мусульманских лидеров может дать определенные результаты. И если светское общество будет оставаться и в дальнейшем на антисалафитских или других позициях, отвергающих часть своего общества, то все больше набирающие силу автономные джамааты впитают элементы, которые в последующем скажутся на стабильности нашего региона. Не факт, что в результате из-под пресса властей выйдет нечто толерантное.
Тем более необходимо учесть, что сама мусульманская умма сегодня развивается, по большому счету, стихийно. Муфтияты, находящиеся в республике, не имеют реальных рычагов власти среди мусульман. Альтернативные, и в некотором смысле оппозиционные муфтиятам, лидеры разобщены и слабы. Однако данная работа значительно облегчается с существованием общественных институтов, которые находятся в мусульманской среде и способны находить компромисс между нашей уммой и всем остальным обществом по наиболее актуальным проблемам.
«Перспективы модернизации традиционного общества», Уфа, 2011 г., с. 428-435.
И. Хубиев,
политолог
(Карачаево-Черкесский государственный университет им. У.Д. Алиева) ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ПОСТСОВЕТСКОЙ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ: УРОКИ И ВЫВОДЫ
Этнополитические процессы, происходящие последние 20 лет на постсоветском пространстве, привлекают пристальное внимание российских ученных (Е.И. Степанова, Л.В. Поляков, В.А. Тишкова и др.). При этом многие из них отмечают, что общим для всех постсоветских регионов является то, что повсюду в них напряженность в отношениях между этносами и провоцируемые ею конфликты затрудняют проведение социально-экономических и политических преобразований, тормозят объединение общественности вокруг гуманистических, демографических идеалов. Эта проблематика не исчерпала себя, и сегодня она является актуальной, в том числе для Карачаево-Черкесии, и требует внимательного изучения.
Распад СССР в августе 1991 г., направленный на получение независимости, спровоцировал стремительный рост настроений и
определил основной вектор развития этнополитических процессов в различных регионах России. Карачаево-Черкесия пережила, как минимум, четыре острых политических кризиса: в 1991-1992, 1994-1996, 1999-2000, и 2003 г. Все они так или иначе были связаны с попытками реализовать политические, территориальные и статусные притязания проживающих здесь народов.
В течение 1991 г. одна за другой были провозглашены Республика Карачай, две Казачьи республики, Республика Абаза (Абазинская республика) и Черкесская республика. Невольную поддержку таким требованиям оказал и принятый в апреле 1991 г. Закон РФ «О реабилитации репрессированных народов», предусматривающий в том числе и территориальную реабилитацию. В декабре 1991 г. было проведено несколько съездов карачаевской общественности, выдвинувших требование восстановить упраздненную в 1943 г. автономию своего народа. В результате был подготовлен проект закона «О восстановлении Карачаевской автономной области и Черкесской автономной области в составе Российской Федерации».
В свою очередь, казачество Зеленчукского и Урупского районов приняло решение отделиться от КЧАО и присоединиться к Краснодарскому краю. Провозглашение Зеленчукско-Урупской казачьей республики в конце 1991 г. вызвало острый резонанс. В г. Карачаевске был созван бессрочный митинг за создание Республики Карачай. Несколько месяцев нарастала напряженность между казачеством и карачаевцами, активно подогреваемая извне.
Свои претензии выдвинули и другие народы Карачаево-Черкесии. Среди основных требований абазин были возврат абазинским аулам земель, отрезанных в разные исторические периоды, и создание самостоятельного абазинского национального округа. Достаточно активно выступили и ногайцы. В республике их проживает 14 тыс. человек - меньше четверти всех ногайцев Северного Кавказа. Однако именно здесь зародилась идея о создании на основе Ногайской степи самостоятельного национально-территориального образования. У черкесов прослеживались неудовлетворенность своим статусным положением и стремление занять лидирующее положение в политической и экономической сферах, несмотря на свою малочисленность.
