Научная статья на тему 'Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики'

Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Область наук
Ключевые слова
культура / философия / экология / педагогика / образование / картина мира / culture / philosophy / ecology / pedagogy / education / world view

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Е.И., Рябова Е.Л.

Автор размышляет о природе противоречий, проявляющихся в сфере культуры и носящих характер полного противопоставления образов и смыслов, которые вначале вбирали в себя элементы социальной стратификации, позже поднялись до уровня философского дискурса о несовпадениях естественно-научной и гуманитарной картин мира, а затем вышли на интегральный уровень в виде дихотомий информационной и экологической культур. В статье подробно проанализированы особенности каждого из полюсов экологической культуры, а также выделены меры, необходимые для того, чтобы позитивные моменты того полюса, который связан с социальной экологией, перевести из чисто теоретической области в практическую, касающуюся подготовки специалистов будущих экологических профессий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dichotomy of culture: the conflict between the values of ecology and economics

The author reflects on the nature of the contradictions that manifest themselves in the sphere of culture and have the character of a complete opposition of images and meanings, which at first absorbed elements of social stratification, later rose to the level of philosophical discourse about the discrepancies between the natural science and humanitarian pictures of the world, and then came to an integral level in the form of dichotomies of informational and ecological cultures. The article analyzes in detail the features of each of the poles of ecological culture, and also highlights the measures necessary to ensure that the positive aspects of the pole that is associated with social ecology are transferred from a purely theoretical area to a practical one related to the training of specialists in future environmental professions.

Текст научной работы на тему «Дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики»

Рябова Е.И.

Юрист 2 класса, кандидат политических наук, руководитель научного и общественно-политического проекта «Альманах Крым».

Рябова Е.Л.

Доктор политических наук, кандидат социологических наук.

дихотомия культуры: конфликт ценностей экологии и экономики

Загадочная модель мироустройства поражает нас сейчас так же, как она вызывала трепет у людей на самой заре их истории. Уже тогда, в древний период, для придания некой гармонии картины мира в разных культурах сложилась бинарная модель, где два противоположных начала — дня и ночи, темного и светлого, мужского и женского, холодного и горячего и т.д. — выступали основанием для простейшего объяснения постоянных перемен, непонятных человеку, но держащий его жизнь в жесткой зависимости. В античный период объяснением органичности подобного дуализма бытия занялись мифология и религия. Многие из созданных в прошлом представлений, например, в Древнем Китае, проявили удивительную живучесть. До сих пор мы часто прибегаем к дихотомии «ян — инь» как к объяснению всеобщего единства и непрерывных перемен1. В «И цзин» («Книге перемен») ян и инь помогали выразить различия светлого и темного, твердого и мягкого, а со временем эти категории набирали все больше примеров взаимодействия крайних противоположностей2.

В Новое время философия пришла на смену религии в трактовке причин движения в самой природе, а с ней и в социуме. В XIX столетии в учении Гегеля, в частности в «Феноменологии духа», как движущий принцип всякого развития стало рассматриваться про-тиворечие3. Материалисты пошли еще дальше и среди трех так называемых законов диалектики выделили закон единства и борьбы противоположностей, который распространили и на политическую

1 Марков Л.А. Система дуальных противоположностей Инь — Ян в сравнительном освещении // Восток. 2003. № 5. С. 17-31.

2 Щеглова М.И., Лауер А.П. Концепция «Инь-Ян» в даосизме как объяснение всеобщего единства и непрерывных перемен // Символ науки. 2017. № 6. С. 81-82.

3 Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. Г. Шпет. М.: Академический проект, 2018.

борьбу, где эта борьба приобретала форму жесткого антагонизма.

поскольку в политической жизни нет ограничений ни по сферам противоборства, ни по его средствам и методам, то в конфликт противоположностей были вовлечены такие области человеческой жизнедеятельности, где изначально предполагалось торжество гармонии. прежде всего речь шла о культуре, которая ранее виделась как поле возделывания, креативного преобразования и просвещения. Общее пространство культуры оказалось разделенным глубоким разломом. Так, согласно трактовке Владимира Ленина: «В каждой национальной культуре есть, хотя бы не развитые, элементы демократической и социалистической культуры, ибо в каждой нации есть трудящаяся и эксплуатируемая масса, условия жизни которой неизбежно порождают идеологию демократическую и социалистическую. Но в каждой нации есть также культура буржуазная (а в большинстве еще черносотенная и клерикальная) — притом не в виде только «элементов», а в виде господствующей культуры. поэтому «национальная культура» вообще есть культура помещиков, попов, буржуазии»4. Эти мысли он изложил в «Критических заметках по национальному вопросу», опубликованных в 10, 11 и 12 номерах журнала «просвещение» за ноябрь — декабрь 1913 г. Большевики, придя к власти в России в 1917 г., очень быстро приступили к искоренению буржуазной культуры. Однако уничтожив конкурирующее начало, этой политикой советские управленцы ослабили и социалистическую культуру.

