Научная статья на тему 'Трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в контексте глобализации'

Трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1822
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
духовно-нравственные ценности / традиционные ценности / «модернистские» ценности / национальная идея / глобализация / цифровизация. / spiritual and moral values / traditional values / «modernist» values / national idea / globalization / digitalization.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кожевникова Лариса Валерьевна, СтаровойТова Ирина Евгеньевна, Яценко Оксана Юрьевна

Статья посвящена изучению влияния новых информационных и коммуникационных технологий в образовательной среде на трансформацию ценностей студенческой молодежи. Показано, как в процессе эволюционирования ценностей происходит разрыв декларируемых ценностей и жизненных ориентаций, определяющих поведение молодежи. Сделан вывод, что мировоззрение современной студенческой молодежи носит синтетический характер: в нем присутствуют, с одной стороны, консервативные ценности, ориентирующие на стабильность и связь поколений, с другой – «модернистские» установки, отражающие современные общественные реалии. Показано, что потенциальные возможности включения молодежи в инновационное развитие экономики страны обусловлены динамическим балансом традиционных этических ценностей и современных требований социокультурной динамики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Кожевникова Лариса Валерьевна, СтаровойТова Ирина Евгеньевна, Яценко Оксана Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF YOUTH IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The article has been devoted to the study of the impact of new information and communication technologies in the educational environment on the transformation of the values of student youth. It has been shown, how in the process of the evolution of values, a gap occurs between the declared values and life orientations, determining the behavior of young people. The conclusion has been made, that the worldview of modern student youth is of a synthetic nature: it contains, on the one hand, conservative values, focusing on the stability and connection of generations, on the other hand, “modernist” attitudes reflecting modern social realities. It has been shown, that potential opportunities for the inclusion of young people in the innovative development of the country’s economy are determined by the dynamic balance of traditional ethical values and the modern requirements of sociocultural dynamics.

Текст научной работы на тему «Трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в контексте глобализации»

СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ

УДК 316.752

Кожевникова Лариса Валерьевна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: lakozhevnikova@yandex. ru

Старовойтова Ирина Евгеньевна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: iestar1@mail.ru

Яценко Оксана Юрьевна

канд. филос. наук, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва, Российская Федерация e-mail: yatsenkoox@mail.ru

Kozhevnikova Larisa

Candidate of Philosophical Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: lakozhevnikova@yandex. ru

Starovoytova Irina

Candidate of Philosophical Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: iestar1@mail.ru

Yatsenko Oksana

Candidate of Philosophical Sciences, State University of Management, Moscow, Russia e-mail: yatsenkoox@mail.ru

DOI 10.26425/1816-4277-2019-7-164-169

ТРАНСФОРМАЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена изучению влияния новых информационных и коммуникационных технологий в образовательной среде на трансформацию ценностей студенческой молодежи. Показано, как в процессе эволюционирования ценностей происходит разрыв декларируемых ценностей и жизненных ориентаций, определяющих поведение молодежи. Сделан вывод, что мировоззрение современной студенческой молодежи носит синтетический характер: в нем присутствуют, с одной стороны, консервативные ценности, ориентирующие на стабильность и связь поколений, с другой - «модернистские» установки, отражающие современные общественные реалии. Показано, что потенциальные возможности включения молодежи в инновационное развитие экономики страны обусловлены динамическим балансом традиционных этических ценностей и современных требований социокультурной динамики. Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, «модернистские» ценности, национальная идея, глобализация, цифровизация.

Цитирование: Кожевникова Л.В., Старовойтова И.Е., Яценко О.Ю. Трансформация духовно-нравственных ценностей молодежи в контексте глобализации//Вестник университета. 2019. № 7. С. 164-169

TRANSFORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF YOUTH IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

Abstract. The article has been devoted to the study of the impact of new information and communication technologies in the educational environment on the transformation of the values of student youth. It has been shown, how in the process of the evolution of values, a gap occurs between the declared values and life orientations, determining the behavior of young people. The conclusion has been made, that the worldview of modern student youth is of a synthetic nature: it contains, on the one hand, conservative values, focusing on the stability and connection of generations, on the other hand, "modernist" attitudes reflecting modern social realities. It has been shown, that potential opportunities for the inclusion of young people in the innovative development of the country's economy are determined by the dynamic balance of traditional ethical values and the modern requirements of sociocultural dynamics. Keywords: spiritual and moral values, traditional values, «modernist» values, national idea, globalization, digitalization.

