Научная статья на тему 'Динамика формирования ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста'

Динамика формирования ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
913
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ / ДИАГНОСТИКА / АНКЕТИРОВАНИЕ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Лагутина Нина Федоровна

В статье описываются диагностические исследования формирования ценностных ориентиров у дошкольников. Выявляются динамика этого процесса и эффективность формирования семейных и культурных ценностей в условиях взаимодействия семьи и детского сада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Лагутина Нина Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамика формирования ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста»

УДК 378:001.891

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

DYNAMICS OF VALUE SYSTEM FORMATION AT PRESCHOOL CHILDREN

Н. Ф. Лагутина N. F. Lagutina

ГБОУ ВПО города Москвы «Московский гуманитарный педагогический институт», г. Москва

Аннотация. В статье описываются диагностические исследования формирования ценностных ориентиров у дошкольников. Выявляются динамика этого процесса и эффективность формирования семейных и культурных ценностей в условиях взаимодействия семьи и детского сада.

Abstract. The article describes the diagnostic study of the value system formation at preschool children. The dynamics of this process and the efficiency of formation of family and cultural values in interaction of the family and kindergarten are revealed.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентиры, диагностика, анкетирование, уровень сформированности.

Keywords: values, value system, diagnostics, questioning, level of formation.

Актуальность исследуемой проблемы. Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей. Каковы ценности, таковы общество и личность. Становление человека, осознанное развитие личности предполагает усвоение системы общечеловеческих ценностей, составляющих основу его культуры и обеспечивающих сознательный выбор личностью духовных ценностей. Ценности личности образуют систему ее ценностных ориентиров, которые формируются в процессе социализации личности и служат критерием норм и правил ее поведения [2].

Педагогами и психологами подчеркивается необходимость воспитания с первых лет жизни в духе общечеловеческих ценностей, когда закладывается фундамент нравственности. Дети с дошкольного возраста начинают осознавать моральные требования, у них развиваются способности к нравственной оценке, начинают формироваться представления о нравственных ценностях.

В настоящее время формирование ценностных ориентиров - одно из важнейших направлений преемственности школы и детского сада, в связи с этим идет разработка модели совместной воспитательно-образовательной деятельности семьи и детского сада [4].

Материал и методика исследований. Базой исследования стал Центр развития ребенка - детский сад № 2374 «Родничок» г. Москвы.

В эксперименте принимали участие 40 воспитанников старших групп. Опрос проводили социальный педагог и педагог-психолог в условиях детского сада, пользуясь методикой Е. П. Арнаутовой [1].

При этом педагогами самостоятельно был разработан ряд вопросов для детей по диагностике ценностных ориентиров, на которые дети отвечали в процессе беседы. Нами проводился анализ ответов дошкольников контрольной и экспериментальной групп.

Результаты исследований и их обсуждение. Процесс развития ценностных ориентиров личности длителен и многоступенчат. Для дошкольника формирование ценностных ориентиров организуется прежде всего целенаправленным воспитательным воздействием родителей, педагогов, взрослых и не может задаваться в отрыве от семьи, так как нравственные оценки событий и поступков детей зависят в первую очередь от позиции родителей [3].

Ценностные ориентиры, нравственно-этические оценки влияют на поведение ребенка, его отношение к людям, природе и определяют впоследствии меру нравственной активности взрослого человека.

В качестве таких ценностных ориентиров выступает формирование:

- ценностей здорового образа жизни и, как результат, целеустремленной личности, компетентной в области здоровьесберегающих технологий;

- социально-нравственных ценностей и, как результат, нравственной воспитанности личности, выраженной в сопереживании, доброте, отзывчивости и миролюбии, способности у дошкольников к позитивному взаимодействию, общению с другими людьми в ненасильственной форме;

- эстетических ценностей и, как результат, представлений о красоте и чувстве гармонии, художественно-эстетической культуры у детей дошкольного возраста. Ребенок познает мир через органы чувств, радость, эмоциональный образ. Дети чувствуют потребность в таких ощущениях, в насыщении своей души образами, через которые они приобщаются к истокам культуры, истории, традициям, художественному наследию;

- ценностей познания и, как результат, любознательности и потребности в познании нового, интеллектуальных эмоций и чувств, интеллектуальной компетентности.

