Научная статья на тему 'Развитие методологии воспитания сельской молодежи в контексте ценностно-смыслового потенциала традиций'

Развитие методологии воспитания сельской молодежи в контексте ценностно-смыслового потенциала традиций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / СЕЛЬСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / НРАВСТВЕННЫЕ ТРАДИЦИИ / МОРАЛЬНЫЕ УСТАНОВКИ / MORAL EDUCATION / CULTURAL CODE / RURAL YOUTH / MORAL TRADITIONS / MORAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шастун Тамара Александровна

В работе анализируются подходы к формированию ценностных основ нравственности сельской молодежи с помощью реализации потенциала традиций местности, в том числе относящихся к определенной национальности или этносу. В работе показано, что развитие методологии психолого-педагогического инструментария нравственного воспитания сельской молодежи должно включать в себя комплексное изучения ценностных ориентаций традиций, которые могут содержать антисоциальные ценности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY OF EDUCATION DEVELOPMENT OF RURAL YOUTH IN THE CONTEXT OF AXIOLOGICAL TRADITIONS POTENTIAL

The paper analyses the approaches to forming of value in morals of the rural youth through realization of the potential of the traditions of the area, including a specific nationality, or ethnicity. It is shown that the development of the methodology of psycho-pedagogical instruments of moral education of rural youth should include comprehensive study of value orientations of tradition, which can contain anti-social values.

Текст научной работы на тему «Развитие методологии воспитания сельской молодежи в контексте ценностно-смыслового потенциала традиций»

УДК: 37.02

Шастун Тамара Александровна

Кандидат педагогических наук Доцент кафедры естественнонаучных дисциплин и высшей математики Московской финансово-промышленный университет «Синергия»

РАЗВИТИЕ МЕТОДОЛОГИИ ВОСПИТАНИЯ СЕЛЬСКОЙ МОЛОДЕЖИ В КОНТЕКСТЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО ПОТЕНЦИАЛА

ТРАДИЦИЙ

В работе анализируются подходы к формированию ценностных основ нравственности сельской молодежи с помощью реализации потенциала традиций местности, в том числе относящихся к определенной национальности или этносу. В работе показано, что развитие методологии психолого-педагогического инструментария нравственного воспитания сельской молодежи должно включать в себя комплексное изучения ценностных ориентаций традиций, которые могут содержать антисоциальные ценности.

Ключевые слова: нравственное воспитание, культурный код, сельская молодежь, нравственные традиции, моральные установки

Tamara Shastun

Ph.D. (Pedagogy)

Associate Professor of the Department of natural Sciences and mathematics

Moscow financial-industrial University «Synergy»

METHODOLOGY OF EDUCATION DEVELOPMENT OF RURAL YOUTH IN THE CONTEXT OF AXIOLOGICAL TRADITIONS POTENTIAL

The paper analyses the approaches to forming of value in morals of the rural youth through realization of the potential of the traditions of the area, including a specific nationality, or ethnicity. It is shown that the development of the methodology of psycho-pedagogical instruments of moral education of rural youth should include comprehensive study of value orientations of tradition, which can contain anti-social values.

Key words: moral education, cultural code, rural youth, moral traditions, moral

values

Ценностные основы нравственности человека, психологические аспекты поведения сельской молодежи в системе социальных отношениях, что обуславливается такими факторами как ситуативность, разной степенью восприимчивостью к воздействиям со стороны разнообразных психологических аспектов влияния в условиях ограниченного жизненного опыта. Все это может привести к некритическому отношению к проявлениям асоциального и безнравственного поведения, возникновению негативных паттернов поведения. Ситуация ухудшается за счет того, что педагоги сельской школы не всегда обладают эффективными методиками формирования нравственного воспитания сельской молодежи в современных социокультурных условиях сельской местности. В итоге, процесс введения сельской молодежи в социокультурное пространство на основе установок нравственных ценностей и моральных норм оказывается бессистемным, что негативно сказывается как на социокультурной сфере сельских поселений.

