Научная статья на тему 'Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека'

Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
388
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ГРАЖДАНИН / ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / МОЛОДЁЖЬ / VALUES / VALUE ORIENTATIONS / CITIZEN / PATRIOTISM / CIVIC SPIRIT / THE YOUTH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Осипова Любовь Борисовна, Устинова Оксана Вячеславовна

Данная статья посвящена актуальной теме формированию гражданственности в процессе развития личности. Гражданские ценности определяют жизненную позицию молодёжи. Авторами комплексно раскрывается содержание категориальных понятий. Особый акцент сделан на рассмотрении диагностической методики, позволяющей определить уровень сформированности гражданских качеств у молодёжи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Осипова Любовь Борисовна, Устинова Оксана Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF CIVIC SPIRIT IN THE CONTEXT OF THE PERSONALITY DEVELOPMENT OF A YOUNG PERSON

The article is devoted to the topical theme of the formation of civic spirit in the process of personality development. Civic values determine life view of the youth. The author reveals the content of category notions in complex. The special focus is on the consideration of diagnostic technique allowing to determine the level of the development of civic qualities of the youth.

Текст научной работы на тему «Формирование гражданственности в контексте развития личности молодого человека»

ББК 60.55 YAK 316.6

Л.Б. ОСИПОВА, О.В. УСТИНОВА

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МОЛОДОГО ЧЕЛОВЕКА

L.B. OSIPOVA, O.V. USTINOVA

THE FORMATION OF CIVIC SPIRIT IN THE CONTEXT OF THE PERSONALITY DEVELOPMENT OF A YOUNG PERSON

Данная статья посвящена актуальной теме - формированию гражданственности в процессе развития личности. Гражданские ценности определяют жизненную позицию молодёжи. Авторами комплексно раскрывается содержание категориальных понятий. Особый акцент сделан на рассмотрении диагностической методики, позволяющей определить уровень сформированности гражданских качеств у молодёжи.

The article is devoted to the topical theme of the formation of civic spirit in the process of personality development. Civic values determine life view of the youth. The author reveals the content of category notions in complex. The special focus is on the consideration of diagnostic technique allowing to determine the level of the development of civic qualities of the youth.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, гражданин, гражданственность, патриотизм, молодёжь.

Key words: values, value orientations, citizen, patriotism, civic spirit, the youth.

Процессы, протекающие в современной России, кардинально изменили общественную ситуацию в стране. Демократические преобразования воспринимаются отдельными людьми как вседозволенность. Произошла девальвация понятий «патриотизм», «гражданственность», ценностей долга, ответственности, добросовестного труда на благо Родины. Система политической социализации личности, одним из результатов которой является формирование гражданственности, оказалась разрушенной. Ни власть, ни широкая общественность до сих пор не осознали значимость формирования гражданских качеств и гражданского самосознания у субъектов политического процесса. Противоречие между гражданским потенциалом российского общества, его ресурсным богатством и современным уровнем их использования не только не преодолено, но и продолжает усиливаться и принимать опасные размеры. Это означает, что ни «общечеловеческие ценности», ни особенности «национальной идеи» не стали конструктивными факторами в консолидации современной России.

Пожалуй, в этих условиях будет справедливо мнение, что «утверждение гражданственности есть главное средство возрождения России, укрепления российской государственности, достижения согласия между властью и обществом, включения жизненных сил граждан, в осуществление проводимых в стране реформ» [1, с. 3]. Русский человек, россиянин всегда доверял государству больше, чем обществу, и идею служения связывал с отношением к Родине. Высшая заслуга человека традиционно воспринималась как способность быть гражданином своей страны, деятельность которого приносит ей славу и пользу.

В Концепции модернизации образования формирование гражданственности рассматривается как один из факторов социального самоопределения подрастающего поколения. Очевидно, что только идея гражданственности способна оживить дух нашего народа и развить гражданскую

активность членов общества в укреплении целостности государства, активизировать нравственно-политическое поведение граждан в отстаивании традиционных ценностей.

