Научная статья на тему 'Динамическая модель опасного сближения воздушных судов при конфликтной ситуации типа "пересечение"'

Динамическая модель опасного сближения воздушных судов при конфликтной ситуации типа "пересечение" Текст научной статьи по специальности «Математика»

CC BY
108
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по математике, автор научной работы — Компанцева Екатерина Игоревна

Рассматривается динамическая модель сближения воздушных судов, вызванного их случайными отклонениями, в режиме пересечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по математике , автор научной работы — Компанцева Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамическая модель опасного сближения воздушных судов при конфликтной ситуации типа "пересечение"»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Радиофизика и радиотехника

№ 87(5)

УДК 621.396.

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПАСНОГО СБЛИЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПРИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

ТИПА “ПЕРЕСЕЧЕНИЕ”

Е.И. Компанцева

Статья представлена доктором физико-математических наук, профессором Козловым А.И.

Рассматривается динамическая модель сближения воздушных судов, вызванного их случайными отклонениями, в режиме “пересечение”.

В работе [1] была рассмотрена задача построения динамической модели опасного сближения воздушных судов при конфликтной ситуации типа “догон”. В настоящей работе решается аналогичная задача для конфликтной ситуации типа “пересечение курсов воздушных судов” (в дальнейшем такую ситуацию будем называть просто “пересечение”), характерной для 75% случаев опасных сближений, которые имеют место в точках схождения трасс.

При построении соответствующей динамической модели будем исходить из следующего: ситуация создается двумя воздушными судами (ВС), следующими на одном эшелоне; числовые характеристики случайных местоположений каждого ВС известны; начальные удаления ВС от точки пересечения принимаются известными; заданным считается угол схождения трасс - р (рис.1).

Рис. 1. Иллюстрация конфликтной ситуации типа «пересечение курсов воздушных судов»

Плотности распределения местоположений воздушных судов, участвующих в ситуации, могут быть представлены следующими выражениями:

№ (х, И, 1)

№ (2, у, 1 )

1

(х-тух 1 - хЯ1)

2р°б, (1 К (1)

е 2< (*) е 2°81 {1)

(2-тУ21 -2Я2 )2 у2

2™Ь, (1 К, (1)

е

2< ({) 2°22 (1)

2

И

1

где О§ (I), О§ (I)- средние квадратические отклонения местоположений ВС1 и ВС2 в боковом направлении; Ощ (|), (|) - средние квадратические отклонения местоположений ВС1 и

ВС2 в продольном направлении; - математические ожидания скоростей ВС;

хщ,

2п^ - начальные удаления воздушных судов от точки пересечения трасс; I - текущее время.

Смысл величин х, у, 2, к достаточно наглядно виден из рис. 1.

При определении вероятности опасного сближения в условиях развития предпосылки к конфликтной ситуации (ПКС) "пересечение" используется подход, аналогичный

рассмотренному для ситуации "догон" [1]. Предполагая попадание ВС2 в границы

элементарного сегмента ДБ;, определим опасное сближение как событие, состоящее в том, что одновременно с этим ВС1 находится внутри области Б/ (рис.2). Область Б/ задается окружностью 15-километрового радиуса с центром, приходящимся на центр ДБ/. Вероятность этого события может быть представлена:

РП, (I)= Ц>2(2,у,I)/]>,(х,к , I )dxdкdzdy (2)

' ДБ/ Б; .

Перебор всех возможных положений сегмента ДБ/ и соответствующих вероятностей опасного сближения, позволяет сформировать окончательное выражение для Рщ (|) в виде:

¥ ¥

РпМ= / № (г,У,і) Ц (х, И, і )dxdhdzdy

Б(г у )

(3)

— ¥ —¥

Переход к пределам, определяемым размерами полных эллипсов рассеивания, преобразует (3) к виду:

РП (і ) = \\Ж2 (г, У,і) \\Ж\ (х,И, і)dxdhdzdy , (4)

Б1 Б2 (г,У)

где определение области $і аналогично определению области ^, а область Б2 задается пересечением окружности радиусом 15 км (центр окружности в точке с текущими

координатами (z,y)) и полного эллипса рассеивания местоположений ВС1 (аналогия с определением области D2 формулой (7) в [1]).

Одно из существенных отличий анализа ситуации "пересечение" от анализа ситуации типа "догон" состоит в использовании двух систем прямоугольных координат (XOH и YOZ). Интегрирование по области S2 (Z,Y) требует задания ее границ в переменных (x,h). Эта процедура может быть осуществлена в соответствии с формулами пересчета, путем учета того, что система координат YOZ смещена и повернута на угол (900- j) относительно системы

координат XOY (рис.З). Отмеченному преобразованию соответствуют следующие формулы пересчета переменных:

z = (x - xni + zn2 cos j)cos j + (h + zn2 sin j)sin j =

= (x - xni )cos j + h sin j + zn2 y = -(x - xni + zn2 cos j)sin j + (h + zn2 sin j)cos j =

- (x - xni )sin j + h cos j + zn2 sin 2 j

Полное время развития ситуации для данного типа ПКС определим как временной интервал с момента первого схождения областей возможных положений ВС1 и ВС2 на расстояние 15 км (рис. 4 а) до момента расхождения этих областей на то же расстояние (рис. 4 б).

Область $2 образуется пересечением полного эллипса рассеивания местоположений ВС1 и дугой окружности 15-километрового радиуса, центр которой принадлежит полному эллипсу рассеивания местоположений ВС2:

Рис.4.Развитие конфликтной ситуации

Рис. 4. Развитие конфликтной ситуации

(х - хщ - mVl t)2 + h 2 _ 1 9s2 (t) 9sd

ni w di

<

(z-zo)2 +(У-Уо)2 _ 152

4.

Очевидно, что начальный момент времени tni может быть найден как минимальный

(первый) момент времени, при котором система уравнений (6) имеет единственное решение. Основываясь на сказанном, момент времени t^ может быть найден путем решения системы (6)

при одновременном выполнении условий: h _ h^, Xi _ Х2; х (tni )_ Xmin, где (xi,hi ) и (^ h2 ) - решения системы (6). Это дает основание утверждать, что tn^ _ t.

Аналогично, момент времени tn^ характеризует момент расхождения полных эллипсов вероятности на пятнадцатикилометровое расстояние и, следовательно, вновь определяет единственное решение системы (6). Выполнение условий: hi _ h^, Xi _ Х2, X (tni ) ^ Xmin позволит определить tn2 _ t .

Основываясь на допущении о независимом характере случайных отклонений ВС в боковом и продольном направлениях [i], может быть предложен метод последовательного учета двух выделенных типов случайных отклонений с последующим объединением полученных вероятностей в окончательную модель.

ЛИТЕРАТУРА

1. Компанцева Е.И. Динамическая модель опасного сближения воздушных судов при конфликтной ситуации типа “догон” (статья в данном Вестнике).

DYNAMIC MODEL OF DANGEROUS RAPPROACHEMENT OF PLANES AT A DISPUTED SITUATION OF

A TYPE “CROSSING”

Compantzeva E.I.

The dynamic model of rapproachement of planes caused by their casual deviations in a mode “crossing” is considered

Сведения об авторе

Компанцева Екатерина Игоревна, окончила МГПУ (1988), кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры алгебры МГПУ, автор 25 научных работ, область научных интересов - управление сложными системами и теория абелевых групп.

при

(zG, yG )

(z -

Є---------

Z - zn2 - mV2 t

)2

(6)

9s2 (t)

n2

+ ■

y

=1

9s

O2

2

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.