Научная статья на тему 'Методологические аспекты проблемы адаптации студентов к обучению в вузе'

Методологические аспекты проблемы адаптации студентов к обучению в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
354
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ / СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ / МЕХАНИЗМЫ АДАПТАЦИИ / СТУДЕНТЫ / BIOLOGICAL SYSTEMS / ADAPTATION STRATEGIES / MECHANISMS OF ADAPTATION / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шибкова Д. З., Коломиец О. И.

В статье рассматриваются методологические аспекты адаптации биологических систем к факторам среды. На примере исследовательских работ описаны некоторые механизмы адаптации студентов к обучению в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шибкова Д. З., Коломиец О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological aspects of adaptation of students to study in college

The article considers the methodological aspects adaptation biological systems to environmental factors. On the example of research describes some mechanisms of students’ adaptation to study in the university.

Текст научной работы на тему «Методологические аспекты проблемы адаптации студентов к обучению в вузе»

УДК 612:378 ББК 28.903,13:74.480

Шибкова Дарья Захаровна

доктор биологических наук, профессор

кафедра анатомии, физиологии человека и животных Челябинский государственный педагогический университет

г. Челябинск Коломиец Ольга Ивановна кандидат биологических наук, профессор

кафедра профилактической медицины и основ здоровья Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта г. Санкт-Петербург Shibkova Daria Zakharovna Doctor of Biological Sciences, Professor Chair of anatomy and physiology of human and animal Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk Kolomiec Ol’ga Ivanovna Ph.D., Professor Chair of Preventive Medicine and Basic Health

National State University of Physical Culture, Sport and Health by P.F. Lesgaft

St. Petersburg

Методологические аспекты проблемы адаптации студентов к обучению в вузе

Methodological aspects of adaptation of students to study in college

В статье рассматриваются методологические аспекты адаптации биологических систем к факторам среды. На примере исследовательских работ описаны некоторые механизмы адаптации студентов к обучению в вузе.

The article considers the methodological aspects adaptation biological systems to environmental factors. On the example of research describes some mechanisms of students’ adaptation to study in the university.

Ключевые слова: биологические системы, стратегии адаптации, механизмы адаптации, студенты.

Key words: biological systems, adaptation strategies, mechanisms of adaptation, students.

В последние десятилетия активно разрабатываются различные аспекты

адаптации биологических систем разных уровней организации к различным факторам природной и социальной среды.

Исследования последних лет [4, 13, 16], базирующиеся на фундаментальных положениях теории функциональных систем свидетельствуют о том, что

адаптационная стратегия приспособления организма к условиям природной среды и реализации в этих условиях социальной и трудовой деятельности человека сугубо индивидуальна и включает комплекс физиологических и психологических возможностей организма.

Социальная среда становится доминирующей по отношению к отдельным личностям и их системной биологической организации. Информационные социальные отношения приобретают для человека ведущее значение в плане системной организации его поведения [16]. Социальная среда предопределяет формирование у человека функциональных систем, принципиально отсутствующих в популяциях животных. Гомеостатическое регулирование физиологических реакций происходит при обязательном участии психологических механизмов адаптации, которые в континууме физиологических реакций могут, как сохранять, так и изменять структуру гомеостаза, позволяя человеческому индивиду расширять границы оптимального постоянства внутренней среды. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов адаптации, по мнению [10], построено по принципу взаимной компенсации слабых элементов противоположного механизма. Таким образом, необходимость содружественного достижения полезных в биологическом и социальном плане результатов привели к тому, что функциональные системы социального уровня организации объединяют человеческих индивидов в системные организации в качестве отдельных элементов [13].

В экологической физиологии общепризнано существование двух качественно различающихся стратегий приспособления - увеличение резистентности (сопротивляемости) и повышение толерантности (переносимости, выносливости) [12, 15]. Однако в других областях физиологии исключительное внимание уделяют резистентным реакциям. Авторы работы [7], объясняют эту ситуацию следующими обстоятельствами: наиболее полной изученностью резистентных реакций в физиологическом и в биохимическом отношении; закрепившимся мнением, что толерантные реакции присущи немногим группам млекопитающих с эволюционно закрепленными формами гипобиоза; распространенностью

взглядов, что гипометаболизм - не целенаправленная стратегия организма, а лишь пассивное подчинение воздействию внешней среды или результат истощения защитных сил организма, исчерпания стрессовых гормонов или ресурсов питательных веществ (стадия истощения); малой изученностью гормонов и, особенно, рецепторов, через которые реализуется стратегия толерантности.

