Научная статья на тему 'Эволюция рабочей одежды — отражение эффективности менеджмента'

Эволюция рабочей одежды — отражение эффективности менеджмента Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
13
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Альманах «Крым»
ВАК
Ключевые слова
история / культура / менеджмент / рабочая одежда / эффективность / эстетичность / экологичность / history / culture / management / workwear / efficiency / aesthetics / environmental friendliness

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Вознесенский И.С.

В статье доказывается, что одним из внешних, визуальных характеристик эффективности менеджмента является рабочая одежа персонала. Показано, как история промышленности отразилась в изменении подходов к конструированию и применению на производстве спецодежды. Автор раскрывает процесс перехода от узкоутилитарного понимания спецодежды как исключительно средства обеспечения безопасности труда, к ее пониманию как важного элемента развития корпоративной культуры и признака профессиональной дифференциации. Показывается зависимость эффективности производства от качество обмундирования работника. Отмечается значимость в наше время учета экологических компонентов при дизайне рабочей одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evolution of workwear a reflection of the effectiveness of management

The article proves that one of the external, visual characteristics of the effectiveness of management is the work clothes of the staff. It is shown how the history of the industry was reflected in the change in approaches to the design and use in the production of workwear. The author reveals the process of transition from a narrow utilitarian understanding of overalls as an exclusively means of ensuring labor safety, to its understanding as an important element in the development of corporate culture and a sign of professional differentiation. The dependence of production efficiency on the quality of the worker’s uniform is shown. The importance in our time of taking into account environmental components in the design of work clothes is noted.

Текст научной работы на тему «Эволюция рабочей одежды — отражение эффективности менеджмента»

Вознесенский И.С.

Старший преподаватель, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ).

Эволюция рабочей одежды — отражение эффективности менеджмента

Проблемы — это возможности в рабочей одежде.

Генри Джон Кайзер1

Член-корреспондент РАН, главный редактор журнала «Социологические исследования», заведующий кафедрой теории и истории социологии Российского государственного гуманитарного университета Ж.Т. Тощенко в статье «Эффективные менеджеры в современном обществе», раскрывая особенности «понятия «эффективный менеджер» как уникального феномена общественного сознания и социальной практики, показывает, что данное, отражающее еще идеи «революции менеджеров» 1920-х гг. в постсоветской России первоначально утверждалось в форме самоназвания тех, кто непременно хотел «выделить себя как самых лучших, самых передовых из сонма политических и экономических акторов и не имеющего начала и конца понятия "менеджер"»2.

Понятно, что подобное положение могло возникнуть в условиях резкой и непродуманной социально-экономической трансформации, которая немыслима одновременно без потерь и без иллюзий, что они временные и преодолеваемые, а одним из наиболее действенных инструментов преодоления выступает эффективный менеджер. Однако следует прислушаться к мнению автора теории жизненных циклов организации и подхода к типологии руководителей И. Ади-зеса, уверяющего, что идеального руководителя о не существует, потому что невозможно сочетать, по его убеждению, несочетаемые качества3. Адизес выделяет четыре качества, требуемые для достижения краткосрочной и долгосрочной результативности и эффективности, насчитывает: P (producer) — производитель результатов; A

1 Генри Джон Кайзер (1882 - 1967) — американский промышленник и предприниматель, основатель нескольких крупных промышленных и коммерческих компаний.

2 Тощенко Ж.Т. Эффективные менеджеры в современном обществе // Гуманитарий Юга России. 2014. № 4. С. 10.

3 Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.

(administrator) — администратор; E (entrepreneur) — предприниматель; I (Integrator) — интегратор.

Модель типов руководителей, сформированная по начальным буквам английских слов, образует аббревиатуру PAEI. Нельзя не видеть того, что составляющие ее качества противоречат друг другу. В частности, администратор может быть приверженцем строго порядка, а производителю результатов такой порядок может мешать добиться цели. Адизес указывает, что преодолеваются такие противоречия благодаря коллективному менеджменту, когда во главе организации стоят несколько том-менеджеров , у каждого из которых четче остальных акцентирована одна из ролей. Такую ситуацию можно назвать идеальной, а потому сложно достижимой.

