Научная статья на тему 'Динамика ценностных ориентаций студентов ФГБОУ во «Государственный университет управления» в 2001-2018 гг. '

Динамика ценностных ориентаций студентов ФГБОУ во «Государственный университет управления» в 2001-2018 гг. Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
233
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценностные ориентации студентов / ценности / динамика ценностей студентов / ценностное сознание / трансформация ценностей студентов. / students’ value orientations / values / dynamics of students’ values / value consciousness / transformation of students’ values.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тазов Петр Юрьевич

Представлены результаты исследований ценностных ориентаций студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» за период 2001-2018 гг. На основе анализа динамики ценностей сделан вывод об особенностях трансформации ценностного сознания студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» за указанный период. Так, для студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» по-прежнему очень значимы традиционные ценностные ориентации: семья, самореализация – значимость этих ценностных ориентаций усиливается. В то же время результаты исследования 2018 г. показывают усиление значимости ценностей «социального альтруизма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF VALUE ORIENTATIONS OF STUDENTS OF THE STATE UNIVERSITY OF MANAGEMENT 2001-2018

The results of studies of value orientations of students of the State University of Management for the period 2001-2018 have been presented. Based on the analysis of the dynamics of values, a conclusion has been made about the peculiarities of the transformation of the value consciousness of the students of the State University of Management for the specified period. So, for students of the State University of Management, traditional value orientations are still very significant – the family, self-realization – the significance of these value orientations is increasing. At the same time, the results of a study in 2018 show the increasing importance of the values of “social altruism”.

Текст научной работы на тему «Динамика ценностных ориентаций студентов ФГБОУ во «Государственный университет управления» в 2001-2018 гг. »

УДК 37S : 124.5

DOI 10.26425/1816-4277-2019-7-178-186

Тазов Петр Юрьевич

аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления»; г Москва, Российская Федерация e-mail: islake@yandex.ru

Tazov Peter

Postgraduate student, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: islake@yandex.ru

динамика ценностных ориентации студентов фгбоу во «государственный университет управления» в 2001-2018 гг.

Аннотация. Представлены результаты исследований ценностных ориентаций студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» за период 2001-2018 гг. На основе анализа динамики ценностей сделан вывод об особенностях трансформации ценностного сознания студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» за указанный период. Так, для студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» по-прежнему очень значимы традиционные ценностные ориентации: семья, самореализация - значимость этих ценностных ориентаций усиливается. В то же время результаты исследования 2018 г. показывают усиление значимости ценностей «социального альтруизма».

Ключевые слова: ценностные ориентации студентов, ценности, динамика ценностей студентов, ценностное сознание, трансформация ценностей студентов.

Цитирование: Тазов П.Ю. Динамика ценностных ориентаций студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» в 2001-2018 гг.//Вестник университета. 2019. № 7. С. 178-186

dynamics of value orientations of students of the state university of management 2001-2018

Abstract. The results of studies of value orientations of students of the State University of Management for the period 2001-2018 have been presented. Based on the analysis of the dynamics of values, a conclusion has been made about the peculiarities of the transformation of the value consciousness of the students of the State University of Management for the specified period. So, for students of the State University of Management, traditional value orientations are still very significant - the family, self-realization - the significance of these value orientations is increasing. At the same time, the results of a study in 2018 show the increasing importance of the values of "social altruism ".

Keywords: students' value orientations, values, dynamics of students' values, value consciousness, transformation of students' values.

For citation: Tazov P.Yu. Dynamics of value orientations of students of the State University of Management 2001-2018 (2019) Vestnik universiteta, I. 7, pp. 178-186. doi: 10.26425/1816-4277-2019-7-178-186

В 2002 г. мы начали проводить исследования студентов ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» (далее - ГУУ). Изначально, цель исследований заключалась в анализе и изучении ценностных ориентаций студентов ГУУ В дальнейшем нами были поставлена задача проанализировать направления трансформации ценностного сознания студентов ГУУ. Гипотеза состояла в том, что на динамику ценностых ориентаций студентов влияет ряд социокультурных факторов российского общества. Среди таких факторов мы выделили индивидуализм, социальную атомизацию, разрушение социальных связей, увеличение социальных дистанций, высокую динамику социальных изменений, рост потребления, переход к рынку, прагма-тизацию внутненних смыслов и идей. В общей сложности был проведен ряд исследований ценностных ориентаций среди студентов ГУУ в 2001 г., 2002 г., 2007 г. и 2018 г. Общая выборка составила 750 респондентов.

