Научная статья на тему 'Школа как территориальный центр здоровьесбережения в условиях Крайнего Севера'

Школа как территориальный центр здоровьесбережения в условиях Крайнего Севера Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
326
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛЬ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ / ХРОНИЧЕСКИЕ БОЛЕЗНИ / МОНИТОРИНГОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ШКОЛЬНИКИ / ПЕДАГОГИ / РОДИТЕЛИ / ПРОФИЛАКТИКА / КРАЙНИЙ СЕВЕР / MODEL OF HEALTH CARE / HYGIENIC ASSESSMENT / PHYSIOLOGICAL VALUE OF EDUCATION / FUNCTIONAL DISORDERS / CHRONIC DISEASES / MONITORING STUDIES / STUDENTS / TEACHERS / PARENTS / PREVENTIVE MEASURES / FAR NORTH

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Кучма В.Р., Уланова Светлана Андреевна

Проблема сохранения здоровья детей и подростков в процессе обучения чрезвычайно остра и продолжает актуализироваться, особенно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. В целях осуществления эффективной здоровьесберегающей деятельности в Республике Коми была разработана и апробирована на четырех экспериментальных площадках модель деятельности школы как территориального центра здоровьесбережения. В течение четырех лет реализации осуществлялись исследования по оценке эффективности работы школ. В статье приведены результаты исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Кучма В.Р., Уланова Светлана Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

School as a territorial center for health protection in the Far North

The problem of preservation of the health in children and adolescents in the process of education is extremely acute and continues to become more actual, especially in the regions of Far North and equivalent to them areas. In order to implement the effective health-protecting activity in the Komi Republic a complex model for the school activity as Regional Centre of health protection was developed and tested in four pilot areas. Within four years of the implementation there were performed studies on the assessment of the effectiveness of the work of schools in conditions of the model. In the article there are presented some results of the performed investigations.

Текст научной работы на тему «Школа как территориальный центр здоровьесбережения в условиях Крайнего Севера»

О КУЧМА В.Р., УЛАНОВА С.А., 2015 УДК 613.955:616-053.5-084(571)

Кучма В.Р.1, Уланова С.А.2

ШКОЛА КАК ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

'ФБГНУ «Научный центр здоровья детей», 119991, Москва, Россия; 2ГУ РК «Республиканский центр психолого-педагогической медицинской и социальной помощи «Образование и здоровье», Сыктывкар, Республика Коми

Проблема сохранения здоровья детей и подростков в процессе обучения чрезвычайно остра и продолжает актуализироваться, особенно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним территориях. В целях осуществления эффективной здоровьесберегающей деятельности в Республике Коми была разработана и апробирована на четырех экспериментальных площадках модель деятельности школы как территориального центра здоровьесбережения. В течение четырех лет реализации осуществлялись исследования по оценке эффективности работы школ. В статье приведены результаты исследований.

Ключевые слова: модель здоровьесбережения; гигиеническая оценка; физиологическая стоимость обучения;

функциональные нарушения; хронические болезни; мониторинговые исследования; школьники; педагоги; родители; профилактика; Крайний Север.

Для цитирования: Гигиена и санитария. 2015; 94(7): 58-63.

Kuchma V. R.1, Ulanova S. A.2 SCHOOL AS A TERRITORIAL CENTER FOR HEALTH PROTECTION IN THE FAR NORTH

Research Institute of Hygiene and Children's and Adolescents' of the "Scientific Center of Children's Health", Moscow, Russian Federation, 105064; 2Republican center of psychology and pedagogical rehabilitation and correction, Syktyvkar, Russian Federation, 167000

The problem of preservation of the health in children and adolescents in the process of education is extremely acute and continues to become more actual, especially in the regions of Far North and equivalent to them areas. In order to implement the effective health-protecting activity in the Komi Republic a complex model for the school activity as Regional Centre of health protection was developed and tested in four pilot areas. Within four years of the implementation there were performed studies on the assessment of the effectiveness of the work of schools in conditions of the model. In the article there are presented some results of the performed investigations.

Key words: model of health care; hygienic assessment; physiological value of education; functional disorders; chronic diseases; monitoring studies; students; teachers; parents; preventive measures, Far North.

For citation: Gigiena i Sanitariya. 2015; 94(7): 58-63. (In Russ.)

