ским обществом, в котором ущемляются права мусульман, т.е. умышленно создается негативный образ нашего государства. Военное поражение 1999 г. привело к спаду деятельности религиозно-политического экстремизма на Северном Кавказе. Эксперимент радикальных исламистов с созданием исламского государства на территории Дагестана и Чечни вне состава России провалился. В то же время, как показывают события последних лет, религиозно-политические экстремисты перешли от практики открытого противостояния к тактике совершения террористических акций против представителей государственных органов, работников правоохранительных органов, мирного населения с целью подрыва общественной безопасности и стабильности северокавказского общества.
Этносоциальные и этноконфессиональные процессы на Северном Кавказе развиваются в русле общемировых тенденций, которые, с одной стороны, характеризуются интернациональной направленностью, усилением межэтнических и межконфессио-нальных контактов, с другой стороны - повышением национального и конфессионального самосознания, стремлением к национальной самобытности. Это явление можно назвать «этно-конфессиональным парадоксом современности».
«Трансформация в сознании молодежи Северного Кавказа в условиях глобализации», Махачкала, 2007 г., с. 127-162.
Е. Щербина,
кандидат политических наук (г. Черкесск)
ДИНАМИКА КРИЗИСНЫХ ПРОЦЕССОВ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ
Карачаево-Черкесская Республика на протяжении всего времени своего существования находится в состоянии социального кризиса во всех сферах общественной жизни. Создание республики в 1992 г. сопровождалось политическим кризисом, связанным с обсуждением вопросов создания единой республики или двух, или более самостоятельных республик. Основываясь на тезисе «берите суверенитета столько, сколько хочется», лидеры всех народов республики выступили за создание Карачаевской Республики, Батал-пашинской Республики, Черкесии и т.п. Проведенный референдум
подвел итоги политическим баталиям и демаршам - большинство населения выступило за создание единой Карачаево-Черкесской Республики на основе полного равенства народов, реализации принципа равного представительства во всех органах власти республики, ротации кадров. Однако принятая в последующем Конституция КЧР не учла принципиальные для многих народов положения. В начале 90-х годов были созданы и активно действовали национальные общественные движения, выступавшие от имени своих народов в борьбе за реализацию коллективных политических прав. Возникнув под лозунгами сохранения языка и культуры своих народов, практически с момента возникновения эти движения и объединения занимались политической деятельностью. С момента создания Карачаево-Черкесской Республики до выборов главы республики в 1999 г. основным политическим вопросом был вопрос о проведении выборов первого главы КЧР. Эти годы (19921999) характеризуются активной политической жизнью - проходили съезды народов республики, выпускались газеты, создавалась оппозиция старой власти, шло формирование новой постсоветской политической элиты. Все это под лозунгом борьбы за демократию, реализацию демократических прав народов.
Новый виток кризисных процессов связан с выборами первого главы Карачаево-Черкесии, вылившимися в жесткое политическое противостояние двух титульных народов - черкесов и карачаевцев. Конфликт 1999-2000 гг. являлся этнополитическим, так как субъекты конфликта идентифицировали себя с определенным этносом, а предметом конфликта являлись вопросы политического содержания - политический статус народов, борьба за власть между этническими элитами. Конфликт был урегулирован, но не разрешен и в латентном состоянии существовал практически до выборов Президента Карачаево-Черкесии в 2003 г. Период с 2000 по 2003 г. характеризуется политическим противостоянием власти и оппозиции. Если, по мнению В. А. Авксентьева, в целом по Северокавказскому региону в этот период произошла частичная деполитизация этничности, то в Карачаево-Черкесии деполитизации в это время не произошло. Если первое перестроечное десятилетие в республике прошло под лозунгом борьбы за установление демократии, то конец прошлого и начало нового тысячелетия - это борьба этнических элит за свое место в политической структуре, за политическое влияние, за коллективные права этносов. Именно в это время начинается мифологизация истории, удревление этносов,
искажение исторических фактов в интересах тех или иных народов в политических целях - обоснование своего древнего права на земли, на государственность. Деятельность национальных общественных организаций осуществляется только в политической плоскости - представительство народов во власти, возможность их дальнейшего существования в рамках единой республики.
В конце 2003 г. прошли выборы первого Президента Карачаево-Черкесии. Основным, на наш взгляд, в этих выборах явилось:
- этническое распределение власти - все претенденты на пост президента республики были карачаевцами по национальности, все претенденты на пост вице-президентов - русскими;
- сращивание бизнеса и власти;
- частичная деполитизация этичности.
Два последних фактора проявились в выдвижении на пост главы республики финансиста М.А.-А. Батдыева от имени большинства общественных организаций, в том числе национальных. Лидеры национальных общественных организаций обратились к народам республики с просьбой поддержать кандидатуру Батдыева на выборах, что привело к его победе. Выборы президента в 2003 г. показали роль и значение этноэлит в республике, выполнение ими этномобилизующих функций: народы пошли за своими лидерами.
