Научная статья на тему 'Динамика формирования ценностных ориентаций молодёжи г. Тюмени'

Динамика формирования ценностных ориентаций молодёжи г. Тюмени Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
216
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЁЖЬ / YOUTH / ЦЕННОСТИ / VALUES / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Толмачёва Светлана Владимировна, Осипова Любовь Борисовна

Статья посвящена актуальной теме формированию ценностных ориентаций молодёжи. Авторами комплексно раскрывается содержание категориальных понятий. На примере социологического исследования молодых людей г. Тюмени сделаны выводы о влиянии различных факторов на формирование системы ценностных ориентаций молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Толмачёва Светлана Владимировна, Осипова Любовь Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DYNAMICS OF TYUMEN YOUTH''S VALUE ORIENTATIONS DEVELOPMENT

The problem of changes in the formation of young people's value orientations is considered. The contents of categorial notions are revealed. On the example of the survey held among young people in Tyumen the conclusions about the impact of various factors on young people's value orientations are drawn.

Текст научной работы на тему «Динамика формирования ценностных ориентаций молодёжи г. Тюмени»

YAK 316.6 ББК 60.55

C.B. ТОЛМАЧЁВА, ДИНАМИКА ФОРМИРОВАНИЯ НЕННОСТНЫХ

А.Б. ОСИПОВА ОРИЕНТАНИЙ МОЛОДЁЖИ Г. ТЮМЕНИ

S.V. TOLMACHOVA, THE DYNAMICS OF TYUMEN YOUTHS

L.B. OSIPOVA VALUE ORIENTATIONS DEVELOPMENT

Статья посвящена актуальной теме - формированию ценностных ориентаций молодёжи. Авторами комплексно раскрывается содержание категориальных понятий. На примере социологического исследования молодых людей г. Тюмени сделаны выводы о влиянии различных факторов на формирование системы ценностных ориентаций молодёжи.

The problem of changes in the formation of young people's value orientations is considered. The contents of categorial notions are revealed. On the example of the survey held among young people in Tyumen the conclusions about the impact of various factors on young people's value orientations are drawn.

Ключевые слова: молодёжь, ценности, ценностные ориентации.

Key words: youth, values, value orientations.

Радикальные изменения, произошедшие в конце XX века в общественно-политической жизни России, имеют важнейшие и неоднозначные последствия для развития нашего общества в XXI веке. Процесс трансформации Российского общества привёл к смене парадигм общественного развития, что отразилось на нормативно-ценностной системе. Ценности являются стабилизирующим элементом общественного сознания, социального взаимодействия и образцами поведения индивида в обществе. В социологии проблема ценностных ориентаций обозначена одной из важнейших, поскольку её решение связано с непосредственной системой жизнедеятельности отдельной личности и социальных групп.

Особое место отводится изучению ценностных ориентаций молодёжи, так как эта социальная группа находится в социальном и возрастном становлении, в так называемом - переходном состоянии.

Следует отметить, что молодёжь ежегодно пополняет экономически активное население страны. В.Т. Лисовским справедливо замечено: «молодёжь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила. И как использовать эту силу, куда её направить, на достижение каких целей, от решения этой задачи зависит благополучие нашего общества» [1].

В силу статусного состояния молодёжь своей деятельностью как бы включает закономерности прошлого в настоящее и тем самым обуславливает переход в будущее. Одновременно выделение молодёжи в отдельную группу связано с одной стороны с её социальной незрелостью, недостаточно сформированной системой ценностных ориентаций, с другой стороны - с её творческой активностью и мобилизующей силой.

В этом случае важнейшим фактором развития современного общества являются ценности, нормы и установки современной молодёжи. В.П. Тугаринов писал: «Ценности - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а так же идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [2].

Социальные психологи рассматривают ценностные ориентации как важнейшие элементы внутренней структуры личности, закреплённые жизненным опытом индивида. Совокупность сложившихся, устоявшихся цен-

ностных ориентаций образует своего рода ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов.

