Научная статья на тему 'Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов первого курса'

Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов первого курса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1690
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИВЫЧНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / УРОВЕНЬ НЕЙРОТИЗМА И ЭКСТРАВЕРТНОСТИ / ТЕМПЕРАМЕНТ / HABITUAL MOTION ACTIVITY / LEVEL OF NEUROTICISM AND EXTROVERSION / TEMPERAMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Кокорева Елена Геннадьевна

Гармония психофизиологических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность. В результате проведённой работы установлено 3 типа привычной двигательной активности. Среди испытуемых было выявлено, что холериков с высокой привычной двигательной активностью 13 %, флегматиков со средней привычной двигательной активностью 6 %, меланхоликов с низкой привычной двигательной активностью 13 %.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Иванов Валентин Дмитриевич, Кокорева Елена Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psychophysiological Qualities of Individual and First Year Students’ Motion Activity

Harmony of psychophysical strength of an organism are increases provision of health, creates conditions for self-expression in various areas of our life. Active and healthy person keeps youth for a long time, continuing creating activity. As a result of work, identified 3 types of habitual motion activity. Choleric with a high habitual motion activity 13 %, phlegmatic with an average habitual motion activity 6 %, melancholic with low habitual motion activity 13 % were identify among subjects.

Текст научной работы на тему «Психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов первого курса»

Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 13 (342). Образование и здравоохранение. Вып. 4. С. 60-67.

УдК 796.06 ББК 74.57

психофизиологические свойства личности и двигательная активность студентов первого курса

В. Д. Иванов, Е. Г. Кокорева

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет», Челябинск, Россия

Гармония психофизиологических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность. В результате проведённой работы установлено 3 типа привычной двигательной активности. Среди испытуемых было выявлено, что холериков с высокой привычной двигательной активностью 13 %, флегматиков со средней привычной двигательной активностью — 6 %, меланхоликов с низкой привычной двигательной активностью — 13 %.

Ключевые слова: привычная двигательная активность, уровень нейротизма и экстравертности, темперамент.

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Исследования уровня двигательной активности молодёжи ведутся во многих странах мира. Интерес к различным аспектам этой проблемы обусловлен взаимосвязью привычной двигательной активности и здоровья человека, что особенно ярко обнаруживается в периоды развития организма.

Необходимым условием гармоничного развития личности является достаточная двигательная активность. Эта проблема особенно актуальна для студентов в связи с интеллектуальной перегруженностью и склонностью к гипокинезии. Студентам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.

Цель исследования: выявить особенности привычной двигательной активности и психофизиологических функций у студенток первого курса ЧелГУ.

Задачи исследования:

1. Определить тип привычной двигательной активности студентов.

2. Определить уровень нейротизма и экстра-вертности и тип темперамента у студентов.

3. Провести сравнительный анализ уровней привычной двигательной активности и типов темперамента у студентов.

Теоретические основы изучения проблемы двигательной активности человека. Впервые в ли-

тературе по физиологии термин «потребность в двигательной активности» и его синоним — ки-незофилия были введены М. Р. Могендовичем. Под потребностью в двигательной активности он понимал: «...мощный потенциал энергии, наследственно заложенный в мозгу и определяющий активность моторики, как органическую потребность, своего рода инстинкт первостепенного биологического значения» [13].

В настоящее время, исходя из существующих нестрогих определений, двигательная активность оценивается как внутренне детерминированная и внешне обусловленная система рациональных форм двигательной деятельности (деятельности, существенными моментами которой являются движения, организованные в систему активных мышечно-двигательных действий) [16].

Привычной двигательной активностью считается такая активность, которая проявляется в процессе обычной жизнедеятельности. Количественно она может быть выражена числом движений за сутки, или среднесуточной величиной, точной величиной за неделю, месяц, сезон года и даже за весь календарный год в целом [14].

Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков. К сожалению, такое несоответствие встречается часто, особенно у детей школьного возраста, что приводит к дисгармоничному развитию, нарушениям в состоянии здоровья молодёжи, а в итоге — к снижению эко-

номического потенциала общества. Этим объясняется большой интерес исследователей разных стран к проблеме формирования привычной двигательной активности детей и подростков [12].

