Научная статья на тему 'НЕКОТОРЫЕ МАТЕРИАЛЫ К КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПТУ'

НЕКОТОРЫЕ МАТЕРИАЛЫ К КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПТУ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
21
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Э.Э. Саркисянц, В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, Т.Ш. Миннибаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CERTAIN DATA FOR THE COMPLEX ASSESSMENT OF THE BODY FUNCTIONAL STATE AMONG STUDENTS OF A POLYTECHN1CAL SCHOOL

The body functional state was studied in 30 students of a polytechnical school with an average study load in the course of a school day, week and year. The authors chose the most informative investigation methods and means of the processing of experimental data, whereby is possible to judge with sufficient precision and objectivity the character of changes noted in the body functional state of adolescents.

Текст научной работы на тему «НЕКОТОРЫЕ МАТЕРИАЛЫ К КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПТУ»

кий А. А., Щ е р б а к о в а А. И., Л и т в и н о в а Г. С. и др. — В кн.: А- А. Покровский. Медико-биологические исследования углеводородных дрожжей. М-, 1972, с. 365. — Соловьева Л- М , Л е в а ч е в М. М., П т и ц ы н а Т. Н. — Там же, М., 1972, с. 343. — Ягодкина Е. Г., Кальки ц к а я В. Е., Потапова А. И- — В кн.: О биологической ценности и безвредности БВК- Краснодар, 1969, с. 14. — М i t h е 1 1 Н. Н. Protein and Amino acide in Nutrition. New York, 1947.

Поступила 15/X 1975 r.

HYGIENIC FEATURES OF THE NUTRITIONAL VALUE OF FOOD PRODUCTS OBTAINED IN LIVE-STOCK-BREEDING WITH THE USE OF HYDROCARBON

YEAST

V. S. Svechnikov

The author investigated products of live-stock-breeding (pork, beef, chicken, milk and eggs) in case of the use in the fodder of cattle and poultry of hydrocarbon yeast with 0.1 per cent of residual hydrocarbons (within 20 per cent of protein). According to their organoleptic properties, chemical composition, indices of the biological value of protein and biochemical indices, defining the protein quality, the investigated products did not differ from the control ones. However, as noted by several authors, changes of the lipid metabolism, that were caused by experimental milk and eggs, require a further study of the possible use of this sort of yeast in the fodder of milking cows and laying hens.

УДК 616-072.7-057:658.386.1

Канд. мед. наук Э. Э. Саркисянц, В. А. Доскин, Н. А. Лаврентьева, Т. Ш. Миннибаев

НЕКОТОРЫЕ МАТЕРИАЛЫ К КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗМА УЧАЩИХСЯ ПТУ

Отдел гигиены подростка и студента при кафедре гигиены детей и подростков I Московского медицинского института им. И. М. Сеченова

Развитие сети профессионально-технических училищ (ПТУ) со средним образованием, осуществляемое в эпоху научно-технического прогресса в соответствии с директивными документами партии и правительства, вызвано необходимостью широкой подготовки квалифицированных рабочих кадров. Поскольку в ближайшие годы приток их в промышленность будет осуществляться исключительно через сеть ПТУ, гигиенистам предстоит определить оптимальные режимы труда и отдыха подростков, изучить влияние различных социально-биологических факторов на состояние здоровья будущих рабочих. В связи с этим особое значение приобретает поиск критериев для комплексной оценки суммарного воздействия учебной и трудовой нагрузки учащихся ПТУ.

Институтом гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР разработана унифицированная схема исследования работоспособности, режима и условий обучения, состояния здоровья учащихся ПТУ разного профиля и возглавлены исследования по этой проблеме во всех климато-географнческих зонах СССР. Рекомендованная программа изучения функционального состояния и работоспособности учащихся ПТУ допускает расширение методического аппарата исследования, поэтому наряду с набором «обязательных» методик мы использовали «дополнительные». К первым относились хронорефлексометрня, корректурный тест, динамометрия, функциональная проба сердечно-сосудистой системы. В качестве «дополнительных» методик были использованы тест САН — самочувствие, активность и настроение (В. А. Доскин и соавт.), методика критической частоты слияния световых мельканий (В. А. Доскин и Н. А. Лаврентьева), температуры тела по Kleitman, определение двигательной активности при помощи шагомера Ш-2, цитохимическое изучение активности некоторых ферментов в лейкоцитах крови (Р. П. Нарциссов; Goldberg и Barka).

