Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — H.Д. Бобрищева-Пушкина, Л.В. Воронина, H.Г. Дьячкова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of training regime and conditions on body function and health status of future operators of mechanical devices trained at vocational schools of chemical profile was studied. The studies did not reveal any detrimental effects on the health status and the function of the nervous, and cardiovascular systems, as well as on the blood leucocyte enzymic activity. Hygienic recommendations have been made with reference to the students’ educational and occupational routine, their physical training and diet.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ»

Занятия по физическому воспитанию со студентами контрольной группы проводились по обще-У принятой методике, т. е. без специальной организации закаливающих мероприятий.

Результаты исследований приведены в таблице.

Как видно из таблицы, количество студентов, признающих важность закаливания, увеличивается от начала к концу эксперимента в обеих исследуемых группах незначительно. Число лиц, знающих методику закаливания, резко возрастает в экспериментальной группе уже на первом курсе, достигая 100% к концу эксперимента. В контрольной группе этот показатель значительно ниже — 36,6%. Учитывая, что материал по закаливанию был одинаковым для обеих групп, можно предположить, что знание методики применения закаливающих процедур определяется в основном практикой их применения на занятиях по физическому воспитанию.

В обеих группах за исследумый период увеличилось количество студентов, применяющих закаливание в быту и в спортивной практике. В группе А такое увеличение происходит за счет студентов, систематически применяющих закаливающие процедуры, в группе Б — за счет студентов, иногда применяющих закаливание.

Очевидно, практика применения закаливающих процедур на занятиях по физическому воспитанию способствовала приобретению навыков и умения правильно применять их и превращению знаний в потребность в систематическом закаливании. В результате в группе А 86,6 % студентов стали систематически применять закаливание, а в группе Б —лишь 23,3%. При этом необходимо отметить, что лица группы Б ограничивались преимущественно закаливанием в быту и использовали закаливание в спортивной практике эпизодически.

К концу эксперимента число случаев простудных заболеваний в группе А сократилось в 3,2 раза, в группе Б —только на 13%. В обеих группах произошло достоверное (Р< 0,04) уменьшение среднего числа случаев заболеваний,

но более существенные (Р<0,0001)" положительные изменения наблюдались в группе А.

Некоторое уменьшение средней продолжительности заболевания у лиц группы А и увеличение ее у лиц группы Б за изученный период не являлось статистически достоверным (Р>0,05).

Среднее число дней болезни в группе А сократилось в 3,5 раза (Р<0,0001), в группе Б — на 11,6% (Р=0,2301).

Среднее число случаев заболеваний, дней болезни, продолжительности заболевания на конец эксперимента в группе А оказалось достоверно (Ж0.0001) ниже, чем в группе Б.

Особенно следует отметить, что в группе А число часто болеющих студентов сократилось с 15 до 3,3%, а в группе Б практически не изменилось.

Таким образом, более значительное снижение острой заболеваемости наступало лишь в результате специально организованных на занятиях по физическому воспитанию мероприятий по закаливанию организма: проведения занятий в соответствующей одежде, обеспечивающей повышенные требования к аппарату терморегуляции, регулирования производства теплопродукции изменением интенсивности физических упражнений, контрастного варьирования условий занятн"! «зал — воздух» или «воздух — зал», применения «пульсирующего» температурного режима в зале с перепадом температур от 5 до 15 °С местными водными процедурами (умыванием до пояса и ног, полосканием горла, обливанием шеи). Кроме того, закаливающие процедуры на занятиях по физическому воспитанию способствуют приобретению опыта применения различных закаливающих процедур в быту и спортивной практике, воспитывают привычку к систематическому закаливанию.

Поступила 13.10.83

Summary. Means and methods for body hardening in students in the course of physical training are described on the basis of research findings. Systematic use of hardening procedures throughout physical training leads to a reduction in the number of respiratory diseases and makes the students accustomed to systematic hardening.