По данным многомерного статистического анализа определена факторная структура толерантности и информативные показатели для ее оценки [11]. Толерантность рассматривается автором как механизм системной реакции организма, выражающейся в виде интегрального динамического комплекса наличных характеристик тех функций и качеств индивида, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности. Толерантность зависит, прежде всего, от функционального состояния центральной и автономной нервной систем, обеспечивающих адекватность реагирования человека на изменяющиеся факторы внешней и внутренней среды.

Анализ научных работ [8] посвященных специфике адаптации организма человека с учетом латерализации функции полушарий головного мозга свидетельствует, что активация полушарий в процессе адаптации осуществляется поочередно. На начальных этапах изменений внешней среды отмечается экстренная мобилизация функций левого полушария, дифференцирующие необычные, новые стимулы, изучающие степень необычности среды. Последующая функциональная активность правого полушария обеспечивает выявление неучтенных значимых параметров за счет расширения диапазона значимости стимулов и селекции эмоциогенной и необычной информации, сопоставления с прошлым опытом. На основе новой информации формируется ответная реакция обеспечиваемая контролем левого полушария. Латеральные особенности процессов переработки информации в ходе экстренной адаптации к изменяющимся условиям среды проявляются взаимосвязанной активацией полушарий мозга в новых условиях.

Как известно адаптация к комплексу новых факторов, свойственных для обучения в вузе, является сложным многоуровневым социально-

психофизиологическим процессом и характеризуется напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [1]. Степень напряжения регуляторных систем при равных условиях деятельности у человека, в силу генетической детерминации психофизиологических показателей, проявляется по-разному, что обусловливает возможность типизации студентов по выраженности специфических адаптивных реакций.

В работе [11] идентифицированы факторы, характеризующие изменение структуры физической работоспособности в процессе адаптации к учебному процессу в вузе, в частности, выделены несколько общих факторов. Было выявлено существование значимых факторных коэффициентов, характеризующих взаимосвязь между отдельными показателями физической работоспособности и такими аспектами функционального состояния, как эффективность умственной работы, ее вегетативное обеспечение, неспецифическая устойчивость к простудным заболеваниям. С помощью адекватных программ занятий физическими упражнениями можно оказывать целенаправленное воздействие на функциональное состояние студентов и уровень их здоровья при напряженной умственной деятельности, что с позиций теории адаптации рассматривается как проявление неспецифических перекрестных приспособительных эффектов физических упражнений, повышающих общую устойчивость организма к широкому спектру неблагоприятных воздействий.

По мнению Казина Э.М. [5], эффективность учебной деятельности определяется взаимодействием двух основных структурно-функциональных компонентов: специфических механизмов, реализующих эту деятельность и неспецифических механизмов, обеспечивающих управление адаптивными ресурсами. В случае, если специфическая функциональная система не справляется со своей задачей, функциональная система обеспечения деятельности активируется, при этом возрастают затраты функциональных резервов, а эффективность учебной деятельности снижается (при сохранении результативности). Опираясь на вышеизложенный подход авторами была предпринята попытка дифференциации студентов по типам адаптации: I тип - информационная стратегия адаптации; II

- энергетическая, когда происходит включение механизмов активизации ресурсов организма за счет активизации функциональной системы обеспечения деятельности и уменьшения роли специфической функциональной системы. Именно вторая стратегия адаптации в условиях учебной деятельности приводит к хроническому перенапряжению и росту «цены» адаптации. Позже авторами [6], исследовавшие особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры (специализирующихся в разных видах спорта) к условиям обучения в вузе, установили, что у представителей циклических видов спорта характер адаптивных перестроек обусловлен соотношением типов функциональной конституции спортсменов выбранной специализации. Адаптация к учебному процессу представителей ациклических и игровых видов спорта сопровождается напряжением механизмов вегетативной регуляции, причиной которого является неадекватность физических нагрузок, предъявляемых организму студентов. Авторами показано, что адаптивные возможности студентов факультета физической культуры определяются не только спецификой учебного процесса, но и соответствием выбранной специализации индивидуальнотипологическим особенностями спортсмена.