Благотворное влияние двигательной активности на здоровье человека является аксиомой и многократно подтверждено различными исследователями. Например, по данным В. А. Артёмова, общая заболеваемость людей, занимающихся физкультурой, по частоте вдвое, а по длительности втрое ниже, чем у тех, кто ею не занимается. Аналогичные данные среди студентов получили М. Я. Виленский и Б. Н. Минаев. Объясняется это тем, что при физической активности повышается неспецифическая устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям — охлаждению, перегреванию, облучению, инфекции [4] за счёт стимулирования биологически активных зон и точек организма человека. В результате начинают выделяться особые гормоны — эндорфины, во многом благодаря которым у человека появляется чувство уверенности, хорошее настроение, желание работать, повышается устойчивость к воздействию стрессогенных факторов.

Кроме того, следует учитывать характер двигательной активности, а также условия, в которых она протекает. В естественных условиях двигательная активность выступает как мощный оздоровительный фактор, расширяющий функциональные возможности. Однако при неправильной дозировке она может негативно сказаться на состоянии здоровья ребёнка. Поэтому особое значение приобретает проблема гигиенического нормирования физических нагрузок, которая в последние годы весьма актуальна [13]. Физическая работа умеренной интенсивности может быть полезным превентивным средством от заболевания ишемической болезни сердца.

Следствием научно-технического прогресса является увеличение нагрузки на умственную деятельность человека и снижение физической нагрузки (гипокинезия), чему способствует и увеличение количества личного автотранспорта. Неудовлетворение потребности в двигательной активности имеет негативные последствия.

Следствием гипокинезии является состояние гиподинамии, которое характеризуется рядом существенных нарушений не только в работе физиологических систем организма, но и в социальном поведении человека. Снижается неспецифическая устойчивость организма (сопротивляемость вредоносным факторам), на-

рушается биосинтез белка в тканях, снижается механическая прочность костной ткани, уменьшаются функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, ухудшается кроветворная функция, наблюдается атрофия скелетных мышц [14]. Это создаёт предпосылки для развития различных заболеваний: гипертонической болезни, атеросклероза, кардиосклероза. Длительная гипокинезия создаёт психическое напряжение, что может приводить к фрустрации, агрессивности, неуживчивости в коллективе. К состоянию гиподинамии приводит хроническая гипокинезия.

Индивидуально-типологические различия функциональной активности нервной системы и её особенности в условиях учебной деятельности студентов. Исследование особенностей психомоторного развития взрослого человека представляет особый интерес в связи с тем, что практически в моторной организации человека, в его поведении, деятельности, речи отражается вся целостная характеристика его и как индивида, и как личности, и как субъекта при всей неповторимой индивидуальности человека [3; 9]. Эффективность умственной деятельности человека зависит от ряда его нейродинамических и психомоторных функций, а также личностных свойств, обеспечивающих координацию психофизиологических проявлений функционального состояния, его качественное своеобразие [16].

Существенное влияние на процесс психофизиологической адаптации к учебной деятельности у студентов приобретают такие личностные психофизиологические свойства, как сила и подвижность нервных процессов, устойчивость к стрессу, сохранение интересов и целей, гибкость и самостоятельность в принятии решения, тогда как для первого года обучения влияние оказывает адаптивно-ресурсная составляющая [13].

Проблемы психомоторики тесно связаны с одним из самых сложных вопросов психодиагностики: определение основных свойств нервной системы человека. При изучении свойств нервной системы необходимо учитывать психофизиологические основы индивидуально-типологических различий человека.

Такие динамические свойства нервной системы, как врождённые особенности нервной системы, во многом влияют на формирование индивидуальных особенностей форм поведения и некоторых индивидуальных различий способностей и характера [6].

Н. А. Аминов нашёл положительную связь эмоциональной устойчивости с подвижностью нервных процессов и активированностью [1]. При этом изменение эмоционального состояния человека, например, на предстартовое возбуждение, с другой стороны — отражает уровень активации, связанный с потребностью в двигательной активности, т. е. этот баланс связан с более глубинными (внутренними) процессами в центральной нервной системе.