В своём послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Дмитрий Анатольевич Медведев утвердительно заявил: «Россия будет сильной, процветающей, демократической страной, комфортной для жизни людей, лучшей в мире для самых талантливых, самостоятельных и критически настроенных граждан» [2]. Заметим, что становление и развитие устойчивой социальной и политической системы не могут быть реализованы без повышения эффективности процесса формирования гражданственности, воспитания гражданской культуры молодых россиян.

Категория «гражданственность», являющаяся основополагающей в теории и методологии познания, раскрытия гражданских сил общества, его внутренних источников, остаётся слабо исследованной. Феномен гражданственности не является специфическим явлением, свойственным какой-либо одной стране. Фундаментальные основы анализа гражданственности были заложены ещё в трудах античных классиков философской мысли, в частности, в сочинениях Платона, Аристотеля, Цицерона. В них впервые достаточно подробно рассмотрены вопросы гражданского долга, ответственности, роли и предназначения граждан как важных составляющих процветания государства.

Позднее в трудах зарубежных классиков Ф. Бэкона, Б. Спинозы, Ж.- Ж. Руссо, Ш.Л. Монтескье, И. Канта, Э. Дюркгейма, Т. Парсонса, К. Маркса данная проблема наполняется предметным содержанием, становясь системной. Гражданская проблематика активно разрабатывалась в рамках российской философской мысли. Понятия «патриотизм», «гражданственность», «гражданский долг» рассматриваются в сочинениях Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, М.М. Ковалевского, П.А. Новгородцева, Б.Н. Чичерина и др.

Вопросы формирования гражданственности в аспекте общественной направленности личности, приобретения опыта коллективной деятельности освещали отечественные педагоги А.В. Луначарский, Н.К. Крупская,

A.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Различные аспекты данных понятий исследованы в работах С.С. Вишневского, А.Г. Здравомыслова, С.Н. Иконниковой, Л.Н. Когана, И.С. Кона, В.Т. Лисовского, М.Н. Руткевича, Ж.Т. Тощен-ко, А.Г. Харчева, В.А. Ядова. В настоящий момент рассмотрению ценностных ориентаций, гражданского сознания, гражданской активности молодёжи в современной России посвящены научные публикации К.Г. Барбаковой,

B.В. Гаврилюк, З.Т. Голенковой, Г.И. Райкова, Н.И. Лапина, Г.Ф. Шафранова-Куцева, Н.Г. Хайруллиной и др.

Гражданственность часто понимается по-разному, исходя из тех или иных убеждений относительно дальнейшей траектории социального развития России. В науке существуют различные подходы к толкованию сущности понятия «гражданин». Согласно словарю В. Даля, слово «гражданин» означает «городской житель, член общины или народа под общим управлением, каждый человек или лицо из составляющих народ» [3, с. 223]. Структурные свойства гражданственности, согласно Э. Гидденсу, рассматриваются как «совокупность правил и ресурсов, способствующих производству/воспроизводству социальных институтов, «зафиксированных» во времени и пространстве» [4, с. 68]. Гражданственность рассматривается как сложнейшее личностное образование, основными элементами которого являются гармонически сочетающиеся патриотические чувства, нравственная правовая культура, выражающиеся в чувстве собственного достоинства, в уважении и доверии к другим гражданам, государству.

Формирование гражданственности - процесс непрерывный и сложный, который проходит через всю жизнь человека. Г.Н. Филимонов определяет гражданственность как «комплекс субъективных качеств личности, проявляющихся в отношениях и деятельности человека, выполняющего основные

социальные функции - осознанной законопослушности, патриотической преданности в служении Родине и защите интересов Отечества, в подлинной и честной приверженности к ориентациям на общепринятые нормы и нравственные ценности» [5, с. 47].

