к практическому ресурсу. Суть такого подхода заключается в том, что иностранному языку нужно учить так, чтобы им можно было овладеть как умением, переходящим в навык, подобно тому, как мы овладеваем тем или иным видом спорта или ремеслом.
Из этого следует, что обучать языку необходимо с позиций передачи собственного опыта его практического применения, обращая при этом внимание обучающегося на все нюансы языка, в свое время определенные преподавателем на подсознательном уровне, или уровне чутья. Отождествляя при этом язык с инструментом, предназначенным для освоения того или иного ремесла, роль преподавателя-лингвиста приравнивается к роли практика, а не научно-ориентированного теоретика. Язык можно и изучать как науку, но только на более поздней стадии, после того, как уже состоялся факт полноценного владения им как инструментом. Такой подход подразумевает смещение акцента на самостоятельное использование обучающимся иностранного языка с целью его превращения из предмета изучения в инструмент познания или решения другой практической задачи.
Основной задачей преподавателя при использовании новой методики обучения иностранному языку является оказание обучающемуся содействия в его психологической адаптации к иностранному языку как к одному из жизненно необходимых ресурсов и, главное, как к естественно востребованному компоненту повседневной жизни. Только такая постановка вопроса может обеспечить для обучающегося все условия, необходимые для того, чтобы сохранить иностранный язык в активной форме и избежать традиционной утраты навыков.
В связи с этим одной из основных задач преподавателя-лингвиста следует считать обучение учащегося не собственно языку, а умению применять этот язык в качестве вспомогательного средства или инструмента познания интересующей его информации. Одной из основных проблем, которую в связи с этим необходимо решить преподавателю иностранного языка, является избавление от стереотипов, относящихся к методической и психологической сторонам процесса обучения. При этом одним из объективных факторов, который указывает на необходимость отказа от традиционных методических подходов, основанных на отношении к языку как к предмету изучения, можно считать недостаточную эффективность существующей системы обучения иностранным языкам. При решении стоящей перед обучающимся задачи, к осваиваемому языку нужно относиться как к инструменту получения знаний, а впоследствии, возможно, и практических навыков в области науки, техники или другой области деятельности, которые интересуют обучающегося и неБиблиографический список
обходимы ему как для того, чтобы выполнить какую-либо работу, так и для того, чтобы погрузиться с помощью его в мир своих увлечений. Такой подход можно рассматривать в качестве основополагающего при решении вопроса о прекращении традиционно раздельного существования обучающегося и осваиваемого им языка.
Для успешной реализации данного подхода необходимо, чтобы преподаватель, в первую очередь, сам освоил данную методику, чтобы впоследствии строить процесс обучения на основе передачи собственного опыта освоения языка. С этой целью он должен изменить роль языка в своей жизни, отдав приоритет его применению в качестве инструмента познания информации, не связанной со своей профессиональной деятельностью. В этом случае язык как специальность должен в повседневной жизни преподавателя отойти на задний план, принимая на себя главенствующую роль средства познания информации. В результате такого изменения преподаватель превращается в того, кто пользуется языком на практике, применяя его в качестве средства познания. Применение преподавателем языка в такой роли способствует созданию условий для приобретения им опыта в том, чему в дальнейшем необходимо будет научить обучающегося. В противном случае, затрата времени на обучение тому, чем преподаватель не владеет сам, не позволит обучающемуся достичь стоящей перед ним цели.
Таким образом, преподаватель иностранного языка должен обладать, прежде всего, техникой владения языком своей специализации, и только после определенного прогресса в развитии этого навыка может приступать к формированию у себя техники его преподавания [2]. В процессе данного исследования была создана система «преподаватель-студент», которая отражает роль преподавателя, обеспечивающую условия, необходимые для формирования навыка владения языком у обучающегося.
В результате проведенного исследования методики преподавания иностранных языков была проведена оценка степени подготовленности преподавателя к обучению иностранному языку, а также определена роль психологического фактора, как важного компонента процесса обучения иностранному языку. Кроме этого была доказана необходимость изменения цели учебного процесса с изучения языка на овладение им как практическим ресурсом и обоснована необходимость постоянного присутствия иностранного языка в повседневной жизни преподавателя в качестве средства познания им информации непрофессионального назначения.
1. Bloomfield, L. Outline guide for the practical study of foreign languages. Baltimore: Linguistic Society of America, 1942.