при этом в реальной производственной жизни мы видим огромное количество компаний, добившихся успеха благодаря эффективному руководству. Их сферы деятельности, масштабы и пути достижений различались. Однако всегда находилось что-то общее, что сближало даже очень далекие друг от друга предприятия. Этим общим было отношение к делу. Оно также имеет исключительно много проявлений: философских, психологических, политических, идеологических, экономических, конфессиональных и пр. Но помимо таких глубинных смыслов имеются простые повседневные проявления подхода к управлению производством, фиксирующиеся визуально. К важнейшим среди подобных проявлений следует отнести рабочую одежду.

Несмотря на то, что рабочая одежда в отличие от парадного костюма или деловой одежды не отличается ни яркостью, ни индивидуальностью, ни отражением моды, именно спецодежду можно считать выражением духа своего времени и отношения людей к нему4. пронзительно эмоциональным подтверждением этого тезиса может выступать памятник женщинам Второй мировой войны (англ. Women of World War II Memorial). Этот британский национальный военный мемориал работы скульптора Джона Миллса, расположенный в Лондоне, был открыт королевой Елизаветой II в июле 2005 г. памятник выполнен в виде вертикальной черной каменной плиты с надписью, сделанной шрифтом, использовавшимся на продуктовых карточках военных лет — «Женщины Второй мировой войны». Однако сами женщины на памятнике не изображены. Есть лишь семнадцать ком-

4 Орленко Л.В. История одежды, текстиля и моды: научно-познавательное издание. М.: Триумф, 2014; Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды: учеб. пособие: рек. УМО. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2010; Орлова Л.В. Азбука моды. М.: просвещение, 1988; Терновая Л.О. Вестиментарный код международного общения: монография. М.: ИНФРА-М, 2021.

плектов одежды: рабочих спецовок, халата медсестры, маски сварщицы, сумок с противогазами, военной формы, — повешенных на крючки, после того, как мужчины вернулись с фронта и вновь заняли свои рабочие места, а женщины вернулись к домашним обязанностям.

История спецодежды с полным правом может быть отнесена не просто к экономической истории, а к той ее части, которая демонстрирует развитие взаимосвязи собственно производственной специфики и человека, вовлеченного в трудовой процесс, не только, чтобы сделать его эффективным, но и безопасным. Эти задачи уже в начале железного века выполнял фартук из грубых дубленых кож животных, который защищал тело работника, выплавлявшего металл. Позже, во времена Древнего Египта, этот элемент гардероба служил уже и для демонстрации социального положения его обладателя. Но при этом фартук по-прежнему осуществлял функцию защиты работника во время совершения некоторых производственных операций. Сохранил он ее и сейчас, проявляя в фартуках кузнеца, парикмахера, повара, официанта. Фартук каменщика стал истоком одного из самых главных масонских, ритуального предмета и атрибута масонских регалий — запона5.

С появлением мануфактурного производства перед владельцами предприятий встала задача каким-то образом привести в приличный вид работников, которые часто происходили из самых низов. Их одежда, больше напоминавшая лохмотья, не защищала ни от непогоды, ни от возможной опасности на производстве, от которой они к тому же не были застрахованы в силу отсутствия квалификации. Не случайно К. Марксом для обозначения части населения, состоящей из нищий, бродяг, перебивающихся случайными заработками, был введен термин «люмпен-пролетариат» (нем. Lumpen — лохмотья). Кстати, по версии итальянского мыслителя Б. Кроче, презрительное обозначение низшего класса в Неаполе «лаццарони» (итал. Lazzaroni) происходит от старо-испанского слова «laceria», идущего от латинского lacerus, означающего «рваный, растрепанный.

