем году обучения, причем у юношей показатели динамометрии на левой руке достоверно меньше по сравнению с первым курсом. У девушек снижение мышечной силы на обеих руках выражено еще больше и разница эта статистически значима.

Таблица 1

и юношей и девушек

Курс Пол Сила правой кисти, кг Сила левой кисти, кг

1 м 45,5 ± 1,1 43,9± 1,2

ж 25.7 ±0,9 24,7 ± 0,9

2 м 44,9 ± 1,1 42,9± 1,1

ж 24,7 ± 0,9 22,0 ±0.9

3 м 42.9 ± 1,4 40,0± 1,3

ж 22,2 ± 0.9 19,9±0,9

Можно сделать вывод о том, что у студентов первого курса имеется примерно одинаковый уровень адаптационных возможностей, в то время, как к третьему курсу выявляется снижение выносливости и работоспособности, что требует введения кор-регирующих режимов учебной и двигательной активности, начиная с первого курса.

Для оценки функциональных и резервных возможности дыхательной системы использовался показатель жизненной емкости легких (ЖЕЛ), который определяли методом спирометрии.

Таблица 2

Динамика показателей ЖЕЛ (мл)

Курс Юноши Девушки

1 4000± 100 2900 ±100

2 3980 ±90 2900 ±140

3 3500±130 2820±10

Всего обследовано на первом курсе 172 человека (57 юношей и 115 девушек), на втором курсе 161 (51 юноша и 110 девушек), на третьем курсе - 148 студентов (49 юношей и 99 девушек).

Из представленной таблицы видно, что у юношей на третьем курсе снижение показателей ЖЕЛ по сравнению с первым курсом имеет достоверный характер, у студенток эти изменения выражены не столь значительно. Полученные нами данные свидетельствуют о том, что снижение этого показателя говорит об ограничении функциональных возможностей дыхательного аппарата и об ограничении биоэнергетического потенциала организма, который является одним из основных критериев физиологического здоровья и жизнеспособности организма [7].

Отклонения в состоянии физического развития и, в частности, сердечно-сосудистой системы могут скрывать под собой различного рода заболевания, их недооценка может сказаться в будущей профессиональной деятельности [8].

Нами проведено изучение параметров сердечно-сосудистой системы у 172 студентов первого курса (57 юношей и 115 девушек) по данным регистрации частоты сердечных сокращений (ЧСС), систолического (СД) и диастолического (ДД) артериального давления.

Динамика функциональных показателей сердечно-сосудистой системы

Таблица 3

Курсы Юноши Девушки

АДс АДд АДп ЧСС АДс АДд АДп ЧСС

1 121,2± 2,2 77.4±1,7 43,7±1,9 79,1±2,3 109.06±1,9 69,06±1,7 40, ±1,85 76,2±1,4

2 121,8±2,0 76,4±1,4 45,35±1,7 80,7±2,0 109,1±1,7 69,7±1,5 39,4±1,6 76,6±1,8

3 124,4±2,4 76,3±1,5 48,1±2,0 81,3±2,2 109,8±1,7 71,7±1,8 38.1±1,7 77,8±1,6

Как видно из таблицы систолическое и диастолическое АД у юношей достоверно больше, чем у девушек. Что касается пульсового давления и частоты пульса, то различие между ними на первом курсе можно расценить как тенденцию. Хотя эти цифры отличаются от данных других авторов [8; 9], но они не выходят за пределы нормальных показателей. Можно сделать вывод, что на первом курсе у студентов имеются достаточные функциональные возможности системы кровообращения и удовлетворительное состояние адаптации.

Этот же контингент студентов был обследован на втором и на третьем курсах. Существенных различий гемодинамичес-ких показателей у юношей и девушек в течение первых двух лет обучения не выявлено. Но на третьем курсе, по сравнению с первым, у юношей отмечается повышение ЧСС, систолического и пульсового АД, у девушек такая картина характерна для диастолического АД, но с одновременным снижением пульсового давления. Это свидетельствует о напряжении функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы, следователь-

но обострении адаптивной ситуации к третьему курсу, что повышает риск развития предпатологических и патологических состояний в случае воздействия стрессогенных факторов [6].

