тепловыделений. Оборудование в основном теп-лоизолированно, интенсивность теплового излучения от стенок печей, воздуховодов технологической вентиляции колеблется от 348 до 1044 Вт/м2.
Труд рабочих-аппаратчиков заключается в наблюдении за ходом технологического процесса и его регулировании. Более напряженной операцией является постоянная регулировка хода нити при скоростной смотке и намотке волокна. Тяжелый физический труд сохраняется и при ремонтных работах. Общая продолжительность работы аппаратчиков в условиях запыленного и загазованного воздуха составляет 70—80 % рабочего времени, из них 25—40 % затрачиваются на ручные операции (штопку тесьмы, ликвидацию разрывов волокна и др.).
С целью оценки влияния условий труда на состояние здоровья работающих проведен медицинский осмотр 327 рабочих, подвергающихся воздействию жесткой пыли углеродных волокон.
Большинство обследованных имели стаж работы с углеродным волокном более 6 лет. Среди осмотренных 84 % предъявляли жалобы, указывающие на поражение верхних дыхательных путей: сухость в горле, першение в горле, кашель. Жалобы на зуд, сухость и раздражение кожи предъявляли 46,2 % рабочих. 29,0 % осмотренных отмечали резь в глазах и светобоязнь. При медицинском осмотре было выявлено 67,9 % больных фарингитом и ринофарингитом, 34 % больных бронхитом, 39,6 % больных кожным зудом и дерматитом, 6,4 % больных мейбовитом. Таким образом, при получении углеродных волокон на основе ПАН в результате воздейстзия жесткой волокнистой пыли может развиваться патология верхних дыхательных путей и органов дыхания, кожи и органа зрения.
Выводы. 1. Получение углеродных волокон
на основе полиакрилонитрила представляет собой процесс, протекающий в три стадии — окисления, карбонизации и графитации волокна, сопровождающийся выделением пыли углеродных волокон и газов в воздушную среду — аммиака, синильной кислоты, окиси углерода на всех технологических этапах.
2. Пыль углеродных волокон относится к высокодисперсной; среднесменные концентрации ее в воздухе сравнительно невысокие — 0,4— 2,3 мг/м3.
3. Концентрации синильной кислоты, аммиака, окиси углерода на основных производственных участках не превышают ПДК; содержание акри-лонитрила в воздухе рабочей зоны выше ПДК в 1,5—6 раз.
4. Технологический процесс в основном механизирован и автоматизирован. Однако аппаратчики затрачивают 25—40 % времени на ручные операции в связи с нестабильностью технологии.
5. При воздействии пыли жестких углеродных волокон у рабочих могут развиваться заболевания верхних дыхательных путей и органов дыхания, кожи и органа зрения.
Литература
1. Федякина Р. П., Мартынова А. П.. Бабенко Э. Я.//
Гиг. труда. — 1984. —№ 10.— С. 51—53.
2. Jones Н. D.. Jones Т. R.. Lyle Т. Н. // Ann. occup.
Hyg. — 1982. — Vol. 26. — P. 861—868.
Поступила 17.08.87
Summary. Hygienic studies on polyacrylnitrile-based production of carbon fibre revealed that workers were exposed to carbon fibre dust characterized by high rigidity and noxious gases, such as ammonia, prussic acid, acryloniti'ilfi_jLnd carbon oxide in relatively low concentrations. Exposed workers were prone to the development of occupational diseases of the respiratory system, skin, and eyes.
УДК 371.71:331.361.3]:G 12
Т. Л. Гигуз
ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО УЧИЛИЩА В ПРОЦЕССЕ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИИ ТЕЛЕМЕХАНИКА
Новосибирский НИИ гигиены
В связи с массовым распространением телевизионной техники в быту и на производстве в последние годы возникла необходимость подготовки специалистов по обслуживанию и ремонту радиотелевизионной аппаратуры (телемехаников). Профессия телемеханика — одна из наиболее сложных в радиотехнике и требует освоения большого объема теоретических знаний и прочного закрепления практических навыков. Освоение этой профессии связано с воздействием ряда
факторов, которые могут оказать неблагоприятное влияние на функциональное состояние организма (гиподинамия, выраженное статическое напряжение, значительная нагрузка на важнейшие анализаторы).
Изложенное выше послужило основанием для проведения исследований по изучению влияния условий обучения на функциональное состояние организма подростков, осваивающих профессию телемеханика в условиях двухгодичного профес-
Таблица 1
Динамика ЛПЗМР (в мс) учащихся ПТУ по результатам хронорефлексометрии
Период исследований в течение ДНЯ Семестр обучения р
<Л1, ±т) II <М,±т) III (М,±т) м,мг м,м.