For citation: Kozhevnikova L.V., Starovoytova I.E., Yatsenko O.Yu. Transformation of spiritual and moral values of youth in the context of globalization (2019) Vestnik universiteta, I. 7, pp. 164-169. doi: 10.26425/1816-4277-2019-7-164-169

Национальное и культурное пространство любой современной страны испытывает на себе значительное влияние глобальных процессов. Российское общество в полной мере вовлечено в процесс глобализации. Разрушаются границы национальных экономик, возникают наднациональные центры принятия политических решений, совершенствование средств коммуникации преодолевает социальную и культурную замкнутость

© Кожевникова Л.В., Старовойтова И.Е., Яценко О.Ю., 2019. Статья доступна по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0. всемирная (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

The Author(s), 2019. This is an open access article under the CC BY 4.0 license (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/).

и ограниченность. Вовлечение России в процесс глобализации привело к кризису национальной идентичности, к формированию нового суперэтноса, при этом существенно изменились ценности и приоритеты россиян [1, с. 8; 12, с. 380].

Современный этап развития российского общества как социокультурной системы связан с цифровизаци-ей, приведшей к глубоким переменам во всех сферах общественной жизни, что не могло не сказаться на ценностных ориентациях личности. Цифровые технологии внедряются в экономику, социальную сферу, науку и образование - это выводит человечество на новый качественный уровень [12, с. 380]. И ключевой фактор успеха цифровой реорганизации общества - люди с их интересами и ценностями [8, с. 5].

Трансформация различных сфер духовной культуры в цифровой среде общества с инновационной экономикой становится объектом научных исследований [2; 3; 5; 9; 10].

В первую очередь трансформации затрагивают молодежь как самую динамичную и восприимчивую к новому социально-демографическую группу. «В связи с проведением экономических преобразований и становлением рыночных отношений существовавшие ранее ценностные приоритеты отошли на второй план, уступив лидирующие позиции экономическим и материальным ценностям. При этом молодые россияне адаптируются к изменившейся реальности, сохраняя основной «каркас» своих ценностей и стереотипов. Базовые духовные ценности, связанные с российским социокультурным архетипом (коллективизм, приоритет духовного над материальным и т. п.), в целом не изменились. При определенных условиях прежние ценности могут снова актуализироваться уже в измененном, преобразованном виде» [7, с. 55].

Ближайшее будущее России и, более того, судьба мировой цивилизации зависят от характера ценностей, идеалов и установок, на которые ориентируется молодое поколение при выборе жизненной стратегии. Актуальным поэтому представляется объективное системное изучение ценностных ориентиров молодежи и разработка концепции нравственного воспитания молодого поколения. Повернуть сознание молодежи в сторону нравственного идеала при сохранении таких качеств молодых людей, как стремление к интеллектуальному и профессиональному совершенствованию, инициативность, способность к творчеству и т. п. - задача нравственного воспитания. «В концепции национальной безопасности Российской Федерации провозглашено укрепление и сохранение нравственных ценностей общества, традиций патриотизма и гуманизма в качестве национальных приоритетов в духовной сфере бытия современного общества и личности. Являясь важнейшим духовным ориентиром, патриотизм призван воспитывать и развивать в человеке стремление к высоким духовно-нравственным идеалам посредством самореализации каждой личности на благо государства. Наиболее яркое проявление патриотизма - это любовь к своему Отечеству, знание традиций своего народа и уважение к ним» [6, с. 22].

Распространение цифровых и интернет-технологий в условиях глобализации всех сфер жизни общества привело к настоящему кризису нравственности. Безнаказанное распространение фейковых новостей, безответственное анонимное общение в социальных сетях, легкость доступа к любой информации и вытекающая отсюда возможность хищения интеллектуальной собственности приводят к тому, что сбиваются нравственные ориентиры. Молодой человек, видя, что подобные феномены носят массовый, масштабный характер, воспринимает подобное как норму современной жизни, перестает отличать нравственное от безнравственного. Информационная открытость политики создает у незрелой личности впечатление вседозволенности и в этой важной сфере жизни общества. Поэтому чрезвычайно значимой становится задача воспитания у молодых людей высоких гражданских качеств, чувства нравственного долга и ответственности за будущее страны и своего народа.

