Научная статья на тему 'Динамика формирования ценностных ориентаций Тюменской молодежи'

Динамика формирования ценностных ориентаций Тюменской молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ / VALUE / YOUTH / FORMATION OF VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толмачева Светлана Владимировна

Рассматривается проблема изменения формирования ценностных ориентаций молодежи. На примере социологического исследования молодых людей г. Тюмени сделаны выводы о влиянии различных факторов на формирование ценностных ориентаций молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DYNAMICS OF THE YOUTN VALUES ORIENTATIONS IN TYUMEN

The problem of changes in the formation of the young people values orientations is considered. On the example of the survey of young people in Tyumen a number of conclusions have been drawn about the impact of various factors on the value orientations of young people.

Текст научной работы на тему «Динамика формирования ценностных ориентаций Тюменской молодежи»

УДК 316.6

ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ТЮМЕНСКОЙ МОЛОДЕЖИ

DEVELOPMENT OF DYNAMICS OF THE YOUTN VALUES ORIENTATIONS IN TYUMEN

С. В. Толмачева

S. V. Tolmacheva

Ключевые слова: ценности, молодежь, формирование ценностных ориентации Key words: value, youth, formation of value orientations

Расслттривается проблема изменения формирования ценностных ориентаций молодежи. На примере социологического исследования молодых людей г. Тюмени сделаны выводы о влиянии различных факторов на формирование ценностных ориентации молодежи.

The problem of changes in die formation of the young people values orientations is considered. On the example of the survey of young people in Tyumen a number of conclusions have been drawn about the impact of various factors on the value orientations of young people.

Современный этап трансформации Российского общества привел к смене парадигм общественного развития, что прежде всего отражается в нормативно-ценностной системе. Ценности являются стабилизирующим элементом общественного сознания, социального взаимодействия и образцами поведения индивида в обществе. В социологии проблема ценностных ориентаций является одной из важнейших, так как ее решение связано с непосредственной системой жизнедеятельности личности и социальных групп. Особое место в социологии культуры занимает изучение ценностных ориентаций молодежи, так как именно эта особая часть общества находится в социальном и возрастном становлении, в переходном состоянии.

Выделение молодежи в отдельную группу связано, с одной стороны, с ее социальной незрелостью, с ее несформированными оценочными критериями, а с другой стороны, с ее творческой активностью и силой. В связи этим приобретают большое значение исследования влияния факторов воздействия на ценностные ориентации молодежи.

Известия высших учебных .маслениц. Социология. Экономика. Политика. Ли3, 2013

С целью выявления основных аспектов динамики формирования ценностных ориентации молодежи автором было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. В число респондентов были включены учащиеся школ, технику мов, лицеев, колледжей, вузов, а также работающие в различных сферах народного хозяйства. Исследование проводилось в г. Тюмени в два этапа. В марте 2006 г. на первом этапе методом анкетного опроса было опрошено 1 ООО респондентов [1]. Повторное анкетирование проведено в 2012 году с использованием той же методики. Опрошено 289 респондентов.

Генеральная совокупность составила 166.1 тыс. чел. Выборочная совокупность респондентов — 1 ООО чел. (при этом ошибка выборки составила не более 4 %) [2]. Произведена квотная многоступенчатая выборка от генеральной совокупности. Стратегией отбора на каждой ступени являлась бесповторная выборка методом типичных представителей.

Первый блок анкеты содержал вопросы, направленные на выяснение отношения респондентов к общечеловеческим ценностям и оценочным высказываниям, характеризующим мировоззренческие ценности молодежи, которые представляют собой понимание сущности развития общества и своего места в нем. Проблема изучения структуры ценностей в ценностных ориентациях человека актуализируется в настоящее время. Выделение приоритетных ценностей в ценностных ориентациях дает возможность выявить степень значимости той или иной сферы жизнедеятельности человека. Необходимо отметить, что современное молодое поколение России более, чем в прошлом, подвержено влиянию социально-экономической ситуации, сложившейся в стране.

Проведенное исследование позволило выявить приоритетные жизненные ценности молодежи: крепкая семья, самоуважение, интересная работа, уверенность в завтрашнем дне и уважение со стороны окружающих (табл. 1). Для всех респондентов основной ценностью является крепкая семья и хорошие дети (42 % девушек и 30 % юношей выбрали эту ценность). Примерно одинаковый вес для респондентов имеют такие ценности, как уверенность в завтрашнем дне, чувство собственного достоинства, самоуважение, интересная работа и уважение со стороны окружающих. С позиции гендерной идентичности женщины отдают предпочтение уверенности в завтрашнем дне, интересной работе и самоуважению, а мужчины считают более важными ценностями уважение со стороны окружающих, чувство собственного достоинства. Вместе с тем мужчины примерно уравнивают ценности власти, карьеры, интересной работы и богатства. Для девушек карьера, власть и богатство не являются приоритетными ценностями (но они значимы, так как около 20 % респондентов отдали им предпочтение).

