Научная статья на тему 'ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ'

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
156
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Means and methods for body hardening in students in the course of physical training are described on the basis of research findings. Systematic use of hardening procedures throughout physical training leads to a reduction in the number of respiratory diseases and makes the students accustomed to systematic hardening.

Текст научной работы на тему «ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ»

реакциями истерического, взрывчатого, навязчивого типов.

В группу микросоциально обусловленного риска классный руководитель должен включать подростков с элементами делинкветного, не соответствующего общественным нормам поведения, «социально запущенных> и подростков из неблагополучных семей.

Как показали исследования, проведенные под руководством проф. В. В. Ковалева (1982), из группы риска уже в течение 1 года около 17 % детей переходят в число больных. Это происходит через стадию доклиническеих, неполносиндром-ных, динамических расстройств. Задачей школьного врача должно быть обнаружение нарушений на этой ранней стадии.

Для выявления отрицательных отклонений в состоянии нервно-психического здоровья возможно использование скрининг-методов, учитывающих основные симптомы невротического круга (наличие головных болей, повышенной утомляемости, страхов, вегетативной лабильности, нарушений сна, гиперкинезов, пароксизмаль-ных состояний, признаков системных неврозов). Устойчивость жалоб или отрицательная динамика при повторном опросе служит основанием для консультации подростка у психоневролога.

Следует обращать особое внимание на состояние здоровья девушек старшего подросткового возраста: при относительно большой частоте отклонений в состоянии нервно-психического здоровья в этот период они в настоящее время пользуются меньшим врачебным вниманием в связи с отсутствием диспансеризации по поводу воинской обязанности.

Современная медицина в физическом воспитании видит не только средство закаливания, укрепления соматического здоровья, но и условие гармоничного развития личности и действенный способ сохранения нервно-психического здоровья.

В связи с тем что при обследовании устанавливаются значительное уменьшение доли двигательной активности в бюджете времени старшеклассников по сравнению с первым подростковым периодом и ухудшение у многих из них качественных показателей психомоторики при параллельном учащении доклинических отклонений в нервно-психическом здоровье, школьному врачу необходимо контролировать плотность занятий на уроках физкультуры и проводить активную пропаганду среди старшеклассников медицинских знаний о роли двигательного режима в сохранении нервно-психического здоровья.

Активная позиция школьного врача и педагогов в охране нервно-психического здоровья школьников — необходимое условие оптимального формирования психически здоровой, гармонически развитой личности.

Литература. ККМИ: приоритет исследованиям в области охраны психического здоровья и поведения человека. — Хроника ВОЗ, 1981, т. 35, № 5, с. 247. Ковалев В. В. — Ж. невропатол. и психиатр., 1982, ДО 10, с. 1511.

Петраков Б. Д., Рыжиков Г. В. Закономерности распространения психических болезней в современном мире. М„ 1976. Гехт К. Психогигиена. М., 1979.

Поступила 24.10.83

Summary. Teenagers' age characteristics, their memory, attention, neural moDility, psychomotor activity, conditioned negative wave, personality traits, and neuropsychic state in relation to social and biological factors were studied. Longitudinal studies in 70 healthy secondary school pupils and in 30 teenagers with borderline neuropsychic disturbances were carried out. The obtained evidence indicates heterochronous development of all the above functions in the teenagers. Studies of factors responsible for the development of borderline neuropsychic disturbances show that their etiology can be accounted for by certain genetic factors and, to a great extent, by various social factors whose contribution to the development of psychic disturbances is most significant.

УДК 613.735:613.4S5

В. В. Шевцов

ЗАКАЛИВАНИЕ ОРГАНИЗМА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Тюменский университет

Анкетный опрос 120 юношей, поступивших на I курс Тюменского университета, показал следующее: признают важность закаливающих процедур 95,8%, иногда используют закаливание в быту и спортивной практике 70%, никогда не применяют закаливающих процедур 30% студентов и никто из них не знает методики закаливания.

При анкетировании 80 преподавателей физического воспитания выявлено, что только 4 из них предусматривают и обеспечивают соответствую-

щими процедурами закаливание организма студентов в процессе учебно-тренировочных занятий. Причиной этого, по нашему мнению, является отсутствие у студентов практических навыков и умения правильно использовать закаливающие процедуры, отсутствие специальных методик закаливания для занимающихся физкультурой и спортом. В этом плане особую значимость приобретает организация закаливающих мероприятий в условиях занятий физическими упражнениями.

Мы поставили задачу выяснить роль специально организованных на занятиях по физическому воспитанию мероприятий по закаливанию организма студентов в профилактике простудных заболеваний.

