Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки формирования готовности выпускников вузов МВД к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности'

Теоретические предпосылки формирования готовности выпускников вузов МВД к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕАБИЛИТАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕАБИЛИТАЦИОННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛЬ / REHABILITATION / PHYSICAL CULTURE / REHABILITATION PHYSICAL CULTURE / PEDAGOGICAL PROCESS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюкин В. Г.

В статье анализируются теоретические предпосылки инновационного способа повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников вузов МВД РФ, основанного на использовании средств и методов реабилитационной физической культуры, предлагается структурно-функциональная модель данного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюкин В. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PRECONDITIONS OF FORMATION THE READINESS OF THE GRADUATES OF HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO USE THE MEANS AND METHODS OF REHABILITATION PHYSICAL CULTURE IN PROFESSIONAL ACTIVITY

In the article theoretical preconditions of an innovative way of increase the efficiency of vocational training of the graduates of high educational establishments Ministry of Internal Affairs of Russia based on the use of means and methods of rehabilitation physical culture are analyzed, the structurally functional model of this process is offered.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки формирования готовности выпускников вузов МВД к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности»

Bibliography

1. Nazarbaev, N.A. Procvetanie, bezopasnostj... Posl. prez. // Kazakhstanskaya pravda. -1997. - 11 okt.

2. Kraevskiyj, V.V. Problemih nauchnogo obosnovaniya obucheniya: metodologicheskiyj analiz. - M., 1987.

3. Novikova, A.M. Professionaljnoe obrazovanie v Rossii. - M., 1997.

4. Afanasjev, V.G. Sistemnostj i obthestvo. - M., 1980.

5. Bespaljko, V.P. Sistemno-metodologicheskoe obespechenie uchebno-vospitateljnogo processa podgotovki specialistov. - M., 1989.

6. Belyaeva, A.P. Integraciya soderzhaniya professionaljno-tekhnicheskogo obrazovaniya. - M., 1989.

7. Fedorec, G.F. Problemih integracii v teorii i praktike obucheniya. - L., 1990.

8. Bakhtin, M.M. Ehstetika slovesnogo tvorchestva. - M., 1986.

9. Bondarevskaya, E.V. Lichnostno-orientirovannihyj podkhod v teorii i praktiki pedagogicheskoyj rabotih s detjmi migrantami // Mezhdunarodnaya pedagogicheskaya leksikografiya v teorii i praktike obucheniya v vihssheyj shkole: sb. trudov mezhdunarodnoyj nauchno-praktich. konf. -Rostov-na-Donu, 2001 [Eh/r]. - R/d: http://www.rspu.edu.ru/pageloader.php?

10. Kapterev, P.F. Izbrannihe pedagogicheskie sochineniya / pod red. A.M. Arsenjeva. - M., 1982.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

УДК 378.634

Tyukin V.G. THEORETICAL PRECONDITIONS OF FORMATION THE READINESS OF THE GRADUATES OF HIGH EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS TO USE THE MEANS AND METHODS OF REHABILITATION PHYSICAL CULTURE IN PROFESSIONAL ACTIVITY. In the article theoretical preconditions of an innovative way of increase the efficiency of vocational training of the graduates of high educational establishments Ministry of Internal Affairs of Russia based on the use of means and methods of rehabilitation physical culture are analyzed, the structurally functional model of this process is offered.

Key words: rehabilitation, physical culture, rehabilitation physical culture, pedagogical process, model.

В.Г. Тюкин, аспирант АлтГПА, г. Барнаул, E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ МВД К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются теоретические предпосылки инновационного способа повышения эффективности профессиональной подготовки выпускников вузов МВД РФ, основанного на использовании средств и методов реабилитационной физической культуры, предлагается структурно-функциональная модель данного процесса.

Ключевые слова: реабилитация, физическая культура, реабилитационная физическая культура, педагогический процесс, модель.

В последние годы в Российском обществе происходят экономические и социальные изменения, затрагивающие все сферы жизнедеятельности. Реформирование общества сопровождается трансформациями во всех его подсистемах. На данном фоне некоторые из контролирующих систем общества становятся ослабленными. В этой связи наблюдается процесс интенсификации преступности, сопровождаемый усилением ее профессионализма, организованности и вооруженности.

Отмеченные тенденции обострения криминальной обстановки в совокупности с локальными боевыми действиями, а также с напряженностью социально-экономических отношений негативно сказываются на выполнении сотрудниками органов внутренних дел служебных и профессиональных обязанностей, способствуя возникновению невротических расстройств и психосоматических заболеваний [1, с. 27-30].

