Научная статья на тему 'Влияние факторов погоды на психические функции студентов в экстремальных условиях'

Влияние факторов погоды на психические функции студентов в экстремальных условиях Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
139
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНТКИ / ПРОЦЕСС АДАПТАЦИИ / КЛИМАТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ / СКОРОСТЬ ВЕТРА / ВЛАЖНОСТЬ ВОЗДУХА / ТЕМПЕРАТУРА / МАГНИТНЫЕ БУРИ / PSYCHOEMOTIONALSTATE / STUDENTS / ADAPTIVEPROCESS / CLIMATIC FACTORS / ATMOSPHEREPRESSURE / WIND SPEED / AIR HUMIDITY / TEMPERATURE / MAGNETIC STORM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Цепко О. А., Иванова Н. Л.

В данной статье актуальность исследования определена противоречиями между необходимостью повышения уровня здоровья студентов, проживающих на территориях, приравненных к Крайнему Северу, с одной стороны, и недостаточностью научной разработанности этой проблемы в теории и практике физического воспитания студентов, с другой. Работа направлена на изучение жизнедеятельности студенческой молодежи, в частности, на воздействующие факторы, на различные системы и органы, а также их взаимоотношения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF WEATHER FACTORS ON STUDENTS'' PSYCHOMOTOR ABILITIES IN THE CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL EXTREMES

In the article research actuality is defined by contradictions between the necessity of health level increase among students living on the areas equal to the Far North, on the one hand, and insufficiency of scientific development of this problem in the theory and practice of physical training, on the other hand. The research is aimed at students' life activity studying in particular in response to the factorsinfluencing various systems and organs. Study of this interaction is of utmost interest and it may be continued.

Текст научной работы на тему «Влияние факторов погоды на психические функции студентов в экстремальных условиях»

3. Кара-Мурза, С.Г. Потерянный разум [Э/р]. - Р/д: http://www.kara-murza.ru/books/Razum/Razum004.html

4. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.

5. Колесов, Д.В. За что судят побеждённых, или Совесть - это не химера! // Развитие личности: эл. журнал. - 2009. - № 2.

6. Кудрявцев, В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания / В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр // Известия Российской академии образования. - М. - 2001. - № 4.

7. Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания [Э/р]. - Р/д: http://svoy.ru/book/catalog/7082./

8. Лотман, Ю.М. Чему же учатся люди? [Э/р]. - Р/д: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/L0TMAN/L0TMAN01.HTM

9. Столович, Л.Н. Золотое правило как общечеловеческая ценность [Э/р]. - Р/д: http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html

10. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов [Э/р]. - Р/д: http://www.politike.ru/dictionary/472/word/obschechelovecheskie-cenosti

11. Стенограмма [Э/р]. - Р/д: http://президент.рф/transcripts/1968

12. Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей [Э/р]. - Р/д: http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos/chrest/g15/sheler.html#sheler3

13. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, Е.А. Ефрон [Э/р]. - Р/д: http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/

Bibliography

1. Aktualjnihe problemih nravstvennosti: sb. materialov mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. 9-16 maya 2009 g. [Eh/r]. - R/d: http:// www.igumo.ru/files/nauch/konf-nravstvennost.pdf

2. Zakharchenko, M.V. Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie kak klyuchevihe kategorii v metodologii proektirovaniya obrazovateljnihkh programm [Eh/r]. - R/d: http://www.spbda.ru/news/a-551.html

3. Kara-Murza, S.G. Poteryannihyj razum [Eh/r]. - R/d: http://www.kara-murza.ru/books/Razum/Razum004.html

4. Karakovskiyj, V.A. Statj chelovekom. Obthechelovecheskie cennosti - osnova celostnogo uchebno-vospitateljnogo processa. - M., 1993.

5. Kolesov, D.V. Za chto sudyat pobezhdyonnihkh, ili Sovestj - ehto ne khimera! // Razvitie lichnosti: ehl. zhurnal. - 2009. - № 2.

6. Kudryavcev, V.T. Kuljturosoobraznoe obrazovanie: konceptualjnihe osnovaniya / V.T. Kudryavcev, V.I. Slobodchikov, L.V. Shkolyar // Izvestiya

Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. - M. - 2001. - № 4.