2. Мерхелевич, Г.В. Английский язык: как учить (ся), что бы обучить (ся). - Донецк, 2013.
Bibliography
1. Bloomfield, L. Outline guide for the practical study of foreign languages. Baltimore: Linguistic Society of America, 1942.
2. Merkhelevich, G.V. Angliyjskiyj yazihk: kak uchitj (sya), chto bih obuchitj (sya). - Doneck, 2013.
Статья поступила в редакцию 27.05.13
УДК 37.017.7 Smotrova E.V. HUMAN VALUES AS A GUIDING LINE IN MODERNIZATION OF SOCIAL RELATIONSHIPS AND EDUCATION. The objective of this article is to highlight human values as a moral imperative of mankind regardless of confessional peculiarities and diversity of interpretations in modern literature. The article's target audience is art and humanities teachers whose work is directly linked to young people's apprehension of human values and timeless ethical standards as an opposition to moral crisis and militant practicality that has taken over the modern society of consumption.
Key words: human values, moral imperative, spirituality, moral crisis, militant practicality, cultural core, culture-comfortable education.
Е.В. Смотрова, Почётный работник общего образования Российской Федерации, учитель музыки и
искусства в ГОУ Центр Образования «Измайлово» 1811, г. Москва, E-mail: [email protected]
ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ КАК ОРИЕНТИР В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБРАЗОВАНИЯ
Статья посвящена рассмотрению общечеловеческих ценностей как нравственного императива человечества - независимо от конфессиональных особенностей и многообразия интерпретаций в современной литера-
туре. Статья адресована, в первую очередь, педагогам - гуманитариям и учителям искусства, деятельность которых напрямую связана с постижением растущим человеком общечеловеческих ценностей, вневременных этических установок как оппозиции нравственному кризису и воинствующему практицизму, захватившему современное общество потребления.
Ключевые слова: общечеловеческие ценности, нравственный императив, духовность, нравственный кризис, воинствующий практицизм, культурное ядро, культуросообразное образование.
В эпоху модернизации общественных отношений и системы образования общечеловеческие ценности стали как никогда востребованными, обсуждаемыми и задействованными во множестве общественно-политических, художественно - эстетических и педагогических проектов. Вопрос определения понятия «общечеловеческие ценности» является широко обсуждаемым и остропроблемным. Сегодня наша страна переживает глубочайший системный кризис: ситуация во всех сферах человеческой жизнедеятельности давно уже стала критической. Пропаганда ценностей «общества потребления», где ценность потребления - главная цель человеческого бытия, деформировала морально-нравственные устои нашего общества. Навязываемые ценности «общества потребления» - это, прежде всего, паразитические потребности, связанные с деградацией общества в целом. Их абсолютизация грозит катастрофой цивилизации.
Ещё не так давно каждому в той или иной степени было понятно, что подразумевается под «общечеловеческими ценностями». Сегодня данное понятие всё чаще приходится уточнять и конкретизировать. В Послании Президента Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации (от 5 ноября 2008 г.) указано, что наши (курсив Е.С.) ценности «хорошо известны», это то, что дорого каждому в нашей стране: Справедливость, Свобода, Жизнь человека, Межнациональный мир, Семейные традиции, Патриотизм. «Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией. Это то, от чего мы не откажемся ни при каких обстоятельствах» [11].
Забота Президента о выздоровлении нашего общества и его консолидации очень понятна. И ценностные ориентиры подробно им расшифрованы. И вполне очевидно, что Д.А. Медведев напомнил нам об «общечеловеческих» ценностях, направив их влияние на решение современных проблем в нашей стране. Но только ли нашей стране они так необходимы? И необходимы ли, как важнейший механизм выживания человечества при любых обстоятельствах? Оказывается, ответ неоднозначный. Более того, находятся аргументы заявить, что понятия «общечеловеческие ценности» нет и быть не может. Например, «Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов»
A. Белояра (входит в Национальную политическую энциклопедию) является попыткой осмыслить процесс обновления русского языка и зафиксировать результаты этих изменений. «Общечеловеческие ценности» словарь трактует как «словосочетание, активно используемое в манипуляции общественным мнением. Утверждается, что, несмотря на различие национальных культур, религий, уровня жизни и развития народов Земли существуют некие одинаковые для всех ценности, следовать которым должны все без исключения. Ещё один миф и выдумка (курсив наш
- Е.С.), дабы создать иллюзию в понимании человечества как некоего монолитного организма с единым для всех народов путём развития и способами достижения своих целей» [10].