Многие авторы указывают на то, что личностные характеристики (уровень тревожности, выраженность экстраверсии и др.) влияют на протекание когнитивных процессов, усвоение знаний. При умственной работе обычно имеет место сочетание эмоциональных факторов и напряжение психической деятельности. Возникает состояние нервно-эмоционального напряжения [10].

Эффективность умственной деятельности человека зависит от ряда его нейродинамических и психомоторных функций, а также личностных свойств, обеспечивающих координацию психофизиологических проявлений функционального состояния, его качественное своеобразие [12]. Перцептивное обучение сопровождается усилением внутрикортикальной интеграции между зрительной проекционной и ассоциативными областями мозга, которые играют специфическую роль в формировании целостного образа объекта на основе ограниченного набора воспринимаемых признаков. Важное значение имеет и уровень общей возбудимости ЦНС или её «активация».

Изучена взаимосвязь между успешностью обучения (средний балл успеваемости) и психофизиологическими свойствами студентов. Было установлено, что эффективность обучения коррелирует с силой нервной системы (по возбуждению), функциональной подвижностью нервных процессов, уровнем интеллектуального развития и индивидуальными особенностями внимания [16].

Психофизиологические особенности лиц с высокой (гиперкинезия) и низкой (гипокинезия) двигательной активностью. Психофизиологическая индивидуальность рассматривается как совокупность многих свойств организма, включая его нервно-психические и регуляторные функции, организованные в систему [13]. Большая роль при этом отводится оптимальному уровню двигательной активности, поскольку снижение или неадекватное повышение последней может существенным образом влиять на состояние организма [15].

Доказано, что регулярные физические нагрузки являются эффективным средством профилактики и лечения заболеваний, тревожных и депрессивных состояний, стрессовых повреждений и многих других патологических состояний [5; 17].

Благодаря тесным структурно-функциональным связям моторного анализатора с лим-бической системой мышцы принимают участие в регуляции эмоциональных состояний. «Генерализированные двигательные реакции», или «эмоциональное поведение» является необходимым компонентом срочного этапа адаптации организма к стрессовым ситуациям, включая психоэмоциональный стресс [17]. Ограничение двигательных реакций на этом этапе снижает приспособительные возможности и увеличивает риск возникновения стрессовых повреждений [7— 9]. Гипокинезия приводит к серьёзным нарушениям метаболизма, функционирования физиологических систем, высшей нервной деятельности и процессов адаптации [14].

Двигательная активность обеспечивается функциональными системами различного уровня, дающими соответствующие полезные результаты: метаболические, гомеостатические, поведенческие и социальные [4].

Избыток двигательной активности, также как и недостаток, оказывает на организм неблагоприятное воздействие [7]. Параметры физической активности, обеспечивающие оптимальный эффект, строго индивидуальны. Мышечная активность способствует снижению тревожности, эмоционального напряжения, оказывает антистрессовый эффект и нормализует психоэмоциональную сферу, снижает агрессивность, увеличивает уверенность в себе и улучшает самооценку, способствует снятию фрустраций [15]. Эмоциональное возбуждение закономерно подготавливает организм к мышечной активности, хотя и не сводится к её вегетативно-энергетическому обеспечению. После физической активности возникает состояние нервно-мышечной релаксации, имеющее выраженный терапевтический эффект при психоэмоциональном напряжении [2]. В то же время напряжение поперечно-полосатых мышц способствует развитию диффузной тревоги и активации поперечно-полосатой и автономной мускулатуры по системе обратной связи.

Таким образом, мышечная деятельность оказывает существенное влияние и является необходимой для поддержания адекватного тонуса

центральной нервной системы и психоэмоционального состояния, функционирования сенсорных систем и обеспечения целенаправленного поведения.

Гармоничное развитие личности невозможно без оптимального соотношения физического развития, сенсорно-двигательных реакций, особенностей вегетативной регуляции и психоэмоциональной сферы. При этом физические нагрузки должны соответствовать физиологической потребности в двигательной активности.

Существует прямая зависимость между уровнем физической подготовленности и психическим развитием. Двигательная активность благоприятно воздействует на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы. Ритмичные движения тренируют пирамидную и экстрапирамидную системы. Лица, имеющие большой объём двигательной активности в режиме дня, характеризуются средним и высоким уровнем физического развития, адекватными показателями функционального состояния ЦНС, экономичной работой сердечно-сосудистой и дыхательной систем, более высокими адаптационными возможностями организма, низкой подверженностью простудным заболеваниям [13].