Авторами статьи в феврале 2019 г. в ФГБОУ ВО «Государственный университет управления» был проведен социологический опрос в виде анкетирования студентов бакалавриата очной и очно-заочной форм обучения. Выборка — гнездовая, единицами отбора выступают группы студентов бакалавриата очной и очно-заочной форм обучения пяти институтов вуза с последующим сплошным анкетированием в них. Общее количество опрошенных - 400 человек.

Исследование направлено на изучение влияния новых информационных и коммуникационных технологий в образовательной среде на трансформацию ценностей студенческой молодежи. В ходе исследования получена информация о ценностных аспектах распространения информационных и коммуникационных технологий в образовательной среде: ранжированы жизненные ценности студенческой молодежи, построена иерархия значимых видов деятельности, найдено объяснение причин и факторов, с помощью которых молодыми людьми оправдывается безнравственное поведение, а также выявлены предлагаемые студентами способы его преодоления.

Отдельные разделы анкеты направлены на выявление представлений студентов о национальном вопросе и национальной идее, изучение их взглядов на роль различных социальных институтов в формировании национальной идеи России, на способы привития национальной идеи и на перспективы национальной идеи России в современном глобализирующемся мире.

Социологический опрос показал, что гендерно обусловленная и возрастная (совершеннолетние/несовершеннолетние) разница в ответах респондентов отсутствует. В ходе исследования выявлены следующие тенденции.

1. Ранжирование ценностей показало, что на первом месте у респондентов с большим отрывом - семья (94 %). Большое значение для участников опроса имеет дружба (87 %), здоровье (88 %) и любовь (85 %). Несколько меньше ценят материальное благополучие (81 %) и образование (81 %). Последнее место занимает такая ценность, как патриотизм (10 %). Не является приоритетной ценностью и культурное многообразие. Максимально высоко его оценили только 19 % опрошенных. Оригинальные ответы, данные респондентами: страсть, свобода выбора, духовное развитие, внимание к людям, счастье, карьера, жизнь других людей, взаимопомощь, воспитание, саморазвитие, творчество, возможность находить в жизни новое и интересное. Труд как жизненную ценность, как деятельность, предоставляющую возможность самореализации, в проведенном опросе оценили только 18 % респондентов. Подобное отношение к труду в значительной степени формируется общим социальным контекстом с высоким уровнем нестабильности окружающего мира, нестабильности положения человека в нем. Труд, трудолюбие и отношение к труду постепенно перестают быть главной жизненной ценностью. Введение технологических и организационных новаций приводит к появлению новых ориентаций, особенно заметных в молодежной среде. С одной стороны, это установка на гедонизм, а с другой, на творческий подход к труду.

Неожиданным для авторов стало то, что ни один из 400 респондентов не назвал в качестве значимой ценности Интернет и цифровые технологии и т. п. Это, на наш взгляд, показывает, что, несмотря на цифро-визацию всех областей жизни современного человека, Интернет и цифровые технологии не воспринимаются как самостоятельная ценность. Им придается лишь инструментальное значение.

2. Высоко востребованы современной российской молодежью независимость и самостоятельность, респонденты ценят возможность принятия самостоятельных решений, предоставляемую тем или иным видом деятельности, свободу выбора форм и способов деятельности, низкую степень внешней регламентации.

Роль института семьи в привитии патриотических и нравственных ценностей и представлений о национальной идее молодежью оценивается очень высоко: на первое место поставили семью 47 % респондентов.

3. К числу традиционных ценностей, названных респондентами, можно отнести также сильное, обладающее реальной властью государство. Именно оно, по мнению 26 % респондентов, обязано прививать и развивать национальную идею своей заботой о населении. На военно-патриотические клубы, общественные организации респонденты не возлагают особых надежд (5 % и 14 % соответственно). Кроме того, 37 % опрошенных (самая большая доля респондентов) понимают под национальной идеей России национальную (читай - государственную) безопасность. Конечно, такое понимание национальной идеи молодыми людьми обусловлено в первую очередь непростой ситуацией на международной арене, нарастающей гонкой вооружений, а также тем, что патернализм и этатизм - традиционные ценности, свойственные менталитету россиян на протяжении столетий.