Участвуя в совместном проекте ЮНЕСКО и Департамента образования города Москвы «Московское образование: от младенчества до школы», мы провели исследование формирования ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста на вышеназванной экспериментальной базе. Был проведен опрос, вопросы включали оценку двух параметров: когнитивного и эмоционального. К когнитивному аспекту отнесли вопросы, связанные со знаниями и представлениями ребенка; к эмоциональному - личное отношение ребенка к исследуемой ценности и оценкой того, как у него эта ценность воплощается в жизнь.

Формирование ценностных ориентиров (вопросник).

- Ценности добра (когнитивный аспект). Что значит «доброта»? Что означает «быть добрым»? Приведи примеры добрых поступков.

- Ценности добра (эмоциональный аспект). Как ты думаешь, можно тебя назвать добрым? Почему? Хотел бы ты быть добрым? В чем проявляется твоя доброта?

- Ценности познания (когнитивный аспект). Зачем люди учатся? Что значит «быть умным?» Что люди делают, чтобы быть умными? Расскажи о самом умном ребенке в вашей группе.

- Ценности познания (эмоциональный аспект). Как ты думаешь, можно тебя назвать умным? Почему? Хотел бы ты учиться?

- Ценности красоты (когнитивный аспект). Что значит «красота»? Что бывает красивым? Расскажи о красивых поступках.

- Ценности красоты (эмоциональный аспект). Зачем людям нужна красота? Где ты видишь красоту? Хотел бы ты создавать красоту? Как?

- Ценности здорового образа жизни (когнитивный аспект). Что значит «быть здоровым»? Как можно укреплять здоровье? Назови твои любимые виды спорта.

- Ценности здорового образа жизни (эмоциональный аспект). Что ты делаешь, чтобы быть здоровым? Нравится ли тебе заниматься физкультурой? Хотел бы ты быть здоровым?

Оценка - от 1 (минимальная) до 3 баллов (максимальная). Это означает, что были намечены следующие уровни сформированности ценностных ориентиров у детей: высокий - от 6 до 9 баллов, средний - от 3 до 6 баллов, низкий - от 0 до 3 баллов.

Рассмотрим более подробно анализ результатов диагностики сформированности тех или иных ценностных ориентиров у детей. Диагностика проводилась в сентябре 2008 г. (табл. 1).

Таблица 1

Результаты диагностики ценностных ориентиров

Разделы Аспекты Г руппы Средний балл

контрольная экспериментальная баллы %

баллы % баллы %

Ценности добра Когнитивный 5,7 63 5,9 65 5,8 64

Эмоциональный 6,4 71 5,4 60

Средний балл 6,05 69 5,6 62

Ценности познания и справедливости Когнитивный 6,2 69 6,0 67 5,9 65

Эмоциональный 6,3 70 5,3 59

Средний балл 6,3 70 5,6 62

Ценности красоты Когнитивный 5,4 60 5,7 63 5,5 61

Эмоциональный 6,0 67 5,0 56

Средний балл 5,7 63 5,3 59

Ценности здорового образа жизни Когнитивный 5,6 62 5,5 61 5,5 61

Эмоциональный 5,4 60 5,6 62

Средний балл 5,5 61 5,5 61

Общий балл 5,9 65 5,5 61 5,6 62

Ценностные ориентиры, связанные с «добром», составили в целом 64 %, с познанием и справедливостью - 65 %, ценности красоты и здорового образа жизни - 61 %.

На базе Центра развития ребенка - детского сада № 2374 «Родничок» была проведена апробация авторской программы «Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада» [5].

С целью выявления динамики формирования ценностных ориентиров после апробации программы мы провели повторную диагностику в мае 2010 г. с детьми экспериментальной группы № 7 и контрольной группы - № 3 того же детского сада.

Результаты диагностики ценностных ориентиров в контрольной группе.

