Научная статья на тему 'Социальные взаимодействия моды и спорта'

Социальные взаимодействия моды и спорта Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
184
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный стиль / спортивная форма / мода / геополитика / спорт-шик / sports style / sportswear / fashion / geopolitics / sport chic

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дааев А.Н., Терновая Л.О.

В статье показана история взаимосвязей спорта и моды, которая берет начало на самой заре выделения спортивной активности из тех областей хозяйственной или военной жизни, в которых занятия спортом были частью ритуала, связанного с выживанием. По мере развития социума у людей появлялось все больше возможностей для спорта, а внутри самого спорта возникли тенденции, которые можно было обозначить с помощью моды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Social interactions of fashion and sports

The article shows the history of the relationship between sports and fashion, which originates at the very dawn of the separation of sports activity from those areas of economic or military life in which sports were part of a ritual associated with survival. As society developed, people had more and more opportunities for sports, and within the sport itself, trends arose that could be identified with the help of fashion.

Текст научной работы на тему «Социальные взаимодействия моды и спорта»

Дааев А.Н.

Международный эксперт по спортивному праву, выпускник Университета Айовы, США (University of Iowa, USA).

Терновая Л.О.

Доктор исторических наук, профессор кафедры социологии и управления Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ).

Социальные взаимодействия моды и спорта

Спорт позволяет очень многим областям социальной реальности приобретать совершенно новые краски. Он высвечивает то, что было в них заложено изначально, но до определенного времени находилось не просто в тени, а глубоко скрывалось. Это происходит прежде всего потому, что спорт представляет собой такое творческое начало, которое в любой из таких сфер способно зажечь искру творчества и открыть широчайший простор для экспериментов, результаты которых к тому же, достаточно быстро можно апробировать.

Мода являет яркий пример одной из таких областей. Она не только с самого своего рождения, а скорее еще с его предчувствия, выступала в соединении с физическим упражнениями. Чем активнее она проникала в ту деятельность человека, что обеспечивала его выживание, независимо была ли эта активность сугубо мирного содержания или связывалась с военными умениями и навыками, тем заметнее становился симбиоз спорта и того, что позже назовут модой. Антропологи уверяют, что изученные ими данные указывают на спортивные активности, которые появились у людей еще до появления земледельческого общества как на своеобразную «репетицию» реальной охоты или войны. Спорт очень доходчиво позволял людям, создающим себе необходимую для таких занятий одежду, понять ее функциональные особенности. Этой функциональностью объясняется то, что одежда для спорта стала одной из первых униформ. Однако спортивная одежда может быть названа лидером среди униформ как с точки зрения функциональности, так и креативности.

Выражением креативности можно считать то, что в спорте все начиналась с того, что от одежды вообще отказывались. Атлеты-олимпийцы в Древней Греции соревновались полностью обнаженными. Название

современного слова «гимнастика» происходит от древнегреческого слова gymos, то есть «голый», «обнаженный». Любые попытки одеть атлетов заканчивались неудачами.

Считается, что унификация спортивной одежды началась с экипировки любителей верховой езды в Англии. С начала XVIII столетия для прогулок в непогоду, которая часто бывает на Туманном Альбионе, британцы предпочитали рединготы (фр. redingote, искаженное от англ. riding-coat — сюртук для верховой езды)1. Эта одежда в виде укороченного пальто, напоминающего сюртук, с шалевым воротником была настолько удобной для совершения конных прогулок, что ее переход в конный спорт был органичным. Но первым видом спорта, имеющим настоящую форму, стал крикет, который предполагал командную игру. А в таких играх требуется быстрое и четкое различение участников. В крикете форму составляют длинные брюки и рубашка с рукавами различных оттенков белого цвета.

Обязательным условием для соединения спорта и моды было как появление командных игр, так и зарождение и укрепление потребности в раскрепощении личности. В социумах, в которых царили строгие нравы, такие шаги по освобождению не только от устаревших моральных представлений, но и от лишней одежды, даже инициативным персонам легче было предпринимать коллективно. Поэтому поворот к новому спортивному стилю в первую очередь отмечался в командных видах спорта. Англия считается родиной футбола как мужского, так и женского. Но у последнего было несколько иное предназначение. Он был частью свадебного ритуала, представляя состязание незамужних девушек с замужними дамами, за которым, наблюдали потенциальные женихи. Постепенно игровой настрой выходил за рамки такой обрядности. И в 1895 г. в одной из игр выступающие за футбольный клуб British Ladies' Football Club вышли на поле в некоем подобии спортивных костюмов. Этим они эпатировали часть зрителей, которая задавалась вопросом, как долго осталось до того, чтобы женщины облачились в брюки. Футбол повлиял и на изменение облика мужчин. В той же Англии в 1904 г. им было разрешено появляться в шортах не только на поле, но и на улицах городов. Это произошло после того, как шорты в спортивной футбольной форме заменили бриджи или укороченные брюки.

