5. Принцип подчинения профессионально-этическим требованиям, предъявляемым к выпускнику того или иного направления подготовки/специальности.
6. Принцип приоритета информационной компетентности студента вуза по отношению к другим компетенциям.
Логика организации рассматриваемого процесса включает ряд этапов: диагностический, стимулирующий, деятельностный, аналитический, на каждом из которых решались конкретные задачи с использованием комплекса приемов и средств влияний на обучающегося.
Последний компонент модели социального воспитания студентов в информационной среде вуза -результативный. Он включает инструментарий, с помощью которого можно определить эффективность, педагогическую целесообразность выявленных условий и проводимой работы. В качестве критериев мы отобрали когнитивный, эмоциональный, действенно-практический, а показателей - информированность (знания, умения и навыки), грамотность, активность, критичность, коммуникативность, удовлетворенность, личностный рост.
Таким образом, представленная модель успешно реализуется в Институте педагогики и психологии Костромского государственного университета
имени Н.А. Некрасова. Она обеспечивает эффективность социального воспитания студентов в информационной среде вуза.
Библиографический список
1. Институт педагогики и психологии КГУ им. Н.А. Некрасова: первые шаги / сост. Е.Е. Смирнова; науч. ред. Н.Ф. Басов. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2006. - 208 с.
2. Рассадин Н.М. Костромской вектор социального воспитания // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Юве-нология. Социокинетика. - 2012. - Т. 18. - № 1. -Ч. 1. - С. 5-9.
3. Тимонин А.И. Профессиональное воспитание как воспитание социальное // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. -2012. - Т. 18. - № 1. - Ч. 1. - С. 55-58.
4. Традиции и новации профессионального воспитания в высшей школе: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Кострома, 29-30 октября 2009) / под общей ред. Н.М. Рассадина. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2009. - 324 с.
УДК 371.4
Смирнова Елена Юрьевна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНОГО ОПЫТА У НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ЗАКРЫТОГО ТИПА
В статье анализируются результаты опытно-экспериментальной работ по изучению формирования духовного опыта у несовершеннолетних в закрытых учреждениях.
Ключевые слова: несовершеннолетний, отклоняющееся поведение, духовный опыт.
ля несовершеннолетних с проявлением черт отклоняющегося поведения, преступивших нормы морали, законы во всем мире создают специализированные исправительные учреждения (воспитательно-трудовые колонии, училища, социально-реабилитационные центры и т.п.), задачами которых являются в соответствии с «Пекинскими правилами» (1985 год) создание благоприятных условий для физического, психического, социального развития, перевоспитания детей, формирования у них социальных навыков и трудовых умений, подготовки к социальной адаптации в новой жизненной ситуации.
Особое место в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних отводится специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа. В 2012 году в России их функционировало 58 (в 2011 году - 59; в 2010 году - 61). Кроме того, в структуре Федеральной службы испол-
нения наказаний России функционируют 46 воспитательных колоний. В 2012 году в них содержалось 2554 человек (2011 год - 3248 человек; 2010 год - 4022 человека) [1, с. 295-303].
Подростки с делинквентными формами поведения отличаются социальной дезадаптацией, деформацией системы внутренней регуляции, асоциальными стратегиями поведения, дефектами в ценностных ориентациях и социальных установках. В отношении них используются приемы и методы, средства и формы социально-педагогической профилактики, одной из задач которой является ресо-циализация, выполняющая восстановительно-созидательные функции. Одним из ведущих педагогических условий ресоциализации выступает духовный опыт. Под духовным опытом несовершеннолетнего можно понимать способ познания им нравственных законов, ведущих общечеловеческих ценностей, культурных традиций в процессе участия
164
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Смирнова Е.Ю., Басов Н.Ф., 2014
личности в духовно-нравственной деятельности, личностном самоопределении и реализации их в созидательно-преобразовательной деятельности. Такой опыт будет характеризоваться интеграцией гуманитарных знаний, бытийных представлений, личностных переживаний, коммуникативных умений и навыков, готовностей, сочетанием эгоистического и альтруистического начал, отношениями сочувствия, сопереживания, сотрудничества.