Одним из показателей адаптации студентов является определение состояния тревожности [10]. Поведенческие проявления тревожности могут заключаться в общей дезорганизации деятельности, нарушающей её направленность и продуктивность [11]. Различают ситуативную тревожность, характеризующую состояние человека в данный момент. Она проявляется субъективно переживаемыми эмоциями: напряжением, беспокойством. Под личностной тревожностью понимается устойчивая индивидуальная характеристика личности, отражающая предрасположенность субъекта к тревоге и предполагающая наличие у него тенденции воспринимать достаточно широкий диапазон ситуаций как угрожающих и реагировать на такие ситуации состоянием тревоги [12]. Очень высокая личностная тревожность прямо связана с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и нервными срывами, психосоматическими заболеваниями.

Тревожность у студентов вузов - достаточно распространенное явление. Для определения уровня тревожности нами использовалась методика диагностики самооценки Ч.Д. Спил-бергера и Ю.Л. Ханина [12]. Объект исследования - 123 студента 1 курса (81 девушка и 42 юноши) и 92 студента 3 курса (61 девушка и 31 юноша). Выраженность тревожности до 30 баллов расценивалась как низкая, от 31 до 45 - умеренная и более 45 -высокая.

Поступление в вуз сопровождается сменой ролевой позиции: роль старшеклассника, выпускника, «уважаемого, взрослого школьника» меняется на роль начинающего неопытного студента первого курса. Проведенное исследование показало, что уровень ситуативной тревожности у этих студентов колеблется довольно значительно - от низкой до высокой тревожности, однако средний показатель не превышает границ низкого уровня как у девушек (25,3), так и у юношей (23,7), что не имеет статистически значимого различия. Высокий уровень тревожности у некоторых студентов (в основном жителей сельской местности) можно расценивать как эмоциональную реакцию на стрессовую ситуацию, каковой являются бытовая неустроенность, трудности адаптации в новой среде, повышенные по сравнению со школьными требования.

Несколько иная ситуация выявляется при определении показателей личностной тревожности, которые у девушек (42,5) и у юношей (37,3) можно отнести к среднему уровню, причем различие между ними статистически достоверно (р < 0.1). Известно, что девушки более эмоциональны по сравнению с юношами и в случае нарушения устойчивых межличностных отношений, изменения стабильности социальной ситуации личностная тревожность имеет тенденцию к повышению.

Что касается студентов третьего курса, то можно было ожидать, что негативные моменты адаптации остались позади, у

них сформировался определенный стереотип поведенческих реакций в учебном процессе и взаимоотношений с окружающими, и то состояние тревожности, которое было свойственно им при поступлении в вуз, стало менее выраженным.

Анализ результатов исследования показал их неоднозначность. Оказалось, что на третьем курсе у 19 юношей выявлен низкий уровень ситуационной тревожности, у 11 - умеренный и у одного высокий уровень. Что касается личностной тревожности, то низкий уровень определялся у 10 человек, умеренно выраженный - 20.и у одного - высокий. Средний уровень ситуационной (17.9) и личностной (33,79) тревожности у юношей достоверно снизился по сравнению с первым курсом (соответственно 23,7 и 37,3).

У девушек результаты прямо противоположны. Показатели реактивной тревожности колебались в широких пределах: у 29 человек отмечалась низкая тревожность, у 27 - умеренная и у 5 - высокая. Средний уровень реактивной тревожности (32,86) у студенток 3 курса выше, чем у студенток 1 курса (25,3). Низкий уровень личностной тревожности выявлен у пяти студенток, средний - у 22 и высокий уровень - у 34. Средний уровень (46,11), превышает показатели студенток 1 курса (42,5). И в том и в другом случае это различие статистически достоверно.

Проведенное исследование показывает, что, несмотря на то, что процесс адаптации к условиям обучения в вузе уже должен закончиться, проявления умеренно выраженной и высокой тревожности наблюдаются у значительной части студенток. Можно предположить, что это является следствием неблагоприятной социально-бытовой обстановки, ситуации напряженности в коллективе, или это личностная черта, присущая им еще до поступления в вуз. Подобный эмоциональный статус студентов может быть причиной профессиональной непригодности уже после окончания учебного заведения. Полученные результаты, по-видимому, можно объяснить разным стилем адаптации, который требует от девушек мобилизации всех физических и психических ресурсов и часто нагрузка оказывается чрезмерной.

Адаптация у юношей проходит более благополучно. Физиологических проблем у них значительно меньше, чем у девушек, т.е. по отношению к нагрузкам адаптивной ситуации юноши оказались более сильными и выносливым и к третьему курсу процесс адаптации у них практически закончился, сформировался устойчивый стереотип поведения.