Внедрение в трудовой процесс такого элемента как рабочая одежда было продиктовано логикой Промышленной революции. Благодаря этому не только создавались элементарные условия для более безопасного труда, но и формировалось чувство сопричастности общему делу. Хотя эта потребность носила повсеместный характер, в разных странах ее реализация отличалась своими особенностями. В России Петр I в начале XVIII в. позаимствовал у голландцев как стиль

5 Карпачев С.П. Путеводитель по масонским тайнам. М.: Центр гуманитарного образования (ЦГО), 2003.

организации труда, так и ввел бытовавшее в голландском языке слово «роба», означающее просторную одежду, и ее саму, пригодную для моряков и для рабочих6. В 1741 г. был принят Регламент суконным и каразейным фабрикам, обязавший собственников предприятий переодеть всех рабочих фабрик и мануфактур в спецодежду, правда, с последующим вычетом стоимости этой одежды из зарплаты рабочего. Автором Регламента являлся сподвижник Петра I, строитель Ладожского канала, правитель Петербурга, генерал-губернатор Карелии, Ингерманландии и Финляндии Х.А. Миних7.

Сначала в комплект повсеместной рабочей одежды входили рубаха и штаны. С одной стороны, это был огромный шаг вперед по сравнению с имевшимся ранее на трудящемся во время производственных операций фартуком, который служил далеко не полноценной защитой и который надо было снимать после работы. С другой стороны, комплект, состоящий и рубахи и штанов, не всегда был удобен, поскольку рубашка могла при поднятии рук задираться, а штаны, наоборот, сползать. Известно, что с 1815 г. в Соединенных Штатах Америки и в европейских странах получают распространение брюки-комбинезоны, защищающие грудь и не позволяющие рубашке выбиваться из штанов. О внедрении такой спецодежды можно судить по картине Дж. Клонни «В дровяном сарае» (англ. In The Woodshed), написанной в 1838 г. В середине XIX столетия идет активное заимствование рабочей одежды из военной формы. Например, дафлкот (англ. duffle coat), служивший теплой курткой английским морякам, которые, как считается, был взят из экипировки рыбаков, промышляющих в северных морях, переходи в разряд спецодежды.

В 1853 г. эмигрант из Баварии Л. Страусс привез товар в Сан-Франциско, где все сумел быстро распродать, кроме конопляной парусины. Ее он использовал для пошива брюк, сразу приобретших популярность. В том же году Страусс основал фирму Levi Strauss & Co по пошиву штанов из более мягкой французской ткани, названной «деним» по имени города Ним в Южной Франции, где эта ткань первоначально изготовлялась. Так родились джинсы, которые в патентном свидетельстве были названы «рабочим комбинезоном до талии». Уподобляясь комбинезону, первые джинсы снабжались лямками-хлястиками на пуговицах. Для пошива первой партии исполь-

6 Андреева Р.П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997; Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды: Ок. 2000 слов. М.: Легпромбытиздат, 1996.

7 Цитульский В.Ф. Правовое регулирование наемного труда в Российской империи в XVIII в. // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2(74). С. 117-120.

зовался брезент, что обеспечивало одежде долгую носку, служило защитой от холода и жары, грязи, а также от грязи. Затем на изделие решили наклепывать карманы с помощью заклепок от лошадиной сбруи. Постепенно джинсы приближались к современному виду.

Как рабочая одежда комбинезон оказался настолько удобным, что в 1870-х гг. появляются производства для его массового пошива. Это привело к совершенствованию покроя, поскольку очень быстро под разные специальности приспособлены были лямки на плечах комбинезонов и полукомбинезонов. Однако это изделие состояло из отдельных частей — брюк и фартука, которые были сшиты между собой или соединены пуговицами. Запрос на такую одежду постоянно увеличивался. В 1911 г. американской компанией Lee был выпущен джинсовый полукомбинезон на лямках, с откидным защитным клапаном на груди и множеством удобных карманов. Эта модель The Bib Overall предназначалась для фабричных и путевых рабочих, а также фермеров. В 1913 г. воплотилась идея Г. Ли сконструировать первый в мире закрытый комбинезон Lee Union-All.