7. Likhachyov, B.T. Filosofiya vospitaniya [Eh/r]. - R/d: http://svoy.ru/book/catalog/7082./

8. Lotman, Yu.M. Chemu zhe uchatsya lyudi? [Eh/r]. - R/d: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/L0TMAN/L0TMAN01.HTM

9. Stolovich, L.N. Zolotoe pravilo kak obthechelovecheskaya cennostj [Eh/r]. - R/d: http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html

10. Tolkovihyj slovarj demokraticheskogo novoyaza i ehvfemizmov [Eh/r]. - R/d: http://www.politike.ru/dictionary/472/word/obschechelovecheskie-cenosti

11. Stenogramma [Eh/r]. - R/d: http://prezident.rf/transcripts/1968

12. Sheler, M. Formalizm v ehtike i materialjnaya ehtika cennosteyj [Eh/r]. - R/d: http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos/chrest/g15/sheler.html#sheler3

13. Brokgauz, F.A. Ehnciklopedicheskiyj slovarj / F.A. Brokgauz, E.A. Efron [Eh/r]. - R/d: http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/

Статья поступила в редакцию 27.05.13

УДК 612.014.4 -057.875.(571.122):378

Tsepko О.А., Ivanova N.L. INFLUENCE OF WEATHER FACTORS ON STUDENTS' PSYCHOMOTOR ABILITIES IN THE CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL EXTREMES. In the article research actuality is defined by contradictions between the necessity of health level increase among students living on the areas equal to the Far North, on the one hand, and insufficiency of scientific development of this problem in the theory and practice of physical training, on the other hand.

The research is aimed at students' life activity studying in particular in response to the factorsinfluencing various systems and organs. Study of this interaction is of utmost interest and it may be continued.

Key words: psychoemotionalstate, students, adaptiveprocess, climatic factors, atmospherepressure, wind speed, air humidity, temperature, magnetic storm.

О.А. Цепко, доц. каф. теории физической культуры, Сургутский гос. университет, г. Сургут, E-mail: Tsepkoo @mail.ru; Н.Л. Иванова, ст. преп. каф. физической культуры, Сургутский гос.

университет, г. Сургут, E-mail: MamaNataliya086@yandex.ru

ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПОГОДЫ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ

В данной статье актуальность исследования определена противоречиями между необходимостью повышения уровня здоровья студентов, проживающих на территориях, приравненных к Крайнему Северу с одной стороны, и недостаточностью научной разработанности этой проблемы в теории и практике физического воспитания студентов, с другой. Работа направлена на изучение жизнедеятельности студенческой молодежи, в частности, на воздействующие факторы, на различные системы и органы, а также их взаимоотношения.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, студентки, процесс адаптации, климатические факторы, атмосферное давление, скорость ветра, влажность воздуха, температура, магнитные бури.

В современной сложной социально-экономической и экологической обстановкой проблема выживания нации в значительной степени зависит от здоровья населения. В сфере высших учебных заведений осуществляется реорганизация системы образования, в том числе и в сфере физического воспитания и спорта. По мнению исследователей, в сфере физического воспитания и спорта образовательный процесс должен быть переориентирован на подготовку специалистов, выделяющихся знаниями и навыками по укреплению собственного здоровья, а также здоровья окружающего контингента. Существующее противоречие между необходимостью повышения уровня здоровья студентов высших учебных заведений, расположенных на тер-

риториях, приравненных к Крайнему Северу, с одной стороны, и недостаточностью научной разработанности этой проблемы в теории и практике физического воспитания студентов, с другой, это обусловливает актуальность исследований, направленных на ее разрешение.

Прежде чем перейти к обсуждению вопроса о влиянии факторов погоды на психоэмоциональное состояние организма студентов, следует отметить, что данная проблема многократно изучалась несколько в другом аспекте отечественными и зарубежными учеными [1; 2; 3]. Вместе с тем, на наш взгляд, изучение жизнедеятельности студенческой молодежи, в частности, в ответ на воздействующие факторы, на различные системы

и органы, а также их взаимоотношения представляют определенный интерес.

Исходя из учения П.К. Анохина (1962), основной принцип адаптации определяется формулой: Мз > МО, т.е. механизмы защиты (МЗ) всегда больше механизмов отклонений (МО). Срыв адаптации может наступать только тогда, когда механизмы отклонения берут верх над механизмами защиты (МО > МЗ). Таким образом, если привычные физиологические нервно-психические механизмы недостаточны для компенсации воздействия экстремальных факторов, то в этом случае могут подключаться дополнительные механизмы.

Многие отечественные и зарубежные ученые считают, что общей закономерностью процесса адаптации к экстремальным условиям является фазность изменения реактивность организма: 1) начальная фаза - расшатывания динамического стереотипа; 2) фаза перестройки; 3) фаза относительной устойчивости акклиматизации [4]. Однако среди ученых нет единого мнения о трехступенчатой фазности адаптации организма к экстремальным условиям среды. Анализ научно-методической литературы позволяет нам заключить, что процесс адаптации в настоящее время рассматривается, преимущественно, в двух фаз-ности: срочной и долговременной адаптации организма человека к различным факторам среды.