Начало Середина Р Конец Р 231+4,8 220+3,3 <0,1 206+3,3 <0,001 189+3,5 191+3,9 н. д. 185+2,7 н. д. 212+3,7 199+2,9 <0,01 197+2,7 <0,01 <0,001 <0,001 <0,001 <0,01 <0,001 <0,05
сионально-технического училища (ПТУ), с целью разработки рекомендаций по оптимизации условий их обучения.
Функциональное состояние организма подростков оценивали по результатам исследования динамики показателей центральной нервной, сердечно-сосудистой и мышечной систем. Использовали комплекс методов: хронорефлексометрию — определение латентного периода зрительно-моторной реакции (ЛПЗМР) на стереотипную комбинацию световых раздражителей разной интенсивности, корректурный тест (таблицы Аифимо-ва), кистевую динамометрию, ангиотонометрию по Короткову с пальпаторным подсчетом пульса и определением расчетных показателей. Самочувствие подростков оценивали по результатам анкетного опроса.
Режим обучения в училище соответствовал учебным планам и включал теоретические и практические занятия, чередующиеся через день. Занятия проводились в кабинетах, мастерских и учебных цехах училища в условиях, отвечающих основным гигиеническим требованиям.
Освоение практических навыков на 1-м году обучения было связано преимущественно с сидячей позой, сопровождалось выраженным статистическим напряжением и значительной нагрузкой на центральную нервную систему и зрительный анализатор. На 2-м году обучения ритм занятий был более свободным, с меньшим ограничением подвижности, частой сменой положения тела (стоя, сидя, перемещение по цеху), отмечалась выраженная положительная мотивация; в то же время настройка радиотелевизионной аппаратуры была связана с шумовым воздействием, не превышающим допустимого уровня.
Функциональное состояние организма подростков исследовали в начале, середине и в конце пребывания в училище (перед выходом на сплошную практику в телеателье). Под наблюдением находились 30 юношей 17—18 лет, каждый из которых проходил обследование 3 раза в день (до занятий, перед обедом и после занятий) в течение 2 дней теории и 2 дней практики.
При исследовании ЛПЗМР было выявлено его уменьшение как в течение дня, так и на протя-
Таблица 2
Динамика показателей корректурной пробы у учащихся ПТУ в зависимости от вида деятельности
Показатель год обучения Теория Практика р
М, ±т М2±т м,м2
Количество зна- 1-Й 354+7,19 398+7,10 <0,001
ков 2-й 362+6,42 407+6,07 <0,001
Р >0.05 >0,05 —
Количество оши- 1-й 6,2+0,51 6,5+0,40 >0,05
бок на 500 зна- 2-й 6,2+0,34 4,9+0,49 <0,05
ков >0,05 <0,02 —
1-й 12,2+1,04 10,1+0,78 <0,1
К 2-й 10,9+0,68 15,4+1,02 <0,001
Р <0,001 —
Количество прсб 1-й 14,1 6,8 <0,05
без ошибок, % 2-й 4,3 17,3 <0,05
Р <0,05 <0,05 -—
жении всего времени пребывания в училище (табл. 1). Ускорение реакции от начала к концу обучения сопровождалось увеличением последовательного возбуждения с 52 до 66,6% (р< <0,05). При сравнении результатов хронорефлексометрии во время теоретических и практических занятий было установлено отличие лишь на 2-м году обучения, проявлявшееся большей скоростью нервных процессов в период практической деятельности по сравнению с теоретической (соответственно 192 н 212 мс, р<0,001). Таким образом, по результатам хронорефлексометрии выявлена благоприятная дневная и годовая динамика исследуемых показателей.
Изучение дневной динамики показателей работоспособности с помощью корректурной пробы выявило лишь в начале 1-го года обучения уменьшение количества проб, выполненных без ошибок, с 28,3 до 11,7% (р<0,05) и интегрального показателя К с 14,5 до 10,7 (р<0,05). В течение 1-го года обучения исследуемые показатели не претерпевали существенных изменений, лишь к концу пребывания в училище (2-й год обучения) наблюдалось возрастание числа просмотренных знаков с 335 до 384 (р<0,05). Сравнение результатов исследований, проведенных в дни теоретических и практических занятий, показало, что в период практической деятельности подростки выполняли корректурную пробу в большем объеме и с лучшим качеством, особенно на 2-м году обучения (табл. 2). Годовая динамика изучаемых показателей также была более благоприятной во время практики. Меньшая выраженность различий в реакции организма на теоретическое и практическое обучение на 1-м году пребывания в училище, очевидно, связана с тем, что на первом этапе обучения теория и практика были сходны по характеру воздействия на организм (длительная вынужденная поза, значительное статическое напряжение, преимущественная нагрузка на зрительный и слуховой анализаторы).
