••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• DSPU JOURNAL. Vol. 10. No. 2. 2016
Биологические науки / Biological Science Оригинальная статья / Original Article УДК 547 (470.67) / UDC 547 (470.67)
Гигиенические и социальные основы формирования здоровья ослабленных и часто болеющих детей дошкольного возраста в Республике Дагестан и разработка комплекса оздоровительных мероприятий
© 2016 Шахриев А. Р.1, Османов О. Р.1, Османов Р. О.2, Муслимова З. Б.3
1 Дагестанский государственный педагогический университет, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 2 Дагестанская государственная медицинская академия, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected] 3 Дагестанский государственный университет народного хозяйства,
Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Резюме. Изучены гигиенические и социальные основы формирования здоровья ослабленных и часто болеющих детей дошкольного возраста Республики Дагестан, что позволило разработать комплекс мероприятий, направленных на их оздоровление.
Ключевые слова: закаливающие процедуры, оздоровительные мероприятия, физическое развитие.
Формат цитирования: Шахриев А. Р., Османов О. Р., Османов Р. О., Муслимова З. Б. Гигиенические и социальные основы формирования здоровья ослабленных и частоболеющих детей дошкольного возраста Республики Дагестан и разработка комплекса оздоровительных мероприятий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. Т. 10. № 2. 2016. С. 7477.
Hygienic and Social Fundamentals of Forming the Weakened and Sickly Children's Health in the Republic of Dagestan and the Development
of a Set of Recreational Activities
© 2016 Ali R. Shakhriev 1, Osman R. Osmanov 1, Ramazan O. Osmanov 2,
Zulmira B. Muslimova 3,
1 Dagestan State Pedagogical University, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 2 Dagestan State Medical Academy, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected] 3 Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Abstract. The authors of the article studied the hygienic and social fundamentals of forming the weakened and sickly children's health of preschool age in the Republic of Dagestan and basing on the data received they developed and proposed a range of their recreational activities.
Keywords tempering procedures, recreational activities, physical development.
For citation: Shahriev A. R., Osmanov O. R., Osmanov R. O., Muslimova Z. B. Hygienic and Social Fundamentals of Forming the Weakened and SIckly Children's Health in the Republic of Dagestan and the Development of a Set of Recreational Activities. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Natural and Exact Sciences. Vol. 10. No. 2. 2016. pp. 74-77. (In Russian)
Естественные и точные науки ••• 75
Natural and Exact Sciences •••
В настоящее время Российская Федерация характеризуется сложным экономическим, политическим и социальным положением. Тяжелые социально - экономические условия, резкое изменение образа жизни, миграция населения, неустойчивость экологической ситуации, ухудшение медицинского обеспечения способствуют появлению факторов, влияющих на здоровье детского населения. Вышеперечисленные факторы оказывают влияние на состояние здоровья в первую очередь детского населения, которое является наиболее чувствительной возрастной группой. В очень яркой форме снижение здоровья подрастающего поколения проявляется в Республике Дагестан.
Необходимость учета влияния различных факторов (социально-экономических, экологических и др.) на состояние здоровья дагестанских детей, определения динамики ослабленных детей дошкольного возраста, разработки основ оптимизации режима двигательной активности и нормирования физических нагрузок и закаливающих мероприятий по данному вопросу очевидна и обусловливает целесообразность научного исследования на данную тему, его актуальность и практическую значимость.
Целью нашего исследования является разработка и внедрение в практику в детских образовательных учреждениях Республики Дагестан методических рекомендаций по оптимизации режима двигательной активности и оздоровлению подрастающего поколения.
Физические упражнения, повышенная двигательная активность являются естественным биологическим стимулятором роста и развития организма ребенка. Наиболее интенсивное влияние физические нагрузки оказывают в критические периоды развития организма. К одному из таких периодов специалисты относят возраст 5-6 лет.
Задача исследования - разработать методику повышения двигательной активности у детей 5-6 лет с использованием физических упражнений на свежем воздухе из основной гимнастики, а также закаливающих процедур.
В исследовании приняли участие 40 детей дошкольного возраста. Продолжительность эксперимента составила 2 года, с 2012 по 2014 гг.
В результате врачебного обследования квалифицирован низкий уровень физического развития и двигательных возможностей исследуемого контингента.
Для определения рационального объема применяемых упражнений из основной гимнастики была определена экспериментальная группа в количестве 30 детей дошкольного возраста в санаторном детском саду № 69 г. Махачкалы. В качестве дополнительного объема физической нагрузки использовались подвижные игры, игры-эстафеты с элементами бега, прыжков, метания, лазания и равновесия, упражнения на гимнастической скамейке, шведской лестнице (висы, упоры, подъёмы, наклоны на гибкость). Объем количества часов, отводимых на занятия физической культурой, в экспериментальной группе был увеличен на три академических часа в неделю по сравнению с программными требованиями для дошкольников.