Вместе с тем в республике не прекращаются кризисные процессы в социально-экономической и политической сферах. Проведенный в 2003-2004 гг. опрос жителей республики позволил зафиксировать неудовлетворенность значительного числа жителей республики как имеющимися условиями жизни (экономическим положением, социально-психологическим состоянием, условиями жизни и т.д.), так и жизненными перспективами. 26,4% опрошенных на период опроса испытывали раздражение, тревожность; 6,3% - страх, отчаяние, безнадежность; 32,7% населения республики испытывали психологический дискомфорт, сильные негативные чувства, 44,4% - в целом не удовлетворены тем, как складывается их жизнь, 9,5% - совсем не удовлетворены. Жители КЧР летом 2003 г. и весной (май) 2004 г. демонстрировали высокий уровень протестного поведения, направленный против исполнительной власти. В условиях массовой социальной незащищенности проте-стное поведение рассматривалось как единственный способ решения или скорее попытки решения имеющихся у человека проблем. Ответы респондентов показали, что в республике институты гражданского общества совершенно не развиты: по мнению 82% жите-
лей, местное самоуправление вообще не играет никакой роли в жизни КЧР.
Кризисные процессы в республике в 2004-2005 гг. не прекращаются, приобретая криминальный характер, связанный с деятельностью власти в КЧР. В ноябре 2004 г. в Карачаево-Черкесии произошло убийство семерых жителей республики, в котором непосредственным участником выступил зять президента республики. Бездействие правоохранительных органов КЧР, принцип укрывательства, присущий органам власти республики, вызвали возмущение жителей, в первую очередь родственников погибших. В Карачаево-Черкесии снова прокатилась волна митингов, заявлений протеста против вседозволенности и всевластия представителей республиканских властей. Наряду с требованиями и обращениями в адрес правоохранительных органов звучали политические требования об отставке президента и правительства республики. В данной ситуации исполнительная и законодательная власти республики вновь не смогли решить проблему самостоятельно: для урегулирования конфликта между властью и населением были привлечены федеральные структуры.
В 2005-2006 гг. активизировалась деятельность этнических элит малочисленных народов. 27 июня 2005 г. состоялся Внеочередной чрезвычайный съезд абазинского народа. Поводом для его созыва явилась реализация правового акта КЧР № 38 РЗ «Об отдельных вопросах местного самоуправления в КЧР по организации муниципальных районов на территории КЧР», в соответствии с которым жители абазинского аула Кубина потеряли треть своей территории, перешедшей в ведение Усть-Джегутинского муниципального образования. На съезде было заявлено, что в Карачаево-Черкесии систематически нарушаются элементарные демократические принципы и правовые нормы. На съезде было принято обращение к Президенту РФ по поводу сложившейся общественнополитической ситуации в КЧР и выражена обеспокоенность абазин по сохранению своего этноса. Президент М.А.-А. Батдыев заявил, что проблемы абазин и ногайцев (еще одного малочисленного в республике народа) будут решаться. В 2005 г. был принят ряд законов, постановлений, указов, направленных на урегулирование указанных процессов. В настоящее время определены границы абазинского района и его административные органы.
В 2006 г. аналогичные проблемы были подняты на съезде ногайского народа, и Народным Собранием республики принимается
Постановление об образовании на территории КЧР административно-территориальной единицы - Ногайского района путем преобразования Адыге-Хабльского района. Создание двух новых районов на территории республики наглядно показывает, во-первых, осуществляющийся процесс активной регионализации, где основным является деятельность этнических элит, стремящихся сохранить как традиционные места проживания своего этноса, так и возможность повысить свой политический статус, и, во-вторых, непрекращающиеся кризисные процессы, вызванные действиями элит титульных народов, стремящихся получить как можно больше прав как в политической, так и других сферах жизни.
