Научная статья на тему 'Динамическая модель опасного сближения воздушных судов при конфликтной ситуации типа "догон"'

Динамическая модель опасного сближения воздушных судов при конфликтной ситуации типа "догон" Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
127
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям, автор научной работы — Компанцева Екатерина Игоревна

Рассматривается динамическая модель сближения воздушных судов, вызванного их случайными отклонениями, в режиме догон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по электротехнике, электронной технике, информационным технологиям , автор научной работы — Компанцева Екатерина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Динамическая модель опасного сближения воздушных судов при конфликтной ситуации типа "догон"»

2005

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Радиофизика и радиотехника

№ 87(5)

УДК 656.7.052

ДИНАМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ОПАСНОГО СБЛИЖЕНИЯ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ПРИ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

ТИПА “ДОГОН”

Е.И. Компанцева

Статья представлена доктором физико-математических наук, профессором Козловым А.И.

Рассматривается динамическая модель сближения воздушных судов, вызванного их случайными отклонениями, в режиме “догон”.

Целью настоящей статьи является обоснование и разработка математической модели оценивания вероятности опасного сближения, обусловленного случайными отклонениями воздушного судна (ВС) в продольном и поперечном (боковом) направлениях [1,2].

Выходным параметром модели должна являться оценка вероятности опасного сближения, адекватно отслеживающая изменение действительной воздушной обстановки, последнее означает, что разрабатываемая модель должна отвечать требованию динамичности.

В качестве условия при обосновании модели принимается допущение о развитии ситуации вне участия диспетчера, т. е. в рамках неконтролируемого воздушного движения.

Естественным предположением является допущение, что закон распределения случайных местоположений (координат) ВС может быть принят нормальным. Основываясь на допущении о независимости продольных и боковых отклонений ВС, плотность вероятности случайных местоположений ВС на плоскости будет определяться следующим выражением:

Ж (х, к, г) =--------------—— exp

v ' 2ро8 (г К (г) Р

(х - туг )2 к2

2оП (г) 2°2 (г)

(1)

где х - текущая координата ВС в направлении движения, ту -математическое ожидание скорости ВС; ; г - текущее время; Оп (г )=Оуг - среднее квадратическое отклонение местоположений ВС в продольном направлении, Оу - среднее квадратическое отклонение скорости; к-математическое ожидание бокового отклонения ВС от середины воздушного коридора, О § (г) - среднее квадратическое отклонение ВС в боковом направлении.

Значение О § может быть определено, исходя из существующих требований к

вероятности невыхода воздушного судна за пределы половины ширины воздушной трассы. В настоящее время отмеченная вероятность задается уровнем 0,95 для трассы 10-километровой ширины. Полученное на основе этих данных значение О § составит 2,55 км и может быть

использовано в качестве предельно допустимого при дальнейших расчетах.

В качестве случайной величины в работе принимаем скорость движения ВС, поэтому величину бокового отклонения в (1) приняли постоянной, равной математическому ожиданию.

Оценка вероятности опасного сближения при движении двух ВС “в догон” основывается на следующих принятых исходных данных: движение ВС осуществляется на одном эшелоне; числовые характеристики случайных местоположений каждого ВС известны; известны удаления каждого ВС в начальный момент времени (начальное разделение между ВС).

В соответствии с принятыми допущениями плотности распределения местоположений ВС1 и ВС2 представляются следующими записями:

Ж1 (х1, И1, г)

1

(Х1 - тп I- хН1 )2

2 ро8, о »1 (1)

1

2 РОб2 0 », ( ! )

е

2 0 «1 (') 2 °21

( х2 -

х9 - т^ г - х

2 ЛН2

)2

е

2о22 (*) 2о

(2)

где индексы 1 и 2 относятся к первому и второму ВС соответственно, х«1, х«2 - начальные

удаления воздушных судов, что показано на рис. 1.

Решение поставленной задачи начнем с предположения о попадании ВС1 в пределы некоторого элементарного сегмента Дй, (рис.1). В этом случае опасное сближение может быть формализовано как событие, состоящее в нахождении ВС2 в области О,, ограниченной окружностью 15-километрового радиуса с центром, приходящимся на геометрический центр сегмента Дй, (рис.1). Вероятность наступления формализованного события Рд (г) может быть определена как:

рД, (г)= Я»1 (хьиъ

г )Ц^2 (х2, *2, г )йх1йх2 й*1^*2 .

