Научная статья на тему 'Ценностные ориентации подростков'

Ценностные ориентации подростков Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
4858
562
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ / VALUES OF YOUTH / ПОДРОСТКИ / TEENAGERS / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лысенко Алла Викторовна, Петров Александр Витальевич

В работе рассмотрены особенности ценностных ориентаций школьников 12 13 лет. В статье обсуждаются вопросы формирования ценностей в зависимости от возрастных особенностей подросткового возраста и от влияния компьютерных и коммуникационных технологий нашего времени на шестиклассников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лысенко Алла Викторовна, Петров Александр Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VALUABLE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS

In this paper, features of value orientations of schoolchildren of 12-13 years are considered. The article discusses the formation of values depending on the age characteristics of adolescence and on the impact of computer and communication technologies of our time on sixth graders.

Текст научной работы на тему «Ценностные ориентации подростков»

УДК: 796.011.1

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ПОДРОСТКОВ

А. В. Лысенко, А. В. Петров1

В работе рассмотрены особенности ценностных ориентаций школьников 12-13 лет. В статье обсуждаются вопросы формирования ценностей в зависимости от возрастных особенностей подросткового возраста и от влияния компьютерных и коммуникационных технологий нашего времени на шестиклассников.

Ключевые слова: ценностные ориентации, ценности молодежи, подростки, школьники.

Изучению ценностных ориентаций молодежи посвящено большое количество работ [1-3, 9, 10, 13]. Такая информация является особенно актуальной для сотрудников образовательных учреждений, так как от того, насколько сформированы ценностные установки юношей и девушек зависят их духовное, психическое и физическое здоровье [6-10, 13]. Особый интерес для специалистов представляют процессы формирования ценностных ориентаций подростков, которые переживают трудный период активного физического роста и развития, гормональных перестроек, первой влюбленности и т.д. Пренебрежение изучением ценностных ориентаций школьников в течение пубертатного периода может привести к снижению успеваемости, падению уровня нравственной культуры учащихся, а зачастую, к конфликтам в классе или между его отдельными членами [9, 10, 13].

Известно, что ценностные ориентации как отдельно взятой личности, так и любой социальной группы, нации и всего человечества в целом, разграничивая существенное от незначимого, во многом определяют не только экономическое и социально-политическое, но и духовное развитие общества [3, 9, 10]. Это тем более необходимо в конце второго — начале третьего десятилетия XXI века, когда происходит трансформация ценностных ориентаций, связанная с глобальной информатизацией, роботизацией и снижением уровня человеческой эмпатии [8, 9].

Цель исследования — выявление особенностей ценностных ориентации учащихся шестых классов, отслеживание факторов, влияющих на их формирование, сопоставление их с возрастными особенностями группы.

Материалы и методы исследования

Исследование проводилось на базе нескольких общеобразовательных школ г. Ростова-на-Дону. Объектом исследования были ценностные ориентации учащихся 6-х классов (мальчики и девочки 12-13 лет, 122 человека).

1 Лысенко Алла Викторовна, Петров Александр Витальевич — Южный федеральный университет, Академия физической культуры и спорта, г. Ростов-на-Дону

Использовали методику С. С. Бубновой «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности», направленную на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности [1, 2]. Согласно автору в качестве ценностей выступают значимые для личности объекты и явления окружающей действительности, причем представления о значимых ценностях формируются в процессе социализации личности в результате интериоризации общекультурных ценностей. Результат процесса интериоризации неоднозначен, что и приводит к существенному разбросу ценностных ориентаций [1, 2].

Результаты обрабатывались с использованием программы «Статистика 6.1».

Результаты исследования и их обсуждение

Анализ результатов исследования (Таблица 1) позволяет говорить о том, что на первом месте в системе ценностных ориентаций школьников стоят категории «Помощь и милосердие к другим людям» и «Признание и уважение людей и влияние на окружающих». Первая занимает также и вторую позицию. Эти данные свидетельствуют о положительной тенденции развития отношений между подростками, так как данные ценностные ориентации включают в себя понятия о толерантности, гуманности, эмпатии и альтруизме между обследуемыми.

