ЛИТЕРАТУРА
1. Щедровицкий, Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. - М. : Школа культурной политики, 1995. - 760 с.
2. Веракса, Н.Е. Модель позиционного обучения студентов / Н.Е. Веракса // Вопросы психологии. - 1994. - № 3. - С. 122-129.
REFERENCES
1. Shhedrovickij, G. P. (1995), Selected works, publishing house “School of Cultural Policy”, Moscow, Russia.
2. Veraksa, H.E. (1994), “Model of position training of students”, Psychology Questions, No. 3, pp. 122-129.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.06.2013.
УДК 796
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОПРОСА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ ПРОЦЕССУ
Ольга Ивановна Коломиец, кандидат биологических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются методологические аспекты адаптации биологических систем к изменяющимся факторам среды. На примере исследовательских работ описаны некоторые механизмы адаптации студентов к обучению в вузе, к сочетанной ментальной и физической нагрузке циклической и ациклической направленности.
Выявлена зависимость выбора стратегии адаптации студентов к образовательному процессу от функционального состояния автономной нервной системы, а также от таких личностных особенностей, как креативность и психоэмоциональная лабильность. Показано, что адаптация студен-тов-спортсменов к учебному процессу определяется не только самой его спецификой, но и соответствием выбранной специализации индивидуально-типологическим особенностям. Предложен вариант дифференциации студентов по типам адаптации в зависимости от преобладания специфических или неспецифических механизмов, обеспечивающих управление адаптивными ресурсами.
Ключевые слова: биологические системы, стратегии адаптации, механизмы адаптации, студенты.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2013.06.100.p68-72
THEORETICAL AND METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE QUESTION OF ADAPTATION OF STUDENTS TO THE EDUCATIONAL PROCESS Olha Ivanivna Kolomiets, the candidate of biological sciences, senior lecturer,
The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St.-Petersburg
Annotation
In article, methodological aspects of adaptation of biological systems to changing factors of the environment are considered. On the example of research works some mechanisms of adaptation of students to training in higher education institution, to the combined mental and physical activity of a cyclic and acyclic orientation are described. Dependence of the choice of strategy of adaptation of students to educational process on the functional condition of autonomous nervous system, and also on such personal features as creativity and psycho-emotional labiality has been revealed. It has been shown that adaptation of students athletes to educational process is defined not only by its specifics, but also by compliance of
the chosen specialization to individual and typological features. The option of differentiation of students by the adaptation types depending on prevalence of the specific or nonspecific mechanisms providing control of the adaptive resources has been offered.
Keywords: biological systems, adaptation strategies, adaptation mechanisms, students.
В последнее время интенсивно изучаются аспекты адаптации биологических систем разного уровня организации к различным факторам природной и социальной среды. Новейшие исследования [1, 2, 3], которые опираются на фундаментальные положения теории функциональных систем, свидетельствуют, что адаптационная стратегия приспособления организма к условиям природной среды и реализации в этих условиях социальной и трудовой деятельности человека сугубо индивидуальна и включает комплекс физиологических и психологических возможностей организма.
Общепризнанным является существование в экологической физиологии двух принципиально различных стратегий приспособления: толерантной (переносимости, выносливости) и резистентной (сопротивляемость) [4]. Однако в других областях физиологии исключительное внимание уделяют лишь резистентным реакциям. Авторы работы [4], объясняют это следующими факторами: большей изученностью резистентных реакций в физиологическом и в биохимическом отношении; устоявшимся мнением, что толерантные реакции характерны для незначительных групп млекопитающих с эволюционно закрепленными формами гипобиоза; распространенностью позиции, что гипометаболизм
- не целенаправленная стратегия организма, а лишь пассивное подчинение воздействию внешней среды или результат истощения защитных сил организма, исчерпания стрессовых гормонов или ресурсов питательных веществ (стадия истощения); малой изученностью гормонов и особенно рецепторов, через которые реализуется стратегия толерантности.
Многомерный статистический анализ определил факторную структуру толерантности и информативные показатели для ее оценки [5]. Толерантность рассматривается автором как механизм системной реакции организма, выражающейся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик тех функций и качеств индивида, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности. Толерантность зависит, прежде всего, от функционального состояния центральной и автономной нервной систем, обеспечивающих адекватность реагирования человека на изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды.
Обучение в вузе, как известно, сопряжено с появлением ряда новых факторов, адаптация к которым является сложным многоуровневым социальнопсихофизиологическим процессом и характеризуется напряжением компенсаторноприспособительных систем организма студентов [6].
Степень напряжения регуляторных систем при равных условиях деятельности у человека, в силу генетической детерминации психофизиологических показателей, проявляется по-разному, что обусловливает возможность типизации студентов по выраженности специфических адаптивных реакций.