Со второй половины XIX столетия мир моды достаточно быстро охватывает тенденция придания одежде качеств, более подходящих для занятий спортом. На этот запрос в 1870-х гг. одним из первых откликается кутюрье Джон Редферн, который был портным королевы Виктории. Он

1 Киреева Е.В. Мужской костюм // Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. М.: Просвещение, 1970. С. 117.

основывает фирму Redfern & Sons (затем Redfern Ltd), предлагающую одежду для яхтинга, верховой езды и путешествий. Редфрен также известен тем, что разработал первую униформу для Международного Красного Креста.

Запрос на здоровый образ жизни возрастал по мере индустриализации и урбанизации. Новые темпы и ритмы производства и повседневности требовали как большей выносливости, так и разрядки. Но занятия спортом в привычной одежде не отвечали таким потребностям. В самом начале XX в. модельеры почувствовали эти перемены и попытались ответить на них созданием первых коллекций спортивной одежды. Лидером в этом направлении выступила Коко Шанель, которая представила такую коллекцию для женщин в 1913 г. Успеху ее спортивной одежды в немалой степени способствовало то, что сама Шанель увлекалась многими видами спорта: конным, гольфом, лыжами, яхтингом, охотой. Ее работы были настолько яркими и театральными, что когда в 1924 г. Сергей Дягилев и Жан Кокто поставили одноактный балет «Голубой экспресс» (фр. Le Train bleu), то привлекли к участию в нем настоящих спортсменов, которые были в костюмах от Chanel2.

Влияние «культа тела» на все области жизни с 1920-х гг. способствовало укреплению связи спорта с экономикой. Это проявилось в выделении в торговле направления спортивной одежды, а с этим и ее специального производства. В 1925 г. кутюрье Жан Пату открывает первый в истории магазин спортивной одежды Le Coins de sport («Спортивный уголок»), где покупателям предлагалась спортивная экипировка для тенниса, гольфа, футбола, верховой езды, авиации и рыбалки. Причем каждому виду спорта посвящался специальный зал.

Сами спортсмены, закончив соревновательную карьеру, понимают, насколько важно, чтобы одежда помогала побеждать. Французский теннисист, 10-кратный победитель турниров Большого шлема (англ. Grand Slam tournaments) Рене Лакост в 1933 г. совместно с владельцем и президентом трикотажной компании Андре Жилье создает фирму по производству теннисных рубашек La Societe Chemise Lacoste. Эмблемой марки становятся спортивные прозвища Лакоста — «Крокодил», «Аллигатор». Увлечение спортом Веры Бореа графини ди Реголи побудило ее учредить собственный дом моды Vera Borea в Париже. Отличительной чертой продукции этого дома была одежда для спорта высокого качества из натуральных материалов: льна, хлопка, твида, фланели3. Активно увлекалась

2 Елинер Л.В. К вопросу о генезисе спортивного стиля в моде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 58. С. 119-122.

3 Борисова Е.А. Формирование стиля спорт-шик на основе исторической ретроспективы спортивно-

велосипедным спортом, теннисом, катанием на коньках модельер Мадлен де Раух, которая в это же время вместе со своим мужем хоккеистом Альфредом де Раухом открывает дом моды La Maison de l'Amitié, где разрабатывают одежду для спорта и досуга.