Известно, что реальный уровень состояния здоровья студенческой молодежи отражает то, что личное понимание сущности здоровья как ценности у студентов остается на низком уровне. Отсюда вытекает необходимость проведения со студентами различных психотерапевтических и физкультурно-оздоровительных мероприятий, В течение первых двух лет обучения студента необходимо стимулировать на сознательное отношение к своему здоровью, при этом двигательная активность должна стать неотъемлемой частью его образа жизни.

Библиографический список

1. Березин, Ф.Б. Психологическая и психофизиологическая адаптация человека. - Л., 1998.

2. Шаханова, А.В. Физиологический мониторинг за состоянием здоровья и физической подготовкой студентов 1-3 курсов / А.В. Шахано-ва, Г.Р. Горгиладзе, Н.А. Пальникова // Валеология. - 2001. - № 3.

3. Голубев, А.И. Динамика физического развития функционального состояния и оценки уровня здоровья студентов младших курсов филиала Казанского государственного университета / А.И. Голубев, К.Б. Тумаров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта: электронный журнал Камского гос. института физической культуры. - 2008. -№ 6 (1/2008).

4. Сливкина, Н.В. Эффективность использования методик донозологической диагностики организма подростков и молодежи // Здоровье студентов: сб. тез. междунар. н/п конф. - М., 1999.

5. Данилин, Д.А. Системный анализ психофизической и социальной адаптации студентов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Тула, 2005.

6. Гаттаров, РУ. Исследование показателей функционального состояния студентов трех медицинских групп здоровья / РУ. Гаттаров, Т.В. Потапова, С.М. Зубков [и др.] // Вестник Южно-Уральского гос. университета. - 2007. - № 16 (88). - Вып.12.

7. Амиров, Л.Г. Здоровье и функциональные особенности организма студентов в разные периоды обучения в вузе // Тез. 2 Всесоюзн. научн. конф. Москва, 30-31 янв. 1980 г. - М., 1980.

8. Короленко, Ц.П. Социодинамическая психиатрия / Ц.П. Короленко, Н.В. Дмитриева. - Екатеринбург, 2000.

9. Ханлабян, М.В. О необходимости анистрессорного обучения для сохранения здоровья студентов / М.В. Ханлабян, Т.Б. Чтян // Здоровье студентов: тез. докл. междунар. н/п конф. - М., 1999.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Костина, Л.М. Методы диагностики тревожности. - СПб., 2002.

11. Прихожан, А.М. Психологическая природа и возрастная динамика тревожности (личностный аспект): автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - М., 1996.

12. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги: стресс и тревога в спорте: Международный сб. ст. / сост. Ю.Л. Ханин. - М., 1983.

Bibliography

1. Berezin, F.B. Psikhologicheskaya i psikhofiziologicheskaya adaptaciya cheloveka. - L., 1998.

2. Shakhanova, A.V. Fiziologicheskiyj monitoring za sostoyaniem zdorovjya i fizicheskoyj podgotovkoyj studentov 1-3 kursov / A.V. Shakhanova, G.R. Gorgiladze, N.A. Paljnikova // Valeologiya. - 2001. - № 3.

3. Golubev, A.I. Dinamika fizicheskogo razvitiya funkcionaljnogo sostoyaniya i ocenki urovnya zdorovjya studentov mladshikh kursov filiala Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta / A.I. Golubev, K.B. Tumarov // Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemih fizicheskoyj kuljturih i sporta: ehlektronnihyj zhurnal Kamskogo gos. instituta fizicheskoyj kuljturih. - 2008. - № 6 (1/2008).

4. Slivkina, N.V. Ehffektivnostj ispoljzovaniya metodik donozologicheskoyj diagnostiki organizma podrostkov i molodezhi // Zdorovje studentov: sb. tez. mezhdunar. n/p konf. - M., 1999.

5. Danilin, D.A. Sistemnihyj analiz psikhofizicheskoyj i socialjnoyj adaptacii studentov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tula, 2005.

6. Gattarov, R.U. Issledovanie pokazateleyj funkcionaljnogo sostoyaniya studentov trekh medicinskikh grupp zdorovjya / R.U. Gattarov, T.V. Potapova, S.M. Zubkov [i dr.] // Vestnik Yuzhno-Uraljskogo gos. universiteta. - 2007. - № 16 (88). - Vihp.12.

7. Amirov, L.G. Zdorovje i funkcionaljnihe osobennosti organizma studentov v raznihe periodih obucheniya v vuze // Tez. 2 Vsesoyuzn. nauchn. konf. Moskva, 30-31 yanv. 1980 g. - M., 1980.

