Научная статья на тему 'Специфика изучения и определения модели самореализации личности в бодибилдинге'

Специфика изучения и определения модели самореализации личности в бодибилдинге Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
260
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Специфика изучения и определения модели самореализации личности в бодибилдинге»

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

являются: потребность в постоянной деятельности, упражнении различных функций, в том числе и психических - памяти, мышления, воображения; потребность в новизне, в эмоциональном насыщении, потребность в рефлексии и самооценке и др. Поэтому учебный материал должен подаваться в такой форме, чтобы вызывать у школьников эмоциональный отклик, задевать их самолюбие, то есть быть достаточно сложным, активизирующим познавательные психические процессы, хорошо иллюстрированным [1, с. 198].

Групповая форма «втягивает» в активную работу даже» пассивных», слабо мотивированных учащихся, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей [1, с. 198-199]. Важно, чтоб в оценке давался качественный, а не количественный анализ учебной деятельности учащихся, подчеркивались положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявлялись причины имеющихся недостатков, а не только констатировать их наличие [1, с. 199].

Демократический стиль педагога способствует «внутренней» мотивации, авторитарный стиль формирует «внешнюю» мотивацию.

Для поддержания устойчивого интереса к английскому языку процесс обучения для учащегося должен быть жизненно, личностно важным. Он должен побуждаться не только этическими, а прежде всего коммуникативно-познавательными мотивами. Ход и успешность обучения должны быть самоконтролируемыми, доставлять удовлетворение. Предметное содержание (тексты, проблемы, вопросы) должно быть реалистично, близко и понятно учащемуся. [2, с. 205-206].

Список использованной литературы: 1. Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/А. К. Маркова, Т. А. Матис, А. Б. Орлов. - М.: Просвещение, 1990-192 с.

2.Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М.: Просвещение, 1991-222 с.

© Е.Ф. Баяндина, М.Ю. Шамшурова, 2015

УДК 378.1; 371.3

Беляева Оксана Владимировна,

студентка 2 курса факультета физической культуры, тренер-инструктор, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

ДЮСШ им. Манеева №6, г. Новокузнецк, Российская Федерация

Паньшин Артем Олегович, студент 4 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация

СПЕЦИФИКА ИЗУЧЕНИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОДЕЛИ САМОРЕАЛИЗАЦИИ

ЛИЧНОСТИ В БОДИБИЛДИНГЕ

Аннотация

В статье описана возможность исследования особенностей самореализации спортсмена в бодибилдинге с использованием методов анкетирования и беседы, определяющих в поле своих вопросов совокупность направлений гносеолого-акмеологического генеза, располагающих к верификации качества и возможностей личности в выбранном направлении деятельности, где самореализация представляет собой уникальный инструментарий и процессуальный компонент развития и становления личности.

Ключевые слова

Самореализация, моделирование, спорт, бодибилдинг, анкетирование, беседа, акмеологический подход.

Акмеологический подход как один из методологических подходов современной педагогической методологии позволяет уточнять и верифицировать качество реализуемой педагогической деятельности в контексте соблюдения приоритетов развития личности, построенных на первостепенной детерминации идей и практики гуманизма, верификация возможностей которого осуществляется в согласованной

168

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

последовательности определения способностей обучающихся и спортсменов в модели нормального распределения способностей и здоровья. Система акмепрограммирования личности выделяет приоритеты самосовершенствования, саморазвития, самоутверждения и самореализации, уникально предопределяющих успешность жизнедеятельности личности, включенной в систему социальных и профессиональных отношений.

Самореализация как категория педагогики физической культуры и спорта определяется через процесс самостоятельного поиска оптимальных условий создания благ, ценностей, продуктов ведущей деятельности и хобби, уточним понятие «самореализация» в системе трех уровней-моделей, определяющих возможности определения и рассмотрения того или иного явления, - в широком смысле, в узком смысле, в локальном смысле.

Самореализация в широком смысле - процесс детерминации основ самостоятельного развития и решения задач социального и профессионального генеза, - создания благ и ценностей, продуктов ведущей деятельности, хобби, досуга и отдыха, специфика которых сводится к уникальному утверждению и распространению созданного целостного образования (продукта) в социальных и профессиональных нуждах, реализующих верификацию качества постановки цели и оказания услуг или предоставления продуктов в соответствии с поставленной целью личности, включенной в нами описываемый процесс.

Самореализация в узком смысле - продукт личностного становления и самоутверждения в идеальных и материальных объектах и предметах социального и профессионального генеза, выполняющих ту или иную роль и функцию, системно отображающих возможности создания и распространения благ и ценностей в микро-, мезо-, макромасштабах.