Таблица 1

Приоритетные жизненные ценности респондентов, (2006/2012 гг.), %

Что из перечисленного наиболее важно для Вас?* 2006 г. 2012 г.

Богатство 25,0 25,9

Интересная работа 37,1 32,9

Чувство собственного достоинства, самоуважение 38,1 34,6

Уважение со стороны окружающих 35,3 31.14

Карьера, власть 29,9 41,5

Крепкая семья, хорошие дета 72,7 61,9

Уверенность в завтрашнем дне 36,9 52,6

Другое 4,0 5,2

*разрешаюсь выбирать несколько вариантов ответов

Спустя шесть лет результаты исследования говорят о некоторых изменениях в приоритетных жизненных ценностях. Как и в 2006 году, респонденты в 2012 году лидирующей ценностью назвали крепкую семью и детей. Однако в 2012 г. на второе место молодые люди уже ставят ценность стабильности — «уверенность в завтрашнем дне». Лидирующими остаются и ценности карьеры, власти, интересной работы и самоуважения. При этом ответы юношей и девушек примерно идентичны.

Декларируемые ценности могут вступать в противоречие с личностно-сформированными, поэтому респондентам были предложены суждения для выявления отношения к социально значимым ценностям.

Таблица 2

Личностные социально тачимые ценности, е % от числа опрошенных (2006/2012 гг.)

Отношение респондентов к следующим оценочным высказываниям Да, согласен Ни то, ни другое Нет, не согласен

2006 2012 2006 2012 2006 2012

Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс 71,1 67.8 15.0 17,6 14,1 14,5

В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но надежно строить свою карьеру 41,0 50.2 19,5 20,4 39,5 29,4

]Уеи>5 /гот !иг!кг еЛисаНопа! иЫйий'оге. 5оао!огч. Есопописъ. Ро1Икъ. .VI' 3, 2013

Продолжение табл. 2

Отношение респондентов к следующим оценочным высказываниям Да, согласен Ни то, ни другое Нет, не согласен

2006 2012 2006 2012 2006 2012

Материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пу сть живут бедно — это справедливо 59,9 52,9 22,1 21,1 18,0 25,9

Надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел, должны помогать, заботиться о тех, кто не преуспел 42,0 51,2 29,3 27,7 28,7 21,1

Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни 67,0 62.9 12,2 11,1 20,8 25,9

Главное в работе — это сколько за нее платят 33,9 36,7 28,1 30,8 38,0 32,5

Главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна 16,9 20,8 27,2 28,0 55,9 51,2

Лучше пожертвовать материальным благополучием и карьерой, но никогда не перешагнуть через свою совесть и моральные принципы 36,7 35,6 27,5 27,7 35,8 36,7

Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали 40,0 41,5 25,4 26,3 34,6 32,2

Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены 31,9 33,6 17,9 20,7 50,2 45,7

Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем 58,0 59,1 23,7 25,6 18,3 15,2

Выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все 63,0 63,7 24,2 23,9 12,8 12,4

Жить как все лучше, чем выделяться среди других 9,9 10,7 27,6 28,4 62,5 60,9

Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня 65,1 58,8 23,0 22,5 11.9 18,7

От меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране 22,9 34,9 36,3 42,9 40.8 22,1

Анализ оценочных высказываний респондентов позволил выявить личностно-сформированные общественно значимые ценности в ценностных ориентациях молодежи, каковыми являются «жизненный успех» (материальные ценности, власть), интересная работа, конкурентоспособность, материальное благополучие и самостоятельность. При этом за исследуемый период (2006-20012 гг.) наблюдается стремление к осторожности (снижение ценности риска), некоторое уменьшение ценности интересной работы с возрастанием ценности материального благополучия. Вместе с тем хотелось бы отметить увеличение стремления к социальном)' равенству и гуманности

Второй блок вопросов, предложенных в анкете, включал в себя аспекты взаимоотношения молодежи с обществом, позволяющие определить меру воздействия различных факторов на формирование ценностных ориентаций респондентов.

