Научная статья на тему 'Этническая идентичность карачаевцев и балкарцев: общее и особенное'

Этническая идентичность карачаевцев и балкарцев: общее и особенное Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
625
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕНИТЕТ / РАСПАД / КАРАЧАЕВЦЫ / БАЛКАРЦЫ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / SOVEREIGNTY / COLLAPSE / KARACHAIS / BALKARS / IDENTITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Джантуева Фатима Рашитовна

Рассматриваются особенности этнической идентичности карачаевцев и балкарцев. Путём социологического опроса в КБР и КЧР выясняется отношение к основным социально-политическим ценностям и факторам этнического развития и межэтнических проблем, даётся оценка населением межнациональных отношений, а также анализируется отношение населения к проблемам суверенитета и национально-государственного устройства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Джантуева Фатима Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

National consciousness of big and small peoples occupies one of the main places among the major factors of public progress. It is that spiritual motive power which consolidates intellectual possibilities and political will of each nation, directing its political, public and civil activity in the channel of solving the most actual and significant economic, political, spiritual and moral problems, satisfying fundamental national interests.Study of ethnic character of the people in whole and in the separate components which make up its identification should be placed in the basis of the concept of stabilization of society. There are all various possibilities and sides of any kind of activity coded in the ethnic character of separate individuals and the people in whole. The above-mentioned concerns the general theoretical sphere. The situation in details looks absolutely neglected. Even in the basic content of life of karachai and balkar people there are different components, senses, values, the archetypes. Their system unity has not been the subject of integral scientific study so far. This places these issues in the class of socially significant and actual problems in scientific and theoretical sense. Study of different manifestations of spirituality was always a vital topic for history, ethnology and sociology. For this reason the research of national character, its specific manifestations, forms, kinds, presentative norms and types of making social institutes is an actual problem in several aspects. First, the comprehension of ethnic character and its separate structural elements demands the search for new traditional categories and restoration of basic ones such as national spirit, national will, public spirit, collective consciousness, soul of the people, national mentality, etc. These categories display complex unity of social and psychological, figurative, conceptual, spiritual, intellectual and other phenomena which are hard to define. To a certain extent the discursive context of ethnic character concept supplements the category number in the analysis and definition of these system phenomena. Secondly, recent humanities (history, sociology, psychology, etc.) have approached the new period in their development. First of all they have come to comprehend the fact that isolationist especially psychological, or especially social approaches have settled the heuristic potential. Thirdly, a characteristic sign of modern development of the people is the strengthening of the role of ethical factor in political and cultural processes, activization of people's will to defend their national and cultural traditions. Industrialization, urbanization, growth of influence of mass-media on the members of society seems not to reduce the role of ethnic identification in public processes. On the contrary, the ethnic element gets enough great value as it influences functioning of social mechanisms and distribution of public resources.Value orientations of the person are formed in a certain social environment on a certain piece of historical development of society. For this reason, transformational changes which take place in different planes of life of the modern society, predetermine complex features of its representatives of different generations and influence their value orientations. The system of priorities for representatives of each generation of the people is defined according to the stage features. One of the main tasks of the present work is the realization of an integrated estimation of ethnic priorities by various generations of karachai and balkar people.

Текст научной работы на тему «Этническая идентичность карачаевцев и балкарцев: общее и особенное»

2011 История №3(15)

УДК 39

Ф.Р. Джантуева

ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ КАРАЧАЕВЦЕВ И БАЛКАРЦЕВ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

Рассматриваются особенности этнической идентичности карачаевцев и балкарцев. Путём социологического опроса в КБР и КЧР выясняется отношение к основным социально-политическим ценностям и факторам этнического развития и межэтнических проблем, даётся оценка населением межнациональных отношений, а также анализируется отношение населения к проблемам суверенитета и национально-государственного устройства.

Ключевые слова: суверенитет, распад, карачаевцы, балкарцы, идентичность.

Наличие на Северном Кавказе территории двунациональных республик является сложной этнополитической проблемой. Сегодня это Карачаево-Черкесская и Кабардино-Балкарская республики. До 1992 г. существовала еще и ЧеченоИнгушская республика. Парад суверенитетов, старт которому в России был дан в начале 90-х гг., привел к тому, что десять лет спустя в двунациональных республиках Северного Кавказа все настойчивее поднимался вопрос об их разделении по национальному признаку и создании новых национально-государственных и административнотерриториальных единиц федерального подчинения. И это при том, что те же десять лет назад население указанных республик в своем подавляющем большинстве высказалось за совместное проживание. Тогда понимали нецелесообразность политического и экономического разделения. Сегодня взгляды «вторых» титульных наций (черкесов в Карачаево-Черкесии и балкарцев в Кабардино-Балкарии) сменились на прямо противоположные. В условиях политической неопределенности, экономического хаоса и правового беспредела жизнь часто вынуждает народы, находящиеся в меньшинстве в составе своих республик, искать защиту своих интересов на путях создания собственных национальных административно-территориальных образований. Это общая тенденция.

