УДК 37.013
и.ю. Кульчицкая НАРОДНАЯ ПЕДАГОГИКА КАК СРЕДСТВО
НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Аннотация. В статье дается обоснование нравственного воспитания млад-шего школьника средствами народной педагогики. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела особое значение. Народная педагогика как человеческий и жизненный опыт сегодня может и должна стать неотъемлемым средством воспитания ребенка.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, народная педагогика, традиции народной педагогики, модель нравственного воспитания школьников, содержательный и процессуальный компоненты.
Irina Kuichitskaya THE NATIONAL PEDAGOGY AS MEANS OF THE
MORALEDUCATION OF YOUNGER SCHOOL STUDENTS
Abstract. The article is given a justification of the moral education of the younger school student by means of the national pedagogy. The problem of the spiritual and moral education in the conditions of modern Russian society was of particular importance. The national pedagogy as human and life experience, can today and has to become the integral tool of the education child.
Keywords: spiritual and moral education, national pedagogy, traditions of national pedagogy, model of moral education of school students, substantial and procedural components.
Глубинные изменения в современном российском обществе постепенно привели к осознанию научной педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всем образовательном пространстве России.
В условиях снижения культурного и интеллектуального уровня нации требуется возрождение традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за приемлемый уровень жизни создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальному сиротству, росту криминогенности среди подростков, бродяжничеству, популярности токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодежи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить себя воспитанию своих детей.
В требованиях федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других социальных институтов.
Взаимодействие народной педагогики, народного воспитания отчетливее всего прослеживается в творческом наследии великих педагогов. Особенно поучительными и значимыми в этом отношении являются опыт и идеи Я.А. Коменского и гениальных продолжателей его дела: К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского.
© Кульчицкая И.Ю., 2014
В своей статье А.И. Рудова напоминает, что «народная педагогика старше, чем педагогическая наука и образовательно-воспитательные учреждения. Сила ее - не в авторитетных именах и плодотворных теориях, а в авторитетных мыслях и плодотворных результатах. Как своего рода самосознание народа возникла и развивалась народная педагогика на основе обобщения отдельных поступков людей и поведения народов в целом. В народной педагогике имеет место целая иерархия выводов. Выводы из педагогического опыта обобщаются на уровне улицы, деревни, потом местности и, наконец, целого народа и страны» [3, с. 46].
Народная педагогика - это опыт и его описание, это средства и идеи народного воспитания, это совокупность педагогических сведений и воспитательного опыта, сохранившихся в устном народном творчестве, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках. Творец народной педагогики - народ без книг и специальных сочинений - все же искал и находил успешные способы подготовки новых поколений. Даже термины «воспитание», «обучение» вошли в научную литературу из бытовой речи, считает А.Э. Урунбасарова [4] .
Отличительными чертами народной педагогики являются демократизм, практицизм, эмпиризм, преемственность и синкретизм. Раскроем кратко сущность данных понятий.
Демократизм формировался как протест против официальных государственных систем, отражающих интересы правящих классов.
Практицизм проявляется в том, что народная педагогика сильна отдельными находками, а не стройными системами, результатами воспитания, а не теориями, то есть преобладанием практических воспитательных воздействий.
Эмпиризм - учение, признающее и отражающее опыт: так как педагогические идеи разбросаны, они представлены в разных сферах общественной жизни и деятельности: в обычаях, в разных жанрах народного творчества, хозяйственных делах, материальной культуре.
Преемственность - в отличие от педагогической науки народная педагогика не имеет законченных чисто педагогических трудов, не имеет сохранившихся в народной памяти имен талантливых педагогов, так как они никем не фиксировались; идеи, выражая мнение масс, постепенно теряли авторство и становились мыслями всех, передавались из поколения в поколение, обогащаясь, видоизменяясь.
Синкретизм - единство с институтами социальной жизни народа, с его культурными верованиями, обрядами, нормами общественного поведения [3, с. 47—48].
Под нравственным воспитанием школьников на традициях народной педагогики мы понимаем целенаправленное взаимодействие родителей, школьников, педагогов в процессе изучения истории, культуры, родного языка, традиций и обычаев своего и других народов. В результате этого взаимодействия школьникам необходимо прививать такие нравственные качества, как уважение к старшим, к людям другой национальности, трудолюбие, доброта, ответственность, дисциплинированность, терпимость, отзывчивость, любовь к близким, к Родине, а также формировать нравственные нормы поведения, востребованными обществом.
