Научная статья на тему 'ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У АСТЕНИЗИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ, НАЧАВШИХ ЗАНЯТИЯ СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ'

ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У АСТЕНИЗИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ, НАЧАВШИХ ЗАНЯТИЯ СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АСТЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / СПОРТИВНАЯ ХОДЬБА / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / СИСТЕМА ДЫХАНИЯ / ЛЕГКИЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Малышев Андрей Валентинович, Медведев Илья Николаевич, Пучкова Наталья Григорьевна, Сафиулин Камиль Хусаинович

Уровень развития дыхательной системы имеет огромное значение для результативности любого вида физической деятельности. Велика значимость функциональных возможностей дыхательной системы в процессе выхода из состояния астении. Цель исследования - установить динамику дыхательной функции у астенизированных юношей-студентов, приступивших к занятиям спортивной ходьбой. Методика и организация исследования. Работа проведена на 36 астенизированных студентах юношеского возраста, ежедневно в течение не менее 3 месяцев, которые после перенесенной острой вирусной инфекции начали занятия спортивной ходьбой: проходили в день дистанцию в 5 км -12 человек; проходивших в день дистанцию в 7 км - 14 спортсменов; проходящих в день дистанцию в 10 км - 10 человек. Группа контроля состояла из 16 астенизированных юношей-студентов, спортом не занимавшихся. Отслеживали ряд показателей дыхательной системы с последующей статистической их обработкой. Результаты исследования и их обсуждение. У астенизированных студентов, начавших заниматься спортивной ходьбой, наступило увеличение объемных и скоростных показателей дыхательной системы. Наиболее выраженное их повышение произошло у юношей, начавших проходить в течение дня по 10 км. Видимо, занятия спортивной ходьбой по мере повышения ежедневно проходимой дистанции ведут к укреплению мышц грудной клетки и росту просвета дерева бронхов, улучшая общие физические характеристики и устраняя астению. Выводы. В условиях регулярных тренировок по спортивной ходьбе у астенизированных студентов по мере увеличения проходимой в течение дня дистанции происходит развитие дыхательной системы и укрепление экспираторной мускулатуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Малышев Андрей Валентинович, Медведев Илья Николаевич, Пучкова Наталья Григорьевна, Сафиулин Камиль Хусаинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMICS OF PHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF THE RESPIRATORY SYSTEM IN ASTHENIZED STUDENTS WHO STARTED SPORT WALKING

The level of development of the respiratory system is of great importance for the effectiveness of any kind of physical activity. The importance of the functional capabilities of the respiratory system in the process of exiting the state of asthenia is great. Purpose of the study - to establish the dynamics of the respiratory function in asthenized young students who have started sports walking. Methodology and organization of the study. The work was carried out on 36 astenized students of youthful age, daily for at least 3 months, who, after suffering an acute viral infection, began walking classes: they walked a distance of 5 km per day - 12 people; passing a distance of 7 km per day - 14 athletes; passing a distance of 10 km per day - 10 people. The control group consisted of 16 astenized male students who did not go in for sports. A number of indicators of the respiratory system were monitored with their subsequent statistical processing. Research results and discussion. The astenized students who started to go in for race walking had an increase in the volume and speed indicators of the respiratory system. Their most pronounced increase occurred in young men who began to walk 10 km during the day. Apparently, sports walking, as the distance traveled daily increases, leads to the strengthening of the muscles of the chest and the growth of the lumen of the bronchial tree, improving overall physical characteristics and eliminating asthenia. Conclusions. Under the conditions of regular training in race walking, astenized students develop the respiratory system and strengthen the expiratory muscles as the distance traveled during the day increases.

Текст научной работы на тему «ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У АСТЕНИЗИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ, НАЧАВШИХ ЗАНЯТИЯ СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ»

No. 73 (78), pp. 100-109.

