Научная статья на тему 'Ценностные ориентации и нравственные установки современной студенческой молодежи'

Ценностные ориентации и нравственные установки современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
999
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / НРАВСТВЕННОСТЬ / СТУДЕНЧЕСТВО / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Некрасов Сергей Иванович, Ярина Евгения Владиславовна

Статья посвящена проблемам формирования ценностной сферы молодежи в трансформационных условиях вузовской среды. Представлен эмпирический анализ динамики ценностных ориентаций и нравственных установок студентов за период 2005-2013 гг. на примере учащихся Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС (МИИТ)). Выявлены основные смысложизненные ориентации молодых людей, отражены позитивные и негативные тенденции их развития. Особое внимание уделяется изучению специфики поведенческих стратегий учащихся, в основе которых лежат морально-нравственные установки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE ORIENTATIONS AND MORAL ORIENTATION OF STUDENTS

The article is devoted to problems of formation of the valuable sphere of youth in the university community. It represents empirical analysis of the dynamics of value orientation of students in the period of 20052013 as exemplified by the students of Moscow state university of railway engineering. The basic meaning of life orientation of young people, reflecting the positive and negative trends in their development. Particular attention is paid to the specifics of behavioral strategies for students, which are based on moral and ethical installation.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации и нравственные установки современной студенческой молодежи»

УДК 316.752

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ И НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

С.И. НЕКРАСОВ, Е.В. ЯРИНА

Статья посвящена проблемам формирования ценностной сферы молодежи в трансформационных условиях вузовской среды. Представлен эмпирический анализ динамики ценностных ориентаций и нравственных установок студентов за период 2005-2013 гг. на примере учащихся Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС (МИИТ)). Выявлены основные смысложизненные ориентации молодых людей, отражены позитивные и негативные тенденции их развития. Особое внимание уделяется изучению специфики поведенческих стратегий учащихся, в основе которых лежат морально-нравственные установки.

Ключевые слова: ценностные ориентации, нравственность, студенчество, человеческий капитал, инновационная экономика.

В условиях глобализации и модернизации всех сфер общественной жизни в России актуализируется система образования, особенно высшего, как основной источник формирования человеческого капитала. Экономическая парадигма подразумевает, прежде всего, установку на гуманизацию экономических отношений постиндустриального общества, предполагающую внимание к «неэкономическим» факторам поведения индивида - психологическим, духовно-нравственным и морально-этическим. В связи с этим изучение роли морально-нравственных установок и ценностных ориентаций студенческой молодежи в реформируемой образовательной среде вызывает значительный исследовательский интерес.

Ценностная сфера студенчества, являясь элементом качественного содержания человеческого капитала, определяет эффективность будущей транснациональной экономики страны. Отсутствие должного внимание к ценностно-нравственным ориентациям молодежи даже при высоких показателях, традиционно считающихся основными (образование, профессиональные навыки и опыт работы), может привести к негативным тенденциям в экономическом развитии общества [3]. Своевременные и регулярные исследования содержательных особенностей индивидуального сознания студенческой молодежи позволяют отразить качественные и количественные изменения духовно-нравственной составляющей этих носителей человеческого капитала.

С целью анализа динамики ценностных ориентаций и морально-нравственных установок студентов обратимся к данным опросов, проведенных за период с 2005 - 2013 гг. в МГУПС (МИИТ) среди учащихся дневных отделений гуманитарных, экономических и технических специальностей с 1 по 5 курс. Выборочные совокупности опросов составили в 2005 г. - 1173 чел., в 2009 г. - 1297 чел., в 2013 г. - 1207 чел.

Результаты исследований показали, что важное значение в ценностной системе учащихся МГУПС (МИИТ) имеют смысложизненные ориентации, выявляющие общий уровень активности и жизненной стратегии молодых людей (табл. 1).

По данным опросов, устойчивее всего проявила себя ориентация на семью, на нее указали 74-81,7% опрошенных (ранг значимости I). Следует отметить, что в своих стремлениях, как молодые люди, так и девушки придают семейному счастью большое значение: более 79% респондентов-юношей и 81% респондентов-девушек указали на эту ценность в 2013 г.