На развитие спортивной одежды благоприятно сказывается завершение мирового экономического кризиса. Ослабление напряжения проявляется в том, что во многих государствах Западной Европы для работающих устанавливается ежегодный оплачиваемый отпуск. Появившееся свободное время многие люди, увлекающиеся туризмом, пытаются использовать для того, чтобы посвятить любимому занятию. На этот запрос отвечают и модельеры, и продавцы спортивной одежды. Несмотря на начало Второй мировой войны в 1941 г. в Париже бывший лидер скаутов Роже де Рортэ, вдохновленный собственными походами, открывает магазин Au Vieux Campeur, специализирующийся на товарах для альпинизма и дайвинга. На логотипе магазина изобразили на фоне заходящего солнца престарелого туриста с белой бородой в шляпе, с рюкзаком и походной палкой. Первоначально в зубах этот персонаж держал трубку, но когда основатель магазина в 1986 г. бросил курить, то место трубки заняла ромашка.

В целом, военное время было периодом, когда разработки в области спортивной моды не были востребованы. Как и в повседневной одежде забота об одежде для занятий спортом оказывалась делом тех, кому этого было необходимо. В Соединенных Штатах Америки, жители которых находились далеко от полей сражений, получил популярность простой стиль Casual, во многом отражающий спортивные и фольклорные мотивы. Однако после окончания Второй мировой войны начинается подлинный бум спортивной одежды, а с ним и расцвет фирм, ее изготавливавших.

Спорт превращается в инструмент геополитического соперничества4. В 1948 г. Германию и Японию по примеру Древней Спарты отстраняют от участия в Олимпийских играх, которые из-за скудных ресурсов, выделенных Лондоном на их проведение, даже были прозваны «Суровыми играми» (англ. Austerity Games). Но по обе стороны «железного занавеса» в Федеративной Республике Германия (ФРГ) и Германской Демократической Республике (ГДР) спорт и все с ним связанное, включая спортивную моду, рассматривается как важная часть демонстрации собственных успехов. В западногерманских землях формируется сборная по футболу, экипировать которую поручают фирме Puma, созданной членами семьи

го стиля // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 4 (118). Часть 3. Апрель. С. 150-160.

4 ТерноваяЛ.О., Гольдин Г.Г., Дааев А.Н. Геополитика спорта: Монография. М.: Международный издательский центр «Этносоциум», 2021.

Дасслер еще после Первой мировой для производства домашних тапочек и ортопедической обуви для тренировок спортсменов-инвалидов. Братья Адольф и Рудольф Дасслер вскоре стали конкурентами, разделили семейный обувной бизнес, а с ним и баварский городок Херцогенаурах, создав в нем две футбольные команды, экипированные изделиями собственных фирм — Adidas и Puma5. ГДР, которая учредила национальный Олимпийский комитет в апреле 1951 г. в историческом здании здании Красной ратуши (нем. Rotes Rathaus) в Берлине, огромные усилия направила не только на подготовку спортсменов, но и на их достойную презентацию. О том, насколько им удавалось это непосредственно в спортивных достижениях можно судить по тому, что в 1976 г. на летней Олимпиаде в Монреале команда ГДР в медальном зачете опередила американскую сборную и стала второй вслед за командой СССР. В восточногерманском спорте упор делался не на командные достижения, а на индивидуальные победы, причем часто достигаемые именно женщинами, которые выглядели не только спортивно, но и красиво, в том числе благодаря своей модной форме.

Можно выделить несколько ведущих тенденций, в которых и сейчас отчетливо прослеживается связь спорта и моды. Первая из них состоит в том, форма спортивных сборных все более активно выступает в роли визитных карточек государств. У спортсменов есть не только собственное международное спортивное пространство, но и весьма строгие правила, по которым живут все задействованные в этой области люди. Свои правила установились и в моде. Во многом ее развитию способствует политика Международного Олимпийского комитета (МОК). В 1936 г. в Олимпийской хартии накануне открытия игр в Берлине была зафиксирована обязательность единой экипировки для всех членов сборной команды одной страны. Каждая участвовавшая в Олимпиаде страна отличилась не только одеждой, но и головными уборами, отражавшими представление о государстве: французская команда была в беретах, британцы предпочли соломенные шляпы-канотье, а египтяне — фески. К сожалению, даже документальный фильм режиссера Лени Рифеншталь «Олимпия» (нем. Olympia) о XI летних Олимпийских играх в Берлине не передает всего разнообразия подходов к формам национальных сборных. Но по деталям на сохранившихся фотографиях можно почувствовать разницу между изображением у немецких спортсменов свастики на пуловерах непосредственно в районе солнечного сплетения и гербом Королевства Нидерландов на нагрудных карманах жакетов.