Уровень привычной двигательной активности может не соответствовать биологической потребности организма в движениях и существующим возрастным нормам, способствующим благоприятному развитию, сохранению и укреплению здоровья детей и подростков [14].

Изучение психофизиологических особенностей и когнитивной сферы позволяет не только оценить их уровень на конкретном этапе возрастного развития, но и даёт возможность проводить эффективные коррекционные мероприятия для снижения частоты пограничных состояний, психических расстройств и оптимизировать процессы воспитания и обучения.

Материалы и методы исследования. Исследование проводилось на базе ЧелГУ. Обследовано 150 студентов первого курса в возрасте от 18 до 20 лет. Обследование включало недельную шаго-метрию с ежесуточной регистрацией полученных результатов. Изучение привычной двигательной активности (ПДА) методом суточной и недельной шагометрии проводилось с помощью электронно-механического шагомера ТсЫЬо. Страна разработки, дизайна и сертификации — Германия. Страна производства — Китай.

Шагомер с 3D-сенсором позволяет более точно подсчитывать шаги независимо от того, где расположено устройство. Небольшой шагомер с ЖК-дисплеем не оттягивает карман и практически не чувствуется на поясе. Всего в устройстве 11 функций: от электронного тренера до секундомера. Шагомер имеет встроенную память, способную сохранить до 7 тренировочных дней, что позволяет легко отследить свой прогресс. Дисплей имеет подсветку, поэтому можно использовать устройство в тёмное время суток. В комплект включено крепление для ремешка, а также батарейка.

Обследуемым было предложено носить шагомер на поясе в течение недели с момента пробуждения и до сна. Ежедневно испытуемые фиксировали результаты в протоколе. Таким образом, это позволило определить количество локомоций за сутки и за неделю.

Метод определения уровня нейротизма и экс-травертности по тесту Айзенка. Для определения показателей уровня экстравертности, нейротизма и типа темперамента был использован тест Айзенка, который позволяет оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также выявить уровень эмоциональной тревожности (напряжённости). Обследуемым предлагалось ответить на 57 вопросов, среди которых: 24 вопроса были направлены на выявление степени интроверт-ности или экстравертности человека; 24 — на выявление эмоциональной неустойчивости или стабильности (уровень нейротизма); 9 вопросов позволили оценить, насколько искренне обследуемые отвечали на тест.

Статистическая обработка результатов проводилась с использованием /-критерия Стьюдента для непарных и парных величин. При этом достоверным считали различия при значениях Р < 0,05.

результаты исследования и их обсуждение. Проанализировав полученные данные о количестве локомоций за сутки и в неделю, все испытуемые были разделены на 3 группы по уровню привычной двигательной активности:

группа I — высокая двигательная активность (ВПДА);

группа II — средняя двигательная активность (СПДА);

группа III — низкая двигательная активность (НПДА).

Критериями оценки явились литературные данные.

Полученные данные позволили оценить процентное соотношение девушек с различным уровнем привычной двигательной активности (рис. 1).

СПДА, 40 %

Рис. 1. Распределение испытуемых по уровню ПДА на три группы

При оценке недельной двигательной активности у I группы на фоне высокого уровня общего количества локомоций отмечалось два пика повышенной двигательной активности — во вторник и среду 1-й пик, а также в пятницу и субботу 2-й пик двигательной активности.

У II группы на фоне среднего уровня общего количества локомоций отмечалось постепенное нарастание двигательной активности в начале рабочей недели (понедельник, вторник, среда).

У лиц III группы на фоне низкого уровня общего количества локомоций отмечалось повышение двигательной активности к середине недели (среда, четверг, пятница) (рис. 2).