7 мая 1959 г. в разгар, с одной стороны, холодной войны, а, с другой стороны, на разгонном этапе научно-технической революции английский писатель-реалист, естествоиспытатель химик и государственный деятель Чарльз перси Сноу прочитал в Кембриджском университете Лекцию Рида, которую он озаглавил «Две культуры и научная революция». В ней Сноу с сожалением высказался о разрыве между представителями технических и гуманитарных наук, между собственно учеными и интеллектуалами-литераторами5. Во-первых, Сноу перевел основную линию противопоставления ценностей в общем пространстве культуры с политического языка на язык науки. Во-вторых, он очень четко дал понять, что в зависимости от общего социально-экономического, политического и технологического контекста смыслы дихотомий будут постоянно меняться. Неудивительно, что его лекцию специалисты отнесли к

4 Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Ленин В.И. пСС. Т. 24. С. 120-121.

5 Snow C.P. The Two Cultures and the Scientific Revolution. The Red Lecture 1959. Cambridge: Harvard University Press, 1961.

ста самым влиятельным книгам того периода.

поскольку в наше время мы вновь увидели напряжение, разворачивающееся по типу дихотомии двух культур, которое перешло в конфликт смыслов их экологического наполнения, то прежде чем перейти к анализу вновь возникших противоречий, остановимся на положениях, выдвинутых Сноу в его лекции, так как многие из них вполне годятся на роль актуальных ментальных паттернов.

Основное противопоставление, выделенное Сноу, относилось к разделению всей имеющейся в распоряжении человека информации о Вселенной и его собственных достижениях на области естественнонаучного и гуманитарного знания. по мнению Сноу, принципиальное различие ними опирается различие субъекта исследования, коим является человек, и объекта, в роли которого выступает природа. Если изучать мир по логике естественных наук, то требуется сосредоточиться на выявлении причинно-следственных взаимосвязей и закономерностей. Если же двигаться, пытаясь придерживаться пути гуманитарного познания, то невозможно игнорировать комплекс ценностно-окрашенных суждений, накопленных за всю историю интерпретаций фактов, относящихся ко всем областям бытия. Эти позиции настолько укрепились, что смогли оформиться в две изолированных друг от друга области культуры, степень взаимопонимания между которыми все время ослабевает.

причины появления подобной социокультурной дихотомии Сноу видит в имеющейся системе образования, ориентированной на чрезмерную специализацию в ущерб всестороннему развитию личности. Ростки, пробившиеся в образовании, полным цветом расцветают в науке, где плоды этих ранних завязей знаний проявляются в новых концепциях, пригодных для трактовки частностей, но не способных охватить общее. поэтому еще до возникновения интегрального подхода6 Сноу говорил о значимости рассмотрения объектов действительности как сложных целостных образований.

Нельзя не признать, что именно в культуре достижение такой целостности практически невозможно, поскольку, как отмечалось выше, культурное пространство дает питательную почву для конкуренции стилей, жанров, личностей, образов и, разумеется, смыслов. Несмотря на то, что эту закономерность развития социума власти и деятели культуры понимали во все времена и во всех странах по-своему, реализовать на практике такой подход к обеспечению культуре подлинной многогранности не удавалось практически ни-

6 Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / Иер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2002; Jantsch E. Interdisciplinary. Problems of Teaching and Research in Universities. Paris: CERI-OECD, 1972.