В исследованиях мы использовали метод модифицированный, метод изучения ценностей Г. Риккерта, метод Л. Терстоуна в изучении социальных установок. Чтобы избежать «декларативности» в ответах респо-нентов, ряд вопросов был взят из исследования А. А. Ольшанского для сопоставления данных.

Исследование 2002 г. проводили среди участников профкома - студентов ГУУ. Целью исследования было выявление ценностных ориентаций и установок студентов, анализ расхождений между реальными

© Тазов П.Ю., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/Hcenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.Org/licenses/by/4.0/).

и декларируемыми ценностями. Опрос проводили среди студентов 1-5 курсов. Выборка составила 110 респондентов. Предмет исследования: ценностные ориентации, социальные установки. Гипотеза: сущестует противоречие между реальными и декларируемыми ценностными ориентациями студентов ГУУ. Задачи исследования: выявить ценностные ориентации, социальные установки студентов, рассмотреть совпадение и рассогласование ценностных ориентаций и соответствующих им социальных установок.

Исследование 2007 г. проводили среди студентов Института транспорта ГУУ, целью исследования был повторный мониторинг ценностных ориентаций студентов, а также выявление трудовых установок студентов. Выборка составила 170 респондентов. Опрос проводили среди студентов 1-5 курсов. Исследование 2007 г. обусловлено необходимостью анализа изменений в ценностном сознании студентов. Предмет исследования: ценностные ориентации, студентов. Гипотеза: структура ценностных ориентаций студентов ГУУ претерпевают ряд изменений, тем не менее ядро терминальных ценностных ориентаций остается неизменной. Задачи исследования: выявить ценностные ориентации студентов и сравнить с данными прошлых исследований.

Исследование 2018 г. проводили среди студентов 1-4 курсов Института управления персоналом, социальных и бизнес-коммуникаций (ИУПСиБК) ГУУ. Выборка - 100 респондентов. Цель исследования: анализ ценностных ориентаций современных студентов ГУУ. 2018 г. обусловлен потребностью в изучении ценностных ориентаций студентов на современном этапе развития общества. Предмет исследования: ценностные ориентации, социальные установки студентов ГУУ. Гипотеза: ценностные ориентации студентов ГУУ 2018 г. и студентов ГУУ 2002 г., 2007 г. различаются в связи с трансформацией российского общества. Основные изменения касаются ценностных ориентаций, связанных с социальной ответственностью. Задачи исследования: выявить ценностные ориентации и социальные установки студентов, сравнить полученные результаты с данными исследований 2002 г. и 2007 г. и проанализировать процессы трансформации ценностного сознания студентов. Выборка - 170 респондентов. Среди факторов, обусловливающих динамику ценностных ориентаций предполагаем стабилизацию экономики, развитие рынка и потребления, индивидуализацию массвого сознания, социальную атомизацию и рост социальных дистанций, рост напряженности в российском обществе, рост рисков.

Мы не приводим детализацию ответов респондентов в соответствии с их курсами, профессиональной деятельностью, гендерной принадлежностью и другими характеристиками. Хотя ряд исследований показывает, что ценностные ориентации могут иметь разную значимость на начальных и старших курсах, а также имеют отличия в зависимости от ряда характеристик [5]. Это связано с тем, что мы сравниваем наши результаты с данными исследований, проведенных под руководством А. А. Овсянникова, где курс студентов не рассматривали.

Для анализа динамики ценностных ориентаций, перейдем к сравнению оценок ценностных суждений студентами ГУУ в 2002 г. и 2018 г. (табл. 1). Анализ позволяет рассмотреть усиливающийся запрос на эм-патию. В условиях возрастающей социальной атомизации и усиливающихся рисков растет страх быть отвергнутым, обманутым.