УДК 37l.7:[377.3:to

Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. В. Воронина, Н. Г. Дьячкова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

I ММИ им. И. М. Сеченова

В технических училищах (ТУ) в отличие от профессионально-технических училищ (ПТУ) полная перестройка динамического стереотипа действия происходит всего за 1 учебный год. Разнообразие условий обучения, режимных факторов, воздействующих на организм учащихся ПТУ и ТУ, диктует необходимость изучения влияния

обучения в ТУ на состояние здоровья и работоспособность учащихся и разработки гигиенических рекомендаций по оптимизации учебно-производственного процесса.

В настоящей работе изучено функциональное состояние и состояние здоровья учащихся ТУ химического профиля, осваивающих профессию

аппаратчика — одну из ведущих профессий'современного химического производства.

Исследования проведены в ТУ № 2 Новомосковска. На весь период обучения данной профессии отводится 1770 ч (на теоретические занятия 840 ч, на производственное обучение 930 ч). Производственное обучение в течение учебного года осуществлялось в мастерских училища вне контакта с производственными вредностями, с использованием технических средств обучения, макетов и тренажеров. В расписании занятий первого полугодия на производственное обучение отводился полный учебный день в середине недели, во втором полугодии — 2 дня в неделю, которые чередовались с 1 днем теоретических занятий. В период штатной производственной практики обучение проводилось в общих цехах химического предприятия.

Исследования по теме «Изучение влияния условий обучения и воспитания на состояние здоровья и успеваемость учащихся технических училищ» включали характеристику гигиенических условий обучения, изучение функционального состояния организма учащихся: ЦНС — по данным хронорефлексометрии и корректурных таблиц, сердечно-сосудистой системы — по результатам пробы Мартине, мышечной системы — по показателям силы и выносливости мышц кисти. Учитывалось также изменение состояния здоровья учащихся в течение учебного года по данным углубленных медицинских осмотров, общей заболеваемости и заболеваемости с временной утратой трудоспособности.

ТУ расположено в типовом здании среднего ПТУ и имеет все необходимые учебные помещения. В связи с тем что соотношение общеобразовательных и специальных предметов в ТУ и ПТУ различное, площади ряда кабинетов оказались на 15—20 % ниже нормативных (по СНиП 11-66—78), что приводило к нарушению микроклиматических условий к концу учебного дня.

Недельная нагрузка во время теоретического курса составляла 40—41 ч. Расписанием занятий предусматривалось проведение сдвоенных уроков с 5-минутными перерывами, 10-минутными перерывами между парами уроков и часовым перерывом на обед в середине учебного дня.

Физическое воспитание в ТУ включало уроки физкультуры (2 ч в неделю), утреннюю гимнастику для проживающих в общежитии и занятия в спортивных секциях, которыми было охвачено 95 % учащихся. Однако в период штатной производственной практики работа по физическому воспитанию учащихся фактически прекращалась.

Функциональное состояние организма учащихся (27 человек 17—18 лет, всего около 4500 исследований) определяли в начале и конце курса теоретического обучения в течение учебного дня и недели и в начале и конце штатной производственной практики на протяжении рабочего дня и смены.

При анализе полученных данных в начале теоретического обучения отмечена значительная вариабельность всех показателей, характеризующих функциональное состояние ЦНС, и ухудшение их к концу отдельных дней учебных занятий и учебной недели. Индивидуальный анализ данных корректурной пробы по комплексной методике (Громбах С. М и др., 1970) показал, что если в 1-й день недели начальные формы утомления наблюдались у 49,5 % учащихся, то к концу ее процент таких учащихся достигал 75,1, а у 8,3 % отмечалось значительное утомление (Я<0,05), о чем свидетельствуют данные табл. 1.

Данные хронорефлексометрии, представленные на рисунке, свидетельствуют о большой вариабельности показателей латентных периодов зрительно-моторной реакции в разные дни недели в этот период, что также может быть расценено как проявление утомления (Лаптев А. П., Меер-сон Е. А., 1969).