Для изучения формирования духовного опыта у несовершеннолетних с делинквентным поведением, нами были выбраны базы исследования: Костромская воспитательная колония (п. Васильевское) и Специальное профессиональное училище закрытого типа Костромской области (п. Бычиха). Исследование проводилось период с 2008 по 2013 годы. Опытно-экспериментальная работа включала констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
Констатирующий этап предполагал изучение имеющихся в учреждениях документов (положений, аналитических отчетов о результатах деятельности служб сопровождения воспитанников, индивидуальных карт развития воспитанников), проведение диагностического исследования на входе в соответствии с целью опытно-экспериментальной работы, заявленных критериев, выявление имеющихся проблем, степени их выраженности.
Изучение положения о мониторинге результатов реабилитационного процесса в базовых учреждениях позволяет говорить о двухуровневой системе оценок, так как он состоит из мониторинга образовательно-реабилитационного пространства и мониторинга динамики развития личности воспитанников.
В первом случае в поле зрения оказываются индивидуальные планы педагогов (их содержание, координация действий со специалистами внутри и вне учреждения, оценка эффективности работы, видение направлений совершенствования деятельности всех субъектов образовательно-реабилитационного процесса).
Во втором случае мониторинг включает первичную, промежуточную и итоговую диагностику, ко-
торая проводится на психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) под руководством начальника воспитательной колонии или директора училища закрытого типа. При этом диагностическое обследование проводится в течение первых двух месяцев пребывания несовершеннолетнего в учреждении, динамическая (промежуточная) экспертиза проходит в течение первого года нахождения воспитанника в учреждении, итоговая (заключительная) экспертиза, ориентированная на постучилищную адаптацию, проводится за один - два месяца до выпуска и по результатам обследования заполняется оценочная карта результатов реабилитации воспитанников.
Изучение аналитических отчетов ПМПК за период с 2008 по 2012 годы позволяет констатировать, что за это время досрочно освобождены 8,22%, продемонстрировали положительную динамику 45,6%, отрицательную 33,7%, у 12,48% динамика не выявлена.
В ниже следующем рисунке 1 представлены результаты изменения за эти годы и по некоторым другим параметрам.
В дополнение уже к сказанному в ходе констатирующего этапа проводилось выяснение ценностных ориентаций несовершеннолетних. Из предлагаемых ценностей воспитанниками были выбраны здоровье (37,5%), семья (33,3%), свобода (35,9%), материальные ценности (деньги) (37,75%), красивые вещи (19,3%), хорошее жилище (17,19%), друзья (11,2%).
В ходе уточняющей беседы по поводу отдельных выборов, которые были сделаны респондентами, получены такие пояснения: здоровье («когда не болеют», «когда человек имеет силу»), деньги («когда я могу купить все, что захочу», «много денег»), свобода («когда могу делать, что захочу», «когда я могу пойти куда хочу»), семья («когда заботятся друг о друге», «когда приходят навестить, готовят и приносят вкусную еду»), друзья («это те, с кем гуляю», «кто дружит со мной»), красивые вещи («как у звезд»), хорошее жилище («коттедж»).
Отношение к воспитательной и образовательно-реабилитационной работе изучалось в двух ас-
14,30%
2008-09 уч.г. 2009-10 уч.г. 2010-11 уч.г. 2011-12 уч.г. 2012-13 уч.г. Досрочный выпуск ■ Продлен срок пребывания ■ Перевод в другое училище Рис. 1. Динамика движения контингента в спецучилище
пектах: а) отношение к предлагаемым программам; б) отношение к конкретным формам организации деятельности.
Испытуемым было предложено проранжировать взятые из перспективных планов примеры воспитательных программ. В итоге была получена следующая последовательность: «В здоровом теле -здоровый дух» (1 место), «Права и ответственность» (2 место), «Труд как добродетель» (3 место), остальные - «Красота спасет мир», «Я и коллектив», «Я - Гражданин России» - набрали минимальное количество баллов.