Результаты исследований проявлений темперамента испытуемых с использованием теста

Айзенка на определение показателей уровня экс-травертности и нейротизма позволили выявить следующие особенности:

экстраверсия отмечалась у 67 % испытуемых; интроверсия — у 33 %; высокий уровень нейротизма — у 94 %; низкий уровень нейротизма — у 6 %. Полученные результаты факторно-аналитического описания личности были соотнесены с четырьмя типами темперамента (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Показатели «экстраверсия — интроверсия» и «нестабильность — стабильность» взаимонеза-висимы и противоположны. Каждый из них представляет собой непрерывную совокупность между полюсами крайне выраженного личностного свойства. Сочетание этих двух в разной степени выраженных свойств и создаёт неповторимое своеобразие личности, характеризует тип темперамента. Таким образом, были получены следующие результаты: холерик — 67 %; флегматик — 6 %; меланхолик — 27 %.

Сравнительный анализ уровня нейротизма и экстраверсии в зависимости от привычной двигательной активности выявил, что высокая ПДА у студентов сочетается с умеренной экстраверсией в 13 %, а с интроверсией в 6 % случаев. Средняя ПДА студентов по 14 % сочетается с высокой экстраверсией, умеренной экстраверсией и интро-версией случаев.

У студентов с низкой ПДА установлена умеренная экстраверсия в 26 %, интроверсия — в 13 %.

Рис. 2. Динамика недельной шагометрии студентов с разным уровнем ПДА

Высокий нейротизм характерен в основном студентам с ВПДА и СПДА — по 14 %, а также у студенток с ВПДА отмечается умеренный нейро-тизм — 7 %; у студенток со СПДА — низкий ней-ротизм — 6 %, умеренный нейротизм — 20 %. У студентов с НПДА отмечается высокий ней-ротизм — 26 %, умеренный нейротизм — 13 %.

В результате сопоставления уровня ПДА с типом темперамента получились следующие результаты: 27 % холериков данной группы поровну распределились между группами со средней и низкой ПДА, также поровну распределились между группами с высокой ПДА и средней ПДА меланхолики — 6,7 %. Среди испытуемых было выявлено, что холериков с высокой ПДА 13 %, флегматиков со средней ПДА — 6 %, меланхоликов с низкой ПДА — 13 %.

Заключение. Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Если мышцы бездействуют — ухудшается их питание, уменьшается объём и сила, снижаются эластичность и упругость, мышцы становятся слабыми, дряблыми. Ограничения в движениях (гиподинамия), пассивный образ жизни приводят к различным предпатологическим и патологическим изменениям в организме человека. Но под влиянием физических упражнений совершенствуется строение и деятельность всех органов и систем человека, повышается работоспособность, укре-

пляется здоровье. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность.

Здоровье — это первая и важнейшая потребность человека, его определяющая способность к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение двигательной активности в жизнедеятельности людей играет значимую роль.

Выводы:

1. В результате исследования выявлено три типа привычной двигательной активности: групп со средней привычной двигательной активностью и низкой привычной двигательной активностью наблюдается по 40 %, а с высокой привычной двигательной активностью — 20 %.

2. Среди испытуемых было выявлено холериков — 67 %, меланхоликов — 27 %, флегматиков — 6 %.

3. Установлено, что 27 % холериков данной группы поровну распределились между группами со средней привычной двигательной активностью и низкой привычной двигательной активностью, также поровну распределились между группами с высокой привычной двигательной активностью и средней привычной двигательной активностью меланхолики — 6,7 %. Также среди испытуемых было выявлено, что холериков с высокой привычной двигательной активностью 13 %, флегматиков со средней привычной двигательной активностью — 6 %, меланхоликов с низкой привычной двигательной активностью — 13 %.

Список литературы

1. Аминов, Н. А. Диагностика педагогических способностей / Н. А. Аминов. М. : Ин-т практ. психологии, 1999.

2. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. М. : Наука, 2002.

3. Блинова, Н. Г. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную ва-леологию : учеб. пособие для вузов / Н. Г. Блинова, Э. М. Казин, Н. А. Литвинова. М. : Омега-Л, 2003.

4. Виленский, М. Я. Двигательная активность студентов в режиме учебно-трудовой деятельности, быта, отдыха / М. Я. Виленский, Б. Н. Минаев // Теория и практика физ. культуры. 1993. № 3.

5. Григорьева, Л. П. Дети со сложными нарушениями развития: психофизиологические исследования / Л. П. Григорьева, Л. А. Рожкова, В. А. Толстова. М. : Владос, 2000.