8. Korolenko, C.P Sociodinamicheskaya psikhiatriya / C.P Korolenko, N.V. Dmitrieva. - Ekaterinburg, 2000.

9. Khanlabyan, M.V. O neobkhodimosti anistressornogo obucheniya dlya sokhraneniya zdorovjya studentov / M.V. Khanlabyan, T.B. Chtyan // Zdorovje studentov: tez. dokl. mezhdunar. n/p konf. - M., 1999.

10. Kostina, L.M. Metodih diagnostiki trevozhnosti. - SPb., 2002.

11. Prikhozhan, A.M. Psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika trevozhnosti (lichnostnihyj aspekt): avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. -M., 1996.

12. Spilberger, Ch.D. Konceptualjnihe i metodologicheskie problemih issledovaniya trevogi: stress i trevoga v sporte: Mezhdunarodnihyj sb. st. / sost. Yu.L. Khanin. - M., 1983.

Статья поступила в редакцию 28.03.12

УДК 378:355

Dekkert D.V. MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF EMPLOYEES GPS THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING. In work creation of model of formation of professional culture of employees GPS the Ministry of Emergency Measures of Russia in system of additional vocational training which consists in formation of the design embodying abstracted structure and real projected process, and tracing in the corresponding scheme of changes in investigated process is described.

Key words: model, professional culture, target, substantial, organizational-pedagogical and otsenochno-productive blocks.

Д.В. Деккерт, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: dekkert@mail.ru

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описано создание модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в системе дополнительного профессионального образования, которая заключается в формировании конструкции, воплощающей абстрагированную структуру и реальный проектируемый процесс, и отслеживании в соответствующей схеме изменений в исследуемом процессе.

Ключевые слова: модель, профессиональная культура, целевой, содержательный, организационнопедагогический и оценочно-результативный блоки.

Профессиональная деятельность личного состава государственной противопожарной службы (далее ГПС) МЧС России является сложной и многофункциональной, требует владения методами решения большого количества профессиональных задач, интеллектуальных качеств и способностей. Именно это обстоятельство указывает на сложность и неординарность процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в ходе их профессиональной подготовки. Поэтому при разработке модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования следует учесть имеющийся опыт и сложившиеся подходы к профессиональной подготовке личного состава системы МЧС России. Учитывая важность исследуемого процесса, мы сочли целесообразным обратиться к научным источникам, отражающим тенденции подготовки сотрудников системы МЧС в системе профессионального образования.

Так, Алексеевым А.Н. предложена педагогическая модель курсового проектирования на основе использования компетент-ностно-ориентированных заданий [1]; Ашаниной Е.Н. разработана психологическая концепция копинг поведения сотрудников ГПС МЧС России, включающая принципы, трехуровневую структурно-функциональную модель, психологические механизмы, психодиагностический алгоритм прогнозирования копинг поведения и технологии экстренной коррекции психического состояния [2]. Балабановым М.А. доказано что эффективность процесса первоначальной профессиональной подготовки в вузе МЧС России повысится за счет осуществлении технологизации обучения (на основе реализации системного, личностного и деятельностно-ориентированных подходов) и использования автоматизированной обучающей системы (АОС) первоначальной профессиональной подготовки курсантов [3]. Бунаков М.Ю. основным средством формирования профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России видит компетентностно-

ориентированные задачи, строящиеся путем отбора ситуаций служебно-профессиональной деятельности, в которых умения и навыки курсантов и студентов по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла являются необходимым условием подготовки курсантов и студентов вузов МЧС России к решению профессиональных задач, входящих в компетенции специалиста [4].

Таким образом, основные тенденции в профессиональной подготовке личного состава ГПС МЧС России свидетельствуют о том, что для формирования профессионально важных качеств большое внимание уделяется индивидуализации учебного процесса; переходу от усвоения теоретических знаний к их практической направленности; использованию методов проектов, анализа конкретных ситуаций. Выявленные тенденции позволяют вплотную подойти к моделированию процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в рамках их профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Педагогическое моделирование в достаточно короткие сроки (обучение в учреждении дополнительного профессионального образования) позволяет подготовить современного специа-листа-профессионала системы МЧС, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями.

В процессуальном контексте моделирование предполагает выполнение следующих этапов: создание модели; вывод теоретических соотношений, аналитических представлений и зависимостей; оценку параметров модели; получение числовых показаний; уточнение самой модели [5].

При построении модели мы руководствовались различными подходами к выбору моделей, описанными в научно-педагогической литературе. Цель создания модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в системе дополнительного профессионального образования заключается в формировании конструкции, воплощающей абстраги-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.