Второй по значимости ранг занимает позиция «сделать карьеру и добиться высокого положения в обществе», на нее указали более 54% опрошенных учащихся МГУПС (МИИТ) в 2005 г., и 51% - в 2013 г. То есть каждый второй студент нацелен на карьерный рост,

посредством которого возможно приобретение высокого социального статуса, что вполне закономерно. К сожалению, в силу все увеличивающейся социальной и структурной дифференциации общества, значительные шансы на подобное становление имеет лишь небольшая часть студентов - та, которая имеет финансовую и статусную опору со стороны родителей. Возможно, этим и объясняется, что в процентном соотношении в 2013 г. студентов, отметивших данную ценностную ориентацию, стало меньше на 3%.

Таблица 1

Основные смысложизненные ориентации студенческой молодежи по годам, %

2005 г., 2013 г.,

N=11 L69 N=1200

% ранг % ранг

1. Стать богатым, материально независимым человеком 40,19 III 39,21 V

2. Стать высококвалифицированным специалистом 40,19 III 39,42 IV

3. Стать человеком высокой культуры 18,82 VII 18,67 VIII

4. Иметь свободу выбора 34,77 V 34,44 VI

5. Сделать карьеру, добиться высокого положения в обществе 54,7 II 51,04 II

6. Иметь власть 8,29 VIII 7,05 IX

7. Счастливая семейная жизнь 74 I 81,74 I

8. Стать известным человеком 8,61 IX 6,64 X

9. Жить в свое удовольствие 35,09 IV 40,66 III

10. Быть порядочным человеком, не преступать нравственных законов 29,51 VI 33,82 VII

Примечание: сумма превышает 100%, т.к. можно было выбрать несколько позиций.

Стремления «стать богатым» и «высококвалифицированным специалистом» остаются приоритетными как в 2005 г., так и в 2013 г. (39-40%). Материальное обеспечение и профессиональная самореализация являются потребностями, вполне адекватными времени, не только для студентов, но и любого современного человека.

Негативной тенденцией отмечается рост в молодежной среде гедонистических настроений: так желающих «жить в свое удовольствие» в 2005 г. насчитывалось 35% респондентов (IV ранг значимости), в 2013 г. - более 40% (III ранг). Высокие амбиции современных молодых людей, к сожалению, не подкрепляются активными действиями, наслаждение «здесь и сейчас», а также пассивное восприятие жизненных ситуаций - это черты, которые характерны для таких студентов.

Позиция «быть порядочным человеком, не преступать нравственных законов» заняла лишь седьмое место по популярности: в 2013 г. - 33,8% опрошенных студентов МГУПС (МИИТ), что на 4% больше, чем в 2005 г. Приходится констатировать, что лишь треть молодых людей верит в то, что предварить свои жизненные стратегии возможно с сохранением нравственности и порядочности.

Таким образом, структура ценностных ориентаций разных поколений студентов МГУПС (МИИТ) в целом схожа: семья на протяжении восьми лет остается ценностной доминантой в сознании молодежи, но в то же время нацеленность на карьеру и благополучие в материальном плане являются основными практичными смысложизненными стратегиями. Отрицательной тенденцией современного развития является распространение пассивных гедонистических жизненных позиций студентов. Налицо рост противоречия среди устремлений учащихся: с одной стороны, они характеризуются высокими амбициозными планами - карьера, профессионализм, семья, с другой, нежелание предпринимать к этому серьезных усилий и индивидуалистический настрой, поскольку позиция «жить в свое удовольствие» - является явным настроем потребления, а не созидания.

Происходившие процессы в стране в последние два десятилетия изменили многое не только в экономическом и политическом укладе, но и в повседневной жизни каждого россиянина, а следовательно, в понимании того, что есть успех в жизни, какие цели нужно перед собой ставить, и какие средства для их достижения можно использовать [7]. Представление о средствах достижения успешности в жизни дают результаты выбора студентами альтернативных морально-нравственных установок.