6. Зимкин, Н. В. Физиологические основы физической подготовки и спорта : учеб. пособие / Н. В. Зим-кин, А. В. Коробков, Я. Б. Лехтман. М. : Крук, 2002.

7. Ильин, Е. П. Дифференциальная психофизиология : учеб. для вузов / Е. П. Ильин. 2-е изд. СПб. : Питер, 2001.

8. Казин, Э. М. Влияние психофизиологического потенциала на адаптацию к учебной деятельности / Э. М. Казин, В. И. Иванов, Н. А. Литвинова // Физиология человека. 2002. № 4.

9. Климова-Черкасова, В. И. Параметры центральной нервной системы как показатели интегратив-ных и адаптивных процессов при разных функциональных состояниях мозга / В. И. Климова-Черкасова // Физиология человека. 2001. № 8.

10. Купер, К. Аэробика для хорошего самочувствия / К. Купер. 2-е изд., доп., перераб. М. : ФиС, 2000.

11. Матвеева, Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет : учеб. для вузов/ Л. П. Матвеева. 3-е изд. М. : Омега-Л, 2004.

12. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности / В. С. Мерлин. М. : Педагогика, 2003.

13. Могендович, М. Р. Физиологические основы взаиморегуляции моторики и вегетатики / М. Р. Мо-гендович. М. : Академия, 2004.

14. Пирогова, Е. А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е. А. Пирогова, Л. Я. Иващенко. Киев : Здоровье, 1999.

15. Сухарев, А. Г. Состояние здоровья школьников и факторы его формирующие / А. Г. Сухарев // Гигиена и санитария. 2005. № 5.

16. Сухарев, А. Г. Двигательная активность и здоровье детей и подростков / А. Г. Сухарев, В. И. Те-ленчи, О. А. Шелонина. М. : Медицина, 2000.

17. Уэйнберг, Р. С. Основы психологии спорта и физического воспитания / Р. С. Уэйнберг, Д. Гоулд. Киев : Олимп. лит., 2001.

18. Чайченко, Г. М. Некоторые механизмы эффективности умственной деятельности / Г. М. Чайчен-ко, Л. И. Томилина // Физиология человека. 2005. № 1.

Сведения об авторах

иванов Валентин Дмитриевич — кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Кокорева Елена Геннадьевна — доктор биологических наук, профессор кафедры физического воспитания и спорта Челябинского государственного университета, Челябинск, Россия. [email protected]

Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 13 (342). Education and Healthcare. Issue 4. P. 60-67.

psychophysiological qualities of individual

AND FIRST YEAR STUDENTS' MOTION ACTIVITY

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

V. D. Ivanov

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of Physical Education and Sport of Chelyabinsk State University,

Chelyabinsk, Russia. [email protected]

E. G. Kokoreva

Doctor of Biological Sciences, Professor of the Department of Physical Education and Sport of Chelyabinsk State University, Chelyabinsk, Russia. [email protected]

Harmony of psychophysical strength of an organism are increases provision of health, creates conditions for self-expression in various areas of our life. Active and healthy person keeps youth for a long time, continuing creating activity. As a result of work, identified 3 types of habitual motion activity. Choleric with a high habitual motion activity — 13 %, phlegmatic with an average habitual motion activity — 6 %, melancholic with low habitual motion activity — 13 % were identify among subjects.

Keywords: habitual motion activity, level of neuroticism and extroversion, temperament.

References

1. Aminov, N. A. Diagnostika pedagogicheskikh sposobnosteyj [Diagnostics of pedagogical abilities] / N. A. Aminov. M. : Institut prakticheskoyj psikhologii, 1999.

2. Ananjev, B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya [About problems of modern knowledge of the person] / B. G. Ananjev. M. : Nauka, 2002.

3. Blinova, N. G. Osnovih individualjnogo zdorovjya cheloveka: vvedenie v obthuyu i prikladnuyu vale-ologiyu [Basis for individual health: an introduction to general and applied valeologys] : ucheb. posob. dlya vuzov / N. G. Blinova, Eh. M. Kazin, N. A. Litvinova. M. : Omega-L, 2003.