Не менее важным, чем защита тела, представлялось обеспечение защиты головы работников, связанных с монтажом, строительством, горно-проходческим делом. Несмотря на то, что шлемы были человечеству известны еще с античных времен, когда использовались в боях, например, римскими легионерами, в номенклатуру спецодежды чего-то подобного не вводилось. В некоторых источниках есть сведения о том, что рабочие доков для обеспечения безопасности головы смазывали ее дегтем, который затем для придания ему прочности высушивали на солнце. И только в 1898 г американский предприниматель Э.Д. Буллард, создатель компании по производству горного оборудования, начал выпускать кожаные шлемы. Когда же после первой мировой войны его сын, участвовавший в ней, вернулся домой со стальной каской, то у Булларда возникла идея соединить стальной корпус военного шлема с кожаной и текстильной основой, создав «сваренную вкрутую шляпу» из пропаренного холста, клея и черной краски. Так возник прототип рабочей защитной каски.

В течение первых десятилетий XX столетия активно создавались и предприятия по пошиву спецодежды, и профильные магазины. В Нормандии (Франция) в 1913 г. был основан бренд Le Mont St Michel, который назван в честь скалистого острова посреди залива Ла-Манш. В начале своей деятельности эта марка получила широкую известность благодаря выпуску рабочей одежды, ярким образцом которой являлись шерстяные пуловеры для рыбаков. В 1927 г. Э. Бееренс получил от матери в качестве свадебного подарка парижскую мастер-

скую по изготовлению профессиональных фартуков и комбинезонов. Накануне Второй мировой войны компания Vétra была реквизирована государством для пошива униформы для французской армии. Однако после войны она вернулась в семью Бееренс и продолжила начатое основателем дело.

Последний пример показывает, насколько близки технологии пошива рабочей одежды и военной униформы. Это неудивительно, потому что они призваны выполнять одну и ту же функцию. Потому на протяжении всей истории отмечено их взаимовлияние. Не меньше часто встречаются случаи перехода образцов спецодежды в разряд повседневной. Так произошло и с джинсами, и с бытовавшими на флоте брюками клеш (фр. cloche — колокол, труба). Несмотря на то, что потоки взаимовлияния повседневной рабочей и спецодежды постоянно интенсифицировались, социальные перегородки, устанавливаемые и укрепляемые с помощью рабочей одежды не исчезали, а, наоборот, укреплялись. Проявления таких перегородок диверсифицировались, в частности, благодаря такому индикатору, как «цветные воротнички»8.

Точно также, как более зыбкими становились границы между рабочей и повседневной одеждой, и в той, в другой все больше появлялось интернациональных элементов, которые впитывали детали национального костюма. Например, на развитие спецодежды оказала влияние культура стран Востока. В частности, были позаимствованы японские нораги (англ. Japanese Noragi), первоначально относящиеся к одежде, которую носили сельские рабочие страны Восходящего солнца. Это были шитые из растительных волокон, таких как конопля или лен, куртки, жилеты и брюки. Куртки-нораги близки по форме к кимоно.

По мере обретения рабочей одеждой необходимых технологических характеристик она начинала играть еще и идеологическую роль, славя людей труда. Например, картина советского художника А. Самохвалова «Работница-строитель» иллюстрирует представления 1930-х гг. о новых советских женщинах, отличающихся сильным характером, социально активных, раскрепощенных и самодостаточных. В период Второй мировой войны, в 1943 г., появляется знаменитая картина американского художника и иллюстратора Н. Роквелла

8 Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Основы социологии кадровой безопасности: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2019; Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Социология кадровой безопасности. Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017; Терновая Л.О. Цвет и труд: хроматический подход к оценке кадровой безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 29-37.