В связи с выше изложенным, нами была поставлена задача изучить и выявить особенности влияния климатических факторов на психические функции обучающихся студентов в процессе срочной и долговременной адаптации к экстремальных условиях среды.

Для решения данной задачи были проведены поисковые научные исследования в Сургутском государственном универ-

Показатели состояния

ситете со студентками факультета психологии, которые осуществлялись на протяжении осеннего периода (октябрь - ноябрь). Исследования выполнены в соответствии с тематическим планом НИОКР (2009 год), направление: «физическая активность человека на Севере РФ и новые методы ее оценки и коррекции с позиции синергетики».

Факторы погоды фиксировались по метеосводкам. Изучали магнитную активность, атмосферное давление, температуру в течение дня, скорость ветра, силу ветра. Параллельно изучалось психоэмоциональное состояние, психомоторное состояние организма студенток на протяжении двух месяцев (таблица 1, 2).

Получены среднегрупповые значения, среднеквадратические отклонения, а также изучена структура корреляционных связей между показателями климата и психомоторного состояния.

Срочная адаптация организма студентов изучалась в пределах одного дня или одной недели. Процесс долговременной адаптации организма студентов к суммарным экологическим факторам рассматривались на протяжении двух месяцев.

Известно, что климат северных регионов от притаежных южных территорий отличается не столько абсолютной величиной показателей, сколько скоростью изменения во времени (меж-суточной, внутрисуточной изменчивости), что является одной из определяющей характеристик этих районов, отражающих влияние на уровень напряжения механизмов, на наш взгляд, в первую очередь, срочной адаптации организма человека [5].

Ученые отмечают, что воздействие специфических факторов (значительные и быстрые изменения во времени напряженности геомагнитного поля Земли), воздействие очень сильного корпускулярного волнового космического излучения на террито-

Таблица 1

ы у студенток Х ± 5 (п = 27)

№№ п/п Показатели Х (сред. зн.) б (станд. откл.) V (коэфф. вар.) т (ошибка сред.)

1 Скорость ветра, м/с (макс.) 2,06 0,04 1,9 0,01

2 Скорость ветра, м/с (средн.) 3,57 0,04 1,1 0,01

3 Скорость ветра, м/с (миним.) 5,07 0,04 0,8 0,01

4 Направление ветра, м/с 2,12 0,1 3,7 0,02

5 Атм. давление, мм рт. ст. (макс.) 760,6 0,4 0,05 0,08

6 Атм. давление, мм рт. ст. (средн.) 758,2 0,40 0,05 0,08

7 Атм. давление, мм рт. ст. (миним.) 755,8 0,42 0,06 0,08

8 Влажность воздуха, % (макс.) 91,1 0,08 0,09 0,02

9 Влажность воздуха, % (средн.) 79,6 0,08 0,1 0,02

10 Влажность воздуха, % (миним.) 68,1 0,08 0,1 0,02

11 Температура, град. (день) 10,1 0,08 0,8 0,02

12 Температура, град. (вечер) 8,1 0,08 0,98 0,02

13 Магнитные бури 5,1 0,08 1,6 0,02

14 Облачность 4,12 0,08 1,91 0,02

Таблица 2

Показатели психического и психофизиологического состояния у студенток. Х ± б (п = 27)

№№ п/п Показатели Х (сред. зн.) б (станд. откл.) V (коэфф. вар.) т (ошибка сред.)

1 Воспроизведение заданного временного интервала, с 50,9 8,6 16,9 1,7

2 Опросник Ч. Д. Спилбергера реактивная тревожность, балл 35,7 9,1 25,5 1,8

уровень 2,6 1,5 38,8 0,20

личностная тревожность, балл 30,8 7,5 17,9 1,4

уровень 3,5 1,1 20,7 0,2

3 Определение психической устойчивости, психоэмоционального состояния (восьмицветовой тест М. Люшера) психическая устойчивость (ПУ) 9,2 2,7 28,8 0,5

уровень 4,0 1,02 25,7 0,2

коэфф. вегетации (КВ) 1,2 0,5 41,5 0,1

уровень 3,4 1,1 31,5 0,2

4 Определение умственной работоспособности (т. Шульте -Платонова) эффективность умственной работоспособности (ЭР), с 36,5 5,8 16,0 1,1