Пик обострения ситуации в Карачаево-Черкесии пришелся на 1991-1992 гг., когда активно обсуждалась судьба новопровоз-глашенных национально-территориальных образований и одновременно проводились выборы в парламент республики. Для уре-
гулирования кризиса был создан Оргкомитет по стабилизации обстановки, проведены консультации с лидерами общественных объединений карачаевцев и казачества и общий сход жителей Зе-ленчукского района, на котором стороны пришли к взаимопониманию. В результате совместными усилиями удалось не допустить противостояния карачаевцев и казаков. Разрешению конфликта способствовало и повышение в конце 1991 г. статуса Карачаево-Черкесии до уровня республики - самостоятельного субъекта в составе Российской Федерации. Важную роль в разрешении конфликта в 1991-1992 гг. сыграли два референдума о сохранении единой республики в составе Российской Федерации - 28 марта и 11 июня 1992 г. Опросы показали, что подавляющее большинство населения республики (73,6 и 89% соответственно) желали сохранения единства Карачаево-Черкесии.
Следующий политический кризис 1994-1996 гг. совпал с общим кризисом власти в республике, связанным с окончанием срока полномочий Народного собрания КЧР. Ситуацию продолжали определять политические амбиции, азарт, самолюбие больших и малых «лидеров», иррациональное поведение наспех собираемых людей, влияние различных химер, вроде застарелых этнических счетов, претензий.
Одной из главных составляющих конфликта в исследуемый период был политический интерес различных национальных элит, финансовых групп и преступных группировок. Апеллируя тем, что, дескать, недопустима политика, дающая преимущества одним народам и ущемляющая интересы других, они пытались достичь своих личных целей, продвинуться самим или продвинуть своих людей во власть. Все это повлекло за собой обострение межнациональных противоречий, перерастающих часто в этнические конфликты. В этот период вновь был поднят вопрос о разделении республики по национальному признаку. 24 декабря 1994 г. состоялся Объединенный съезд черкесов, абазин и части русских, на котором было предложено создать Черкесскую автономную область в составе Ставропольского края.
Много проблем вызывало обсуждение системы законодательной ветви власти. В 1994 г. предлагалось сделать Народное собрание двухпалатным, причем верхнюю палату избирать по этническому признаку на съездах граждан: по пять депутатов от абазин, карачаевцев, ногайцев, русских и черкесов и по два депутата от других национальностей.
После долгих дебатов в марте 1996 г. была принята Конституция Карачаево-Черкесской Республики, предусматривающая прямые выборы главы региона. До окончания пятилетнего срока полномочий В.И. Хубиев оставался главой республики. Республиканский парламент стал однопалатным и избираемым по обычной системе пропорционально численности проживающих в республике этносов с равными территориальными округами. Таким образом, напряженность удалось перевести в латентную форму, однако все конфликтогенные факторы устранены не были.
Неразрешенность проблем, в конечном счете, вновь привела к резкому обострению межэтнической напряженности в 1999 г. Поводом для этого стала неудовлетворенность части избирателей (в основном черкесской и абазинской национальностей) итогами первых всенародных выборов главы КЧР, в результате которых на эту должность был избран В.М. Семёнов, представлявший карачаевскую и русскую части населения. После выборов главы республики сторонниками проигравшего С. Дерева вновь был выдвинут лозунг о создании Черкесской автономии в составе Ставропольского края. Конфликт в Карачаево-Черкесии продолжал разгораться такими темпами, что республика стала перед угрозой политической дестабилизации и массовых беспорядков.
В сложившейся ситуации федеральные власти, после достаточно продолжительной паузы и невмешательства в происходящий конфликт, предприняли ряд экстренных шагов по поиску компромисса между карачаевцами и черкесами. Премьер-министр РФ Владимир Путин в ходе встречи с В. Семёновым 31 августа 1999 г. в неофициальном порядке подтвердил его полномочия в качестве главы КЧР, выступил за единство республики и подчеркнул, что Центр не планирует вводить в КЧР воинские контингента. Ранее Министерство юстиции РФ выступило с заявлением, что создание нового субъекта Федерации может осуществляться лишь в определенном Конституцией и законами России порядке. В связи с этим Семёновым и Деревым было принято совместное обращение к гражданам КЧР с призывом «прекратить междоусобицу и искать пути к примирению».