Установлено, что увеличение количества занятий физическими упражнениями дало положительный эффект, выразившийся в увеличении темпов физического развития и повышении результатов в двигательных тестах у детей экспериментальной группы в начале и в конце эксперимента (табл. 1).
Чаще всего причиной разнообразных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья дошкольников является недостаточная двигательная активность.
Таблица 1
Распределение детей по уровням развития двигательной активности в начале и конце эксперимента
Уровень развития Количество детей, %
двигательной В начале экс- В конце экспе-
активности пе эимента римента
Низкий уровень 5 12,5 % - -
Ниже среднего 12 30,0 % - -
Средний уровень 15 37,5 % 16 40 %
Выше среднего 5 12,5 % 18 45 %
Высокий уровень 3 7,5 % 6 15 %
Растущий организм живо реагирует на любые изменения, происходящие во внешней или внутренней среде, но на двигательную активность он отвечает поразительным образом, приходя в состояние значительных нарушений функционального состояния и здоровья при гипокинезии или достигая высочайшего развития своих функций и систем при правильно организованном тренирующем режиме системы физических нагрузок [4].
Нами изучена динамика функционального развития, функционального состояния и физической подготовленности дошкольников 5-6 лет с низким уровнем физическо-
••• Известия ДГПУ. Т. 10. № 2. 2016
••• йЭРиЮийЫАи Уо!. 10. N0. 2. 2016
го развития под воздействием ежедневных физкультурных занятий на свежем воздухе с использованием элементов гигиенической гимнастики и подвижных спортивных игр, в комплексе с закаливающими процедурами, массажем, босой ходьбой и дыхательной гимнастикой.
Сравнительный анализ годового прироста в тестах, характеризующих уровень физического состояния, выявил, что дети, занимающиеся по экспериментальной программе, достоверно улучшили показатели в беге и в прыжках в среднем 12-15 % (табл. 2).
Для закаливания детей систематически применялись обливание, купание, плавание, воздушные ванны в движении ежедневно круглый год. Такие процедуры обеспечивали непосредственное воздействие воды и воздуха на обнаженную поверхность кожи в процессе двигательной деятельности.
Дети получали воздушные ванны во время утренней гигиенической гимнастики, физкультурных занятий на открытом воздухе и прогулки, а также во время обливания, купания, плавания, умывания и сна на веранде (круглый год). Летом воздушные ванные проводились в утренние часы на открытом воздухе, в местах, защищенных от прямых солнечных лучей.
Таблица 2
Динамика показателей у детей, занимающихся в экспериментальной группе
Показатели Основная группа Контрольная группа
До После До После
ЖЕЛ* 100,5+2,7 110,0+3,8 102,3+1,56 103,7+1,74
ФЖЕЛ 97,3+4,3 99,3+4,35 98,3+1,39 98,9+1,56
ОГК 91,6+3,1 96,6+1,6 90,9+1,59 92,7+1,68
*ЖЕЛ - жизненная емкость легких, ФЖЕЛ - фактическая жизненная ёмкость лёгких, ОГК - объем грудной клетки
В жаркое время дети выходили на утреннюю гимнастику и прогулку в трусах (обнаженные до пояса) и спортивных тапочках. Зимние воздушные ванны принимали в закрытых, предварительно хорошо проветренных помещениях при температуре воздуха + 16° С. Такие переходы выполняли 3 раза после дневного сна. После контрастных воздушных ванн каждый ребенок растирал тело сухим полотенцем. Разность темпера-
Турусбеков Б. Г., Щукина М. А. Очерки по физиологии человека и животных в условиях высокогорья.
тур в спальных и игровых комнатах достигалась путем сквозного проветривания этих помещений.
При закаливании ослабленных дошкольников использовались водные процедуры: обливание, обтирание, купание, плавание, утреннее умывание, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном, полоскание рта и горла кипяченой водой комнатной температуры и обтирание тела влажным полотенцем. С целью закаливания носоглотки и предупреждения острых респираторных заболеваний рот и горло дети полоскали кипяченой холодной водой. При этом начальная температура воды была +36° С, через каждые три дня температуру воды снижали на один градус и постепенно довели ее до +10° С. Такая процедура проводилась два раза в сутки (утром и вечером после еды).
