Научная статья на тему 'DIGITAL-ТЕХНОЛОГИИ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПРИЕМА АРТИКУЛЯЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИИ'

DIGITAL-ТЕХНОЛОГИИ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПРИЕМА АРТИКУЛЯЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
INFORMATION TECHNOLOGY (IT) / DIGITAL / КРОССПЛАТФОРМЕННЫЕ СЕРВИСЫ / ONLINE-ПЛОЩАДКА / АРТИКУЛЯЦИЯ / МОДЕЛЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конакова Марина Сергеевна, Пивненко Валерия Витальевна, Стерхова Анастасия Анатольевна

С каждым витком развития информационных и цифровых технологий любая отрасль вынуждена трансформироваться в соответствии с новыми тенденциями и правилами, диктуемыми современным состоянием всех сфер жизни общества. Наблюдая развитие искусственного интеллекта, искусственной нейронной сети (ИНС) и общей цифровизации, приходит понимание необходимости актуализации специализированных направлений обучения, приемов и способов коррекционного процесса. Логопедия, как достаточно адаптивная наука, может идти в ногу со временем и это подтверждается разнообразием использования IT и digital-технологий для достижения целей коррекционного процесса. Современные логопед в своей работе может использовать: интерактивные логопедические игры, интерактивные панели, интерактивный стол и т.д. Компьютерные программы позволяют расширить диапазон возможностей разнообразить логопедические занятия. Бесплатные online-сервисы, качественные стоковые фото, картинки и видео позволяют использовать актуальный контент на занятиях. Тенденция предоставления логопедических услуг на online-площадках определяет новые пути трансформации коррекционного процесса. Особенности построения занятий и предоставления визуальной информации также подвергаются всесторонней модернизации. При этом сохраняется опора на теоретико-методологические обоснование использования логопедических технологий, методик, приемов, в том числе и артикуляторно-орального моделирования в логопедической практике. В данной статье будет рассмотрен пример использования кроссплатформенных сервисов и online-площадок для создания реалистичной визуализации артикуляционных моделей звуков русского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конакова Марина Сергеевна, Пивненко Валерия Витальевна, Стерхова Анастасия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE ACTUALIZATION OF ARTICULATION MODELING IN SPEECH THERAPY

With each round of development of information and digital technologies, any industry is forced to transform in accordance with new trends and rules dictated by the current state of all spheres of society. Observing the development of artificial intelligence, artificial neural network (ANN) and general digitalization, there comes an understanding of the need to update specialized areas of education, techniques and methods of the correctional process. Speech therapy, as a fairly adaptive science, can keep pace with the times, and this is confirmed by the variety of use of IT and digital technologies to achieve the goals of the correctional process. Modern speech therapists can use in their work: interactive speech therapy games, interactive panels, an interactive table, etc. Computer programs allow you to expand the range of opportunities to diversify speech therapy classes. Free online services, high-quality stock photos, pictures and videos allow you to use relevant content in the classroom. The trend in the provision of speech therapy services on online platforms determines new ways to transform the correctional process. Features of the construction of classes and the provision of visual information are also subject to comprehensive modernization. At the same time, the reliance on the theoretical and methodological substantiation of the use of speech therapy technologies, methods, techniques, including articulatory-oral modeling in speech therapy practice, remains. This article will consider an example of using cross-platform services and online platforms to create a realistic visualization of articulation models of the sounds of the Russian language.

Текст научной работы на тему «DIGITAL-ТЕХНОЛОГИИ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПРИЕМА АРТИКУЛЯЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИИ»

способы решения спорных моментов, распределяли поручения. Были общительны и доброжелательны как со сверстниками, так и со взрослыми, старались не вступать в конфликтные ситуации.

Вторую группу со средним уровнем сформированности социальной компетентности составили 58,3% дошкольников, частично выполнивших задания. Дети были заинтересованы в общении, однако предпочитали вступать в контакт со сверстниками, нежели чем со взрослыми. Задания выполняли с интересом, могли ошибаться или затрудняться в выборе правильного ответа, однако легко принимали помощь взрослого. Больше придерживались позиции лидеров, могли высказать свою точку зрения, редко ее отстаивая.

