Научная статья на тему 'Модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС мЧс России в системе дополнительного профессионального образования'

Модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС мЧс России в системе дополнительного профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
177
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕЛЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЦЕЛЕВОЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / ОРГАНИЗАЦИОННОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ БЛОКИ / MODEL / PROFESSIONAL CULTURE / TARGET / SUBSTANTIAL / ORGANIZATIONAL-PEDAGOGICAL AND OTSENOCHNO-PRODUCTIVE BLOCKS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деккерт Д. В.

В работе описано создание модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в системе дополнительного профессионального образования, которая заключается в формировании конструкции, воплощающей абстрагированную структуру и реальный проектируемый процесс, и отслеживании в соответствующей схеме изменений в исследуемом процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF EMPLOYEES GPS THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING

In work creation of model of formation of professional culture of employees GPS the Ministry of Emergency Measures of Russia in system of additional vocational training which consists in formation of the design embodying abstracted structure and real projected process, and tracing in the corresponding scheme of changes in investigated process is described.

Текст научной работы на тему «Модель формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС мЧс России в системе дополнительного профессионального образования»

3. Golubev, A.I. Dinamika fizicheskogo razvitiya funkcionaljnogo sostoyaniya i ocenki urovnya zdorovjya studentov mladshikh kursov filiala Kazanskogo gosudarstvennogo universiteta / A.I. Golubev, K.B. Tumarov // Pedagogiko-psikhologicheskie i mediko-biologicheskie problemih fizicheskoyj kuljturih i sporta: ehlektronnihyj zhurnal Kamskogo gos. instituta fizicheskoyj kuljturih. - 2008. - № 6 (1/2008).

4. Slivkina, N.V. Ehffektivnostj ispoljzovaniya metodik donozologicheskoyj diagnostiki organizma podrostkov i molodezhi // Zdorovje studentov: sb. tez. mezhdunar. n/p konf. - M., 1999.

5. Danilin, D.A. Sistemnihyj analiz psikhofizicheskoyj i socialjnoyj adaptacii studentov: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk. - Tula, 2005.

6. Gattarov, R.U. Issledovanie pokazateleyj funkcionaljnogo sostoyaniya studentov trekh medicinskikh grupp zdorovjya / R.U. Gattarov, T.V. Potapova, S.M. Zubkov [i dr.] // Vestnik Yuzhno-Uraljskogo gos. universiteta. - 2007. - № 16 (88). - Vihp.12.

7. Amirov, L.G. Zdorovje i funkcionaljnihe osobennosti organizma studentov v raznihe periodih obucheniya v vuze // Tez. 2 Vsesoyuzn. nauchn. konf. Moskva, 30-31 yanv. 1980 g. - M., 1980.

8. Korolenko, C.P. Sociodinamicheskaya psikhiatriya / C.P. Korolenko, N.V. Dmitrieva. - Ekaterinburg, 2000.

9. Khanlabyan, M.V. O neobkhodimosti anistressornogo obucheniya dlya sokhraneniya zdorovjya studentov / M.V. Khanlabyan, T.B. Chtyan // Zdorovje studentov: tez. dokl. mezhdunar. n/p konf. - M., 1999.

10. Kostina, L.M. Metodih diagnostiki trevozhnosti. - SPb., 2002.

11. Prikhozhan, A.M. Psikhologicheskaya priroda i vozrastnaya dinamika trevozhnosti (lichnostnihyj aspekt): avtoref. dis. ... d-ra psikhol. nauk. -M., 1996.

12. Spilberger, Ch.D. Konceptualjnihe i metodologicheskie problemih issledovaniya trevogi: stress i trevoga v sporte: Mezhdunarodnihyj sb. st. / sost. Yu.L. Khanin. - M., 1983.

Статья поступила в редакцию 28.03.12

УДК 378:355

Dekkert D.V. MODEL OF FORMATION OF PROFESSIONAL CULTURE OF EMPLOYEES GPS THE MINISTRY OF EMERGENCY MEASURES OF RUSSIA IN SYSTEM OF ADDITIONAL VOCATIONAL TRAINING. In work creation of model of formation of professional culture of employees GPS the Ministry of Emergency Measures of Russia in system of additional vocational training which consists in formation of the design embodying abstracted structure and real projected process, and tracing in the corresponding scheme of changes in investigated process is described.