5 Смит Н. Кроссовки. История культовой обуви шаг за шагом. М.: Бомбора, 2019.

Также, в 1936 г., согласно решению МОК, запрещалось на следующих Олимпийских играх повторять дизайн формы сборной, участвовавшей в предыдущей Олимпиаде. Корме того, спортсмены должны иметь не один комплект одежды, а три. Первая форма предназначалась для выступления на соревнованиях. Вторая — повседневная одежда. А третья форма — парадная для официальных мероприятий. Когда речь идет об экипировке участников командных видов спорта или атлетов, входящих в составы национальных сборных, то такую одежду справедливо относить к униформе, которая является обязательным атрибутом, отличительным знаком команды. К ней предъявляются требования, отвечающие физиологии спортсмена, занятого в конкретном виде спорта, но также учитывается необходимость узнавания, из какой страны тот или иной участник соревнований, способен ли зритель увидеть отличия форм спортсменов из разных стран при телетрансляции.

Вторая тенденция отвечает тому обстоятельству, что спорту высоких достижений должна соответствовать высокая мода. Многие крупные производители конкурируют друг с другом, стараясь добиться права экипировать национальные команды для международных соревнований. Французскую Олимпийскую сборную в разные годы одевали Коко Шанель, Ив Сен-Лоран, Пьер Карден, который был дизайнером формы для летних и зимних игр 1960 г. в Риме и Скво-Вэлли. Им была разработана одежда, отражающая национальный дух государства и одновременно отличающаяся функциональностью. В 1968 г. форма для французских спортсменок была создана Жаком Эстерелем, который был знаменит и как дизайнер, первым создавшим коллекцию одежды унисекс, и как шансонье, но еще он снимал кино и писал книги. Некоторые поклонники магической вселенной Джоан Роулинг находят общее у женской формы французской сборной, созданной Эстрелем, с нарядами учениц французской школы магии «Шармбатон» (англ. Beauxbatons, с фр. — красивые волшебные палочки) в фильме «Гарри Поттер и Кубок Огня» (англ. Harry Potter and the Goblet of Fire). Даже, когда с 1980-х гг. пошивом олимпийской одежды стали заниматься крупные компании, они стремятся учитывать все веяния моды, обозначенные выдающимися кутюрье.

Третья тенденция касается того, что расширяется пространство дискуссии по поводу не только дизайна спортивной формы, но и места ее создания, а также происхождения материалов, необходимых для изготовления. Геополитические баталии по поводу олимпийской формы чаще всего затрагивают вопросы, уже не того, кто выступает ее дизайнером, а

какие фирмы непосредственно ее производят. Накануне открытия Олимпиады 2012 г. группа американских сенаторов выступила с претензиями к НОК США из-за того, что форма для сборной была сшита в Китае. Глава демократического большинства в Сенате Гарри Рид призвал собрать все эти «вражеские» спортивные майки и трусы и прилюдно сжечь. Хотя НОК США заявил, что на изготовление экипировки для сборной не было потрачено ни цента бюджетных денег, это не умерило пыл сторонников изготовления спортивной формы сборной страны исключительно американскими производителями 6.

Четвертая тенденция относится к разряду того, что спортивная одежда сама по себе может быть визуальным отражением понижения участников соревнований в статусе, то есть выступать в качестве инструмента их стигматизации. Так это было с Олимпийцами из России на зимних играх 2018 г. в корейском Пхёнчхане. Тогда приглашенные МОК спортсмены не только участвовали в соревнованиях под именем «Олимпийский спортсмен из России» (англ. Olympic Athletes from Russia, OAR), на церемониях награждения звучал не российский, а олимпийский гимн, но и на их формах не было никакой отсылки в виде эмблемы или цветовой гаммы к национальной принадлежности атлетов. В отличие от других Олимпиад, на которых форма российской сборной отличалась высоким художественным исполнением, обращением к традициям народного творчества или изобразительного искусства страны, в Пхёнчхане была представлена экстренно сшитая компанией Zasport форма, которую сложно было называть нейтральной, настолько она была безликой. На экипировку было разрешено нанести лишь два цвета из российского национального триколора — красный и белый.