Для этого в Тюменском университете из 120 студентов-юношей 18—20 лет были созданы 4 экспериментальные (А, я=60) и 4 контрольные (Б, л = 60) группы. Естественный сравнительный эксперимент проводился в условиях двухразовых академических занятий по физическому воспитанию в неделю на протяжении 3 лет обучения в вузе. На основании анамнеза и результатов врачебного обследования студенты экспериментальной группы были распределены на 2 подгруппы:

1-я — не имеющие очагов хронической инфекции и без склонности к простудным заболеваниям,

2-я — с очагами хронической инфекции и склонностью к простудным заболеваниям.

При организации занятий по физическому воспитанию со студентами экспериментальной группы было предусмотрено проведение специальных мероприятий по закаливанию организма в соответствии с состоянием здоровья студентов и предрасположенностью к простудным заболеваниям.

Закаливающий эффект обеспечивался в основном соответствующей формой одежды и регулированием производства теплопродукции физической нагрузкой различной интенсивности.

Занятия на открытом воздухе в относительно теплое время года (от 20 до 5 °С осенью и от —5 до +20 °С и выше весной) студенты 1-й подгруппы проводили в легкой спортивной одежде (от трусов и майки до легкого тренировочного костюма) с постоянным или временным обнажением до пояса во время занятий, умыванием до пояса и ног, многократным (6—8 раз) полосканием горла и обливанием шеи водой водопроводной температуры после занятий.

Для студентов 2-й подгруппы предусматривались занятия в легком тренировочном костюме, кратковременное обнажение до пояса, одно-, трехкратное полоскание горла, обливание шеи водой.

Студенты 1-й подгруппы применяли равномерные и переменные средние и большие нагрузки, студенты 2-й подгруппы — равномерные средние нагрузки.

Спортивная форма для занятий на открытом воздухе в относительно холодное время года (от —5 до —15°С) у студентов обеих подгрупп состояла из нижнего белья, плавок, спортивного костюма, шерстяных носков, кед или лыжных ботинок, перчаток и лыжной шапочки.

Студенты 1-й группы применяли сначала кратковременное (от нескольких секунд до 3 мин) обнажение до пояса, затем переходили к обтиранию снегом до пояса, которое через занятие чередовалось с кратковременной (5—30 с) пробежкой босиком по снегу. Для студентов 1-й

Зависимость простудных заболеваний от частоты закаливаю-щих процедур

Показатель Группы I курса Группы II курса Группы III курса

А 5 А Б А Б

Признание важности за-

каливающих процедур, % 100 95 100 96,6 100 98,3

Знание методики зака-

ливания, % 95 0 98,3 20,0 100 36,6

Применение закалива-

ния в быту, %:

систематическое 63,3 9 85 8,3 93,3 23,3

иногда 31,6 66,6 11,5 75,0 6,6 76,6

никогда 5,0 33,3 3,3 16,6 0 0

Использование закали-

вания в спортивной

практике, %:

систематическое 81,7 0 90,0 0 86,6 0

иногда 18,3 86,6 10,0 88,3 13,4 86,6

никогда 0 13,4 0 11,6 0 13,3

Среднее число случаев

заболевания 1.4 2,6 0,8 1,9 0,4»* 2,2*

Среднее число дней

болезни 8,1 15,5 4.5 12,2 2,3" 13,7*

Средняя продолжитель- 5,4 6,2

ность заболевания, дни 5,8 5,9 5,6 6,4

* /><0,05. *• Я<0,01.

подгруппы регулирование производства теплопродукции осуществлялось чередованием физических нагрузок различной интенсивности. Студенты 2-й подгруппы использовали для этой цели преимущественно равномерные средние и большие нагрузки.

При более низкой температуре воздуха (от —16 до —25 °С) спортивная форма студентов

1-й подгруппы состояла из нижнего белья, лыжного костюма, куртки из ветрозащитной ткани, кожаных рукавиц, шерстяных носков, кед или ботинок, лыжной шапочки, вязаных наушников. Для студентов 2-й подгруппы спортивная форма дополнялась утепленной курткой (или свитером), второй парой шерстяных носков, шерстяными рукавицами. Регулирование теплопродукции у лиц обеих подгрупп осуществлялось физической нагрузкой различной интенсивности.

В зале студенты занимались в легких тренировочных костюмах. Закаливающий эффект обеспечивался контрастным варьированием условий занятий (для 1-й подгруппы — «зал — воздух» или «воздух — зал», для 2-й — «воздух — зал»), поддержанием в зале путем трех-, четырехкратного проветривания «пульсирующего» температурного режима с перепадом температуры от 5 до 15 °С для студентов 1-й подгруппы и 3—10 °С — для студентов 2-й подгруппы (выполнение физических упражнений в менее проветриваемой части спортивного зала). Студенты 1-й подгруппы применяли умывание до пояса, полоскание горла и обливание шеи водой, студенты

2-й подгруппы — те же процедуры, кроме умывания до пояса.