При всей незавершённости построения современной модели гражданского общества в России в русской культурной традиции сложилось своё понимание гражданственности, весьма актуальное для современной российской действительности, которое включает в себя:

- осознание своей гражданской идентичности - принадлежности к стране, обществу и государству, их правовому, культурному и языковому пространству;

- действенное и критическое отношение к социальной реальности на основе свободного личного выбора, моральных убеждений и побуждений, идеалов равноправия граждан и суверенитета народа по отношению к власти;

- способность вести позитивный диалог с властью, другими гражданами и гражданскими объединениями;

- личную ответственность за свой выбор и своё поведение, осознание необходимых юридических и моральных обязательств перед обществом и государством;

- понимание своих прав и свобод, умение использовать их на практике.

Следовательно, под гражданственностью понимается совокупность базовых, сложившихся на определённый момент времени ценностей, норм и ролей, принятых за образец.

Известно, что молодёжь составляет около 41% трудоспособного населения страны и является её стратегическим ресурсом, поэтому через призму будущего предлагается рассматривать качественные характеристики молодёжи. Формирование её ценностных ориентаций, гражданской позиции определяет перспективное развитие современного общества. Это подтверждает известный исследователь молодёжи В.Т. Лисовский, утверждая, что «молодёжь - важный субъект социальных перемен, огромная инновационная сила» [6, с. 107]. И как использовать эту силу, куда её направить, на достижение каких целей - от решения этой задачи зависит дальнейшее благополучие российского общества.

В каждой культуре находит выражение некая идеализированная модель государства, общества, гражданина, которая соответственно обозначается как «идеал государства», «идеал общества», «идеал гражданина». Важнейшим моментом в понимании сущности гражданского идеала являются способы его формирования, характер и каналы воздействия на ценности и установки молодёжи. Именно в них она конкретизируется, трансформируясь из состояния общих представлений о должном и насущном в конкретные ценностные стандарты [7, с. 45]. Определим категории «ценности» и «ценностные ориентации». «Ценности, - писал В.П. Тугаринов, - это то, что нужно людям для удовлетворения потребностей и интересов, а также идеи и их побуждения в качестве нормы, цели и идеала» [8, с. 156]. Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве жизненных стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров. В итоге те нормы и ценности - а возможно, и иллюзии, - которые усвоены молодёжью сегодня, - это и есть будущее общества. На переломном этапе развития российского общества, когда жизнь чрезвычайно сложна и динамична, особое значение как раз и приобретает проблема ценностных приоритетов молодёжи.

Идеи гражданственности в современное время подвергнуты тщательной ревизии, вплоть до полной замены их смысла, поэтому важно зафиксировать и понять данные ценности, поскольку они во многом определяют сознание и повседневные представления о настоящем и будущем вступающих в жизнь поколений. С целью определения степени гражданственности, её

проявления в структуре сознания и деятельности современной личности было проведено социологическое исследование. В качестве генеральной совокупности выступила молодёжь Сургутского района (г. Лянтор, п. Нижний Сортым). Объектом эмпирического исследования была выбрана молодёжь в возрасте от 16 до 30 лет. Именно в этот период молодые люди проявляют стремление к социальной активности, а гражданские ценности обретают в сознании подрастающего поколения достаточную определённость. Общий объем выборки составил 520 человек. Кроме того, опросу подверглись эксперты (57 человек). При отборе экспертов учитывались их компетентность, область профессиональной занятости, причастность к процессу воспитания.

В качестве эмпирической модели гражданственности выступали различные показатели, характеризующие личность-гражданина:

1) оценочные суждения относительно значимости социальных проблем и заинтересованность в их решении;

2) ценностное отношение к государству как ведущему социальному фактору в пространстве гражданской сферы;

3) ориентации личности на общегражданские ценности;

4) жизненные проекты личности, целевые установки, в том числе характеризующие некоторые аспекты планируемого в будущем гражданского участия, исполнения гражданских ролей, перспективной вовлечённости в процессы функционирования гражданской сферы общества;

5) представления об идеальном типе гражданина.

