Научная статья на тему 'Базисные составляющие нравственного воспитания'

Базисные составляющие нравственного воспитания Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1337
208
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / НРАВСТВЕННАЯ ВОСПИТАННОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / MORAL CONSCIOUSNESS / MORAL / EDUCATION / MOTIVATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Воронцова О. М.

Низкий уровень нравственной мотивации общества, формирующегося на основе варваризирующейся культуры, заставляет обратиться к базисным основам нравственного воспитания. Критерии нравственного сознания, нравственного поведения, нравственных чувств являются результативной базой нравственной воспитанности. Использование православного тезауруса расширяет понятийное составляющее общечеловеческих ценностей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic components of moral education

The low level of moral motivation of the company, formed on the basis of collapsing culture, makes one turn to the basic fundamentals of moral education. Criteria of moral consciousness, morality, moral sentiments are productive base of moral education. The use of the Orthodox thesaurus extends the conceptual component of universal values

Текст научной работы на тему «Базисные составляющие нравственного воспитания»

ФИЛОСОФИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2014. № 1. С. 30-32.

УДК 37.034 О.М. Воронцова

БАЗИСНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

Низкий уровень нравственной мотивации общества, формирующегося на основе варваризирующейся культуры, заставляет обратиться к базисным основам нравственного воспитания. Критерии нравственного сознания, нравственного поведения, нравственных чувств являются результативной базой нравственной воспитанности. Использование православного тезауруса расширяет понятийное составляющее общечеловеческих ценностей.

Ключевые слова: нравственное сознание, нравственная воспитанность, мотивация.

В период варваризации культурной составляющей российской реальности, отражающейся во всех его аспектах, возникает острая необходимость духовно-интеллектуальной организации общества, направленной на преемственно-культурные этические системы ценностей.

Г. Шестун разделяет культурно-образовательное пространство многонационального Российского государства на три составляющих элемента, находящихся между собой в иерархическом взаимоотношении, а именно: национальная традиция (родной язык, национальная культура, уклад жизни, нравственные предписания); цивилизационная (народная) традиция (единый язык, социальные отношения, государствообразующая культура с едиными этическими нормами); формирующая традиция мирового общества (освоение языка, этикета, основ знаний необходимо для вхождения в мировое сообщество) [1, с. 86].

Многонациональный народ России соединяющим звеном имеет общие нравственные основы жизнеустройства, вытекающие из исповедуемых религиозных учений - православия, ислама, иудаизма.

М.Д. Купарашвили в работе «Сумма трансценденталий» рассматривает как уникальное средство к осмыслению и реализации категориальный аппарат и фразеологию православной религии, «которые философская рефлексия превращает в мощный инструмент мобилизации самых лучших возможностей человека», а также определяет, что приоритеты православного тезауруса обеспечивают глубокий нравственный смысл и полноту выражения общечеловеческих ценностей [2, с. 197].

Личностное усвоение нравственных основ часто происходит стихийно, без осознания их общественной ценности. Однако формирование высоконравственной личности неизбежно связано с рассудочно-рациональным отношением к требованиям общественной морали и конструированием элементов структуры индивидуального нравственного сознания, а именно: знание и принятие моральных принципов, норм, нравственных идеалов, понятий, убеждений, чувств.

Нравственное сознание - сложная многоэлементная система, ориентирующая личность на аксиологическое взаимодействие с окружающим миром.

Л.Н. Антилогова выделяет два уровня нравственного сознания: обыденный и теоретический, «которые неправомерно противопоставлять, ибо, поднимаясь до уровня теоретического сознания, человек не оставляет свои чувства у его порога, они также поднимаются на новый уровень, преобразовываясь в этом движении» [3]. Обыденный уровень автор представляет в виде ежедневного будничного межличностного взаимодействия основанного на традициях, обычаях. Теоретический - как концептуальный способ познания мироустройства, через нравственные законы, понятия. Ценностную пирамиду у Антилоговой составляют понятия «добро», «счастье», «справедливость».

© О.М. Воронцова, 2014

Базисные составляющие нравственного воспитания

31

По мнению архимандрита Платона в ценностную пирамиду нравственного сознания должны входить понятия «совесть», «стыд», «ответственность», «долг», «добродетель» [4, с. 327], что подчеркивает мнение М.Д. Купарашвили о приоритете православного тезауруса, включающего в состав понятия и духовную глубину.

Важным является выделение показателей, уровня развития нравственного сознания личности: умение видеть, вычленять и принимать нравственную сторону действительности; понимание нравственных мотивов и результатов поступков; умение предвидеть в нравственном плане последствия своих поступков для других людей; принятие нравственных норм и ценностей [5].

При характеристике индивидуального нравственного сознания значительный интерес представляет анализ моральных потребностей, так как с их помощью осуществляется перевод моральных правил, требований, идеалов в повседневную практику поведения человека. В данный момент исторического времени моральные потребности у молодых представителей современного общества формируются под идеологическим влиянием варваризирующейся культуры и, как следствие, находятся в неразвитом состоянии, характеризуются примитивизмом, проникнуты потребительской психологией.

А.С. Макаренко придавал исключительное значение формированию нравственных потребностей, составляющих основу коллективного воспитания: потребности относиться к другому человеку как к себе подобному; потребности видеть в другом человеке личность, наделенную чувствами, умом, волею, и др. [6].