Пятой тенденцией можно назвать усиливающееся влияние формы национальных спортивных команд на то, во что одеваются болельщики. Они все чаще повторяют цветовую гамму сборных своих стран. В Венесуэле костюм олимпийской сборной с цветами национального флага, моду на ношение которого далеко за пределами сферы спорта ввел Уго Чавес, стал восприниматься символ «чавизма». В таком костюме, называемом chandal a lo Chavez или chandal de Chavez, в знак преемственности идей и политики покойного национального лидера Николас Мадуро был на похоронах Чавеса, чем нарушил протокол7. Активно болельщики вводят в международную моду предметы народного костюма. Например, во вре-

6 Чудодеев А. Играют все! // Итоги. 2012. № 32. С. 16-18.

7 Сливчикова Ю.В. Вестиментарные термины-эпонимы в современном испанском языке: функционально-семантический аспект // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 34 (1). С. 293.

мя чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 г. в России исключительно популярным стал русский женский головной убор — кокошник, причем не только среди женской, но и мужской части болельщиков.

Шестая тенденция отражает креативное состояние современного мира. Естественно, области спорта и досуга не остались свободными для творческих споров и выражений креативности. Нет ничего удивительного в том, что государства проводят своеобразные соревнования форм, в которых выступают их сборные на Олимпийских играх. Сами спортсмены иной раз удивляют весьма странными видами одежды. Например, мужская норвежская сборная по керлингу на Олимпийских играх в Ванкувере выступала в клоунских брюках. На 22-х зимних Олимпийских Играх в Сочи (2014) их форма была представлена в цветах национального флага. Поскольку носить форму можно было лишь во время соревнований, то в знак протеста против правил МОК члены этой команды сфотографировалась без брюк.

Вместе с тем обнаружились и менее политизированные тенденция. Есть даже вероятность того, что их проявления будут усиливаться. Итак, седьмой тенденцией выступает то, что спортивная мода становится мостиком между спортом высоких достижений и повседневностью. Один и самых ярких примеров такой связи — история кроссовок, превратившихся из спортивной обуви в тотем субкультуры скейтбордистов и исполнителей хип-хопа. Порой из-за того, какое символическое послание несли кроссовки, возникали бандитские разборки и уличные беспорядки8. А сейчас кроссовки все более и более вбирают в себя смыслы защиты природы, в переработанном виде их используют для покрытия спортивных площадок.

В качестве восьмой тенденции обозначается стремление разработчиков спортивной одежды создать такую форму, которая была бы наиболее безопасной и позволяла защитить атлетов от различных вирусов. Лидером в этом направлении стала Южная Корея, которая еще за несколько лет до возникновения пандемии коронавирусной инфекции озаботилась защитой своих атлетов, участвующих в Играх в Рио-де-Жанейро (2016), от вируса Зика (англ. Zika virus, ZIKV). По рекомендациям врачей и ученых все элементы формы национальной сборной были обработаны химическими веществами, отпугивающими комаров, которые переносят вирус Зика.

Несмотря на то, что ведущую роль в продвижении этих тенденций

8 Смит Н. Кроссовки. История культовой обуви шаг за шагом. М.: Бомбора, 2019.

играют Олимпийские игры, на углубление связи моды и спорта оказывают и другие соревнования. Например, на теннисных турнирах изначально вводился строгий дресс-код не только для спортсменов, но и для зрителей. Организаторы старейшего Уимблдонского турнира (англ. The Championships, Wimbledon)9, проводимого с 1877 г. в Лондоне на травяных кортах Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета (англ. All England Lawn Tennis and Croquet Club, AELTC), полагают, что все его участники должны выходить на корт исключительно в белой форме — all white. Причем белый — это кипенно-белый, а не «почти белый» или кремовый. Допускаются лишь цветные канты, ширина которых не превышает одного сантиметра, на воротнике или по краю шортов. Белыми также должны быть аксессуары, включая напульсники, шнурки и подошву на кроссовках. Ярким примером такого стиля было появление в начале 1920-х гг. на Уимблдонском турнире французской теннисистки Сюзанн Ленглен в маленьком белом платье с короткими рукавами от Jean Patou10. Эта мода сохранялась на протяжении всего последующего столетия.