Надо отметить, что молодое поколение в большей степени подвержено влиянию общественно-политической и социально-экономической ситуации. Для того чтобы определить, какие проблемы волнуют молодёжь, был предложен вопрос: «Что в настоящее время беспокоит Вас больше всего?», предполагалось 17 вариантов ответа (из них можно было указать не более пяти). Учитывая то, что существующие проблемы по-разному волнуют каждого человека, ответы распределены по степени их удаления от личных интересов и потребностей к социальным. Ранжирование по всему массиву показало, что в основании иерархии проблем приоритетными являются такие, как «моё будущее» (54,3%), «рост преступности» (62,4%), «инфляция» (32,1%), «материальное положение» (32,4%), «трудоустройство» (43,5%), «состояние здоровья» (37,6%). Средние позиции заняли такие предпочтения, как «экологическая обстановка»(28,6%), «терроризм» (31,2%), «межнациональная напряжённость» (25,3%), «культурный кризис» (23,5%), «агрессия из-за рубежа» (21,2%). Замыкают иерархическую лестницу «социальное расслоение» (18,5%), «обеспеченность жильём» (16,4%), «отсутствие общенациональной идеи» (13,6%), «опасность распада страны» (12,2%). В ходе опроса также было выявлено, что молодое положение ввиду не сформированности социального опыта при оценке проблем в обществе в большинстве повторяет мнения родителей, средств массовой информации, педагогов и друзей. Таким образом, можно сделать вывод: общегражданские проблемы, которые во многом характеризуют личность как гражданина, в меньшей степени беспокоят молодёжь. В целом такая структура ответов соответствует нормальному распределению границ значимости, поскольку личные проблемы всегда в большей степени беспокоят человека, чем социальные. Однако чрезмерная дистанци-рованность личных проблем от ключевых, общегражданских негативно проявляется в качественных характеристиках, определяющих уровень гражданственности человека.

Одним из определяющих признаков патриотической направленности личности является отношение к Родине. Зачастую в него вкладывается различный смысл. На вопрос «Что есть для Вас Родина?» ответы оказались следующими: «Россия в целом» (53,3%), «город, в котором живу» (28,2%), «Моя Югра» (19,5%). Сегодня Россия как самостоятельное государство становится значимым и неоспоримым фактом сознания большинства молодых россиян. Так, гордость за свою Родину испытывает 31% респондентов, за место Рос-

сии в мировом сообществе - 23,2%, культурное наследие страны - 25,9%, природные богатства - 42,6%, принадлежность к своей национальности - 26,3%. На вопрос: «Каким Вам представляется будущее России?» респонденты ответили: высокоразвитой державой мира (24%), страной со средним уровнем развития (30%), отсталой страной (11%), затруднились с ответом (35%). Установлено, что большинство опрошенных ассоциируют себя с современной Россией, представляя себя в качестве её граждан, верят в будущее своей страны, воспринимают принадлежность к своей национальности с гордостью и достоинством.

Как отмечает А.И. Редель, «для россиян с их менталитетом чрезвычайно важна связь духовности и нравственности. Духовность как ценность -утверждает она, - занимает в структуре российского менталитета центральное место, это - особенность «русской души», ценностный приоритет духовно-нравственного элемента» [9, с. 17]. Следует напомнить, что духовность и нравственность являются ключевыми ценностями, характеризующими гражданственность. Однако исследование показало: молодёжь не рассматривает эту идею в качестве ключевой, что подтверждено результатами опроса - лишь 19,2% респондентов обозначили её как «привлекательную» для них.

Одним из аспектов гражданственности является представление о том, что значит «быть гражданином». Представления молодёжи в основном сводятся к формальным признакам, характеризующим гражданина. Так, 42,3% опрошенных отметили в качестве конституирующего признака гражданина его проживание в России. Вторую позицию в ранговой таблице занимает ответ «обладать правами гражданина России» - 38,5%. Далее следуют «патриотизм» - 21,4%, «быть причастным к великой истории и культуре» - 14,6%, «своей активностью способствовать развитию гражданского общества и демократии» - 9,4%. Современные подростки имеют свои представления и об идеальных качествах человека-гражданина, сформированные в их сознании под воздействием не только институциональной формы социализации, но и социальной среды. Доминирующими личностными качествами респонденты определили социальную активность (27%), готовность к переменам в жизни (21%), толерантность (38%), оптимизм (43%), гуманность (18%), прагматизм (58%), порядочность (35%), предприимчивость (44%), индивидуализм (34%). Преобладание среди большинства старшеклассников идеала собственной личности, объясняется как ростом самосознания, самоуважения, так и отражением в сознании ребят сложившейся обстановки в обществе, когда человек, чтобы жить в соответствии со своими запросами и притязаниями, должен, прежде всего, рассчитывать на собственные силы.