Противостоять отрицательным социокультурным, оппортунистическим влияниям может психологические аспекты системы воспитания, формирующая нравственные традиции, связанные с историей и традиционной культурой российского общества в целом и отдельного региона, народности, этноса.

Вместе с тем, в значительном количестве работ, посвященных психологическим аспектам традиций в нравственном аспекте существующие механизмы формирования такого паттерна поведения следующим образом:

- как традиционный механизм (стихийная социализация)

- как целенаправленно применяемое воспитательное средство посредством социальной среды.

Кроме того, в значительном количестве прикладных исследований в области психологии и педагогики нравственного воспитания рассматриваются вопросы на применения традиций как внешних регуляторах психологии поведения человека [1], [4], [7], [9]. Однако, в данных работах недостаточно

раскрывается ценностно-смысловой потенциал традиций, особенно если исследуемая группа относится к сельской молодежи. Так, данная категория часто является «носителем» кода традиций, что может быть использовано в целях формирования нравственного поведения.

Также, анализ педагогических работ показывает, что целенаправленное применение традиционных форм в социкультурной среде может представлять собой инструмент для целенаправленного нравственного воспитания, как посредством непосредственно обучающих средств, так и регулярно производимых мероприятий культуры, осуществляемые с включением сельской молодежи [2], [6], [8]. В настоящее время в городской среде данные вопросы активно решаются с помощью проведения массовых праздников — таких как празднование Дня Победы, Дня славянской письменности и культуры и других праздников, оказывающих глубокое психологическое воздействие на ценностные установки молодежи. Однако в сельской местности имеются свои средством целенаправленного действия могут осуществляться посредством приобщения к традиционной культуре сельской местности.

На практике необходимо снизить структурное ограничение применения данных инструментов, согласно которым транслируется только «внешняя форма» традиций, и не учитывается их глубокое нравственное значение. Следует отметить, что такое применение «культурного кода» в большей степени оказывает негативное влияние, приучает молодежь к поверхностному отношению к социальным вопросам, их ритуализации. Традиции как уникальный ресурс психологического воздействия в нравственном воспитании, как источник и механизм привлечения сельской молодежи к ценностям и смыслам нравственного бытия могут быть исключены из совокупности средств нравственного воспитания. По мнению автора, данные системные ограничения возможно избежать, если осуществлять целенаправленное проектирование нравственного воспитания сельской молодежи посредством традиций, использования данного инструмента как механизма включения студенческой молодежи в систему общественных отношений и в контекст культуры на

ценностной основе. При этом указанное проектирование невозможно без глубокое освоения культурных традиций региона.

Следовательно, можно утверждать, что в современной теории педагогики сельской местности и педагогике сельской школы существует весьма актуальная потребность в системной разработке методологии нравственного воспитания сельской молодежи на основе традиций как значимого инструмента ее включения не только в общество, но и контекст национальной культуры.

Однако, несмотря на всю научную значимость полученных к настоящему времени результатов исследования проблемы нравственного воспитания сельской молодежи на основе реализации «культурного кода» их местности, многие важные вопросы остаются недостаточно разработанными как с позиции изучения инструмента декомпозиции традиций как инструмента образования и социализации, так и методов проектирования указанной деятельности и определения средств измерения ее результата.

Необходимо, также, системное уточнение категорий, связанных с данным процессов по отношению к сельской молодежи как возрастной и социальной группы, определение содержательных и процессуальных характеристик нравственного воспитания, выявление возможностей и ограничений культурных традиций в этом процессе и методических определение границ этих возможностей, определение и педагогическое обоснование последовательности педагогической деятельности, позволяющей эффективно реализовать ценностно-смысловой потенциал традиций с целью нравственного воспитания сельской молодежи с учетом специфики процесса включения данной возрастной категории в социокультурное пространство сельской местности в современных условиях.

С позиций реализации системно-целостного подхода к процессу нравственного воспитания необходимо в первую очередь выделить данных видов воздействия из числа других психолого-педагогических явлений, определив его сущностные характеристики.