For correspondence: Svetlana A. Ulanova; е-mail: centerpprk@mail.ru

Received 17.02.15

Выраженная причинно-следственная зависимость в системе «здоровье детей - среда образовательного учреждения» приобретает особую актуальность в связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья школьников [1]. Неблагоприятные характеристики состояния здоровья современных школьников, тесная взаимосвязь показателей здоровья с условиями обучения и активные инновации школьного образования диктуют необходимость оптимизации учебного процесса с целью сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения [2, 3].

Большие образовательные нагрузки, стрессогенный характер технологий обучения, сенсорно-обедненная предметная среда, низкий уровень двигательной активности и мотивации детей к обучению - факторы, повышающие физиологическую стоимость обучения. В условиях Крайнего Севера это сочетается с климато-географическими и биосоциальными факторами, присущими регионам высоких широт, которые оказывают дополнительное негативное действие на детский организм и способствуют развитию патологий, прежде всего со стороны сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной систем [4, 5].

Накопленный опыт здоровьесберегающей работы в образовательных учреждениях России не позволяет в

Для корреспонденции: Уланова Светлана Андреевна; centerpprk@mail.ru

полной мере использовать его в условиях Крайнего Севера. Указанное противоречие определяет актуальность проблемы, которая заключается в физиолого-гигиени-ческой оценке и научном обосновании муниципальных моделей здоровьесбережения в школе, адаптированных к условиям Крайнего Севера и приравненных к нему территорий и позволяющих повысить превентивность здоровьесохраняющего компонента в процессе обучения [4, 6, 7].

Цель исследования - разработка и научное обоснование модели деятельности школы как территориального центра здоровьесбережения в условиях Крайнего Севера (далее - модель).

Исследования проводились четыре учебных года, под наблюдением находились учащиеся с 1-го по 11-й класс, всего 123 классных коллектива. Группу сравнения составили 16 классов из школ, определенных контрольными, а также классы из экспериментальных школ, обследованные в доэкспериментальный период. В контингент контрольных групп были включены учащиеся 1-5, 8, 9 и 11-х классов. Кроме школьников в исследовании приняли участие их родители и педагоги. Общее число принимавших участие в эксперименте составило 6217 человек, в том числе 3070 учащихся, 367 педагогов и 2780 родителей.

В выбранных школах использовались стандартные образовательные программы, единый учебный план, квалификационные характеристики педагогов были

Специфика модели с учетом проживания детей в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему территорий

Воздействующий «Северный» фактор

Составляющие модели

выраженная сезонная фотопериодичность с явлениями полярных ночей и дней

холодовой фактор

перепады барометрического давления

напряженный ветровой режим и режим высокой влажности

малое содержание кислорода в воздухе сенсорно обедненная среда

повышенный риск приобщения детей к курению, алкоголю и психоактивным веществам

авитаминоз, йод- и фтордефициты

некачественная вода

низкий уровень валеологической культуры родителей отсутствие спортивных традиций в семьях

регулирование времени начала занятий (зимой в 9.00, весной в 8.00, в субботу - в 11.00 и в 10.00 соответственно)

комплекс мероприятий по повышению двигательной активности (создание среды «вынуждения к движению»): зарядка + физпаузы + игровые перемены + элементы активно-развивающей среды + обязательные прогулки после 3-го урока в начальных классах + уроки физкультуры по специальной схеме + вторая спортивная смена для детей

модульный календарь школьных каникул + альтернативный цикл воспитательных мероприятий, сгруппированных по каникулам + элементы модульной технологии обучения

программа ранней профилактики асоциального поведения «Школа+»

обязательное школьное питание и сезонная витаминизация питьевой режим

программы «Витаминка», «Веселая корова», «Выбираем наше!» спортивная смена для детей и родителей

примерно одинаковы. Условия, в которых обучались дети, были сопоставимы, все дети занимались в первую смену, преимуществ в материально-техническом обеспечении не было ни у одной из школ.

Гигиеническая оценка модели осуществлялась с привлечением как комплекса физиолого-гигиенических и ряда клинико-статистических методов, так и специально разработанных анкет для родителей, педагогов и учащихся. Анализ состояния здоровья школьников проводили с использованием данных медицинской документации, в том числе по результатам медицинских осмотров в начале и конце учебного года наблюдения на начальном этапе и спустя четыре года после реализации модели. Оценку условий воспитания и обучения проводили общепринятыми санитарно-гигиеническими методиками.