Таблица 3
Изменение гемодинамических показателей у учащихся во время обучения в ПТУ
Период исследования
Показатель в течение учебного дня в течение обучения в ПТУ р
начало конец 1 семестр 11 семестр 111 ссместр
М,±т М2±т м,м. М, ± т Мл±т М5±т
Частота сердечных сокращений в минуту Артериальное давление, мм рт. ст.: систолическое диастолическое Систолический объем, мл Минутный объем, л Коэффициент эффективности кровоснабжения, мл 77,4+0,65 116,3+0,84 69,3±0,66 51,5+0,87 4,0+0,07 36,5+0,69 75,2+0,62 114,6+0,84 69,9+0,71 48,9+0,97 3,7+0,08 33,3+0,78 <0,02 >0,05 >0,05 <0,05 <0,01 <0,01 76,8+0,68 111,7+0,64 61,8+0,64 57,4+0,94 4,4+0,08 38,4+0,80 74,2+0,62 116,3+0,84 74,0+0,51 44,3±С',70 З.З+С',07 31,4+0,71 74,0+0,69 115,1+0,84 72,6+0,58 47,5+1,06 3,5+0,08 31,7+0,74 —' оо оо о о о о о о о о о о о о о V УУ УУ V <0,01 <0,01 <0. 01 <0,001 <0,001 <0,001
При исследовании функционального состояния нервно-мышечного аппарата было обнаружено снижение коэффициента падения статического усилия (КПСУ) в течение дня во время практических занятий с 0,16 до 0,14 усл. ед. (/?<0,05) и отсутствие существенных изменений в дни теории, что, очевидно, является отражением более высокой мышечной работоспособности в дни практических занятий по сравнению с днями теории. В то же время на протяжении обучения в училище КПСУ, так же как и мышечная сила, оставались практически неизмененными.
При исследовании сердечно-сосудистой системы в течение учебного года было выявлено существенное снижение средних значений гемодинамических показателей как в середине, так и в конце занятий; исключение составляло диастоли-ческое давление, которое практически не изменялось (табл. 3). На протяжении обучения в училище большинство изучаемых показателей претерпевало сходные изменения (в сторону уменьшения), за исключением систолического и диа-столического давления, уровень которого повышался. Направленность изменений показателей не обнаружила зависимости от вида деятельности учащихся. Снижение большинства показателей гемодинамики у подростков в течение дня и всего срока обучения, по мнению авторов [1, 3, 9], свидетельствует об ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы учащихся. В то же время наблюдавшееся на этом фоне повышение (в пределах возрастных норм) систолического и диастолического давления к концу 1-го года и в несколько меньшей степени на 2-м году обучения, очевидно, является начальным проявлением адаптации организма подростков к учебному процессу [4, 12].
Один из важных показателей утомления подростков— оценка ими своего самочувствия [10]. Анкетный опрос, проведенный среди учащихся ПТУ, показал, что 63,8 % подростков уже на 1 -м
году обучения во время занятий и после них предъявляли жалобы на общую слабость, головную боль, повышенную потливость, дрожание рук. К концу 2-го года обучения число лиц с подобными жалобами возросло до 88,9 % (р< <0,05). Причем, если в начале обучения у подавляющего большинства подростков (81,8%) неприятные ощущения проходили в течение 30 мин после окончания занятий, то в конце 1-го и 2-го годов обучения число этих лиц уменьшилось соответственно до 50—37,5 % (р<0,05) за счет увеличения продолжительности жалоб до 1—2 ч. В процессе обучения в училище возрастало как число подростков, предъявляющих жалобы, так и количество жалоб у одних и тех же лиц. Так, если в начале обучения учащиеся предъявляли по 1—2 жалобы, то в конце обучения их число уменьшилось до 64,5 % за счет увеличения с 16,7 до 35,5 % числа лиц с 3—6 жалобами (р<0,05). Таким образом, на протяжении обучения в училище отмечалось некоторое ухудшение самочувствия подростков, что проявлялось увеличением количества жалоб и числа лиц, предъявлявших их, удлинением неприятных ощущений к концу обучения. Это может рассматриваться как проявление утомления в период адаптации к учебно-производственной нагрузке, а также являться следствием шумового воздействия настраиваемой радиотелевизионной аппаратуры во время практики в учебных цехах. Полученные результаты согласуются с данными других авторов [10, 11], выявивших у 85—88 % подростков, находящихся в сходных условиях, аналогичные жалобы, частота которых нарастала в процессе обучения.