7. Moreno, Ya.L. (2001), Sociometry. Experimental method and the science of society, Academic project", Moscow.

8. Sklyarova, I.V. (2013), "Sociometric technique in the study of the psychological compatibility of a sports team", Health is the basis of human potential: problems and ways to solve them, Vol. 8, No. 2, pp. 812-817.

9. Sklyarova, I.V (2016), "Compilation of a competitive composition in sports aerobics", Strategic directions of reforming the high school system ofphysical culture: Sat. scientific works Vseros. scientific-practical. conf. with international participation, St. Petersburg, pp. 239-242.

10. Sklyarova, I.V and Harcheva, I.G. (2021), "Regulation of interpersonal relations of a sports team using the case study method", Physical education, sports, physical rehabilitation and recreation: problems and development prospects: Sat. scientific works of the XI International Scientific and Practical Conference, Krasnoyarsk, pp. 162-168.

11. Chistyakov V.A. (2016), "Analysis of ranking methods in psychological and pedagogical research", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (132), pp. 197-201.

12. Federation Internationale de Gymnastique: competition rules 2017-2020. URL: https://gymshow.ru/images/download/RG_CoP-2017-2020_updated-with-Errata_February-2017_r_V2.pdf (accessed 05/05/2020).

Контактная информация: lymarenkovm@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.10.2022

УДК 796.421:612.2

ДИНАМИКА ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ДЫХАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ У АСТЕНИЗИРОВАННЫХ СТУДЕНТОВ, НАЧАВШИХ ЗАНЯТИЯ

СПОРТИВНОЙ ХОДЬБОЙ

Андрей Валентинович Малышев, кандидат технических наук, доцент, Сочинский государственный университет, Сочи; Илья Николаевич Медведев, доктор медицинских наук, профессор, Российский государственный социальный университет, г. Москва; Наталья Григорьевна Пучкова, доцент, заведующая кафедрой, Московский архитектурный институт, Москва; Камиль Хусаинович Сафиулин, старший преподаватель, Самарский государственный университет путей сообщения, Самара

Аннотация

Уровень развития дыхательной системы имеет огромное значение для результативности любого вида физической деятельности. Велика значимость функциональных возможностей дыхательной системы в процессе выхода из состояния астении. Цель исследования - установить динамику дыхательной функции у астенизированных юношей-студентов, приступивших к занятиям спортивной ходьбой. Методика и организация исследования. Работа проведена на 36 астенизированных студентах юношеского возраста, ежедневно в течение не менее 3 месяцев, которые после перенесенной острой вирусной инфекции начали занятия спортивной ходьбой: проходили в день дистанцию в 5 км -12 человек; проходивших в день дистанцию в 7 км - 14 спортсменов; проходящих в день дистанцию в 10 км - 10 человек. Группа контроля состояла из 16 астенизированных юношей-студентов, спортом не занимавшихся. Отслеживали ряд показателей дыхательной системы с последующей статистической их обработкой. Результаты исследования и их обсуждение. У астенизиро-ванных студентов, начавших заниматься спортивной ходьбой, наступило увеличение объемных и скоростных показателей дыхательной системы. Наиболее выраженное их повышение произошло у юношей, начавших проходить в течение дня по 10 км. Видимо, занятия спортивной ходьбой по мере повышения ежедневно проходимой дистанции ведут к укреплению мышц грудной клетки и росту просвета дерева бронхов, улучшая общие физические характеристики и устраняя астению. Выводы. В условиях регулярных тренировок по спортивной ходьбе у астенизированных студентов по мере увеличения проходимой в течение дня дистанции происходит развитие дыхательной системы и укрепление экспираторной мускулатуры.