Результаты комплексных исследований психологов МВД России показали, что такие факторы, как ненормированный рабочий день, постоянный контакт с асоциальными элементами, необходимость полной отдачи психических и физических сил при пресечении преступлений снижают функциональные резервы организма сотрудников ОВД, вплоть до их полного истощения.

Подобные условия определяют высокие требования к психической сфере личности сотрудников ОВД, их стрессоустойчи-вости, физической и психологической подготовленности к деятельности в экстремальных условиях. Однако длительное воздействие стрессогенных факторов, наличие постоянной угрозы гибели, ранения, травматизации предъявляют высокие требования не только к уровню профессиональной подготовленности, но и к личностным качествам, обусловливающим готовность сотрудников использовать средства и методы реабилитации.

В то же время анализ результатов оперативно-служебной деятельности и чрезвычайных происшествий, связанных с ранениями сотрудников, свидетельствует о том, что профессионально-прикладная подготовленность личного состава органов внутренних дел не в достаточной мере отвечает предъявляе-

мым требованиям. Многие сотрудники полиции не готовы применять средства и методы реабилитационной физической культуры для восстановления качества жизни и профессиональной деятельности, что объясняется, прежде всего, отсутствием навыков применения реабилитационной физической культуры. В настоящее время выпускников вузов МВД готовят к выполнению профессиональной деятельности в сложных условиях, предполагающих негативное воздействие на физическое и психическое здоровье, однако имеющиеся образовательные программы не содержат компонента, формирующего навыки реабилитации, а имеющиеся авторские программы реабилитационной физической культуры для сотрудников ОВД, как правило, предполагают работу с индивидами, уже имеющими нарушения здоровья.

Недостаточная организационно-методическая обеспеченность учебно-воспитательного процесса в вузах МВД России в данном направлении актуализировала необходимость выявления теоретических предпосылок формирования готовности выпускников к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.

Анализ научно-методической литературы позволил прийти к выводу о том, что большинство современных определений охватывает несколько значений термина «реабилитация», затрагивающих, как правило, медицинские, правовые и моральноэтические аспекты. Однако в последнее время этот термин стал применяться расширительно, по форме и по смыслу значительно отрываясь от первоначального юридического и медицинского значения, в связи с чем существенно расширилось и общенаучное содержание понятия «реабилитация».

С учетом сказанного, реабилитацию в целом можно понимать как «комплекс мероприятий, направленных на коррекцию дефекта или сохранение существующих функций, имеющих своей целью возвращение индивида к активной жизни в обществе и профессиональной деятельности безмедикаментозными средствами физической подготовки и спортивной тренировки» [2].

Основными задачами реабилитации являются: 1) ускорение выздоровления; 2) улучшение исходов травмы (болезни), в том числе профилактика осложнений; 3) направленность всех реабилитационных мероприятий на сохранение жизни больного; 4) предупреждение инвалидности или смягчение ее проявлений; 5) возвращение человека к активной жизни и профессиональной деятельности; 6) возвращение в общество профессиональных кадров; 7) значительный экономический эффект для общества - вклад кадров, возвращенных в строй, плюс устранение затрат [3].

Таким образом, основные задачи реабилитации заключаются в том, чтобы сделать реабилитируемого способным к жизни в обществе, создать соответствующие предпосылки для вовлечения его в общественный трудовой процесс, исходя из того, что трудовая деятельность является не только необходимым социальным условием полноценного существования человека, но и подчас решающим фактором излечения.

При этом процесс восстановления или компенсации утраченных функций индивида должен быть направлен на улучшение качества жизни, отвечать медицинским, социальным, юридическим и психологическим критериям. Другими словами, личность нуждается не только в биологическом восстановлении, но и в психолого-педагогическом. Поэтому реабилитация определяется не только как процесс восстановления утраченных функций, но и как обучение индивида созданию оптимальных условий среды обитания с учетом своих личностных возможностей [4].

Подобное понимание реабилитации как восстановления развития дает возможность перехода от традиционного ракурса ее узкой дифференциации (медицинской, психологической, социальной и прочих) к характеристике в качестве общенаучной педагогической категории и позволяет определить педагогическую реабилитацию как «целостный органологический и динамический процесс обучения, воспитания, духовно-нравственного развития и социального становления, направленный на восстановление способностей человека к полнокровной жизнедеятельности в ситуации “инаковости”» [5, с. 188-194].

Педагогический смысл реабилитации - создание условий для восстановления потенциала естественного развития духовных и нравственных сил индивида, на принципе уважения к человеку как существу, способному к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию, а также самовосстановлению утраченных или деформированных знаний, навыков и умений в организации своей жизнедеятельности при благоприятных условиях.