Самореализация в локальном смысле - решение задач развития личности в микромасштабах, определяющих точечную постановку и реализацию целей, способных выделить материальные и идеальные продукты в рамках детализации возможностей работы над собой и достижения тех высот, которые были поставлены перед личностью самостоятельно.

Самореализация спортсменов в пауэрлифтинге в широком смысле - процесс и результат самостоятельной постановки цели развития и формирования личности в ресурсах занятий пауэрлифтингом, системно определяющих приоритеты питания, тренировочного процесса, включения личности в соревновательный период подготовки, участия в соревнованиях и достижение высот, связанных с грамотным, своевременным, продуманным, самостоятельным решением задач учебно-тренировочного процесса.

Самореализация спортсменов в пауэрлифтинге в узком смысле - процесс достижения вершины в модели акмепедагогического становления личности в спорте, системно раскрывающей возможности личности и социума в решении задач развития и иллюстрации высоких результатов.

Самореализация спортсменов в пауэрлифтинге в локальном смысле - процесс постановки и решения задач развития в соответствии с возможностями личности и нормами ведения соревнований по пауэрлифтингу.

Изучение качества самореализации личности нами велась по разработанной анкете (Паньшин А. О., 2014), определившей перспективность постановки вопросов и согласованной статистической обработки данных. В анкетировании приняло 15 человек, занимающихся пауэрлифтингом от года до восьми лет с высокими достижениями в пауэрлифтинге.

В структуре нами проведенного анкетирования был задан вопрос об образовании спортсменов, - в результате выделен спектр ответов: образование у респондентов от среднего полного образования до высшего. Знание истории создания бодибилдинга не корригирует (не связано прямой связью или любой другой зависимостью) с уровнем самореализации в бодибилдинге, а связано с уровнем образования и самообразования личности. Самореализация как форма построения отношений в тренировочном процессе определила качество ответов и на вопрос о специфике тренировочного процесса в бодибилдинге. Все 100% ответили верно о возможностях построения тренировочного процесса, но доступно излагали не все, доступность изложения не связана не с возрастом, ни с уровнем образования, ни с качеством получаемых

результатов в бодибилдинге, это уникальное свойство личности, сформированное на период анкетирования

169

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

у спортсменов, занимающихся бодибилдингом, в процессе развития не только физической силы, но интеллекта, системно реализующего возможности и физической подготовки личности, и интеллектуального развития личности, включенной в поиск оптимальных условий развития и самореализации в выбранных направлениях самореализации и самоутверждения. Знание о проведении соревнований - уникальный объект проверки качества изложения, в котором все 100 % спортсменов раскрыли свои данные и показали высокий уровень.

В выборе профессионального и любительского спорта мнения не разделились - все отнесли занятия пауэрлифтингом к любительскому спорту. Все спортсмены верно и доступно объяснили цель самосовершенствования и самореализации, саморазвития и качества полученных достижений в бодибилдинге, привели примеры. Уровень достижений у спортсменов, занимающихся бодибилдингом находится в рамках - «только начинаю» (нет достижений) до мастера спорта России. Качество выделенных спортсменами ответов относительно возможностей самореализации в бодибилдинге скромно иллюстрируют профессиональную подготовку спортсменов и уровень их достижений, т.к. в процессе анкетирования не все спортсмены выразили желание написать всё то, что связано с их личным, уникальным опытом подготовки и решения задач самореализации в пауэрлифтинге, хотя каждый спортсмен отразил высокий уровень мотивации к занятиям бодибилдингом.

Список использованной литературы:

1. Григоров С.О., Платоненко А.И., Козырева О.А. Качество самореализации будущего педагога по физической культуре как социально-педагогическая проблема // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. II Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 30-31 мая 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014. С. 27-29.

2. Козырева О. А. Моделирование дефиниций категорий современной педагогики в структуре инновационной деятельности будущего педагога: монография. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 374 с.

3. Козырева О. А. Категории психолого-педагогической антропологии: учебное пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - Новокузнецк : КузГПА : МОУ ДПО ИПК, 2008. 207 с. [+прил. на CD]. ISBN 978-5-85117-359-2.

4. Корниенко Е.Д., Козырева О.А., Похоруков О.Ю. Продуктивная самореализация педагога по физической культуре в структуре реализации идей гуманизма // Наука XXI века: проблемы и перспективы: матер. II Междун. науч.-практ. конф. (Уфа, 30-31 мая 2014 г.). Уфа: РИО ИЦИПТ, 2014 С. 46-48.

5. Паньшин А. О., Козырева О. А. Особенности социализации и самореализация юношей в бодибилдинге // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики: сб. стат. Междун. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 5 ноября 2013 г.). Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2013. С. 130-132.