Результаты изучения общественного мнения, позиций молодёжи могут стать основанием для организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию в образовательной среде. Для выявления реального состояния работы по данному направлению был проведён опрос экспертов, в качестве которых выступили специалисты по работе с молодёжью, заместители директора по ВР, классные руководители. Их квалификационный и должностной статус позволяет считать полученные данные обоснованной экспертной оценкой состояния воспитания в региональных образовательных учреждениях. Интересна их позиция в отношении современной молодёжи. Так, на вопрос «Что собой представляет, на Ваш взгляд, современная молодёжь?» эксперты ответили: «это надежда и будущее страны» (36%/22%), «трудовой и интеллектуальный ресурс» (18%/21%), «проблема общества» (16%/28%), «потерянное поколение» (15%/ 17%) (в числителе указаны ответы педагогов, в знаменателе - специалистов по работе с молодёжью).

Как видим, они склонны рассматривать современную молодёжь как надежду и будущее страны, как трудовой интеллектуальный ресурс, понимая, что успешное реформирование общественного устройства возможно лишь при активном участии молодых людей. В формирование гражданской лично-

сти, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. При этом 2/3 респондентов заявили, что это требует от системы образования нового содержания, форм и методов работы, адекватных современным социально-педагогическим реалиям.

Большие возможности для систематического и последовательного нравственного воспитания подрастающего поколения предоставляет Федеральный Государственный образовательный стандарт, ориентированный на воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечить свою материальную независимость. Следует создать у молодого поколения нравственный иммунитет, возродить в его душах стремление к высоким идеалам, укоренить в них чувство веры и любви к родному Отечеству. Это очень непростая задача, но, безусловно, выполнимая, если педагоги будут помнить о своём предназначении и не забывать мудрых слов: ученик - это не сосуд, который нужно наполнять не только знаниями, а факел, который нужно зажечь. Таким образом, именно педагог призван стать носителем лучших ценностей личности, должен создать условия для раскрытия творческих способностей, возрождения интеллектуального и духовно-нравственного потенциала, воспитание толерантности у молодёжи.

Литература

1. Полухин, О.Н. Идея, опыт и идеал гражданственности: философский проект [Текст] / О.Н. Полухин. - М. : Муниципальный мир, 2003. - С. 3.

2. Послание Президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа : http:www. kremlin. ru/s docs/themes. shtml

3. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. Т. 1 : P - V [Текст] / В. И. Даль. - М. : Русский язык, 1998. - 683 с.

4. Гидденс, Э. Устранение общества: очерк истории структурации [Текст] / Э. Гидденс. - М. : Академический Проект, 2003. - С. 68.

5. Филимонов, Г.Н. Гражданское воспитание: Реальность и тенденции [Текст] / Г.Н. Филимонов // Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 45-51.

6. Лисовский, В.Т. Духовный мир и ценностные ориентации молодёжи России [Текст] / В.Т. Лисовский. - СПб. : СПбГУП, 2000. - 519 с.

7. Гаврилюк, В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодёжи [Текст] / В.В. Гаврилюк, В.В. Маленков // Социс. - 2007. - № 7. - С. 44-50.

8. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды [Текст] / В.П. Тугаринов. -Л. : ЛГУ им. А.А. Жданова, 1998. - 343 с.

9. Редель, А.И. Духовность - основа российского менталитета. К вопросу о социокультурных предпосылках модернизации российского общества [Текст] / А.И. Редель. - М. : РИЦ ИСПИ РАН, 2000. - С. 14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.