Однако применение априори традиций как средства нравственного воспитания имеет и существенные ограничения. Так, в «культурном коде» каждого общества, национальности или этноса существуют как позитивные, так и негативные с точки зрения общепринятой морали традиции, что определяет значимость сознательного выбора их как смыслового компонента нравственного воспитания сельской молодежи. В современных культурологических исследованиях зафиксировано значительное количество традиций, имеющих антисоциальное, зачастую безнравственное значение, при этом данные традиции обладают чаще всего большей устойчивостью, динамизмом и адаптацией. Ориентироваться на такие традиции значит осуществлять процесс обратный нравственному воспитанию. Поэтому при разработке педагогических инструментов нравственного воспитания необходимо обеспечение естественного динамизма традиций с целью обеспечения творческой самореализации сельской молодежи, ее субъектности на нравственной основе. Косвенным подтверждением данного тезиса служит то, что для традиций характерны, с одной стороны, ориентация на прошлое, с другой — «программирование» будущего, что позволяет в процессе нравственного воспитания обращать сельского школьника или выпускника к истории и культуре своей страны, региона, народа или этноса, формировать модель нравственного поведения, характерную для данного общества и проектировать собственное будущее на основе характерных для определенной культуры норм и ценностей.

При этом ценностно-смысловой потенциал традиций как средства воспитания обеспечивается ценностным содержанием, внешним выражением которого выступает определенная обрядовая форма; реализованная множественностью заключенных в каждой традиции нравственных смыслов; возможностью в наглядной, фактически бытовой форме раскрывать сущность нравственных ценностей, моральных и социальный норм; определяемы возможностями в регулировании деятельности и поведения сельской молодежи по отношений с другим социальным группам на основе нравственных ценностей

без директивного указания со стороны родителей или учителей. Таким образом, сущностная реализация ценностно-смыслового потенциала традиций определенного региона, по отношению к определенной национальности или этноса является основой формирования и развития всех ключевых компонентов нравственного воспитания, соответствующего современным социокультурным вызовам.

Литература

1. Агеева Н. А. Социальное воспитание как ведущий фактор всестороннего развития личности детей и молодежи //Гуманитарные научные исследования. — 2015. — Т. 2.

2. Блялина С. В. Психологические особенности нравственного воспитания личности в выборе направления профессионального обучения учащимися школы/Психология и педагогика: теоретический и практический взгляд //Сборник статей Международной научно-практической конференции. Научный центр «Аэтерна». г. Уфа. Республика Башкортостан. — 2014. — С. 8-9.

3. Булатников И. Е. Социально-нравственное развитие молодежи в условиях деструкции общественной морали //Психолого-педагогический поиск. — 2012. — №. 3. — С. 23.

4. Гордиенко И. В., Шевченко С. Н. Теоретические и методические основы организации профессионального воспитания по формированию ценностного отношения к труду у студентов аграрного вуза //Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2016. — №. 117.

5. Дегтярева Т. Н. Теория и опыт воспитания нравственной ответственности подростка //Современные проблемы науки и образования. — 2014. — №. 1.

6. Камалова О. Н., Шаповал Г. Н. К вопросу о нравственном воспитании российских и иностранных студентов, обучающихся вместе //Гуманитарные и социальные науки. — 2014. — №. 2. — С. 378-381.

7. Назарова М. В. Психологические особенности формирования готовности старшеклассников к семейной жизни/Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции //Научный центр «Аэтерна». Уфа. — 2015. — С. 122-124.

8. Овчарова Р. В., Долгова В. И. Психологические детерминанты нравственного развития дошкольника //Вестник Челябинского государственного педагогического университета. — 2014. — №. 6.

9. Потаповская О. М. Моделирование духовно-нравственного воспитания детей в дошкольном образовательном учреждении на основе ценностных доминант отечественной социокультурной традиции //Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 4: Педагогика. Психология. — 2013. — №. 28 (1).

10. Слободчиков В. И., Черникова Т. В. Применение возрастно-нормативной модели развития для проектирования систем духовно-нравственного воспитания школьников //Психология обучения. — 2015. — №2. 5.

— С. 5-22.