Данное понимание «общечеловеческих ценностей» нам следует отнести к дезинтеграционной тенденции противодействия процессу глобализации. Похожее понимание, с такой же социально-политической детерминантой высказывает советский и российский учёный С.Г. Кара-Мурза в книге «Потерянный разум». Он обвиняет догму «общечеловеческих ценностей» в появлении и развитии идейного хаоса современности: «Существование какой-то устойчивой шкалы ценностей для всех времён и народов
- идея не только ложная, но даже неправдоподобная» [3].
Среди подобных категорических утверждений есть и более либеральные, склонные к снисходительности. Так, известный современный историк, культуролог, литературовед и писатель
B.Г. Моров в телеэфире на вопрос ведущей программы о том, что такое «общечеловеческие ценности?», признался, что был бы очень благодарен тому, кто сумел бы ему это объяснить. В это понятие сегодня может входить «толерантность», разъяс-
нил учёный. Однако проблема, по его мнению, заключается в том, что ценности нужно не просто декларировать и исповедовать, их необходимо претворить в своём собственном жизненном опыте. С этим трудно поспорить, но вопрос всё же остаётся открытым.
Раскололось общество - поделили и ценности, даже сформулировали свои. Все ценности сегодня стали «относительными» к жизни и в результате - сама жизнь не имеет никакой ценности. Лишь в той мере, в какой существуют духовные ценности и духовные акты, в которых они постигаются, жизнь как таковая обладает некоторой ценностью. «Признаком “более высокой ценности” является то, что она менее “относительна”, сущностным признаком “высочайшей” ценности - то, что она “абсолютна”» [12].
История знает общечеловеческие ценности как ценности библейские. Десять заповедей можно назвать нравственным императивом верующих, общезначимым нравственным предписанием, принципом человеческого поведения в статусе «абсолют». Единство ислама и индуизма сегодня отражено в деятельности индийского духовного наставника Саи Бабы и смысл этого единства закреплён в пяти общечеловеческих ценностях:
- Истина (знание об изначальной природе всего сущего);
- Праведность (выражается в «золотом правиле нравственности» - поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой);
- Умиротворённость (это «явление» любви в человеческих чувствах);
- Любовь (энергия, лежащая в основе всего Творения);
- Ненасилие (непричинение вреда).
Мы разделяем точку зрения на «общечеловеческие ценности» как на абсолютную константу вне строя, времени и религиозных убеждений, направленную на развитие человеческого в человеке: « Общечеловеческие ценности — альтернатива самоубийству человечества» [9].
Общечеловеческие духовно-нравственные ценности являются вечными. При этом речь может идти необязательно о системе, а о наличии их. Отсутствие системы явлений не доказывает отсутствия явления. Поэтому, у нас нет задачи «подсчитать» эти ценности, мы хотим лишь присоединить свой голос к мнению тех, кто настаивает на их объективном существовании как механизма выживания человечества.
Общечеловеческие ценности всегда были в центре содержания образования. Образование в России никогда не сводилось к преподаванию и усвоению необходимых знаний, но всегда включало в себя нравственно-воспитательный компонент. И сегодня это акцентировано появлением новой учебной дисциплины «Основы религиозных культур и светской этики». 4 марта 2012 г. в Президентском зале Российской Академии Наук состоялась I Всероссийская научно - практическая конференция: «Духовное оздоровление России - как повысить уровень нравственности в обществе». Её участники признали целесообразным принятие Программы действий по духовно-нравственному оздоровлению нации и создание «Совета по нравственности».
Многочисленные научно-практические конференции в разных регионах посвящены проблемам духовно-нравственных основ воспитания подрастающего поколения. Так, 23 ноября 2012 г. прошла Международная научно-практическая конференция «Духовно-нравственная культура как фактор модернизации российского общества XXI века» на базе Тамбовской Академии гуманитарного и социального образования, которая уверенно подтвердила важность обсуждаемой проблематики.