Преимущество первых программ, по мнению опрошенных, состоит в их практической значимости: помогут стать сильнее, помогут разобраться в жизни, может пригодиться после выхода из училища.
Среди многочисленных форм работы, которые выбрали воспитанники, первые места заняли такие: военно-спортивные соревнования, встречи, поездки, занятие арттерапией, а последние - классные и воспитательные часы, книжные выставки, конкурсы рисунков, проектов, викторины.
В числе привлекательных массовых мероприятий ими были названы, в частности, «Новый год», «Масленица», «День святого Валентина», «День смеха», «День Победы», в последних - «День знаний», другие знаменательные дни календаря.
Такая последовательность выбора ценностных ориентаций, праздников подсказала нам, на что следует обратить внимание при определении содержания исследования и способов его реализации.
Социальная адаптированность несовершеннолетних воспитанников закрытых учреждений, как свидетельствуют результаты, полученные с использованием стандартных методик в сочетании с данными психолого-медико-педагогической комиссии, проявляется у 49% на низком уровне, который характеризуется отсутствием интереса к деятельности, замкнутостью, недоверием и настороженностью по отношению к взрослым, сверстникам, уклонением от трудовой деятельности; у 45% - в среднем уровне, который находит свое выражение в неадекватной самооценке, избирательном интересе к отдельным видам деятельности, по собственной инициативе не включается в предлагаемые формы совместной работы, групповые мероприятия. У 6% воспитанников диагностируется высокий уровень, при котором фиксируются хорошие отношения с окружающими, нормальный статус в группе, отмечается знание норм воспитательных мероприятиях.
Учитывая результаты, полученные на констатирующем этапе, характер затруднений, с которыми сталкиваются воспитатели, классные руководители, мастера производственного обучения, социальные педагоги, их пожелания, на формирующем этапе были внесены коррективы в концепцию духовно-нравственного воспитания несовершеннолет-
них, находящихся в специальном профессиональном училище закрытого типа, которая была прежде ориентирована на реализацию системы базовых общенациональных ценностей (справедливость, свобода, жизнь человека, межнациональный мир, семейные традиции, любовь, верность, забота о младших и стариках, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации) и в качестве основных направлений в развитии личности определяла личностную, социальную, семейную культуру. Поэтому нами было предложено рассматривать путь его реализации через призму развития духовного опыта воспитанников по направлениям: познавательное, ценностно-ориентационное, социально-коммуникативное, преобразовательное.
В центре первого направления находились личностный смысл (понимание воспитанником смысла жизни, своего места в этом мире, своей миссии в повседневности) и жизненное самоопределение (осознание себя как субъекта собственной жизни, умение принимать решения и нести ответственность за них), которые предполагали вооружение воспитанников знаниями и включение в их осмысление, актуализацию чувств и переживаний через погружение в анализ ситуаций, стимулирование к действиям при выполнении упражнений, игр, заданий разной степени сложности.
Второе направление предусматривало формирование у несовершеннолетних отношения к себе (развитие самопринятия, самоуважения, чувства собственного достоинства), к людям (развитие чувства, такта, толерантности, милосердия, сочувствия, сопереживания, признания за другим прав, в том числе и на ошибку), к сообществу (уважение к нормам и правилам, к этическому кодексу), к обществу (знание и уважение его законов, понимание гражданского долга, социальной ответственности, развитие способности к конвенциональности), к стране (знание ее истории, традиций, уважительное отношение к ним, готовность к служению ей), к труду (дисциплинированность, ответственность, активность, инициативность).
Социально-коммуникативное направление формирования духовного опты нацелено на развитие способности и готовности к взаимодействию, сотрудничеству.
Преобразовательное направление базируется на идеях социальной практики, то есть подразумевает отработку социальных навыков через систему социальных (М.И. Рожков) и профессиональных проб (Т. Котарьбинский), которые по сути «действия для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили).