Key words: model, professional culture, target, substantial, organizational-pedagogical and otsenochno-productive blocks.

Д.В. Деккерт, соискатель ЧГПУ, г. Челябинск, E-mail: [email protected]

МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС РОССИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В работе описано создание модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в системе дополнительного профессионального образования, которая заключается в формировании конструкции, воплощающей абстрагированную структуру и реальный проектируемый процесс, и отслеживании в соответствующей схеме изменений в исследуемом процессе.

Ключевые слова: модель, профессиональная культура, целевой, содержательный, организационнопедагогический и оценочно-результативный блоки.

Профессиональная деятельность личного состава государственной противопожарной службы (далее ГПС) МЧС России является сложной и многофункциональной, требует владения методами решения большого количества профессиональных задач, интеллектуальных качеств и способностей. Именно это обстоятельство указывает на сложность и неординарность процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в ходе их профессиональной подготовки. Поэтому при разработке модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования следует учесть имеющийся опыт и сложившиеся подходы к профессиональной подготовке личного состава системы МЧС России. Учитывая важность исследуемого процесса, мы сочли целесообразным обратиться к научным источникам, отражающим тенденции подготовки сотрудников системы МЧС в системе профессионального образования.

Так, Алексеевым А.Н. предложена педагогическая модель курсового проектирования на основе использования компетент-ностно-ориентированных заданий [1]; Ашаниной Е.Н. разработана психологическая концепция копинг поведения сотрудников ГПС МЧС России, включающая принципы, трехуровневую структурно-функциональную модель, психологические механизмы, психодиагностический алгоритм прогнозирования копинг поведения и технологии экстренной коррекции психического состояния [2]. Балабановым М.А. доказано что эффективность процесса первоначальной профессиональной подготовки в вузе МЧС России повысится за счет осуществлении технологизации обучения (на основе реализации системного, личностного и деятельностно-ориентированных подходов) и использования автоматизированной обучающей системы (АОС) первоначальной профессиональной подготовки курсантов [3]. Бунаков М.Ю. основным средством формирования профессиональной компетентности сотрудников ГПС МЧС России видит компетентностно-

ориентированные задачи, строящиеся путем отбора ситуаций служебно-профессиональной деятельности, в которых умения и навыки курсантов и студентов по учебным дисциплинам (модулям) профессионального цикла являются необходимым условием подготовки курсантов и студентов вузов МЧС России к решению профессиональных задач, входящих в компетенции специалиста [4].

Таким образом, основные тенденции в профессиональной подготовке личного состава ГПС МЧС России свидетельствуют о том, что для формирования профессионально важных качеств большое внимание уделяется индивидуализации учебного процесса; переходу от усвоения теоретических знаний к их практической направленности; использованию методов проектов, анализа конкретных ситуаций. Выявленные тенденции позволяют вплотную подойти к моделированию процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в рамках их профессиональной подготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Педагогическое моделирование в достаточно короткие сроки (обучение в учреждении дополнительного профессионального образования) позволяет подготовить современного специа-листа-профессионала системы МЧС, обладающего необходимыми профессиональными компетенциями.

В процессуальном контексте моделирование предполагает выполнение следующих этапов: создание модели; вывод теоретических соотношений, аналитических представлений и зависимостей; оценку параметров модели; получение числовых показаний; уточнение самой модели [5].

При построении модели мы руководствовались различными подходами к выбору моделей, описанными в научно-педагогической литературе. Цель создания модели формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в системе дополнительного профессионального образования заключается в формировании конструкции, воплощающей абстраги-

Рис. 1. Модель мотивационной среды процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России

в учреждениях дополнительного профессионального образования

00

О)

1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (34) 2012

рованную структуру и реальный проектируемый процесс, и отслеживании в соответствующей схеме изменений в исследуемом процессе. Итак, для того чтобы представить интересующий нас процесс в динамике, нами была сконструирована модель, которая позволяет не только отобразить основания формирования профессиональной культуры сотрудников Государственной противопожарной службы, цели, задачи, приоритеты и условия организации и сопровождения исследуемого процесса, но и описать функции субъектов образовательных отношений (педагогов учреждений ДПО и личного состава ГПС МЧС России) на различных этапах реализации модели.

Учитывая, что процесс формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России рассматривается нами в условиях дополнительного профессионального образования, при моделировании данного процесса необходим субъектный подход, направленный на становление и совершенствование личности каждого субъекта.