В ходе исследований проведённых на студентах вуза [2, 3] было установлено, что условия ментальной нагрузки определяют два типа срочной адаптивно-компенсаторной реакции: «лабильный» и «ригидный», определяемой особенностями вегетативной регуляции ритма сердца и нейродинамических процессов. Умственная деятельность студенток в ситуации экзаменационного стресса характеризуется активацией парасимпатического отдела вегетативной нервной системы и стабильным снижением устойчивости реактивности ЦНС. Студенткам ригидной реактивности в аналогичных условиях когнитивной деятельности свойственен высокий уровень функциональных возможностей, устойчивость реакции нервной системы на фоне увеличения мощности надсегме-тарного контура нейровегетативной регуляции и тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы. Полученные данные позволили выявить закономерности влияния личностных особенностей организма студенток на

процесс адаптации организма к условиям напряженной умственной деятельности.

Исследуя мобилизационные механизмы нейровегетативной регуляции студентов с разным уровнем креативных способностей и психоэмоциональной стабильности, авторы [9] установили, что наиболее эффективный механизм, с точки зрения "цены адаптации", характерен для высококреативных студентов. Это выражается в сбалансированном рефлекторном влиянии симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы на ритм сердца, при меньшем влиянии психоэмоциональной сферы. Для лиц с низкими значениями креативности свойственно преобладание симпатоадреналовой активности, посредством надсегментарных, гуморально-метаболических влияний на ритм сердца, которое достоверно взаимосвязано с психоэмоциональным состоянием студентов.

Таким образом, адаптация сводится к изменениям функции и структуры тканей и органов, функциональных систем и организма в целом, обеспечивающих сохранение организма как целостной живой системы в меняющихся условиях существования. Такое понимание адаптации отвечает её содержанию как приспособительного общебиологического и психофизиологического акта жизнедеятельности в различных условиях [14].

Библиографический список

1. Агаджанян, Н.А. Учение о здоровье и проблемы адаптации / Н.А. Агаджанян, Р.М. Баевский, А.П. Берсинева. - М.; Ставрополь, 2000. - 203 с.

2. Байгужин, П.А. Особенности нейровегетативной регуляции сердечного ритма у студенток с разным уровнем вербальной креативности [Электронный ресурс] / П.А. Байгужин, В.П. Мальцев // Современные проблемы науки и образования. 2012.- № 2. URL: www.science-education.ru

3. Байгужина, О.В. Особенности адаптивных реакций вегетативной нервной системы и нейродинамических процессов организма студенток 19-20 лет в зависимости от типа ментальной нагрузки : автореф. дис. ... канд. биол. наук : 03.00.13 ; 19.00.02 / Байгужина Ольга Вадимовна; Челябинский гос. пед ун-т. - : Челябинск, 2008. - 23 с.

4. Иваницкий, А.М. Сознание и мозг / А.М. Иваницкий // В мире науки, 2005.-№ 11.- С. 3-11.

5. Казин, Э.М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э.М. Казин, В.И. Иванов, Н.А. Литвинова // Физиология человека. - 2002. - Т. 28, № 3. - С. 23- 29.

6. Казин, Э.М. Особенности психофизиологической адаптации студентов факультета физической культуры, специализирующихся в разных видах спорта, к условиям обучения в вузе / Э.М. Казин, Л.А. Варич // Физиология человека, 2005. - Т. 31, № 1. - С. 77-81.

7. Кулинский, В.И. Две адаптационные стратегии в неблагоприятных условиях - резистентная и толерантная. роль гормонов и рецепторов / В.И. Кулинский, И.А. Ольховский // Успехи современной биологии, 1992.- Т. 112. -Вып.5-6. - С. 697-714.

8. Леутин, В.П. Адаптационные стратегии и специфика функциональной асимметрии мозга / В.П. Леутин, Е.П. Николаева // 2008. - №. 2 (3-4). - С. 12 -22.

9. Мальцев, В.П. Адаптационные возможности студенток гуманитарного профиля обучения с разным уровнем выраженности креативности / В.П. Мальцев, Д.З. Шибкова // Физиологические механизмы адаптации человека: Мат-лы Международной науч.-практ. конф., г. Тюмень, 26 октября 2010 г. - Тюмень: «Лаконика», 2010. - С. 344-347.

10. Медведев, В.И. Взаимодействие физиологических и психологических механизмов в процессе адаптации / В.И. Медведев // Физиология человека, 1998. - Т. 24, № 4. - С. 7-13.