где. Наиболее показательным представляется пример Китая, где в разные исторические периоды обращались к мысли, высказанной названием классического старинного стихотворения: «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ». первый показательный пример провала данного подхода произошел при императоре Цинь Ши-хуанди, который объединил Китай приблизительно в 200 г. до н. э. по свидетельству потомственного историографа династии Хань Сыма Цяна, вместо творческого соперничества в силу вступил запрет всех школ, все книги, кроме отдельных разрешенных исторических, медицинских, сельскохозяйственных и гадательных были сожжены, а конфуцианцы попали под преследование7. В 1957 г. китайский лидер Мао Цзэдун под тем же самым лозунгом «пусть расцветают сто цветов, пусть соперничают сто школ» провозгласил кампанию «Байхуа юньдун», направленную на усиление гласности и критики, к которой привлек множество представителей интеллигенции. Однако как только ход кампании пошел не по предполагаемому сценарию, она была свернута. Не всегда такие процессы приостанавливаются или даже перерождаются из-за репрессивных действий властей. поскольку в самой культуре заложены семена как созидания, так и разрушения, то последние могут при определенных условиях произрастать более пышным цветом, забивая новые побеги.

История культуры стран Запада вскоре после анализируемой лекции Сноу, пошла по пути сначала расцвета контркультуры, а затем — множества субкультур8. показательно, что на той же самой социокультурной почве, что дала жизнь контркультуре и значительной части субкультурных вариаций, возникла столь ценимая сейчас на Западе культура отмены или культура исключения (англ. cancel culture, call-out culture)9. Эта новейшая форма социального остракизма, при которой личность или определенная группа подвергаются осуждению, имела в качестве локуса происхождения университетские кампусы, кампусную культуру, в которой настойчиво культивировалась нулевая толерантность (англ. zero tolerance) ко всему, что можно было записать в разряд расистского, сексистского или трансфобного мышления. Культура отмены еще более поляризовала напряжение,

7 Исторические записки (Ши цзи) / Сыма Цянь; пер. с китайского и комментарий Р.В. Вяткина и В.С. Таскина; вступит. ст. М.В. Крюкова. Т. 2. М.: Наука, 1975.

8 Беляев И.А., Беляева Н.А. Культура, субкультура, контркультура // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И.А. Беляева.— Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. С. 5-18; Рошак Т. Истоки контркультуры = The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition / пер. О.А. Мышакова. М.: АСТ, 2014.

9 Алкснис И. «Культура отмены»: самоуничтожение либерализма [Электронный документ] URL: https://ria.ru/20200720/1574561961.html.

существующее в социокультурном пространстве. Помимо четко обозначенных полюсов, из которых на одном концентрируются всевозможные либеральные (а чаще псевдолиберальные) идеи, взгляды, ценности и пр., а на другом — все, что условно можно обозначить тяготением к традиционным выражениям своих духовных предпочтений, все активнее происходит расслоение данного пространства.

Среди таких новейших слоев культуры отчетливо выделяются информационный и экологический и соответствующие им инфор-мационная10 и экологическая11 культуры. Прежде всего, они растяжимы на всю область культуры, обладают исключительными способностями проникать даже в закрытые локусы, преобразовывать возникающие в них явления (не только из сферы культуры, но также из мира политики, экономики, религии и пр.). Другой сближающей их характеристикой является виртуальность, фантомность, которая вовсе не отменяет наличия признаков конкретности и измеримости. Однако эти свойства позволяют продуцировать множество интерпретаций аудиовизуального, логического, семиотического, понятийно-терминологического, технологического, коммуникационного, сетевого и иных порядков12.

На каждом из пластов, на которых расслоилась общечеловеческая культура, сформировались собственные дихотомии. Создаваемый ими узор внутри сферы культуры весьма причудлив и неустойчив, ибо ни отдельные эти пласты, ни общее культурное пространство не находятся в статическом состоянии, а постоянно видоизменяются. Однако такая изменчивость не является основанием для того, чтобы отказываться анализировать тренды, свидетельствующие о наличии неких линий предпочтений внутри таких перемен. Сейчас мы достаточно отчетливо наблюдаем концентрацию энергий вокруг двух новых полюсов, центрами притяжения в которых выступают различия понимания ценностей экологической культуры.

Один из полюсов можно условно назвать ультра зеленым. Сюда будут относиться все культурологически окрашенные проекты, касающиеся зеленой энергетики, борьбы с изменением климата, разумного потребления (англ. responsible consumption), устойчивой моды, фриганизма (англ. freeganism от free — свободный, бесплатный и vegan — веганизм), фудшеринга (англ. foodsharing от food — еда и share — поделиться; совместно использовать) и пр.

10 Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. М.: МБА, 2011.

11 Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. М.: ИФРАН, 2013; Павлов А.Н. Основы экологической культуры: Учебное пособие для вузов. СПб.: Изд-во Политехника, 2004.