Таблица 2

Альтернативные ценностные ориентации студентов МГУГ [С (МИИТ) по годам, %

Варианты ответов 2005 г., N=1169, % 2013 г., N=1200, %

Мое материальное положение в настоящем и будущем зависит, прежде всего, от меня 82,4 90,6

От меня мало что зависит - важно, какая экономическая ситуация будет в стране 9,1 4,98

Для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс 53,7 59,5

В жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить карьеру 34,2 32,2

Материальных успехов люди должны добиваться сами, бедные зачастую сами виноваты в своих проблемах 52,9 53,3

В жизни везет не всем. Было бы справедливо, если бы те, кто материально преуспел, помогали и заботились о бедных 37,1 39

Только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни 64,5 70

Главное в работе - это то, сколько за нее платят 17,6 21,4

Надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены 33,4 39,4

Человек должен иметь те доходы, которые заработал честным путем 55,2 54,5

Современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали 48,4 44,8

Я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеры, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы 38,3 43,3

Анализ ответов студентов МГУПС (МИИТ) показывает, что при достижении поставленных целей большинство из них ориентируются на собственную активность, которая за последнее десятилетие все более утверждается в их сознании. Так более 90% респондентов указывают на то, что между материальным положением и собственной активностью существует прямая связь. При этом в 2005 г. 53% респондентов были готовы пойти на риск при достижении успехов, и 59% - в 2013 г.

Неоспоримым фактом является также преимущественная ориентация опрошенных студентов на интересную работу (64,5% в 2005 г., 70% - в 2013 г.), чем на заработок. Моральную же убежденность, что человек должен иметь только «честные» доходы, разделили более половины студентов, принявших участие в исследовании в разные годы. Вместе с тем выявилось, что количество студентов к 2013 г., ориентирующихся на любые доходы, независимо от того, как они получены, увеличивается. Этот факт вызывает большую тревогу.

Ответы опрошенных свидетельствуют, что нравственность молодежи в условиях современной действительности подвергается серьезным трансформациям. Большая часть студентов (в 2005 г. - 48,4%, в 2013 г. - 44,8%) признают, что порой стремление к успеху требует «переступить через некоторые нормы морали». Остается только надеяться, что тенденция увеличения в 2013 г. числа студентов, отмечающих приоритет совести и морали над карьеризмом и стремлением к богатству, будет устойчивой и определяющей в системе ценностных ориентаций.

В процессе формирования системы ценностных ориентаций у современной молодежи показательным является ее отношение к такому социальному явлению, как бедность. В молодежной среде это явление получило презрительно-осуждающую оценку. Так практически каждый второй студент из числа опрошенных отметил, что «бедные зачастую сами виноваты в своих проблемах» (2005 г. - 52,9%, 2013 г. - 53,3%). Молодые люди убеждены, что «материальных успехов люди должны добиваться сами», следовательно, категория бедных людей - категория неудачников, не приложившая должных усилий и активности для достижения личного благосостояния. Более того, социальный стереотип бедности в глазах молодых людей связан с «материальным недопотреблением», непритязательностью и «серостью» жизненного существования, что формирует у молодых людей специфику поведенческих стратегий, которая заключается не столько в стремлении к успеху, а скорее в «страхе бедности».

Подобные стратегические линии поведения опасны. Во-первых, борьба со страхом способна парализовать духовно-нравственные устои личности, что может толкать молодых людей к девиантному и асоциальному поведению на пути к цели. Во-вторых, разочарованность в случае несбыточных надежд ведет в личностном плане не просто к низкой самооценке, а к формированию чувства собственной неудовлетворенности, пессимистическому настрою и отсутствию конечной жизненной цели. Несомненно, что страх бедности - один из самых разрушительных страхов.

Для преодоления страха требуется сопоставление реальной картины действительности с собственными психологическими характеристиками, способностями и постановкой действительных целей. В этих условиях трансляторы социального опыта, в частности вуз, должны играть первостепенную роль. Бережное отношение к человеческой личности, разумно оптимистический подход к ее перспективам дают возможность найти стратегию индивидуальной работы с молодым человеком.