В работе [7] определены общие факторы, характерные для изменения структуры физической работоспособности в процессе адаптации к учебному процессу в вузе. Это факторные коэффициенты, отражающие взаимосвязь между отдельными показателями физической работоспособности и такими аспектами функционального состояния, как эффективность умственной работы, ее вегетативное обеспечение, неспецифическая устойчивость к простудным заболеваниям. С помощью соответствующих программ занятий физическими упражнениями можно оказывать целенаправленное воздействие на функциональное состояние студентов и уровень их здоровья при напряженной умственной деятельности, что с позиций теории адаптации рассматривается как проявление неспецифических перекрестных приспособительных эффектов физических упражнений, повышающих общую устойчивость организма к широкому спектру неблагоприятных
воздействий.
Взаимодействие двух структурно-функциональных компонентов определяют эффективность учебной деятельности - это специфические механизмы, реализующие эту деятельность, и неспецифические механизмы, обеспечивающих управление адаптивными ресурсами [9]. Если специфическая функциональная система не справляется, активируется функциональная система обеспечения деятельности, при этом возрастают затраты функциональных резервов, а эффективность учебной деятельности снижается (при сохранении результативности). Опираясь на вышеизложенный подход, авторами была предпринята попытка дифференциации студентов по типам адаптации:
- I тип - информационная стратегия адаптации;
- II - энергетическая, когда происходит включение механизмов активизации ресурсов организма за счет активизации функциональной системы обеспечения деятельности и уменьшения роли специфической функциональной системы.
Собственно второй тип адаптации - энергетическая стратегия в условиях учебной деятельности приводит к хроническому перенапряжению и росту «цены» адаптации.
Адаптивные возможности организма человека позволяют выдерживать определенный диапазон отклонений факторов от оптимальных значений без нарушения нормальных функций организма. Зоны физической нагрузки в количественном выражении, отклоняющиеся от оптимума, но не нарушающие жизнедеятельности, определяются как зоны нормы.
Выделяют две таких зоны: отклонение в сторону недостатка дозирования физической нагрузки и в сторону избытка. Дальнейший сдвиг может снизить эффективность адаптивных механизмов и даже нарушить жизнедеятельность организма. При крайнем недостатке нагрузки или ее избытке выделяют зоны пессимума. Адаптация к любому фактору связана с затратами энергии. В зоне оптимума активные механизмы не нужны, и энергия расходуется на фундаментальные жизненные процессы, организм находится в равновесии со средой. При увеличении нагрузки и выходе ее за пределы оптимума включаются адекватные механизмы, требующие затрат энергии и приводящие к истощению.
Механизмами адаптации, способствующими стабилизации функциональных систем организма, являются увеличение потребления кислорода и повышение интенсивности обменных процессов. Это происходит на органном уровне: увеличивается скорость кровотока, повышается артериальное давление, увеличивается дыхательный объем легких, учащается дыхание, дыхание становится более глубоким. Общие адаптационные реакции организма являются неспецифическими, то есть организм аналогично реагирует в ответ на действия различных по качеству и силе раздражителей (физические упражнения).
При изучении особенностей психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры различной специализации к условиям обучения в вузе, было установлено[5], что адаптивная перестройка у студентов циклических видов спорта обусловлена соответствием типа их функциональной конституции выбранной специализации. Адаптация к учебному процессу представителей ациклических и игровых видов спорта сопровождается напряжением механизмов вегетативной регуляции, причиной которого является дискретность физических нагрузок, предъявляемых организму студентов. Авторами показано, что адаптивные возможности студентов факультета физической культуры определяются не только спецификой учебного процесса, но и соответствием выбранной специализации индивидуально-типологическим особенностям спортсмена.
Особенности вегетативной регуляции ритма сердца и нейродинамических процессов в условиях ментальной нагрузки определяют два вида срочной адаптивнокомпенсаторной реакции: «лабильный» и «ригидный» [6,7]. Умственная деятельность студенток в ситуации экзаменационного стресса характеризуется активацией парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и стабильным снижением устойчивости
реактивности ЦНС.
Студенткам ригидной реактивности в аналогичных условиях когнитивной деятельности свойственен высокий уровень функциональных возможностей, устойчивость реакции нервной системы на фоне увеличения мощности надсегметарного контура ней-ровегетативной регуляции и тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Полученные данные позволили выявить закономерности влияния личностных особенностей организма студенток на процесс адаптации организма к условиям напряженной умственной деятельности.
Установлено [8], что с точки зрения «цены адаптации» самые эффективные мобилизационные механизмы нейровегетативной регуляции свойственны студентам с высокими креативными способностями.
Это проявляется в незначительном влиянии психоэмоциональной сферы и сбалансированном воздействии симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на ритм сердца. Для лиц с низкими значениями креативности свойственно преобладание симпатоадреналовой активности посредством надсегментарных, гуморально-метаболических влияний на ритм сердца, которое достоверно взаимосвязано с психоэмоциональным состоянием студентов.
Таким образом, адаптация выражается в изменениях функций и структуры тканей и органов, функциональных систем и организма в целом, которые обеспечивают сохранение организма как целостной живой системы при изменении условий существования.
Такое понимание адаптации отвечает её содержанию как приспособительного общебиологического и психофизиологического акта жизнедеятельности в различных условиях [9].
ЛИТЕРАТУРА
1. Иваницкий, А.М. Сознание и мозг / А.М. Иваницкий // В мире науки. - 2005. -№ 11. - С. 3-11.