6. Сулло Н. А., Похоруков О. Ю., Козырева О. А. Некоторые особенности и возможности продуктивной самореализации личности педагога по ФК // Экономика. Теория и практика: матер. Междун. науч.-практ. конф. (24 апр. 2014 г.) ; в 3-х ч. Ч.3. Саратов: изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С.56-57.

7. Чирков М. М., Козырева О. А. Некоторые особенности социализации и самореализации подростков, занимающихся пауэрлифтингом, как социально-педагогическая проблема // Информационные технологии в экономике, образовании и бизнесе: матер. V Междун. науч.-практ. конф. (20 февр. 2014 г.). Саратов: изд-во ЦПМ «Академия Бизнеса», 2014. С.133-135.

8. Шварцкопф, Е.Ю., Вахмянин Н.В., Козырева О.А. Культура самостоятельной работы как механизм самореализации в пауэрлифтинге // Наука и современность-2011: сб. матер. IX Междун. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. Ч.1. ; под общ. ред. С.С. Чернова. Новосибирск : изд-во НГТУ, 2011. С.235-238.

9.Южаков И.А., Козырева О.А. Некоторые аспекты детерминации понятия "самореализация юношей в бодибилдинге" // Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений: матер. Междун. науч.-практ. конф. (19 янв. 2015 г.). Саратов: Академия Бизнеса», 2015.С.70-71.

© О. В. Беляева, А. О. Паньшин, 2015

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

УДК 378.1; 371.3

Васильев Дмитрий Сергеевич

студент 3 курса факультета физической культуры, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»,

г. Новокузнецк, Российская Федерация Научный руководитель: Козырева Ольга Анатольевна к. п. н., доцент, Новокузнецкий филиал-институт ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный

университет», г. Новокузнецк, Российская Федерация

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ СПЕЦИФИКИ СОЦИАЛИЗАЦИИ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ПЛАВАНИИ

Аннотация

В статье раскрыты возможности педагогического моделирования в уточнении и детализации понятий «социализация» и «самореализация» в системе занятий плаванием, раскрывающих перспективность достижения высоких достижений в выбранном виде спорта.

Ключевые слова

Социализация, самореализация, педагогическая методология, культура самостоятельной

работы, моделирование.

Возможности педагогического моделирования в структуре уточнения категориального аппарата педагогики физической культуры определяются качеством детерминируемых моделей и используемых ресурсов апробации профессионально-педагогического знания в поиске оптимальных условий становления и развития личности, включенной систему занятий физической культурой и спортом, в поле нашего исследования заложим детерминированные нашими коллегами определения категории «социализация» и «самореализация», определим научно-педагогическое обеспечение педагогического моделирования рядом научных публикаций [1-10], фасилитирующих выбор направления, постановку проблемы, возможности поиска решения и оптимизацию, детализацию и верификацию выявляемых результатов в русле идей гуманизма и продуктивности личности, включенной в деятельность и общение.

Социализация - процесс объективного, своевременного включения развивающейся личности в систему социальных норм и взаимодействия, культуры и общения, социальных и образовательных институтов, определяющих возможности развития и включения личности в ряд продуктивных отношений, где социальные роли и связи выполняют функции стабилизации, являются механизмами развития личности в контексте формирования системы ценностей, мировоззрения, социального опыта, выбора модели самореализации и самоутверждения, предопределяющих принятие развивающейся личности обществом в ресурсах дихотомического сочетания идей гуманизма и продуктивности, выполняющих роль страховки личности и общества в сохранении и преумножении ценностей и богатств, наследия и инноваций.

Социализация обучающегося в плавании - процесс принятия обществом личности, включенной в систему приоритетов развития в модели самореализации через плавание, отражающей системность постановки задач(и) развития через акмеперспективы становления и здоровьесбережения, предопределяющих устойчивость и конкурентоспособность, востребованность и надлежащую значимость продуктов деятельности в выбранном направлении деятельности и общения.

Самореализация - процесс самостоятельного, своевременного многовариативного поиска оптимальных условий постановки цели ведущей деятельности в выбранных направлениях деятельности, предопределяющий качественное решение задач и противоречий развития личности в нормах культуры и общения, науки и спорта.

Самореализация обучающегося в плавании - процесс поиска оптимальных условий формирования и развития спортивного мастерства, обеспечивающего достижение объективно высоких результатов в соревнованиях различного уровня, системно располагающих к анализу получаемых результатов (рефлексия) и определению, уточнению, детализации нового круга достижений, решающих возможность устойчивого развития личности в плавании и обеспечивающих успешность в выбранном поле деятельности.

В дальнейшем нам необходимо будет уточнить понятия «социализация» и «самореализация» в модели широкого, локального и узкого смыслов детерминируемых явлений. Кроме того, обеспечение

171

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.