При изучении функционального состояния сердечно-сосудистой системы выявлены снижение частоты сердечных сокращений и рост минимального артериального давления (АД) как от начала к концу занятий, так и от начала к концу учебной недели, что при практически неизмененном максимальном АД приводило к снижению пульсового давления. В ответ на дозированную нагрузку отмечалась повышенная (на 55—65 % в среднем по группе) возбудимость пульса, особенно к концу занятий во второй половине недели. Минутный объем (по Лилиенштранду — Цандеру) в ответ на нагрузку увеличивался более чем в 2,5 раза, причем в основном за счет прироста частоты сердечных сокращений. Все это свидетельствовало об ухудшении функционального состояния сердечно-сосудистой системы в начальном периоде обучения.

Выявленная на первом этапе исследований динамика функционального состояния учащихся объясняется процессом адаптации к новым условиям обучения, что было подтверждено результатами исследований, проведенных в конце курса теоретического обучения, когда были отмечены более стабильные показатели функционального состояния изученных систем в течение учебной недели. Не наблюдалось к концу недели и увеличения числа лиц с ухудшением функционального состояния организма. В период штатной производственной практики в различных цехах химического предприятия работа учащихся складывалась из наблюдения за ходом технологического процесса (44—74 % рабочего времени по данным индивидуального хронометража), коррекции технологического процесса на пультах и непосредственно у агрегатов с помощью вентилей и задвижек (от 4 до 28% рабочего времени), подсобных и вспомогательных видов деятельности (14—35%). Моторные действия учащихся (перемещения по вертикали и горизонтали, ручные манипуляции у пультов и агрегатов) занима-

Таблица 1

Изменение функционального состояния ЦНС учащихся за период обучения в ТУ (по данным комплексной оценки корректурных проб)

Период теоретического обучения Период штатной производственной практики

Группа учащихся начало коней начало конец

1-й 2-й 3-й* 4-й 5-й 6-й 1-й 2-й 3-й* 4-й 5-й* 6-й А Б А Б

С благоприятными изменениями ЦНС, % 50,5 41,6 35 28 30 16,6 53,8 3,8 50 61,5 79,9 44 68 55,6 52,4 66,6

С начальными формами утомления, % 49,5 41,8 43,4 72 42,2 75,1 46,2 57,9 46,2 34,7 20,1 48 20,7 22,2 37,1 33,4

Со значительным утомлением, % — 16,6 21,6 — 27 8,3 — 38,3 3,8 3,8 — 8 11,3 22,2 10,5 —

Примечание. 1—6-н—день недели; звездочка — дни производственного обучения; А, Б — соответственно 1-й и последний дни 4-дневной рабочей недели.

Таблица 2

Динамика ферментативной активности лейкоцитов периферической крови у учащихся ТУ за период штатной производственной практики (средние данные

я ед. Каплова)

Показатель Миелопсроксидаза Щелочная фосфлтлзя

здоровые учащиеся учащиеся с отклонениями в состоянии здоровья

1 2 3 1 2 3 1 2 3

М±т Пределы колебаний Достоверность сдвигов (Р) 159,3±5,9 124—194 131,7±9,2 114—165 <0,05 194,6±8,5 141—252 <0,05 72,4±7,8 42—101 102,0±12,2 52—144 <0,05 78,5±6,4 47—95 <0,05 80,5±5,9 55-99 63,3±6,6 31—81 0,05 84,2±12,6 44—139 0,05

Примечание. 1 — до начала производственной практики; 2 — в начале практики; 3 — в конце практики.

Изменения показателей хронорефлексометрии в конце дня у учащихся ТУ в период

обучения.

о —латентный период зрительно-моторной реакции (в мс); б — процент случаев срывов дифферен-цировочных реакций (светлые столбики) и процент случаев последующих торможений (заштрихованные столбики): /, II — соответственно начало и конец теоретического обучения; ///, IV — соответственно начало и конец производственной практики; /—6 — день недели; 1.2 — соответственно первый и последний дни 4-дневной рабочей недели; звездочка — день производственного

обучения.