Таблица 1

Оценка ценностных суждений студентами ГУУ 2002 г. и 2018 г.

Суждения 2002 г. 2018 г.

Согласен, % Не согласен, % Полностью согласен, % Частично согласен, % Частично не согласен, % Полностью не согласен, %

Учеба не должна мешать студенческой жизни 21,3 78,5 31,4 48,6 15,2 3,8

Человек должен обязательно находить поддержку и понимание своих чувств и мыслей у окружающих его людей 60 38 31,4 45,7 15,2 6,7

Без серьезных на то оснований выходить за общепринятые нормы не стоит 62,5 36,7 26,7 41,9 27,6 2,9

Окончание табл. 1

Суждения 2002 г. 2018 г.

Согласен, % Не согласен, % Полностью согласен, % Частично согласен, % Частично не согласен, % Полностью не согласен, %

Гораздо важнее получать материальное подкрепление своему труду, нежели моральное удовлетворение 17,5 82,3 8,6 40 38,1 12,4

При достижении собственных целей, можно, если надо, махнуть на совесть и моральные нормы 11,3 88,6 6,7 32,4 30,5 29,5

Взаимовыручка и коллективизм -это главные основы на которых должна строится наша культура 48,1 51,91 28,6 46,7 18,1 5,7

Реализовать свою личность - вот одна из главных целей в жизни 88,8 10,1 60 35,2 3,8 0

Мы должны заботиться о наших дедах и бабушках - они в меру своих сил и возможностей пытались сделать для нас все от них зависящее 82,5 16,5 78,1 19 1,9 0

Права человека, его свободы не должны ограничиваться ни при каких обстоятельствах, даже ради интересов общества 36,3 63,3 36,2 39 17,1 5,7

Чтобы прожить в этом мире, необходимо постоянно бороться за ограниченные ресурсы 41,3 58,2 25,7 45,7 21,9 3,8

Получается, что по-настоящему доверять можешь только самому себе 46,3 53,2 40 39 12,4 7,6

В нашем мире нет ничего крепкого и друзья тому не исключение 11,3 88,6 11,4 23,8 38,1 25,7

Любые средства хороши при достижении собственных целей 17,5 82,3 7,6 42,9 28,6 20

Каждый человек должен обязательно внести какой-либо вклад в общество 65,8 34,2 21 49,5 21 7,6

Бывают случаи, когда необходимо идти против мнения большинства 48,8 7,6 79 15,2 1 1

В нашем мире семья уже перестала играть главенствующую роль в жизни человека, она только сковывает его, мешает ему свободно жить 3,8 94,9 4,8 14,3 26,7 53,3

Жизнь настолько коротка, что главное - это получить удовольствие от нее 46,3 53,2 30,5 41 18,1 9,5

Во всех условиях надо оставаться самим собой, не менять свои жизненные принципы 62,5 36,7 44,8 35,2 17,1 1,9

Человек должен находить поддержку в каких-либо группах (общностях), иначе ему будет трудно жить 70 29,1 28,6 51,4 13,3 5,7

Составлено автором по материалам исследования

Надо сказать, что в исследовании 2002 г. было только два варианта ответа (согласен, не согласен), а в исследовании 2018 г. шкала оценок шире (полностью согласен, частично согласен, частично не согласен, полностью не согласен). В своих выводах мы исходим из предположения, что суммировавание оценок «полностью согласен», «частично согласен» тождественно «согласен», а «частично не согласен», «полностью не согласен» - оценке «не согласен».