4. Национальная идея России самыми неравнодушными из опрошенных описывается пессимистично: «в настоящее время идет уничтожение нашей национальности», «в России нет национальной идеи» (таких ответов 10 %), «выживание нации», «чем хуже, тем лучше», «бедность», «индивидуальное обогащение», «отсутствие свободы», «алкоголизм» (3 % респондентов), «терпение» («национальное терпильничество», «терпеть все»). 5 % респондентов назвали национальной идеей России коррупцию, один человек - ложь и воровство, а один - В. В. Путина. Один респондент саркастически ответил на вопрос о том, что является национальной идеей России: «Президент РФ убежден, что патриотизм». Опрос показал, что именно патриотические ценности стоят у молодежи на последнем месте. Следует отметить, что аналогичный вопрос задавался студентам в ходе социологического опроса в 2012 г. [11, с. 186]. При анализе и сравнении результатов двух опросов обнаружена следующая динамика: в три раза выросло число респондентов, считающих главной национальной идеей России «национальную безопасность». Получено 37 % положительных ответов против 11 % в 2012 г. Большинство опрошенных студентов в 2012 г. важнейшим элементом национальной идеи России считали «национальное самосознание». В 2019 г. число таких ответов сократилось вдвое

(57 % ответов в 2012 г. и только 24 % в 2019 г.). Число респондентов, считающих главным национальное благополучие, наоборот, возросло (26 % в 2012 г. и 33 % в 2019 г.).

5. Проявление национальной идеи в повседневной жизни 57% респондентов связывают с уважением и дружелюбием к российским гражданам со стороны других национальностей, а 53 % - с национальными праздниками, обычаями и традициями. Таким образом, этническая толерантность, характерная для мульти-культурализма, присуща и современной студенческой молодежи. Но не все так оптимистично. Некоторые молодые люди обеспокоены кризисом в обществе («появляются суицидальные мысли от такой жизни»). 10 % респондентов видят проявление национальной идеи в негативном ключе: «в повседневном нежелании решать национальные проблемы», «в поиске внешнего врага», «в отмывании денег», «в коррупции», «в обеднении страны, увеличении пенсионного возраста, росте цен и НДС».

6. Нарушение норм морали респонденты объясняют стремлением самоутвердиться (72 %) и безнаказанностью (62 %). Часть респондентов предложила свои варианты ответов. Отдельные ответы звучали так: «Нормы морали не были привиты в детстве (отсутствует воспитание)», «Многие путают вульгарность с раскованностью», «Они лицемеры и эгоисты», «Не считают соблюдение моральных норм нужным и полезным для себя», «Ради материальной выгоды люди закрывают глаза на нормы морали», «Воспитание дает им право пренебрегать нормами морали», «Не верят в Бога», «Люди уверены, что совершая ошибки в настоящем, они смогут исправить их в будущем», «Для достижения собственной выгоды», «Люди воспитаны в среде, где нормы морали не в приоритете», «Просто не хотят соблюдать нормы». Ну и наконец - философское: «Мораль относительна».

Авторы предполагают, что это свидетельствует о противоречивости моральных ценностей молодых людей. Через СМИ и систему образования распространяются либеральные ценности: индивидуальный успех, богатство, карьера и т. п., моральная свобода понимается при этом максимально широко, как вседозволенность. Ответы респондентов на этот вопрос коррелируют с высокой значимостью института семьи как проводника традиционных нравственных ценностей.

7. Такой традиционный институт общества, как религия, против ожиданий авторов статьи, респонденты не отнесли к числу духовно-нравственных ценностей респондентов. Только 3 % опрошенных назвали религию в числе жизненных ценностей. Остальные опрошенные демонстрируют либо нейтральное, либо негативное отношение к религии и церкви, вплоть до использования обсценной лексики. 47 % респондентов считают, что религия никак не влияет на формирование и сохранение национальной идеи, и даже видят в религии почву для разжигания национальной розни, а не одну из духовных «скреп». Один респондент даже назвал мракобесие новой национальной идеей России.

8. 22 % опрошенных считают, что национальные идеи изживают себя, 23 % - что национальные идеи только подпитывают национальную рознь и мешают объединению человечества. Однако большинство (55 %) респондентов уверено, что не существует конфликта между национальным и глобальным, и что необходимо сохранять национальное (этническое) своеобразие в качестве культурной основы человечества. При сравнении результатов 2019 г. с опросом, проведенном в 2012 г., необходимо констатировать, что число анкетируемых, скептически относящихся к будущему национальной идеи, возросло вдвое (22 % в 2019 г. против 11 % в 2012 г.). Число опрошенных, согласившихся с мыслью, что «национальные идеи подпитывают национальную рознь», возросло вчетверо (4,5 % против 23 % соответственно). Сократилось число студентов, считающих, что конфликт глобального и национального отсутствует (66 % в 2012 г. и 55 % в 2019 г.). Указанные тенденции могут быть интерпретированы с учетом дополнительных факторов, воздействующих на аудиторию опрашиваемых (санкционнная и информационная война, рост русофобии и националистических влияний в соседних странах, и др.).