11. Ling L. et al. The Development Characteristic of the Rural Middle School Students' Academic Self-concept and its Inspiration to Education //Journal of Liaoning Educational Administration Institute. — 2013. — Т. 1. — С. 020.

12. Rastogi R., Chaudhary S. Psychology and Buying Behaviour of Rural Consumers with Special Reference to Television, Washing Machine and Refrigerator in the Rural Areas of Meerut Region //International Journal of Trade and Commerce-IIARTC. — 2012. — Т. 1. — №. 2. — С. 249-259.

References

1. Ageeva N. A. Social'noe vospitanie kak vedushhij faktor vsestoronnego razvitija lichnosti detej i molodezhi //Gumanitarnye nauchnye issledovanija. — 2015.

— T. 2. (in Russian)

2. Bljalina S. V. Psihologicheskie osobennosti nravstvennogo vospitanija lichnosti v vybore napravlenija professional'nogo obuchenija uchashhimisja shkoly/Psihologija i pedagogika: teoreticheskij i prakticheskij vzgljad //Sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Nauchnyj centr «Ajeterna». g. Ufa. Respublika Bashkortostan. — 2014. — p. 8-9. (in Russian)

3. Bulatnikov I. E. Social'no-nravstvennoe razvitie molodezhi v uslovijah destrukcii obshhestvennoj morali //Psihologo-pedagogicheskij poisk. — 2012. — №. 3. — p. 23. (in Russian)

4. Gordienko I. V., Shevchenko S. N. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy organizacii professional'nogo vospitanija po formirovaniju cennostnogo otnoshenija k trudu u studentov agrarnogo vuza //Politematicheskij setevoj jelektronnyj nauchnyj zhurnal Kubanskogo gosudarstvennogo agrarnogo universiteta. — 2016. — №. 117. (in Russian)

5. Degtjareva T. N. Teorija i opyt vospitanija nravstvennoj otvetstvennosti podrostka //Sovremennye problemy nauki i obrazovanija. — 2014. — №. 1. (in

Russian)

6. Kamalova O. N., Shapoval G. N. K voprosu o nravstvennom vospitanii rossijskih i inostrannyh studentov, obuchajushhihsja vmeste //Gumanitarnye i social'nye nauki. — 2014. — №. 2. — p. 378-381. (in Russian)

7. Nazarova M. V. Psihologicheskie osobennosti formirovanija gotovnosti starsheklassnikov k semejnoj zhizni/Issledovanie razlichnyh napravlenij razvitija psihologii i pedagogiki: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii //Nauchnyj centr «Ajeterna». Ufa. — 2015. — p. 122-124. (in Russian)

8. Ovcharova R. V., Dolgova V. I. Psihologicheskie determinanty nravstvennogo razvitija doshkol'nika //Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. — 2014. — №. 6. (in Russian)

9. Potapovskaja O. M. Modelirovanie duhovno-nravstvennogo vospitanija detej v doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii na osnove cennostnyh dominant otechestvennoj sociokul'turnoj tradicii //Vestnik Pravoslavnogo Svjato-Tihonovskogo

gumanitarnogo universiteta. Serija 4: Pedagogika. Psihologija. — 2013. — №. 28 (1).

(in Russian)

10. Slobodchikov V. I., Chernikova T. V. Primenenie vozrastno-normativnoj modeli razvitija dlja proektirovanija sistem duhovno-nravstvennogo vospitanija shkol'nikov //Psihologija obuchenija. — 2015. — №. 5. — p. 5-22. (in Russian)

11. Ling L. et al. The Development Characteristic of the Rural Middle School Students' Academic Self-concept and its Inspiration to Education //Journal of Liaoning Educational Administration Institute. — 2013. — T. 1. — p. 20.

12. Rastogi R., Chaudhary S. Psychology and Buying Behaviour of Rural Consumers with Special Reference to Television, Washing Machine and Refrigerator in the Rural Areas of Meerut Region //International Journal of Trade and Commerce-IIARTC. — 2012. — T. 1. — №. 2. — p. 249-259.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.