Самооценка личности формируется как посредством сопоставления мнений о себе окружающих, так и посредством оценки самим индивидом других людей. И в этом приоритетную роль играют идеалы, которые, с одной стороны, выступают духовно-нравственным ориентиром человека, с другой, отражают сложный, изменчивый мир социальных процессов и явлений действительности. Именно поэтому исследование этого аспекта ценностных ориентаций современного студенчества помогает раскрыть внутренний духовный мир молодого поколения в срезе трансформационных общественных изменений.

По данным опросов, практически у трети студентов МГУПС (МИИТ) в разные годы отсутствуют идеалы и образцы для подражания. Однако если в 2005 г. таких респондентов насчитывалось 33,9%, то уже в 2013 г. их число сократилось до 24,9% (рис. 1).

В продолжение отмеченной позитивной тенденции доля молодых людей, указывающих на наличие в качестве образца конкретного человека из реальной жизни, к 2013 г. увеличилась вдвое (в 2005 г. - 7,9% опрошенных студентов МГУПС (МИИТ), в 2009 г. - 11,4%, в 2013 - 18%). Образом идеала в основном выступают близкие родственники - мать и отец, реже - брат, сестра, дядя, учитель, преподаватель, друг. Не так часто объектами подражания становятся и кумиры - в анкетах студентов можно встретить имена таких известных людей, как Путин В.В., П. Буре, Дженнифер Лопес, Анжелина Джоли, Бред Питт, Дима Билан, Ф. Емельяненко, А. Кабаева. Не так высока и доля респондентов, равняющихся на образ из литературного произведения или киногероя - 0,9% - 3,7% в разные годы.

Рис. 1. Распределение ответов респондентов на вопрос об идеале или образце для

подражания, %

Налицо изменение факторов, формирующих ценностные ориентации современного студенчества: от экстравертных, порождаемых идеологической пропагандой государственных институтов, до интровертных, предопределенных референтной группой, в частности близкого окружения [1, с. 129].

Идеал, являясь высшей нравственной ценностью, выступает как устойчивое сочетание определенных личностных элементов: мировоззрения и оценки личности, авторитеты и эталоны поведения, позиции и качества характера, оцениваемые человеком как наиболее достойные. Необходимость определения идеала для молодежи обусловлена задачей осуществления личностного развития и профессионального становления. Однако сегодня фактическое отсутствие экстравертных форм формирования объекта подражания и постоянно меняющиеся условия жизни вынуждают молодых людей вести самостоятельный поиск идентичности. Об этом свидетельствует то обстоятельство, что более половины опрошенных, как в 2005 г. (55,8%), так и 8 лет спустя (51,9%), в качестве идеала указывают на собирательный образ, состоящий из желаемых черт разных людей, а по сути - отсутствие конкретного образца.

Представления об идеале дают возможность не только выявить общие ориентации, но и проанализировать нравственные качества и черты характера, к выработке которых стремится современный студент. За последнее десятилетие приоритет наиболее достойных качеств объекта подражания по оценкам учащихся МГУПС (МИИТ) претерпевает некоторые изменения.

По данным опросов, наиболее высоко современная молодежь ценит в выбранных идеалах такие качества, как смелость, решительность и наличие силы воли - на что указывают от 41,9% до 56% респондентов в разные годы. При этом если в 2005 г. наряду с этими качествами учащиеся отмечали также целеустремленность и настойчивость в достижении цели, то в 2013 г. показатель по данной позиции занял лишь третье место, хотя в процентном соотношении он остался на прежнем уровне.

Важно отметить, что значимость в глазах молодых людей приобретает оптимизм, жизнерадостность и чувство юмора. Так, если в 2005 г. доля студентов, отмечающих эти черты, составила чуть более трети опрошенных (38,9%), то в 2013 г. их насчитывалось больше половины (53,5%). То есть смелый и решительный человек, готовый пойти для достижения своей цели до конца, и который при этом отличается чувством юмора и оптимизмом, - это образ, «нарисованный» современной молодежью в качестве идеального; образ человека, готового реализовать свои жизненные цели в современных меняющихся условиях.