В третью группу вошли 16,7% участников эксперимента, показавших низкий уровень сформированности социальной компетентности. Дети были пассивны во время выполнения заданий, часто ошибались, инициативы в общении по отношению к другим сверстникам не проявляли. При возникновении спорных ситуаций, настаивали на своем, отстаивая собственную точку зрения, тем самым провоцировали конфликт.

Выводы. Таким образом, эффективность применения квест-технологии в качестве средства формирования социальной компетентности у дошкольников с ОНР подтвердилась данными контрольного эксперимента. Его результаты продемонстрировали значительную динамику в ее формировании у обозначенной категории детей. Количество дошкольников с низким уровнем социальной компетентности уменьшилось в 1,6 раза, а число испытуемых с высоким и средним уровнями социальной компетентности увеличилось в 1,2 раза.

Литература:

1. Белицкая, Г.Э. Социальная компетентность личности / Г.Э. Белицкая // Сознание личности в кризисном обществе / под ред. А.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинского. - Москва: Педагогика, 1995. - С. 42-57

2. Быховский, Я.С. Образовательные веб-квесты / Я.С. Быховский // Информационные технологии в образовании (ИТО 99): сборник материалов IX международной конференции-выставки. - Москва: Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», 1999. - С. 398-399

3. Васильченко, А.В. Квест как педагогическая технология. История возникновения квест-технологии / А.В. Васильченко // Международный педагогический журнал «Предметник» [сайт], 2016. - URL: https://www.predmetnik.ru/conference_notes/69 (дата обращения: 16.12.2022).

4. Игумнова, Е.А. Квест-технология в образовании: учебное пособие для студентов высш. и сред. учебных заведений / Е.А. Игумнова, И.В. Радецкая. - Чита: ЗабГУ, 2016. - 164 с.

5. Коблянская, Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности: автореферат дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / Коблянская Евгения Владимировна. - Санкт-Петербург, 1995. - 16 с.

6. Мастюкова, Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии: Ранний и дошкольный возраст / Е.М. Мастюкова. - Москва: Классикс Стиль, 2003. - 320 с.

7. Осяк, С.А. Образовательный квест - современная интерактивная технология / С.А. Осяк, С.С. Султанбекова, Т.В. Захарова, Е.Н. Яковлева [и др.] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-2. - С. 5-7

8. Педагогическая диагностика компетентности дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет: учебно-метод. пособие / под. ред. О.В. Дыбиной. - Москва: Мозаика-Синтез, 2010. - 64 с.

9. Полозова, О.В. Социальный компонент в коррекционно-логопедической работе с дошкольниками с ОНР / О.В. Полозова // Известия Южного федерального университета. Серия: Педагогические науки. - 2012. - № 6. - С. 171-176

10. Сидорова, Т.В. Социальная зоркость в составе социальной компетентности личности / Т.В. Сидорова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. - 2013. - № 3. - С. 186-188

11. Соловьева, О.И. Методика развития речи и обучения родном языку в детском саду / О.И. Соловьева. - Москва: Просвещение, 2006. - 69 с.

12. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учеб. пособие для студ. педвузов / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - Москва: Академия, 2003. - 240 с.

Педагогика

УДК 376

старший преподаватель кафедры возрастной физиологии, специального и инклюзивного образования Конакова Марина Сергеевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); преподаватель Пивненко Валерия Витальевна

Институт дополнительного образования Федеральное государственное автономное образовательное Учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень); помощник директора Стерхова Анастасия Анатольевна

Институт психологии и педагогики Федеральное государственное автономное образовательное Учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