Категория «Любовь» занимает третье место. Учитывая возрастную характеристику группы, мы можем предположить, что такое расположение этой ценностной ориентации связано с бурными процессами развития обследуемых, с пубертатным периодом респондентов. Так как именно в это время у детей-подростков наблюдаются изменения в отношениях между мальчиками и девочками, они начинают проявлять интерес друг к другу, как к представителям противоположного пола. А. Ю. Сотникова указывает на то, что в этом возрасте любовь может носить стремительный и коллективный характер [11].

Несмотря на то, что в последние годы наблюдается тенденция ухудшения состояния здоровья детей [6, 9, 14], 30% от общего числа опрошенных эту категорию также поставили на третью позицию. Результаты наших собственных исследований, проведенных ранее [8, 9, 13], а также данные других авторов [6] свидетельствуют о позитивном влиянии занятий физической культурой и спортом на формирование такой ценности как «здоровье». Также это может быть связанно с проведением различных спортивных праздников и соревнований, с массовой пропагандой здорового образа жизни в СМИ, пробуждающей интерес подростков к занятиям физическими упражнениями.

Стоящая на четверном месте у шестиклассников категория «Общение» может свидетельствовать о том, что большинство современных школьников все чаще прибегает к общению в сети, чатах и различных социальных сетях. Мы считаем, что такая негативная тенденция связана с феноменом «клипового мышления» или «мышления в картинках», который в последнее время часто обсуждается в научной литературе [5, 7, 8]. Ряд авторов отмечает, что повсеместное внедрение новых

компьютерных технологий в целом имеет позитивное значение для развития общества, но цена глобальной информатизации очень высока [5, 7]. Ч. С. Кирвель и др., говорят о том, что интернет замыкает людей в «виртуальных мирах», закрепощает сознание человека, погружая его в нравственно-духовный аутизм [5]. Д. И. Фельдштейн указывает на то, что информация, которую ребенок получат из телевидения и интернета, перекрывает знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей [13]. М. И. Гринева замечает, что у подростков падает интерес к чтению, в связи с тем, что они затрудняются, а порой и вовсе не могут, построить образы на написанное слово [4].

Таблица 1

Результаты исследования ценностных ориентаций шестиклассников по методике С. С. Бубновой в % от общего количества респондентов (р < 0,05).

Место / Виды ценностей 1 место 2 место 3 место 4 место 5 место 6 место 0 место

1. Приятное времяпрепровождение, отдых 8 30 23 30 5 3 3

2. Высокое материальное благосостояние 3 8 20 30 25 15 0

3. Поиск и наслаждение прекрасным 3 5 20 25 13 30 5

4. Помощь и милосердие к другим людям 33 48 13 3 3 3 0

5. Любовь 5 25 30 25 10 5 0

6. Познание нового в мире, природе, человеке 8 10 13 48 23 0 0

7. Высокий социальный статус и управление людьми 5 18 25 15 33 3 3

8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих 33 20 18 20 8 3 0

9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе 8 5 25 30 13 20 0

10. Общение 0 3 15 55 18 8 3

11. Здоровье 0 20 30 33 13 5 0

Категория «Высокий социальный статус и управление людьми» занимает пятое место — такое расположение мы связываем с тем, что она не является актуальной для обследуемых данного возраста. Шестое и нулевое места в системе ценностных ориентаций респондентов занимает категория «Поиск и наслаждение прекрасным». Эти данные свидетельствуют о том, что у шестиклассников такие эстетические качества, как чувство прекрасного, художественный вкус, творческие умения и навыки развиты меньше остальных.

Выводы

Результаты исследования позволяют сравнить ценности шестиклассников с их возрастными особенностями, с тем временим, в котором живет сегодняшняя молодёжь. Выявлены как позитивные, так и негативные тенденции формирования ценностных ориентаций современных подростков.

К позитивным можно отнести вхождение в лидирующую тройку таких категорий как «Помощь и милосердие к другим людям», «Признание и уважение людей и влияние на окружающих», «Любовь» и «Здоровье».

К негативным тенденциям формирования ценностей школьников относятся низкая (четвертая) позиция категорий «Общение» и «Познание нового в мире, природе, человеке» (ценность образования) и категория, которая была удостоена лишь шестого и нулевого мест — «Поиск и наслаждение прекрасным».