Но, к сожалению, в этом образце для подражания студенты отмечают, что знания и эрудиция не являются основополагающими качествами. Они заняли лишь пятое место в вышеуказанном рейтинге (20-28% респондентов в разные годы). Это обстоятельство в очередной раз подтверждает снижение ценности знаний в сознании современной молодежи и указывает на негативную тенденцию в динамике ценностных ориентаций

Основные критерии добра, как основы ценностно-нравственной культуры человека, - это отношение к другим людям. Чуткость и отзывчивость, готовность прийти на помощь, а также воспитанность, скромность и честность - качества идеала, которые отмечает сегодня лишь каждый пятый студент МГУПС (МИИТ) (23,8%, 18% и 22% соответственно). В аутсайдерах также остаются и альтруистические черты личности - умение, когда необходимо, интересы дела ставить выше собственных - этот пункт отметили только 6,4-7% респондентов в 2005-2013 гг. К сожалению, приходится еще раз констатировать, что индивидуализм остается ведущей позицией в сознании современной молодежи, что сказывается на морально-нравственном облике последних и ведет к скудности проявления важных человеческих качеств.

Таким образом, ценностные ориентации современной студенческой молодежи носят противоречивый характер. С одной стороны, они выражают собственную активность молодых людей, понимание в необходимости саморазвития, стремление к высокой профессионализации, что соответствует постиндустриальному укладу хозяйствования, где критическим фактором является человеческий капитал. С другой стороны, стратегии «жить в свое удовольствие», стремление к богатству, карьеризм и готовность преступить через нормы морали при достижении своей цели - это ценности индустриальной экономики, в основе которой выступает вещественный капитал, потребительство. Это противоречие является проблемой на пути глобальных интеллектуально-инновационных преобразований, которые требуют нового экономического менталитета личности, способного к творческому, самостоятельному, активному мышлению и созидательной деятельности при высоком уровне нравственной культуры.

Ключевая роль в решении этой проблемы принадлежит высшей школе. Вуз выступает не только транслятором знаний, навыков и умений, но и определяющим образом влияет на формирование структурных составляющих личности студента - ценностных ориентаций и духовно-нравственных установок.

Очевидно, что существующая система образования как основа экономики знаний должна не просто претерпеть некоторые управленческие, административные, организационные и иные

модификации, а стать ареной глубинных образовательных инноваций, обеспечивающих новейшие интеллектуальные, гуманистически направленные знания, способные обеспечить всестороннее и гармоничное развитие личности в меняющихся условиях социальной реальности [5, с. 126].

ЛИТЕРАТУРА

1. Горшков М.К., Шереги Ф.Э. Молодежь России: социологический портрет. М.: ЦСПиМ, 2010. 592 с.

2. Некрасов С.И., Некрасова Н.А. Психоаналитическая концепция агрессивности и деструктивности в политических процессах // Научный ВестникМГТУГА. 2013. № 191 (5). С. 46-50.

3. Никандрова Е.Г. Роль духовно-нравственной составляющей человеческого капитала в его воспроизводстве. Дисс....канд. экон. наук. СПб., 2014. 195 с. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/econom-teoria/rol-duhovno-nravstvennoj-sostavljajuwej-chelovecheskogo-kapitala-v-ego.html (дата обращения: 17.12.2014).

4. Кошарная Г.Б., Толубаева Л.Т. Духовно-нравственные ориентиры в системе ценностей студенческой молодежи регионального социума // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2013. № 3 (27). С. 113-123. [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennye-orientiry-v-sisteme-tsennostey-studencheskoy-molodezhi-regionalnogo-sotsiuma#ixzz3Lqxg1L5C (дата обращения: 12.12.2014).

5. Салихов Б.В. Духовно-нравственные основы развития современной экономики. М., 2009. 153 с. [Электронный ресурс]. URL: http://bv-salikhov.ru/dukhovnost-i-ekonomika.html (дата обращения: 20.12.2014).

6. Селезнев И.А. Реформа высшей школы и социально-профессиональные ориентации будущих специалистов (по результатам опросов студенческой молодежи) // Социальные проблемы развития современного российского общества: материалы научно-теоретической конференции. М.: МИИТ, 2012. С. 153-179.