Исследование проводили в начале и в конце учебного года, а также в период летней практики (октябрь, апрель, июль). Каждое исследование

длилось неделю; наблюдение в динамике дня осуществляли до и после занятий и в перерыве между ними. Полная динамика всех наблюдений прослежена у 25 человек, в целом же обследованная группа составляла 30 учащихся.

В процессе работы мы попытались выбрать наиболее информативные методы исследования и приемы обработки экспериментального материала, с помощью которых можно точно и объективно судить о характере изменений в функциональном состоянии организма подростков. Для этого проанализировали не только динамику показателей (средние и индивидуальные данные), но и использовали показатели вариабельности величин и корреляционной связи параметров между собой.

Средние величины изученных физиологических показателей дают основание считать, что академическая нагрузка на 1-м году обучения не вызывает резких отрицательных сдвигов в функциональном состоянии организма подростков. Так, не происходило существенного снижения их работоспособности на протяжении недели и в течение учебного дня. Как правило, мы не наблюдали классической динамики психофизиологических показателей в течение учебного дня и учебной недели. В начале периода обучения (октябрь) и в конце учебного года (апрель) не было выраженных сдвигов, которые указывали бы на развитие утомления.

Поскольку средние данные, как правило, маскируют картину индивидуальных изменений, большое внимание было уделено анализу индивидуальной динамики показателей функционального состояния организма подростков. Прослежено изменение всех параметров функционального состояния в течение каждого недельного цикла по сравнению с показателями, отмеченными утром в понедельник. Подобное сравнение помогало судить о «кумуляции» утомления и динамике процессов восстановления работоспособности у подростков. Следует отметить асинхронное изменение отдельных показателей. Так, латентные периоды простой и сложной зритель-номоторной реакции в среднем за неделю существенно увеличивались у 20,9—22,8% учащихся. Удлинение латентных периодов зрительномотор-ной реакции предшествовало изменениям самочувствия либо сопровождалось ими. К концу недели низкие величины (СМ — 1 о) наблюдались у 59—61 % подростков. В среднем за неделю количество таких «сниженных» показателей составило 44,5%. Активность снижалась менее выраженно, низкие показатели наблюдались всего лишь в 22,1 % случаев. Еще реже отмечалось снижение настроения (в 9,8% случаев). Такое сочетание изменений показателей, как снижение активности при одновременном относительном повышении настроения (дивергенция между активностью и настроением), можно считать начальными признаками утомления (В. А. Доскин и соавт.). В течение недели они зарегистрированы лишь у 10% обследованных.

Ухудшение показателей критической частоты световых мельканий (К.ЧСМ) мы зафиксировали лишь в 0,4% случаев, тогда как улучшение — в 11,5%. Это позволяет считать, что существенного снижения уровня бодрствования в течение недели не происходит. Мышечная выносливость и показатели корректурного теста характеризовались преобладанием величин, близких к исходным. Примерно в равном числе случаев отмечено улучшение и ухудшение этих параметров.

Температура тела подростков, являясь индикатором стрессовых влияний, сохраняла в течение недели относительно постоянный уровень. У большинства (65,3%) наблюдаемых колебания температуры тела не выходили за пределы М± 1 о.

Непараллельное изменение показателей функционального состояния подростков, на наш взгляд, свидетельствует, во-первых, о разной затронутое™ систем в недельных и суточных изменениях функционального состояния, происходящих под воздействием комплекса различных социально-биологических факторов, и, во-вторых, о разной «чувствительности»

Корреляционная связь между отдельными показателями функционального состояния организма подростков

Показатель Величина коэффициента корреляции

температуря тела (п градусах) чыш очная выносливость настроение активность самочувст-ни е КЧСМ корректур-ныП тест 5С ■&1 п.; о с = и О X о.ь» X ч

Хронорсфлсксометри я +0,19 +0.61 + 0,25 +0,26 + 0.47 +0.70 —0,72

Корректурный тест +0,06 —0,22 —0,04 —0,13 —0,15 + 0,83

КЧСМ -^-0,17 +0,56 + 0,47 +0.44 +0,60

Самочувствие +0,18 - 0,08 + 0,75 + 0.68

Активность +0,19 + 0,50 + 0,49

Настроение +0,14 + 0,60

Мышечная выносливость + 0.41

Примечал и е. Жирным шрифтом набраны статистически значимые коэффициенты корреляции.