В рыночном обществе закономерно усиливается эгоцентризм и индивидуализм. Социальная «атомиза-ция является следствием индивидуализации. В условиях кризиса люди предпочитают концентрироваться на себе. П. Штомпка отмечает, что происходит «утверждение в обществе центральной роли индивида вместо роли племени, группы, нации» [9, с. 105]. Одну из причин он видит в неопределенности как глобальной характеристики современного общества. Как отмечает З. Бауман, «неопределенность наших дней является могущественной индивидуализирующей силой» [1, с. 30-31]. Согласно З. Бауману, в общесте «модернити» индивидуализация заключается в установлении некой автономии индивида. Г. Бехманн связывает индивидуализацию а вместе с ней и социальную «фрагментацию» с эффектамивсемирной коммуникации [2]. Поэтому логично, что в «индивидуализированном обществе» растет запрос на понимание другими людьми собственных мыслей и чувств (это было главным для 55,8 % студентов в 2002 г. и очень важно для 76,2 % в 2018 г.). При этом, значимость ценностной ориентации «друзья» снижается. Причиной может быть «виртуализация» друзей через социальные сети.Что размывает «традиционное» понимание дружбы и рационализирует общение. Больше становится поверхностной, ни к чему не обязывающей коммуникации. Как следствие, уменьшается запрос на коллективизм и взаимовыручку (очень важным это является для 55,8 % опрошенных в 2002 г. и для 36,2 % в 2018 г.). Эта тенденция - результат увеличения социальных дистанций и переходного состояния общества. Кроме того, мы считаем, что с одной стороны, студенты не видят реальных возможностей полноценной реализации этой ценностной ориентации в современных условиях, а с другой - не считают это необходимым. Поэтому в 2018 г. мнение окружающих важно только для 13 % студентов, тогда как в 2002 г. это являлось главным для каждого четвертого опрошенного.

Из таблицы 2 видно снижение значимости ценностной ориентации «гражданский долг» (он был главным для 32,6 % опрошенных в 2002 г. и очень важным для 10,5 %, несущественным для каждого третьего опрошенного в 2018 г.) как элемента, который формирует гражданскую идентичность. Это говорит о негативных тенденциях в сознании молодежи, слабой сформированности ряда «духовных скреп» в молодежном сознании. Следовательно, происходит деформация гражданской идентичности, «выпадания» ряда социальных требований и ожиданий.

Таблица 2

Оценка ценностных ориентаций студентов ГУУ в 2002 г. и 2018 г.

Ценностные ориентации 2002 г. 2018 г.

Главное, % Второстепенное, % Несущественное, % Очень важно для меня, % Второстепенно для меня, % Несущественно для меня, %

Понимание твоих мыслей и чувств 55,8 39,5 4,7 76,2 20 2,9

Гражданский долг 32,6 60,5 7 10,5 59 28,6

Материальное благополучие 51,2 48,8 0 64,8 30,5 3,8

Познание нового - - - 83,8 15,2 0

Друзья 95,3 4,7 0 82,9 11,4 4,8

Приятное времяпрепровождение 39,5 55,8 4,7 77,1 20 1,9

Индивидуальность, личный успех 86 11,6 2,3 83,8 13,3 1,9

Профессиональное развитие - - -- 69,5 27,6 1,9

Коллективизм, взаимовыручка 55,8 41,9 2,31 36,2 57,1 5,7

Окончание табл. 2

Ценностные ориентации 2002 г. 2018 г.

Главное, % Второстепенное, % Несущественное, % Очень важно для меня, % Второстепенно для меня, % Несущественно для меня, %

Работа 55,8 39,5 4,7 52,4 42,9 2,9

Учеба (получить хорошее образование) 67,4 30,2 2,3 69,5 26,7 2,9

Развлечения 27,9 69,8 2,3 65,7 29,5 1,9

Любовь 81,4 16,3 2,3 77,1 19 2,9

Самореализация 90,7 9,3 0 89,5 7,6 1,9

Мир во всем мире 79,1 16,3 4,7 59 33,3 5,7

Свобода 90,7 7 2,3 85,7 12,4 1

Мнения окружающих о тебе 25,6 60,5 14 13,3 52,4 33,33

Семейное благополучие 81,4 16,3 2,31 86,7 12,4 0

Солидарность с другими - - - 18,1 67,6 13,33

Нравственность, совесть 74,4 23,3 0 75,2 21 1,9

Уважение к старшим 55,8 39,5 4,7 67,6 26,7 4,8

Личная независимость 76,7 18,6 4,7 82,9 14,3 1,9

Составлено автором по материалам исследования

Следующая закономерная тенденция - ценностная ориентация «материальное благополучие» не теряет популярность, а только увеличивает ее. Так, материальное благополучие было главным для половины опрошенных в 2002 г., а в 2018 г. оно очень важно уже для 64,8 %.