Субъектный подход к изучению личности ставит своей задачей изучение личности «изнутри», со стороны субъекта. По словам В.Ф. Петренко, личность здесь выступает «не как набор объективных характеристик в пространстве диагностических показателей, а как носитель определенной картины мира, как некоторый микрокосм индивидуальных значений и смыслов» [6].

Итак, субъектный подход позволяет рассматривать личный состав ГПС МЧС России как носителей субъектно-практической деятельности, как активных источников профессионализма, а организация образовательного процесса в учреждении дополнительного профессионального образования на основе субъектного подхода понимается как способ познания и организации деятельности, направленный на формирование личности как активного самоорганизующегося и саморазвивающе-гося субъекта, способного осуществлять свою деятельность и осознанно управлять ею, нести ответственность за результат своих действий.

Перейдем к моделированию процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Процесс моделирования формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в рамках образовательного пространства учреждения дополнительного профессионального образования должен отвечать таким принципам как: встро-енность в стратегию учреждения дополнительного профессионального образования; обеспечение единства развивающих и обучающих задач учреждения дополнительного профессионального образования; формирование единой мотивационной базы, обеспечивающей взаимопроникающую структуру интересов личного состава ГПС МЧС России и педагогов; наличие единого, адекватного и актуального измерителя эффективности деятельности всех элементов модели; интеграция образовательного процесса в систему социально-значимого инструментария (ориентация на конечный результат).

Моделирование процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС мЧс России в учреждениях дополнительного профессионального образования позволяет ввести в образование такой актуальный смысл, как развитие у личного состава ГПС МЧС России способности к выполнению профессиональных задач на основе использования освоенного социального и профессионального опыта, получение сотрудниками ГПС МЧС России возможностей саморазвития, выявления своих коммуникативных, ценностно-смысловых проблем и оперативного их решения при наличии социально-педагогической поддержки со стороны педагогов учреждения дополнительного профессионального образования.

Особенностью данной модели является ее мотивационная направленность. Находясь в такой среде и будучи вовлеченными в социально-культурные отношения со своими коллегами, сотрудники ГПС МЧС России будут осознавать зависимость успешной самореализации от личной инициативы, ответственного и активного поведения в различных профессиональных ситуациях. Насыщенная по форме и содержанию мотивационная направленность модели предоставит возможность личному составу ГПС МЧС России приобретать профессиональные компетенции и совершенствовать профессиональную культуру. Особое значение при этом имеет личностная ориентированность и профессионально преобразовательная направленность деятельности в учреждениях дополнительного профессионального образования.

В схематическом виде модель процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС мЧс России в учреждениях дополнительного профессионального образования представлена на рис. 1.

Среди структурных блоков модели нами выделены: целевой, содержательный, организационно-педагогический и оценочно-результативный. Формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования осуществляется на трех этапах: организационно-пропедевтическом, мотивационно-деятельностном и рефлексивном.

Целевой блок модели представлен единством цели и системы задач, комплексное решение которых обеспечивает ее достижение.

Целью разработанной модели является формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России.

Поскольку рассматриваемая нами модель определяется формированием профессиональной культуры в процессе учебной деятельности в учреждении дополнительного профессионального образования, в целевом блоке мы должны определить её эмоциональный компонент, назначение которого - формирование у личного состава ГПС МЧС России эмоционально-нравственных и эмоционально-волевых характеристик.

На организационно-пропедевтическом этапе акцент ставится на решении следующих задач:

1) осознание сущности и роли профессиональной культуры в профессиональной деятельности;

2) активизация эмоционально-волевой сферы сотрудников ГПС МЧС России, подавление собственной неуверенности;

3) пропедевтика успешных коммуникаций; 4) стимулирование са-морефлексии, развитие верности профессиональному долгу, патриотизма, самоотверженности, ответственности; 5) определение характера и содержания профессиональной деятельности в зависимости от ситуации, формирование интереса к внешней оценке принятых решений в условиях как реальных, так и учебных ситуаций.

Мотивационно-деятельностный этап связан с реализацией следующих задач: 1) развитие высокой мотивации, нравственной позиции к профессиональной деятельности; 2) формирование умений ведения бесед, дискуссий и переговоров с эмоционально-нравственной рефлексией; 3) выработка умений решения профессиональных задач с ориентацией на благо социума;

4) закрепление навыков поиска, подбора, систематизации и анализа ситуации, проведение ее профессиональной оценки; 5) расширение опыта профессиональной саморефлексии.