Сегодня на всех уровнях есть понимание значимости духовно-нравственного акцента в воспитании и образовании, в «очищении» нашего общества. Ведущиеся дискуссии о нравственности, ее содержании, функциях, проявлениях и т.д. часто связываются с духовностью, которая традиционно понималась в аспекте религиозности. Однако, мы присоединяемся к мнению Антоняна Ю.М. о неидентичности понятий духовности
и религиозности: «Духовность можно определить как стремление к неким высшим целям индивидуального и общественного развития в соответствие с нравственными нормами, в том числе провозглашенных религией, как единство с природой, как жизнь в высших идеалах, вбирающая в себя художественное, научное, техническое, богословское и иное творчество, интеллектуальные запросы _ и потребности. Духовное можно понимать и как возвышение над материальными заботами и интересами, позволяющими жить и оперировать ценностями, которые можно назвать вечными» [1, с. 7-8]. Нравственность мы понимаем как «совокупность поведенческих эталонов, взглядов, убеждений и представлений о должном и допустимом» [5].
Нынешние образовательные реформы отражены в Федеральных государственных стандартах, включающих воспитательный компонент, представленный несколькими документами. В их числе концепция духовно-нравственного воспитания школьников, примерная программа воспитания и социализации обучающихся. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников приведена система базовых национальных ценностей.
«Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
- традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
- искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
- природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
- человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)» [2].
Данная концепция - теоретическая попытка вернуть образованию его «человекообразующую» роль, направить школу на приобщение растущего человека к источникам нравственности и человечности.
Известный отечественный педагог-новатор В.А. Караковс-кий выделяет в качестве общечеловеческих ценностей восемь понятий: Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек; В.В. Медушевский и Л.Н. Столович называют Добро, Истину и Красоту; Б.Т. Лихачёв - Истину, Веру, Надежду и Любовь. Думается, что сюда можно причислить и «этические добродетели» древних греков - благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость и др.
Проблема общечеловеческих ценностей состоит даже не в их точном определении. По мнению С.Г. Кара-Мурзы, «ценности не «записаны» в биологических структурах и не передаются по наследству (генетически), а передаются из поколения в поколение через обучение самыми разными способами. При этом отдельные ценности обладают изменчивостью и могут существенно видоизмениться в течение жизни одного поколения, но их совокупность, “культурное ядро”, обладает большой устойчи-
Библиографический список
востью. Благодаря этой устойчивости народы, культуры и цивилизации существуют веками и даже тысячелетиями, сохраняя свою культурную самобытность». По всей видимости, это «культурное ядро» и составляют «общечеловеческие» ценности, т.е. ценности наивысшего порядка.
В приведённой выше цитате раскрыт механизм обретения ценностных ориентаций человека - обучение. В связи с этим, данное высказывание можно рассматривать как обращение к педагогическому сообществу. Ведь, если не в школе, то где ещё созданы условия для «обучения самыми разными способами»? Выходит, «живучесть» народа, культуры в наших учительских руках. Так чему же учить в школе? По мнению Ю.М. Лотма-на, «Знанию, Памяти и Совести». «Это три предмета, которые необходимы в любой Школе, и которые вобрало в себя искусство. А искусство это по сути своей Книга Памяти и Совести. Нам надо только научиться читать эту Книгу» [8]. Иными словами, предназначение искусства - сформировать основные ориентиры - общечеловеческие ценности, где совесть - способность их распознать и сделать свой выбор. Учёный расставил приоритеты содержания образования, и мы разделяем его точку зрения: у человека «есть только две ноги: интеллект и совесть. Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести» [8]. В данном контексте понятие «совести» максимально приближено к понятию «нравственности». Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и Е.А. Ефрона указывает на эту взаимосвязь - «совесть есть корень явлений нравственного мира» [13].
Удивительна сложившаяся ситуация: на протяжении всей истории отечественной педагогики никогда не снимался с повестки дня вопрос духовно-нравственного воспитания как основы сосуществования людей, обеспечивающей всем равные возможности индивидуального развития.
Однако, как понять глубокий нравственный кризис, так стремительно разрушающий наши традиционные педагогические устои? Б.Т. Лихачёв объяснял этот факт формализмом в деле нравственного воспитания: «...была ли эта необходимая и достаточная для падения нравственная высота в нашем обществе? Повседневный жизненный опыт свидетельствует, что человек, достигающий в своём духовном развитии подлинных нравственных высот, редко падает с них» [7]. Получается, раз падали, значит невысоко сидели.