11. Медведев, В.И. Адаптация человека / В.И. Медведев. - СПб, 2003. - 150 с.

12. Слоним, А.Д. Эволюция терморегуляции / А.Д. Слоним. - Л.: Наука, 1986.76 с.

13. Судаков, К.В. Системные механизмы психической деятельности / К.В. Судаков // Неврология и психиатрия им. С.С. Корсакова, 2010. - Т. 110, №2.-С. 4-14.

14. Фомин, Н.А. Адаптация: общебиологические и психофизиологические основы / Н.А. Фомин. - М. : Теория и практика физ. культуры, 2003. - 383 с.

15. Хочачка, П. Биохимическая адаптация / П. Хочачка, Дж. Сомеро. - М.: Мир, 1988. - 568 с.

16. Юматов, Е.А. Объективная регистрация субъективного - эмоционального и мыслительного состояния мозга / Е.А. Юматов // Сознание и физическая реальность, 2010. - № 10. - С. 10-20.

Bibliography

1. Aghajanian, N.A. Teaching about health and adjustment problems / N.A. Agha-janian, R.M. Baevskii, A.P Bersineva. - M.; Stavropol, 2000. - 203 p.

2. Bayguzhin, P.A. Features of autonomic regulation of cardiac rhythm of students with different levels of verbal creativity [electronic resource] / P.A. Bayguzhin, V.P. Maltsev // Modern problems of science and education. 2012. - № 2. URL: www.science-education.ru

3. Bayguzhina, O.V. Features of adaptive responses of autonomic nervous system and the neurodynamic processes of the body of students 19-20 years, depending

on the type of mental stress: Author. dis. ... Ph. D.: 03.00.13, 19.00.02 / Bayguz-hina Olga Vadimovna, Chelyabinsk State. Pedagogical Univ. -: Chelyabinsk, 2008. - 23 p.

4. Ivanitsky, A.M. Consciousness and the Brain / A.M. Ivanitsky // In the world of science, 2005. - № 11. - P. 3-11.

5. Kazin, E.M. Potential impact on the psycho-physiological adaptation to training activities / E.M. Kazin, V.I. Ivanov, N.A. Litvinov // Human Physiology. - 2002.

- T. 28, № 3. - P. 23 - 29.

6. Kazin, E.M. Features of psychophysiological adaptation of students of physical education, specializing in various kinds of sports to training conditions in the institution / E.M. Kazin, L.A. Varich // Human Physiology, 2005. - T. 31, № 1. - P. 77-81.

7. Kulinsky, V.I. Resistant and tolerant roles of hormones and receptors are two adaptive strategies in adverse conditions - / V.I. Kulinsky, I.A. Olhovskiy // successes of modern biology, 1992. - T. 112. - Vol.5-6. - P. 697-714.

8. Leutin, V.P. Adaptation strategies and specific functional of brain asymmetry / V.P. Leutin, E.P. Nikolaev // 2008. - №. 2 (3-4). - P. 12 -22.

9. Maltsev, V.P. Adaptability of students in humanities courses with different levels of creativity expression / V.P. Maltsev, D.Z. Shibkova // physiological mechanisms of human adaptation: Materials of the International scientific-practical. Conf., Tyumen, October 26, 2010 - Tyumen, "Laconia", 2010. - P. 344-347.

10. Medvedev, V.I. The interaction of physiological and psychological mechanisms in the adaptation / V.I. Medvedev // Human Physiology, 1998. - T. 24, № 4. - P. 7-13.

11. Medvedev, V.I. Human adaptation / V.I. Medvedev. - St. Petersburg, 2003. -150.

12. Slonim, A.D. The evolution of thermoregulation / A.D. Slonim. - Leningrad: Nauka, 1986. - 76 p.

13. Sudakov, K.V. System mechanisms of mental activity / K.V. Sudakov // Neurology and Psychiatry. S.S. Korsakov, 2010. - T. 110, № 2. - P. 4-14.

14. Fomin, N.A. Adaptation: general biological and physiological basis / N.A. Fomin. - M., 2003. - 382 p.

15. Hochachka, P. Biochemical adaptation / P. Hochachka, G. Somero. - Academic Press, 1988. - 568 p.

16. Yumatov, E.A. Objective sign of subjective - emotional and mental states of the brain / E.A. Yumatov // Consciousness and Physical Reality, 2010. - № 10. - P. 10-20.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.