Полоскание горла и рта кипяченой водой комнатной температуры дало хороший оздоровительный и закаливающий эффект и способствовало вымыванию остатков пищи и слизи, препятствуя размножению микробов в полости рта.
Наше исследование показало, что комплексные лечебно-оздоровительные мероприятия с ослабленными и часто болеющими детьми дошкольного возраста, включающие ежедневные купания, плавание, обливания, обтирания, ходьбу босиком, танцы, массаж в течение 2-3 лет влияют на укрепление здоровья детей, вызывают выраженный лечебно-оздоровительный эффект и сопровождаются положительными функциональными сдвигами.
Впервые в Дагестане разработана обоснованная комплексная лечебно - оздоровительная методика, включающая непрерывную оптимизацию двигательной активности с воздействием природных факторов оздоровления, для реабилитации ослабленных и часто болеющих детей дошкольного возраста, которая используется в повседневной работе садика-санатория № 69 г. Махачкалы. Доказана физиологичность природных факторов воздействия при отсутствии побочных явлений, характерных для медикаментозных средств. Разработанные методы рекомендованы к использованию в комплексном лечении и реабилитации ослабленных и часто болеющих детей дошкольного возраста в Республике Дагестан.
Ленингр. отд-ние, 1967. 159 с.
Литература
1. Алиев М. А., Арестова С. И., Султюкеев Р. Б., Монография / М. А. Алиев [и др.]. Л.: Медицина,
Естественные и точные науки ••• 77
Natural and Exact Sciences •••
2. Ананьева Н. А. Возрастные особенности физиологических систем детей и подростков // Физиология развития человека. Матер. Всесоюзной конфер. М.: АН СССР, 1985. С. 10-13.
3. Башкиров П. Н. Учение о физиологическом развитии человека. М.: МГУ, 1962. 339 с.
Turusbekov B. G., Shchukina M. A Ocherki po fizi-ologii cheloveka i zhivotnykh v usloviyakh vysokogor'ya [Essays on the physiology of humans and animals at high altitude]. Moscow, AMS Publ. 1985. pp. 10-13. (In Russian)
2. Ananyeva N. A. Age peculiarities of the physi-olog-ical systems of children and adolescents. Fizi-ologiya razvitiya cheloveka. Mater. Vsesoyuznoy kon-fer. [Human development physiology. Proc. of AllUnion Confer.]. Moscow, AS USSR Publ., 1985. (In Russian)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации Шахриев Али Рабаданович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ), ДГПУ; Махачкала, Россия; email: [email protected]
Османов Осман Рамазанович, кандидат медицинских наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры, ФФКиБЖ, ДГПУ, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Османов Рамазан Османович, кандидат биологических наук, ассистент кафедры социальной гигиены, организации надзора с курсом лабораторной диагностики, Дагестанской государственной медицинской академии, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Муслимова Зульмира Башировна, старший преподаватель кафедры физической культуры, Дагестанский государственный университет народного хозяйства, Махачкала, Россия; e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.03.2016 г.
4. Османов Р. О. Физиологическое развитие и некоторые социально-гигиенические условия жизни детей и подростков в разных городах и районах Республики Дагестан // Матер. XXIV Международной конференции. Ростов-н/Дону, 2012. С. 98105.
razvitii cheloveka [The doctrine of physiological human development]. Moscow, MSU Publ., 1962. 339 p. (In Russian)
4. Osmanov R. O. Physiological development and some socio-hygienic living conditions of children and adolescents in different towns and districts of the Republic of Dagestan. Mater. XXIV Mezhdu-narodnoy konferentsii [Proceedings of the 24th International conference]. Rostov-on-Don. 2012. pp. 98-105. (In Russian).
INFORMATION ABOUT AUTHORS Affiliations
Ali R. Shakhriev, Ph. D. (Pedagogy), assistant professor, the chair of Physical Training, faculty of Physical Training and Life Safety (FPTLS), DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Osman R. Osmanov, Ph. D. (Medical Sciences), assistant professor, the chair of Theory and Methods of Physical Training, FPTLS, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Ramazan O. Osmanov, Ph. D. (Biology), assistant lecturer, the chair of Social Hygiene, Organizing the Supervision with the course of Laboratory Diagnostics, Dagestan State Medical Academy, DSPU, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Zulmira B. Muslimova, senior lecturer, the chair of Physical Training, Dagestan State University of National Economy, Makhachkala, Russia; e-mail: [email protected]
Article was received 24.03.2016.
References
1. Aliev M. A., Arestova S. I., Sultyukeev R. B., 3. Bashkirov P. N. Uchenie o fiziologicheskom