В результате анализа ответов респондентов выявлено, что к приоритетным источникам формирования ценностных ориентаций молодежи можно отнести семью, электронные СМИ, рекламу, в меньшей степени — печатное слово (газеты, журналы, художественную и публицистическую литературу) и некоторые организации массовой культуры (кинотеатры, дискотеки и т. д.). Заметно изменение за исследуемый период отношения молодежи к религиозным организациям как фактору формирования ценностей. Влияние таких источников формирования ценностных ориентаций молодежи, как учреждения культуры и спорта в настоящее время нивелируется (табл. 3).

Таблица 3

Источники формирования ценностных ориентаций (в % от числа опрошенных, 2006/2012 гг.)

Частота обращения Постоянно Очень редко Никогда

2006 2012 2006 2012 2006 2012

Посещаете музеи, выставки 8.0 9,0 64.4 63,3 27,6 27,7

Посещаете театры, концерты 12.8 19,4 69.1 62.3 18.1 18,3

Посещаете кинотеатры, дискотеки и т. д. 37,1 41,5 54,0 50.2 8,9 8,3

Читаете художественную и публицистическую литературу 41.2 34,6 50.5 51.6 8,3 13,8

Посещаете религиозные учреждения 2,0 5,6 51,6 53,9 46,4 40,5

Общаетесь с родителями/родственниками 93.3 93,4 5.1 5.2 2.6 1,4

Известия высших учебных заведений. Социология. Экономика. Политика. .Vi' 3, 2013

Продолжение табл. 3

Частота обращения Постоянно Очень редко Никогда

2006 2012 2006 2012 2006 2012

Посещаете клубы по интересам, спортивные учреждения 35.7 30,8 362 31.1 28,1 38,1

Как часто Вы читаете газеты 39,1 17,3 50,8 55,0 10,1 27,7

Сколько раз в неделю Вы смотрите телевизор 98.9 96,9 1.1 1.7 - 1.4

Слушаете ли Вы радио 75,0 61,9 2U 34,6 2,8 3,5

«Сидите» в Интернете 33,9 86,5 36,1 10,7 30,0 2,8

Как часто Вам «попадается на глаза» реклама 92.7 97,2 6.8 2,1 0,5 0,7

Различна у молодых людей и частота обращения к информационным каналам. Более 99 % опрошенных каждый день смотрят телевизор, почти половина — каждый день слушают радио, а вот газеты не пользуются такой же популярностью. Молодые люди читают газеты «несколько раз в неделю» или «очень редко». При этом за шесть лет интерес к печатным изданиям среди молодежи постепенно падает. На первом этапе исследования выяснилось, что почти половина респондентов используют Интернет как информационный канал, но не каждый день (изредка, несколько раз в неделю). Спустя шесть лет Интернет можно назвать ведущим каналом получения информации в молодежной среде: только 2,8 % респондентов никогда не пользуются этим каналом. При этом девушки реже, чем юноши обращаются к Интернету.

Анализируя структуру распределения ответов респондентов, можно сделать следующие выводы:

1. Ценность «жизненного успеха» в настоящее время превалирует над традиционной ценностью для российского общества — ценностью сострадания.

2. Ценность конкурентоспособности («первый среди подобных») активно внедряется в ценностные ориентации молодого поколения. При этом данная ценность превалирует над следованием моральным нормам у молодых людей. Эта тенденция может свидетельствовать о духовном кризисе значительной части молодого поколения.

3. Можно сделать вывод и о постепенном росте ценности материального благополучия среди молодежи г. Тюмени, что перекликается и с отношением молодежи к моральным нормам.

4. Ценность содержательного труда является основной для молодого поколения и в настоящее время. Если рассматривать ценности свободы и содержательного труда во взаимосвязи, то можно отметить, что не все респонденты считают содержательный труд свободным.

Проведенное исследование на первом и втором этапах показало, что среди источников формирования ценностных ориентаций молодежи можно выделить приоритетные: семья. СМИ (особое место занимают электронные СМИ) и реклама. Вместе с тем учреждения культуры и спорта, религии не могут считаться таковыми в формировании ценностных ориентаций более чем половины респондентов.

Список литературы

1. Толмачева С. В., Генин JI. Реклама глазами молодежи // Социол. Исслед. - 2007. - № 4. - С. 56-61.

2. Добренъков В. И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 768 с.

Сведения об авторе

Толмачева Светлана Владимировна, д. с. н., профессор, кафедра «Маркетинг и муниципальное управление». Тюменский государственный нефтегазовый университет, тел. 89123825381, e-maíl: wtolm¡ügmail.com

Tolnuicheva S. V., PhD, professor of the chair «Marke ting and Municipal Management», Tyumen State Oil and Gas Untrer-sity, in Sociology, phone: 89123825381, e-mail: s^'tolmiwgmailcom

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.