Мы считаем необходимым дальнейшее отслеживание динамики структуры ценностных ориентаций школьников для создания более продуктивных вариантов нравственного и культурного воспитания учеников, для формирования у молодежи ценностных установок, адекватных их возрастным особенностям и отвечающих вызовам 21 века.

Литература

1. Бубнова С. С. Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система / С. С. Бубнова// Психологический журнал. — 1999. — № 5. — Т. 20. — С. 38-44.

2. Бубнова С. С Ценностные ориентации молодежи различных регионов России: принципы, методы, результаты исследования / С. С. Бубнова, А. Н. Сытин // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых ИП РАН. 24-28 сентября 2006 г. Сочи, 2006.

3. Голуб А. М. Формирование ценностных ориентаций молодежи в процессе досуговой деятельности/А.М. Голуб//Сацыяльна-педагаичная работа. — 2009. — №4. — С. 53-57.

4. Гринева М. И. Психолого-педагогический анализ проблемы культуры чтения подростков / М. И. Гринева // Современные исследования социальных проблем. — 2013. — №9 (29).

5. Кирвель Ч. С. Компьютеризация образования: проблемы и противоречия / Ч. С. Кирвель, В. И. Стрельченко, Ю. В. Балахонская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2015. — №№ 3 (67) . — С. 197-203.

6. Конкина М. А. Физическая культура и спорт в системе ценностных ориентаций молодежи: социологический анализ // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2013. — № 24 (684). — С. 133144.

7. Лунякова Л. Г. Международный проект «здоровье молодежи — междисциплинарный подход»: первые результаты// Социологический альманах. — 2013. — №4. — С. 496-504.

8. Лысенко, А. В. Потенциал массового спорта в сохранении здоровья в условиях формирования у молодежи клипового мышления / А. В. Лысенко, Т. А. Степанова, О. А. Лушпаева, Д. С. Лысенко, Т. В. Таютина, Е. А. Недоруба // Современные проблемы науки и образования. — 2015. — №1-2. — С. 297.

9. Лысенко Д. С., Абдулдаев Д. Д. Динамика ценностных ориентаций молодежи: от советской эпохи до наших дней // Олимпийская идея сегодня: материалы шестой Всероссийской научной конференции с международным участием. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. — С. 239-244

10. Некрасов С. И., Ярина Е. В. Ценностные ориентации и нравственные установки современной студенческой молодежи // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. — 2015. — № 215 (5). — С. 80-87.

11. О мерах по дальнейшему развитию физической культуры и спорта в Российской Федерации. Материалы совместного заседания президиума Государственного совета и Совета при Президенте по развитию физической культуры и спорта 14 октября 2008 года//Российская газета. Федеральный выпуск №4772 от 15 октября 2008 г.

12. Сотникова А. Ю. Безответная любовь как причина психологических расстройств у подростков/А.Ю. Сотникова//Концепт. — 2013. — №8 (24). — С. 1-8.

13. Степанова Т. А., Лысенко Д. С., Абдулдаев Д. Д. Факторы формирования ценностных ориентаций и их влияние на социальную адаптацию детей-сирот // Олимпийская идея сегодня: материалы шестой Всероссийской научной конференции с международным участием. — Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2016. — С. 28-31

14. Фельдштейн Д. И. Приоритетные направления психолого-педагогических исследований / Д. И. Фельдштейн//Сибирский педагогический журнал. — 2007. — №2. — С. 68-74.

15. http://www.minstm.gov.ru. Интернет-сайт Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ. / Стратегия развития физической культуры и спорта до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 августа 2009 года № 1101-р

VALUABLE ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS Lysenko A.1, Petrov A.1

1 Southern Federal University, Rostov-on-Don

Abstract. In this paper, features of value orientations of schoolchildren of 12-13 years are considered. The article discusses the formation of values depending on the age characteristics of adolescence and on the impact of computer and communication technologies of our time on sixth graders.

Keywords: value orientations, values of youth, teenagers, schoolchildren.