Задачи рефлексивного этапа: 1) формирование умений решения профессиональных задач; 2) стимулирование эмоционального самоконтроля; 3) повышение роли эмоциональных и нравственных позиций в решении профессиональных задач; 4) мотивирование сотрудников ГПС МЧС России к поиску самостоятельного эффективного решения в возникающих ситуациях; 5) формирование умений совершенствовать и обновлять свои профессиональные знания, обосновывать и оценивать свои решения, анализировать результаты своей профессиональной деятельности, представлять наиболее эффективные способы достижения целей профессиональной деятельности.

Целевой и оценочно-результативный блоки модели процесса формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования выступают в единстве. Оценочно-результативный блок представляет взаимосвязанные компоненты профессиональной культуры: эмоциональный, коммуникативный и де-онтологический.

Содержательный блок представляет собой относительно самостоятельную часть содержания образовательного процесса учреждения дополнительного профессионального образования, освоение которой создает условия для формирования у личного состава гПс МЧС России профессиональной культуры. Основанием для отбора содержания образования стали следующие положения:

- развитие эмоционально-волевого поведения, мотивации и ценностных ориентаций, соответствующих социальным нравственным нормам;

- выработка умений осуществления анализа профессиональной ситуации и принятия ответственно-нравственных решений;

- развитие способности к эмоциональной отзывчивости в коммуникациях;

- стимулирование личного состава ГПС МЧС России к самостоятельному поиску инновационных решений в сложных ситуациях во благо каждого человека и общества в целом.

В данном блоке мы выделяем также информационно-познавательный и личностно-деятельностный элементы, которые реализуются на двух уровнях в соответствии с выявленными содержанием и спецификой процесса формирования профессио-

нальной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждениях дополнительного профессионального образования.

Информационно-познавательный элемент включает:

- овладение теоретическими знаниями в области профессионального поведения (1-й уровень);

- конструирование собственной деятельности в соответствии с представлениями о социально-значимом профессиональном поведении (2-й уровень).

Таким образом, информационно-познавательный элемент предполагает приобретение сотрудниками ГПС МЧС России определенного объема знаний, умений, навыков, позволяющих осуществлять самостоятельную деятельность с позиций социально-значимого профессионального поведения.

Личностно-деятельностный элемент включает в себя:

- участие в различных формах коммуникации на конструктивной основе;

- проектирование и реализация новых форм коммуникации с позиций социально-значимого профессионального поведения.

Средством реализации содержательного блока являются образовательные программы, разрабатываемые в учреждении дополнительного профессионального образования. При конструировании и обновлении программ, содержательно обеспечивающих формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России в учреждении дополнительного профессионального образования, необходимо ориентироваться на принципиально значимые идеи.

Организационно-педагогический блок модели включает в себя адекватные методы, приемы и формы организации образовательного процесса в учреждении дополнительного профессионального образования. В их основу должна быть положена личностно-деятельностная позиция как для слушателей, так и для педагога. Это обстоятельно является очень важным для формирования профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России так как в существующей системе дополнительного профессионального образования наблюдается противоречие между уровнем подготовки специалистов ГПС мЧс России и современными требованиями, предъявляемыми к ним министерством, заключающееся в следующем:

- отсутствие научно-обоснованного подхода к отбору содержания обучения;

- низкая эффективность используемых технологий обучения;

- ориентация на пассивные методы обучения;

- низкая мотивационная направленность в обучении.

Исходя из этого, данный блок определяет многообразие

методов и способов педагогического взаимодействия педагогов и слушателей. В зависимости от поставленных задач на каждом из этапов использовались соответствующие методы. Так, на пропедевтическом этапе преимущественное внимание уделялось анализу и решению реальных ситуаций, требующих

профессионального выбора решения, отработке слушателями различных ситуаций в групповой работе; освоению техник эффективных коммуникаций; поиску актуальной информации в специальной литературе; ведению видео-дневника личных достижений.

На мотивационно-деятельностном этапе реализовывались следующие методы: выполнение заданий; организация диалогического общения на учебных занятиях; освоение дополнительных техник поведения при коммуникациях; отработка слушателями различных ситуаций в групповой работе; проведение деловых игр; ведение видео-дневника личных достижений.

