Научная статья на тему 'Особенности формирования коммуникативной составляющей как элемента профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России'

Особенности формирования коммуникативной составляющей как элемента профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
355
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деккерт Д. В.

Рассматриваются вопросы формирования профессиональной культуры сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Особая роль в этом отводится процессу обучения и развития коммуникативных качеств сотрудника. Практическая психологическая подготовка является тем направлением, которое позволяет развивать у слушателей наилучшие коммуникативные качества в процессе становления их профессиональной карьеры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности формирования коммуникативной составляющей как элемента профессиональной культуры сотрудников ГПС МЧС России»

Д.В. Деккерт,

соискатель (ФГБОУ ДПО «Учебный центр ФПС по Челябинской области»)

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ КАК ЭЛЕМЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СОТРУДНИКОВ ГПС

МЧС РОССИИ

Рассматриваются вопросы формирования профессиональной культуры сотрудников Государственной противопожарной службы МЧС России. Особая роль в этом отводится процессу обучения и развития коммуникативных качеств сотрудника. Практическая психологическая подготовка является тем направлением, которое позволяет развивать у слушателей наилучшие коммуникативные качества в процессе становления их профессиональной карьеры.

В нынешний век развивающихся технологий наибольшую ценность всё более и более приобретают не только определённые личностные качества специалиста, но и профессиональные. Развитие всего человечества напрямую связано с модернизацией труда в той или иной сфере. Проблема становления специалиста любой отрасли достаточно актуальна. Формирование личности сотрудника ГПС МЧС России - достаточно длительный и трудоёмкий процесс. В современных условиях для сотрудника МЧС жизненно важным является готовность к сотрудничеству, взаимопониманию, решению профессиональных проблем, умение грамотно общаться, находить точки соприкосновения и достигать консенсуса, что во многом определяет не только процесс социальной адаптации, но и процесс профессиональной реализации. На наш взгляд, коммуникативные качества являются элементом профессиональной культуры. В связи с этим особую роль в формировании профессиональной культуры сотрудника играет процесс обучения. Безусловно, нельзя считать его главенствующим, но, на наш взгляд, он является одним из важнейших.

Субъективная и объективная сущность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида

превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Характерными свойствами этого процесса является способность человека управлять, преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий. Фундамент этого закладывается в процессе обучения. Формирование профессиональной культуры сотрудника Государственной противопожарной службы МЧС России - процесс достаточно продолжительный. Но требование времени таково - это процесс не должен быть затянут. В этой связи особая ответственность ложится на учреждения дополнительного профессионального образования в системе МЧС России. Эту роль выполняют Учебные центры Федеральной противопожарной службы. В рамках подготовки сотрудников МЧС, вне зависимости от специализации, активный деятельностный подход призван обеспечивать психологическую, мотивационную и предметную готовность обучающего к профессиональной деятельности. Это проявляется в том, что субъект деятельности (слушатель), приобретает видение себя как развивающейся личности, создаёт концептуальную модель деятельности и получает навыки её построения.

Формирование коммуникативной составляющей как элемента профессиональной культуры в условиях учебного образовательного учреждения МЧС России предполагает наличие собственной познавательно-волевой активности обучающегося, ориентировочно-поисковой деятельности. Но, с другой стороны, велика роль преподавательского состава и кураторов групп. Таким образом, если выводить целостную картину по процессу формирования профессиональной культуры в рамках учебного процесса, то можно выделить несколько стадий: 1)

первоначальная, в которой сочетаются такие методы, как самоисследование, самонаблюдение, элементы моделирования ситуаций, отношений и деятельности; 2) основная, характеризующаяся методом моделирования; 3) заключительная.

Акцентуация на данных стадиях образовательного процесса в учебных центрах основана на симбиозе трёх отраслей обучения - теоретическом, практическом и учебном проектировании, так как данные компоненты профессионального образования соотносимы с наличием теоретических, проектировочных и практических составляющих в профессиональной деятельности.

Жизненный опыт представляет собой самобытный синтез разнообразных умений и навыков, эмпирических знаний, нравственных принципов, вырабатываемых в процессе жизни и направленных на решение её проблемы, следовательно, регулярно проверяемых практикой. [1]

Особое место в формировании профессиональной культуры сотрудников

МЧС России занимает практическая психологическая подготовка. Причём не в виде отдельной учебной дисциплины, а как комплекс разработок к каждой преподаваемой дисциплине. Наиболее удобной формой применения психологии в учебном процессе являются: групповая работа в виде дискуссии, группового принятие решения, группового обсуждения отдельного случая, игровые методы, элементы социально-психологического тренинга в обучении.

При работе в группах слушатели анализируют ситуации путём обсуждения, находя истину, или правильное решение, преодолевая, таким образом, определёные психологические барьеры. Также в процессе такого группового взаимодействия апробируется и реализуется адекватный мотивам и целям профессиональной деятельности индивидуализированный поведенческий вариант, устанавливается необходимый баланс рационального и эмоционального в саморегуляционном процессе. [2]

Коммуникативная составляющая

профессиональной культуры сотрудника -неотъемлемая часть его профессиограммы. Наиболее удобным и продуктивным способом развития данного качества являются групповое обсуждение и последующая практическая реализация решения вопроса. Всё это в свою очередь предполагает проектирование модульной системы обучения на образовательные учреждения МЧС России. Данный передовой опыт моделирования и разбора конкретных ситуаций может

способствовать наибольшему эффекту подготовки слушателей.

Литература

1. Запрутин Д.Г. Коммуникативная активность как фактор формирования профессиональной культуры будущих сотрудников МВД // Коммуникативный процесс в вузе: материалы II Международной заочной научно-практической конференции. - Челябинск,2008. - С. 47.

2. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л., 1985. - С. 175.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.