В любую историческую эпоху молодежи приходится нелегко в силу ее социальной и статусной неопределенности. Сегодняшние молодые граждане России стоят перед выбором: карьера и материальный достаток любыми средствами или профессиональное самосовершенствование, позволяющее гибко адаптироваться к непрерывно трансформирующимся социально-экономическим условиям; уважение традиционных ценностей или беспринципная гибкость; безграничная свобода в межличностных отношениях или дружба и семья как оплот стабильного существования [4, с. 27].

Результаты проведенного исследования позволяют констатировать, что в молодежной среде под влиянием социально-экономических причин происходит трансформация системы ценностей и установок. Результаты социологического опроса свидетельствуют также о несовпадении или даже разрыве декларируемых ценностей

и жизненных ориентаций, определяющих поведение молодежи. Мировоззрение современной студенческой молодежи носит синтетический характер: в нем присутствуют, с одной стороны, консервативные ценности, ориентирующие на стабильность и связь поколений, с другой стороны, «модернистские» установки, отражающие современные общественные реалии. К числу традиционных ценностей относятся семья, сильное патерналистское государство, религиозность, патриотизм, коллективизм и т. п. К числу «модернистских» ценностей следует отнести независимость, свободолюбие и самостоятельность.

Происходящая в российском обществе трансформация этических ценностей - это во многом результат глобализации. Западные либеральные ценности легко преодолевают национальные границы. Современное общество, экономика которого базируется на либеральных ценностях, породило конкурентную среду, требующую от каждого члена общества высокого уровня персональной ответственности. Молодежь адаптируется к изменяющимся условиям легче, чем старшее поколение, продолжающее больше рассчитывать на государство и власть, чем на собственные усилия. Но ядро менталитета по-прежнему составляют традиционные ценности.

Возрастание ценностей индивидуализма, которые проявляются в свободе выбора решений, в росте персональной ответственности и инициативности, соответствует общим тенденциям изменения ценностей молодежи в процессе глобализации и позволяет сделать вывод о потенциальных возможностях включения данной социально-демографической группы в инновационное развитие экономики страны, но для этого должен быть найден баланс между традициями национальной культуры и нравственности, базовыми этическими ценностями и современными социальными реалиями.

Библиографический список

1. Базовые ценности россиян: Социальные установки. Жизненные стратегии. Символы. Мифы / Отв. ред. А. В. Рябов, Е. Ш. Курбангалеева. - М.: Дом интеллектуальной книги. - 2003. - 448 с.

2. Белозерова, Ю. С. Национальные интересы как предмет отображения и как фактор самоорганизации прессы : сравнительный анализ публикаций прессы России и США : автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2006. - 24 с.

3. Вороний, A. C. Основы современной геополитики / А. С. Вороний. - М.: Мысль, 2012. - 310 с.

4. Гежа, А. Г. Особенности структуры социальных ценностей студенческой молодежи как социально-деятельностной группы общества//Известия вузов. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2007. - № 2. - С. 27-31.

5. Горбулина, И. В. Национальная безопасность и культура / И. В. Горбулина.-- М.: Триада, 2010. - 188 с.

6. Ераносов, О. И. Духовно-нравственные традиции в контексте ценностных ориентаций личности в современном российском обществе: автореф. дисс. ... канд. филос. наук. - Ставрополь, 2010. - 25 с.

7. Журавлева, Н. А. Динамика ориентаций молодежи на морально-этические ценности - актуальная проблема современного российского общества//Психологический журнал. - 2013. - Т. 34. - № 5. - С. 46-57.

8. Курчеева, Г. И. и др. Менеджмент в цифровой экономике: учебное пособие / Г. И. Курчеева, А. А. Алетдинова, Г. А. Клочков. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2018 . - 136 с.

9. Морзавченков, Г. А. Язык как фактор этнокультурной идентичности : автореф. дисс. ... канд. филос. наук: Нижний Новгород, 2015. - 30 с.

10. Мороз, Е. Ф. Система образования России - стратегический фактор эффективного обеспечения национальной безопасности: социально-философский аспект: автореф. дисс. ... докт. филос. наук. - Улан-Удэ, 2018. - 40 с.