Интересная трансформация происходит с отношением студентов к учебе. В 2002 г. с утверждением «учеба не должна мешать студенческой жизни» были не согласны 78,5 %, в то время как в 2018 г. - только 19 % (см. табл. 1). Получается, что студенческая жизнь становится более значимой, а сама учеба - вторичной.

Усиление гедонизма - другая черта современного облика студенческой молодежи. Так, значимость ценностной ориентации «приятное времяпрепровождение» существенно возрастает. Если для студентов 2002 г. оно было главным для 39,5 % опрошенных, то в 2018 г. уже для 77,1 %. Это предсказуемо для общества потребления. Повышение в два раза значимости ценностной ориентации «развлечения» отражает это состояние (оно было главным для 27,9 % молодых людей в 2002 г. и уже для 65,7 % в 2018 г.).

Локальные, гибридные войны, в том числе, на Ближнем Востоке не могли не отразиться на сознании студентов. С этим, должно быть, связано то, что ценностная ориентация «мир во всем мире» теряет популярность. Так, если в 2002 г. 79,1 % опрошенных видели ее главной, то в 2018 г. она очень важна для 59 % молодых людей.

Растет значимость ценностной ориентации «уважение к старшим». Это говорит о том, что негативные тенденции 1990-х гг., вызвавшие «культурные разрывы» между поколениями постепенно преодолеваются.

Несмотря на ряд отличий в структуре ценностного сознания студентов, значимость ряда ценностных ориентаций осталась неизменной. Это касается следующих ценностных ориентаций:

- материальное благополучие;

- индивидуальность, личный успех;

- работа;

- учеба(получить хорошее образование);

- любовь;

- самореализация;

- нравственность, совесть.

В анкету 2007 г. мы добавили вопрос, который был в исследованиях, проведенных под руководством А. А. Овсянникова в 1991 г. и 2013 г. [4].

Вопрос был посвящен выявлению смысложизненных ценностей студентов. Как видно из таблицы 3, среди системы смысложизненных ценностных ориентаций студентов московского вуза большое место занимает гедонизм. Так, с утверждением: «Смысл жизни в том, чтобы получать от нее как можно больше удовольствий» частично или полностью согласны 83,8 % студентов в 2018 г. что превышает популярность этой ценностной ориентации у студентов 1991 г. и 2013 г. в исследовании А. А. Овсянникова (58 % и 66 % соответственно). Единодушны молодые люди в оценке таких смыслов как: «семья», «творчество», «финансовое благополучие». Так, полностью согласны с утверждениями: «Смысл жизни - творчество, создание нового» - 37,1 % опрошенных; «Смысл жизни - создать хорошую семью, вырастить детей» - 35,2 % опрошенных; «В финансовой независимости, богатстве» - 25,7 %; «В бытовой устроенности, комфорте» -19 %.

Таблица 3

Сравнительный анализ ценностных ориентаций студентов в 1991 г., 2013 г. и 2018 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Тезисы 1991 г., Овсянников 2013 г., Овсянников 2018 г., ГУУ

Согласен,% Согласен,% Полностью согласен, % Частично согласен, % Частично не согласен, % Полностью не согласен, %

В том, чтобы добросовестно выполнять свои учебные, профессиональные, служебные обязанности 32 34 8,6 40 19 31,4

В поиске истины 42 37 21 41,9 19 15,2

В служении идеалам добра и красоты 51 35 9,5 35,2 37,1 17,1

В борьбе за справедливость, равенство людей 45 43 19 41,9 23,8 13,3

В бытовой устроенности, комфорте 60 49 19,0 54,3 18,1 7,6

В финансовой независимости, богатстве 59 50 25,7 52,4 12,4 7,6

Смысл жизни - власть, сила 29 22 4,8 19 29,5 44,8

Смысл жизни - творчество, создание нового 62 63 37,1 41,9 17,1 2,9

Смысл жизни в том, чтобы прожить как можно полнее сегодняшний день и не думать о том, что будет завтра 37 39 20 36,2 29,5 13,3