Ключевые слова: астения, физические нагрузки, спортивная ходьба, физическая активность, система дыхания, легкие.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p256-261

DYNAMICS OF PHYSIOLOGICAL PARAMETERS OF THE RESPIRATORY SYSTEM IN ASTHENIZED STUDENTS WHO STARTED SPORT WALKING

Andrey Valentinovich Malyshev, the candidate of technical sciences, docent, Sochi State University, Sochi; Ilya Nikolaevich Medvedev, the doctor of medical sciences, professor, Russian State Social University, Moscow; Natalia Grigorievna Puchkova, docent, department chair, Moscow Architectural Institute, Moscow; Kamil Khusainovich Safiulin, the senior teacher, Samara State Transport University, Samara

Abstract

The level of development of the respiratory system is of great importance for the effectiveness of any kind of physical activity. The importance of the functional capabilities of the respiratory system in the process of exiting the state of asthenia is great. Purpose of the study - to establish the dynamics of the respiratory function in asthenized young students who have started sports walking. Methodology and organization of the study. The work was carried out on 36 astenized students of youthful age, daily for at least 3 months, who, after suffering an acute viral infection, began walking classes: they walked a distance of 5 km per day - 12 people; passing a distance of 7 km per day - 14 athletes; passing a distance of 10 km per day - 10 people. The control group consisted of 16 astenized male students who did not go in for sports. A number of indicators of the respiratory system were monitored with their subsequent statistical processing. Research results and discussion. The astenized students who started to go in for race walking had an increase in the volume and speed indicators of the respiratory system. Their most pronounced increase occurred in young men who began to walk 10 km during the day. Apparently, sports walking, as the distance traveled daily increases, leads to the strengthening of the muscles of the chest and the growth of the lumen of the bronchial tree, improving overall physical characteristics and eliminating asthenia. Conclusions. Under the conditions of regular training in race walking, astenized students develop the respiratory system and strengthen the expiratory muscles as the distance traveled during the day increases.

Keywords: asthenia, exercise, walking, physical activity, respiratory system, lungs.

Поддержание нормального физического статуса современного человека возможно при условии достаточного ежедневного объема мышечной деятельности. По этой причине в центре внимания современной спортивной науки остаются аспекты влияния физической активности на организм [1, 7]. Весьма распространенной формой физической активности молодежи становится спортивная ходьба ввиду ее незатратности и низкой травмоопасности [5]. Занятия спортивной ходьбой обеспечивают значительные физические нагрузки, позитивно влияют на все внутренние органы и стимулируют весь организм в целом [9]. В этой связи эти тренировки способствуют росту даже исходно невысоких функциональных возможностей, повышению резистентности и увеличению резервов организма [2].

Функциональное состояние системы дыхания весьма значимо для выполнения любой физической нагрузки, сильно определяет уровень работоспособности и общую спортивную эффективность [4, 10]. Развитие астении не зависимо от ее причины сопровождается снижением функциональных возможностей системы дыхания. Большое практическое значение в этой связи имеет оценка различных подходов к улучшению работы системы дыхания, мышц, стенок грудной клетки и диафрагмы в случае астении [8]. Весьма действенным здесь является применение регулярной физической нагрузки. Одним из ее вариантов может быть спортивная ходьба на посильные дистанции. Вместе с тем, ее влияние на систему дыхания при астении требует уточнения.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование выполнено на 36 студентах в возрасте от 17 лет до 21 года, которые 2 недели назад перенесли острую респираторную вирусную инфекцию и имевших явно выраженный астенический синдром. Все они приступили к ежедневным занятиям спор-

тивной ходьбой: на дистанцию в 5 км - 12 лиц, на дистанцию в 7 км - 14 лиц, на расстояние в 10 км - 10 лиц. Контрольная группа имела в своем составе 16 юношей в возрасте от 17 до 20 лет, также перенесших острую респираторную инфекцию, но не пожелавших приступить к физическим нагрузкам. Все обследованные были обследованы дважды -исходно и через 1,5 месяца наблюдения. Ввиду отсутствия значимой динамики в группе контроля, ее показатели представлены средней арифметической результатов обоих обследований.