Было отмечено повышение уровней сформированности:

1) социально-нравственных ценностей, выраженных в сопереживании, доброте, ненасилии, справедливости, - на 17 % (в сентябре 2008 г. - 67 %, мае 2010 г. - 84 %);

2) ценностей познания (любознательность, интеллектуальные эмоции и чувства, интеллектуальная компетентность) - на 14 % (в сентябре 2008 г. - 70 %, мае 2010 г. - 84 %);

3) эстетических ценностей (представления о красоте, чувство гармонии, художественно-эстетическая культура) - на 16 % (в сентябре 2008 г. - 63 %, мае 2010 г. - 79 %);

4) сформированности ценностей здорового образа жизни - на 19 % (в сентябре 2008 г. - 61 %, мае 2010 г. - 80 %).

В итоге динамика сформированности ценностных ориентиров оказалась следующей: ценности добра и ненасилия, справедливости - 17 %; познания - 14 %; красоты -16 %, здорового образа жизни - 19 %.

В целом формирование системы ценностных ориентиров у воспитанников контрольной группы возросло с сентября 2008 г. (65 %) по май 2010 г. (82 %) на 17 %.

Результаты диагностики ценностных ориентиров в экспериментальной группе. Наблюдалось повышение уровней сформированности:

1) социально-нравственных ценностей - на 30 % (в сентябре 2008 г. - 62 %, мае 2010 г. - 92 %);

2) ценностей познания - на 33 % (в сентябре 2008 г. - 62 %, мае 2010 г. - 95 %);

3) эстетических ценностей - на 31 % (в сентябре 2008 г. - 59 %, мае 2010 г. - 90 %);

4) ценностей здорового образа жизни - на 35 % (в сентябре 2008 г. - 61 %, мае 2010 г. - 92 %).

В итоге динамика сформированности ценностных ориентиров оказалась следующей: ценности добра и ненасилия, справедливости - 30 %, познания - 33 %, красоты -34 %, здорового образа жизни - 35 %.

Формирование системы ценностных ориентиров у воспитанников экспериментальной группы возросло с сентября 2008 г. (61 %) по май 2010 г. (92 %) на 31 %.

Общие результаты диагностики ценностных ориентиров (добра, познания и справедливости, красоты, здорового образа жизни) на конец формирующего эксперимента (май 2010 г.) представлены разницей между показателями детей одного возраста в разных группах.

Ценности добра усвоены детьми в контрольной группе на 84 %, в экспериментальной - на 92 %, с увеличением на 8 %; ценности познания - в контрольной группе на 84 %, в экспериментальной группе - на 95 %, с увеличением на 11 %; ценности красоты - в контрольной группе на 79 %, экспериментальной - на 90 %, с увеличением на 11 %; ценности здорового образа жизни - в контрольной группе на 80 %, экспериментальной группе - на 96 %, с увеличением на 16 %.

Между детьми отмечаются яркие различия, связанные с качественным анализом их ответов. Это касается эмоционального и когнитивного компонентов ценностных ориентиров, их проявления в жизни детей. Так, при оценке ответов детей относительно ценностей добра отмечается значительная разница.

Дети из контрольной группы, понимая, что такое добро и зло, все-таки давали прагматичные ответы: «Добрый - это тот, кто говорит приятные слова», «Кто умеет попросить. Например, нужно сказать: “Налей попить, бабушка!”», «Это нужно, чтобы тебя хвалили, любили, покупали подарки, разрешали смотреть мультфильмы и читали инте-

ресные книжки». Дети считают, что именно поэтому добрых людей «любят, ценят и уважают». Однако они понимают, насколько это сложно - проявить такие качества в жизни, соответствовать им. «Я помогаю маме, братику, бабушке, жалею их», «Если у меня много игрушек, я поделюсь ими с ребятами», «Человека бьют, обижают, а добрый заступается за него», «Делать хорошие дела - ухаживать за больными, уступать место стареньким бабушкам».

«Я-реальное» и «Я-потенциальное» расходятся между собой. Дети понимают, что «нужно» и «можно» быть добрыми, но это не всегда получается.

Дети из экспериментальной группы на вопрос «Что значит “доброта”?» отвечали: «Проявлять добрые чувства, любить», «Ухаживать за кем-то», «Помогать», «Дружить, играть, жалеть».

Добрый человек для них - это тот, кто «умеет доверять другим людям» и «может помочь, когда трудно», «защищает кого-то», «не обижает других», «прощает обиды», «заступается за слабого», «не жадничает» и «делится игрушками», более того, «делит поровну», «уважает труд других людей», «совершает хорошие поступки», например, «дает чай с медом больному».