4. Vilenskiyj, M. Ya. Dvigateljnaya aktivnostj studentov v rezhime uchebno-trudovoyj deyateljnosti, bihta, otdihkha [Motor activity of students in the mode of training-work, living and recreation] / M. Ya. Vilenskiyj, B. N. Minaev // Teoriya i praktika fizicheskoyj kuljturih. 1993. № 3.

5. Grigorjeva, L. P. Deti so slozhnihmi narusheniyami razvitiya: psikhofiziologicheskie issledovaniya [Children with complex disabilities: psychophysiological research] / L. P. Grigorjeva, L. A. Rozhkova, V. A. Tol-stova. M. : Vlados, 2000.

6. Zimkin, N. V. Fiziologicheskie osnovih fizicheskoyj podgotovki i sporta [Physiological basis of physical training and sports] : ucheb. posobie / N. V. Zimkin, A. V. Korobkov, Ya. B. Lekhtman. M. : Kruk, 2002.

7. Iljin, E. P. Differencialjnaya psikhofiziologiya [Differential psychophysiology] : ucheb. dlya vuzov / E. P. Iljin. 2-e izd. SPb. : Piter, 2001.

8. Kazin, Eh. M. Vliyanie psikhofiziologicheskogo potenciala na adaptaciyu k uchebnoyj deyateljnosti [The effect of psycho-physiological potential for adaptation to educational activity] / Eh. M. Kazin, V. I. Ivanov, N. A. Litvinova // Fiziologiya cheloveka. 2002. № 4.

9. Klimova-Cherkasova, V. I. Parametrih centraljnoyj nervnoyj sistemih kak pokazateli integrativnihkh i adaptivnihkh processov pri raznihkh funkcionaljnihkh sostoyaniyakh mozga [The parameters of the Central nervous system as indicators integrative and adaptive processes in different functional States of the brain] / V. I. Klimova-Cherkasova // Fiziologiya cheloveka. 2001. № 8.

10. Kuper, K. Aehrobika dlya khoroshego samochuvstviya [Aerobics for good health] / K. Kuper. 2-e izd. dop., pererab. M. : FiS, 2000.

11. Matveeva, L. P. Teoriya i metodika fizicheskoyj kuljturih. Vvedenie v predmet [Theory and methods of physical culture. Introduction] : uchebnik dlya vuzov / L. P. Matveeva. 3-e izd. M. : Omega-L, 2004.

12. Merlin, V. S. Ocherk integraljnogo issledovaniya individualjnosti [Essay integral research of individuality] / V. S. Merlin. M. : Pedagogika, 2003.

13. Mogendovich, M. R. Fiziologicheskie osnovih vzaimoregulyacii motoriki i vegetatiki [Physiological bases of vzaimoraschetyi motor skills and vegetatie] / M. R. Mogendovich. M. : Akademiya, 2004.

14. Pirogova, E. A. Vliyanie fizicheskikh uprazhneniyj na rabotosposobnostj i zdorovje cheloveka [The influence of physical exercises on the performance and health of a person] / E. A. Pirogova, L. Ya. Ivathenko. Kiev : Zdorovje, 1999.

15. Sukharev, A. G. Sostoyanie zdorovjya shkoljnikov i faktorih ego formiruyuthie [The health status of schoolchildren and factors of its shaping] / A. G. Sukharev // Gigiena i sanitariya. 2005. № 5.

16. Sukharev, A. G. Dvigateljnaya aktivnostj i zdorovje deteyj i podrostkov [Physical activity and health of children and adolescents] / A. G. Sukharev, V. I. Telenchi, O. A. Shelonina. M. : Medicina, 2000.

17. Uehyjnberg, R. S. Osnovih psikhologii sporta i fizicheskogo vospitaniya [Fundamentals of psychology of sport and physical education] / R. S. Uehyjnberg, D. Gould. Kiev : Olimp. lit., 2001.

18. Chayjchenko, G. M. Nekotorihe mekhanizmih ehffektivnosti umstvennoyj deyateljnosti [Some mechanisms effectiveness of mental activity] / G. M. Chayjchenko, L. I. Tomilina // Fiziologya cheloveka. 2005. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.