Оценка функциональных характеристик системы дыхания у взятых в исследование проводили с помощью аппарата «Спиро-Спектр», выпущенного предприятием Нейро-Софт (Россия). На этом приборе оценивали величины объемных и скоростных характеристик системы внешнего дыхания. Проведена стандартная математическая обработка полученных значений при помощи программы Microsoft Office Excel, 2010 с высчитыванием величины критерия Стьюдента.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОБСУЖДЕНИЕ

Огромное значение для нормальной жизнедеятельности признается за значением жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Величина этого параметра определяется площадью внутренней поверхности легких, непосредственно на которой в организме происходит обмен газами. Чем она больше, тем более интенсивно реализуется газообмен в легких, а значит, есть больше возможностей для метаболизма во всем организме. При разных функциональных состояниях величина ЖЕЛ имеет большие значения. Она может увеличиваться в условиях регулярных физических нагрузок [6]. Этот факт демонстрирует несомненную связь между имеющейся у человека жизненной емкостью легких и его общими физическими возможностями.

Исходные показатели у астенизированных студентов, приступивших к спортивной ходьбе, и у студентов группы контроля были сравнимы. У юношей, составивших группу контроля, ЖЕЛ достигала 4,12±0,22 л (таблица). У приступивших к физическим нагрузкам величина ЖЕЛ к концу наблюдения оказался больше. Наибольшей ЖЕЛ была в группе студентов, проходящих в день по 10 км - 5,57±0,23 л, меньше она оказалась у проходящих по 7 км в день -5,11±0,25 л и еще ниже этот показатель у проходящих ежедневно по 5 км - 4,84±0,14 л.

Таблица - Характеристики дыхательной системы у обследованных

Дыхательные параметры Исходное состояние, n=36 Проходящие в день 5 км, n=12(1) Проходящие в день 7 км, n=14(2) Проходящие в день 10 км, n=10(3) Контроль, n=16 р1-2 р2-3 р1-3

ФЖЕЛ, л 3,65±0,29 4,42±0,27, р<0,01 4,65±0,18, р<0,01 4,92±0,26, р<0,01 3,62±0,35 <0,05

ЖЕЛ, л 4,07±0,27 4,84±0,14, р<0,01 5,11±0,25, р<0,01 5,57±0,23, р<0,01 4,12±0,22 <0,05

ОФВ1, л 2,69±0,31 3,67±0,27, р<0,01 3,89±0,19, р<0,01 4,07±0,37, р<0,01 2,72±0,24 <0,05

ОФВ 0,5, л 1,73±0,16 2,45±0,15, р<0,01 2,76±0,16, р<0,01 2,98±0,12, р<0,01 1,71±0,21 <0,05

Тпос, с 0,14±0,05 0,10±0,02, р<0,01 0,09±0,04, р<0,05 0,08±0,06, р<0,01 0,14±0,07 <0,05 <0,05 <0,01

Твыд, с 2,32±0,09 1,65±0,17, р<0,05 1,51±0,10, р<0,05 1,42±0,13, р<0,01 2,34±0,14 <0,05

МОС25, л/с 6,28±0,17 7,12±0,25, р<0,01 7,38±0,32, р<0,01 7,70±0,28, р<0,01 6,31±0,20

МОС50, л/с 4,35±0,24 5,10±0,38, р<0,01 5,29±0,34, р<0,01 5,42±0,27, р<0,01 4,32±0,25

МОС75, л/с 2,30±0,19 2,85±0,37, р<0,01 3,10±0,28, р<0,01 3,26±0,22, р<0,01 2,32±0,14 <0,05

СОС25-75, л/с 4,21±0,34 4,87±0,20, р<0,01 5,06±0,33, р<0,01 5,40±0,19, р<0,01 4,25±0,26 <0,05

Примечание: р - достоверность отличий показателей дыхательной системы у юношей трех групп наблюдения и группы контроля.