После напряженных выборов 1999 г. Владимир Семёнов занял свою должность. Одним из слагаемых в разрешении исследуемого конфликта было предоставление государственной должности С. Дереву в качестве советника полпреда Президента РФ в ЮФО. В результате проблема угасла, но опять лишь на некоторое время. Победивший на выборах 1999 г., едва не вылившихся в этнический
вооруженный конфликт, В. Семёнов так и не смог создать эффективной команды единомышленников, установить конструктивные отношения с парламентом, наладить межнациональный диалог и сплотить народы республики.
В 2003 г. вновь состоялись выборы Президента Карачаево-Черкесской Республики. К этому событию Карачаево-Черкесия подошла внутренне разобщенной, расколотой на различные этно-политические и социальные группы, раздираемой изнутри различными национальными элитами, финансовыми группами и преступными группировками. Экономика пребывала в состоянии полного застоя, уровень жизни населения республики значительно снизился, резко возросли преступность и безработица. Критического уровня достигло доверие населения к государству и органам государственной власти, которая в Карачаево-Черкесии в значительной степени была дискредитирована.
Уже после первого тура в марте 2003 г. результаты были ясны всем. Выбор был сделан в пользу Мустафы Батдыева, который сумел сплотить вокруг себя общественные движения всех народов республики, региональные отделения различных политических партий, национальные элиты, сформулировать четкую привлекательную экономическую программу, эффективно выстроить свою избирательную кампанию и получить поддержку большинства избирателей Карачаево-Черкесии.
После прихода к власти М. Батдыева этнополитические проблемы изменили форму и содержание. На смену острой межэтнической конфронтации пришли внутриэтнические проблемы. Однако ввиду незавершенности процесса анализ ситуации пока не представляется возможным.
Из всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
1. Этнополитические процессы в постсоветской Карачаево-Черкесии отличаются объективным характером их происхождения, цикличностью возникновения и кратковременностью происхождения, напряженностью и конфликтностью, противоречивостью выдвигаемых их участниками задач и незавершенностью возникающих этноконфликтов.
2. Основные причины периодически возникавших в рассматриваемый период этнополитических конфликтов в КЧР, на наш взгляд, связаны с попытками реализации различных чаяний и надежд отдельных народов республики, что придает этим процессам объективный характер. Однако нельзя не видеть и того, что
зачастую под предлогом защиты прав и интересов «дискриминируемых народов» этнополитические конфликты и процессы инициировались, поддерживались материально и управлялись различными мононациональными финансовыми группами и кланами с целью продвижения своих представителей в органы государственной власти и защиты своих экономических интересов. Как только удовлетворялись личные интересы и амбиции тех или иных «закулисных вождей», напряженность конфликта снижалась, этнополи-тические процессы замедлялись и затухали до очередного случая, а сам конфликт оставался незавершенным.
По основным целям и требованиям, выдвигаемым участниками рассматриваемых этноконфликтов, их можно отнести к территориально-статусному типу: борьба за изменения административно-территориальных границ, повышение статуса и увеличение объема реальных прав и полномочий этноса.
В начале 2000-х годов этнополитические процессы в Карачаево-Черкесии впервые в стране обрели конфессиональный компонент (как мусульманского, так и православного толка). Религиозные деятели и религиозная риторика в тот период активно стали вовлекаться в происходящие этнополитические процессы. Это является, на наш взгляд, тенденцией, весьма опасной для поступательного развития нашей республики и страны в целом.
Рассматриваемые нами этнополитические процессы свидетельствуют также о слабости региональных и федеральных властей того периода, нежелании и неспособности федерального центра урегулировать, даже ценой применения силы, если это необходимо, региональный или местный конфликты. Просматриваются также закрытость местных властей, отсутствие постоянного и равноправного диалога общества и власти по наиболее животрепещущим проблемам и в целом неразвитость гражданского общества в республике.
На наш взгляд, негативно отражается на происходящих в регионах этнополитических процессах отсутствие федеральной национальной и национально-культурной политики, масштабной программы подготовки политических и управленческих кадров. В решении последней проблемы маловостребованным остается партийный проект «Единой России» «Кадровый резерв - Профессиональная команда страны».
«De Caucaso: Историко-этнографический альманах», Карачаевск, 2011 г., с. 103-109.