12 Рыжов В.П., Рыжов Ю.В. Культура как система. Опыт информационного анализа: Монография. М.: Ridero, 2016 (цифровая книга).

У всякой новой концепции обязательно должны быть не только авторы, но и собственные подвижники, которых можно поднять на пьедестал и сделать героями. И вот здесь обнаруживается серьезный изъян ультра зеленой картины мира. Лауреат Нобелевской премии мира за работу по защите окружающей среды и исследования по проблеме изменения климата (2007), вице-президент США Альберт Гор, который в 1976 г., еще будучи конгрессменом, впервые в истории американского парламента организовал слушания по проблеме глобального потепления, а в 1992 г. выпустил книгу «Земля на чаше весов», где подверг резкой критике принятую в науке модель адаптации к изменению климата, не смог выиграть президентские выборы, но при этом превратился достаточно успешного в финансовом отношении агитатора и пропагандиста зеленой повестки.

Другой пример: зеленая партия в Германии — Союз 90/Зеленые (нем. Bündnis 90/Die Grünen) по итогам федеральных выборов вошла в правящую коалицию. Но и Анналена Бербок, являющаяся министром иностранных дел ФРГ, и Роберт Хабек — вице-канцлер, министр экономики и проблем климата, не придали новых импульсов ни внешней, ни внутренней политике Германии.

Еще сложнее с общественными лидерами зеленых. Грета Тун-берг, юная экоактивистка из Швеции, в 2018 г. инициировала движение «Школьная забастовка за климат» (швед. Skolstrejk för klimatet). после акции, в которой она вместо школьных уроков в течение нескольких недель сидела у здания Риксдага и раздавала листовки с надписью: «Я делаю это, потому что вам, взрослым, плевать на мое будущее», ее примеру последовали многие школьники из разных западных стран. Тунберг стала яркой фигурой на многих экологических форума, где весьма нелестно отзывалась о политиках, игнорирующих зеленую повестку. при этом есть обоснованные данные, что активизм Тунберг не бескорыстен, а за ним скрываются лоббисты зеленой энергетики. Так, накануне первого выступления школьницы PR-специалист Ингмар Рентцхог развернул экопроект We Don t Have Time. Именно он затем благодаря баннерам Тунберг привлек в проект миллионов долларов. Но еще любопытнее, тот факт, что то вдохновителем Рентцхога выступал Альберт Гор и его движение «Реальность климата» (англ. Climate Reality Project).

Итог быстрейшего продвижения к зеленой энергетике был обрисован еще в 2016 г. на сайте Всемирного экономического форума (англ. World Economic Forum) в программной статье о том будущем, какое оно наступит в 2030 г.: «Добро пожаловать в 2030 год, у меня нет собственности, нет неприкосновенности частной жизни и я никогда не

был счастливее». Статью сопровождал видеоролик You'll own nothing, and you'll be happy («У вас не будет ничего и вы будете счастливы»).

Что же можно увидеть на противоположном полюсе экологической культуры? Суммарно эти представления можно объединить понятием «социальная экология». Несмотря на то, что этот термин появился в американской социологии еще в 1920-е гг., содержание данного понятия долгое время было замкнуто внутри собственно научного познания закономерностей взаимодействия общества и природной среды, влияния этих процессов на производственную деятельность, физическое и психическое здоровье человека. В 1970-е гг. оно стало наполняться этическими смыслами, в 1990-е гг. перешло в практическую плоскость и коснулось выработки поведенческих стратегий в духе устойчивого развития. В настоящее время можно говорить о том, что социальная экология начинает интегрировать в себя когнитивные процессы, сближаясь с когнитивной экологией, которая сосредоточена на изучении когнитивных явлений в социальном и природном контекстах13.

В этой связи исключительно важным представляется включение проблематики социальной экологии в педагогический процесс в средней и высшей школе. Можно отметить, то этот запрос формируется не в системе образования, а у рынка труда, трансформирующегося под влиянием множества факторов, включая экологические14. Если ранее говорилось об изменении экологического ландшафта будущего и о росте экологической осознанности человека, то сейчас специалисты все чаще отмечают тенденцию экологизации многих профессий. Неподготовленность к этому переходу может стать причиной уже не поколенческого разрыва, обернувшегося известным из западной социологии «конфликтом поколений», а профессионального разлом, когда внутри одной области производства специалисты потеряют общий язык.