Смысл жизни - создать хорошую семью, вырастить детей 74 79 35,2 35,2 11,4 17,1

Составлено автором по материалам исследования

Нет единодушия опрошенных относительно оценки смысла «борьба за справедливость, равенство людей» и понятно почему: в современном мире равенства как такового нет, а справедливость становится субъективным в условиях отсутствия поддержки этих смыслов на уровне государственной идеологии. Поэтому согласен

с этим утверждением только каждый пятый, а частично согласны 41,9 % опрошенных. Меньше всего опрошенных студентов видят смысл жизни в силе и власти. Несмотря на то, что через телевидение утверждается идея о том, что человек обладающий властью, обладает почти безграничными возможностями, власть как таковая может рассматриваться студентами как средство для достижения самореализации, комфорта, финансового благополучия. Поэтому лишь 4,8 % полностью согласны с тем, что смысл жизни - власть, сила. Романтика обладания властью постепенно уходит, приходит осознание того, что за все нужно платить и неприкасаемых нет. Сама власть последних десятилетий становится более персонифицированной. Согласно опросам, доверие к президенту очень высокое, в то время как доверие к чиновникам - нет. Может быть, это повлияло на то, что для студентов ГУУ поддержка этой ценностной ориентации так мала.

Практически, пополам разделились мнения студентов о том, что смысл жизни в «служениям идеалам добра и красоты». Ранее мы отмечали вектор, показывающий, что эстетические ценности теряют свою популярность для российского студенчества. Смысл жизни в поиске истины видят 62,9 % опрошенных.

О чем говорит возвращение в ценностное сознание студентов данных ценностных ориентаций? Мы отмечали ранее тенденцию на повышение значимости, «альтруистических» ценностей, связанных с помощью другим людям, обществу [6]. Так, ценностная ориентация«приносить пользу другим людям» получило поддержку 39,71 % опрошенных, согласноисследованию молодежи, проведенными социологами ГУУ в 2017 г. [8]. Получается, что приносить пользу для общества становится снова популярным. И ценностное сознание студентов «разворачивается» от зацикленности на себе и своем «выживании» к социально значимым целям и деятель-ности.Эте тенденции в трансформации ценностного сознания рассматривались нами как условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов [7].

Запрос на справедливость в массовом сознании россиян фиксировали социологи Института Социологии Российской академии наук в исследовании «О чем мечтают россияне» [3]. Тем не менее, преждевременно говорить о том, что происходит поворот от индивидуализма к коллективизму. Скорее, происходит формирование ценностной ориентации «альтруизм», но уже на новом этапе развития идентичности молодого человека и социокультурных оснований ценностных ориентаций. Конечно, социально значимые смыслы не войдут в топ-5 смысложизненных ценностных ориентаций как в исследовании Б. Грушина молодежи 1960-х гг., но будут разделяться значительной частью студенческой молодежи.

Несмотря на то, что семейное благополучие является важным для 86,7 % опрошенных, 28,5 % студентов не видят смысла жизни в создании хорошей семьи и воспитании детей. Студенты, особенно на ранних курсах стараются получить по максимуму, особенно не заботясь о завтрашнем дне. Так, 56,2 % опрошенных частично или полностью согласны с утверждением «Смысл жизни в том, чтобы прожить как можно полнее сегодняшний день и не думать о том, что будет завтра».

В следующем вопросе респонденты ранжировали ценностные ориентации. По прошествии 11 лет для студентов все также значима семья (в 2007 г. и 2018 г. на первых местах она остается для подавляющего большинства респондентов (60 %). Также студенты все больше видят для себя самореализацию как смысл жизни. Так, на первое место ее поставили 24,7 % в 2018 г. против 8,6 % в 2007 г. Значимость семьи возрастает для студентов ГУУ. Однако часто отсутствие желания брать ответственность и готовности жертвовать своей свободой приводят к печальной статистике разводов (свыше 60 %). Личная независимость остается очень значимой ценностной ориентацией для студентов (в 2002 г. она была главной для 76,7 % студентов, в 2018 г. - для 82,9 %).