Найдена также закономерность распределения величин форсированной жизненной емкости легких (ФЖЕЛ) между группами наблюдения. В контроле ФЖЕЛ составила 3,62±0,35 л. У начавших занятия спортом этот показатель к концу наблюдения стал существенно выше, оказавшись максимальным у проходивших на протяжении дня по 10 км -4,92±0,26 л.

Величина просвета бронхов весьма важна для выполнения актов входа и выхода. По мере ее увеличения на всем протяжении бронхов понижается сопротивление всей их системы вдыхаемому объему воздуха, и тем больший объем воздуха получается вдохнуть в ходе ускоренного акта вдоха. По мере увеличения внутреннего диаметра бронхов растет активность вентиляция легких и снижаются энергозатраты на этот процесс.

Объем выдыхаемого воздуха в ходе форсированного выдоха на протяжении половины секунды и в течение секунды (ОФВ0,5 и ОФВ1) оказались самыми большими у студентов, проходящих в день на протяжении 1,5 мес. по 10 км (2,98±0,12 л и 4,07±0,37 л). В результате у этой группы студентов имелись наибольшие физиологические возможности их дыхательной системы.

У остальных тренирующихся студентов и проходящих в день по 5 и по 7 км была выявлена способность выдыхать несколько меньший объем воздуха в первые 0,5 и 1 секунду процесса выдоха. В тоже время у занимавшихся спортивной ходьбой во всех группах к концу наблюдения эти показатели были значимо выше, чем в группе контроля. У студентов группы контроля, оставшихся физически неактивными, величина ОФВ1 составила 2,72±0,24 л, а показатель ОФВ 0,5 1,71±0,21 л.

У физически наиболее активных студентов были отмечены самые высокие уровни средней объёмной скорости на отдельных уровнях от значения ФЖЕЛ (СОС25-75), значения мгновенной объёмной скорости выдоха при величине в 75%, при величине в 50% и при величине в 25% от объема ФЖЕЛ (значения МОС75, МОС50, МОС25).

Мгновенная объёмная скорость выдоха на уровне 25% от объема ФЖЕЛ у проходивших за день по 10 км оказалось 7,70±0,28 л/с, на уровне 50% от объема ФЖЕЛ -5,42±0,27 л/с, после выполнения выдоха на уровне 75% от объема ФЖЕЛ 3,26±0,22 л/с. При рассмотрении интервала от 25% до 75% от объема ФЖЕЛ показатель средней объёмной скорости достигал 5,40±0,19 л/с. Этим тренирующимся уступали лица, которые проходили в день по 5 км или по 7 км. При этом параметры у всех тренирующихся превышали контроль, что говорило о развитии у них экспираторных мышц и расширении трахеобронхиальной системы по сравнению с контрольной группой.

Выполнение у астенизированных студентов оценки времени акта обычного выдоха (Твыд) и времени формированного выдоха (Тпос) показало их невысокий уровень. Наименьшими оказались значения этих показателей у преодолевающих в течение дня 10 км в ходе спортивной ходьбы: 0,08±0,06 с и 1,42±0,13 с, соответственно.

Выявленные значения, характеризующие легочную вентиляцию у астенизирован-ных студентов, начавших ежедневно проходить определенную дистанцию, значимо превышали контроль. Можно думать, что в этих условиях активно развиваются мышцы, реализующие вдох и выдох, в сочетании с ростом просвета трахеи и бронхов [11, 12]. Это подтверждалось наличием наиболее мощного выдоха у проходящих в течение дня не менее 10 км. Те, кто проходил в день расстояние по 5 и по 7 км имели несколько более скромные учитываемые показатели. В тоже время все астенизированные студенты, начавшие физические тренировки, имели более развитую систему дыхания, чем у астени-зированных студентов, продолживших вести прежний физически неактивный образ жизни. Можно думать, что спортивная ходьба способна весьма эффективно стимулировать и оздоравливать организм вследствие включения большого количества механизмов адаптивного и компенсаторного характера [12].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Перенесение острой вирусной инфекции очень часто сопровождается развитием у переболевших астении. Часто это сопровождается снижением резервных возможностей дыхательной системы и ослаблением ее функциональных характеристик даже в юношеском возрасте. Занятия астенизированных юношей спортивной ходьбой привели к росту у них объемных и скоростных параметров системы дыхания. Достигнутые позитивные из-