В целом, исследователи выделяют достаточно большой комплекс средств педагогической реабилитации людей: организация жизни в рамках сюжетно-игровой модели (А.Л. Рева, В.В. Юртайкин и др.), искусство и культура (Л.И. Алексеева, О.Л. Кабачек и др.), физическая культура (В.И. Столяров и др.) и т.д. Последнее из перечисленных средств педагогической реабилитации все чаще выдвигается исследователями в качестве основного.

Например, В.Г. Дмитриев в отдельное реабилитационное направление выделяет физическую реабилитацию, понимая под ней «систему мероприятий по восстановлению или компенсации физических возможностей и интеллектуальных способностей, повышению функционального состояния организма, улучшению физических качеств, психоэмоциональной устойчивости и адаптационных резервов организма человека средствами и методами физической культуры, элементов спорта и спортивной подготовки, массажа, физиотерапии и природных факторов» [6].

С учетом этого физическую реабилитацию следует рассматривать как лечебно-педагогический и воспитательный процесс или, правильнее сказать, образовательный процесс. «Основным средством физической реабилитации являются физические упражнения и элементы спорта, а применение их - всегда педагогический, образовательный процесс. Качество его зависит от того, насколько методист овладел педагогическим мастерством и знаниями» [6].

В настоящее время генеральной линией и системообразующим фактором физического образования в системе МВД России является формирование физической культуры личности, в связи с чем, повышенное внимание уделяется реабилитации сотрудников средствами физической культуры.

Это обусловлено рядом следующих причин. Во-первых, физическая культура формирует в сознании людей, подготавливающих себя к работе в данной сфере деятельности, опреде-

ленные целевые установки, изменяет условия их социального быта, способствует формированию у выпускников вузов МВД новых черт, качеств и привычек.

Во-вторых, физическая культура связана и с получением «функционального» удовольствия, развлечения, наслаждения от участия в самом процессе выполнения физических упражнений. Причем постоянные, повторяющиеся занятия физическими упражнениями в большей степени.

В-третьих, физическая культура является не только одним из важных средств укрепления здоровья, развития физических способностей и жизненно необходимых двигательных навыков [7], но и важным средством развития профессиональных качеств личности выпускника вузов МВД.

С учетом сказанного, сущность реабилитации выпускников вузов МВД средствами физической культуры представляет собой комплексный целенаправленный процесс восстановления нарушенных или утраченных вследствие осуществления профессиональной деятельности психологических, социально-коммуникативных ресурсов организма с помощью адекватных средств и форм физической культуры.

Под физической культурой в данном контексте понимается «качественное, системное и динамичное образование личности, характеризующееся определенным уровнем их физического развития и образованности, осознанием способов достижения этого уровня и проявляющееся в разнообразных видах и формах деятельности (профессиональной, общественной, учебной, физкультурно-спортивной и др.), побуждаемой потребностно-мотивационной сферой» [8].

В аспекте формирования готовности выпускников вузов МВД к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности данное направление физической культуры заключается в обучении физическим упражнениям, учете использованию закаливающих факторов и гигиенических мероприятий, способствующих восстановлению здоровья или отдельных функций организма, сниженных или утраченных в результате заболеваний или травм.

Соответственно, целью реабилитационной физической культуры как учебной дисциплины в вузах МВД России является, прежде всего, формирование новых ценностных представлений курсантов и слушателей, мотивация деятельности как средства их реабилитации в случаях нарушения здоровья, коррекция функционального состояния организма.

Субъектами реабилитационной физической культуры как педагогического процесса в данном контексте выступают преподаватели, с одной стороны, курсанты и слушатели образовательных заведений МВД России - с другой.

Обозначенная цель реабилитационной физической культуры позволяет сформулировать основной принцип деятельности в этой области, как обучающихся, так и педагога (преподавателя, тренера, методиста и др.) - восстановление и максимальное развитие с помощью средств и методов реабилитационной физической культуры жизнеспособности человека, поддержание у него оптимального психофизического состояния, которое представляет каждому индивиду возможности восстановить и реализовать свои профессиональные потенции [8].

Структура реабилитационной физической культуры включает в себя следующие основные элементы: 1) реабилитационное физическое воспитание (образование); 2) реабилитационную двигательную рекреацию; 3) реабилитационный спорт; 4) физическую реабилитацию.