Занятия по физическому воспитанию со студентами контрольной группы проводились по обще-У принятой методике, т. е. без специальной организации закаливающих мероприятий.

Результаты исследований приведены в таблице.

Как видно из таблицы, количество студентов, признающих важность закаливания, увеличивается от начала к концу эксперимента в обеих исследуемых группах незначительно. Число лиц, знающих методику закаливания, резко возрастает в экспериментальной группе уже на первом курсе, достигая 100% к концу эксперимента. В контрольной группе этот показатель значительно ниже — 36,6%. Учитывая, что материал по закаливанию был одинаковым для обеих групп, можно предположить, что знание методики применения закаливающих процедур определяется в основном практикой их применения на занятиях по физическому воспитанию.

В обеих группах за исследумый период увеличилось количество студентов, применяющих закаливание в быту и в спортивной практике. В группе А такое увеличение происходит за счет студентов, систематически применяющих закаливающие процедуры, в группе Б — за счет студентов, иногда применяющих закаливание.

Очевидно, практика применения закаливающих процедур на занятиях по физическому воспитанию способствовала приобретению навыков и умения правильно применять их и превращению знаний в потребность в систематическом закаливании. В результате в группе А 86,6 % студентов стали систематически применять закаливание, а в группе Б —лишь 23,3%. При этом необходимо отметить, что лица группы Б ограничивались преимущественно закаливанием в быту и использовали закаливание в спортивной практике эпизодически.

К концу эксперимента число случаев простудных заболеваний в группе А сократилось в 3,2 раза, в группе Б —только на 13%. В обеих группах произошло достоверное (Р< 0,04) уменьшение среднего числа случаев заболеваний,

но более существенные (Р<0,0001)" положительные изменения наблюдались в группе А.

Некоторое уменьшение средней продолжительности заболевания у лиц группы А и увеличение ее у лиц группы Б за изученный период не являлось статистически достоверным (Р>0,05).

Среднее число дней болезни в группе А сократилось в 3,5 раза (Р<0,0001), в группе Б — на 11,6% (Р=0,2301).

Среднее число случаев заболеваний, дней болезни, продолжительности заболевания на конец эксперимента в группе А оказалось достоверно (Ж0.0001) ниже, чем в группе Б.

Особенно следует отметить, что в группе А число часто болеющих студентов сократилось с 15 до 3,3%, а в группе Б практически не изменилось.

Таким образом, более значительное снижение острой заболеваемости наступало лишь в результате специально организованных на занятиях по физическому воспитанию мероприятий по закаливанию организма: проведения занятий в соответствующей одежде, обеспечивающей повышенные требования к аппарату терморегуляции, регулирования производства теплопродукции изменением интенсивности физических упражнений, контрастного варьирования условий занятий «зал — воздух» или «воздух — зал», применения «пульсирующего» температурного режима в зале с перепадом температур от 5 до 15 °С местными водными процедурами (умыванием до пояса и ног, полосканием горла, обливанием шеи). Кроме того, закаливающие процедуры на занятиях по физическому воспитанию способствуют приобретению опыта применения различных закаливающих процедур в быту и спортивной практике, воспитывают привычку к систематическому закаливанию.

Поступила 13.10.83

Summary. Means and methods for body hardening in students in the course of physical training are described on the basis of research findings. Systematic use of hardening procedures throughout physical training leads to a reduction in the number of respiratory diseases and makes the students accustomed to systematic hardening.

УДК 371.7: (377.3:W

Н. Д. Бобрищева-Пушкина, Л. В. Воронина, Н. Г. Дьячкова

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ОБОСНОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИЧЕСКИХ УЧИЛИЩАХ ХИМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

I ММИ им. И. М. Сеченова

В технических училищах (ТУ) в отличие от профессионально-технических училищ (ПТУ) полная перестройка динамического стереотипа действия происходит всего за 1 учебный год. Разнообразие условий обучения, режимных факторов, воздействующих на организм учащихся ПТУ и ТУ, диктует необходимость изучения влияния

обучения в ТУ на состояние здоровья и работоспособность учащихся и разработки гигиенических рекомендаций по оптимизации учебно-производственного процесса.

В настоящей работе изучено функциональное состояние и состояние здоровья учащихся ТУ химического профиля, осваивающих профессию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.