менения в организме астенизированных юношей наступали вследствие стимуляции мышц, обеспечивающих дыхание и стойкого расширения трахеи и бронхов. По мере увеличения ежедневно проходимого расстояния у юношей с астенией возрастали функциональные возможности дыхательной системы, выходя на наиболее предпочтительный уровень при прохождении ими в день не менее 10 км.

ЛИТЕРАТУРА

1. Джураев Д.Р. Методология организации тренировки по спортивной ходьбе / Д.Р. Джу-раев // Проблемы науки. - 2021.- № 2 (61).- С. 50-52.

2. Завалишина С.Ю. Физиологически оправданный вариант формирования здорового образа жизни молодежи средствами физического воспитания / С.Ю. Завалишина, А.С. Махов // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 7.- С. 15.

3. Капилевич Л.В. Физиологический контроль технической подготовленности спортсменов / Л.В. Капилевич // Теория и практика физической культуры.- 2010. -№ 11.- С. 12-15.

4. Каченкова Е.С. Физкультурно-оздоровительная тренировка мужчин 50-60 лет как средство профилактики заболеваний сердечно-сосудистой системы / Е.С. Каченкова, И.В. Кулькова, С.Ю. Завалишина, Е.С. Ткачева // Теория и практика физической культуры. - 2020. - № 9. - С. 62-64.

5. Хамраев И.Х. Спортивная ходьба на занятиях по физическому воспитанию студентов / И.Х. Хамраев // Проблемы педагогики. - 2021. - № 7 (58).- С. 45-47.

6. Махов А.С. Физиологическая реакция сердечно-сосудистой системы у представителей разных видов спорта на вестибулярные раздражения / А.С. Махов, С.Ю. Завалишина // Теория и практика физической культуры. - 2021. -№ 7. - С. 97.

7. Абрамов, Ю.В. Спортивная ходьба как способ оздоровления / Ю.В. Абрамов, А.Э. Бога-чев, А.А. Скидан // Заметки ученого. - 2020. - № 9.- С. 91-95.

8. Завалишина С.Ю. Функциональные особенности эритроцитов у здоровых молодых людей, не тренирующихся физически / С.Ю. Завалишина, Т.С. Фадеева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2011. - № 2. - С. 55-62.

9. Махов А.С. Физиологические особенности юношей, начавших занятия спортивной ходьбой / А.С. Махов, С.Ю. Завалишина // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 8.-С. 42.

10. Фурсов В.В. Экстремальная разновидность спортивной ходьбы на сверхдлинные дистанции и ее спортивное развитие в мире / В.В. Фурсов // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. - 2018. - Т. 9, - № 3 (35).-С. 228-237.

11. Шамсутдинова М.Е. Особенности параметров внешнего дыхания у мужчин с различным уровнем физической работоспособности и выносливости / М.Е. Шамсутдинова, И.В. Мирошниченко // Вестник Оренбургского государственного университета. -2016. -№ 11.- С. 75-79.

12. Influence of physical exercise on the activity of brain processes / N.V. Vorobyeva, T.I. Glag-oleva, G.S. Mal, S.Y. Zavalishina, I.I. Fayzullina // Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences. - 2018. -Т. 9, № 6. - С. 240-244.

REFERENCES

1. Juraev, D.R. (2021), "Methodology for organizing training in race walking", Problems of science, No. 2 (61), pp. 50-52.

2. Zavalishina, S.Yu. and Makhov, A.S. (2020), "Physiologically justified version of the formation of a healthy way of life of young people with means of physical education", Theory and practice of physical culture, No. 7, pp. 15.