DIGITAL-ТЕХНОЛОГИИ В АКТУАЛИЗАЦИИ ПРИЕМА АРТИКУЛЯЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ЛОГОПЕДИИ

Аннотация. С каждым витком развития информационных и цифровых технологий любая отрасль вынуждена трансформироваться в соответствии с новыми тенденциями и правилами, диктуемыми современным состоянием всех сфер жизни общества. Наблюдая развитие искусственного интеллекта, искусственной нейронной сети (ИНС) и общей цифровизации, приходит понимание необходимости актуализации специализированных направлений обучения, приемов и способов коррекционного процесса. Логопедия, как достаточно адаптивная наука, может идти в ногу со временем и это подтверждается разнообразием использования 1Т и digital-технологий для достижения целей коррекционного процесса. Современные логопед в своей работе может использовать: интерактивные логопедические игры, интерактивные панели, интерактивный стол и т.д. Компьютерные программы позволяют расширить диапазон возможностей разнообразить логопедические занятия. Бесплатные опНпе-сервисы, качественные стоковые фото, картинки и видео позволяют использовать актуальный контент на занятиях. Тенденция предоставления логопедических услуг на опНпе-площадках определяет новые пути трансформации коррекционного процесса. Особенности построения занятий и предоставления визуальной информации также подвергаются всесторонней модернизации. При этом сохраняется опора на теоретико-методологические обоснование использования логопедических технологий, методик, приемов, в том числе и артикуляторно-орального моделирования в логопедической практике. В данной статье будет рассмотрен пример

использования кроссплатформенных сервисов и online-площадок для создания реалистичной визуализации артикуляционных моделей звуков русского языка.

Ключевые слова: information technology (IT), digital, кроссплатформенные сервисы, online-площадка, артикуляция, модель, моделирование.

Annotation. With each round of development of information and digital technologies, any industry is forced to transform in accordance with new trends and rules dictated by the current state of all spheres of society. Observing the development of artificial intelligence, artificial neural network (ANN) and general digitalization, there comes an understanding of the need to update specialized areas of education, techniques and methods of the correctional process. Speech therapy, as a fairly adaptive science, can keep pace with the times, and this is confirmed by the variety of use of IT and digital technologies to achieve the goals of the correctional process. Modern speech therapists can use in their work: interactive speech therapy games, interactive panels, an interactive table, etc. Computer programs allow you to expand the range of opportunities to diversify speech therapy classes. Free online services, high-quality stock photos, pictures and videos allow you to use relevant content in the classroom. The trend in the provision of speech therapy services on online platforms determines new ways to transform the correctional process. Features of the construction of classes and the provision of visual information are also subject to comprehensive modernization. At the same time, the reliance on the theoretical and methodological substantiation of the use of speech therapy technologies, methods, techniques, including articulatory-oral modeling in speech therapy practice, remains. This article will consider an example of using cross-platform services and online platforms to create a realistic visualization of articulation models of the sounds of the Russian language.

Key words: information technology (IT), digital, cross-platform services, online platform, articulation, model, simulation.

Введение. Важность формирования артикуляционных укладов для качества звукопроизношения сложно переоценить. Изучение приемов формирования и закрепления звукопроизношения посредством моделирования отмечено в работах Фомичевой М.Ф., Филичева, Т.Б, Чиркиной Г.В., Лалаевой Р.И., Репиной З.А. для коррекции речевых нарушений у детей с различной речевой патологией. Авторы отмечают важность формирования звукопроизношения и его роль в становлении фонетической системы языка. Они указывают на формирование точных артикуляционных и акустических характеристик звуков, особое внимание обращают на роль правильных артикуляционных укладов. Рассмотрим подробнее данные исследования.

Фомичева М.Ф., Чиркина Г.В. в своих работах определяют условия эффективного развития речи у дошкольников, одним из которых является правильное произношение звуков речи, поскольку обеспечивает полноценное развитие всей речевой системы [7, C. 12]. Связь звукопроизношения с формированием других компонентов речи представлена в исследовании Лалаевой Р.И. Она определяет важность фонетических и фонематических навыков для усвоения наиболее сложных видов речевой деятельности - письмо и чтение [3, C. 3]. В свою очередь, по мнению Репиной З.А., недостаточное кинестетическое (артикуляционное) восприятие речевых звуков препятствует освоению навыка звукового анализа и синтеза, следовательно, приводит к нарушению чтения и письма [6, C. 150]. Лопатина Л.В, Серебрякова Н.В. отмечают, что произвольность выполняемого действия обеспечивается развитием прочных связей между образом звука и процессом его воспроизведения [4, C. 10]. Качественная кинестетическая и кинетическая основа движений, по мнению Лурия А.Р., влияет на стойкое усвоение точного двигательного навыка [5, C. 82].