В образ «доброты», наряду с проявлением такого качества, как доброжелательное отношение к кому-нибудь (оно становится активным), входит внимание, сопереживание и сочувствие, умение делиться (это ценят дети всех возрастов), а также такие качества, как справедливость, мужество и благородство. Иногда - даже красота: «Только добрый может быть красивым», «Красивый - по характеру добрый». При этом на вопрос «Зачем нужно быть добрым?» дети отвечали осознанно. Ответы были интересными и, на наш взгляд, очень взрослыми. Один мальчик спокойно и уверенно ответил: «Чтобы в ад не попасть», а девочка добавила: «Чтобы Бог не наказал». Другие дети ответили: «Чтобы уважали», «Хорошо относились», «Чтобы злых людей было меньше».

При оценке ответов детей относительно ценностей красоты отмечается следующая разница.

Ответы воспитанников контрольной группы были прагматичны и ориентированы на «ценности цивилизации». На вопрос: «Что значит быть красивым?» они отвечали: «Это когда одеваешь красивое платье, обязательно розовое и розовые туфли, идешь на бал, на конкурс красоты». Особенно ярко эти качества проявляются у девочек и сильно искажают их восприятие настоящей красоты. Мальчики отвечают проще: «Красота - это для девчонок!», «Красота - это когда красят губы, наряжаются и идут в гости, а потом -умываются, потому что нельзя все время быть разукрашенной!» На вопрос «Всю ли красоту можно увидеть?» дети могут ответить: «Нет, некоторая дома осталась».

В описании «домашней красоты» дети - мальчики и девочки - сходятся: «красивые стены, мебель и стулья», «в доме приятный запах и аромат». При этом они называют «красивые», соответствующие идеалам прекрасного вещи и феномены, хотя и не замечают их без подсказки взрослого, когда рассуждают о том, как можно проявить свою красоту.

Воспитанники из экспериментальной группы отмечают, как забота о других, радость и любовь преображают человека, делают его красивым: «Когда кого-то любишь, нравится тебе кто-то, то он всегда красивый», «Красивыми могут быть дела, поступки (например, посадить цветы, поливать их - люди будут смотреть и радоваться», «Красота бывает внутри человека, когда не видно», «Красота - это когда уважают и любят, не говорят плохие слова, а только хорошие».

Стоит отметить, что дети из экспериментальной группы намного чаще (в 2-2,5 раза), чем их сверстники из контрольной, отмечают в своих ответах проявления красоты природы: «Когда идет снег - красиво», «Красота - это цветы, деревья, трава, небо», «Природа красивая».

При этом к красоте ребенок относит и то, что сам может создавать, воплощая в жизнь стремление к гармонии. Так, ребенок создает новый собственный продукт или преобразовывает уже существующий, которого раньше не было, - таким образом впервые появляются новые ценностные ориентации, связанные не с переживанием красоты, а с ее преобразованием и созданием.

При оценке ответов детей относительно ценностей здоровья отмечается следующая разница.

У воспитанников контрольной группы представления остались на прежнем уровне: «Быть здоровым - не болеть», хотя они и демонстрируют динамику в формировании представлений о способах достижения такого состояния, в частности, в области употребления специальной терминологии, связанной с темой «Здоровьесбережение». На вопросы «Что такое здоровье?» и «Что значит быть здоровым человеком?» они отвечают: «У здорового человека нет микробов; нет болезней - он не чихает, не кашляет», «Это значит не болеть, не принимать лекарства и не заражать других», «Когда здоровый, настроение хорошее - можно делать все, что хочется, можно на дерево залезть». На вопросы «Зачем нужно быть здоровым?» и «Как стать здоровым?» дети отвечали: «Чтобы ходить в садик, не пропускать занятия», «Чтобы счастливо жить», «Нужно спать днем, чтобы восстановить силы» и «Кушать фрукты, пить свежие соки - тогда не будешь болеть».