Собственно, В.Г. Моров тоже говорит о формальном декларировании нравственных опор. Выходит, говорили и писали всё правильно, а проверку жизнью не прошли. Мы присоединяемся к данному пониманию сложившегося противоречия и считаем возможным добавить, что все понимали и понимают ЧЕМУ учить, но КАК этому научить - оказалось проблемой. Наше убеждение подкреплено высказыванием В.А. Караковского: «Ещё немало учителей наивно полагаются на некие универсальные методики, в которых каждый педагог найдёт ответы на все основные вопросы, а главное - на то, что и как делать. Таких программ не может быть в принципе.» [4, с. 78].
На наш взгляд, универсальных педагогических методик, способных обеспечить успешность любой педагогической ситуации, действительно не может быть. Однако современная педагогика вооружена научной концепцией культуросообразного образования, которая является «...реальным методологическим регулятивом педагогического знания и ценностным императивом педагогического действия» [6, с. 4]. Основополагающие идеи данной концепции - это опора на систему общечеловеческих нравственных ценностей и уважение к традициям национальных культур.
Исходя из вышесказанного, в борьбе с воинствующим практицизмом, овладевающим детскими умами и душами, необходимо, даже в ущерб знаниевой стороне образования, бросить все усилия на сохранение человеческого в маленьком человеке, решать любые программно-образовательные вопросы сквозь призму нравственности и общечеловеческих ценностей. Практическая реализация этой проблемы может в ближайшем будущем определить развитие российской общественной жизни и образования.
1. Актуальные проблемы нравственности: сб. материалов международной научно-практической конф. 9-16 мая 2009 г. [Э/р]. - Р/д: http:/ /www.igumo.ru/files/nauch/konf-nravstvennost.pdf
2. Захарченко, М.В. Духовно-нравственное развитие и воспитание как ключевые категории в методологии проектирования образовательных программ [Э/р]. - Р/д: http://www.spbda.ru/news/a-551.html
3. Кара-Мурза, С.Г. Потерянный разум [Э/р]. - Р/д: http://www.kara-murza.ru/books/Razum/Razum004.html
4. Караковский, В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности - основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М., 1993.
5. Колесов, Д.В. За что судят побеждённых, или Совесть - это не химера! // Развитие личности: эл. журнал. - 2009. - № 2.
6. Кудрявцев, В.Т. Культуросообразное образование: концептуальные основания / В.Т. Кудрявцев, В.И. Слободчиков, Л.В. Школяр // Известия Российской академии образования. - М. - 2001. - № 4.
7. Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания [Э/р]. - Р/д: http://svoy.ru/book/catalog/7082./
8. Лотман, Ю.М. Чему же учатся люди? [Э/р]. - Р/д: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/L0TMAN/L0TMAN01.HTM
9. Столович, Л.Н. Золотое правило как общечеловеческая ценность [Э/р]. - Р/д: http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html
10. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов [Э/р]. - Р/д: http://www.politike.ru/dictionary/472/word/obschechelovecheskie-cenosti
11. Стенограмма [Э/р]. - Р/д: http://президент.рф/transcripts/1968
12. Шелер, М. Формализм в этике и материальная этика ценностей [Э/р]. - Р/д: http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos/chrest/g15/sheler.html#sheler3
13. Брокгауз, Ф.А. Энциклопедический словарь / Ф.А. Брокгауз, Е.А. Ефрон [Э/р]. - Р/д: http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/
Bibliography
1. Aktualjnihe problemih nravstvennosti: sb. materialov mezhdunarodnoyj nauchno-prakticheskoyj konf. 9-16 maya 2009 g. [Eh/r]. - R/d: http:// www.igumo.ru/files/nauch/konf-nravstvennost.pdf
2. Zakharchenko, M.V. Dukhovno-nravstvennoe razvitie i vospitanie kak klyuchevihe kategorii v metodologii proektirovaniya obrazovateljnihkh programm [Eh/r]. - R/d: http://www.spbda.ru/news/a-551.html
3. Kara-Murza, S.G. Poteryannihyj razum [Eh/r]. - R/d: http://www.kara-murza.ru/books/Razum/Razum004.html
4. Karakovskiyj, V.A. Statj chelovekom. Obthechelovecheskie cennosti - osnova celostnogo uchebno-vospitateljnogo processa. - M., 1993.
5. Kolesov, D.V. Za chto sudyat pobezhdyonnihkh, ili Sovestj - ehto ne khimera! // Razvitie lichnosti: ehl. zhurnal. - 2009. - № 2.