примененных методик. Эта «чувствительность» максимальна для самочувствия, оцениваемого с помощью теста САН и хронорефлексометрии.

Учитывая определенную разнонаправленность изменений, имеющих место в течение учебной недели, мы попытались проанализировать взаимозависимость разных показателей путем определения уровня корреляционной связи между ними (см. таблицу).

Анализируя представленные в таблице данные, следует прежде всего подчеркнуть довольно высокую связь показателей мышечной выносливости почти со всеми изученными параметрами функционального состояния организма подростков. Исключение составили лишь результаты обработки корректурных проб. Выявлена существенная связь показателей самочувствия, активности и настроения между собой, а также уровнем бодрствования, определяемым по данным изучения КЧСМ. Отрицательный коэффициент корреляции между показателями хронорефлексометрии и результатами корректурных проб подтверждает закономерное улучшение скорости и точности выполнения корректурного теста при уменьшении латентного периода зрительномоторной реакции. Характерно, что такой интегральный параметр функционального состояния организма, как температура тела (сублингвальные измерения), определяющий суточный ритм физиологических и некоторых психологических функций, не коррелирует с изученными нами показателями, за исключением мышечной выносливости. По-видимому, это свидетельствует о выраженном влиянии микросоциальных факторов на уровень основных психофизиологических величин, поскольку в обычных условиях температура тела, как правило, детерминирована биологическими факторами. Мышечная же выносливость, вероятно, находится на грани, разделяющей биологические и социальные влияния, поэтому так высока ее связь с основными показателями работоспособности и функционального состояния организма подростков.

Определение активности сукцинатдегндрогеназы (СДГ) и а-глнцеро-фосфатдегидрогеназы (а-ГФДГ) в лимфоцитах в середине каждого цикла исследований показало, что в течение учебного дня, как правило, происходит снижение ее. Наиболее выраженное снижение активности ферментов происходило весной, причем более резкое, чем осенью и летом (см. рисунок). Это может говорить об определенном напряжении энергетического обмена в организме, связанном с характерными сезонными сдвигами, а также с влиянием учебной и производственной нагрузки. Обращает на себя внимание выраженный параллелизм в изменении активности СДГ и а-ГФДГ. Показатели ферментативной активности лимфоцитов в целом по группе за все время исследования можно охарактеризовать как бла-

1200 -

1000 -

800 -

600-

Динамика активности некоторых ферментов лимфоцитов крови у учащихся ПТУ.

На оси ординат — активность фернентов лимфоцитов кропи (в условных единицах); на оси абсцисс: / — до занятий, 2 — после занятий; А — октябрь 1973 г., Б — апрель 1974 г., В — октябрь 1974 г. Сплошной линией обозначена активность СДГ. пунктирной линией — активностьа-ГФДГ.

гоприятные, наблюдавшиеся в некоторых случаях асимметрия и эксцесс распределения активности фермента по клеткам не связаны с уменьшением общей активности фермента и, видимо, являются результатом влияния случайных факторов, не характерных для группы в целом.

Особого рассмотрения заслуживают материалы, посвященные локомоторной активности подростков. Средний уровень двигательной активности составил 13 412±372 шагов, что значительно ниже величин, считающихся оптимальными для соответствующих возрастно-по-ловых групп (А. Г. Сухарев). Основная двигательная активность учащихся приходилась на внеаудиторное время. Она существенно возрастала при сокращении числа учебных занятий в отдельные дни недели и по воскресеньям. Среднесуточная произвольная двигательная активность у девушек была достоверно ниже, чем у юношей. Как показали наши наблюдения, в течение

учебного дня, когда юноши и девушки имеют одинаковые возможности для реализации двигательной потребности, последние, как правило, избирали малоподвижные виды деятельности. Вероятно, биологическая потребность в движении у юношей выражена в большей степени.