Политические события последних лет не могли не отразится на росте популярности ценностной ориентации «патриотизм» (для 10 % опрошенных онана первом месте, в 2007 г. - только для 5,7 %).

Если суммировать данные по 1-3 рангам, то получается, что карьера становится менее значима для студентов (в 2007 г. почти каждый третий (32,5 %) присваивал ей 1-3 ранг, тогда как в 2018 г. уже каждый пятый (22,1 %), также как и ценность учебы, которая теряет свою популярность (в 2018 г. в три раза меньше респондентов присвоили ей ранг от 1-3; в 2007 г. - 34,5 %). Связано это, по-видимому с тем, что современные студенты недооценивают фактор получаемых в результате учебы знаний в развитии будущей карьеры, которая для многих не стоит на первом месте. Также немаловажен и тот факт, что в результате так называемого калькулятора ЕГЭ, который позволяет менять специальность при недоборе баллов, некоторые поступают не на ту специальность, которую планировали, что не может не сказываться на мотивации обучения.

Уменьшение бюджетных мест в государственных вузах по сравнению с 2002 г. привело к тому, что студентами становятся те, чьи родители могут платить. Поэтому ценностная ориентация материального достатка не является очень значимой для многих опрошенных студентов (17,5 % присвоили данной ценностной ориентации балл от 1-3 в 2018 г., против 34,6 % в 2007 г.).

Таким образом, на основе анализа динамики ценностей студентов ГУУ за 2001-2018 гг. можно сделать следующие выводы.

1. Ядро ценностной системы студентов ГУУ 2001-2018 гг. остается стабильным и не претерпевает значительных изменений.

2. Растет популярность таких ценностных ориентаций, как «самореализация», «приятное времяпрепровождение», «патриотизм».

3. Теряют популярность такие ценностные ориентации, как «гражданский долг», «мнение окружающих о тебе».

4. Усиливается запрос на эмпатию. Возрастает значимость ценностной ориентации «понимание мыслей и чувств», в условиях возрастающей социальной атомизации и усиливающихся рисков у студентов растет страх быть отвергнутым, обманутым.

Полученные данные могут быть использованы в планировании молодежной политики, политики в области патриотического воспитания, политики в области высшего образования, прогнозировании транфсор-мации ценностного сознания студенческой молодежи. Представленные векторы трансформации ценностных ориентаций студенческой молодежи могут представлять интерес для анализа социокультурного профиля разных поколений студентов на примере ФГБОУ ВО «Государственный университет управления». Автор является членом комиссии по патриотическому воспитанию при Российском Союзе Ветеранов. Приведенные выводы и материалы исследований докладывались автором на заседании комиссии.

Библиографический список

1. Бауман, З. Индивидуализированное общество / З. Бауман; пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. - М.: Логос, 2005. - C. 30-31.

2. Бехманн, Г. Современное общество: общество риска, информационное. общество, общество знаний / Г. Бехманн; пер. с нем. А. Ю. Антоновского, Г. В. Гороховой, Д. В. Ефременко, В. В. Каганчук, С. В. Месяц. - М.: Логос, 2010. - 248 с.

3. Горшков, М. К. и др. О чем мечтают россияне: идеал и реальность / Под ред. М. К. Горшкова, Р. Крумма, Н. Е. Тихоновой. - М.: Весь Мир, 2013. - 400 с.

4. Новое поколение: надежды, цели и идеалы. Двадцать лет спустя / Науч. ред. А. А. Овсянников. - М.: Издательский дом Международного университета в Москве, 2016. -350 с.

5. Студент - 2012//Материалы шестого этапа социологического мониторинга, декабрь 2011 - январь 2012 / М-во образования и науки РФ, М-во физ. культуры, спорта и молодежной политики Свердловской обл., Уральский федеральный ун-т им. первого Президента России Б. Н. Ельцина; отв. ред. Ю. Р. Вишневский. - Екатеринбург: УрФУ 2012. - 332 с.