6. Kudryavcev, V.T. Kuljturosoobraznoe obrazovanie: konceptualjnihe osnovaniya / V.T. Kudryavcev, V.I. Slobodchikov, L.V. Shkolyar // Izvestiya
Rossiyjskoyj akademii obrazovaniya. - M. - 2001. - № 4.
7. Likhachyov, B.T. Filosofiya vospitaniya [Eh/r]. - R/d: http://svoy.ru/book/catalog/7082./
8. Lotman, Yu.M. Chemu zhe uchatsya lyudi? [Eh/r]. - R/d: http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/L0TMAN/L0TMAN01.HTM
9. Stolovich, L.N. Zolotoe pravilo kak obthechelovecheskaya cennostj [Eh/r]. - R/d: http://magazines.russ.ru/zvezda/2008/2/st14.html
10. Tolkovihyj slovarj demokraticheskogo novoyaza i ehvfemizmov [Eh/r]. - R/d: http://www.politike.ru/dictionary/472/word/obschechelovecheskie-cenosti
11. Stenogramma [Eh/r]. - R/d: http://prezident.rf/transcripts/1968
12. Sheler, M. Formalizm v ehtike i materialjnaya ehtika cennosteyj [Eh/r]. - R/d: http://www.ido.rudn.ru/ffec/philos/chrest/g15/sheler.html#sheler3
13. Brokgauz, F.A. Ehnciklopedicheskiyj slovarj / F.A. Brokgauz, E.A. Efron [Eh/r]. - R/d: http://dic.academic.ru/contents.nsf/brokgauz_efron/
Статья поступила в редакцию 27.05.13
УДК 612.014.4 -057.875.(571.122):378
Tsepko О.А., Ivanova N.L. INFLUENCE OF WEATHER FACTORS ON STUDENTS' PSYCHOMOTOR ABILITIES IN THE CONDITIONS OF ENVIRONMENTAL EXTREMES. In the article research actuality is defined by contradictions between the necessity of health level increase among students living on the areas equal to the Far North, on the one hand, and insufficiency of scientific development of this problem in the theory and practice of physical training, on the other hand.
The research is aimed at students' life activity studying in particular in response to the factorsinfluencing various systems and organs. Study of this interaction is of utmost interest and it may be continued.
Key words: psychoemotionalstate, students, adaptiveprocess, climatic factors, atmospherepressure, wind speed, air humidity, temperature, magnetic storm.
О.А. Цепко, доц. каф. теории физической культуры, Сургутский гос. университет, г. Сургут, E-mail: Tsepkoo @mail.ru; Н.Л. Иванова, ст. преп. каф. физической культуры, Сургутский гос.
университет, г. Сургут, E-mail: [email protected]
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ ПОГОДЫ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ СТУДЕНТОВ В ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
В данной статье актуальность исследования определена противоречиями между необходимостью повышения уровня здоровья студентов, проживающих на территориях, приравненных к Крайнему Северу, с одной стороны, и недостаточностью научной разработанности этой проблемы в теории и практике физического воспитания студентов, с другой. Работа направлена на изучение жизнедеятельности студенческой молодежи, в частности, на воздействующие факторы, на различные системы и органы, а также их взаимоотношения.
Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, студентки, процесс адаптации, климатические факторы, атмосферное давление, скорость ветра, влажность воздуха, температура, магнитные бури.
В современной сложной социально-экономической и экологической обстановкой проблема выживания нации в значительной степени зависит от здоровья населения. В сфере высших учебных заведений осуществляется реорганизация системы образования, в том числе и в сфере физического воспитания и спорта. По мнению исследователей, в сфере физического воспитания и спорта образовательный процесс должен быть переориентирован на подготовку специалистов, выделяющихся знаниями и навыками по укреплению собственного здоровья, а также здоровья окружающего контингента. Существующее противоречие между необходимостью повышения уровня здоровья студентов высших учебных заведений, расположенных на тер-
риториях, приравненных к Крайнему Северу, с одной стороны, и недостаточностью научной разработанности этой проблемы в теории и практике физического воспитания студентов, с другой, это обусловливает актуальность исследований, направленных на ее разрешение.
Прежде чем перейти к обсуждению вопроса о влиянии факторов погоды на психоэмоциональное состояние организма студентов, следует отметить, что данная проблема многократно изучалась несколько в другом аспекте отечественными и зарубежными учеными [1; 2; 3]. Вместе с тем, на наш взгляд, изучение жизнедеятельности студенческой молодежи, в частности, в ответ на воздействующие факторы, на различные системы