Корреляционный анализ возможных связей между уровнем двигательной активности и названными выше психофизиологическими показателями не только по средним, но и по индивидуальным данным выявил высокие уровни зависимости в одни дни и часы и незначимые величины корреляции в другие отрезки времени. Так, коэффициент корреляции между двигательной активностью и самочувствием, активностью и настроением колебался от 0,49 до 0,91, между двигательной активностью и активностью ферментов энергетического обмена в лимфоцитах крови — от 0,73 до 0,36. Корреляции между уровнем двигательной активности и КЧСМ, хронорефлексометрии, температурой тела не выявлено. Это, вероятно, вызвано высокой социальной обусловленностью ритма двигательной активности и периодическим ограничением потребности в движении. Возможно, что в те моменты, когда социальные факторы перестают лимитировать естественную двигательную активность, проявляется существенная коррелятивная связь между функциональным состоянием организма и реализованными локомоциямн. В целом же следует отметить выраженную мозаичность таких зависимостей. По-видимому, это объясняется не только определенным дефицитом двигательной активности подростков, а отчасти и некоторой академической недогрузкой их в процессе занятий, о чем свидетельствуют специальные хро-нометражные наблюдения.

Таким образом, исследования показали, что для объективной оценки функционального состояния организма учащихся ПТУ вполне оправдано использование схемы, разработанной Институтом гигиены детей и подростков. Расширение программы изучения функционального состояния и работоспособности учащихся ПТУ позволило углубить оценку полученных данных и подойти к решению ряда методических вопросов, а также выделить наиболее чувствительные методики. Следует также отметить, что методики, характеризующие одни и те же функциональные системы, не всегда коррелируют между собой, однако ряд показателей, таких, как мы-

шечная выносливость, хронорефлексометрня и КЧСМ, обнаруживают наибольшее число значимых коэффициентов корреляции. В то же время следует подчеркнуть перспективность использования в работе психологического теста САН.

ЛИТЕРАТУРА. Доскин В. А., Л а в р е н т ь е в а Н. А. — «Гиг. и сан.», 1974, № 1, с. 72—73. —Доскин В. А., Лаврентьева Н. А., М и р о ш н и -ков М. П. и др. — «Вопр. психол.», 1973, № 6, с. 141—145. — Нарциссов Р. П. — «Арх. анат.», 1969, № 5, с. 85—91. —Сухарев А. Г. Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников. Автореф. дис. докт. М., 1972. — Goldberg А., В а г к а Т. — «Nature», 1962, v. 195, p. 297. — К 1 е i 1 ш a n N. Sleep and Wakefulness. Chicago, 1965.

Поступила 9/1V 1975 г.

CERTAIN DATA FOR THE COMPLEX ASSESSMENT OF THE BODY FUNCTIONAL STATE AMONG STUDENTS OF A POLYTECHNICAL SCHOOL

E. E. Sarkisyanls, V. A. Doskin, N. A. Lavrentieva, T. Sli. Minnibaev

The body functional state was studied in 30 students of a polytechnical school with an average study load in the course of a school day, week and year. The authors chose the most informative investigation methods and means of the processing of experimental data, whereby is possible to judge with sufficient precision and objectivity the character of changes noted in the body functional state of adolescents.

Социальная гигиена, история гигиены, организация санитарного дела

УДК 613.68(092)Старока доме кий

Э. М. Балакирев

ВИДНЫЙ СОВЕТСКИЙ УЧЕНЫЙ ГИГИЕНИСТ ВОДНОГО ТРАНСПОРТА (К 100-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Л. М. СТАРОКАДОМСКОГО)

Институт общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина АМН СССР, Москва

Известный судовой полярный врач, доктор медицинских наук Леонид Михайлович Старокадомский является одним из первых организаторов научно-исследовательских работ в области гигиены водного транспорта. Он внес большой вклад в развитие гигиены водного транспорта и практическое использование этой науки в интересах советского здравоохранения.

«Вся жизнь этого смелого исследователя-врача посвящена изучению вопросов Арктики, а также вопросов морской и судовой гигиены», — писал о Л. М. Старокадомском акад. АМН СССР А. Н. Сысин

Родился Л. М. Старокадомский в 1875 г. в Саратове в семье мелкого железнодорожного служащего. Окончив Вторую Петербургскую гимназию, он поступил в Военно-медицинскую академию, которую окончил в 1899 г. со званием «лекарь с отличием», и тогда же был назначен врачом в пехотный полк. В 1903 г. был переведен в Военно-морской госпиталь в Кронштадт.

В 1909 г. он защитил диссертацию на степень доктора медицины на тему «К вопросу об экспериментальном артериосклерозе», которая была отмечена премией им. М. М. Руднева Обществом русских врачей в память Н. И. Пнрогова. В том же году по инициативе выдающегося полярного

1 С ы с и н А. Н. «Гигиена и санитария», 1947, № 8, с. 61.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.