Научная статья на тему 'Динамические компьютерные тесты - тренажеры'

Динамические компьютерные тесты - тренажеры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
274
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ПРОЦЕСС / ЗАДАЧА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дьячук Павел Петрович, Логинов Дмитрий Анатольевич, Бажин Данил Сергеевич

Рассмотрены принципы создания динамических компьютерных тестов -тренажеров, позволяющих проводить диагностику процесса поиска решения задач, что соответствует диагностике компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дьячук Павел Петрович, Логинов Дмитрий Анатольевич, Бажин Данил Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамические компьютерные тесты - тренажеры»

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

(12). С. 141-145.

3. Козырева О.А. Творческий проект как средство и результат формирования и развития культуры самостоятельной работы // Вестник Тюменского государственного университета. 2007. № 4. С. 108-112.

4. Соловьева Е.В., Баранова Е.А., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы в структуре самореализации девушек-регбисток // Проблемы и перспективы развития образования в России. 2011. № 8. С. 242-245.

5. Козырева О.А. Культура самостоятельной работы педагога: от определения до продуктов самореализации //Совр. педагогика.2014.№12(25).С.97-102.

6. Козырева О.А. Модели формирования культуры самостоятельной работы в структуре профессиональной деятельности // Современная наука. 2010. №3. С. 118-121.

7. Козырева О.А. Моделирование как средство формирования культуры самостоятельной работы // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2010. № 1 (2). С. 101-110.

8. Козырева О.А. Некоторые аспекты формирования культуры самостоятельной работы будущих педагогов в структуре подготовки к воспитательной работе в школе //Труды Рост. гос. ун-та путей сообщения. 2014. №1. С.69-71.

9. Козырева О.А. Некоторые особенности реализации моделей RP-технологии педагогического взаимодействия при изучении разделов педагогики // Омский научный вестник. 2007. № 4 (58). С. 184-187.

10. Свинаренко В.Г., Козырева О.А. Научное исследование по педагогике в структуре вузовского и дополнительного образования: учеб. пособ. для пед. вузов и системы ДПО. М.: НИЯУ МИФИ, 2014. 92с. ISBN 978-5-7262-2006-2.

© А. И. Гончар, Козырева О. А., 2015

УДК 37

Дьячук Павел Петрович

канд. физ-мат наук, учитель математики школы дистанционного образования, г. Красноярск, РФ

E-mail [email protected] Логинов Дмитрий Анатольевич учитель информатики школы дистанционного образования, г. Красноярск, РФ

Бажин Данил Сергеевич аспирант Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астаьева, г. Красноярск, РФ

ДИНАМИЧЕСКИЕ КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕСТЫ - ТРЕНАЖЕРЫ

Аннотация

Рассмотрены принципы создания динамических компьютерных тестов -тренажеров, позволяющих проводить диагностику процесса поиска решения задач, что соответствует диагностике компетентностей.

Ключевые слова

Учебная деятельность, обратная связь, управление, процесс, задача Динамические компьютерные тесты-тренажеры (ДКТТ) преследуют две основные цели. Первая - в достижении обучающимся, тактических или оперативных целей, состоящих в получении решения текущих задач. При этом динамические воздействия направлены на формирование поискового поведения

201

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

обучающихся и успешности в решении задач. Вторая - стратегическая - цель ДКТТ состоит в достижении автономности или самостоятельности деятельности по решению задач.

Отсюда следует, что система управления в ДКТТ [1, с. 64] должна носить организационный характер и удовлетворять требованиям функциональных систем управления. Рассмотрим основные принципы создания ДКТТ как условия, выполнение которых необходимо для формирования поисковой активности обучающегося решению задач на основе применения средств ИКТ.