Основой возникшего противостояния в КЧР, на наш взгляд, являются проблемы, созданные, с одной стороны, политикой федерального центра, с другой - продолжающимся внешним вмешательством в дела республики. К тому же общее ослабление позиций федеральных властей на Северном Кавказе не без участия местных политиков и разного рода «идеологических лидеров» пробудило у карачаевцев и черкесов воспоминания о не столь отдаленном прошлом их истории.

Напомним, что на момент депортации карачаевцев (1943 г.) Карачай существовал как автоном-

ная область и не был административно объединен с Черкесией. В 1957 г. автономия народа была воссоздана, но уже как Карачаево-Черкесская автономная область в составе Ставропольского края. Дезинтеграционные процессы конца 80-х - начала 90-х гг. поставили Карачаево-Черкесию на грань распада. Выдвигалось несколько вариантов раздела республики. В ноябре 1990 г. состоялся съезд народных депутатов из районов Карачаево-Черкесии, которые были частью Карачаевской автономной области до 1943 г. На съезде была провозглашена Карачаевская республика, что обострило обстановку в районах с большой долей казачьего населения. Вопрос о создании собственной государственности поставили абазины. Де-зинтеграционные настроения в то время были на время заблокированы итогами проведенного референдума, на котором большинство жителей КЧР высказалось в пользу сохранения целостности Карачаево-Черкесии как республики-субъекта Российской Федерации. Сегодня вопрос о разделе республики подняли уже черкесы и поддерживающая их часть русского населения.

Сторонники набравшей значительную инерцию идеи разделения республики, судя по всему, долго не успокоятся. Об этом говорят такие их действия последнего времени, как принятие в ноябре 1999 г. съездом депутатов и лидеров общественно-политических организаций, представляющих абазинский и черкесский народы Карачаево-Черкесии, решения о подтверждении провозглашения Черкесской автономии. Съезд принял решение о бойкоте абазинами и черкесами выборов в Народное собрание республики.

Для другой двунациональной республики Северного Кавказа Кабардино-Балкарской республики также (в большей или меньшей мере) присущи те же проблемы, что и для КЧР. КабардиноБалкарская республика находится в центре Северного Кавказа и противоречие, заложенное в на-

ционально-государственном устройстве Кабардино-Балкарской республики, периодически напоминает о себе. Ситуация в межэтнических отношениях осложняется тем, что балкарцы - один из репрессированных народов Кавказа. В начале 90-х гг. XX в. было предпринято несколько попыток провозгласить суверенитет Балкарии и преобразовать ее в самостоятельный субъект Российской Федерации или объединиться с карачаевцами в единое национально-государственное образование. Последняя такая попытка была предпринята в ноябре 1996 г. провозглашением представителями балкарской оппозиции так называемой «Балкарской республики». Негативное влияние на состояние общественно-политической ситуации в республике оказывал режим Джохара Дудаева, который пытался втянуть некоторых политиков КБР из состава оппозиции в конфронтацию и противостояние с федеральным центром. Но этот этап, на мой взгляд, пока преодолен.

У Кабардино-Балкарской республики есть немало проблем, требующих решения. В том числе и с участием федеральных властей. Задача и федерального центра, и властей самой республики -следить, чтобы народы Кабардино-Балкарии не были втянуты в какие-нибудь авантюры.

Здесь уместно привести результаты проведенного социологического исследования в Карачаево-Черкесской и Кабардино-Балкарской республиках.

В общей сложности опрошено 575 человек -60 в Нальчике, 515 в Карачаевске и близлежащих селах. Респонденты - карачаевцы и балкарцы -представляют все основные социально-профессиональные категории населения города и села: рабочие, ИТР, интеллигенция, предприниматели, пенсионеры, студенты, безработные. 41,6 % респондентов из Кабардино-Балкарской республики и 28,7 % из Карачаево-Черкесской республики -люди с оконченным и неоконченным высшим образованием. В опросе приняли участие женщины 59 % и 55 % в Карачаево-Черкесской республики и Кабардино-Балкарской республики соответственно, мужчины составили 41 % в Карачаево-Черкесской республике и 45 % в КабардиноБалкарской республике. В возрастном разрезе опрошенных можно разделить на несколько групп:

Возрастные КБР КЧР

группы, лет Абс. % Абс. %

20-30 13 21,6 78 15,1

30-40 29 48,3 163 31,6

40-50 18 30,0 101 19,6

50-60 - 94 18,2

60 и более - 79 15,3

Опрос проводился в городской и сельской местности по репрезентативной выборке. Основные задачи исследования: социальная адаптация к новым формам и стандартам поведения; изменение социальных установок и ориентации различных групп населения, определение направлений выбора стратегии повседневной жизни, выяснение отношения к основным социально-политическим ценностям, выяснение факторов этнического развития и межэтнических проблем, оценка населением межнациональных отношений, отношение к проблемам суверенитета и национально-государственного устройства. Таким образом, 402 человека, принявших участие в анкетировании, находились в экономически активном возрасте. Из них молодые люди в возрасте до 40 лет составляют 69,9 %.

Все 575 человек, принявших участие в опросе, отнесли себя к представителям карачаево-балкарской нации. У 100 % респондентов из Кабардино-Балкарской республики оба родителя балкарцы. У 2,3 % (12 человек) респондентов из Карачаево-Черкесской республики мать - черкешенка, у 1 человека отец черкес, у троих - осетины (0,5%), у четверых абазины (0,7%). Однако при определении национальности ребенка в смешанных браках 41 человек в Карачаево-Черкесской республике (7,9 %) считают, что если один из родителей карачаевец, то и ребенок, соответственно, карачаевец. Право определить свою национальность за ребенком, рожденным в межнациональном браке, признают 25,4 % опрошенных в Карачаево-Черкесской республике (131 чел.) и 16,6 % из Кабардино-Балкарской республики (10 чел). Считают необходимым определить этническую принадлежность ребенка по национальности матери в общей сложности 20 человек (3,4%). Относительно большой процент опрошенных затруднились ответить на этот вопрос - 5,2 % (27 человек). Остальные же полагают, что национальность ребенка в межнациональных браках необходимо определить по национальности отца - 80 % и 57,6 % опрошенных в Кабардино-Балкарской республике и Карачаево-Черкесской республике соответственно. Никто из респондентов не признал, что если кто-то из родителей в межнациональном браке русский, черкес либо представитель другой национальности, ребенок принадлежит к ней.

Однако респондентов, состоящих в браке с представителем иной национальности, достаточно много. В частности, в Карачаево-Черкесской республике 16,3 % (94 человек) состоят в браке с человеком другой национальности, в то время как 100 % опрошенных в Нальчике состоят в браке с человеком своей же национальности. При этом

категорически нежелательным брак своего ребенка с человеком другой национальности признали

36,6 % опрошенных в Нальчике и 14,5 % в Карачаево-Черкесской республике. В то же время 38,3 % респондентов в Кабардино-Балкарской республике и 48,9 % в Карачаево-Черкесской республике отдали бы предпочтение человеку своей национальности, но при этом не стали бы возражать против выбора своего ребенка. Исходя из вышеизложенного, можно говорить о достаточно «ревностном» отношении к представителям своей национальности. Большая часть опрошенных предпочитают создавать семьи с представителями своей национальности. Брак с представителями иной национальности допустим только при условии соблюдения обычаев и традиций карачаевцев и балкарцев и их религиозных воззрений.

Следующий блок вопросов касался социальной адаптации карачаевцев и балкарцев в современных условиях. Большая часть респондентов либо учатся, либо работают. Только 43 человека ответили, что не работают, так как не имеют желания. 59 человек совмещают работу и учебу, 79 учатся, 75 находятся на пенсии, из них 34 продолжают трудовую деятельность, остальные занимаются домашним хозяйством.

145 респондентов, а это более 25% опрошенных, заявили, что не работают, так как не могут устроиться. Как известно, низкая социальная защищенность, спад производства, высокий уровень безработицы, особенно в сельских районах, где «теневая занятость» перерождается в организованную преступность, создающую угрозу межнациональных и территориальных конфликтов, упадок сельского хозяйства, наличие конфликтных ситуаций, неконтролируемых миграционных потоков ведут к обострению межнациональных отношений, распространению радикальных течений ислама (ваххабизма) [1]. Вышеперечисленные негативные явления в полной мере наблюдаются как в КабардиноБалкарской республике, так и в Карачаево-Черкесской республике. Необходимо помнить, что именно в таких условиях происходят наиболее серьезные конфликты в межэтнической сфере.