3. Kapilevich, L.V. (2010), "Physiological control of technical preparedness of athletes", Theory and practice of physical culture, No. 11, pp. 12-15.

4. Kachenkova, E.S., Kulkova, I.V., Zavalishina, S.Yu. and Tkacheva, E.S. (2020), "Health-improving training of 50-60 year-old males in prevention of cardiovascular diseases", Theory and practice of physical culture, No. 9, pp. 62-64.

5. Khamraev, I.Kh. (2021), "Race walking in the classroom for physical education of students", Problems of Pedagogy, No. 7 (58), pp. 45-47.

6. Makhov, A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2021), "Physiological reaction of cardiovascular system to vestibular irritation in athletes in different sports", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 97.

7. Abramov, Yu.V., Bogachev, A.E. and Skidan, A.A. (2020), "Race walking as a way of recovery", Notes of a scientist, No. 9, pp. 91-95.

8. Zavalishina, S.Yu. and Fadeeva, T.S. (2011), "Features erythrocytes in young people without physical training", RUDN Journal of Ecology and Life Safety, No. 2, pp. 55-62.

9. Makhov, A.S. and Zavalishina, S.Yu. (2022), "Physiological characteristics of young men who started sport walking", Theory and practice ofphysical culture, No. 8, pp. 42.

10. Fursov, V.V. (2018), "Extreme kind of race walking on the ultra-long distance and its development in the world", Scientific works of the North-Western Institute of Management RANEPA, Vol. 9, No. 3 (35), pp. 228-237.

11. Shamsutdinova, M.E. and Miroshnichenko, I.V. (2016), "Features of external respiratory parameters in men with different levels of physical performance and endurance", Bulletin of the Orenburg State University, No. 11, pp. 75-79.

12. Vorobyeva, N.V., Glagoleva, T.I., Mal, G.S., Zavalishina, S.Y., and Fayzullina, I.I. (2018), "Influence of physical exercise on the activity of brain processes", Research Journal of Pharmaceutical, Biological and Chemical Sciences, Vol. 9, No. 6, pp. 240-244.

Контактная информация: ilmedv1@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 25.10.2022

УДК 378.17

АНАЛИЗ ФИЗИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОРГАНИЗМА СТУДЕНТОВ С НАРУШЕНИЕМ ЗДОРОВЬЯ

Светлана Азатовна Марчук, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения г. Екатеринбург

Аннотация

Проблема сохранения здоровья студентов в процессе вузовского обучения имеет большую социальную значимость. Целью исследования явилось изучить физические и физиологические особенности студентов, имеющих нарушение зрения. Установлено, что при отсутствии различий в росто-весовых показателях студентки с близорукостью, отнесенные к подготовительной группе, имеют более низкие показатели работоспособности, быстроты и координации, в сравнении со студентками основной группы. Выявленные характеристики студентов позволят эффективнее выстраивать физкультурный процесс с использованием специальных средств профилактики функциональных нарушений и коррекции отстающих физических качеств.

Ключевые слова: физические и физиологические характеристики, зрительные нарушения, здоровье, профилактика и коррекция.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.10.p261-264

ANALYSIS OF PHYSICAL AND PHYSIOLOGICAL INDICATORS OF STUDENTS

WITH IMPAIRED HEALTH

Svetlana Azatovna Marchuk, the candidate of pedagogical sciences, docent, Ural State University of Railway Transport, Yekaterinburg

Abstract

The problem of preserving the health of students in the process of higher education is of great social importance. The aim of the study was to study the physical and physiological characteristics of students with visual impairment. It has been established that in the absence of differences in height and weight indicators, female students with myopia, assigned to the preparatory group, have lower performance, speed and coordination indicators, in comparison with female students of the main group. The revealed characteristics of students will allow to more effectively build a physical culture process using special means of preventing functional disorders and correcting lagging physical qualities.

Keywords: physical and physiological characteristics, visual disorders, health, prevention and correction.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.