В связи с этими процессами представители русскоязычного населения также выразили свою обеспокоенность политическим статусом русского населения и казачества в республике. Русские летом 2005 г. посчитали правомерным постановить вопрос о создании Русского (казачьего) района. Этим пока и ограничились. Вместе с тем представители русских и казачества ставят вопрос о кадровой политике в Карачаево-Черкесии, отмечая, что в республике усилился процесс вытеснения с руководящих должностей представителей русской национальности и в первую очередь из числа коренных жителей. Состоявшаяся 13 марта 2007 г. конференция регионального общественного движения «Русь» четко обозначила проблемы русского населения в республике и в первую очередь массовую миграцию. В докладе сопредседателя регионального общественного движения «Русь» Н.Н. Хохлачева показаны темпы убыли русских из республики - в период с 2002 по 2005 г. численность русских в республике уменьшилась почти на 10 тыс. человек, что в 4,2 раза больше, чем убыло всех остальных субъектообразующих народов Карачаево-Черкесии. А темпы убыли русских возросли в 7,5 раза по сравнению с теми, которые были отмечены в период между двумя переписями населения, т.е. с 1989 по 2002 г. Если существующие темпы миграции русских сохранятся, то можно с уверенностью констатировать, что к 2013 г. трудоспособных русских в Карачаево-Черкесии практически не останется. В качестве основных причин миграции выделяют: в первую очередь ущемление интересов русского народа в пользу интересов титульных наций. Это проявляется в изменении этнического состава населенных пунктов (в начале 60-х годов XX в. на территории КЧР было 56 крупных поселений, в которых жили на 90% русские, сейчас таких поселений единицы, примерно пять-шесть); в вытес-
нении русских из казачьих сел, например, в станице Усть-Джегутинской в настоящее время проживает не более 35% казаков. Наиболее тревожной тенденцией является вытеснение русских из всех трех ветвей власти - русских нет в руководстве ни судебной, ни исполнительной власти.
Депутатский корпус сформирован с откровенным перекосом: 38 карачаевцев (52%), 13 русских (17,8%), 11 черкесов (15%), 6 абазин (8,2%), 3 ногайца (4,14%). В Карачаево-Черкесии, по данным переписи 2002 г., проживает 33,6% русских. Согласно 83 и 92 статьям Конституции Карачаево-Черкесии, органы государственной власти должны формироваться с учетом национального представительства народов. Таким образом, конституционные нормы при формировании как республиканских, так и муниципальных органов власти грубо нарушаются. Было также отмечено, что в республике не могут найти работу специалисты русской национальности, что из бюджета КЧР не поступают денежные средства на развитие русских станиц, что в государственных учебных заведениях 4-5% студентов русской национальности. Эти показатели вызывают тревогу у большинства жителей республики не только русской национальности и свидетельствуют о нестабильности в сфере политики, национальных отношениях, сфере экономики.
Происходящая реполитизация этничности сопровождается в Карачаево-Черкесии, как и в других северокавказских республиках, ростом политизированной конфессиональной идентичности. На территории Карачаево-Черкесской Республики действуют 185 религиозных объединений 15-ти различных религиозных конфессий, направлений и толков. В республике действуют 117 исламских объединений. Из них 103 местные религиозные организации, одна централизованная - Духовное управление мусульман Карачаево-Черкесии и Ставрополья (ДУМКЧиС), 13 религиозных групп. На сегодняшний день действуют 21 объединение Русской православной церкви. Говоря о становлении на Юге России политических этноконфессиональных идентичностей, подразумевают в первую очередь возникновение и расширение сети ваххабитских религиозных организаций. Так, И.П. Добаев отмечает: «Анализ многочисленных источников информации свидетельствует о том, что мобильные полуавтономные диверсионно-террористические группы уже сформированы в Дагестане, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и даже в Ставропольском крае». Растущее число представителей радикального ислама в Карачаево-Черкесии
вызывает беспокойство не только представителей правоохранительных органов, так как связывается с террористической деятельностью, но и у мусульманского духовенства. Так, в 2005 г. на страницах правительственной газеты на русском языке было несколько статей на тему ваххабизма. В выступлениях имама Бердиева звучат призывы не поддаваться идеям радикального ислама, раскрывается сущность мусульманства как религии толерантности. Развитие политизированной конфессиональной идентичности, в первую очередь у молодежи, на наш взгляд, в ближайшем будущем превратится в мощный конфликтогенный фактор, способствующий развитию кризисных процессов в республике.
Проведенный краткий анализ кризисных процессов в Карачаево-Черкесской Республике показывает их волнообразный, в целом незатухающий характер, что является типичным для затяжных конфликтов. Происходящие в разные временные периоды в разных сферах жизни конфликты в республике привели к затяжному социально-экономическому и политическому кризису, социальной апатии, растущей миграции одного из коренных народов. Происходящий в одном субъекте Федерации кризис является типичным для северокавказских республик и несет угрозу безопасности не только для Юга России, но и в целом для национальной и политической стабильности Российской Федерации.
«Социальные конфликты: Экспертиза прогнозирования, технологии разрешения»,
Ставрополь, 2007 г., с. 172-179.
Д. Гильмутдинова,
публицист
АЗЕРБАЙДЖАН, КАЗАХСТАН И ТУРКМЕНИСТАН В ОРБИТЕ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ США В КАСПИЙСКОМ РЕГИОНЕ (1991-2007)
Каспийский регион, как и столетия назад, привлекает к себе внимание ведущих мировых держав своими запасами углеводородных и биологических ресурсов, а также выгодным географическим положением. Распад Советского Союза и образование новых независимых государств привели к изменению геополитической ситуации на Каспии. Россия и Иран, долгое время определявшие здесь