Отсюда уже сейчас важно предвидеть то, какие компетенции будут востребованы у экоаналитиков в добывающих отраслях, операторов оборудования для СИГ, ветеринаров-реабилитологов, специалистов по экологической ответственности, сельскохозяйственных

13 Исмиханов З.Н., Магомедбеков Г.У. Исследование современных экологических, социальных и экономических проблем устойчивого развития региона: когнитивный подход // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12. № 4. С. 46-56.

14 Социальная экология и кадровая безопасность: Учебное пособие / И.С. Вознесенский, М.Н. Вражнова, Т.А. Миронова, Л.О. Терновая, А.Е. Шастина. Иод редакцией М.Н. Вражновой и Л.О. Терновой. - М.: Международный издательский центр «Город XXI век», 2022: Социальная и экологическая безопасность: Учебно-методическое пособие / И.С. Вознесенский, М.Н. Вражнова, Т.А. Миронова, Л.О. Терновая, А.Е. Шастина. Иод редакцией М.Н. Вражновой и Л.О. Терновой. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2022.

экологов, урбанистов-экологов, биофармакологов, юристов по международному природоохранному праву, системных биотехнологов, специалистов по внедрению раздельного сбора отходов, специалистов в сфере экологического туризма и по преодолению системных экологических катастроф.

В связи с тем, что роль перечисленных и близких к ним профессий в управлении экономикой и социальной сферой будет возрастать, то важно, чтобы с помощью культуры их картина мира не превращалась ни в техноутопию, ни в экотопию15, а была дружелюбна человеку и природе. Также значимо, чтобы она советовала исконному представлению о культуре, как о возделывании всего доброго, вечного и красивого. Следовательно, даже если в пространстве экологической культуры сохранится извечная дихотомическая модель, она не будет разрушительной с точки зрения влияния на умы и сердца человека, остающегося одним из самых ценных и совершенных творений природы, а, наоборот, сможет продвигать людей к поиску новых идей и смыслов.

Библиографический список:

1. Алкснис И. «Культура отмены»: самоуничтожение либерализма // URL: https://ria. ru/20200720/1574561961.html.

2. Беляев И.А., Беляева Н.А. Культура, субкультура, контркультура // Духовность и государственность. Сборник научных статей. Выпуск 3; под ред. И.А. Беляева.— Оренбург: Филиал УрАГС в г. Оренбурге, 2002. С. 5-18.

3. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа / пер. Г. Шпет. М.: Академический проект, 2018. 494 с.

4. Горелов А.А. Эволюция культуры и экология. М.: ИФРАН, 2013. 246 с.

5. Исторические записки (Ши цзи) / Сыма Цянь; пер. с китайского и комментарий Р.В. Вяткина и В.С. Таскина; вступит. ст. М.В. Крюкова. Т. 2. М.: Наука, 1975. 580 с.

6. Исмиханов З.Н., Магомедбеков Г.У. Исследование современных экологических, социальных и экономических проблем устойчивого развития региона: когнитивный подход // Юг России: экология, развитие. 2017. Т.12. № 4. С. 46-56.

7. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу // Ленин В.И. пСС. Т. 24.С. 113-150.

8. Марков Л.А. Система дуальных противоположностей Инь — Ян в сравнительном освещении // Восток. 2003. № 5. С. 17-31.

9. павлов А.Н. Основы экологической культуры: Учебное пособие для вузов. Спб.: Изд-во политехника, 2004. 334 с.

10. Рошак Т. Истоки контркультуры = The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition / пер. О.А. Мышакова. М.: АСТ, 2014. 384 с.

11. Рыжов В.п., Рыжов Ю.В. Культура как система. Опыт информационного анализа: Монография. М.: Ridero, 2016 (цифровая книга). 137 с.

12. Скворцов Л.В. Информационная культура и цельное знание. М.: МБА, 2011. 440 с.

13. Социальная экология и кадровая безопасность: Учебное пособие / И.С. Вознесенский, М.Н. Вражнова, Т.А. Миронова, Л.О. Терновая, А.Е. Шастина. под редакцией М.Н. Вражновой и Л.О. Терновой. - М.: Международный издательский центр «Город XXI век», 2022. 212 с.

15 Сычев А.А. Экотопия и мораль // Ведомости прикладной этики. 2018. Вып. 52. С. 47-62.

14. Социальная и экологическая безопасность: Учебно-методическое пособие / И.С. Вознесенский, М.Н. Вражнова, Т.А. Миронова, Л.О. Терновая, А.Е. Шастина. Иод редакцией М.Н. Вражновой и Л.О. Терновой. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2022. 118 с.