На рефлексивном этапе доминирующими стали следующие методы: организация диалогического общения на занятиях; решение конкретных ситуативных задач и проблем (обсуждение в группах, самостоятельный анализ, дискуссия между различными группами, ролевая игра).

Все блоки модели взаимосвязаны между собой и обусловливают друг друга. Это достаточно четко отражено на схеме.

Особенность данной модели заключается в том, что построение мотивационной среды в учреждении дополнительного профессионального образования помогает личному составу ГПС МЧС России добиться больших результатов в получении навыков ликвидации пожаров и эвакуации пострадавших, так как специфика данной среды направлена на развитие высокой мотивации к профессиональной деятельности; формирование гибкого, системного мышления, общительности. Главной идеей смоделированной мотивационной среды является сочетание разнообразных методов работы, привлечение к работе квалифицированных специалистов, создание атмосферы доверия, что дает личному составу ГПС МЧС России возможность для максимально полного раскрытия своего внутреннего потенциала и для эффективной работы в достижении своих целей.

В организации образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России ведущая роль принадлежит педагогическому управлению. Педагогическое управление процессом формирования профессиональной культуры предполагает отбор материала, в котором смысловые модусы профессиональной культуры предстают в виде знаковых, текстовых форм. Основной принцип отбора - выбор тех единиц проектируемой профессиональной культуры, в которых профессиональная культура проявляется наиболее выразительно. Задача формирования профессиональной культуры может быть реализована при условии ее решения на всех этапах организации учебного процесса учреждения дополнительного профессионального образования.

Нами обосновано, что развитие такого сложного образования как профессиональная культура осуществляется поэтапно. На этом основании осуществлена содержательная интерпретация блоков модели на каждом из трех этапов.

Библиографический список

1. Алексеев, С.Н. Технологии курсового проектирования в пожарно-технических вузах // Подготовка кадров в системе предупреждения чрезвычайных ситуаций: материалы Междунар. научно-практич. конф. - СПб., 2007.

2. Рыбников, В.Ю. Психология копинг поведения специалистов опасных профессий: монография / В.Ю. Рыбников, Е.Н. Ашанина. -СПб., 2011.

3. Балабанов, М.А. Применение личностного и деятельностно-ориентированного подходов при первоначальной профессиональной подготовке курсантов вуза ГПС МЧС России / М.А. Балабанов, М.Т Лобжа // Вестник Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России: научно-теоретический журнал. - СПб. - 2011. - № 4 (49).

4. Бунаков, М.Ю. Формирование профессиональной компетентности на лабораторно-практических занятиях в вузах МЧС России: авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2011.

5. Аткинсон, Р Введение в математическую теорию обучения / Р Аткинсон, Г. Бауэр, Э. Кроттер. - М., 1969.

6. Петренко, В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.

Bibliography

1. Alekseev, S.N. Tekhnologii kursovogo proektirovaniya v pozharno-tekhnicheskikh vuzakh // Podgotovka kadrov v sisteme preduprezhdeniya chrezvihchayjnihkh situaciyj: materialih Mezhdunar. nauchno-praktich. konf. - SPb., 2007.

2. Rihbnikov, V.Yu. Psikhologiya koping povedeniya specialistov opasnihkh professiyj: monografiya / V.Yu. Rihbnikov, E.N. Ashanina. - SPb., 2011.

3. Balabanov, M.A. Primenenie lichnostnogo i deyateljnostno-orientirovannogo podkhodov pri pervonachaljnoyj professionaljnoyj podgotovke kursantov vuza GPS MChS Rossii / M.A. Balabanov, M.T Lobzha // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta GPS MChS Rossii: nauchno-teoreticheskiyj zhurnal. - SPb. - 2011. - № 4 (49).

4. Bunakov, M.Yu. Formirovanie professionaljnoyj kompetentnosti na laboratorno-prakticheskikh zanyatiyakh v vuzakh MChS Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - SPb., 2011.

5. Atkinson, R. Vvedenie v matematicheskuyu teoriyu obucheniya / R. Atkinson, G. Bauehr, Eh. Krotter. - M., 1969.

6. Petrenko, V.F. Psikhosemantika soznaniya. - M., 1988.

Статья поступила в редакцию 08.05.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.