Потребности, интересы, установки личности определяют мотивацию нравственной деятельности. Если в потребностях, интересах осознаются содержание активных устремлений личности, цель ее действий, то в мотиве фиксируется прежде всего то, ради чего эта задача, эта цель намечены к реализации. Мотивация представляет собой важнейший этап субъективной подготовки к принятию решения, выбору средств его реализации и совершению самого действия, поступка. В структуре мотивации вычленяют такие аспекты, как мотивация труда, обучения, общественной деятельности, динамика моральных и материальных стимулов указанных видов деятельности, изучение субъективных и объективных условий, которые влияют на мотивацию, определяют общую тенденцию ее развития.

Результатом нравственного воспитания личности выступает уровень нравственной воспитанности. Сложность определения результативности заключается в отсутствии единой системы критериев и оценки, вследствие этого для определения уровня нравственности рассматривают:

• набор нравственных качеств личности (Н.И. Монахов, И.С. Хазова, М.И. Шилова);

• направленность личности (Л.И. Божович, З.И. Васильева, А.В. Зосимовский, И. А. Каиров, Т.Е. Конникова);

• отношение к учению, труду, обществу (И.С. Марьенко, Н.Е. Щуркова, В.Я. Яковлев);

• нравственную позицию личности (В. Аромавичюте, Б. Битинас);

• уровень развития нравственных чувств, отношений, способности к морально-общественной регуляции, идейно-нравственных убеждений и морально-политического мировоззрения (Е.В. Бондаревская);

• деятельность и сформированность отдельных сторон нравственного развития (Б.Т. Лихачев, Т.Ф. Лысенко, Э.Р. Рахманов).

Остановимся более подробно на некоторых точках зрения, обусловливающих выбор критериев нравственной воспитанности пониманием сущности данного свойства личности.

И.Ф. Харламов считает внутренние изменения в психологической структуре личности, главными признаками нравственной воспитанности. Основными критериями нравственной воспитанности, по мнению этого автора, являются: доминирование

нравственных потребностей и мотивов; степень сформированности нравственных качеств, осознание социальной и личностной значимости, усвоение моральных норм, правил и принципов; устойчивость нравственных умений, навыков и привычек [7].

Уровень нравственной воспитанности И.А. Каиров и О.С. Богданова рассматривают как уровень развития нравственного сознания, нравственного поведения и нравственных чувств. Они считают, что эти уровни могут не совпадать, между ними существуют сложные взаимосвязи, составляющие структуру личности. Поэтому показателем нравственного развития, по их мнению, будет не только уровень нравственного развития каждой стороны личности (сознание, поведение, чувства), но и соотношение развития разных сторон, например сознания и поведения, поведения и чувств.

С точки зрения нравственного поведения показателями уровня воспитанности данные авторы считают: поступки в ситуации выбора, когда человек самостоятельно принимает решение и действует, придерживаясь известной ему нормы (или вопреки ей); «круг» распространения нравственного поведения (поведение по отношению к «близким» и «незнакомым»); устойчивость поступков в различных ситуациях (например, по степени внешнего контроля, «знако-мости»). И сознание, и поведение вызывают нравственные переживания личности. Характер переживания (что и как переживается) указывает на то, как человек понимает воздействующие на него обстоятельства.

32

О. М. Воронцова

Содержание «значимых переживаний» является показателем уровня развития нравственных чувств личности [5].

В данный момент исторического развития российской цивилизации наблюдается необходимость применения существующего массива научных исследований в области базисных основ нравственного воспитания, практическое применение их специалистами в области культуры, социальных служб и воспитания. Подтверждение актуальности разработки не только теоретической, но и практической направленности формирования нравственных мотивов, потребностей, сознания находим в работе М.П. Стуровой, где она пишет, что «удалось проследить одну зависимость с достаточной степенью достоверности - мера одержимости преступлением, убийством, насилием пропорциональна безверию, бездуховности человека» [8].

ЛИТЕРАТУРА

[1] Шестун Г., игумен. Православная педагогика.

М. : Про-Пресс, 2010. 671 с.

[2] Купарашвили М. Д. Сумма трансценденталий : в 2 ч. М. ; Омск, 2003. Ч. 2. 319 с.

[3] Антилогова Л. Н. Нравственное сознание

личности и его структура // Сибирская психологии сегодня : сб. науч. тр. Кемерово : Кузбасс-вузиздат, 2002. Ш1_: http://hpsy.ru/public/

x2480.htm (дата обращения: 01.11.2013).

[4] О вере и нравственности по учению Православной Церкви. М. : Московская патриархия, 1991. 368 с.

[5] Богданова О. С., Каиров И. А. Соотношение светского и религиозного образования (материалы «круглого стола») // Дополнительное образование в области христианской культуры, морали, этики (опыт, проблемы и решения) : матер. Междунар. конф. М., 1993. С. 1441.

[6] Макаренко А. С. Педагогическая поэма. ИТРК, 2003.736 с.

[7] Харламов И. Ф. Педагогика. М. : Гардарики, 1999. 520 с.

[8] Стурова М. П. Духовность как фактор национальной безопасности России // Духовность. Нравственность. Правопорядок : сб. ст. Красноярск : Изд-во Сиб. юридич. ин-та МВД России, 2003. С. 26-36.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.