Таким образом, было решено усовершенствовать и реализовать программу духовно-нравственного воспитания с акцентом на формирование ценностных ориентаций, организацию совместной (групповой) деятельности, стимулирование личностной активности, погружение в права и обязан-
166
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
Таблица 1
Экспериментальные данные, показывающие уровни социальной адаптированности детей
Степени социальной адаптированности Данные конст. эксперимента (без проведения спец. пед. работы) Данные формирующего эксперимента (после проведения спец. пед. работы) Данные контрольного эксперимента (без проведения спец. пед. работы)
I ст. 6% 82% 5%
II ст. 45% 14% 48%
III ст. 49% 4% 47%
Таблица 2
Показатели сформированности духовного опыта у несовершеннолетних
Эмпатия Констатирующий этап Контрольный этап
ЭГ КГ ЭГ КГ
позитивная мотивация к самосовершенствованию 19,8 20,3 38,2 20,5
положительное восприятие себя 32,6 34,4 50,8 31,3
позитивное восприятие мира 29,6 25,6 67,1 35,5
знания примеров образов духовности 33,4 33,9 55,2 34,1
наличие нравственной ответственности 15,7 14,1 38,8 37,3
способность и готовность к нравственным действиям 30,2 34,5 77,8 37,7
способность и готовность к проявлениям заботы 14,3 18,0 75,4 25,6
наличие жизненных планов 14,5 18,1 54,3 21,3
ности, развитие локус контроля, формирование умений делать выбор, договариваться, распределять и делегировать обязанности, реализовывать права, содействие в восстановлении утраченных социальных связей, жизненных планов.
Механизмами осуществления этих идей выступает познание - общение - деятельность.
Следовательно, в основе процесса выработки духовного опыта несовершеннолетних в условиях закрытого учреждения на формирующем этапе эксперимента лежали комплекс знаний, упражнений, ситуаций и игр, имитирующих повседневную жизнедеятельность, предусматривающие следующую последовательность: актуализация, вооружение, погружение, приобретение первоначального опыта в ситуации проб, включение в деятельность для самостоятельного использования имеющегося опыта, его коррекция и расширение, рефлексия.
При отборе содержания материалов приходилось, учитывая специфику уровня развития воспитанников, опираться на понятность, доступность рассматриваемых ценностей, простоту, комплексность, проверяемость действий, активизацию рефлексивных элементов.
Программа упражнений включала три взаимосвязанных блока:
1) блок «Знакомство», который состоял из набора упражнений направленных на формирование и активизацию ресурсов личности для жизни на свободе без правонарушений,
2) блок «Ценности», который направлен на включение несовершеннолетних в анализ ценностных ориентаций, расширение и углубление их трактовки, дополнение спектра жизненно важных ценностей,
3) блок «Отношение к поступкам», предпола-
гает формирование у воспитанников культуры нравственного оценивания своих поступков, затрагивают проблемы добра и зла, преступления и наказания, справедливости и ответственности. Этот блок предусматривал проведение в заключение сюжет-но-ролевой игры «Как победить дракона».
При проведении программы упражнений по всем блокам можно констатировать, что динамика поведения участников развивалась от нежелания сотрудничать, написания на бейджах «прозвищ», игнорирования правил групповой работы, до признания необходимости обращаться друг с другом по именам, принятию и соблюдению правил общения, признанию ценностей сотрудничества и коллективной деятельности, готовности к открытому диалогу, пониманию смысла нравственных норм и этических принципов. Несмотря на то, что в этом кругу не принято дарить что-либо другому, и они долго думали, что подарить, в итоге они научились делать подарки.
На контрольном этапе опытно-экспериментальной работы были проведены замеры, которые свидетельствуют: а) о позитивных изменениях в уровне сформированности знаний воспитанников о себе и мире: 1 уровень 80%, 2 уровень - 14%, 3 уровень -4%; б) о положительной динамике, которая наблюдается в степени социальной адаптированности несовершеннолетних, что отражено в ниже следующей таблице 1; в) позитивные изменения видны и по комплексным данным, что отражено в таблице 2.