В целом комплексная оценка динамики показателей функционального состояния наиболее чувствительных систем организма учащихся ПТУ выявила изменения некоторых физиологических функций подростков в течение дня и всего периода обучения. На 1-м году обучения благолри-
ятные изменения времени реакции на световые раздражители в течение дня сопровождались увеличением количества корректурных проб, в которых были допущены ошибки, и уменьшением интегрального показателя К, что указывает на ухудшение функционального состояния центральной нервной системы. О неслучайном характере выявленных изменений свидетельствует снижение основных гемодннамических показателей в течение дня и года. Подтверждением полученных данных явилась оценка самочувствия учащихся по результатам анкетного опроса: увеличение числа подростков, имеющих жалобы, и количества жалоб, предъявляемых одними и теми же лицами. Комплексный характер выявленных отклонений со стороны наиболее адекватных систем позволяет говорить о развитии утомления под влиянием учебной нагрузки на организм учащихся [5, 6, 8].
На 2-м году обучения функциональное состояние организма подростков несколько улучшалось преимущественно за счет практических занятий. Так, в период практики наблюдалось повышение скорости зрительно-моторных реакций, улучшение качества выполнения корректурных проб, снижение КПСУ. По-видимому, это связано с более благоприятным характером учебной нагрузки на практических занятиях по сравнению с теоретическими: свободный темп и ритм работы. отсутствие длительного статического напряжения, положительная мотивация. Не исключено, что отмеченные изменения являются проявлением адаптации учащихся на 2-м году обучения к учебно-производственной деятельности [2, 7, 8].
В целом можно отметить, что изменения показателей функционального состояния организма учащихся ПТУ носили не глубокий, временный
характер и могли быть в значительной мере обусловлены гиподинамией. В связи с этим основным направлением профилактики отмеченных изменений должна быть оптимизация режимных моментов за счет повышения объема двигательной активности в учебное и внеучебное время.
Литература
1. Бобрищева-Пушкина Н. Д., Воронина Л. В., Дьяч-кова 11. Г. II Гиг. и сан. — 1984. — № 3. — С. 37—4!.
2. Бузунов В. А.. Ратушная А. Н., Нагорная A. Н.Ц Там же. — 1983. —№ 7.— С. 14—17.
3. Воронцов М. П., Михеев В. В. II Там же.— 1980.— № 2. — С. 33—35.
4. Дубровина Э. В., Рутенбург Э. С., Шевченко Т. М. // Физиология человека. — 1982.— Т. 8, № 2. — С. 228— 234.
5. Карагодина И. J1-, Токарев В. А. // Гиг. и сан. — 1976. — № 2._С. 23_27.
6. Круглова И. И. //Там же. — 1984. — № 7.— С. 25—28.
7. Марат Б. А., Гутник Б. И., Семкина Э. ВЦ Там же.— 1982. —№ 4.— С. 34—37.
8. Сухарева J1. М., Крамаренко И. Б., Дружинин П. В. Ц Там же.— 198:.—№ 8. —С. 31—33.
9. Сухарева Jl. М., Самотолкина Н. Г. II Гиг. и сан. — 1982, —№ 1, —С. 20—23. .
10. Сухарева JI. М., Крамаренко И. Б., Самотолкина Н. Г. и др. // Комплексные медико-педагогические исследования условий обучения и воспитания учащихся технических училищ. — Л., 1983. — С. 28—38.
11. Фаворская Т. А. // Управление и совершенствование производства. — Рига, 1980.— С. 126—133.
12. Храмцова А. Д. II Гиг. и сан,— 1980. — № 3. — С. 19— 21.
Поступила 28.04.87
Summary. The research specific to the state of body functioning of vocational students in telemechanics demonstrated moderate stress of the central nervous and cardiovascular systems during their first year of study. The second year was characterized by adaptation to the educational load, such adaptation being mostly pronoun ced during practical studies.
УДК 614.87-07
М. Г. Шандала, Я. И. Звиняцковский, Е. М. Вайнруб, А. Е. Петриченко, Г. И. Панасенко, О. В. Бердник, В. /О. Зайковская, Л. В. Серых
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ, ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ПРИ РАЗНОМ ХАРАКТЕРЕ И СТЕПЕНИ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Киевский НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Марзеева
В течение ряда лет в Киевском НИИ обшей и коммунальной гнгиены проводятся исследования по установлению влияния на здоровье населения характерного для современных городов комплекса факторов окружающей среды.
В качестве показателей состояния окружающей среды рассматривались факторы, различия в выраженности которых наиболее характерны для разных территорий современного города: загрязнение атмосферного воздуха окисью углеро-
да, сернистым газом, окислами азота, сероуглерода, формальдегидом, взвешенными веществами; городской шум; электромагнитные поля КВ- и УКВ-диапазона и др.
Для оценки состояния здоровья населения использовали комплекс показателей, в частности функциональное состояние некоторых систем организма, физическое развитие и заболеваемость.
Количественные зависимости между состоянием здоровья населения и характером и степенью