В качестве основного показателя функционального состояния организма (ФСО) школьника в процессе занятий был принят показатель умственной работоспособности, интегрирующий такие свойства психики, как восприятие, внимание, память [8, 9]. Корректурное тестирование проводилось в течение учебного дня, недели и года. Утомляемость зрительного анализатора оценивали с использованием регистрации критической частоты слияния световых мельканий (КЧСМ). Реакция сердечно-сосудистой системы детей, позволяющая оценить вегетативное обеспечение их учебной деятельности, оценивали по результатам регистрации артериального давления (АД) на втором уроке в начале и в конце недели. С целью получения объективных данных функционирования головного мозга осуществляли исследование сосудистого кровотока методом реоэнце-фалографии (РЭГ) в состоянии покоя и при выполнении функциональных проб (поворота головы). В качестве ре-

гистрирующей аппаратуры был использован четырехка-нальный реограф. Для оценки состояния общих сонных артерий, внутренней сонной артерии, среднемозговой и вертебральных артерий с помощью аппарата «Акусон-128ХР» (США) проводили ультразвуковую диагностику (УЗИ). Для оценки достоверности различий в показателях между изучаемыми группами детей качественным параметрам были присвоены баллы, для чего была разработана балльная шкала оценки. Изучение режима дня школьников проводили с использованием анкеты, позволяющей оценить их суточный бюджет времени.

Рис. 1. Схема общей структуры модели с распределением по классам и участникам.

б

1,5-1 1,20,90,60,3-

250 200 150 100 50

212,9

185,4

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

403020100

39,2

Начало года

38,2

41,2

р< 0,05

Конец года

70 60 50 40 30 20 10 0

Экспериментальные классы

65,4

Начало года

Контрольные классы

Конец года

Рис. 2. Характеристика показателей функционального состояния организма учащихся начальных классов экспериментальных и контрольных школ в динамике завершающего года эксперимента.

а - интегральный показатель работоспособности (коэффициент П), усл. ед.; б - среднее количество просмотренных знаков; в - частота явного и выраженного утомления, %; г - неблагоприятные сдвиги АД, %.

Для оценки эффективности работы экспериментальных школ было проведено социологическое исследование, охватившее всех участников образовательного процесса (педагоги, родители и учащиеся). Статистическая обработка данных проводилась с использованием компьютерных программ Biostat, SPSS. Для установления достоверности сдвигов показателей использовали как метод парных сравнений с определением средней, ошибки средней, (/-тест Стьюдента), так и тест Манна-Уитни для непараметрических данных.

Усл. ед.

Экспериментальные классы Щ Контрольные классы

Рис. 3. Характеристика умственной работоспособности учащихся начальных классов в динамике недели (интегральный показатель работоспособности - коэффициент П, усл. ед.).

Результаты и обсуждение

Разработанная модель является комплексной системой управления всеми здоровьесберегающими блоками (модулями) школы с четким алгоритмом действий педагогов и администрации. Модель включает девять компонентов и представляет открытую систему, которая при использовании может быть дополнена.

При разработке и внедрении модели учитывали влияние комплекса природно-климатических особенностей территорий высоких широт на организацию жизнедеятельности и саногенетические возможности детей (табл. 1). Элементы модели позволяют обеспечить динамическое использование пространственно-предметной среды, вариативность методов и форм обучения, оптимизировать школьное питание и непопулярные у детей уроки физической культуры, обеспечить адекватное психологическое сопровождение, эффективнее формировать положительную мотивацию к учебе и здоровому образу жизни (рис. 1).

Во всех возрастных группах при сравнении учащихся экспериментальной и контрольной школ была выявлена сходная динамика значений показателей ФСО учащихся, различающаяся лишь степенью преимущества детей экспериментальных школ (рис. 2). Анализ показателей умственной работоспособности учащихся начальных классов экспериментальных школ в годовой динамике по средним данным за неделю выявил повышение уровня работоспособности к концу учебного года. Увеличилась скорость выполнения корректурных тестов (см. рис. 2, б) от 185,4±2,7 до 212,5±2,6 знака

а> " л

I

л

5 -

I- -П

1 о ф о

2 <5

а. 5

ш

с

О _

л

с и о У о. ь

X

5

1

10 20 Начальный этап

30 40 50

Заключительный этап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Соотношение числа детей, не имеющих отклонений в состоянии сосудов головного мозга, % (по двум РЭГ-обследованиям).