Данная структура реабилитационной физической культуры обусловлена тем, что, во-первых, она корнями преемственности связана с научно-концептуальной базой теории физической культуры; во-вторых, охватывает все возможные формы двигательной активности сотрудников ОВД, имеющих нарушения здоровья; в-третьих, опирается на конкретную практику, передовой опыт специалистов этой области и смежных дисциплин; в-четвертых, удовлетворяет индивидуальные потребности в двигательной активности, восстановлении физических и духовных сил, общении, эмоциональном насыщении, преодолении и развитии, т. е. потребности, определяющие включенность личности сотрудников ОВД в профессиональную деятельность.

Перечисленные компоненты реабилитационной физической культуры, с одной стороны, носят самостоятельный характер, так как каждый из них решает свои задачи, имеет собственную структуру, формы и особенности содержания, с другой - являются тесно взаимосвязанными.

Соц. заказ

Образовательный стандарт МВД РФ

Цель - формирование готовности выпускников вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности

Задачи - ценностная ориентация личности на овладение совокупностью ценностей РФК и совокупностью ценностей общественного опыта, связанных с образовательной и профессиональной деятельностью; формирование р выпускников вузов МВД РФ теоретической; подготовленности; оптимальное физическое развитие; создание основ психического здоровья.

I

Мотивационно- ценностный блок Содержательно-операционный блок Рефлексивный блок

Педагогические условия формирования готовности курсантов и слушателей вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности

Формирование интереса к реаб илитационной физической культуре Установление в процессе физкультурной деятельности субъект-субъектных отношений мешу курсантами и преподавателями Структурирование учебного материала на основе индивидуального подхода

Критерии определения уровня готовности курсантов и слушателей вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности

і

низкий средний высокий

Уровни готовности курсантов и слушателей вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности

Рис. 1. Модель процесса формирования готовности курсантов и слушателей вузов МВД РФ к использованию средств и методов РФК в профессиональной деятельности

С учетом сказанного может быть сделан вывод о том, что реабилитационная физическая культура является целостным педагогическим процессом, имеющим четыре основные временные и организационные этапа:

1) создание - готовый реабилитационный педагогический продукт (педагогическая реабилитационная технология) поступает в сферу распределения, где он тиражируется, перемещается, хранится, транслируется, внедряется;

2) освоение - приобщение курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД РФ к занятиям в системе реабилитационной физической культуры;

3) обеспечение реабилитационной физической культуры всем необходимым: (кадрами, материально-технической базой, информационным и научным потенциалом, финансами) создает условия для функционирования и непрерывного развития системы;

4) распространение.

Особую роль в эффективности реализации данного педагогического процесса играют средства и методы реабилитационной физической культуры.

По мнению большинства авторов, к основным средствам реабилитационной физической культуры относятся физические

упражнения, игры и естественные факторы природы (солнце, воздух, вода).

В свою очередь, наиболее типичными для реабилитационной физической культуры являются следующие группы методов:

1) методы формирования знаний (методы слова (информация речевого воздействия) и методы наглядности (информация перцептивного воздействия));

2) методы обучения двигательным действиям (метод расчлененного и метод целостного обучения);

3) методы развития физических способностей: силовых, скоростных, координационных, выносливости и гибкости;

4) методы воспитания личности: стратегические методы воспитания (метод воспитывающей среды; метод воспитывающей деятельности; метод осмысления человеком себя в реальной жизни) и методы педагогического воздействия (убеждение, упражнение, педагогическая оценка);

5) методы организации взаимодействия педагога и курсантов (групповые занятия);

6) методы психического регулирования (методы психофизической тренировки, методы релаксации, методы волевого са-мовоздействия, суггестивные методы, игровые методы).

Каждая из рассмотренных групп методов включает в себя разнообразные методические приемы, разумное использование комплекса которых представляет инструмент педагогических воздействий и является частью педагогической технологии.

Результаты теоретического анализа феномена реабилитационной физической культуры требуют формализации в виде структурно-функциональной модели формирования готовности выпускников вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности (рис. 1).

Согласно спроектированной модели, готовность курсантов вузов МВД РФ к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности представляет социально-психологическое, системное качество личности, сущность которого может быть описана через взаимодействие мотивационно-ценностного, содержательнооперационного и рефлексивного компонентов.

Цель мотивационно-ценностного блокамодели - формирование положительного отношения к использованию средств и методов реабилитационной физической культуры в профес-

Библиографический список

сиональной деятельности, развитие разнообразных познавательных мотивов и интересов, создание высокой личной заинтересованности курсантов в повышении своей подготовки.

Содержательно-операционный блок модели предполагает владение курсантами системой научных знаний, умений и навыков, отношений и опыта практической деятельности, овладение которыми обеспечивает использование курсантами средств и методов реабилитационной физической культуры в своей профессиональной деятельности.