Можно полностью согласиться с утверждением В.Т. Лисовского, что система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ [1]. Лисовский В.Т. считает, что существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стрежневыми в любой сфере деятельности.

В последнее время система общественных и личностных приоритетов молодёжи претерпела существенные изменения, что вызывает серьёзное беспокойство в обществе. Именно с целью выявления основных аспектов динамики формирования ценностных ориентаций молодёжи автором было проведено социологическое исследование, в котором приняли участие молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет. В число респондентов были включены учащиеся школ, техникумов, лицеев, колледжей, вузов, а так же работающая молодёжь. Исследование проводилось в г. Тюмени в два этапа. В марте 2006 г. на первом этапе методом анкетного опроса было опрошено 1000 респондентов [3]. Повторное анкетирование было проведено в 2012 году с использованием той же методики. Опрошено 289 респондентов.

Генеральная совокупность составила 166,1 тыс. чел. Выборочная совокупность респондентов - 1000 человек (при этом ошибка выборки составила не более 4%). Произведена квотная многоступенчатая выборка от генеральной совокупности. Стратегией отбора на каждой ступени являлась бесповторная выборка методом типичных представителей [4].

Первый блок анкеты содержал вопросы, направленные на выяснение отношения респондентов к общечеловеческим ценностям и оценочным высказываниям, характеризующим мировоззренческие ценности молодёжи, которые представляют собой понимание сущности развития общества и своего места в нем. Проблема изучения структуры ценностей в ценностных ори-ентациях человека актуализируется в настоящее время. Выделение приоритетных ценностей молодёжи даёт возможность выявить степень значимости той или иной сферы жизнедеятельности. Необходимо отметить, что молодое поколение России в большей степени подвержено влиянию социально-экономической ситуации, сложившейся в стране.

В.А. Сухомлинский писал: «В этом возрасте появляется интерес к мировоззренческим вопросам, стремление оценивать собственными умственными усилиями те или иные события, желание иметь собственное суждение, мнение по тому или иному вопросу» [5].

Это подтверждается и исследованиями в области социологии личности. Так, И.С. Кон отмечает, что «главное психологическое приобретение ранней юности - открытие внутреннего мира, личностное самоопределение растущего человека» [6].

Результаты проведённого исследования выявили приоритетные жизненные ценности молодёжи: крепкая семья, самоуважение, интересная работа, уверенность в завтрашнем дне и уважение со стороны окружающих (табл. 1). Для всех респондентов лидирующей ценностью является крепкая семья и хорошие дети: 42% девушек и 30% юношей выбрали эту ценность как наиболее важную. Примерно одинаковый вес для респондентов имеют такие ценности как уверенность в завтрашнем дне, чувство собственного достоинства, самоуважение, интересная работа и уважение со стороны окружающих.

Но если рассматривать с позиции гендерной идентичности, то женщины отдают большее предпочтение уверенности в завтрашнем дне, интересной работе и самоуважению, а мужчины считают более важными ценностями уважение со стороны окружающих, чувство собственного достоинства. Вместе с тем, мужчины примерно уравнивают ценности власти, ка-

рьеры, интересной работы и богатства. Для девушек, как показал опрос, карьера, власть и богатство не является приоритетными ценностями (но они значимы, так как в пределах двадцати процентов респондентов отдали им предпочтение).

Таблица 1

Приоритетные жизненные ценности респондентов, %

Что из перечисленного наиболее важно для Вас?* 2006 2012

Богатство 25,0 25,9

Интересная работа 37,1 32,9

Чувство собственного достоинства, самоуважение 38,1 34,6

Уважение со стороны окружающих 35,3 31,14

Карьера, власть 29,9 41,5

Крепкая семья, хорошие дети 72,7 61,9

Уверенность в завтрашнем дне 36,9 52,6

Другое 4,0 5,2

*разрешалось выбирать несколько вариантов ответов.