степень первичной врабатываемости (ВР), балл 0,97 0,1 11,5 0,02

психическая устойчивость (выносливость) к работе (ПУ), балл 0,99 0,1 11,8 0,02

объем внимания (ОВ), с 182,3 29,2 16,0 5,6

уровень устойчивости внимания (УВ), с 12,35 10,4 84,5 2,01

^1 Рис. 1. Структура взаимосвязей показателей погоды с психическими и психофизиологическими показателями у студенток 1 1 Рис. 2. Структура взаимосвязей показателей погоды с психическими и психофизиологическими показателями у студенток

А1 ^ Рис. 3. Структура взаимосвязей показателей погоды с психическими и психофизиологическими показателями у студенток Рис. 4. Структура взаимосвязей показателей погоды с психическими и психофизиологическими показателями у студенток

риях Крайнего Севера и приближенных к нему значительно влияют включения адаптационных механизмов организма человека, что представляет значительную дополнительную нагрузку и здоровье проживающих лиц [2; 3; 4].

Анализ полученных данных позволяет заключить, что в процессе исследований за прошедший период выявлено, что показатели, отражающие у студенток состояние психических функций, в частности, психофизиологические и психомоторные значительно колебались в течение дня (утро, световой день, вечер) различия статистически достоверны (р d” 0,05).

Анализируя структуру взаимосвязей показателей погоды с психическими и психофизиологическими функциями, нами было выявлено, что все изучаемые критерии снижают объем и внимание у студенток. Удлиняется процесс врабатывания, увеличивается уровень личностной тревожности, снижается эффективность работоспособности. Коэффициенты колеблются в пределах средних величин (рис. 1, 2, 3, 4).

В процессе «долговременной» адаптации сочетанное воздействие социальных климатических факторов (учебный процесс, гиподинамия, гипоксия, отрицательная температура, магнитные бури и другие компоненты) значительно снижают общее физическое состояние и у 50-60 % формируется хроническое утомление.

В процессе исследований так же было выявлено, что практически не изменяются уровни физических качеств (скорости,

силы, различных видов выносливости, гибкости) под влиянием погоды в течение одного дня или недели.

Выявлено, что в процессе долговременной адаптации организма студентов к суммарному воздействию, климатических факторов (в течение двух месяцев) учебного процесса и других средовых факторов достоверно изменяют уровень развития ведущих качеств у студентов (абсолютных и относительных величин скоростно-силовой выносливости, базовой аэробной выносливости, прыгучести). Выявлено, что хроническая усталость начинает проявляться к окончанию осеннего периода у 45% студентов. Срочное утомление в пределах одного учебного дня отмечают до 70% студентов.

В процессе исследований выявлено следующее:

- естественные климатические факторы среды (атмосферное давление, скорость ветра, влажность воздуха, температура, магнитные бури, облачность) достоверно взаимосвязаны с психическими функциями;

- снижается уровень психической устойчивости, внимания, эффективность интеллектуальной работоспособности, увеличивается время врабатываемости, повышается уровень различных компонентов тревожности, и снижаются координационные способности, что подтверждается значениями и структурой корреляционных взаимосвязей между факторами погоды, показателями психических функций и психомоторных критериев;

- практически не изменяются уровни физических качеств (скорости, силы, различных видов выносливости, гибкости) под влиянием погоды в течение одного дня или недели;

- в процессе долговременной адаптации организма студентов к суммарному воздействию, климатических факторов (в течение двух месяцев) учебного процесса и других средовых факторов достоверно изменяют уровень развития ведущих качеств

у студентов (абсолютных и относительных величин скоростносиловой выносливости, базовой аэробной выносливости, прыгучести);

- хроническая усталость начинает проявляться к окончанию осеннего периода у 45% студентов. Срочное утомление в пределах одного учебного дня отмечают до 70% студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Анохин, П.К. Системогенез как общая закономерность эволюционного процесса // Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.

2. Агаджанян, Н.А. Проблемы здоровья студентов и перспективы развития / Н.А. Агаджанян, В.В. Пономарева, Н.В. Ермакова // Образ жизни и здоровья студентов: Первая Всерос. научно-практич. конф. - М., 1995.

3. Казначеев, В.П. Экология человека: проблемы и перспективы // Экология человека. - М., 1996.

4. Хрущев, В.Л. Здоровье человека на Севере (медицинская энциклопедия северянина). - Новый Уренгой, 1994.