В данном блоке отметим интересный факт: в Кабардино-Балкарии, где балкарцы в численном меньшинстве, по сравнению с кабардинцами, отвечая на вопрос «Как Вы относитесь к тому, чтобы работать под руководством человека не Вашей национальности?» 48 человек, а это 80 % респондентов, ответили, что национальность не имеет значения. И только четверо предпочли бы работать только под руководством человека своей национальности. Восемь опрошенных (6,6%) пред-

почли бы человека своей национальности, но согласны работать под началом руководителя другой национальности.

Вместе с тем в Карачаево-Черкесии, где карачаевцы составляют этническое большинство,

146 человек, а это 28,3 % опрошенных, предпочитают работать только под руководством человека своей национальности. Только для 18,8 % опрошенных карачаевцев не имеет значения, какой национальности их работодатель.

В отношении продвижения по служебной лестнице для людей разных национальностей большая часть респондентов из Кабардино-Балкарской республики отметили, что у кабардинцев (напомню, что они составляют численное большинство в республике) возможностей больше, чем у балкарцев 71,6%. В то же время равенство возможностей для представителей всех национальностей полагают только 11 человек (18,3 %). Никто из респондентов не признал, что равные возможности продвинуться в республике имеют русские или балкарцы.

Что касается Карачаево-Черкесии, то здесь абсолютное большинство респондентов - 40,7 % признают, что возможностей больше у карачаевцев. (Карачаевцы в численном большинстве в республике). Равенство возможностей, несмотря на национальность, признают 31, 2 % опрошенных. 67 человек (12,4 %) считают, что у русских или у черкесов возможностей продвинуться по службе больше, чем у карачаевцев. Отметим, что большой процент респондентов (15,5 %) затруднились ответить на этот вопрос.

Следующий блок вопросов касался межнациональных отношений. На состояние межнациональных отношений оказывает существенное влияние целая совокупность факторов: безработица, неудовлетворительное экономическое положение, территориальные проблемы, уровень коррупции и ущемление прав граждан со стороны работников правоохранительных органов, организация образования, деятельность интеллигенции, средств массовой информации, органов государственной власти, положение дел в религиозных общинах и другие. Насколько же значима для наших респондентов их национальная принадлежность? На этот вопрос 57,5 % всех опрошенных ответили, что национальная принадлежность для них очень значима. Для 21,5 % респондентов этот вопрос также значим. 8,5 % опрошенных затруднились ответить. Для 12,8 % анкетируемых вопрос национальной принадлежности мало значим или не значим вовсе.

Интересный ответ был получен на вопрос, «Насколько учитываются интересы людей Вашей

национальности в деятельности республиканских органов власти?». В Карачаево-Черкесской республике абсолютное большинство опрошенных (80%) считают, что интересы учитываются, в то время как в Кабардино-Балкарской республике

86,6 % анкетируемых полагают, что интересы балкарцев органами республиканской власти иногда или в основном не учитываются, и только 8 человек (13,3%) считают обратное. Только 11, 9 % анкетируемых в Карачаево-Черкесской республике считают, что их интересы иногда или в основном не учитываются.

В последние десятилетия в двунациональных республиках наблюдается всплеск столкновений на этнической основе. Участились взаимные оскорбления как на страницах местных газет, так и на Интернет-форумах. Есть опасение, что этот негатив может вылиться в прямые уличные столкновения. Особо остро это проявилось в КабардиноБалкарской республике после конного перехода, посвященного «300-летию Канжальской битвы». Неумелая национальная политика в республике могла привести к непредсказуемым тяжелым последствиям. В связи с этим следующий блок вопросов весьма актуален. Так, в КабардиноБалкарской республике 78,2 % анкетируемых отметили, что межнациональные отношения в республике напряженные либо в целом нормальные, но временами ухудшаются. 18, 3 % полагают, что межнациональные отношения нормальные. Но при этом необходимо учесть, что опрос проводился задолго до описанных выше событий. В Карачаево-Черкесии же 57,8 % респондентов полагают, что межнациональные отношения в республике в основном нормальные и только иногда они ухудшаются. А 30, 4 % считают, что отношения в республике между людьми разных национальностей спокойные. 4% опрошенных затруднились ответить на этот вопрос.

Распад СССР в 1991 г. повлек за собой огромные проблемы во всех сферах жизни (в экономике, политике, культуре, межнациональных отношениях и т.д.). Многие на Северном Кавказе остались один на один с нелегкой жизнью и не знают, на какие ценности им ориентироваться. Как никогда им требуются защита и поддержка, так как распад СССР повлек за собой массовый «культурный шок» и утрату устойчивой социальной идентичности [2]. Когда окружающий мир перестает быть понятным, начинается поиск групп, которые помогли бы вернуть его целостность и упорядоченность, защитили бы от проблем пореформенной жизни.