В соответствии с рассмотренными исследованиями формирование целостного образа звука - многоаспектный процесс, который предполагает четкий алгоритм действий ребенка для воспроизведения звука речи. Этот алгоритм в обобщенном виде представлен в артикуляционных моделях. Первоначальной моделью выступает артикуляция логопеда, демонстрируемая ребенку перед зеркалом. Ребенок зрительно отмечает правильное положение органов артикуляции и повторяет за логопедом. Навык сличения особенностей положения органов артикуляции, соответствующих конкретному звуку, позволяет ребенку усвоить правильный артикуляционный образ звука. При осуществлении зрительного контроля появляется ориентировка на правильный артикуляционный уклад, и формируются кинестетические ощущения от выполняемых артикуляционных движений. В последующем, при повторении артикуляционного уклада, у ребенка закрепляются ощущения правильного положения органов артикуляции, что приводит к умению точно отличать ее от неверной позиции или артикуляции другого звука. Особое значение в закреплении образа звука отводится артикуляционной модели звука - графическое изображения артикуляционных и акустических характеристик звука. Воспроизведение правильной артикуляции звука по модели представляет собой процесс моделирования.

Дополнительным способом ориентировки на правильный артикуляционный уклад может являться механическое воздействие логопедическим шпателем на органы артикуляции, что позволяет ребенку занять нужную артикуляционную позицию при имеющихся патологических процессах органов артикуляции и ускорить процесс формирования артикуляционного уклада и развития артикуляционных движений [7, C. 12].

Использование способа моделирования в системе формирования правильного произношения позволяет ребенку с речевыми нарушениями ощущать, осознавать, контролировать и запоминать свои действия, что способствует качественному усвоению речевых навыков.

Речевой навык формируется поэтапно, на каждом из которых, артикуляционная модель предъявляется дозировано. Постепенно уменьшается опора на артикуляционную модель, что обеспечивает планомерный переход к автоматизированному действию.

Согласно теории Гальперина П.Я., становление правильных навыков и представлений осуществляется на основе зрительных образов с постепенным переходом от развернутой зрительной схемы до умственного действия [2, C. 43]. Такой подход помогает ребенку с речевыми нарушениями осмыслить важнейшие характеристики звука и перейти от артикуляционного образа к узнаванию звука на слух. В результате происходит закрепление акустических особенностей звука с меньшим количеством зрительных ориентиров. При появлении трудностей распознавания звука на слух, возникает необходимость повторного предъявления зрительного образа (артикуляционной модели звука), для актуализации звука.

Процесс моделирования, согласно Акименко В.М., необходим при коррекции речевых нарушений, поскольку обеспечивает прочное усвоение не только навыков звукопроизношения, но и развитие других речевых и когнитивных функций. Для правильного воспроизведения речевого звука по артикуляционной модели ребенку необходимо проанализировать, обобщить, соотнести, сравнить и осмыслить компоненты модели, что предполагает осознанное усвоение артикуляционных и акустических характеристик звука [1, C. 11].

Процесс моделирования с применением артикуляционных моделей предполагает:

• формирование артикуляционных укладов на полисенсорной основе;

• целенаправленность деятельности при формировании стойких представлений об образе звука;

• формирование умений отслеживать, сопоставлять с эталоном и осмысливать основные признаки звука;

• поэтапное моделирование артикуляционных укладов и качественный, своевременный объем материализованной основы действий;

• определение артикуляционных и акустических характеристик звука;

• точное воспроизведение речевого звука.

Таким образом, использование артикуляционных моделей в логопедической работе при коррекции звукопроизношения способствует эффективному усвоению речевых звуков.

Для процесса моделирования необходимы, структурированные, реалистичные, красочные, включающие все значимые акустические и артикуляционные характеристики звука модели. Современные информационные и цифровые технологии помогают актуализировать визуальный аспект моделирования артикуляции звуков русского языка. Создание реалистичных визуальных моделей артикуляций звуков русского языка, с акустическими и артикуляционными характеристиками осуществляется посредством современных IT и digital-технологии, кроссплатформенных сервисов, online-площадок.

Логопед как специалист, владеющий фундаментальными hard skills может совершенствовать и свои soft skills, изучая основы графического дизайна. Для обогащения дидактического материала достаточно базового уровня сформированности компетенций графического дизайнера. В свою очередь, логопед, имеющий расширенные soft skills графического дизайнера, может создать иллюстрации в различных графических редакторах или использовать готовые шаблоны.