«Клепальщица Роузи» (англ. Rosie The Riveter). Ее использовали для пропаганды военного займа и призыва женщин идти на производство и в качестве обложки журнала The Saturday Evening Post, и в виде известного военного плаката. В 1960-е гг. изображение художниками людей в рабочей одежде могло свидетельствовать о том, что без них, а не только без конструкторов и инженеров невозможно покорение космоса. Полотно А. Дейнеки «Покорители космоса» первоначально представляло собой эскиз к мозаичному панно, которое предназначалось для московского Дворца съездов, где помимо него, по планам, благодаря нескольким большим мозаикам, объединенным в цикл «Люди Страны Советов», можно было увидеть историю СССР от Гражданской войны до покорения космоса. Однако в окончательном проекте оформления Дворца от этих планов отказались, а эскиз Дейнеки оказался в ворошиловоградском (ныне луганском) художественном музее имени Артёма.

Изменение качества рабочей одежды есть свидетельство перемен качества самих работников.

Во-первых, появилось большое количество новых профессий, которые требуют определенных компетенций и профессионализма, где рабочая одежда одновременно позволяет и повысить безопасность труда, и продемонстрировать уровень ответственности работника.

Во-вторых, спецодежда стала неотъемлемой частью корпоративной культуры, выступая как элемент имиджа организации, а также воздействуя на сплоченность коллектива и на повышение эффективности труда.

В-третьих, эта одежда служит своего рода «якорем» при настройке на работу. Не случайно во время пандемии коронавирусной инфекции и перехода на удаленную работу многими руководителями обращалось внимание на то, чтобы даже в такой дистанционной деятельности у сотрудников посредством некоторых фрагментов униформы сохранялась связь с организацией.

В-четвертых, рабочая одежда стала знаком экологичности подхода компании к организации производства. Например, компания ИКЕА, известная экологическими инициативами, заказала для сотрудников партию футболок, изготовленных исключительно из продуктов переработки. В Москве работники ИКЕА-Химки получили форму — футболки и свитшоты, — состоящие на 60% из переработанного хлопка и на 40% из переработанного полиэстера. Заказ был выполнен компанией Delonatelo в рамках проекта FreeLabel. Компания занимается принтами и брендингом одежды из переработки. Кроме экологичных тканей при производстве рабочей одежды использо-

вались экологичные водные краски. А для того чтобы подчеркнуть экологическую тематику, были разработаны специальные принты и слоган «Кое-что из ничего».

В-пятых, конструирование спецодежды открывает процесс творческого поиска для дизайнеров, которых в этом виде гардероба привлекает не только четко выраженная практическая обусловленность, но и возможность экспериментировать с новыми материалами, отличающимися легкостью, износоустойчивостью, прочностью и т.д. Каждые два года в Дюссельдорфе проходит специализированная выставка А+А (A+A Trade Fair), на которой представлены новейшие средства безопасности и защиты труда, включая спецодежду. На выставке были обозначены последние тренды, говорящие об интересах потребителей к сигнальной стороне такой одежды и ее приближении к спортивным образцам.

Российский рынок спецодежды занимает четвертое место в мире, уступая рынкам США, Китая и Германии. По данным BusinesStat, с 2016 по 2020 г. продажи спецодежды в физическом выражении в России выросли на 80%: с 0,65 до 1,16 млрд изделий. Наибольший скачок в почти на 44% пришелся на 2020 г.9, когда мир еще был погружен в ковидное состояние. Более того, сам этот сложный период борьбы с пандемией заставил и предпринимателей, и дизайнеров обратить внимание на то, какие новации в производстве одежды позволяют повысить уровень защиты работников, сделать их труд более безопасным и одновременно нарастив возможность обеспечения экологической безопасности, не понизить значение спецодежды как фактора производительности труда и его креативности.

Завершить статью представляется целесообразным обращением к ее эпиграфу, представляющему афоризм американского предпринимателя Г. Дж. Кайзера, чья компания в период Великой депрессии явилась одним из основных подрядчиков строительства уникального гидротехнического сооружения дамбы Гувера (англ. Hoover Dam, также известной как Boulder Dam). Говоря о том, что «проблемы — это возможности в рабочей одежде», Кайзер подразумевал, что эффективно распределенные силы помогают решать любые проблемы.