Правило белого цвета оставалось непреложным и после того, как в 1972 г. на Открытом чемпионате США (англ. e United States Open Tennis Championships; US Open) теннисистам разрешили одеваться в цветную спортивную форму. В 2013 г. Роджер Федерер получил замечание за кроссовки с оранжевой подошвой. Компания Nike, произведшая для Федере-ра эти кроссовки, обещала возместить теннисисту моральный ущерб и отблагодарила его за рекламу фирмы чеком на шестизначную сумму. С 2014 г. правила дресс-кода ужесточились. Федерер не был первым и единственным нарушителем теннисного дресс-кода. В 1949 г. американка Гертруда (Гасси) Моран вышла на корт Уимблдона в произведении модельера и официального распорядителя турнира Теда Тинлинга. Теннисистка надела под юбку сиреневые трусы из дефицитного шелка с кружевной отделкой. Их публика могла лицезреть всякий каждый раз, когда спортсменка тянулась за мячом. Впечатление оказалось настолько незабываемым, после смерти теннисистки в 2013 г. большая часть некролога в e New York Times была посвящена именно этому предмету одежды. Гостям турнира рекомендуется одеваться гостям в деловом стиле, избегать спортивной одежды, включая джинсы, кроссовки, шорты, бейсболки, футболки и толстовки. Эти неудобства зрителям компенсируются не только

9 Barrett J. Wimbledon: "fte Official History of the Championships. London: Collins & Willow, 2001; Klaas-sen F., Magnus J.R. Analyzing Wimbledon: Ue Power of Statistics. Oxford: Oxford University Press, 2014.

10 Danzig A. Suzanne Lenglen // Bud Collins' Tennis Encyclopedia / Bud Collins, Zander Hollander (Eds.). Detroit, MI: Visible Ink Press, 1997. P. 97-99.

захватывающими спортивными поединками, но и общей обстановкой турнира с его сложившимися традициями в виде клубники со сливками или крюшона, но многочисленными художественными событиями и выставками.

Можно назвать такие виды спорта, которые немыслимы без слияния с модой. В первую очередь речь идет о фигурном катании. Для его мастеров творили выдающиеся кутюрье. Известны прекрасные результаты сотрудничества Кристиана Лакруа с Сурией Бонали. Именно эта фигуриста ввела в моду юбку-пачку. Для выдающейся итальянской фигуристки Каролины Костнер работал модный дом Роберто Кавалли. В 2018 г. на Олимпиаде в Корее Костнер выступала в платье насыщенного красного цвета, пошитого для нее этим домом. Вячеслав Зайцев сотрудничал с такими танцевальными парами, как Ирина Моисеева и Андрей Миненков, Наталья Бестемьянова и Андрей Букин, Яна Хохлова и Сергей Новицкий.

Спортивная форма несет в себе множество смыслов. Британские ученые установили, что цвет формы спортсмена влияет на решения судей. Они назвали красный цвет футбольной формы одним из факторов победы. Закономерность между цветом формы и успехами команды прослеживается и в других видах спорта. Не случайно еще в 1970-е гг. в североамериканской печати появились определения сборной СССР по хоккею как «Красной машины»11.

Форма спортивной команды и ее яркий логотип выступают удивительными по силе механизмами мобилизации болельщиков не только внутри своих стран, но и в мире. Пример: хоккейный клуб Broad Street Bullies, имеющий неофициальное название Philadelphia Flyers за сверхжесткий стиль игры12. В Национальной хоккейной лиге (НХЛ, англ. National Hockey League, NHL; фр. Ligue nationale de hockey, LNH), профессиональной спортивной организации, которая объединяет хоккейные клубы США и Канады, имеются команды гораздо более титулованные, более удачливые, более ровные и более звездные, чем Broad Street Bullies. Но ее болельщиков, живущих в разных государствах и даже на континентах, притягивает к их кумирам, облаченных в оранжевые, белые или черные майки с загадочной эмблемой, не только игра, но символика команды, олицетворяющая скорость.

В наше время с его усложняющейся картиной мира возрастает потребность в распространении простого и всем понятного языка, помогающе-

11 Berglund B. "fte Fastest Game in the World Hockey and the Globalization of Sports. Berkeley, California: Univ. of California Press, 2020.

12 Симонян Ю. Йо-хо-хо! Go Flyers, Go! // Независимая газета. 2011. 25 апреля.

го не только общаться представителям разных культур и традиций, но и в какой-то степени объясняющего то, почему каждая из них несет собственное, лишь ей присущее, послание. Разобраться в этом помогает знание языка символов13. Спортивная форма, безусловно, является продуктом современных технологий, но одновременно она оказывается выразителем этого языка, причем действующего в той области, которая вовлекает все большее количество людей. Потому в языке спортивной одежды все должно быть ясным и понятным.