В связи с этим была предпринята попытка выяснить, что известно нашим респондентам о дея-

тельности общественных движений, которые отстаивают интересы карачаевцев и балкарцев. Однако большинство респондентов (45,7 %) затруднились ответить на этот вопрос, а 41,9 % опрошенных об их деятельности ничего не знают. В этой ситуации интересно, что абсолютное большинство опрошенных как в Кабардино-Балкарской республике (55 человек), так и в Карачаево-Черкесской республике (344 человека) ни в каких общественных движениях или объединениях участия не принимают.

Как было сказано выше, язык выступает в качестве этнодифференцирующих, то есть отличающих данный этнос от всех других, характеристик. При определенных политических обстоятельствах язык может приобрести гипертрофированное значение, превратиться в национальный символ. С помощью языка очерчивается тот круг, границу которого «национализированный» человек ни в коем случае не должен переступать. Так, абсолютное большинство респондентов (100 % в Кабардино-Балкарской республике и 99,4 % в Карачаево-Черкесской республике) карачаевский и балкарский считают своим родным языком. Но при этом 43,8 % анкетированных в Карачаево-Черкесской республике и 61,6 % в КабардиноБалкарской республике не считают, что остальные этносы в республике должны в обязательном порядке знать карачаевский или балкарский языки. В такой ситуации интересно выяснить, какой язык большинство опрошенных используют в общении? Оказалось, что сугубо на балкарском или карачаевском языке дома разговаривают 40,1 % опрошенных. Абсолютное же большинство 62,4 % употребляют при общении дома несколько языков. Если говорить о работе, то тенденция многоязычия сохраняется. В коллективе несколько языков при общении употребляют 37,3 % респондентов.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что рост этнической солидарности, который характерен для последнего десятилетия [3], явно наблюдается и в двух северокавказских республиках - Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Напомним, что на территории СССР издавна существовали многочисленные узлы межнациональных противоречий, которые в любой момент могли вспыхнуть - Абхазия, Нагорный Карабах, Южная Осетия и многие другие. И все-таки кризис конца 80-х гг., когда гласность выпустила джина из бутылки, «застал всех врасплох» [4. Л. 20]. Кризис затронул практически все народы, населяющие одну шестую часть света, но формы его проявления, связанные с ростом этнической идентичности и этнической солидарности, крайне разно-

образны. Эти тенденции «четко прослеживаются и в карачаево-балкарской среде» [4. Л. 22].

За последние годы в России предпринимаются попытки «возродить уничтоженные за годы советской власти общности: действуют различные общества, партии исчисляются десятками, если не сотнями» [5. Л. 18]. Но все эти группы не могут удачно выполнять ценностно-ориентационную и защитную функции для большинства людей. Более того, совсем часто эти объединения - во всяком случае, на первом этапе собственного существования - оказываются только инсценировками групп. В схожих группах превалируют внешние знаки идентификации: их члены осваивают символику одежды (сари, кожаные куртки, казачью форму), специфичный жаргон, стиль движений и приветствий [5. Л. 20]. Многие люди «погружаются» в подобные субкультуры, но для большинства в период слома социальной системы нужно «зацепиться» за что-то более стабильное, за более устойчивую группу. Как и в остальных странах, переживающих эру острой социальной нестабильности, «в России таковыми группами оказались се-

мья и этнос» [5. Л. 20]. Не следует также забывать, что этническая идентичность является более доступной формой социальной идентичности.

С помощью осознания собственной принадлежности к этносам, потерявшие опору в жизни бывшие граждане бывшего СССР стремятся отыскать выход из состояния социальной неприкаянности и беспомощности, ощутить себя частью общности, которая непременно имеет привлекательные черты и надежную перспективу своего развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Липина С. Северный Кавказ. Уроки истории. Знать, чтобы не повторять // www.viperson.ru.

2. Стефаненко Т.А. Этнический феномен современности // http://www.flogiston.ru.

3. Стефаненко Т.Г. Социально-психологические аспекты изучения этнической идентичности // http:// www.interref.ru

4. Центральный государственный архив КабардиноБалкарской Республики (ЦГА КБР). Ф. Р-1б. Оп. 1. Д. 150. Л. 20.

5. Государственный архив Карачаево-Черкесской Республики (ГА КЧР). Ф. 898. Оп. 8. Д. 120. Л. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.