Библиографический список:

1. Адизес И. Идеальный руководитель: Почему им нельзя стать и что из этого следует / Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 262 с.

9 Эксперт: Производство спецодежды в ЦФО существенно расширится // Российская газета. 2021. 21 сентября.

2. Андреева Р. П. Энциклопедия моды. СПб.: Литера, 1997. 416 с.

3. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Основы социологии кадровой безопасности: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2019. 261 с.

4. Вражнова М.Н., Терновая Л.О. Социология кадровой безопасности. Учебное пособие. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2017. 276 с.

5. Карпачев С.П. Путеводитель по масонским тайнам. М.: Центр гуманитарного образования (ЦГО), 2003. 192 с.

6. Орленко Л.В. История одежды, текстиля и моды: научно-познавательное издание. М.: Триумф, 2014. 431 с.

7. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды: Ок. 2000 слов. М.: Легпромбы-тиздат, 1996. 344 с.

8. Орленко Л.В., Гаврилова Н.И. Конфекционирование материалов для одежды: учеб. пособие: рек. УМО. М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2010. 288 с.: табл.

9. Орлова Л.В. Азбука моды. М.: Просвещение, 1988. 176 с.

10. Терновая Л.О. Вестиментарный код международного общения: монография. М.: ИНФРА-М, 2021. 249 с.

11. Терновая Л.О. Цвет и труд: хроматический подход к оценке кадровой безопасности // Этносоциум и межнациональная культура. 2021. № 1 (151). С. 2937.

12. Тощенко Ж.Т. Эффективные менеджеры в современном обществе // Гуманитарий Юга России. 2014. № 4. С. 10-28.

13. Цитульский В.Ф. Правовое регулирование наемного труда в Российской империи в XVIII в. // Право и государство: теория и практика. 2011. № 2(74). С. 117-120.

14. Эксперт: Производство спецодежды в ЦФО существенно расширится // Российская газета. 2021. 21 сентября.

References

1. Adizes I. The ideal leader: Why they can not become and what follows from this / Per. from English. Moscow: Alpina Business Books, 2007. 262 p.

2. Andreeva R.P. Encyclopedia of fashion. St. Petersburg: Litera, 1997. 416 p.

3. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Fundamentals of the Sociology of Personnel Security: Textbook. M.: INFRA-M, 2019. 261 p.

4. Vrazhnova M.N., Ternovaya L.O. Sociology of personnel security. Tutorial. M.: International Publishing Center "Ethnosocium", 2017. 276 p.

5. Karpachev S.P. Guide to Masonic Mysteries. M.: Center for Humanitarian Education (CGO), 2003. 192 p.

6. Orlenko L.V. History of clothing, textiles and fashion: a scientific and educational publication. M.: Triumf, 2014. 431 p.

7. Orlenko L.V. Terminological dictionary of clothes: Ok. 2000 words. M.: Legprombytizdat, 1996. 344 p.

8. Orlenko L.V., Gavrilova N.I. Confectioning materials for clothing: textbook. allowance: rec. UMO. M.: FORUM: INFRA-M, 2010. 288 p.

9. Orlova L.V. ABC of fashion. Moscow: Education, 1988. 176 p.

10. Ternovaya L.O. Vestimentary code of international communication: monograph. M.: INFRA-M, 2021. 249 p.

11. Ternovaya L.O. Color and labor: a chromatic approach to assessing personnel security // Ethnosocium and interethnic culture. 2021. № 1 (151). P. 2937.

12. Toshchenko Zh.T. Effective managers in modern society // Humanitarian of the South of Russia. 2014. № 4. P. 10-28.

13. Tsitulsky V.F. Legal regulation of hired labor in the Russian Empire in the XVIII century. // Law and state: theory and practice. 2011. № 2(74). P. 117-120.

14. Expert: Workwear production in the Central Federal District will expand significantly // Rossiyskaya Gazeta. 2021. September 21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.