Рефлексивный компонент позволяет определять соответствие достигнутого субъектом его целям и потребностям в области реабилитации, позволяя своевременно фиксировать нецелесообразные действия и успешно их корректировать, что помогает ему выявить эффективность деятельности и определить перспективы.

Концепция формирования реабилитационной физической культуры выпускников вузов МВД России предполагает использование таких средств, форм, методов, которые, соответствуя профессиональным, социальным, биологическим особенностям и возможностям выпускников, способствуют формированию жизненно важных движений, закладывают основу самоорганизации жизнедеятельности, включая в себя воспитание телесной культуры, интеллектуальное развитие, формирование жизненно и профессионально необходимых социально-психологических качеств.

Рассмотренные средства и методы реабилитационной физической культуры при их рациональном использовании служат стимулятором повышения двигательной активности, здоровья и работоспособности, способом удовлетворения потребности в эмоциях, движении, общении, развитии познавательных способностей, следовательно, являются фактором гармоничного развития личности выпускника вуза МВД России. Это создает предпосылки дальнейшего эффективного выполнения им служебных задач в профессиональной деятельности.

Перспективы дальнейших исследовательских изысканий в данной области заключаются в разработке проблемы подготовки будущих преподавателей физической культуры к решению задач формирования готовности курсантов вузов МВД использовать средства и методы реабилитационной физической культуры в профессиональной деятельности.

1. Бузян, В.В. Образ жизни и здоровье курсантов: анализ субъективной оценки // Здоровье и образование. Педагогические проблемы валеологии: материалы всероссийской науч.-практ. конф. / под ред. проф. В.В. Колбанова. - СПб., 1997.

2. Восстановительная коррекция детей раннего возраста с заболеваниями нервной системы: методическое пособие / сост. М.В. Бархатов, А.В. Бочкун-Жарикова, М.Ю. Галактионова, В.Т. Манчук, Е.А. Теппер. - Красноярск, 2004.

3. Рогачева, Т. В. Содержательные компоненты понятия «реабилитация» // Молодое поколение в современном обществе: процессы

социализации, адаптации и реабилитации: сб. науч. статей. - Пермь, 2003.

4. Лильин, Е.Т. Детская реабилитология: учеб.пособ. для системы послевузовского профессионального образования врачей педиатров / Е.Т. Лильин, В.А. Доскин. - М., 2008.

5. Лаврентьева, З.И. Философско-образовательная парадигма реабилитации // Философия образования. Специальный выпуск. - Новосибирск, 2006.

6. Жданов, С.И. Теоретические основы физической культуры. -Орск, 2010.

7. Амосов, Н.М. Алгоритм здоровья. - М., 2005.

8. Малиновский, А.В. Формирование физической культуры личности курсантов вузов МВД России: автореф. дис. ... канд. пед. наук. -Барнаул, 2008.

Bibliography

1. Buzyan, V.V. Obraz zhizni i zdorovje kursantov: analiz subjhektivnoyj ocenki // Zdorovje i obrazovanie. Pedagogicheskie problemih valeologii: materialih vserossiyjskoyj nauch.-prakt. konf. / pod red. prof. V.V. Kolbanova. - SPb., 1997.

2. Vosstanoviteljnaya korrekciya deteyj rannego vozrasta s zabolevaniyami nervnoyj sistemih: metodicheskoe posobie / sost. M.V. Barkhatov, A.V. Bochkun-Zharikova, M.Yu. Galaktionova, V.T. Manchuk, E.A. Tepper. - Krasnoyarsk, 2004.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Rogacheva, T.V. Soderzhateljnihe komponentih ponyatiya «reabilitaciya» // Molodoe pokolenie v sovremennom obthestve: processih socializacii, adaptacii i reabilitacii: sb. nauch. stateyj. - Permj, 2003.

4. Liljin, E.T. Detskaya reabilitologiya: ucheb.posob. dlya sistemih poslevuzovskogo professionaljnogo obrazovaniya vracheyj pediatrov / E.T. Liljin, V.A. Doskin. - M., 2008.

5. Lavrentjeva, Z.I. Filosofsko-obrazovateljnaya paradigma reabilitacii // Filosofiya obrazovaniya. Specialjnihyj vihpusk. - Novosibirsk, 2006.

6. Zhdanov, S.I. Teoreticheskie osnovih fizicheskoyj kuljturih. -Orsk, 2010.

7. Amosov, N.M. Algoritm zdorovjya. - M., 2005.

8. Malinovskiyj, A.V. Formirovanie fizicheskoyj kuljturih lichnosti kursantov vuzov MVD Rossii: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Barnaul, 2008.

Статья поступила в редакцию 20.05.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.