2. Судаков, К.В. Системные механизмы психической деятельности / К.В. Судаков // Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова. - 2010. - Т. 110. - № 2. - С. 4-14.
3. Юматов, Е.А. Объективная регистрация субъективного-эмоционального и мыслительного состояния мозга / Е. А. Юматов // Сознание и физическая реальность. -2010. - № 10. - С. 10-20.
4. Кулинский, В. И. Две адаптационные стратегии в неблагоприятных условиях -резистентная и толерантная. Роль гормонов и рецепторов / В.И. Кулинский, И.А. Ольховский // Успехи современной биологии. - 1992. - Т. 112. - Вып. 5-6. - С. 697-714.
5. Казин, Э.М. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе / Э.М. Казин, Л. А. Варич // Физиология человека. - 2005. - Т. 31. - № 1.
- С. 77-81.
6. Байгужин, П.А. Особенности нейровегетативной регуляции сердечного ритма у студенток с разным уровнем вербальной креативности [Электронный ресурс] / П.А. Байгужин, В.П. Мальцев // Современные проблемы науки и образования. - 2012. -№ 2. - Режим доступа: http//www.science-education.ru/ - Дата обращения 20.06.2013.
7. Байгужина, О.В. Особенности адаптивных реакций вегетативной нервной системы и нейродинамических процессов организма студенток 19-20 лет в зависимости от типа ментальной нагрузки : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 ; 19.00.02 / Байгужина Ольга Вадимовна ; Челябинский гос. пед ун-т. - Челябинск, 2008. - 23 с.
8. Мальцев, В.П. Адаптационные возможности студенток гуманитарного профиля обучения с разным уровнем выраженности креативности / В.П. Мальцев, Д.З. Шибко-ва // Физиологические механизмы адаптации человека : материалы Междунар. науч.-практ. конф., г. Тюмень, 26 октября 2010 г. - Тюмень : Лаконика, 2010. - С. 344-347.
9. Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин. - М. : Теория и практика физ. культуры, 2003. - 383 с.
REFERENCES
1. Ivanitsky, A. M. (2005), “ Consciousness and the brain “, In the world of science, Vol. 2, No. 11, pp. 3-11.
2. Sudakov, K.V. (2010), “System mechanisms of mental activity”, Neurology and psychiatry them. S.S. Korsakova, Vol.110, No. 2, pp. 4-14.
3. Yumatov, E.A. (2010) “The Objective registration of subjective emotional and the mental States of the brain”, Consciousness and physical reality, Vol № 10, pp.10-20.
4. Kulinskiy, V.I. and Olkhovsky I.A (1992),”Two adaptation strategies in adverse conditions - resistant and tolerant. Role of hormones and receptors”, Successes of modern biology, Vol.112, No. 5-6, pp. 697-714.
5. Kazin, Э.М. and Varih L.A. (2005), “Peculiarities of psycho-physiological adaptation of the students of the faculty of physical culture, specializing in various kinds of sport, to the conditions of study at the University”, Human Physiology, Vol.31, No. 1, pp. 77-81.
6. Bayguzhin, P.A. and Maltsev V.P. (2012), Features neuroautonomic regulation of a heart rhythm for students with different levels of verbal creativity [Electronic resource] // Modern problems of science and education, No. 2, available at: http : //www.science-education.ru/ (accessed 20 June 2013)
7. Bayguzhina, O.V. (2008), Features of adaptive reactions of the autonomic nervous system and neuron-dynamics processes of the body of students 19-20 years depending on the type of mental load, dissertation, Chelyabinsk, Russian Federation.
8. Maltsev, V.P. and Shibkova, D.Z. (2010), “Adaptation abilities of students of humanitarian profile training with different levels of severity of creativity”, Physiological mechanisms of human adaptation, materials of International scientific-practical conference, Tyumen, Vol 10 pp. 344-347.
9. Fomin, N.A. (2003), Adaptation: common biological and psychophysiological bases, Theory and practice of physical culture, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 27.06.2013.
УДК 159.9:796.01
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ К УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Максим Александрович Кузьмин, кандидат психологических наук, доцент, Национальный минерально-сырьевой университет «Горный», Санкт-Петербург
Аннотация
Интенсивная разработка теории адаптации, особенно стремительно развернувшаяся во второй половине 20-го века, привлекла к ней внимание со стороны представителей многих отраслей науки, в том числе и специалистов, работающих в сфере научных знаний о физической культуре и спорте. В статье представлены результаты теоретического исследования проблемы адаптации спортсменов к соревновательной деятельности. Выявлена специфика спортивной деятельности; трудность выделения общих тенденций адаптации спортсменов к условиям соревнований; определены критерии адаптации и успешности выступлений спортсменов в видах спорта, где параметрические ее показатели нельзя применить; выявлены психические состояния, которые могут выступать критериями адаптированности. Показана актуальность сравнительного (по видам спорта) исследования личностной обусловленности адаптированности спортсменов.
Ключевые слова: адаптация, объективные и субъективные критерии адаптированности, спортивная деятельность, успешность деятельности, негативные переживания, удовлетворенность