15. Сычев А.А. Экотопия и мораль // Ведомости прикладной этики. 2018. Вып. 52. С. 47-62.

16. Уилбер К. Око духа: Интегральное видение для слегка свихнувшегося мира / Иер. с англ. М.: ООО «Издательство АСТ» и др., 2002. 476 с.

17. Щеглова М.И., Лауер А.И. Концепция «Инь-Ян» в даосизме как объяснение всеобщего единства и непрерывных перемен // Символ науки. 2017. № 6. С. 81-82.

18. Jantsch E. Interdisciplinary. Problems of Teaching and Research in Universities. Paris: CERI-OECD, 1972. 308 p.

19. Snow C.P. The Two Cultures and the Scientific Revolution. The Red Lecture 1959. / C.P. Snow. Cambridge: Harvard University Press, 1961. 58 p.

References

1. Alksnis I. "Culture of cancellation": self-destruction of liberalism // URL: https://ria. ru/20200720/1574561961.html.

2. Belyaev I.A., Belyaeva N.A. Culture, subculture, counterculture // Spirituality and statehood. Collection of scientific articles. Issue 3; ed. I.A. Belyaeva. - Orenburg: Branch of URAGS in Orenburg, 2002. P. 5-18.

3. Hegel G.W.F. Phenomenology of spirit / Per. G. Shpet. M.: Academic project, 2018. 494 p.

4. Gorelov A.A. The evolution of culture and ecology. M.: IFRAN, 2013. 246 p.

5. Historical notes (Shi chi) / Sima Qian; per. from Chinese and commentary by R.V. Vyat-kina and V.S. Taskin; enter. Art. M.V. Kryukov. Vol. 2. M.: Nauka, 1975. 580 p.

6. Ismikhanov Z.N., Magomedbekov G.U. Research of modern environmental, social and economic problems of sustainable development of the region: a cognitive approach // South of Russia: ecology, development. 2017. Vol. 12. № 4. P. 46-56.

7. Lenin V.I. Critical notes on the national question // Lenin V.I. PSS. Vol. 24. P. 113-150.

8. Markov L.A. The system of dual opposites Yin-Yang in comparative illumination // Vostok. 2003. № 5. P. 17-31.

9. Pavlov A.N. Fundamentals of ecological culture: Textbook for universities. SPb.: Polytechnic Publishing House, 2004. 334 p.

10. Roshak T. The origins of counterculture = The Making of a Counter Culture: Reflections on the Technocratic Society and Its Youthful Opposition / Per. O.A. Myshakov. M.: AST, 2014. 384 p.

11. Ryzhov V.P., Ryzhov Yu.V. Culture as a system. Experience of information analysis: Monograph. Moscow: Ridero, 2016 (digital book). 137 p.

12. Skvortsov L.V. Information culture and integral knowledge. M.: MBA, 2011. 440 p.

13. Social ecology and personnel security: Textbook / I.S. Voznesensky, M.N. Vrazhnova, T.A. Mironova, L.O. Ternovaya, A.E. Shastina. Edited by M.N. Vrazhnova and L.O. Terno-voy. - M.: International Publishing Center "City XXI century", 2022. 212 p.

14. Social and environmental safety: Educational and methodological manual / I.S. Voznesen-sky, M.N. Vrazhnova, T.A. Mironova, L.O. Ternovaya, A.E. Shastina. Edited by M.N. Vrazhno-va and L.O. Ternovoy. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2022. 118 p.

15. Sychev A.A. Ecotopia and morality // Gazette of Applied Ethics. 2018. Issue. 52. P. 47-62.

16. Wilber K. The Eye of the Spirit: An Integral Vision for a Slightly Crazy World / Per. from English. M.: LLC «AST Publishing House» and others, 2002. 476 p.

17. Shcheglova M.I., Lauer A.P. The concept of "Yin-Yang" in Taoism as an explanation of universal unity and continuous change // Symbol of Science. 2017. № 6. P. 81-82.

18. Jantsch E. Interdisciplinarity. Problems of Teaching and Research in Universities. Paris: CERI-OECD, 1972. 308 p.

19. Snow C.P. The Two Cultures and the Scientific Revolution. The Red Lecture 1959. / C.P. Snow. Cambridge: Harvard University Press, 1961. 58 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.