Список литературы:

1. Борисова Е.А. Формирование стиля спорт-шик на основе исторической ретроспективы спортивного стиля // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. Апрель. № 4 (118). Часть 3. С. 150-160.

2. Дааев А.Н., Терновая Л.О. Геополитические смыслы спортивных символов // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174). С. 25-34.

3. Елинер Л.В. К вопросу о генезисе спортивного стиля в моде // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 58. С. 119-122.

4. Киреева Е.В. История костюма. Европейские костюмы от античности до XX века. М.: Просвещение, 1970. С. 117. 166 с.

5. Симонян Ю. Йо-хо-хо! Go Flyers, Go! // Независимая газета. 2011. 25 апреля.

6. Сливчикова Ю.В. Вестиментарные термины-эпонимы в современном испанском языке: функционально-семантический аспект // Вестник МГИМО-Университета. 2014. № 34 (1). С. 290-295.

7. Смит Н. Кроссовки. История культовой обуви шаг за шагом. М.: Бомбора, 2019. 352 с.

8. Терновая Л.О., Гольдин Г.Г., Дааев А.Н. Геополитика спорта: Монография. М.: Международный издательский центр «Эт-носоциум», 2021. 232 с.

9. Чудодеев А. Играют все! // Итоги. 2012. № 32. С. 16-18.

10. Barrett J. Wimbledon: The Official History of the Championships. London: Collins & Willow, 2001. 468 p.

11. Berglund B. The Fastest Game in the World Hockey and the Globalization of Sports. Berkeley, California: Univ of California Press,

2020. 344 p.

12. Danzig A. Suzanne Lenglen // Bud Collins' Tennis Encyclopedia / Bud Collins, Zander Hollander (Eds.). Detroit, MI: Visible Ink Press, 1997. P. 97-99.

13. Klaassen F., Magnus J.R. Analyzing Wimbledon: The Power of Statistics. Oxford: Oxford University Press, 2014. 252 p.

Bibliography

1. Borisova E.A. Formation of the sport-chic style based on the historical retrospective of the sport style // International Scientific Research Journal. April. 2022. № 4 (118). Part 3. Р. 150-160.

2. Daaev A.N., Ternovaya L.O. Geopolitical meanings of sports symbols // Ethnosocium and international culture. 2022. № 12 (174). Р. 25-34.

3. Eliner L.V. On the issue of the genesis of sports style in fashion // Proceedings of the Russian State Pedagogical University. A.I. Herzen. 2008. № 58. Р. 119-122.

4. Kireeva E.V. Costume history. European costumes from antiquity to the 20th century. M.: Education, 1970. Р. 117. 166 p.

5. Simonyan Y. Yo-ho-ho! Flyers, Go! // Independent newspaper. 2011. April 25.

6. Slivchikova Yu.V. Vestimentary terms-eponyms in modern Spanish: functional and semantic aspect // Bulletin of MGIMO-Univer-sity. 2014. № 34 (1). Р. 290-295.

7. Smith N. Sneakers. The history of iconic shoes step by step. M.: Bombora, 2019. 352 p.

8. Ternovaya L.O., Goldin G.G., Daaev A.N. Geopolitics of Sports: Monograph. M.: International Publishing Center «Ethnosocium»,

2021. 232 p.

9. Chudodeev A. Everyone plays! // Totals. 2012. No. 32. Р. 16-18.

10. Barrett J. Wimbledon: The Official History of the Championships. London: Collins & Willow, 2001. 468 p.

11. Berglund B. The Fastest Game in the World Hockey and the Globalization of Sports. Berkeley, California: Univ of California Press, 2020. 344 p.

12. Danzig A. Suzanne Lenglen // Bud Collins' Tennis Encyclopedia / Bud Collins, Zander Hollander (Eds.). Detroit, MI: Visible Ink Press, 1997. P. 97-99.

13. Klaassen F., Magnus J.R. Analyzing Wimbledon: The Power of Statistics. Oxford: Oxford University Press, 2014. 252 p.

13 Дааев А.Н., Терновая Л.О. Геополитические смыслы спортивных символов // Этносоциум и межнациональная культура. 2022. № 12 (174). С. 25-34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.