ли 10—15% всего времени. Основными вредностями на местах производственной практики являлись низко- и среднечастотный шум в пределах 60—80 дБ А и наличие в воздухе рабочей зоны в концентрациях ниже и на уровне ПДК аммиака, метанола, диметилтерефталата, мета-криловой кислоты, карбамида. В ряде исследований (Кондратьева И. И., Саркисянц Э. Э., 1969; Алиев В. А., 1978) установлено, что химические вещества, определенные в воздухе рабочей зоны на уровне или ниже ПДК, небезопасны для организма подростков. Это подтвердили результаты проведенных нами исследований ферментативной активности лейкоцитов периферической крови по показателям щелочной фосфатазы и миелоперо-ксидазы: в первые недели производственной практики у учащихся заметно снижалась активность миелопероксидазы и изменялась активность щелочной фосфатазы. Это свидетельствовало об определенном напряжении ферментных систем организма на первом этапе воздействия всего комплекса производственных факторов, в первую очередь химических. Исследования в конце штатной производственной практики показали, что обнаруженные изменения ферментативной активности носили адаптационный характер. Изученные показатели к концу штатной производственной практики нормализовались (табл.2).

Анализ данных, характеризующих функциональное состояние ЦНС в период штатной производственной практики, показал, что в начале работы у ряда учащихся вновь появились признаки ухудшения функционального состояния организма (процент лиц со значительным утомлением повысился до 22,2). Однако на заключительном этапе практики, когда учащиеся работали у аппаратов самостоятельно, значительного утомления ни у кого не было (Р<0,05). Не выявлено отрицательных изменений и в функциональном состоянии сердечно-сосудистой системы. Это сви-

детельствовало об адаптации учащихся к условиям и режиму труда на производстве.

Вместе с тем у 84,3 % учащихся отмечено снижение мышечной выносливости как к концу рабочего дня, так и к концу 4-дневной рабочей смены. Это связано, вероятно, с отсутствием достаточной нагрузки на мышцы рук во время производственной практики, что подтверждается и более отчетливым снижением мышечной силы за период обучения учащихся-аппаратчиков по сравнению с учащимися-слесарями этого же ТУ.

При изучении состояния здоровья у 148 учащихся ТУ, обучающихся по годичному циклу, не обнаружено отрицательных сдвигов. Заболеваемость с временной утратой трудоспособности в обследованной группе составила 51,1 случая на 100 учащихся, что согласуется с данными М. Я. Бурыгиной (1970), обследовавшей учащихся, обучающихся профессии аппаратчика химического производства.

Однако при повторном медицинском осмотре выявлено снижение массы тела у 39 % учащихся, что обусловлено как изменением жизненного стереотипа, так и организацией питания. В ТУ в отличие от ПТУ питание оплачивается учащимися. Наблюдение за его организацией в столовой базового ТУ показало, что ввиду отсутствия абонементного обслуживания всех учащихся обедами многие из них вместо горячей пищи потребляют кондитерские изделия. Анкетный опрос учащихся показал, что только 11 % из них имеют четырех -разовое питание, причем все они проживают дома. При анализе недельных меню-раскладок установлено, что питание учащихся в столовой ТУ довольно разнообразно, однако по сравнению с существующими для данной возрастно-половой группы нормами (Вахта Т. И., 1975) оно не сбалансировано: снижена общая калорийность, недостаточно белков, жиров, витаминов группы В и С, кальция, магния, фосфора. Распределение

калорийности по приемам пищи соответствует нормативам, но снижение общей калорийности и ранний ужин (в 17 ч 30 мин) обусловливают необходимость организации дополнительного приема пищи в вечернее время для учащихся, проживающих в общежитии.

Выводы. 1. Организация обучения в ТУ химического профиля профессии аппаратчика с рациональным чередованием теоретических занятий и производственного обучения, применением технических средств обучения, макетов и тренажеров, исключающих контакт с химическими веществами до начала штатной производственной практики, не оказывает отрицательного влияния на функциональное состояние и состояние здоровья учащихся и является гигиенически рациональной.