Наиболее полно решение задачи формирования нравственности младших школьников на традициях народной педагогики способны обеспечить системный и аксиологический подходы. Системный подход, выступая теоретико-методологической стратегией исследования проблемы нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, обеспечивает комплексное ее изучение. Особенностью системного подхода является его ориентация на изучение объекта в целом и разработку методов такого изучения. В процессе нравственного воспитания школьников вызывает особый интерес аксиологический подход, в основе которого лежит понимание и утверждение человече-
ской жизни, показана связь между системой ценностей человека, его эмоциональным и волевым развитием. В настоящее время аксиологический подход имеет общенаучный статус.
З.А. Булатовой предложена модель нравственного воспитания школьников, включающая в себя целевой, содержательный, процессуальный компоненты [1, с. 13-14].
Целевой компонент выступает по отношению к остальным компонентам в качестве управляющей инстанции. Он служит определяющим фактором содержательной разработки компонентов, определения четкого понимания результата. Этот компонент выполняет функции целеполагания, мотивации (создание целевых установок у школьников на формирование нравственности), ценностной ориентации (общечеловеческие и этнокультурные ценности выступают критериями оценки и ориентации школьников).
Содержательный компонент модели включает в себя изучение истории, культуры, родного языка, традиций, обычаев разных народов, приобщение школьников к социально значимой (проектной, исследовательской, художественно-творческой, общественно полезной) деятельности, предполагает владение школьниками поликультурными, информационными, коммуникативными, социальными компетенциями. Этот компонент выполняет обучающую (приобретение знаний, необходимых для формирования нравственности школьников на традициях народной педагогики), воспитательную (формирование нравственных качеств у школьников, нравственных норм поведения), организационную (определение содержания и направлений процесса нравственного воспитания школьников) функции.
Процессуальный компонент. Эффективность процесса нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики зависит от умелого использования разнообразных форм, методов, средств этнокультурного воспитания. Данный компонент выполняет воспитательную (воспитание на прогрессивных идеях и традициях разных народов), развивающую (разнообразные формы, методы, средства нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики), информационную (получение информации об эффективности организации процесса нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики, о затруднениях и достижениях школьников в процессе изучения традиций и обычаев разных народов, предоставление данных об уровне сформированное™ нравственности школьников на традициях народной педагогики) и рефлексивную (обеспечение субъектной позиции в образовательном процессе) функции. Методами реализации данного компонента выступают оценка, самооценка, тестирование, экспертная оценка.
Модель нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики характеризуется реализацией принципов гуманизма, культуросообразности, природосообразности, народности, преемственности и определенных педагогических условий [2]:
— осуществление нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных учреждений с учетом их индивидуальных, возрастных и регионально-этнических особенностей;
— осуществление нравственного воспитания школьников во внешкольной работе в социуме с учетом особенностей взаимодействия и взаимовлияния прогрессивных идей педагогики разных народов;
— ресурсное обеспечение образовательной среды общеобразовательных школ, необходимое для обеспечения процесса нравственного воспитания на традициях народной педагогики.
Исходя из анализа современной психолого-педагогической литературы и материалов ФГОС, можно сделать вывод об актуализации проблемы нравственного воспитания младших школьников в современном образовательном пространстве. Одним из ведущих средств реализации данной деятель-
ности следует считать народную педагогику, которая с течением времени не теряет своей значимости.
Библиографический список
1. Булатова З.А. Нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики: автореф. дис. ... канд. пед.наук. - Челябинск, 2010. - 27 с.
2. Булатова З.А. Социально-педагогические условия нравственного воспитания школьников на традициях народной педагогики: монография / З.А. Булатова. - Уфа: Изд-во БИРО, 2009. - 139 с.
3. Рудова А.И. Идеи народной педагогики в формировании личности // Вестник ОГУ. - 2000. - № 3. - С. 4649.
4. Урунбасарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки / Э.А. Урунбасарова. - Алматы: Казгосиздат, 1999. - 142 с.