Дй, А

(3)

2

и

и

2

Рис. 1. Иллюстрация к постановке задачи

Взаимное расположение нормальных законов с плотностями вероятностей ^ (х1, *1, г) и ^ (х2, ^, г ) определяет множество аналогичного элементарных ситуаций. Полный перебор

,-х вероятностей (3) по всему возможному множеству взаимных положений ВС1 и ВС2 будет определять вероятность опасного сближения при развитии ситуации «догон» (во времени). Интегральный подход позволяет получить выражение для вероятности опасного сближения в следующем виде:

¥ ¥

Рд(‘)= / /»1 (хьИЬ1) Ц>2 (х2, *2, г )йх^2 й*1й*2

-¥-¥ О = / (х, И )

Аналитическое интегрирование выражения (4) представляет значительную сложность.

Однако следует отметить, что решение практических задач позволяет перейти от бесконечных пределов интегрирования к конечным. С этой целью ограничим область возможных положений ВС размерами полного эллипса рассеивания с полуосями 30 § и 30п (г). Таким образом, с практической достоверностью порядка 0,99 всё рассеивание местоположений ВС укладывается в эту область. Согласно сказанному, интеграл (4) может быть представлен в виде:

РД( ) = Ц^1 (х1, *1, г ) Ц^2 (х2, *2, г )йх1йх2 ^*1^*2, (5)

О О2 (х, *)

где О - область интегрирования , задаваемая границами полного эллипса рассеивания местоположений ВС1:

. 2

(хі

■т* )"

+

к2 _

9о^

_ 1

(6)

Область образуется пересечением полного эллипса рассеивания местоположений ВС2 и дугой окружности 15-ти километрового радиуса с центром, задаваемым текущими координатами х1, к1.

Л

х-

х.

т 2 і )2

9 о 2 (і)

+

к

2____ _

9 о;

_ 1

(х2 - х1 )2 + (к2 - к1 )2 _ 15'

(7)

Рис.3. “Догон"

2

2

2

Отсутствие решений системы уравнений (7) соответствует отсутствию общих точек у окружности и эллипса. Отмеченный случай характерен для начальных фаз развития ситуации, т.е. при отсутствии перекрытия областей малых вероятностей законов распределения местоположений ВС1 и ВС2 (рис.3). В случае расхождения ВС (ВС1 обогнало ВС2) система уравнений (7) также не будет иметь решений (рис.4).

Одно решение системы соответствует моменту схождения областей малых вероятностей

Рис.4. “Обгон"

на 15 километров (І д^), либо моменту их расхождения на то же расстояние (І д^ ). В

соответствии со сказанным запишем:

X..

+ т.у2 іДі ЗоИг (ІДі) (хщ + т¥і іДі + Зо„і(ІДі

+ Шуі Ід2 - 3С„і ( ІД2 ) - ( Х„2 + ту2 ІД2 + 30„2 ( їд

С учетом Оп (і) = Оуї получим:

ІДі (і ) =

= і5 = і5

(8)

15 ХП2 + Хпі

тУ2 - ту.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<Гуі +0>2

)

ІД 2 (і ) =

і5 - хпі + хп2

(9)

тУі - тУ2 - 3 \°Уі + оУ2 Время развития ситуации (Ід ) определим как временной интервал между двумя выделенными моментами времени:

ІД ІД2

1Ді

6 (°Я +°У2 )( ХП2 - Хпі ) + 30 ( тУі - тУ2 )

(тУ - тУ2 ) - 9(о^ + Оу2 )

(і0)

Рассмотренный интервал ?д включает в себя все характерные моменты развития

ситуации: от начального момента схождения математических ожиданий местоположений ВС, момента их совпадения (пик конфликта), до момента значительного расхождения (расхождения

на 3 О (?) + 3о^ (?) + 15км ). Очевидно, что в условиях реального воздушного движения (при наличии УВД) время развития конфликта будет значительно меньше ?д в силу наличия

диспетчерского управления. В настоящей статье с учетом принятого допущения о невмешательстве диспетчера полученное выражение (10) может быть интересно с позиций оценивания полного потенциально-возможного времени развития конфликта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анодина Т.Г., Кузнецов А.А., Маркович Е.Д. Автоматизация УВД. -М.: Транспорт, 1992.

2. Автоматизированные системы УВД. Справочник; Под. ред. Савицкого В.И. - М.: Транспорт, 1986.

DYNAMIC MODEL OF DANGEROUS RAPPROCHEMENT OF PLANES AT A DISPUTED SITUATION OF A

TYPE “TO CATCH UP”

Compantzeva E.I.

The dynamic model of rapproachement of planes caused by their casual deviations in a mode “to catch up” is considered.

Сведения об авторе

Компанцева Екатерина Игоревна, окончила МГПУ (і988), кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры алгебры МГПУ, автор 25 научных работ, область научных интересов - управление сложными системами и теория абелевых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.