(р<0,05). В контрольных классах скорость выполнения корректурных проб тоже несколько увеличилась, но менее значимо, со 175,4±2,7 до 185,9±2,6 знака (р <0,05), а точность выполнения теста практически не изменилась (8,8±0,5 и 8,5±0,5 ошибки, р >0,5). В экспериментальной группе зафиксирована тенденция улучшения качественных показателей умственной работоспособности - увеличилось число отличных и хороших работ, а неудовлетворительных и плохих - уменьшилось. Соответственно увеличился и интегральный показатель работоспособности (1,25 усл. ед. против 1,09 усл. ед.). В контрольной группе показатели умственной работоспособности в течение года оставались практически без изменений.

Усредненные данные показали, что в динамике недели умственная работоспособность учащихся экспериментальных классов оставалась на достаточно высоком уровне (рис. 3). На это указывают значения интегрального показателя П, которые на протяжении всей учебной недели оставались выше порогового уровня (1,05-1,28 усл. ед.). Таким образом, кумуляции утомления у учащихся к концу недели не наблюдалось. При этом более чем на 20% снизилась частота неблагоприятных реак-

ш " л

I

л ц

Л -

I- л

X О

аз о

5 я

о. *

ш

с

в

о Ц

а

£ о

о У а.

х о

37

34

29

60

80

100

0 20 40

Негативные изменения Д Без изменений

Щ Позитивные изменения

Рис. 5. Динамика изменения показателей РЭГ у детей контрольных и экспериментальных классов по двум обследованиям.

60-

50-

40-

30-

20- 15

10- 9

0- Ж

51,8

37

-///// 33,3

29 1Р

|| ||

24

: 19,1

17

Педиатр

ЛОР

Окулист Невролог Ортопед

Щ Экспериментальные классы Щ§ Контрольные классы

Рис. 6. Число учащихся 4-х классов с нарушениями здоровья, выявленными врачами-специалистами,%.

ций со стороны АД - с 55,0±5,1 до 35,7±4,9 (р <0,01). Эти цифры существенно ниже, чем в контрольной группе, в которой позитивной динамики этого показателя не наблюдалось (65,4 и 63,3% соответственно; р >0,05). В контрольной группе умственная работоспособность по интегральному показателю была ниже в начале и в конце учебной недели. Аналогичная недельная динамика работоспособности учащихся была зафиксирована в 5-7-х и в 9-11-х классах, что в целом соответствует биоритмальной кривой работоспособности. Результаты исследований на всех ступенях обучения отражают преимущество в реакциях на образовательную нагрузку у учащихся экспериментальной группы.

Анализ показателей зрительного утомления по показателю КЧСМ свидетельствует, что в недельной динамике у учащихся групп сравнения существенных различий не выявлено. Вместе с тем различия в после-урочных данных достигают достоверных значений, что свидетельствует о менее выраженном утомительном влиянии образовательной нагрузки в экспериментальных школах. По средним данным за неделю улучшение показателя КЧСМ после уроков зарегистрировано почти у 30% детей экспериментальной группы и ни у одного ребенка контрольной. Анализ динамики КЧСМ к концу первого урока в группах сравнения также достоверных различий не выявил. Отмечена позитивная тенденция в экспериментальной группе, которая сохраняется в течение дня и достигает достоверных различий после уроков (/ = 2,04). Таким образом, зрительно напряженная работа уже на первом уроке исчерпывает резервы работоспособности анализатора и на последующих уроках зрительный анализатор функционирует в режиме на-

Педиатр ЛОР Окулист Невролог Ортопед Экспериментальные классы §Ц Контрольные классы

Рис. 7. Число учащихся 5-х классов с нарушениями здоровья, выявленными врачами-специалистами, %.

Педиатр ЛОР Окулист Невролог Ортопед

[Щ Экспериментальные классы Ц§ Контрольные классы

Рис. 8. Число учащихся 9-х классов с нарушениями здоровья, выявленными врачами-специалистами, %.

пряжения и истощения. В экспериментальных классах снижение зрительной работоспособности значительно меньше, что свидетельствует об эффективности профилактических мероприятий.

Часто встречающейся формой отклонения со стороны сердечно-сосудистой системы у учащихся 1-5-х классов является повышенное сосудистое сопротивление в позвоночных и общей сонной артериях, причем у некоторых детей оно квалифицируется как высокое. На этапе завершения эксперимента УЗИ состояния общей сонной, вертебральных и среднемозговой артерий показало меньшее количество негативных изменений в состоянии сосудов у детей экспериментальной группы -5% против 17% в контроле ($ <0,05); большее количество позитивных сдвигов - 57% против 32% (^ <0,05). К концу экспериментальных исследований число учащихся, не имеющих отклонений в состоянии сосудов, достигает достоверных различий и внутри экспериментальной группы, и при сравнении с контрольной группой в пользу детей экспериментальной группы (в начале эксперимента различия отсутствовали).