Результаты повторного исследования свидетельствуют о произошедших изменениях в ценностных приоритетах молодёжи. Как и прежде, в 2012 году респонденты преобладающей ценностью назвали крепкую семью. На второе место молодые люди ставят ценность стабильности - «уверенность в завтрашнем дне». Лидирующими остаются и ценности карьеры, власти, интересной работы и самоуважения. При этом ответы юношей и девушек примерно идентичны.

Декларируемые ценности могут вступать в противоречие с личностными, поэтому респондентам был предложен ряд суждений для выявления отношения к социально-значимым ценностям (табл. 2).

Таблица 2

Личностные социально-значимые ценности (в % от общего числа опрошенных)

Отношение респондентов к следующим оценочным высказываниям Да, согласен Ни то, ни другое Нет, не согласен

2006 2012 2006 2012 2006 2012

1 2 3 4 5 6 7

Для достижения успеха в жизни нужен риск или шанс 71,1 67,8 15,0 17,6 14,1 14,5

Следует постепенно, но надёжно строить свою карьеру 41,0 50,2 19, 5 20,4 39,5 29,4

Материальных успехов люди должны добиваться сами - это справедливо 59,9 52,9 22,1 21,1 18,0 25,9

Надо проявлять гуманность и заботиться о тех, кто не преуспел в жизни 42,0 51,2 29,3 27,7 28,7 21,1

Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни 67,0 62,9 12,2 11,1 20,8 25,9

Главное в работе - это размер зарплаты 33,9 36,7 28,1 30,8 38,0 32,5

Главное в жизни - материальное благополучие, свобода - второстепенна 16,9 20,8 27,2 28,0 55,9 51,2

Окончание табл. 2

1 2 3 4 5 6 7

Лучше пожертвовать материальным благополучием и карьерой, но не терять совесть и моральные принципы 36,7 35,6 27,5 27,7 35,8 36,7

Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо отвоёвывать своё место в жизни 40,0 41,5 25,4 26,3 34,6 32,2

Предпочитаю быть яркой индивидуальностью, чем жить как все 63,0 63,7 24,2 23,9 12,8 12,4

Материальное состояние зависит только от меня 65,1 58,8 23,0 22,5 11,9 18,7

От меня мало что зависит - важно, какая экономическая ситуация сложилась в стране 22,9 34,9 36,3 42,9 40,8 22,1

Стремиться к обогащению, несмотря ни на что 31,9 33,6 17,9 20,7 50,2 45,7

Предпочитаю получение денег честным способом 58,0 59,1 23,7 25,6 18,3 15,2

Анализ оценочных высказываний респондентов позволил выявить лич-ностно сформированные общественно-значимые ценности в ценностных ори-ентациях молодёжи, каковыми являются «жизненный успех» (материальные ценности, власть), интересная работа, конкурентоспособность, материальное благополучие и самостоятельность. При этом за исследуемый период (20062012 гг.) наблюдается стремление к осторожности (снижение ценности риска), некоторое снижение к обладанию интересной работы, при этом наблюдается возрастание ценности материального благополучия. Вместе с тем хотелось бы отметить стремление молодёжи к социальному равенству и гуманности.

Второй блок вопросов, предложенных в анкете, включал в себя аспекты взаимоотношения молодёжи с обществом, позволяющие определить меру воздействия различных факторов на формирование ценностных ориентаций респондентов.

В ходе опроса было выявлено, что к приоритетным источникам формирования ценностных ориентаций молодёжи можно отнести семью, электронные СМИ, рекламу, в меньшей степени - печатное слово (газеты, журналы, художественную и публицистическую литературу) и некоторые организации массовой культуры (кинотеатры, дискотеки и т.д.). Заметно возрос интерес молодёжи к религии как фактору формирования нравственных ценностей. Влияние учреждения культуры и спорта на формирование ценностных ори-ентаций молодёжи в настоящее время нивелируется (табл. 3).