Изучение материалов в период после выпуска несовершеннолетних из учреждения, встречи с некоторыми из них указывают на сокращение числа рецидивов. В большей мере это характерно для выпускников младшей возрастной группы (1415 лет), для тех, кто активно учувствовал в реали-
зации программы и имел четкий жизненный план, осознанные личностные перспективы.
Совершение неодобряемых деяний чаще всего было связано с отсутствием продуманной системы их поддержки в ситуациях естественных трудностей после освобождения. Жизнь показывает, что одного контроля и надзора недостаточно.
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы позволили констатировать: 1) разработанная и реализованная программа формирования духовного опыта у воспитанников учреждений закрытого типа позволяет нормализовать эмоциональное состояние подростков с девиантными формами поведения, повысить их социальную активность и сформированность навыков социального взаимодействия, личностных перспектив; 2) сфор-мированность духовного опыта действительно вы-
ступает условием успешной ресоциализации несовершеннолетних воспитанников исправительных учреждений.
Библиографический список
1. Государственный доклад «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» за 2012 год. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://metodistsv.org/novosti_ metodicheskogo_centra/opublikovan_ gosudarstvennyj_doklad_o_polozhenii_detej_i_ semej_imeyuwih_detej_v_rossijskoj_federacii_ za_2012_god/.
2. Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. - М.: МПСИ, 2009. - 568 с.
3. Мудрик А.В. Социализация человека. - М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2010. - 624 с.
УДК 37.018
Цветков Михаил Павлович
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОЕКТИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКО-ЮНОШЕСКОЙ СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ
В статье анализируется опыт проектирования социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе, раскрываются основное содержание каждого этапа и достигнутые результаты. Ключевые слова: проектирование, проблематизация, прогнозирование, воспитательная деятельность.
Ухудшение состояния здоровья подрастающих поколений, с одной стороны, сформировавшийся в определенной мере социальный заказ со стороны общества, государства, семьи на формирование у детей, подростков, молодежи здорового образа жизни, ответственного отношения к собственному здоровью, с другой, способствовали притоку учащихся в спортивные кружки и школы, повышению требований родителей к организаций работы с ними. В тоже время ретроспективный анализ собственного опыта и практики работы таких же учреждений дополнительного образования свидетельствует о том, что вопросам социального воспитания, нравственной ориентации в них уделяется недостаточно внимания.
В частности, по результатам пилотажного исследования можно говорить о том, что только 19% опрошенных членов педагогических коллективов видят необходимость в организации воспитательной работы с учащимися, поясняя это следующим образом: «воспитательная деятельность сближает детей, взрослых и детей»; «она помогает учащимся найти новых друзей; воспитать волю, ответственность, подготовить к состязаниям».
Другая группа педагогов, тренеров (28%) высказалась против этого, так как, по их мнению, это
отвлекает от решения физкультурно-образователь-ных задач, мешает достижению высоких спортивных результатов. Они считают, что личный пример успешных спортсменов, участие в тренировках, соревнованиях, работа в команде сами по себе уже воспитывают целеустремленность, упорство, умение преодолевать жизненные трудности.
Еще одна группа опрошенных преподавателей (53%) продемонстрировала индифферентное отношение к обсуждаемому вопросу.
Следовательно, неприотетность воспитания в установках большинства преподавателей, своеобразие профессионально-личностной позиции многих из членов педагогических коллективов детско-юношеских спортивных школ сказываются на характере и содержании воспитательного процесса, который часто имеет черты «мероприятийного» подхода, носит дискретный характер. Все это обуславливает значимость включения педагогов и воспитанников в педагогическое проектирование социально-воспитательной деятельности в детско-юношеской спортивной школе.
В современной научной литературе подчеркивается, что проектирование является уникальным средством, позволяющим предвидеть будущее, создавать его идеальный образ, определять пути реализации конкретного содержания, обеспечиваю-
168
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20
© Цветков М.П., 2014