2. Изменения умственной работоспособности, функционального состояния нервной и сердечнососудистой систем, ферментативной активности лейкоцитов крови в начале курса теоретического обучения и начала практики носят адаптационный характер. Однако такие сдвиги обусловливают постановку вопроса об обязательном соблюдении гигиенических требований к условиям обучения в ТУ и на местах штатной производственной практики.

3. В целях улучшения условий обучения в ТУ химического профиля может быть рекомендовано проектирование типовых учебных зданий с необходимым числом специализированных кабинетов

и лабораторий, усиление внимания к организации физического воспитания в период штатной производственной практики с учетом характера производственной деятельности учащихся.

Литература. Алиев В. А. — Азербайджан, мед. ж.,

1978. № 4, с. 57-61. Вахта Т. И. Гигиеническая оценка питания подростков, обучающихся по профилю химиков-аппаратчиков производства синтетического каучука. Автореф. дне. канд. Омск, 1975.

Бурдыгина М. Я. — В кн.: Актуальные вопросы гигиены труда промышленной токсикологии, профессиональной патологии и коммунальной гигиены в нефтяной, нефтехимической и химической промышленности. Уфа, 1970, с. 48—50.

Громбах С. М„ Сапожникова Р. Г., Глушкова Е. К. и др.— В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1970, вып. 2, с. 111—143. Кондратьева И. И.. Саркисянц Э. Э. — В кн.: Всесоюзный симпозиум по изучению влияния химических веществ на молодой организм и вопросы возрастной токсикологии. Материалы. М., 1969, с. 23—31. Лаптев А. П., Меерсон Е. А. — В кн.: Вопросы гигиены труда. Волгоград, 1969, вып. 2, с. 9—13.

Поступила 10.11.83

Summary. The impact of training regime and conditions on body function and health status of future operators of mechanical devices trained at vocational schools of chemical profile was studied. The studies did not reveal any detrimental effects on the health status and the function of the nervous, and cardiovascular systems, as well as on the blood leucocyte enzymic activity. Hygienic recommendations have been made with reference to the students' educational and occupational routine, their physical training and diet

УДК 371.71:771.317.63:612.843.63

Н. М. Силич, А. Е. Кириенко

ОЦЕНКА НАПРЯЖЕННОСТИ ЗРЕНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ГРАФОПРОЕКТОРОМ И МЕРЫ ПО ПОВЫШЕНИЮ РАБОТОСПОСОБНОСТИ УЧАЩИХСЯ

НИИ педагогики УССР, Киев; Киевский НИИ гигиены труда и профзаболеваний

В учебно-воспитательном процессе применяются различные технические средства обучения для предъявления визуальной информации. В настоящее время широкое распространение получил графопроектор. При проецировании изображений с его помощью можно создавать различные размеры изображения, разные уровни яркости. Несоблюдение оптимальных параметров яркости фона, световой среды, размеров изображения может привести к утомлению органа зрения. Сведения о санитарно-гигиенических и эргономических требованиях к применению графо-проектора отсутствуют.

Нами с целью обоснования оптимальных размеров объектов различения, уровня яркости в поле зрения проведены исследования, связанные с изучением зрительной работоспособности в зависимости от яркостных характеристик экрана и общего освещения на рабочих поверхностях при

различных режимах освещенности, а также экспериментальные исследования, связанные с определением оптимальных параметров яркости экрана и общего освещения; размеров изображения.

Для оптимального восприятия объектов различения (проецируемого изображения) определяли их размер с учетом расстояния от экрана. Приняв за оптимальную величину угловой размер изображения 10° и воспользовавшись формулой а

Л = 21—, определяли размер изображения И

(длину и ширину экрана) в зависимости от длины учебного кабинета /. С этими размерами сопряжено расстояние п установки графопроектора Л

от экрана: п =»~ + Л где Л — ширина экрана;

Ь — размер кадрового окна; ^ — фокусное расстояние объектива. Исходя из обеспечения максимальной остроты зрения учащихся, сидящих на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.