Наиболее популярный кроссплатформенный сервис для графического дизайна - Canva. Данный сервис даёт доступ ко внутренней библиотеке шаблонов, стоковых фотографий, иллюстраций и шрифтов. Логопед может использовать уже имеющиеся в базе шаблоны для создания обучающих презентаций, видео, анимации, инфографики, планов уроков, постов в социальные сети на различную профессиональную тематику. Все шаблоны можно трансформировать, менять детали, форматы, создавать свой дизайн, учитывая возрастные и психолого-педагогические особенности детей [10].

Существуют альтернативные российские online-сервисы для графического дизайна: SUPA, FLYVLIO, WILDA, а также англоязычные online-сервисы VISME, PIXLR, FOTOR, EASIL, PICSAR. Использовать данные сервисы можно в качестве создания графических изображений, видео, анимации и др. [13].

Для создания векторной графики удобно использовать Adobe Illustrator и Adobe Photoshop. Но для этого необходимы более серьезные навыки владения данными редакторами. Создание артикуляционных укладов в данных графических редакторах позволяет добиться реалистичности, четкости и яркости визуального образа звука. Векторные изображения можно размещать на различных online-площадках для создания структурированных и систематических моделей акустических и артикуляционных образов звуков русского языка. При печати артикуляционных моделей сохраняется разрешение и высокое качество [12].

Выводы. Таким образом, артикуляторно-оральное моделирование позволяет повторить естественное произношение звука и разложить этот процесс на составные операционные действия. Использование артикуляционной модели обеспечивает точную ориентировку на положение органов артикуляции, направление воздушной струи, участие голоса и другое.

Понимание и воспроизведение речевого звука по артикуляционной модели требует от ребенка достаточного уровня речемыслительной деятельности. Создание актуальной и доступной ребенку артикуляционной модели осуществляется с использованием разнообразных IT и digital-технологий. Они помогают актуализировать дидактический материал логопедических технологий, методик, приемов под современных детей, что в свою очередь, делает коррекционный процесс интереснее и увлекательнее.

Литература:

1. Акименко, В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников / В.М. Акименко // Логопед. - 2005. - № 1. - С. 4-13

2. Гальперин, П.Я. Экспериментальное формирование внимания / П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 99 с.

3. Лалаева, Р.И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Р.И. Лалаева. - М.: Просвещение, 1983. - 136 с.

4. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Спб.: Изд-во «СОЮЗ», 2000. - 192 с.

5. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии / А.Р. Лурия. - СПб.: Питер, 2006. - 320 с.

6. Репина, З.А. Логопедическая работа по формированию фонематической системы гласных звуков у детей с открытой ринолалией / З.А. Репина // Специальное образование. - 2017. - № 4. - С. 150-165

7. Филичева, Т.Б. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (6 год жизни) / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: МГОПИ, 1993. - 72 с.

8. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии: Учеб. пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. № 03.08 «Дошк. воспитание» / М.Ф. Фомичевы. - М.: Просвещение, 1989. - 239 с.

9. Pexel.com: сайт. - 2023. - URL: https://www.pexels.com/ru-ru/ (дата обращения: 15.01.2023).

10. Canva.com: сайт. - 2023. - URL: https://www.canva.com/ (дата обращения: 15.01.2023).

11. Wikipedia.org: сайт. - 2023. - URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Canva / (дата обращения: 15.01.2023).

12. Adobe.com: сайт. - 2023. - URL: https://www.adobe.com/ru/ (дата обращения: 16.01.2023).

13. Zoom.cnews.ru: сайт. - 2023. - URL: https://zoom.cnews.ru/publication/item/64383 (дата обращения: 17.01.2023).

Педагогика

УДК 337

аспирант, начальник отделения, старший преподаватель Кондратюк Андрей Иванович

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева (г. Красноярск)

ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ НА

УРОКАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация. В статье освещены вопросы формирования универсальных учебных действий (далее - УУД) учеников начальных классов. Актуализирована значимость, описаны особенности, механизмы и условия совершенствования УУД учеников начальных классов на занятиях физкультурой через организацию урока, изучения алгоритмов и способов деятельности, определены критерии сформированности УУД. Проанализированы результаты педагогического эксперимента формирования УУД учеников начальных классов на занятиях физкультурой.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, физическая культура, учитель, обучающиеся начальной школы, двигательные действия, урок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.