11. Яценко, О. Ю. Роль высшего профессионального образования в формировании общественного и личностного нравственных идеалов на материале социологического исследования//Вестник университета. - 2013. - № 10. - С. 182-187.

12. Yatsenko, O. Yu. Cultural and National Factors Affecting the Digitalization Process in Global Development//Advances in Social Science, Education and Humanities Research. - 2018. - Vol. 289. - Pp. 378-382.

References

1. Bazovye tsennosti rossiyan: Sotsial'nye ustanovki. Zhiznennye strategii. Simvoly. Mify [The basic values of Russians: Social attitudes. Life strategies. Characters. Myths]; otv. red. A. V Ryabov, E. Sh. Kurbangaleeva. M.: Dom intellektual'noi knigi, 2003. 448 p.

2. Belozerova Yu. S. Natsional'nye interesy kak predmet otobrazheniya i kak faktor samoorganizatsii pressy: sravnitel'nyi analiz publikatsii pressy Rossii i SSHA: avtoref. the diss. ... kand. philol. nauk [National interests as a subject of reflection and as a factor ofpress self-organization: a comparative analysis ofpress publications in Russia and the USA: autoref. of Cand. Sci. (Philology) diss.]. M., 2006. 24 p.

3. Voronii A. C. Osnovy sovremennoi geopolitiki [Basics of modern geopolitics]. M.: Mysl', 2012. 310 p.

4. Gezha, A.G. Osobennosti struktury sotsial'nykh tsennostei studencheskoi molodezhi kak sotsial'no-deyatel'nostnoi gruppy obsh-chestva [Features of the structure of social values of students as a social activity group of society]. Izvestiya vuzov. Severo-Ka-vkazskii region. Obshchestvennye nauki [News of universities. North Caucasus region. Social Sciences], 2007, I. 2, pp. 27-31.

5. Gorbulina I. V. Natsional'naya bezopasnost' i kul'tura [National Security and Culture]. M.: Triada, 2010. 188 p.

6. Eranosov O. I. Dukhovno-nravstvennye traditsii v kontekste tsennostnykh orientatsii lichnosti v sovremennom rossiiskom ob-shchestve: avtoref. the diss. ... kand. philos. nauk [Spiritual and moral traditions in the context of the value orientations of the individual in modern Russian society: autoref. of Cand. Sci. (Philosophy) diss.]. Stavropol', 2010. 25 p.

7. Zhuravleva N. A. Dinamika orientatsii molodezhi na moral'no-eticheskie tsennosti - aktual'naya problema sovremennogo rossiiskogo obshchestva [The dynamics of young people's orientation toward moral and ethical values is a pressing problem of modern Russian society]. Psikhologicheskii zhurnal [Psychological Journal], 2013, Vol. 34, I. 5, pp. 46-57.

8. Kurcheeva G. I., Aletdinova A. A., Klochkov G. A. Menedzhment v tsifrovoi ekonomike: uchebnoe posobie [Management in the Digital Economy: A Tutorial]. Novosibirsk: Izd-vo NGTU, 2018. 136 p.

9. Morzavchenkov G. A. Yazyk kak faktor etnokul'turnoi identichnosti: avtoref. the diss. ... kand. philos. nauk [Language as a factor of ethnocultural identity: autoref. of Cand. Sci. (Philosophy) diss.]. Nizhny Novgorod, 2015. 30 p.

10. Moroz E. F. Sistema obrazovaniya Rossii - strategicheskii faktor effektivnogo obespecheniya natsional'noi bezopasnosti: sotsi-al'no-filosofskii aspekt: avtoref. the diss. ... kand. philos. nauk [The education system of Russia is a strategic factor for effective national security: a socio-philosophical aspect: autoref. of Cand. Sci. (Philosophy) diss.]. Ulan-Ude, 2018. 40 p.

11. Yatsenko O. Yu. Rol' vysshego professional'nogo obrazovaniya v formirovanii obshchestvennogo i lichnostnogo nravstvennykh idealov na materiale sotsiologicheskogo issledovaniya [The role of higher professional education in the formation of social and personal moral ideals on the material of sociological research]. Vestnik universiteta, 2013, I. 10, pp. 182-187.

12. Yatsenko O. Yu. Cultural and National Factors Affecting the Digitalization Process in Global Development. Advances in Social Education and Humanity Research, 2018, Vol. 289, pp. 378-382.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.