Результаты РЭГ-исследования сосудистого кровотока показали, что на начальном этапе число учащихся без отклонений в состоянии сосудов в сравниваемых группах не различалось (рис. 4). В экспериментальной группе выявили достоверно большее количество положительных изменений- 49% против 34% в контрольной (рис. 5). По итогам РЭГ-исследований таких детей в экспериментальной группе было достоверно больше, чем в контрольной, - 46 и 28% соответственно (£ <0,05). Этот результат свидетельствует о более благоприятном про-

80 п

70-

60-

50-

40-

30- 25,5

20- Ш,

10- ш

0- Ш

46,6

48,8

51,1

34,4

Педиатр ЛОР Окулист Невролог Ортопед

[Щ Экспериментальные классы Ц§ Контрольные классы

Рис. 9. Число учащихся 11-х классов с нарушениями здоровья, выявленными врачами-специалистами, %.

текании процессов адаптации и функционального развития у учащихся в экспериментальной группе.

Важным показателем здоровьесберегающего характера обучения являются характеристики жизнедеятельности учащихся. Критерии соблюдения гигиенических регламентов ночного сна, времени приготовления уроков, прогулки, двигательного характера досуга учащихся 1-11-х классов дополнены параметром «наличие жалоб на плохое самочувствие». Полученные результаты показывают, что для современных школьников районов Крайнего Севера характерно сокращение продолжительности ночного сна, времени пребывания на воздухе и снижение двигательной активности. Дефицит сна, недостаточный отдых на воздухе характерны и для отдельных учащихся экспериментальных школ. Однако по ряду показателей режим дня учащихся этих школ в сравнении с их сверстниками из контрольных школ имеет преимущества. Например, биологическую потребность в двигательной активности удовлетворяют 75-100% учащихся экспериментальных школ против 33-53,9% в контрольных школах. В экспериментальной группе также достоверно меньше жалоб на плохое самочувствие во всех классах.

Анализ результатов профилактических медицинских осмотров учащихся начальных классов на этапе завершения экспериментальных исследований (рис. 6) не выявил достоверных различий, за исключением отклонений со стороны опорно-двигательного аппарата (в основном нарушения осанки, уплощение стоп, сколиоз и плоскостопие) в экспериментальной группе. Результаты профилактических осмотров учащихся 5-11-х классов зафиксировали общее ухудшение показателей здоровья в средних классах по сравнению с начальными классами. Несмотря на отсутствие достоверных улучшений в пользу экспериментальной группы, речь может идти об устойчивой положительной тенденции во всех возрастных группах (рис. 7-9).

Для оценки эффективности модели были специально разработаны многоблочные анкеты для учащихся, педагогов и родителей. Анкетирование проводилось ежегодно и позволяло оперативно реагировать на замечания и рекомендации детей и родителей, учитывать их в перспективном планировании. Все респонденты оценили преимущества работы школы в условиях Модели, увидели положительную динамику показателей здоровья детей. Родители и дети поддерживают педагогов в реализации инноваций, готовы оказывать учителям поддержку в соблюдении единой стратегии воспитания позитивного отношения к здоровому образу жизни. Выявлено, что работа в экспериментальном режиме многих педагогов заставила пересмотреть отношение к сохранению и укреплению своего здоровья, изучить современные здоровьесберегающие технологии, приемы работы (рис. 10).

Таким образом, модель деятельности муниципальных школ как территориального центра здоровьесбе-режения способствует оптимизации функционального состояния и улучшению состояния здоровья учащихся, снижению негативного воздействия не только образовательной нагрузки, но и неблагоприятных климатических условий проживания на Крайнем Севере и может быть использована в других регионах Крайнего Севера и приравненных к нему территориях. Модель деятельности школ как территориальных центров здоровьесбе-режения максимально применима в сельских и удаленных районах, маленьких городах и деревнях, в которых

а

Щ Начальный этап Заключительный этап

Рис. 10. Результаты исследования мнения учащихся (а), педагогов (б), родителей (в) по основным критериям оценки организации здо-ровьесбережения в школе.

школа является органичным центром общественной жизни и может эффективно способствовать сохранению и развитию здоровья, формированию основ здорового образа жизни среди всех участников образовательного процесса.