Во-первых, это принцип адекватности компьютерных моделей объектов, образующих предметную среду задач. Во-вторых, это принцип моделинга, состоящий в том, что моделями объектов и процессов можно было бы манипулировать, а в процессы вмешиваться, например, с целью изучения. Переводя сказанное в термины информатики, требуется взаимодействие с объектами и процессами, т.е. необходим интерактив. Для этого у обучающихся должно быть в наличие множество возможных действий или операций, позволяющих манипулировать объектами (перемещать, поворачивать, отражать, изменять ориентацию, деформировать и т.п.). Возможность преобразования объектов на экране соответствует третьему уровню интерактива. При этом расширяется диапазон действий обучающегося и их смыслов. Таким образом, можно собирать пространственные или звуковые объекты из пазлов, заполнять карты, перемещать графики функций, идентифицировать объекты, т.е. в общем случае - сопоставлять свойства объектов. Функциональные возможности интерактива между электронным средством обучения и пользователем рассмотрим, опираясь на международные определения уровней интерактивности. Так, например, уровень реального масштаба времени характеризуется вовлечением обучающегося во взаимодействие со средой, моделирующей реальные объекты и процессы. Обучающийся управляет элементами среды, отвечая на сложные учебные запросы. Очевидно, что речь идет о полноценном использовании интерактива, мультимедиа и моделинга, формирующем учебную среду [2, с. 30]. Уровень интерактивности отражает степень активности взаимодействия обучающегося и системы обучения. В-третьих, это принцип предвидения, или прогноза. Третий уровень интерактивности определяется: а) возможностями обучающегося и компьютерной системы управления осуществлять преобразование моделей математических объектов; б) способностями как обучающегося, так и обучающей программы анализировать условия перехода от одного фрагмента учебного материала к другому; в) возможностями ДКТТ осуществлять прогноз состояния системы обучения (обучающегося) и, соответственно, изменять условия информационного обеспечения деятельности обучающегося. В- четвертых, принцип обратной связи между причиной и следствием, который состоит в том, что управляющие воздействия определяются как ДКТТ, так и самим обучающимся [3, с. 6]. Поведение обучающегося является следствием управляющих воздействий, а управляющие воздействия - причиной поведения обучающегося. Однако вследствие обратной связи с учетом временной задержки управляющие воздействия определяются поведением обучающегося. То есть то, что было причиной поведения, становится его следствием. ДКТТ должен оперативно предоставлять обучающемуся информацию, которая позволяет ему осознавать, что решение очередной задачи является тактической целью на пути к достижению стратегической цели, состоящей в научении безошибочному самостоятельному выполнению действий по решению задач данного типа. В- пятых, принцип рандомизации параметров виртуальной проблемной среды задач. Реализация принципа рандомизации позволяет создать условия неопределенности поиска решения задач обучающимся. Рандомизация параметров задач, их типов и видов (прямая и обратная и т.д.) при их генерации в ДКТТ позволяет существенно увеличить число упражнений и задач и реализовать индивидуальный характер последовательностей решаемых задач. Рандомизация системы интерактивного управления обусловливает регулирование относительной частоты управляющих воздействий и случайности моментов времени их появления. Принцип рандомизации позволяет регулировать неопределенность виртуальной среды задач и ДКТТ учебной деятельностью таким образом, что обучающийся постоянно находится в состоянии поисковой активности, в максимальной степени реализует свой творческий потенциал, постоянно пребывая в зоне ближайшего развития. В-шестых, принцип неустойчивости или саморазвития учебной деятельности студента. Система интерактивного управления

202

международный научный журнал «символ науки»

№5/2015

ISSN 2410-700X

должна содействовать саморазвитию учебной деятельности обучающегося, совершенствованию структуры системы его действий по решению задач.

Реализация принципа саморазвития учебной деятельности возможна при наличии управляющих воздействий, классификация которых строится на основании выделенных компонентов учебной деятельности, определяющих выбор того или иного действия обучающимся. Принятие решений обучающимся о выборе учебного действия определяется: а) множеством допустимых действий A; б) множеством допустимых результатов деятельности А0; в) множеством возможных ситуаций 0 проблемной среды; г) траекторией деятельности Z(t), позволяющей обучающемуся различать текущее состояние решения задачи от целевого; д) уровнем сложности проблемной среды, который определяется самостоятельностью учебной деятельности обучающегося L(i) , где 1 -номер задания, а также информацией

I, которой обладает обучающийся на момент принятия решений.

Список использованной литературы:

1. Дьячук П. П., Дроздова Л.Н., Шадрин И.В. Система автоматического управления учебной деятельностью и ее диагностики // Информационно-управляющие системы. 2010. №5. С. 63-69

2. Дьячук, П.П. Интеллектуальные обучающие тренажерные системы // Открытое образование, № 2, 2005. C. 29-31.

3. Дьячук, П.П. Лариков Е.В. Способ обучения и диагностика обучаемости.: патент на изобретение RUS2294144. 23. 05. 2005

© П.П. Дьячук, Д.А. Логинов, Д.С. Бажин, 2015

УДК 378.1; 371.3

Евдохин Василий Владимирович

студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация учитель физической культуры, МНБОУ №76, г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

[email protected]

ИСТОРИЯ И ВОЗМОЖНОСТИ УЧАСТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ «ПОРТФОЛИО КАК ИТОГ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ»

Аннотация

В статье представлены особенности участия обучающихся начальной школы в ежегодной научно -практической конференции, определяющей победителей в различных номинациях социально-культурных взаимоотношений.

Ключевые слова

Воспитание, социализация, самореализация, нормальное распределение способностей, педагогическая методология, культура самостоятельной работы, моделирование, портфолио, научно-практическая

конференция обучающихся.

203

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.