References

1. Bubnova S.S. Cennostnye orientacii lichnosti kak mnogomernaja nelinejnaja sistema /S.S. Bubnova// Psihologicheskij zhurnal. - 1999. - № 5. - T. 20. - S. 38-44. (in Russian)

2. Bubnova S.S Cennostnye orientacii molodezhi razlichnyh regionov Rossii: principy, metody, rezul'taty issledovanija/S.S. Bubnova, A.N. Sytin//Nauchnye materialy mezhdunarodnogo foruma i shkoly molodyh uchenyh IP RAN. 24-28 sentjabrja 2006 g. Sochi, 2006. (in Russian)

3. Golub A.M. Formirovanie cennostnyh orientacij molodezhi v processe dosugovoj dejatel'nosti/A.M. Golub//Sacyjal'na-pedagagichnaja rabota. — 2009. — №4. — S. 53-57. (in Russian)

4. Grineva M.I. Psihologo-pedagogicheskij analiz problemy kul'tury chtenija podrostkov/M.I. Grineva//Sovremennye issledovanija social'nyh problem. — 2013. — №9 (29). (in Russian)

5. Kirvel' Ch.S. Komp'juterizacija obrazovanija: problemy i protivorechija/Ch.S. Kirvel', V.I. Strel'chenko, Ju.V. Balahonskaja//Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2015. — №№ 3 (67) . — S. 197-203. (in Russian)

6. Konkina M.A. Fizicheskaja kul'tura i sport v sisteme cennostnyh orientacij molodezhi: sociologicheskij analiz // Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. — 2013. — № 24 (684). — S. 133-144. (in Russian)

7. Lunjakova L.G. Mezhdunarodnyj proekt «zdorov'e molodezhi — mezhdisciplinarnyj podhod»: pervye rezul'taty// Sociologicheskij al'manah. — 2013. — №4. — S. 496-504. (in Russian)

8. Lysenko, A.V. Potencial massovogo sporta v sohranenii zdorov'ja v uslovijah formirovanija u molodezhi klipovogo myshlenija / A.V. Lysenko, T.A. Stepanova, O.A. Lushpaeva, D.S. Lysenko, T.V. Tajutina, E.A. Nedoruba //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2015. — №1-2. — S. 297. (in Russian)

9. Lysenko D. S., Abduldaev D.D. Dinamika cennostnyh orientacij molodezhi: ot sovetskoj jepohi do nashih dnej // Olimpijskaja ideja segodnja: materialy shestoj Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. — Rostov n/D: Izd-vo JuFU, 2016. — S. 239-244 (in Russian)

10. Nekrasov S.I., Jarina E.V. Cennostnye orientacii i nravstvennye ustanovki sovremennoj studencheskoj molodezhi // Nauchnyj vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo tehnicheskogo universiteta grazhdanskoj aviacii. — 2015. — № 215 (5). — S. 80-87. (in Russian)

11. O merah po dal'nejshemu razvitiju fizicheskoj kul'tury i sporta v Rossijskoj Federacii. Materialy sovmestnogo zasedanija prezidiuma Gosudarstvennogo soveta i Soveta pri Prezidente po razvitiju fizicheskoj kul'tury i sporta 14 oktjabrja 2008 goda//Rossijskaja gazeta. Federal'nyj vypusk №4772 ot 15 oktjabrja 2008 g. (in Russian)

12. Sotnikova A.Ju. Bezotvetnaja ljubov' kak prichina psihologicheskih rasstrojstv u podrostkov/AJu. Sotnikova//Koncept. — 2013. — №8 (24). — S. 1-8. (in Russian)

13. Stepanova T.A., Lysenko D.S., Abduldaev D.D. Faktory formirovanija cennostnyh orientacij i ih vlijanie na social'nuju adaptaciju detej-sirot // Olimpijskaja ideja segodnja: materialy shestoj Vserossijskoj nauchnoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. — Rostov n/D: Izd-vo JuFU, 2016. — S. 28-31 (in Russian)

14. Fel'dshtejn D.I. Prioritetnye napravlenija psihologo-pedagogicheskih issledovanij/D.I. Fel'dshtejn//Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. — 2007. — №2. — S. 6874. (in Russian)

15. http://www.minstm.gov.ru. Internet-sajt Ministerstva sporta, turizma i molodezhnoj politiki RF./Strategija razvitija fizicheskoj kul'tury i sporta do 2020 goda. Utverzhdena rasporjazheniem Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 7 avgusta 2009 goda № 1101-r (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.