5. Асташина, М.П. Формирование здоровьесберагающей среды вуза // Образовательная и оздоровительная роль физической культуры

и спорта в вузе: сб. статей III Международной научно-практич. конф., посвященной 50-летию образования РУДН. - М., 2010.

Bibliography

1. Anokhin, PK. Sistemogenez kak obthaya zakonomernostj ehvolyucionnogo processa // Filosofskie aspektih teorii funkcionaljnoyj sistemih. -M., 1978.

2. Agadzhanyan, N.A. Problemih zdorovjya studentov i perspektivih razvitiya / N.A. Agadzhanyan, V.V. Ponomareva, N.V. Ermakova // Obraz zhizni i zdorovjya studentov: Pervaya Vseros. nauchno-praktich. konf. - M., 1995.

3. Kaznacheev, V.P Ehkologiya cheloveka: problemih i perspektivih // Ehkologiya cheloveka. - M., 1996.

4. Khruthev, V.L. Zdorovje cheloveka na Severe (medicinskaya ehnciklopediya severyanina). - Novihyj Urengoyj, 1994.

5. Astashina, M.P Formirovanie zdorovjesberagayutheyj sredih vuza // Obrazovateljnaya i ozdoroviteljnaya rolj fizicheskoyj kuljturih i sporta v vuze: sb. stateyj III Mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf., posvyathennoyj 50-letiyu obrazovaniya RUDN. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 27.05.13

УДК 37.013.42

Cherkesova E.V ABOUT THE NATURE OF INTERACTION BETWEEN THE SCHOOL AND THE MUSEUM IN THE SOCIAL PARTNERSHIP. The social partnership is one of mechanisms of formation of civil and patriotic qualities of the person of the teenager. The modern education system - is the initiator of social partnership which help to solve a complex of educational tasks. As the ideal social partner for school the museum which provides sociocultural space for the solution of problems of civil and patriotic education of school students acts.

Key words: социальное партнерство, a citizenship, patriotism, values, the qualities of the personality.

Е.В. Черкесова, аспирант каф. педагогики Ульяновского гос. педагогического университета

им. И.Н. Ульянова (УЛГПУ), г. Ульяновск, E-mail: ketcher2009@rambler.ru

О СУЩНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ШКОЛЫ И МУЗЕЯ В СОЦИАЛЬНО-ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЯХ

Социальное партнерство - это один из механизмов формирования гражданских и патриотических качеств личности подростка. Современная система образования является инициатором социальных партнерских отношений, которые помогают решать комплекс образовательных задач. Идеальным социальным партнером для школы выступает музей, который обеспечивает социокультурное пространство для решения проблем гражданско-патриотического воспитания школьников.

Ключевые слова: социальное партнерство, гражданственность, патриотизм, ценности личности, качества личности.

Современная система образования отражает мировые процессы глобализации общества. Одной из глобальных тенденций выступает социальное партнерство на уровне определенных социальных институтов как взаимно заинтересованных в сотрудничестве, в частности, школы как социального института и музея как социокультурного учреждения, что направлено на решение общей задачи - воспитание «вселенной» личности в процессе социализации учащихся. Социальное партнерство можно рассматривать как социокультурный фактор социальной действительности и как социокультурный механизм социализации личности школьника. Его необходимость в настоящее время не вызывает сомнений, но сохраняется неразрешенной проблема развития реального социального партнерства, продуктивного и взаимовыгодного, в частности, школы и музея, в развитии гражданско-патриотических качеств у школьников подросткового возраста.

Термин «социальное партнерство» трактуется по-разному. Одни понимают его как метод регулирования конфликтных ситуаций [1, с. 3]. Другие как сложный социальный процесс [1,

с. 5]. При разбросе мнений очевидно, что социальное партнерство - это определенные взаимоотношения между людьми, складывающиеся с целью взаимопомощи друг другу при решении социальной проблемы посредствам определенных согласительных процедур. Как считают ученые, социальное партнерство -это практика многих процедур для совместного выработки решения и совместного решения ответственности.

Социальное партнерство, согласно точке зрения Крыловой Н.Б. - это способ организации совместной деятельности, которая выражается на базе развитых разнообразных форм сотрудничества по целенаправлению: сотрудничество в социальной сфере, в правовой сфере и информационно-образовательном пространстве школы [2, с. 87]. Мы, в свою очередь, предлагаем рассматривать социальное партнерство на нескольких образовательных уровнях: уровень низового социального партнерства

- это организация партнерских отношений внутри образовательного учреждения, где равноправными партнерами признаются педагоги и учащиеся; переходный уровень социального партнерства, когда школа выходит за рамки собственного образователь-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.