Воспитанники из экспериментальной группы говорили: «Здоровый человек чувствует себя хорошо и всегда радуется», «Он закаляется, играет в хоккей, ходит на лыжах». Более того, они переносили образ здоровья с состояния человека на природу: «Природа тоже может заболеть: это когда кругом грязь, сломаны деревья, потоптаны цветы».

Ответы детей свидетельствуют о переносе усвоенных знаний на другие области, в частности, об интеграции ценностей здоровья, красоты и добра в качестве основы поведенческого компонента культуры здоровья у детей. При ответе на вопросы «Зачем нужно быть здоровым?» и «Как стать здоровым?» дети отвечали: «Должно быть у тебя хорошее настроение, когда делаешь зарядку», «Нужно ходить в физкультурный зал», «Поднимать тяжести, чтобы работать мускулами». Ответы говорят о том, что здоровье перестает быть самоцелью. Они рассматривают его как средство для обеспечения психологического комфорта и активной жизнедеятельности. На вопрос «Что значит “быть здоровым”?» некоторые из них отвечают: «Быть бодрым и заниматься спортом».

При оценке ответов детей относительно ценностей познания отмечается следующая разница.

Воспитанники из контрольной группы считают, что «умным быть сложно», «это когда на занятиях отвечаешь правильно и быстро», «знаешь английский язык», «читаешь хорошо», «когда воспитатель хвалит». Однако это важно уже не только для самоуважения, но и для определения своего места в социальной группе: «Умным быть нужно, чтобы над тобой никто не смеялся». Кроме того, благодаря осмыслению детьми ценности «ума» как способности проектировать успешное будущее воспитанники под-

готовительных к школе групп могут рассуждать и о своем будущем: «Надо много учиться, чтобы много знать и уметь», «В школе “пятерки” получать», «В институт поступить», «Потом хорошо работать и много зарабатывать», «Стать президентом».

С ними согласны воспитанники из экспериментальной группы. «Умный ребенок» -это тот, кто «знает, о чем думает» и «не только отвечает на чужие вопросы, но и сам их задает». Дети уже сравнивают свои успехи и понимают, что кто-то более успешный, понимают ценность знаний и образования. На вопрос «Зачем люди учатся?» отвечают: «Чтобы быть образованными», «Все знать», «Быть умными», «Поступить в институт», «На работу устроиться», «Все уметь», «Стать кем-то», «Стать, как папа, юристом», «Что-то новое построить».

Однако в отличие от воспитанников контрольной группы для них ум как ценность интегрирует на данном этапе не только интеллектуальные качества личности взрослого человека в будущем, но также нравственные и духовные. Оценивая поступки, дети рассуждают: «Надо поступать по справедливости», «Нельзя хитрить», «Красивый - это когда умный и добрый». Получается почти «по Августину»: постижение высшего знания философ связывал не с разумом, а с верой, с духовным прозрением. По этому поводу один ребенок высказался: «Я бы хотел быть умным, потому что умный знает, как быть здоровым и красивым».

Резюме. Сравнение количественных и качественных различий между детьми показывает, что в процессе работы по авторской программе «Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада» наблюдается динамика увеличения ценностных ориентиров у детей старшего возраста и рост эффективности формирования семейных и культурных ценностей в условиях взаимодействия семьи и детского сада.

Значение формирования ценностных ориентиров у детей дошкольного возраста очень велико. Оно по своей сути устремлено в будущее. От правильной сформированности этих ориентиров зависят как духовно-нравственный потенциал молодежи, так и культура России, основой которой являются и национальные, и общечеловеческие ценности. Для педагога - это кропотливый путь по созиданию человека, имеющий глубокий ценностный смысл.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнаутова, Е. П. Опрос как метод изучения семейного воспитания дошкольников / Е. П. Арнаутова. - М. : 2007. - 155 с.

2. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / сост. Л. И. Василенко, В. Е. Ермолаева. -М. : Прогресс, 1990. - 495 с.

3. Доронова, Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т. Н. Доронова. - М. : Просвещение, 2002. - 138 с.

4. Микляева, Н. В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей / Н. В. Микляева. - М. : Айрис-Пресс, 2006. - 144 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Микляева, Н. В. Содружество: программа взаимодействия семьи и детского сада : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина. - М. : Мозаика-Синтез, 2011. - 72 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.