7. Ярина Е.В. Динамика ценностных ориентаций профессионального самоопределения студенческой молодежи (социологический аспект) // Современные исследования социальных проблем (электронный журнал). 2014. №5 (37). [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2014-5-25 (дата обращения: 13.12.2014).

VALUABLE ORIENTATIONS AND MORAL ORIENTATION OF STUDENTS

Nekrasov S.I., Yarina E.V.

The article is devoted to problems of formation of the valuable sphere of youth in the university community. It represents empirical analysis of the dynamics of value orientation of students in the period of 2005- 2013 as exemplified by the students of Moscow state university of railway engineering. The basic meaning of life orientation of young people, reflecting the positive and negative trends in their development. Particular attention is paid to the specifics of behavioral strategies for students, which are based on moral and ethical installation.

Keywords: valuable orientations, moral, students, human capital, innovative economy.

REFERENCES

1. Gorshkov M.K., Sheregi F.Je. Molodezh'Rossii: sociologicheskijportret. M.: CSPiM. 2010. 592 р. (In Russian).

2. Nekrasov S.I., Nekrasova N.A. Psihoanaliticheskaja koncepcija agressivnosti i destruktivnosti v politicheskih processah. Nauchnyj VestnikMGTUGA. 2013. № 191 (5). Рр. 46-50. (In Russian).

3. Nikandrova E.G. Rol' duhovno-nravstvennoj sostavljajushhej chelovecheskogo kapitala v ego vosproizvodstve. Diss....kand. jekon. nauk. SPb. 2014. 195 р. URL: http://www.dslib.net/econom-teoria/rol-duhovno-nravstvennoj-sostavljajuwej-chelovecheskogo-kapitala-v-ego.html (data obrashhenija: 17.12.2014). (In Russian).

4. Kosharnaja G.B., Tolubaeva L.T. Duhovno-nravstvennye orientiry v sisteme cennostej studencheskoj molodezhi regional'nogo sociuma. Izvestija vysshih uchebnyh zavedenij. Povolzhskij region. Obshhestvennye nauki. 2013. № 3 (27). Рр. 113-123. URL: http://cyberleninka.ru/articleMduhovno-mavstvennye-orientiry-v-sisteme-tsennostey-studencheskoy-molodezhi-regionalnogo-sotsiuma#ixzz3Lqxg1L5C (data obrashhenija: 12.12.2014). (In Russian).

5. Salihov B.V. Duhovno-nravstvennye osnovy razvitija sovremennoj jekonomiki. M. 2009. 153 р. URL: http://bv-salikhov.ru/dukhovnost-i-ekonomika.html (data obrashhenija: 20.12.2014). (In Russian).

6. Seleznev I.A. Reforma vysshej shkoly i social'no-professional'nye orientacii budushhih specialistov (po rezul'tatam oprosov studencheskoj molodezhi). Social'nye problemy razvitija sovremennogo rossijskogo obshhestva: materialy nauchno-teoreticheskoj konferencii. M.: MIIT. 2012. Рр. 153-179. (In Russian).

7. Jarina E.V. Dinamika cennostnyh orientacij professional'nogo samoopredelenija studencheskoj molodezhi (sociologicheskij aspekt). Sovremennye issledovanija social'nyh problem (jelektronnyj zhurnal). 2014. № 5 (37). URL: http://dx.doi.org/10.12731/2218-7405-2014-5-25 (data obrashhenija: 13.12.2014). (In Russian).

Сведения об авторах

Некрасов Сергей Иванович, 1954 г.р., окончил КГУ (1979), доктор философских наук, заслуженный деятель науки и образования Российской академии естествознания, академик Российской академии естествознания, академик Европейской академии естественной истории, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор более 250 научных работ, область научных интересов - онтология и теория познания, философская антропология, этика, философия науки.

Ярина Евгения Владиславовна, окончила МГУПС (МИИТ) (2004), соискатель МГТУ ГА, автор 3 научных работ, область научных интересов - социология молодежи, социология образования, аксиология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.