Таблица 3

Источники формирования ценностных ориентаций (в % от общего числа опрошенных)

Частота обращения Постоянно Очень редко Никогда

2006 2012 2006 2012 2006 2012

1 2 3 4 5 6 7

Музеи, выставки 8,0 9,0 64,4 63,3 27,6 27,7

Театры,концерты 12,8 19,4 69,1 62,3 18,1 18,3

Кинотеатры, дискотеки 37,1 41,5 54,0 50,2 8,9 8,3

Религиозные организации 2,0 5,6 51,6 53,9 46,4 40,5

Окончание табл. 3

1 2 3 4 5 6 7

Чтение худож. и публицистической литературы 41,2 34,6 50,5 51,6 8,3 13,8

Общение с родителями/родственниками 93,3 93,4 5,1 5,2 2,6 1,4

Спортивные учреждения 35,7 30,8 36,2 31,1 28,1 38,1

Чтение газет 39,1 17,3 50,8 55,0 10,1 27,7

Телевидение 98,9 96,9 1,1 1,7 - 1,4

Радио 75,0 61,9 21,2 34,6 2,8 3,5

Интернет 33,9 86,5 36,1 10,7 30,0 2,8

Как видим, различна у молодых людей частота обращения к информационным каналам. Более 99% опрошенных каждый день смотрят телевизор, почти половина - каждый день слушают радио, а вот газеты не пользуются популярностью. При этом за шесть лет интерес к печатным изданиям среди молодёжи постепенно падает. На первом этапе исследования выяснилось, что почти половина респондентов используют Интернет как информационный канал, но не каждый день (33,9%). Спустя шесть лет Интернет можно назвать ведущим каналом получения информации в молодёжной среде (86,5%), только 2,8% респондентов никогда не пользуются этим каналом. Установлено, что девушки реже юношей обращаются к социальным сетям.

В настоящее время доминантными ценностями молодёжи выступают образование (63,1%), семья (38,3%), профессия (25,2%), здоровье (21,4%). Именно им присущи свои представления о личностных качествах современного гражданина. По результатам опроса в молодёжной среде превалируют такие качества, как порядочность (46,4%), социальная мобильность (36,6%), оптимизм (32,5%), толерантность (28,3%), деловитость и организованность (26,8%) и прагматизм (18,5%). Можно сделать вывод, что базовая система ценностей современной молодёжи остаётся традиционной [7].

Можно с уверенностью сказать, что российское общество имеет поколение, ориентированное на устойчивое развитие и созидательный труд, как гражданскую норму в обществе. Ценность «жизненного успеха» превалирует над ценностью сострадания. Активно внедряется в ценностное сознание молодого поколения такое понятие, как конкурентоспособность.

Итак, следует помнить, что ценности утверждаются в жизни не спонтанно, они зависят от социальных, политических, экономических отношений в обществе.

Литература

1. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России [Текст] / В.Т. Лисовский. - СПб. : СПбГУП, 2000. - 519 с.

2. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды [Текст] / В.П. Тугаринов ; предисл. А.О. Бороноева. - Л. : ЛГУ им. А.А. Жданова, 1998. - 343 с.

3. Толмачёва, С.В. Реклама глазами молодёжи [Текст] / С.В. Толмачёва, Л. Ге-нин // Социс. - 2007. - № 4. - С. 56-61.

4. Добреньков, В.И. Методы социологического исследования [Текст] / В.И. До-бреньков, А.И. Кравченко. - М. : ИНФРА-М, 2004.

5. Сухомлинский, В.А. Рождение гражданина [Текст] / В.А. Сухомлинский. -М. : Молодая гвардия, 1971. - 333 с.

6. Кон, И.С. Психология ранней юности [Текст] / И.С. Кон. Сер. Психологическая наука - школе. - М. : Просвещение, 1989. - 255 с.

7. Осипова, Л.Б. Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека [Текст] / Л.Б. Осипова, О.В. Устинова // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2012. -№ 6 (21). - С. 95-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.