6. Тазов, П. Ю. Динамика ценностных ориентаций социального альтруизма студенческой молодежи//Вестник МИРБИС. -2018. - № 1 (17). - С. 195-200. D0I:10.25634/MIRBIS.2019.1.23

7. Тазов, П. Ю. Социокультурные условия формирования духовно-нравственных ценностей студентов вуза//Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/ article/view?id=28724 (дата обращения: 23.04.2019).

8. Ценностные ориентации российской молодежи и реализация государственной молодежной политики: результаты исследования: монография / Государственный университет управления; под общ. ред. С. В. Чуева. - М.: Издательский дом ГУУ, 2017. - 131 с.

9. Штомпка, П. Социология социальных изменений / Пер, с англ, под ред. В. А. Ядова. - М.: АспектПресс, 1996. - 105 с.

References

1. Bauman Z. Individualizirovannoe obshchestvo [The Individualizedsociety]; per. s angl., pod red. V. L. Inozemtseva. M.: Logos, 2005. pp.30-31.

2. Bekhmann G. Sovremennoe obshchestvo: obshchestvo riska, informatsionnoe. obshchestvo, obshchestvo znanii [Modern society: risksociety, information society. society, knowledge society]; per. s nem. A. Yu. Antonovskogo, G. V. Gorokhovoi, D. V. Efremenko, V. V. Kaganchuk, S. V. Mesyats. M.: Logos, 2010. 248 p.

BecmuuK yuueepcumema № 7, 2019

3. Gorshkov M. K. [et al.]. O chem mechtayut rossiyane: ideal i real'nost' [The dream of the Russians: ideal and reality]; pod red. M. K. Gorshkova, R. Krumma, N. E. Tihonovoi. M.: Ves' Mir, 2013. 400 p.

4. Novoe pokolenie: nadezhdy, tseli i idealy. Dvadtsat' let spustya [A new generation: hopes, goals and ideals. Twenty years later]; nauch. red. A. A. Ovsyannikov. M.: Izdatel'skii dom Mezhdunarodnogo universiteta v Moskve, 2016. 350 p.

5. Student - 2012 [Student - 2012 [Text]]. Materialy shestogo etapa sotsiologicheskogo monitoringa, dekabr' 2011 - yanvar' 2012 [Materials of the sixth stage of sociological monitoring, December 2011 - January 2012]; M-vo obrazovaniya i nauki RF, M-vo fiz. Kul'tury, sporta i molodezhnoi politiki Sverdlovskoi obl., Ural'skii federal'nyi un-t im. pervogo Prezidenta Rossii B. N. El'tsina; redkol.: otv. red. Yu. R. Vishnevskii. Ekaterinburg: UrFU, 2012. 332 p.

6. Tazov P. Yu. Dinamika tsennostnykh orientatsii sotsial'nogo al'truizma studencheskoi molodezhi [The Dynamics of value orientations of social altruism of student's youth]. Vestnik MIRBIS [Bulletin of MIRBIS], 2018, I. 1 (17), pp. 195-200. D0I:10.25634/MIRBIS.2019.1.23

7. Tazov P. Yu. Sotsiokul'turnye usloviya formirovaniya dukhovno-nravstvennykh tsennostei studentov vuza [Socio-cultural conditions of the formation of spiritual and moral values of a university student]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of teaching and education], 2019, I. 2. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=28724 (accessed 23.04.2019).

8. Tsennostnye orientatsii rossiiskoi molodezhi i realizatsiya gosudarstvennoi molodezhnoi politiki: rezul'taty issledovaniya: mono-grafiya [Value orientations of Russian youth and the implementation of the state youth policy: results of the study:monograph]. Gosudarstvennyi universitet upravleniya; pod obshch. red. S. V. Chueva. M.: Izdatel'skij dom GUU, 2017. 131 p.

9. Shtompka P. Sotsiologiya sotsial'nykh izmenenii [Sociology of social change]; per. s angl., pod red. V. A. Yadova. M.: AspektPress, 1996.105 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.