Литер атур а

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Медицинские и социальные аспекты адаптации современных подростков к условиям воспитания, обучения и трудовой деятельности: Руководство для врачей. М.: ГЭОТАР- Медиа; 2007.

2. Александрова И.Э., Степанова М.И., Седова А.С. Регламентация учебной нагрузки как фактор сохранения здоровья школьников. Российский педиатрический журнал. 2009; 2: 11-4.

3. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН; 2009.

4. Муратова А.П. Особенности формирования здоровья детей, проживающих в условиях Крайнего Севера на территории ненецкого автономного округа: Автореф. дис. ...канд. мед наук. Архангельск; 2010.

5. Токарев С.А. Популяционная оценка и пути оптимизации здоровья детей на Крайнем Севере: Автореф. дис. ... докт. мед. наук. М.; 2008.

6. Уланова С.А., Качмарчик Э.В., Кучма В.Р. Особенности организации здоровьесбережения в образовательных учреждениях северных регионов России: гигиенические проблемы и пути их решения. Сыктывкар: ГОУ ДПО Коми Республиканский институт развития образования и переподготовки кадров; 2010.

7. Кучма В.Р., Степанова М.И., Уланова С.А., Поленова М.А. Сохранение здоровья школьников путем оптимизации их обучения. Российский педиатрический журнал. 2011; 8: 42-6.

8. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Воронова Б.З., Александрова И.Э., Березина Н.О., Лапонова Е.Д. и др. Гигиенические требования к организации работы школ полного дня. Гигиена и санитария. 2009; 2: 47-51.

9. Степанова М.И., Сазанюк З.И., Поленова М.А., Уланова С.А., Лашнева И.П., Березина Н.О. и др. Здоровьесберега-ющие возможности педагогических технологий. Гигиена и санитария. 2012; 2: 52-5.

References

1. Baranov A., Kuchma V., Sukhareva L. Medical and Social Aspects ofAdaptation to the Conditions of Modern Adolescents Education, Training and Employment: A Guide for Physicians [Meditsinskie i sotsial'nye aspekty adaptatsii sovremennykh podrostkov k usloviyam vospitaniya, obucheniya i trudovoy deyatel'nosti: Rukovodstvo dlya vrachey]. Moscow: GEOTAR-Media; 2007. (in Russian)

2. Aleksandrova I.E., Stepanova M.I., Sedova A.S. Regulation of schooling load as a factor of schoolchildrens health maintenance. Rossiyskiypediatricheskiy zhurnal. 2009; 2: 11-4. (in Russian)

3. Kuchma V.R., Sukhareva L.M., Stepanova M.I. Hygienic Problems of School Innovation [Gigienicheskie problemy shkol'nykh innovatsiy]. Moscow: NTsZD RAMN; 2009. (in Russian)

4. Muratova A.P. Features of Formation of Health of Children Living in the Far North in the Nenets Autonomous Okrug: Diss. Arkhangel'sk; 2010. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Tokarev S.A. Population Estimation and Ways to Optimize Children's Health in the Far North: Diss. Moscow; 2008. (in Russian)

6. Ulanova S.A., Kachmarchik E.V., Kuchma V.R. Features of the Organization of Health Preservation in Educational Institutions of the Northern Regions of Russia: Hygienic Problems and Their Solutions [Osobennosti organizatsii zdorov'esberezheniya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh severnykh regionov Rossii: gigienicheskie problemy i puti ikh resheniya]. Syktyvkar: GOU DPO Komi respublikanskiy institut razvitiya obrazovaniya i perepodgotovki kadrov; 2010. (in Russian)

7. Kuchma V.R., Stepanova M.I., Ulanova S.A., Polenova M.A. Maintaining the health of schoolchildren through the optimization of their training. Rossiyskiy pediatricheskiy zhurnal. 2011; 8: 426. (in Russian)

8. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Voronova B.Z., Aleksandrova I.E., Berezina N.O., Laponova E.D. et al. Hygienic requirements for work organization of full-day schools. Gigiena i sanitariya. 2009; 2: 47-51. (in Russian)

9. Stepanova M.I., Sazanyuk Z.I., Polenova M.A., Ulanova S.A., Lashneva I.P., Berezina N.O. et al. Health-preserving capacities of pedagogical technologies. Gigiena i sanitariya. 2012; 2: 52-5. (in Russian)

Поступила 17.02.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.